Недействующая редакция. Принята: 16.02.2021 / Вступила в силу: 16.08.2021

Недействующая редакция, не действует с 7 августа 2022 года

Неофициальный перевод. (с) ООО СоюзПравоИнформ

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ

от 13 августа 2005 года №ЗР-166

Об обеспечении безопасности дорожного движения

(В редакции Законов Республики Армения от 05.03.2007 г. №ЗР-72, 22.04.2009 г. №ЗР-83, 15.01.2009 г. №ЗР-22, 26.04.2010 г. №ЗР-36, 08.12.2010 г. №ЗР-171, 29.12.2010 г. №ЗР-228, 22.04.2011 г. №ЗР-99, 27.12.2011 г. №ЗР-332, 30.06.2012 г. №ЗР-167, 12.12.2014 г. №ЗР-169, 30.12.2015 г. №ЗР-183, 12.01.2016 г. №ЗР-11, 12.11.2016 г. №ЗР-186, 29.12.2017 г. №ЗР-281, 29.03.2018 г. №ЗР-218, 06.06.2019 г. №ЗР-40, 03.12.2019 г. №ЗР-240, 19.12.2019 г. №ЗР-278 (см. вступ. в силу), 26.12.2019 г. №ЗР-303, 19.03.2020 г. №ЗР-127, 16.02.2021 г. №ЗР-58)

Принят Национальным Собранием Республики Армения 8 июля 2005 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования и задачи настоящего Закона

1. Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в области обеспечения безопасности дорожного движения Республики Армения, устанавливает принципы и направления государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения, правовые основы организации и обеспечения безопасности дорожного движения, полномочия органов государственного управления и местного самоуправления в области организации и обеспечения безопасности дорожного движения, а также права и обязанности участников дорожного движения.

2. Задачей настоящего Закона является защита жизни, здоровья и имущества граждан, их прав и законных интересов, интересов общества и государства путем предупреждения угроз безопасности дорожного движения, в частности дорожно-транспортных происшествий, снижения их тяжести и последствий.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

недостаточная видимость -­ видимость дороги в условиях тумана, дождя, снегопада и (или) других неблагоприятных для обеспечения безопасности дорожного движения погодных условиях и (или) видимость на расстоянии до 300 метров;

автодром ­- огражденная, отделенная закрытая территория, оборудованная стационарно установленными сооружениями, устройствами и элементами для выполнения упражнений в целях обучения вождению транспортных средств или приобретения навыков вождения транспортных средств;

автоплощадка -­ отделенная территория, оборудованная подвижными устройствами и элементами для выполнения упражнений в целях обучения вождению транспортных средств;

автомобиль - механическое транспортное средство (легковой автомобиль, автобус, грузовой автомобиль, грузопассажирский автомобиль, специальный автомобиль, электромобиль), предусмотренное для буксировки транспортного средства, предназначенного для перевозки по дороге людей или грузов либо для перемещения грузов. Это понятие включает в себя троллейбусы, то есть подключенные электроприводом безрельсовые транспортные средства. Понятие не включает в себя такие транспортные средства, какими являются сельскохозяйственные тракторы, использование которых для буксировки транспортных средств, предназначенных для перевозки по дорогам людей или грузов либо для перемещения грузов, является дополнительной функцией;

населенный пункт - застроенная территория, въезд на которую и выезд с которой отмечены дорожными знаками населенного пункта;

проезжая часть -­ элемент дороги, предусмотренный для движения нерельсовых транспортных средств;

полоса движения -­ обозначенная или не обозначенная разметкой продольная полоса проезжей части, ширина которой достаточна для движения транспортных средств в один ряд;

железнодорожный переезд - пересечение на одном уровне дороги и железнодорожных или трамвайных путей, имеющих выделенное полотно;

транспортное средство общего пользования - движущееся по маршрутам, имеющим пункты остановок (остановки), транспортное средство (трамвай, троллейбус, автобус), перемещающее пассажиров и (или) багаж;

разрешенная максимальная масса -­ масса снаряженного и заправленного транспортного средства с водителем, пассажирами и грузом, которую предприятие-­изготовитель установило в качестве максимально допустимой. Разрешенной максимальной массой сцепленного подвижного состава транспортных средств, движущихся как одно целое, считается сумма разрешенных максимальных масс всех входящих в его состав транспортных средств;

