Недействующая редакция. Принята: 06.07.2021 / Вступила в силу: 08.10.2021

Недействующая редакция, не действует с 25 июля 2022 года

ДЕКРЕТ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 23 ноября 2017 года №7

О развитии предпринимательства

(В редакции Декретов Президента Республики Беларусь от 16.07.2019 г. №4, 26.02.2021 г. №58, 06.07.2021 г. №3)

В целях развития предпринимательской инициативы, стимулирования деловой активности и в соответствии с частью третьей статьи 101 Конституции Республики Беларусь постановляю:

1. Определить, что взаимодействие государственных органов, иных государственных организаций (далее, если не предусмотрено иное, – государственные органы), их должностных лиц с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее, если не предусмотрено иное, – субъекты хозяйствования) основывается на следующих принципах:

презумпции добросовестности субъектов хозяйствования;

саморегулирования бизнеса и минимизации вмешательства государственных органов, их должностных лиц в предпринимательскую и иную экономическую деятельность (далее – экономическая деятельность) субъектов хозяйствования;

сочетания заявительного принципа государственной регистрации субъектов хозяйствования и уведомительного порядка начала осуществления отдельных видов экономической деятельности;

необходимости получения специального разрешения (лицензии) только для осуществления экономической деятельности, потенциально сопряженной с угрозами причинения вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан;

приоритетной направленности работы контролирующих (надзорных) органов на профилактику правонарушений, а не исключительно на привлечение к ответственности за совершенные субъектами хозяйствования нарушения;

персонализации ответственности руководителя за надлежащую организацию деятельности субъекта хозяйствования, исключающую причинение вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан;

соразмерности наказания характеру совершенного субъектом хозяйствования правонарушения и наступившим в результате его совершения последствиям;

максимального использования информационных технологий во всех процессах взаимодействия государственных органов, их должностных лиц и субъектов хозяйствования;

открытости и доступности для субъектов хозяйствования текстов нормативных правовых актов, в том числе текстов обязательных для соблюдения технических нормативных правовых актов, регулирующих порядок и условия осуществления экономической деятельности.

Пункт 1 вступает в силу с 26 февраля 2018 года

2. Утвердить:

2.1. перечень видов экономической деятельности, о начале осуществления которых субъектом хозяйствования представляется уведомление в местный исполнительный и распорядительный орган (далее – перечень) (прилагается);

2.2. общие требования пожарной безопасности к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования (прилагается);

2.3. общие санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования (прилагается);

2.4. общие требования в области охраны окружающей среды к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования (прилагается);

2.5. общие требования в области ветеринарии к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования (прилагается).

Пункт 2 вступает в силу с 26 февраля 2018 года

3. Установить, что:

3.1. субъект хозяйствования, намеревающийся осуществлять вид экономической деятельности, включенный в перечень, уведомляет об этом местный исполнительный и распорядительный орган посредством подачи письменного уведомления через службу "одно окно" или направления его заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо с использованием единого портала электронных услуг. В уведомлении указывается информация о соответствии субъекта хозяйствования, его работников, осуществляемой им деятельности и предназначенных для использования в процессе ее осуществления земельных участков, капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, оборудования, транспортных средств и иных объектов требованиям, предусмотренным законодательством.

Форма уведомления, порядок его направления в местный исполнительный и распорядительный орган, а также порядок учета уведомлений устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь.

Информация о полученных уведомлениях (1) размещается местными исполнительными и распорядительными органами на их официальных сайтах в глобальной компьютерной сети Интернет не позднее трех рабочих дней со дня получения таких уведомлений;

______________________________

(1) За исключением уведомлений, направленных с использованием единого портала электронных услуг.

3.2. со дня, следующего за днем направления уведомления, субъект хозяйствования вправе начать осуществление заявленного в уведомлении вида экономической деятельности независимо от включения информации об этом субъекте, его деятельности и принадлежащих ему объектах в регистры, реестры, базы и банки данных, информационные системы и иные информационные ресурсы, осуществления иных административных процедур с учетом требований, предусмотренных настоящим подпунктом.

Субъект хозяйствования, направивший уведомление об осуществлении деятельности по производству пищевой продукции, обязан в течение месяца со дня направления такого уведомления обратиться в органы и учреждения, осуществляющие государственный санитарный надзор, за получением санитарно-гигиенического заключения, выдаваемого по результатам проведения государственной санитарно-гигиенической экспертизы. Данная экспертиза проводится исключительно на предмет соответствия деятельности субъекта хозяйствования требованиям настоящего Декрета.

