Недействующая редакция. Принята: 29.04.2022 / Вступила в силу: 05.07.2022

Недействующая редакция, не действует с 30 августа 2022 года

Неофициальный перевод (с) ООО СоюзПравоИнформ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ УКРАИНЫ

от 20 марта 2022 года №326

Об утверждении Порядка определения вреда и ущерба, причиненного Украине в результате вооруженной агрессии Российской Федерации

(В редакции Постановлений Кабинета Министров Украины от 29.04.2022 г. №505, 29.04.2022 г. №551, 14.06.2022 г. №700)

Кабинет Министров Украины постановляет:

1. Утвердить Порядок определения вреда и ущерба, нанесенного Украине в результате вооруженной агрессии Российской Федерации, который прилагается.

2. Министерствам, другим центральным и местным органам исполнительной власти разработать и утвердить в шестимесячный срок методики, предусмотренные Порядком, утвержденным настоящим постановлением.

3. Министерствам, другим центральным и местным органам исполнительной власти, ответственным за определение ущерба и убытков по направлениям, предусмотренным Порядком, утвержденным настоящим постановлением:

обеспечить внесение в Государственный реестр имущества, поврежденного и уничтоженного в результате боевых действий, террористических актов, диверсий, связанных с военной агрессией Российской Федерации, информации о вреде и убытках по направлениям, определенным подпунктами 5, 11, 12 и 13 (в отношении недвижимых объектов культурного наследия) пункта 2 Порядка, утвержденного настоящим постановлением, в течение десяти дней со дня определения соответствующего вреда и убытков;

подавать ежегодно до 1 апреля следующего периода Министерству по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий соответствующую информацию (кроме информации, определенной абзацем вторым этого пункта, доступ к которой Министерство по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий получает через Государственный реестр имущества, поврежденного и уничтоженного в результате боевых действий, террористических актов, диверсий, связанных с военной агрессией Российской Федерации) для ее обобщения и представления до 1 июня Кабинету Министров Украины.

(Пункт 3 изложен в новой редакции в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины от 29.04.2022 №505)
(см. предыдущую редакцию)

Премьер-министр Украины

Д.Шмыгаль

Утвержден Постановлением Кабинета Министров Украины от 20 марта 2022 года №326

Порядок определение вреда и ущерба, причиненного Украине в результате вооруженной агрессии Российской Федерации

1. Настоящий Порядок устанавливает процедуру определения вреда и ущерба, причиненных Украине в результате вооруженной агрессии Российской Федерации (далее - вред и ущерб).

2. Определение вреда и ущерба осуществляется отдельно по следующим направлениям:

1) людские потери и связанные с ними социальные расходы - направление, которое включает все человеческие потери (смерть или увечья гражданских лиц), возникшие в результате вооруженной агрессии Российской Федерации, а также расходы, связанные с назначением различных видов государственной социальной помощи и предоставлением социальных услуг.

Основные показатели, которые оцениваются:

количество гражданских лиц, погибших в результате вооруженной агрессии Российской Федерации;

количество гражданских лиц, потерявших место жительства в результате вооруженной агрессии Российской Федерации;

количество гражданских лиц, получающих пенсию в случае потери кормильца за лиц, погибших в результате боевых действий;

количество гражданских лиц с инвалидностью, в том числе детей с инвалидностью, которые получили инвалидность вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в результате боевых действий и связанных с ними несчастных случаев, которым предоставляются социальные гарантии и различные виды государственной социальной помощи;

количество детей, родители или один из родителей которых погибли (погиб) в результате вооруженной агрессии Российской Федерации.

Определение вреда и объема социальных выплат, которые обеспечиваются в соответствии с законодательством, в денежной форме осуществляется согласно методике, утвержденной приказом Минсоцполитики, по согласованию с Минреинтеграции.

Ответственным за определение вреда и убытков по приведенному направлению является Минсоцполитики;

2) экономические потери, связанные с людскими потерями, - направление, которое включает косвенные экономические потери, связанные с уменьшением численности населения и соответствующее уменьшение экономических показателей страны.