перекресток ­- место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, включая такую возникшую при пересечении, примыкании или разветвлении территорию, которая условно ограничена воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные исходные точки закруглений, имеющихся в месте пересечения, примыкания или разветвления проезжих частей дорог. Не считается перекрестком выезд на дорогу с прилегающей территории;

организованная пешая колонна - группа людей, совместно движущихся по дороге в одном направлении в установленном законодательством порядке;

остановка – преднамеренное приведение транспортного средства в неподвижное состояние на время до 5 минут или на время, необходимое для посадки, высадки пассажира и (или) погрузки, выгрузки транспортного средства;

стоянка - приведение транспортного средства в преднамеренно неподвижное состояние на время более 5 минут, за исключением случаев предупреждения столкновения с другим участником дорожного движения или каким­-либо препятствием, посадки, высадки пассажира и (или) загрузки, разгрузки транспортного средства, а также других случаев, предусмотренных законодательством;

регулировщик - лицо, имеющее полномочия на регулирование дорожного движения и осуществляющее это регулирование в установленном законодательством порядке;

обочина - элемент дороги, примыкающий к проезжей части, отличающийся от нее типом покрытия или выделенный соответствующей разметкой, предусмотренный для остановки транспортного средства, движения велосипедиста и пешехода, размещения строительных материалов при ремонте дорог или других установленных законодательством случаев;

прицеп (полуприцеп) ­- не оборудованное двигателем транспортное средство, которое предназначено для приведения в движение посредством механического транспортного средства (включая специальный прицеп) и движения в его составе в качестве единого целого;

вынужденная остановка – преднамеренное приведение транспортного средства в неподвижное состояние вследствие возникновения опасности или другого препятствия на дороге, обусловленного неисправностью транспортного средства или физическим и (или) психическим состоянием водителя или пассажира или перевозкой груза, или в целях подчинения запрещающему сигналу светофора или регулировщика или уступки дороги другому транспортному средству или предотвращения столкновения с другим участником дорожного движения или каким-либо препятствием или выполнения требования служащего полиции или другого компетентного лица об остановке транспортного средства, данного в установленном законом порядке, или выполнения требования, предусмотренного правилами дорожного движения, утвержденными Правительством Республики Армения. На случаи вынужденной остановки не распространяются правила, установленные законодательством для остановки;

велосипед – транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее не менее двух колес и, как правило, приводимое в движение мускульной силой находящегося на нем человека, в частности при помощи педалей или ручек, которое может иметь также электрический двигатель максимальной номинальной мощностью 0,25 кВт в режиме долговременной нагрузки, автоматически отключающийся при скорости более 25 км/ч;

пешеход - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге, за исключением лица, имеющего полномочие на произведение на дороге работ и осуществляющего эти работы в установленном законодательством порядке. К пешеходу приравнивается лицо, передвигающееся в инвалидной коляске без двигателя, ведущее велосипед, мопед, мотоцикл или везущее (толкающее) тележку, санки, детскую коляску или инвалидную коляску, а также инвалид, передвигающийся со скоростью пешехода в инвалидной коляске с двигателем;

пешеходный переход – выделенный участок проезжей части, обозначенный дорожными знаками и (или) разметкой и в установленном законодательством порядке предусмотренный для передвижения пешеходов;

дорога -­ обустроенная или приспособленная, используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, имеющая как минимум одну проезжую часть, а также включающая в себя трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии;

дорожное движение -­ система общественных отношений, возникающих в процессе перемещения по дороге людей и (или) грузов с помощью транспортных средств или без таковых;

безопасность дорожного движения -­ состояние защиты участников дорожного движения от дорожно­транспортных происшествий;

технические средства организации дорожного движения -­ дорожные знаки, светофоры, защитные ограждения, разметка и прочее;

инженерные сооружения дорог ­- остановки, железнодорожные переезды, городские электротранспортные линии, автопавильоны, места стоянок транспортных средств, зоны отдыха, снегозащитные лесополосы, насаждения, объездные пути, находящиеся за полосой отвода дороги, противопожарные и противолавинные сооружения, противоаварийные карманы, дорожная связь, освещение и прочее;

дорожно-транспортное происшествие - событие, возникшее в ходе движения по дороге транспортного средства и с его участием, вследствие которого погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, грузы, сооружения либо причинен другой материальный ущерб;