Порядок и условия проведения государственной санитарно-гигиенической экспертизы устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь.

Законодательными актами или в соответствии с ними может быть предусмотрена необходимость прохождения субъектом хозяйствования иных административных процедур после начала осуществления заявленного вида экономической деятельности;

3.3. в случае прекращения, приостановления или возобновления осуществления вида экономической деятельности, включенного в перечень, субъект хозяйствования уведомляет об этом местный исполнительный и распорядительный орган;

Подпункты 3.1-3.3 пункта 3 вступают в силу с 26 февраля 2018 года

3.4. субъекту хозяйствования для начала осуществления видов экономической деятельности, не включенных в перечень, может потребоваться получение специального разрешения (лицензии), включение информации об этом субъекте либо принадлежащих ему объектах в регистры, реестры, базы и банки данных, информационные системы и иные информационные ресурсы, а также осуществление иных административных процедур.

Часть первая подпункта 3.4 вступает в силу с 26 февраля 2018 года

Единый перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении субъектов хозяйствования, утверждается Президентом Республики Беларусь;

Часть вторая подпункта 3.4 пункта 3 вступает в силу после вступления в силу Указа Президента Республики Беларусь об утверждении единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении субъектов хозяйствования

3.5. субъекты хозяйствования в процессе осуществления экономической деятельности обязаны соблюдать общие требования пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологические требования, требования в области охраны окружающей среды, требования в области ветеринарии к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования.

Иные требования пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологические требования, требования в области охраны окружающей среды, требования в области ветеринарии к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования, содержащиеся в технических нормативных правовых актах (2), подлежат применению по усмотрению субъектов хозяйствования. Данные требования могут не соблюдаться субъектами хозяйствования при условии обеспечения в процессе экономической деятельности безопасности, исключающей причинение вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан, если иное не предусмотрено настоящим Декретом и иными решениями Президента Республики Беларусь.

При этом субъектами хозяйствования обеспечиваются нормальные условия для выполнения работниками норм труда в соответствии со статьей 89 Трудового кодекса Республики Беларусь;

______________________________

(2) За исключением требований, предусмотренных техническими регламентами Республики Беларусь.

3.6. технические нормативные правовые акты (3), являющиеся в соответствии с законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь обязательными для соблюдения субъектами хозяйствования, подлежат:

обязательной юридической экспертизе, проводимой Национальным центром правовой информации, на предмет их соответствия законодательным актам и постановлениям Совета Министров Республики Беларусь, а также наличия в них положений, требующих урегулирования на уровне нормативных правовых актов, не являющихся техническими. Порядок проведения такой экспертизы определяется Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Администрацией Президента Республики Беларусь (4);

включению в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь;

официальному опубликованию на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь, а также размещению на иных информационных ресурсах в глобальной компьютерной сети Интернет (5);

______________________________

(3) За исключением технических нормативных правовых актов, утверждаемых субъектами хозяйствования.

(4) Положения абзаца второго подпункта 3.6 пункта 3 не применяются в отношении технических регламентов Республики Беларусь и технических нормативных правовых актов, содержащих государственные секреты.

(5) Если иное не установлено международными обязательствами Республики Беларусь.

3.7. технические регламенты Республики Беларусь разрабатываются только в отношении продукции (6), включенной в единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные для соблюдения требования в рамках Евразийского экономического союза, и в отношении которой не вступили в силу или на которую не распространяются технические регламенты Таможенного союза и Евразийского экономического союза.

Со дня вступления в силу технических регламентов Таможенного союза и Евразийского экономического союза, устанавливающих требования к продукции, субъекты хозяйствования вправе не применять технические нормативные правовые акты Республики Беларусь, устанавливающие обязательные для соблюдения требования к такой продукции, независимо от факта и даты признания их утратившими силу (7);

______________________________

(6) Для целей настоящего Декрета под продукцией понимается результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях, в том числе объект строительной деятельности.

(7) За исключением случаев, если иное предусмотрено в переходных положениях технических регламентов Таможенного союза и Евразийского экономического союза и (или) актах Евразийской экономической комиссии.

3.8. технические регламенты Республики Беларусь должны содержать только основополагающие технические требования, предъявляемые к продукции либо к продукции и процессам, связанным с жизненным циклом продукции (8).

