Дата обновления БД:
02.05.2024
Добавлено/обновлено документов:
38 / 110
Всего документов в БД:
133331
КОДЕКС КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ О ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
от 28 октября 2021 года №128
(В редакции Законов Кыргызской Республики от 18.01.2022 г. №4, 01.04.2022 г. №22, 14.04.2022 г. №26, 16.06.2022 г. №45)
Принят Жогорку Кенешем Кыргызской Республики 22 сентября 2021 года
Общая часть
Раздел I. Законодательство Кыргызской Республики о правонарушениях
Глава 1. Задачи и принципы законодательства Кыргызской Республики о правонарушениях
Статья 1. Законодательство Кыргызской Республики о правонарушениях
Законодательство Кыргызской Республики (далее - законодательство) о правонарушениях основывается на Конституции Кыргызской Республики (далее - Конституция) и состоит из настоящего Кодекса, законов Кыргызской Республики (далее - законы), а также международных договоров, вступивших в силу в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, которые являются составной частью правовой системы Кыргызской Республики.
Статья 2. Задачи законодательства о правонарушениях
1. Задачей настоящего Кодекса является правовое обеспечение охраны прав, свобод и интересов человека и гражданина, интересов юридических лиц, общественных и государственных интересов, охраны окружающей среды, порядка публичного управления от противоправных посягательств.
2. Для осуществления указанных задач настоящий Кодекс устанавливает принципы и основания ответственности за совершение правонарушений, определяет, какие деяния являются правонарушениями, порядок рассмотрения дел о них, виды взысканий и дополнительных правовых последствий за их совершение.
Глава 2. Действие законодательства о правонарушениях
Статья 3. Действие настоящего Кодекса во времени
1. Лицо, совершившее правонарушение, подлежит ответственности на основании и в порядке, определенных положениями настоящего Кодекса, которые действовали во время его совершения.
2. Положения настоящего Кодекса, устанавливающие или усиливающие ответственность или иным образом ухудшающие правовое положение лица, совершившего правонарушение, не имеют обратного действия.
3. Положения настоящего Кодекса, отменяющие или смягчающие ответственность или иным образом улучшающие правовое положение лица, совершившего правонарушение, имеют обратное действие.
Статья 4. Действие настоящего Кодекса в пространстве
1. Настоящий Кодекс определяет ответственность за правонарушения, совершенные на территории Кыргызской Республики.
2. Правонарушение признается совершенным на территории Кыргызской Республики, если оно было начато, окончено или пресечено на ее территории.
Статья 5. Действие настоящего Кодекса по кругу лиц
1. Ответственности за совершение правонарушений подлежат физические и юридические лица.
2. В случае совершения на территории Кыргызской Республики правонарушений дипломатическими представителями иностранных государств и другими лицами, обладающими иммунитетом в соответствии с международными договорами, вступившими в силу в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, вопрос об их ответственности решается в соответствии с нормами международного права.
Глава 3. Принципы ответственности за правонарушения
Статья 6. Принципы ответственности за правонарушения
1. Ответственность за совершение правонарушений основывается на принципах законности, равенства перед законом, презумпции невиновности, неотвратимости ответственности за нарушение, справедливости, индивидуализации взыскания, гуманизма.
2. Несоблюдение принципов ответственности за правонарушения в зависимости от их характера является основанием для признания недопустимости доказательств или отмены принятого решения.
Статья 7. Принцип законности
1. Правонарушение, взыскание и дополнительные правовые последствия определяются настоящим Кодексом.
2. Лица подлежат привлечению к ответственности за предусмотренные настоящим Кодексом посягательства на здоровье человека и гражданина, право собственности физических и юридических лиц, нарушение общественного порядка, а также иных требований, установленных нормативными правовыми актами Кыргызской Республики (далее - нормативные правовые акты).
3. Применение законодательства о правонарушениях по аналогии запрещается.
4. Привлечение к ответственности за совершение правонарушения осуществляется уполномоченными органами на основании и в пределах их полномочий, установленных настоящим Кодексом и другими законами.
Статья 8. Принцип равенства перед законом
1. Физические лица, совершившие правонарушение, равны перед законом и подлежат привлечению к ответственности независимо от пола, расы, языка, инвалидности, этнической принадлежности, вероисповедания, политических или иных убеждений, образования, происхождения, имущественного или иного положения, а также других обстоятельств.
