Дата обновления БД:
07.05.2024
Добавлено/обновлено документов:
85 / 267
Всего документов в БД:
133423
Неофициальный перевод (с) ООО СоюзПравоИнформ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ УКРАИНЫ
от 20 марта 2022 года №326
Об утверждении Порядка определения вреда и ущерба, причиненного Украине в результате вооруженной агрессии Российской Федерации
(В редакции Постановлений Кабинета Министров Украины от 29.04.2022 г. №505, 29.04.2022 г. №551, 14.06.2022 г. №700)
Кабинет Министров Украины постановляет:
1. Утвердить Порядок определения вреда и ущерба, нанесенного Украине в результате вооруженной агрессии Российской Федерации, который прилагается.
2. Министерствам, другим центральным и местным органам исполнительной власти разработать и утвердить в шестимесячный срок методики, предусмотренные Порядком, утвержденным настоящим постановлением.
3. Министерствам, другим центральным и местным органам исполнительной власти, ответственным за определение ущерба и убытков по направлениям, предусмотренным Порядком, утвержденным настоящим постановлением:
обеспечить внесение в Государственный реестр имущества, поврежденного и уничтоженного в результате боевых действий, террористических актов, диверсий, связанных с военной агрессией Российской Федерации, информации о вреде и убытках по направлениям, определенным подпунктами 5, 11, 12 и 13 (в отношении недвижимых объектов культурного наследия) пункта 2 Порядка, утвержденного настоящим постановлением, в течение десяти дней со дня определения соответствующего вреда и убытков;
подавать ежегодно до 1 апреля следующего периода Министерству по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий соответствующую информацию (кроме информации, определенной абзацем вторым этого пункта, доступ к которой Министерство по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий получает через Государственный реестр имущества, поврежденного и уничтоженного в результате боевых действий, террористических актов, диверсий, связанных с военной агрессией Российской Федерации) для ее обобщения и представления до 1 июня Кабинету Министров Украины.
(Пункт 3 изложен в новой редакции в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины от 29.04.2022 №505)
(см. предыдущую редакцию)
Премьер-министр Украины
Д.Шмыгаль
Утвержден Постановлением Кабинета Министров Украины от 20 марта 2022 года №326
Порядок определение вреда и ущерба, причиненного Украине в результате вооруженной агрессии Российской Федерации
1. Настоящий Порядок устанавливает процедуру определения вреда и ущерба, причиненных Украине в результате вооруженной агрессии Российской Федерации (далее - вред и ущерб).
2. Определение вреда и ущерба осуществляется отдельно по следующим направлениям:
1) людские потери и связанные с ними социальные расходы - направление, которое включает все человеческие потери (смерть или увечья гражданских лиц), возникшие в результате вооруженной агрессии Российской Федерации, а также расходы, связанные с назначением различных видов государственной социальной помощи и предоставлением социальных услуг.
Основные показатели, которые оцениваются:
количество гражданских лиц, погибших в результате вооруженной агрессии Российской Федерации;
количество гражданских лиц, потерявших место жительства в результате вооруженной агрессии Российской Федерации;
количество гражданских лиц, получающих пенсию в случае потери кормильца за лиц, погибших в результате боевых действий;
количество гражданских лиц с инвалидностью, в том числе детей с инвалидностью, которые получили инвалидность вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в результате боевых действий и связанных с ними несчастных случаев, которым предоставляются социальные гарантии и различные виды государственной социальной помощи;
количество детей, родители или один из родителей которых погибли (погиб) в результате вооруженной агрессии Российской Федерации.
Определение вреда и объема социальных выплат, которые обеспечиваются в соответствии с законодательством, в денежной форме осуществляется согласно методике, утвержденной приказом Минсоцполитики, по согласованию с Минреинтеграции.
Ответственным за определение вреда и убытков по приведенному направлению является Минсоцполитики;
2) экономические потери, связанные с людскими потерями, - направление, которое включает косвенные экономические потери, связанные с уменьшением численности населения и соответствующее уменьшение экономических показателей страны.