Основные показатели, которые оцениваются:

потери валового внутреннего продукта из-за гибели людей;

потери валового внутреннего продукта из-за инвалидности лиц, ставших лицами с инвалидностью вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных вследствие вооруженной агрессии Российской Федерации.

Определение вреда и убытков в денежной форме осуществляется в соответствии с методикой, утвержденной приказом Минэкономики, по согласованию с Минреинтеграции.

Ответственным за определение вреда и убытков по приведенному направлению является Минэкономики;

3) военные потери - направление, включающее человеческие и материальные военные потери и расходы, связанные с боевыми действиями.

Основные показатели, которые оцениваются:

человеческие потери (гибель, смерть военнослужащих Вооруженных Сил, других составляющих сил обороны) во время участия в антитеррористической операции, мероприятиях по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации;

расходы на выплату единовременной денежной помощи в случае гибели (смерти), инвалидности или частичной потери трудоспособности без установления инвалидности военнослужащих во время участия в антитеррористической операции, мероприятиях по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации;

материальные военные потери и расходы, связанные с боевыми действиями;

расходы на утилизацию поврежденной техники и боеприпасов;

расходы, связанные с разминированием зон боевых действий;

средства, взысканные с Минобороны и других субъектов сектора безопасности и обороны на основании решений судов Украины, за потери, причиненные противоправными действиями Российской Федерации в виде террористических актов, диверсий.

Определение ущерба и убытков осуществляется в соответствии с методикой, утвержденной приказом Минобороны, по согласованию с Минреинтеграции.

Ответственным за определение ущерба и объема убытков по приведенному направлению является Минобороны;

4) потери, связанные с обеспечением публичной безопасности и порядка, борьбы с преступностью, обеспечением безопасности дорожного движения, - направление, включающее человеческие и материальные потери и расходы правоохранительных органов, связанные с обеспечением публичной безопасности и порядка, борьбы с преступностью, обеспечением безопасности дорожного движения.

Основные показатели, которые оцениваются:

человеческие потери (гибель, смерть сотрудников правоохранительных органов, лиц рядового и начальствующего состава) во время участия в антитеррористической операции, мероприятиях по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации;

расходы на выплату единовременной денежной помощи в случае гибели (смерти), инвалидности или частичной потери трудоспособности без установления инвалидности работников правоохранительных органов, лиц рядового и начальствующего состава во время участия в антитеррористической операции, мероприятиях по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации;

материальные потери правоохранительных органов, связанные с обеспечением публичной безопасности и порядка, борьбы с преступностью, обеспечением безопасности дорожного движения в районе осуществления мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации;

расходы на утилизацию (списание) поврежденной техники и другого имущества.

Определение вреда и убытков в натуральной и денежной форме осуществляется в соответствии с методикой, утвержденной приказом МВД, по согласованию с Минреинтеграции.

Ответственным за определение ущерба и убытков по приведенному направлению является МВД;

5) потери жилого фонда и объектов благоустройства - направление, которое включает потери жилищного фонда (жилья), объектов благоустройства, фактические расходы, осуществленные для их восстановления, и затраты, необходимые для восстановления поврежденного и разрушенного жилого фонда и объектов благоустройства.

Основные показатели, которые оцениваются:

стоимость разрушенного и поврежденного жилого фонда (жилья);

фактические расходы, осуществленные для восстановления поврежденного жилого фонда (жилья);

расходы, необходимые для восстановления жилищного фонда (жилья);

фактические расходы, осуществленные для восстановления разрушенных и поврежденных объектов благоустройства;

расходы на демонтаж разрушенных жилищного фонда и объектов благоустройства;

другие показатели и параметры, которыми определяется размер вреда и убытков в результате утраты жилого фонда и объектов благоустройства, связанные с вооруженной агрессией Российской Федерации.

Определение вреда и объема убытков осуществляется в соответствии с методикой, утвержденной Приказом Минрегиона по согласованию с Минреинтеграции;

5-1) потери объектов общественных зданий - направление, которое включает потери общественных зданий (объектов образования, спорта, социальной защиты, здравоохранения, культуры, административных зданий и т.п.), фактические расходы, осуществленные для их восстановления.