обеспечение безопасности дорожного движения -­ действие, направленное на предупреждение дорожно­транспортных происшествий и снижение тяжести их последствий;

участник дорожного движения - (далее ­ участник движения) ­ непосредственно участвующее в дорожном движении лицо: водитель, пешеход, пассажир;

организация дорожного движения -­ комплекс организационных, правовых и технических мероприятий, направленных на регулирование дорожного движения;

тротуар - элемент дороги, примыкающий к проезжей части или отделенный от нее каким-либо способом, предназначенный для передвижения пешеходов в установленном законодательством порядке;

механическое транспортное средство – транспортное средство, приводимое в движение двигателем, включая тракторы, самоходные машины и механизмы (кроме транспортных средств, рабочий объем двигателя которых не превышает 50 квадратных сантиметров), а также троллейбусы и электромобили;

прилегающая территория - непосредственно прилегающая к дороге территория, не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, места стоянок, закрытые территории, автозаправочные станции и прочее);

международное движение -­ передвижение по Республике Армения транспортного средства, зарегистрированного в другой стране и находящегося в Республике Армения непрерывно или с перерывом до двух месяцев и в течение до одного года;

мопед – двухколесное или трехколесное механическое транспортное средство с двигателем внутреннего сгорания рабочим объемом, не превышающим рабочий объем 50 куб. см, или электрическим двигателем максимальной номинальной мощностью в режиме долговременной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч. К мопеду приравниваются квадрициклы с аналогичными техническими характеристиками;

мотоцикл – двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, рабочий объем двигателя которого (при двигателе внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см или максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч. К мотоциклу также приравниваются трициклы, имеющие в укомплектованном и заправленном состоянии без водителя, пассажиров, груза, а для электрических транспортных средств – также без аккумуляторов массу, не превышающую 400 кг (для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов – 550 кг), и максимальную эффективную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт, а также квадрициклы с мотоцикловой посадкой или рулем мотоциклового вида;

нетрезвое состояние - физическое и (или) психическое состояние человека, обусловленное использованием алкогольного напитка, наркотических средств или психотропных веществ, при котором управление транспортным средством влечет административную ответственность;

квалификационный экзамен ­- теоретический или практический экзамен, проводимый в соответствии с учебными программами для получения права на управление транспортным средством соответствующей категории;

водитель ­- лицо, управляющее транспортным средством. К водителю приравнивается также лицо, обучающее вождению, а также погонщик, ведущий по дороге вьючных и (или) верховых животных или скот;

аварийная ситуация ­- ситуация, возникающая вследствие действия и (или) бездействия участника движения и (или) регулировщика, при которой создается реальная угроза дорожно­транспортного происшествия;

расстояние видимости - расстояние от точки наблюдения, находящейся на высоте водительского сиденья до видимого предмета, находящегося на той же высоте;

транспортное средство ­ устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, груза или установленного на нем оборудования;

пассажир - лицо, находящееся в салоне (кабине) транспортного средства или на транспортном средстве, а также лицо, которое садится (поднимается) в транспортное средство и выходит из (сходит с) него, за исключением водителя и обучающего вождению лица;

автобус - предусмотренный для пассажиров автомобиль, имеющий более 8-ми сидячих мест, который своей конструкцией и оснащением предназначен для безопасной и удобной перевозки пассажиров и багажа;

разделительная полоса - элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) соответствующей разметкой, разделяющий смежные проезжие части, не предназначенный для движения или остановки транспортных средств и пешеходов;

грузовой автомобиль - автомобиль, своей конструкцией и оснащением предназначенный для перемещения грузов;

погибший - лицо, умершее вследствие дорожно-транспортного происшествия;

пункт остановки транспортного средства общего пользования - место на определенном отрезке маршрута транспортного средства общего пользования, предусмотренное для посадки-высадки пассажиров и оборудованное соответствующими дорожными знаками;

легковой пассажирский автомобиль - предусмотренный для пассажиров автомобиль, имеющий не более 8-ми сидячих мест, который своей конструкцией и оснащением предназначен для безопасной и удобной перевозки пассажиров и багажа;

самодельное транспортное средство – транспортное средство, изготовленное в соответствии с техническими условиями, установленными для транспортных средств, собранных в индивидуальном (коллективном) порядке;

