Недействующая редакция. Принята: 21.07.2022 / Вступила в силу: 05.08.2022

Недействующая редакция, не действует с 5 сентября 2022 года

Неофициальный перевод

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

от 16 июня 1993 года №1515-XII

Об охране окружающей среды

(В редакции Законов Республики Молдова от 25.02.1998 г. №1539-XIII, 27.02.1998 г. №1592-XII, 14.04.2000 г. №934-XIV, 30.07.2001 г. №454, 21.02.2003 г. №59, 27.03.2003 г. №145, 13.06.2003 г. №240, 02.12.2004 г. №409-XV, 21.07.2005 г. №154-XVI, 23.12.2005 г. №356-XVI, 14.06.2007 г. №133-XVI, 21.12.2007 г. №293-XVI, 23.12.2009 г. №131-XVIII, 04.06.2010 г. №109, 26.03.2011 г. №48, 11.07.2012 г. №178, 23.12.2013 г. №324, 14.02.2014 г. №9, 30.07.2015 г. №153, 17.06.2016 г. №141 (вступил в силу 19.01.2017 г.), 23.09.2016 г. №230, 03.11.2016 г. №245, 16.12.2016 г. №281, 21.09.2017 г. №185, 26.07.2018 г. №177, 08.11.2018 г. №239, 22.11.2018 г. №253, 10.02.2022 г. №29, 10.03.2022 г. №54, 21.07.2022 г. №217)

(По всему тексту Закона слова "токсичные вещества" заменены словами "опасные вещества" в соответствующем падеже в соответствии с Законом Республики Молдова от 21.07.2022 №217)

Парламент Республики Молдова принимает настоящий закон.

Охрана окружающей среды (далее - среда) является национальным приоритетом, касающимся непосредственно условий жизни и здоровья населения, реализации экономических и общественно-гуманистических интересов, а также возможностей устойчивого развития общества в будущем.

Глава I Общие принципы и положения

Ст.1. - Взаимоотношения человека и общества со средой регламентируются Конституцией, настоящим законом и положениями других законов и законодательных актов, относящимися к вопросам охраны среды и рационального использования природных ресурсов.

Ст.2. - Настоящий закон является правовой основой для разработки специальных нормативных актов и инструкций по отдельным вопросам охраны среды в целях:

а) обеспечения каждому человеку права на здоровую и эстетически приятную среду;

b) привития каждому поколению людей чувства высочайшей ответственности за охрану среды перед последующими поколениями;

с) достижения наиболее широкого диапазона использования природных ресурсов без превышения допустимых пределов, предотвращая их истощение и деградацию, угрозу здоровью людей и другие нежелательные и непредсказуемые последствия;

d) охраны земли и недр, воды и воздуха от химического, физического и биологического загрязнения, от других воздействий, нарушающих экономическое равновесие;

e) сохранения биологического разнообразия и генофонда, целостности природных систем, национальных исторических и культурных ценностей;

f) восстановления экосистем и их компонентов, нарушенных в результате антропогенной деятельности или стихийных бедствий.

Ст.3. - Основные принципы охраны среды:

а) приоритетность целей и деятельности по охране среды при реализации экономических и общественно-гуманистических интересов населения в настоящем и будущем;

b) обязательность исполнения законодательства об охране среды, соблюдения стандартов, нормативов и допустимых пределов использования природных ресурсов и энергии, воздействия химических, физических и биологических факторов на компоненты среды, вредных выбросов, сбросов, а также требований по безопасному для среды управлению отходами, в том числе опасными;

с) ответственность всех физических и юридических лик за ущерб, нанесенный или наносимый среде; предупреждение, ограничение, борьба с загрязнением, а также возмещение ущерба, нанесенного среде и ее компонентам (даже неумышленно или по халатности), за счет виновных физических и юридических лил;

d) проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов социально-экономического назначения, выполнение программ и работ, предполагающих изменение d) планирование, проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов социально-экономического назначения, реализация программ, планов и планируемой деятельности, которые могут оказать воздействие на среду Республики Молдова или других государств, допускаются только при условии:

- проведения в отношении видов деятельности, указанных в приложениях 1 и 2 к Закону об оценке воздействия на окружающую среду №86/2014, процедуры оценки воздействия на среду или, в зависимости от обстоятельств, государственной экологической экспертизы и получения природоохранного разрешения или заключения государственной экологической экспертизы в установленном законодательством порядке;

- информирования о планируемой деятельности органами местного публичного управления и инициаторами планируемой деятельности населения, проживающего в пределах соответствующего объекта, и обеспечения процесса его участия в принятии решений на этапах проектирования и размещения;