Основные показатели, которые оцениваются:

стоимость разрушенных и поврежденных общественных зданий;

фактические расходы, осуществленные для восстановления поврежденных общественных зданий;

расходы на демонтаж разрушенных объектов общественных зданий;

другие показатели и параметры, которыми определяется размер ущерба и убытков вследствие потери объектов общественных зданий, вызванных вооруженной агрессией Российской Федерации.

Определение вреда и объема убытков осуществляется в соответствии с методикой, утвержденной Приказом Минрегиона по согласованию Минреинтеграции;

5-2) потери объектов жилищно-коммунального хозяйства - направление, которое включает разрушенные и поврежденные объекты в сфере теплоснабжения, объекты водоснабжения и водоотведения и остальных объектов жилищно-коммунального хозяйства, уничтожение которых имеет непосредственное влияние на санитарные и гигиенические условия проживания жителей населенных пунктов.

Основные показатели, которые оцениваются:

стоимость уничтоженных или поврежденных объектов жилищно-коммунального хозяйства;

фактические расходы, осуществленные для восстановления объектов жилищно-коммунального хозяйства;

расходы на демонтаж разрушенных сооружений, утилизацию (списание) поврежденной техники и другого имущества;

другие показатели и параметры, которыми определяется размер ущерба и убытков вследствие потери объектов жилищно-коммунального хозяйства, вызванных вооруженной агрессией Российской Федерации.

Определение вреда и объема убытков осуществляется в соответствии с методикой, утвержденной Приказом Минрегиона по согласованию с Минреинтеграции;

6) потери земельного фонда - направление, включающее потери земельного фонда, а также связанную с ними упущенную выгоду.

Основные показатели, которые оцениваются:

фактические затраты на рекультивацию земель, которые были нарушены в результате боевых действий, строительства, обустройства и содержания инженерно-технических и фортификационных сооружений, ограждений, пограничных знаков, пограничных просек, коммуникаций для обустройства государственной границы;

нанесенный ущерб собственникам (землепользователям) земельных участков сельскохозяйственного назначения;

затраты на восстановление мелиоративных площадей;

расходы на разминирование.

Определение вреда и убытков осуществляется в соответствии с методикой, утвержденной приказом Минагрополитики, по согласованию с Минреинтеграции.

Ответственными за определение ущерба и убытков по приведенному направлению являются областные, Киевская городская государственные администрации (на период военного положения - военные администрации);

7) потери лесного фонда - направление, включающее потери лесонасаждений и связанные с ними расходы.

Основные показатели, которые оцениваются:

потери лесохозяйственного производства, вызванные ограничением прав землепользователей;

потери поврежденной, уничтоженной или украденной заготовленной лесопродукции;

неполученные доходы лесопользователей, причиненные временным занятием земельных участков, установлением ограничений по их использованию, от:

- непроведения рубок (стоимость лесопродукции, рентная плата);

- невозможности осуществлять побочное пользование (в частности, заготовку березового сока, ягод, грибов);

затраты на подготовку почвы под создание лесных культур;

расходы и неполученные доходы охотничьего хозяйства (в частности, невозможность проведения охоты, уничтожения или повреждения вольеров, потери количества диких животных, вызванные несвоевременным осуществлением биотехнических мероприятий).

Определение вреда и убытков, причиненных лесному фонду, осуществляется в соответствии с методикой, утвержденной приказом Минприроды по представлению Гослесагентства по согласованию с Минреинтеграции.

Определение ущерба и убытков, причиненных в результате уничтожения или повреждения лесных питомников, лесных культур, и вреда, причиненного биоресурсам, осуществляется в соответствии с методикой, утвержденной приказом Минприроды по представлению Госэкоинспекции по согласованию с Минреинтеграции.