Иные технические требования к продукции, процессам, связанным с жизненным циклом продукции, включая технические описания процессов ее производства, технические требования к методикам (методам) контроля, проведению испытаний и исследований, выполнению измерений, могут включаться в государственные стандарты Республики Беларусь или технические кодексы установившейся практики;

______________________________

(8) Для целей настоящего Декрета под процессами, связанными с жизненным циклом продукции, понимаются процессы разработки, проектирования, изысканий, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации (использования), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации продукции.

3.9. технические кодексы установившейся практики будут являться обязательными для соблюдения субъектами хозяйствования только при ссылке на них в законодательных актах, технических регламентах Республики Беларусь, иных нормативных правовых актах Совета Министров Республики Беларусь, а равно если сами субъекты хозяйствования в добровольном порядке заявили об обязательности их соблюдения. Государственные стандарты Республики Беларусь будут являться обязательными для соблюдения субъектами хозяйствования только при ссылке на них в технических регламентах Республики Беларусь, а равно если сами субъекты хозяйствования в добровольном порядке заявили об обязательности их соблюдения (9);

______________________________

(9) В отношении технических кодексов установившейся практики и государственных стандартов в военной сфере, сфере защиты государственных секретов и иной информации ограниченного распространения, в области использования атомной энергии, обеспечения ядерной и радиационной безопасности, электросвязи, обязательность их соблюдения субъектами хозяйствования может также устанавливаться актом законодательства, принимаемым (издаваемым) уполномоченным государственным органом, реализующим государственную политику в соответствующей сфере (области).

3.10. нормативные правовые акты СССР и БССР, в том числе технические нормативные правовые акты СССР и БССР, регулирующие порядок и условия осуществления экономической деятельности, не являются обязательными для применения (соблюдения) на территории Республики Беларусь (10);

______________________________

(10) За исключением правовых актов СССР, устанавливающих требования к обеспечению безопасности при осуществлении деятельности по использованию атомной энергии.

3.11. субъекты хозяйствования вправе не использовать печати (11).

Подпункты 3.5-3.11 вступают в силу с 26 февраля 2018 года

______________________________

(11) За исключением случаев, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь.

(В пункт 3 внесены изменения в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 16.07.2019 г. №4)
(см. предыдущую редакцию)

4. Субъекты хозяйствования при осуществлении экономической деятельности:

4.1. в сферах торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения:

создают стационарные торговые объекты, объекты общественного питания, торговые центры вне зависимости от наличия таких объектов на схемах размещения стационарных торговых объектов, объектов общественного питания, торговых центров, рынков, разрабатываемых и утверждаемых местными исполнительными и распорядительными органами, если при этом не нарушаются требования градостроительной документации;

самостоятельно устанавливают режим работы принадлежащих им розничных торговых объектов, объектов общественного питания, объектов бытового обслуживания, режим работы без (вне) торговых объектов, объектов бытового обслуживания, торговых центров, рынков без согласования с местными исполнительными и распорядительными органами, другими государственными органами и обеспечивают его соблюдение. Исключение составляет режим работы таких объектов после 23.00 и до 7.00, который подлежит согласованию с местными исполнительными и распорядительными органами по месту нахождения таких объектов;

вправе создавать объекты общественного питания без подразделения их на типы и классы, а также разрабатывать для них ассортиментные перечни продукции общественного питания без учета требований перечня продукции общественного питания и товаров, подлежащих включению в такие перечни, утвержденного Министерством антимонопольного регулирования и торговли;

самостоятельно определяют порядок оформления и учета счетов при расчетах официантами (барменами) покупателей в объектах общественного питания;

вправе изготавливать и реализовывать в объектах общественного питания продукцию общественного питания с объемной долей этилового спирта более 7 процентов путем смешения и (или) настаивания готовых алкогольных напитков с иными пищевыми продуктами. Для изготовления такой продукции не требуется получение специального разрешения (лицензии) на деятельность, связанную с производством алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта. Указанная продукция не подлежит обязательному подтверждению соответствия;

самостоятельно определяют наценку общественного питания на производимые и реализуемые на территории Республики Беларусь в объектах общественного питания в розлив алкогольные напитки крепостью свыше 28 процентов;

не представляют сведения о розничном и (или) оптовом товарообороте для включения в Торговый реестр Республики Беларусь. При этом субъекты хозяйствования, осуществляющие торговлю посредством организации торговой сети или крупного магазина (12), самостоятельно рассчитывают свою долю в объеме розничного товарооборота продовольственных товаров в границах области, г. Минска, городов областного подчинения, районов за предыдущий финансовый год;

самостоятельно определяют порядок оформления заказов на бытовые услуги и учета материалов, используемых при их оказании (13);

вправе использовать гараж в качестве мастерской для оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств без согласия общего собрания членов (собрания уполномоченных членов) гаражного кооператива;

______________________________

(12) Для целей настоящего Декрета под крупным магазином понимается магазин с торговой площадью три тысячи и более квадратных метров.