компетентное должностное лицо - должностное лицо Полиции, имеющее правомочие на составление протокола об административном правонарушении и (или) вынесение на его основе решения;

снятие с учета - действие по учету, связанное с учетом транспортного средства другим компетентным органом либо его вывозом с территории Республики Армения или утилизацией;

специальная площадка - охраняемая Полицией или другим компетентным органом территория, предусмотренная для содержания задержанных транспортных средств;

темное время суток - промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек;

переучет - действие по учету, связанное с изменением одного из учетных данных транспортного средства (фамилия, имя, адрес собственника, вид, марка, номерной знак, цвет, номера номерных агрегатов, разрешенная максимальная масса, масса без загрузки транспортного средства, особая отметка в свидетельстве об учете);

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.

Глава 1. Общие положения Статья 1. Предмет регулирования и задачи настоящего Закона Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе Статья 3. Законодательство об обеспечении безопасности дорожного движения Глава 2. Государственная политика в области обеспечения безопасности дорожного движения Статья 4. Государственная политика в области обеспечения безопасности дорожного движения Статья 5. Основные принципы государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения Статья 6. Основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения Статья 7. Организация дорожного движения Статья 8. Организация государственного учета основных показателей состояния безопасности дорожного движения Глава 3. Полномочия органов государственного управления в области обеспечения безопасности дорожного движения Статья 9. Полномочия Правительства Республики Армения в области обеспечения безопасности дорожного движения Статья 10. Полномочия Полиции в области обеспечения безопасности дорожного движения Глава 4. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения Статья 11. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог и их инженерных сооружений Статья 12. Ограничение и (или) прекращение дорожного движения Статья 13. Государственная регистрация, государственный учёт транспортных средств и ограничения Статья 13.1. Передача (предоставление) данных о государственной регистрации и государственном учете транспортных средств Статья 13.2. Учетные номерные знаки транспортных средств Статья 14. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения в ходе эксплуатации транспортных средств Статья 15. Технический осмотр транспортных средств Статья 16. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения в процессе технического обслуживания и ремонта транспортного средства Статья 17. Основания и порядок остановки транспортного средства Статья 18. Основания для запрета на движение транспортного средства Статья 18.1. Порядок принудительной транспортировки транспортного средства на специальную площадку и содержания под арестом Статья 18.2. Запрет эксплуатации транспортного средства путем взятия документа об учете Статья 19. Мероприятия по организации дорожного движения и требования по обеспечению в их ходе безопасности Статья 20. Ответственность за обеспечение безопасности дорожного движения должностных лиц организаций, эксплуатирующих транспортные средства Статья 21. Обязанности должностных лиц по содержанию дороги и ее инженерных сооружений Статья 22. Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения Статья 22.1. Медицинские противопоказания, показания и ограничения к эксплуатации транспортных средств Глава 5. Права и обязанности участников дорожного движения Статья 23. Основные права и обязанности участников дорожного движения Статья 24. Основные обязанности собственников и водителей транспортных средств Статья 24.1. Порядок отстранения водителя транспортного средства от управления им Статья 24.2. Дополнительные требования к движению велосипедистов и водителей мопедов Статья 24.3. Дополнительные требования к движению гужевых повозок (гужевых саней), вьючных и верховых животных, а также к погону животных Статья 25. Основные обязанности пешеходов Статья 26. Основные обязанности пассажиров Глава 6. Право на управление транспортным средством Статья 27. Классификация транспортных средств и право на управление ими Статья 28. Основные требования к обучению водителя транспортного средства Статья 29. Прекращение права вождения и утрата силы водительского удостоверения Статья 30. Обучение граждан правилам безопасного поведения на автомобильных дорогах Глава 7. Государственный надзор и контроль в области обеспечения безопасности дорожного движения Статья 31. Государственный надзор и контроль в области обеспечения безопасности дорожного движения Статья 32. Согласование отдельных видов деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения Глава 8. Ответственность за нарушение законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения Статья 33. Ответственность за нарушение законодательства о безопасности дорожного движения Глава 8.1. Материально-техническое обеспечение дорожной полиции в области обеспечения безопасности дорожного движения Статья 33.1. Статья 33.2. Глава 9. Заключительное положение Статья 34. Вступление Закона в силу