Ответственными за определение вреда и убытков по приведенным направлениям являются Госэкоинспекция и Гослесагентство;

8) потери недр - направление, включающее потери недр, причиненные самовольным их пользованием, а также вред, нанесенный окружающей природной среде во время самовольного пользования недрами.

Основные показатели, которые оцениваются:

объем самовольного, в частности незаконного, пользования недрами;

вред и ущерб, причиненные окружающей природной среде вследствие самовольного пользования недрами.

Определение вреда и убытков от объема самовольного, в частности, незаконного, пользования недрами осуществляется в соответствии с методикой, утвержденной приказом Минприроды по представлению Госгеонедр по согласованию с Минреинтеграции.

Ответственными за определение вреда и убытков по приведенному направлению являются Госгеонедра.

Определение вреда и убытков, причиненных окружающей природной среде вследствие самовольного пользования недрами, осуществляется в соответствии с методикой, утвержденной приказом Минприроды по представлению Госэкоинспекции по согласованию с Минреинтеграции.

Ответственной за определение вреда и убытков по приведенному направлению является Госэкоинспекция;

9) потери акватории - направление, которое включает утраченную часть территориального моря, исключительной морской (экономической) зоны и внутренних морских вод Украины в Азовском и Черном морях.

Основные показатели, которые оцениваются:

упущенная выгода, связанная с ограничением мореплавания вследствие потери части территориального моря, исключительной морской (экономической) зоны и внутренних морских вод Украины в Азовском и Черном морях.

Определение убытков осуществляется в соответствии с методикой, утвержденной приказом Мининфраструктуры по согласованию с Минреинтеграции;

вред, причиненный окружающей природной среде в пределах территориального моря, исключительной морской (экономической) зоны и внутренних морских вод Украины в Азовском и Черном морях.

Определение ущерба и убытков осуществляется в соответствии с методикой, утвержденной приказом Минприроды по представлению Госэкоинспекции по согласованию с Минреинтеграции.

Ответственными за определение вреда и убытков по приведенным направлениям являются Мининфраструктуры и Госэкоинспекция;

10) убытки, причиненные природно-заповедному фонду, - направление, которое включает ущерб, нанесенный территориям и объектам природно-заповедного фонда, и связанные с ними расходы.

Основным показателем, который оценивается, является ущерб, нанесенный территориям и объектам природно-заповедного фонда вследствие повреждения или уничтожения природных комплексов и объектов в их границах.

Определение ущерба и убытков осуществляется в соответствии с методикой, утвержденной приказом Минприроды по представлению Госэкоинспекции по согласованию с Минреинтеграции.

Ответственной за определение вреда и убытков по приведенному направлению является Госэкоинспекция;

11) потери инфраструктуры транспорта, телекоммуникационной сети и связи - направление, которое включает разрушенные или поврежденные автомобильные, железнодорожные пути, транспортные развязки, телекоммуникационные сети и другие объекты транспортной инфраструктуры.

Основные показатели, которые оцениваются:

протяженность утраченных, уничтоженных или поврежденных автомобильных дорог и их составляющих;

протяженность утраченных, уничтоженных или поврежденных железнодорожных путей;

утраченные, уничтоженные или поврежденные объекты транспортной инфраструктуры;

утраченные, уничтоженные или поврежденные объекты движимого имущества транспорта и телекоммуникационной сети и связи;

утраченные, уничтоженные или поврежденные объекты связи, телекоммуникационные сети.

Определение ущерба и убытков осуществляется в соответствии с методикой, утвержденной приказом Мининфраструктуры, по согласованию с Минцифры и Минреинтеграции.

Ответственным за определение вреда и убытков по приведенному направлению является Мининфраструктуры;

12) потери энергетической инфраструктуры - направление, включающее разрушенные газо-, нефтепроводы, линии электропередачи, другие объекты энергетической инфраструктуры.

Основные показатели, которые оцениваются:

протяженность утраченных, уничтоженных или поврежденных газо-, нефтепроводов;

протяженность утраченных, уничтоженных или поврежденных линий электропередачи;

стоимость утраченных, уничтоженных или поврежденных объектов энергетической инфраструктуры;

стоимость потерь (утечки) природного газа в случае повреждения газопроводов и газораспределительных станций.