(13) За исключением бытовых услуг по химической чистке, окраске и (или) интенсификации цвета изделий, в области производства ювелирных изделий и аналогичной продукции, по ремонту ювелирных изделий, техническому обслуживанию и ремонту механических транспортных средств.

4.2. в сфере организации и проведения выставок и ярмарок:

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.

Перечень изменений, вносимых в Декрет Президента Республики Беларусь Перечень видов экономической деятельности, о начале осуществления которых субъектом хозяйствования представляется уведомление в местный исполнительный и распорядительный орган Общие требования пожарной безопасности к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования Глава 1 Общие положения Глава 2 Обязанности руководителей (должностных лиц), работников субъектов хозяйствования Глава 3 Инструкции по пожарной безопасности Глава 4 Общие требования по обеспечению пожарной безопасности на объекте Глава 5 Требования к содержанию зданий, сооружений и помещений Глава 6 Требования к организации технологического процесса Глава 7 Требования по обеспечению безопасной эвакуации при пожаре Глава 8 Требования к содержанию и определению количества первичных средств пожаротушения и системам противопожарного водоснабжения Глава 9 Требования к порядку проведения противопожарного инструктажа и проверки знаний работников по пожарной безопасности Глава 10 Ответственность за обеспечение пожарной безопасности Глава 11 Понятийный аппарат Общие санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования Глава 1. Общие положения Глава 2. Санитарно-эпидемиологические требования к размещению и устройству объектов Глава 3 Санитарно-эпидемиологические требования к оборудованию и содержанию производственных помещений объектов Глава 4 Санитарно-эпидемиологические требования к оборудованию и содержанию объектов общественного питания, торговых объектов, рынков при обращении пищевой продукции Глава 5 Санитарно-эпидемиологические требования к оборудованию и содержанию объектов по оказанию бытовых услуг Глава 6 Санитарно-эпидемиологические требования к оборудованию и содержанию объектов, осуществляющих ремонт и техническое обслуживание транспортных средств Глава 7 Понятийный аппарат Общие требования в области охраны окружающей среды к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования Общие требования в области ветеринарии к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования Глава 1 Общие положения Глава 2 Ветеринарно-санитарные требования к объектам, на которых осуществляется деятельность по содержанию сельскохозяйственных животных Глава 3 Ветеринарно-санитарные требования к объектам, предназначенным для содержания крупного рогатого скота Глава 4 Ветеринарно-санитарные требования к объектам, предназначенным для содержания свиней Глава 5 Ветеринарно-санитарные требования к объектам, предназначенным для содержания овец (овцеводческие фермы) Глава 6 Ветеринарно-санитарные требования к объектам, предназначенным для разведения пушных зверей (зверохозяйства) Глава 7 Ветеринарно-санитарные требования к объектам, предназначенным для содержания птицы (кроме водоплавающей) Глава 8 Ветеринарно-санитарные требования к объектам, предназначенным для содержания рыбы (прудовые хозяйства) Глава 9 Ветеринарно-санитарные требования к объектам, предназначенным для содержания пчел (пасеки) Глава 10 Ветеринарно-санитарные требования к объектам по убою сельскохозяйственных животных Глава 11 Ветеринарно-санитарные требования к объектам по переработке продовольственного сырья животного происхождения Глава 12 Ветеринарно-санитарные требования к объектам по хранению продуктов животного происхождения, кормов и кормовых добавок Глава 13 Ветеринарно-санитарные требования к объектам по производству мясо-костной муки Глава 14 Ветеринарно-санитарные требования к объектам, на которых осуществляется деятельность по реализации ветеринарных препаратов Глава 15 Ветеринарно-санитарные требования к объектам, на которых осуществляется деятельность по производству ветеринарных препаратов Глава 16 Понятийный аппарат