Основные показатели, которые оцениваются:
потери валового внутреннего продукта из-за гибели людей;
потери валового внутреннего продукта из-за инвалидности лиц, ставших лицами с инвалидностью вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных вследствие вооруженной агрессии Российской Федерации.
Определение вреда и убытков в денежной форме осуществляется в соответствии с методикой, утвержденной приказом Минэкономики, по согласованию с Минреинтеграции.
Ответственным за определение вреда и убытков по приведенному направлению является Минэкономики;
3) военные потери - направление, включающее человеческие и материальные военные потери и расходы, связанные с боевыми действиями.
Основные показатели, которые оцениваются:
человеческие потери (гибель, смерть военнослужащих Вооруженных Сил, других составляющих сил обороны) во время участия в антитеррористической операции, мероприятиях по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации;
расходы на выплату единовременной денежной помощи в случае гибели (смерти), инвалидности или частичной потери трудоспособности без установления инвалидности военнослужащих во время участия в антитеррористической операции, мероприятиях по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации;
материальные военные потери и расходы, связанные с боевыми действиями;
расходы на утилизацию поврежденной техники и боеприпасов;
расходы, связанные с разминированием зон боевых действий;
средства, взысканные с Минобороны и других субъектов сектора безопасности и обороны на основании решений судов Украины, за потери, причиненные противоправными действиями Российской Федерации в виде террористических актов, диверсий.
Определение ущерба и убытков осуществляется в соответствии с методикой, утвержденной приказом Минобороны, по согласованию с Минреинтеграции.
Ответственным за определение ущерба и объема убытков по приведенному направлению является Минобороны;
4) потери, связанные с обеспечением публичной безопасности и порядка, борьбы с преступностью, обеспечением безопасности дорожного движения, - направление, включающее человеческие и материальные потери и расходы правоохранительных органов, связанные с обеспечением публичной безопасности и порядка, борьбы с преступностью, обеспечением безопасности дорожного движения.
Основные показатели, которые оцениваются:
человеческие потери (гибель, смерть сотрудников правоохранительных органов, лиц рядового и начальствующего состава) во время участия в антитеррористической операции, мероприятиях по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации;
расходы на выплату единовременной денежной помощи в случае гибели (смерти), инвалидности или частичной потери трудоспособности без установления инвалидности работников правоохранительных органов, лиц рядового и начальствующего состава во время участия в антитеррористической операции, мероприятиях по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации;
материальные потери правоохранительных органов, связанные с обеспечением публичной безопасности и порядка, борьбы с преступностью, обеспечением безопасности дорожного движения в районе осуществления мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации;
расходы на утилизацию (списание) поврежденной техники и другого имущества.
Определение вреда и убытков в натуральной и денежной форме осуществляется в соответствии с методикой, утвержденной приказом МВД, по согласованию с Минреинтеграции.
Ответственным за определение ущерба и убытков по приведенному направлению является МВД;
5) потери жилого фонда и объектов благоустройства - направление, которое включает потери жилищного фонда (жилья), объектов благоустройства, фактические расходы, осуществленные для их восстановления, и затраты, необходимые для восстановления поврежденного и разрушенного жилого фонда и объектов благоустройства.
Основные показатели, которые оцениваются:
стоимость разрушенного и поврежденного жилого фонда (жилья);
фактические расходы, осуществленные для восстановления поврежденного жилого фонда (жилья);
расходы, необходимые для восстановления жилищного фонда (жилья);
фактические расходы, осуществленные для восстановления разрушенных и поврежденных объектов благоустройства;
расходы на демонтаж разрушенных жилищного фонда и объектов благоустройства;
другие показатели и параметры, которыми определяется размер вреда и убытков в результате утраты жилого фонда и объектов благоустройства, связанные с вооруженной агрессией Российской Федерации.
Определение вреда и объема убытков осуществляется в соответствии с методикой, утвержденной Приказом Минрегиона по согласованию с Минреинтеграции;
5-1) потери объектов общественных зданий - направление, которое включает потери общественных зданий (объектов образования, спорта, социальной защиты, здравоохранения, культуры, административных зданий и т.п.), фактические расходы, осуществленные для их восстановления.