Определение ущерба и убытков осуществляется в соответствии с методикой, утвержденной приказом Минэнерго, по согласованию с Минреинтеграции.

Ответственным за определение вреда и убытков по приведенному направлению является Минэнерго;

13) потери культурного наследия - направление, включающее потери объектов культурного наследия.

Основные показатели, которые оцениваются:

стоимость ущерба, нанесенного памятнику культурного наследия;

стоимость ущерба, нанесенного незаконными археологическими исследованиями;

моральный вред, нанесенный в связи с отсутствием доступа граждан государства к культурному наследию Украины.

Определение стоимости морального вреда и вреда, причиненного незаконными археологическими исследованиями, осуществляется в соответствии с методикой, утвержденной приказом МКИП, по согласованию с Минреинтеграции.

Ответственным за определение вреда по приведенному направлению является МКИП;

14) экономические потери предприятий - направление включает потери предприятий всех форм собственности вследствие уничтожения и повреждения их имущества, а также упущенную выгоду от невозможности или препятствий в осуществлении хозяйственной деятельности.

Основные показатели, которые оцениваются:

стоимость утраченного, уничтоженного или поврежденного имущества государственных предприятий;

стоимость утраченного, уничтоженного или поврежденного имущества предприятий негосударственной формы собственности;

упущенная выгода государственных предприятий;

упущенная выгода предприятий негосударственной формы собственности;

потери государственных предприятий от неоплаченных товаров, работ и услуг, предоставленных и потребленных на временно оккупированных территориях;

потери предприятий негосударственной формы собственности от неоплаченных товаров работ и услуг, предоставленных и потребленных на временно оккупированных территориях.

Определение вреда и убытков предприятий осуществляется в соответствии с методикой, утвержденной совместным приказом Минэкономики и Фонда государственного имущества, по согласованию с Минреинтеграции.

Ответственными за определение вреда и убытков по приведенному направлению являются:

министерства, другие центральные и местные органы исполнительной власти, являющиеся уполномоченными органами управления - в части предприятий, принадлежащих к сфере их управления;

областные, Киевская городская государственные администрации (на период военного положения - военные администрации), - в части предприятий негосударственной формы собственности, которые находятся на территории соответствующих областей и г. Киева;

15) потери учреждений и организаций - направление, включающее потери учреждений и организаций всех форм собственности вследствие уничтожения и повреждения их имущества (кроме потерь общественных зданий и сооружений коммунальной собственности, которые относятся к подпункту 5-1 пункта 2 настоящего Порядка).

Основные показатели, которые оцениваются:

стоимость утраченного, уничтоженного или поврежденного имущества государственных учреждений и организаций;

стоимость утраченного, уничтоженного или поврежденного имущества учреждений и организаций негосударственной формы собственности;

упущенная выгода государственных учреждений и организаций;

упущенная выгода учреждений и организаций негосударственной формы собственности.

Определение вреда и убытков осуществляется в соответствии с методикой, утвержденной совместным приказом Минэкономики и Фонда государственного имущества, по согласованию с Минреинтеграции.

Ответственными за определение вреда и убытков по приведенному направлению являются:

министерства, другие центральные и местные органы исполнительной власти, являющиеся уполномоченными органами управления - в части учреждений и организаций, принадлежащих к сфере их управления;

областные, Киевская городская государственные администрации (на период военного положения - военные администрации), в части учреждений и организаций негосударственной формы собственности, находящихся на территории соответствующих областей и г. Киев;

16) вред, причиненный земельным ресурсам, - направление, которое включает в себя ущерб, вызванный загрязнением и засорением земельных ресурсов.

Основные показатели, которые оцениваются:

ущерб, нанесенный почвам и земельным участкам в результате загрязнения почв веществами, которые негативно влияют на их плодородие и другие полезные свойства;

ущерб, нанесенный почвам и земельным участкам вследствие засорения земельных участков посторонними предметами, материалами, отходами и/или другими веществами.