- проведения процедуры стратегической экологической оценки планов и программ с возможным существенным воздействием на окружающую среду, в том числе на здоровье населения, установленным компетентными органами в области общественного здравоохранения, и получения экологического заключения в соответствии с главой II Закона о стратегической экологической оценке №11/2017;

e) платное использование земли, недр, воды, лесов в хозяйственных и общественно-гуманистических целях в соответствии с действующим законодательством; взимание пошлин и наложение штрафов за нарушение законодательства об охране среды; направление полученных таким образом средств исключительно на борьбу с загрязнением среды, истощением природных ресурсов и развитием опасных геологических процессов, а также на оздоровление среды и ее компонентов и воспроизводство природных ресурсов;

e-1) использование экономических и финансовых инструментов и механизмов, включая расширенную ответственность производителя продуктов и предоставление стимулов, для эффективного применения иерархии отходов, предусмотренной статьей 3 Закона об отходах №209/2016;

f) стимулирование внедрения ресурсосберегающих технологий посредством предоставления льготных кредитов и иными способами, повышение ответственности природопользователей путем сдачи им природных ресурсов в долгосрочную аренду;

g) осознание населением необходимости установления плодотворных и гармонических отношений между человеком и окружающей его средой и принятия мер по предотвращению угрозы для биосферы и здоровья человека; поощрение инициатив общественных движений и формирований по прекращению деятельности, наносящей вред среде;

h) соблюдение межгосударственных и международных договоров и соглашений, ратифицированных Парламентом; приведение законодательства Республики Молдова об охране среды в соответствие с законодательными принципами соседних государств, европейского и мирового сообщества в этой области.

(В статью 3 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 21.07.2022 №217)
(см. предыдущую редакцию)

Ст.4. - (1) Природные ресурсы - земля, недра, вода, флора и фауна, находящиеся на территории республики, а также воздушное пространство над ней являются национальным достоянием Республики Молдова.

(2) Право распоряжения всеми природными ресурсами Республики Молдова во имя государства принадлежит Парламенту.

(3) Передача физическим и юридическим лицам права собственности и права пользования природными ресурсами не освобождает обладателей этих прав от соблюдения законодательства об охране среды.

Ст.5. - (1) Обладание знаниями в области охраны среды и рационального использования природных ресурсов является обязательным квалификационным условием для замещения руководящих должностей во всех государственных органах.

(2) Необходимый минимум знаний в области охраны среды и рационального использования природных ресурсов, обязательный для лиц, занимающих руководящие должности, устанавливается центральным органом государства по управлению природными ресурсами и охране окружающей среды (далее - центральный орган по природным ресурсам и охране среды).

Глава II Компетенция Парламента, Президента, Правительства и органов местного публичного самоуправления в области охраны среды

Ст.6. - Парламент:

а) утверждает общие политические принципы в области охраны среды и использования природных ресурсов;

b) принимает законодательные акты об охране среды и использовании природных ресурсов;

с) утверждает по предложению Правительства пределы использования природных ресурсов общенационального значения, вредных выбросов и сбросов в среду на территории республики, пошлины за использование природных ресурсов, за загрязнение среды и за накопление отходов;

d) утверждает программы оздоровления среды;

е) объявляет территории зонами экологического кризиса или экологической катастрофы, устанавливает в них режим правления и статус граждан;

f) заслушивает годовой отчет Правительства о состоянии среды в республике.

(В статью 6 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 21.07.2022 №217)
(см. предыдущую редакцию)

Ст.7. - Президент республики:

а) представляет интересы Республики Молдова в международных отношениях в области охраны среды;

b) отвечает перед мировым сообществом за состояние среды в республике.

Ст.8. - Правительство:

1) проводит политику Парламента в области охраны среды и обеспечивает рациональное использование природных ресурсов;

2) составляет кадастр природных ресурсов;

3) принимает решения о временном или окончательном изъятии из сельскохозяйственного оборота истощенных или подверженных воздействию опасных геологических процессов земель, о выделении участков для облесения, о создании санитарных и охранных зон, а также защитных лесополос;

4) обеспечивает совместно с органами местного публичного самоуправления меры по сохранению биологического разнообразия;

5) координирует деятельность по охране среды, осуществляемую министерствами, другими центральными административными органами и органами местного самоуправления;

6) разрабатывает программы улучшения качества среды на следующий год;

7) разрабатывает меры по предупреждению экологических кризисов, аварий и катастроф, а если они происходят, организует проведение комплекса мероприятий по ликвидации их последствий;

8) принимает окончательные решения относительно размещения региональных объектов общенационального значения по переработке, обработке, рециркуляции, удалению, складированию или захоронению отходов в соответствии с пунктом е) статьи 8 Закона об отходах №209/2016, а также хранения опасных химических и радиоактивных веществ;

бесплатный документ

Текст редакции доступен после авторизации.

Глава I Общие принципы и положения Глава II Компетенция Парламента, Президента, Правительства и органов местного публичного самоуправления в области охраны среды Глава III Центральный орган государства по управлению природными ресурсами и охране окружающей среды Часть 1. Компетенция, задачи, структура и управление центральным органом по природным ресурсам и охране среды Часть 2. Оценка воздействия на среду, стратегическая экологическая оценка и государственная экологическая экспертиза Часть 3. Инспекция по охране окружающей среды Часть 3-1. Агентство окружающей среды Глава IV Права и обязанности физических и юридических лиц в области охраны среды Глава V Охрана природных ресурсов и сохранение биологического разнообразия Глава VI Распоряжение отходами, опасными веществами, минеральными удобрениями и пестицидами Глава VII Защита от ионизирующей радиации Глава VIII Национальный фонд окружающей среды Глава IX Ответственность за нарушение законодательства. Решение споров в области охраны среды Глава Х Международные соглашения в области охраны среды