Основные показатели, которые оцениваются:
стоимость разрушенных и поврежденных общественных зданий;
фактические расходы, осуществленные для восстановления поврежденных общественных зданий;
расходы на демонтаж разрушенных объектов общественных зданий;
другие показатели и параметры, которыми определяется размер ущерба и убытков вследствие потери объектов общественных зданий, вызванных вооруженной агрессией Российской Федерации.
Определение вреда и объема убытков осуществляется в соответствии с методикой, утвержденной Приказом Минрегиона по согласованию Минреинтеграции;
5-2) потери объектов жилищно-коммунального хозяйства - направление, которое включает разрушенные и поврежденные объекты в сфере теплоснабжения, объекты водоснабжения и водоотведения и остальных объектов жилищно-коммунального хозяйства, уничтожение которых имеет непосредственное влияние на санитарные и гигиенические условия проживания жителей населенных пунктов.
Основные показатели, которые оцениваются:
стоимость уничтоженных или поврежденных объектов жилищно-коммунального хозяйства;
фактические расходы, осуществленные для восстановления объектов жилищно-коммунального хозяйства;
расходы на демонтаж разрушенных сооружений, утилизацию (списание) поврежденной техники и другого имущества;
другие показатели и параметры, которыми определяется размер ущерба и убытков вследствие потери объектов жилищно-коммунального хозяйства, вызванных вооруженной агрессией Российской Федерации.
Определение вреда и объема убытков осуществляется в соответствии с методикой, утвержденной Приказом Минрегиона по согласованию с Минреинтеграции;
6) потери земельного фонда - направление, включающее потери земельного фонда, а также связанную с ними упущенную выгоду.
Основные показатели, которые оцениваются:
фактические затраты на рекультивацию земель, которые были нарушены в результате боевых действий, строительства, обустройства и содержания инженерно-технических и фортификационных сооружений, ограждений, пограничных знаков, пограничных просек, коммуникаций для обустройства государственной границы;
нанесенный ущерб собственникам (землепользователям) земельных участков сельскохозяйственного назначения;
затраты на восстановление мелиоративных площадей;
расходы на разминирование.
Определение вреда и убытков осуществляется в соответствии с методикой, утвержденной приказом Минагрополитики, по согласованию с Минреинтеграции.
Ответственными за определение ущерба и убытков по приведенному направлению являются областные, Киевская городская государственные администрации (на период военного положения - военные администрации);
7) потери лесного фонда - направление, включающее потери лесонасаждений и связанные с ними расходы.
Основные показатели, которые оцениваются:
потери лесохозяйственного производства, вызванные ограничением прав землепользователей;
потери поврежденной, уничтоженной или украденной заготовленной лесопродукции;
неполученные доходы лесопользователей, причиненные временным занятием земельных участков, установлением ограничений по их использованию, от:
- непроведения рубок (стоимость лесопродукции, рентная плата);
- невозможности осуществлять побочное пользование (в частности, заготовку березового сока, ягод, грибов);
затраты на подготовку почвы под создание лесных культур;
расходы и неполученные доходы охотничьего хозяйства (в частности, невозможность проведения охоты, уничтожения или повреждения вольеров, потери количества диких животных, вызванные несвоевременным осуществлением биотехнических мероприятий).
Определение вреда и убытков, причиненных лесному фонду, осуществляется в соответствии с методикой, утвержденной приказом Минприроды по представлению Гослесагентства по согласованию с Минреинтеграции.
Определение ущерба и убытков, причиненных в результате уничтожения или повреждения лесных питомников, лесных культур, и вреда, причиненного биоресурсам, осуществляется в соответствии с методикой, утвержденной приказом Минприроды по представлению Госэкоинспекции по согласованию с Минреинтеграции.
Ответственными за определение вреда и убытков по приведенным направлениям являются Госэкоинспекция и Гослесагентство;
8) потери недр - направление, включающее потери недр, причиненные самовольным их пользованием, а также вред, нанесенный окружающей природной среде во время самовольного пользования недрами.