Определение вреда и убытков осуществляется в соответствии с методикой, утвержденной приказом Минприроды по представлению Госэкоинспекции по согласованию с Минреинтеграции.

Ответственной за определение вреда и убытков по приведенному направлению является Госэкоинспекция;

17) вред, нанесенный атмосферному воздуху, - направление, включающее вред, нанесенный выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Основные показатели, которые оцениваются:

объем неорганизованных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух или смесей таких веществ;

ущерб, нанесенный атмосферному воздуху неорганизованными выбросами загрязняющих веществ или смесей таких веществ.

Определение вреда и убытков осуществляется в соответствии с методикой, утвержденной приказом Минприроды по представлению Госэкоинспекции по согласованию с Минреинтеграции.

Ответственной за определение вреда и убытков по приведенному направлению является Госэкоинспекция;

18) ущерб, нанесенный водным ресурсам и объектам водохозяйственной инфраструктуры, - направление, которое включает загрязнение, засорение, истощение и другие действия, которые могут ухудшить условия водоснабжения, нанести вред здоровью людей, повлечь уменьшение рыбных запасов и других объектов водного промысла, ухудшение условий существования диких животных, снижение плодородия почв и другие неблагоприятные явления вследствие изменения физических и химических свойств вод, снижение их способности к естественному очищению, нарушение гидрологического и гидрогеологического режима вод.

Основные показатели, которые оцениваются:

упущенная выгода в связи с ограничением использования вод, в частности, для удовлетворения потребностей отраслей экономики в водных ресурсах (рентная плата, экологический налог, предоставление услуг);

упущенная выгода в связи с ухудшением экологического состояния/потенциала или химического состояния массивов поверхностных вод, экологического состояния морских вод;

вред, причиненный вследствие загрязнения и засорения вод, нарушения установленных режимов работы искусственных водных объектов и водохозяйственных систем и самовольного пользования водными ресурсами;

объем самовольного, в частности, незаконного, пользования водными ресурсами;

потребности на восстановление водных объектов, которые были нарушены в результате боевых действий;

уничтоженные или поврежденные объекты водохозяйственной инфраструктуры (в частности, насосные станции, осуществляющие перекачку речного стока и паводковых вод, шлюзы-регуляторы);

упущенная выгода в связи с ограничением доступа к использованию рыбных и других водных живых ресурсов.

Определение убытков (кроме причиненных вследствие загрязнения и засорения вод, самовольного пользования водными ресурсами) осуществляется в соответствии с методикой, утвержденной приказом Минприроды по представлению Госводагентства по согласованию с Минреинтеграции.

Определение вреда и убытков, причиненных вследствие загрязнения и засорения вод, самовольного пользования водными ресурсами, осуществляется в соответствии с методикой, утвержденной приказом Минприроды по представлению Госэкоинспекции по согласованию с Минреинтеграции.

Определение вреда и убытков (упущенной выгоды) в связи с ограничением доступа к использованию рыбных и других водных живых ресурсов осуществляется в соответствии с методикой, утвержденной приказом Минагрополитики по согласованию с Минреинтеграции.

Ответственными за определение вреда и убытков по приведенным направлениям являются Госэкоинспекция, Госводагентство и Минагрополитики.

(В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины от 14.06.2022 г. №700)
(см. предыдущую редакцию)

3. Перечни основных показателей в рамках каждого направления не являются исчерпывающими и могут быть дополнены в указанных методиках.

4. К подготовке проектов указанных методик и осуществлению оценки ущерба и потерь могут привлекаться представители неправительственных организаций, независимых информационно-аналитических центров и общественных организаций.

5. Факт фиксации повреждений или разрушения зданий и сооружений, обусловленных вооруженной агрессией Российской Федерации, осуществляется в соответствии с Порядком выполнения неотложных работ по ликвидации последствий вооруженной агрессии Российской Федерации, связанных с повреждением зданий и сооружений, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 19 апреля 2022 г. №473.

(Пункт 5 введен в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины от 14.06.2022 г. №700)