Основные показатели, которые оцениваются:
объем самовольного, в частности незаконного, пользования недрами;
вред и ущерб, причиненные окружающей природной среде вследствие самовольного пользования недрами.
Определение вреда и убытков от объема самовольного, в частности, незаконного, пользования недрами осуществляется в соответствии с методикой, утвержденной приказом Минприроды по представлению Госгеонедр по согласованию с Минреинтеграции.
Ответственными за определение вреда и убытков по приведенному направлению являются Госгеонедра.
Определение вреда и убытков, причиненных окружающей природной среде вследствие самовольного пользования недрами, осуществляется в соответствии с методикой, утвержденной приказом Минприроды по представлению Госэкоинспекции по согласованию с Минреинтеграции.
Ответственной за определение вреда и убытков по приведенному направлению является Госэкоинспекция;
9) потери акватории - направление, которое включает утраченную часть территориального моря, исключительной морской (экономической) зоны и внутренних морских вод Украины в Азовском и Черном морях.
Основные показатели, которые оцениваются:
упущенная выгода, связанная с ограничением мореплавания вследствие потери части территориального моря, исключительной морской (экономической) зоны и внутренних морских вод Украины в Азовском и Черном морях.
Определение убытков осуществляется в соответствии с методикой, утвержденной приказом Мининфраструктуры по согласованию с Минреинтеграции;
вред, причиненный окружающей природной среде в пределах территориального моря, исключительной морской (экономической) зоны и внутренних морских вод Украины в Азовском и Черном морях.
Определение ущерба и убытков осуществляется в соответствии с методикой, утвержденной приказом Минприроды по представлению Госэкоинспекции по согласованию с Минреинтеграции.
Ответственными за определение вреда и убытков по приведенным направлениям являются Мининфраструктуры и Госэкоинспекция;
10) убытки, причиненные природно-заповедному фонду, - направление, которое включает ущерб, нанесенный территориям и объектам природно-заповедного фонда, и связанные с ними расходы.
Основным показателем, который оценивается, является ущерб, нанесенный территориям и объектам природно-заповедного фонда вследствие повреждения или уничтожения природных комплексов и объектов в их границах.
Определение ущерба и убытков осуществляется в соответствии с методикой, утвержденной приказом Минприроды по представлению Госэкоинспекции по согласованию с Минреинтеграции.
Ответственной за определение вреда и убытков по приведенному направлению является Госэкоинспекция;
11) потери инфраструктуры транспорта, телекоммуникационной сети и связи - направление, которое включает разрушенные или поврежденные автомобильные, железнодорожные пути, транспортные развязки, телекоммуникационные сети и другие объекты транспортной инфраструктуры.
Основные показатели, которые оцениваются:
протяженность утраченных, уничтоженных или поврежденных автомобильных дорог и их составляющих;
протяженность утраченных, уничтоженных или поврежденных железнодорожных путей;
утраченные, уничтоженные или поврежденные объекты транспортной инфраструктуры;
утраченные, уничтоженные или поврежденные объекты движимого имущества транспорта и телекоммуникационной сети и связи;
утраченные, уничтоженные или поврежденные объекты связи, телекоммуникационные сети.
Определение ущерба и убытков осуществляется в соответствии с методикой, утвержденной приказом Мининфраструктуры, по согласованию с Минцифры и Минреинтеграции.
Ответственным за определение вреда и убытков по приведенному направлению является Мининфраструктуры;
12) потери энергетической инфраструктуры - направление, включающее разрушенные газо-, нефтепроводы, линии электропередачи, другие объекты энергетической инфраструктуры.
Основные показатели, которые оцениваются:
протяженность утраченных, уничтоженных или поврежденных газо-, нефтепроводов;
протяженность утраченных, уничтоженных или поврежденных линий электропередачи;
стоимость утраченных, уничтоженных или поврежденных объектов энергетической инфраструктуры;
стоимость потерь (утечки) природного газа в случае повреждения газопроводов и газораспределительных станций.
Определение ущерба и убытков осуществляется в соответствии с методикой, утвержденной приказом Минэнерго, по согласованию с Минреинтеграции.
Ответственным за определение вреда и убытков по приведенному направлению является Минэнерго;
13) потери культурного наследия - направление, включающее потери объектов культурного наследия.
Основные показатели, которые оцениваются:
стоимость ущерба, нанесенного памятнику культурного наследия;
стоимость ущерба, нанесенного незаконными археологическими исследованиями;
моральный вред, нанесенный в связи с отсутствием доступа граждан государства к культурному наследию Украины.
Определение стоимости морального вреда и вреда, причиненного незаконными археологическими исследованиями, осуществляется в соответствии с методикой, утвержденной приказом МКИП, по согласованию с Минреинтеграции.
Ответственным за определение вреда по приведенному направлению является МКИП;
14) экономические потери предприятий - направление включает потери предприятий всех форм собственности вследствие уничтожения и повреждения их имущества, а также упущенную выгоду от невозможности или препятствий в осуществлении хозяйственной деятельности.
Основные показатели, которые оцениваются:
стоимость утраченного, уничтоженного или поврежденного имущества государственных предприятий;
стоимость утраченного, уничтоженного или поврежденного имущества предприятий негосударственной формы собственности;
упущенная выгода государственных предприятий;
упущенная выгода предприятий негосударственной формы собственности;
потери государственных предприятий от неоплаченных товаров, работ и услуг, предоставленных и потребленных на временно оккупированных территориях;
потери предприятий негосударственной формы собственности от неоплаченных товаров работ и услуг, предоставленных и потребленных на временно оккупированных территориях.
Определение вреда и убытков предприятий осуществляется в соответствии с методикой, утвержденной совместным приказом Минэкономики и Фонда государственного имущества, по согласованию с Минреинтеграции.
Ответственными за определение вреда и убытков по приведенному направлению являются:
министерства, другие центральные и местные органы исполнительной власти, являющиеся уполномоченными органами управления - в части предприятий, принадлежащих к сфере их управления;
областные, Киевская городская государственные администрации (на период военного положения - военные администрации), - в части предприятий негосударственной формы собственности, которые находятся на территории соответствующих областей и г. Киева;
15) потери учреждений и организаций - направление, включающее потери учреждений и организаций всех форм собственности вследствие уничтожения и повреждения их имущества (кроме потерь общественных зданий и сооружений коммунальной собственности, которые относятся к подпункту 5-1 пункта 2 настоящего Порядка).
Основные показатели, которые оцениваются:
стоимость утраченного, уничтоженного или поврежденного имущества государственных учреждений и организаций;
стоимость утраченного, уничтоженного или поврежденного имущества учреждений и организаций негосударственной формы собственности;
упущенная выгода государственных учреждений и организаций;
упущенная выгода учреждений и организаций негосударственной формы собственности.
Определение вреда и убытков осуществляется в соответствии с методикой, утвержденной совместным приказом Минэкономики и Фонда государственного имущества, по согласованию с Минреинтеграции.
Ответственными за определение вреда и убытков по приведенному направлению являются:
министерства, другие центральные и местные органы исполнительной власти, являющиеся уполномоченными органами управления - в части учреждений и организаций, принадлежащих к сфере их управления;
областные, Киевская городская государственные администрации (на период военного положения - военные администрации), в части учреждений и организаций негосударственной формы собственности, находящихся на территории соответствующих областей и г. Киев;
16) вред, причиненный земельным ресурсам, - направление, которое включает в себя ущерб, вызванный загрязнением и засорением земельных ресурсов.
Основные показатели, которые оцениваются:
ущерб, нанесенный почвам и земельным участкам в результате загрязнения почв веществами, которые негативно влияют на их плодородие и другие полезные свойства;
ущерб, нанесенный почвам и земельным участкам вследствие засорения земельных участков посторонними предметами, материалами, отходами и/или другими веществами.
Определение вреда и убытков осуществляется в соответствии с методикой, утвержденной приказом Минприроды по представлению Госэкоинспекции по согласованию с Минреинтеграции.
Ответственной за определение вреда и убытков по приведенному направлению является Госэкоинспекция;
17) вред, нанесенный атмосферному воздуху, - направление, включающее вред, нанесенный выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Основные показатели, которые оцениваются:
объем неорганизованных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух или смесей таких веществ;
ущерб, нанесенный атмосферному воздуху неорганизованными выбросами загрязняющих веществ или смесей таких веществ.
Определение вреда и убытков осуществляется в соответствии с методикой, утвержденной приказом Минприроды по представлению Госэкоинспекции по согласованию с Минреинтеграции.
Ответственной за определение вреда и убытков по приведенному направлению является Госэкоинспекция;
18) ущерб, нанесенный водным ресурсам и объектам водохозяйственной инфраструктуры, - направление, которое включает загрязнение, засорение, истощение и другие действия, которые могут ухудшить условия водоснабжения, нанести вред здоровью людей, повлечь уменьшение рыбных запасов и других объектов водного промысла, ухудшение условий существования диких животных, снижение плодородия почв и другие неблагоприятные явления вследствие изменения физических и химических свойств вод, снижение их способности к естественному очищению, нарушение гидрологического и гидрогеологического режима вод.
Основные показатели, которые оцениваются:
упущенная выгода в связи с ограничением использования вод, в частности, для удовлетворения потребностей отраслей экономики в водных ресурсах (рентная плата, экологический налог, предоставление услуг);
упущенная выгода в связи с ухудшением экологического состояния/потенциала или химического состояния массивов поверхностных вод, экологического состояния морских вод;
вред, причиненный вследствие загрязнения и засорения вод, нарушения установленных режимов работы искусственных водных объектов и водохозяйственных систем и самовольного пользования водными ресурсами;
объем самовольного, в частности, незаконного, пользования водными ресурсами;
потребности на восстановление водных объектов, которые были нарушены в результате боевых действий;
уничтоженные или поврежденные объекты водохозяйственной инфраструктуры (в частности, насосные станции, осуществляющие перекачку речного стока и паводковых вод, шлюзы-регуляторы);
упущенная выгода в связи с ограничением доступа к использованию рыбных и других водных живых ресурсов.
Определение убытков (кроме причиненных вследствие загрязнения и засорения вод, самовольного пользования водными ресурсами) осуществляется в соответствии с методикой, утвержденной приказом Минприроды по представлению Госводагентства по согласованию с Минреинтеграции.
Определение вреда и убытков, причиненных вследствие загрязнения и засорения вод, самовольного пользования водными ресурсами, осуществляется в соответствии с методикой, утвержденной приказом Минприроды по представлению Госэкоинспекции по согласованию с Минреинтеграции.
Определение вреда и убытков (упущенной выгоды) в связи с ограничением доступа к использованию рыбных и других водных живых ресурсов осуществляется в соответствии с методикой, утвержденной приказом Минагрополитики по согласованию с Минреинтеграции.
Ответственными за определение вреда и убытков по приведенным направлениям являются Госэкоинспекция, Госводагентство и Минагрополитики.
(В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины от 14.06.2022 г. №700)
(см. предыдущую редакцию)
3. Перечни основных показателей в рамках каждого направления не являются исчерпывающими и могут быть дополнены в указанных методиках.
4. К подготовке проектов указанных методик и осуществлению оценки ущерба и потерь могут привлекаться представители неправительственных организаций, независимых информационно-аналитических центров и общественных организаций.
5. Факт фиксации повреждений или разрушения зданий и сооружений, обусловленных вооруженной агрессией Российской Федерации, осуществляется в соответствии с Порядком выполнения неотложных работ по ликвидации последствий вооруженной агрессии Российской Федерации, связанных с повреждением зданий и сооружений, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 19 апреля 2022 г. №473.
(Пункт 5 введен в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины от 14.06.2022 г. №700)
Недействующая редакция, не действует с 30 августа 2022 года