2. Юридические лица, совершившие правонарушение, равны перед законом и подлежат привлечению к ответственности независимо от формы собственности, местонахождения, организационно-правовой формы, подчинения и других характеристик.
3. Не нарушают принцип равенства перед законом положения настоящего Кодекса, которыми устанавливаются разные виды и размеры взысканий для физических и юридических лиц.
Статья 9. Презумпция невиновности
Лицо считается невиновным в совершении правонарушения и к нему не может быть применено взыскание, пока факт совершения им нарушения не будет доказан в определенном законом порядке и установлен решением уполномоченного органа.
Статья 10. Принцип неотвратимости ответственности за правонарушение
1. Каждое лицо, совершившее правонарушение, подлежит ответственности в соответствии с настоящим Кодексом.
2. Освобождение от применения взыскания допускается лишь в случаях и на основаниях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Статья 11. Принцип справедливости
1. Взыскание, применяемое к лицу на основании настоящего Кодекса, должно соответствовать характеру совершенного правонарушения и обстоятельствам его совершения.
2. Привлечение к ответственности дважды за одно и то же правонарушение не допускается.
Статья 12. Принцип индивидуализации взыскания
Уполномоченный орган обязан учитывать вид и размер причиненного вреда, обстоятельства, смягчающие и отягчающие взыскание, и мотивировать избранное взыскание в своем решении.
Статья 13. Принцип гуманизма
1. Взыскание, применяемое к физическому лицу на основании настоящего Кодекса, не имеет целью причинение физических страданий и унижение человеческого достоинства.
2. Взыскание, применяемое к юридическому лицу на основании настоящего Кодекса, не имеет целью нанести ущерб его деловой репутации.
Раздел II. Правонарушение
Глава 4. Понятие правонарушения. Субъект правонарушения и его вина
Статья 14. Понятие правонарушения и его субъект
1. Правонарушением признается совершенное физическим или юридическим лицом противоправное, виновное деяние (действие или бездействие), за которое настоящим Кодексом предусмотрена ответственность.
2. Ответственность за правонарушения, предусмотренные настоящим Кодексом, наступает, если эти деяния не влекут ответственность согласно Уголовному кодексу Кыргызской Республики.
3. Субъектами правонарушения являются физические и юридические лица, а также должностные лица.
Статья 15. Физические лица, подлежащие ответственности за совершение правонарушения
1. Ответственности за совершение правонарушения подлежит физическое лицо, достигшее возраста шестнадцати лет.
2. Совершение лицом правонарушения в состоянии опьянения вследствие употребления алкоголя, наркотических, психотропных средств или других одурманивающих веществ или под влиянием медицинских препаратов, снижающих его внимание и скорость реакции, не освобождает его от ответственности по настоящему Кодексу.
Примечание. Под физическим лицом понимается гражданин Кыргызской Республики, гражданин иностранного государства, лицо без гражданства.
Статья 16. Ответственность должностных лиц за совершение правонарушений
Должностные лица привлекаются к ответственности за совершение предусмотренных настоящим Кодексом правонарушений.
Примечание. Под должностными лицами понимаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные и (или) административно-хозяйственные, и (или) контрольно-ревизионные, и (или) регистрационные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, учреждениях, предприятиях, а также в Вооруженных Силах Кыргызской Республики и иных воинских формированиях.
Организационно-распорядительные функции заключаются в осуществлении полномочий по управлению лицами, подчиненными по службе.
Административно-хозяйственные функции заключаются в осуществлении полномочий по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами.
Контрольно-ревизионные функции заключаются в осуществлении полномочий по проведению проверок, ревизий физических или юридических лиц.
Регистрационные функции заключаются в регистрации прав граждан и юридических лиц на движимое и (или) недвижимое имущество, актов гражданского состояния граждан, документировании граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства, а также иных прав, подлежащих регистрации в соответствии с законодательством.
Представитель власти - лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости или ведомственной подчиненности.
Статья 17. Юридические лица, подлежащие ответственности за совершение правонарушения
За совершение правонарушения ответственности подлежат юридическое лицо, в том числе иностранное юридическое лицо, а также их представительства, филиалы без статуса юридического лица с местонахождением на территории Кыргызской Республики.
Индивидуальные предприниматели (с правом найма работников), совершившие правонарушения в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, несут ответственность как юридические лица.
Статья 18. Формы вины физического лица
1. Правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично.
2. Правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий, либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Статья 19. Вина юридических лиц
Юридическое лицо, совершившее правонарушение, признается виновным, если физическое лицо, находящееся с ним в трудовых отношениях, или физическое лицо, выполняющее определенные действия в интересах юридического лица (в том числе по договору), осознавало или могло и должно было осознавать противоправность своего деяния (действия или бездействия).
Глава 5. Обстоятельства, исключающие виновность лица и противоправность правонарушения
Статья 20. Обстоятельства, исключающие виновность лица
Обстоятельством, исключающим виновность физического лица, признается совершение противоправного деяния лицом, которое не могло осознавать свое действие (бездействие) и руководить им вследствие хронического психического заболевания, временного душевного расстройства, слабоумия или другого болезненного состояния психики.
Статья 21. Обстоятельства, исключающие противоправность правонарушения
Обстоятельствами, исключающими противоправность правонарушения, являются необходимая оборона, крайняя необходимость, причинение вреда при задержании лица, совершившего противоправное деяние, физическое или психическое принуждение, выполнение законного приказа или распоряжения.
Статья 22. Необходимая оборона
Не является правонарушением действие, за которое настоящим Кодексом предусмотрена ответственность, но совершенное в состоянии необходимой обороны, то есть в целях защиты человека, жилища и иных объектов, находящихся у него в собственности или ином праве, а также других прав обороняющегося либо другого лица, охраняемых законом интересов общества и государства от противоправного посягательства путем причинения посягающему вреда, в случае, если эти действия соразмерны степени представляемой угрозы.
Статья 23. Крайняя необходимость
Не является правонарушением причинение вреда правоохраняемым интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, которая угрожала правам и свободам личности, интересам юридических лиц, общественному порядку, собственности, установленному порядку управления, если опасность при этих обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами.
Статья 24. Причинение вреда при задержании лица, совершившего противоправное деяние
1. Не является правонарушением причинение вреда лицу при его задержании в момент или непосредственно после совершения им противоправного деяния в целях передачи задержанного органам власти, если при этом не было допущено явного несоответствия мер задержания характеру и степени общественной опасности содеянного задержанным и обстоятельствам задержания.
2. Превышением мер, необходимых для задержания лица, совершившего противоправное деяние, признается явное несоответствие средств и методов задержания опасности деяния и лица, его совершившего, а также обстоятельствам задержания, в результате чего лицу умышленно причиняется вред, не вызываемый необходимостью задержания. Причинение при этом вреда по неосторожности не влечет ответственность.
Статья 25. Физическое или психическое принуждение
Не является правонарушением деяние лица, причинившее вред правоохраняемым интересам, совершенное под непосредственным влиянием физического (психического) принуждения, вследствие которого лицо не могло руководить своими поступками.
Статья 26. Выполнение законного решения должностного лица или коллегиального органа
1. Не является правонарушением деяние лица, которым наносится вред правоохраняемым интересам, если оно совершается с целью выполнения законного решения должностного лица или коллегиального органа.
2. Решения должностного лица или коллегиального органа являются законными, если они отданы соответствующим лицом или коллегиальным органом в порядке и пределах их полномочий, установленных законодательством.
3. Не является правонарушением отказ выполнить незаконное решение должностного лица или коллегиального органа.
4. Лицо подлежит ответственности за исполнение незаконного решения наравне с лицом или коллегиальным органом, принявшими данное решение.
5. Если лицо не осознавало и не могло осознавать незаконный характер принятого решения, то ответственность за правонарушение несут только лицо или коллегиальный орган, принявшие данное решение.
Раздел III. Правовые последствия правонарушения
Глава 6. Взыскания
Статья 27. Понятие и цели взыскания
1. Взыскание является мерой воздействия, применяемой государством за совершенное правонарушение.
2. Взыскание применяется в отношении физического лица в целях обеспечения правопорядка, соблюдения Конституции и нормативных правовых актов, а также предотвращения совершения новых правонарушений как самим этим лицом, так и другими лицами.
3. Взыскание применяется к юридическому лицу с целью восстановления правопорядка и предотвращения совершения новых правонарушений как этим юридическим лицом, так и другими лицами.
Статья 28. Виды взысканий
За совершение правонарушений могут применяться следующие виды взысканий:
1) предупреждение;
2) общественные работы;
3) штраф;
4) выдворение иностранных граждан;
5) арест.
Статья 29. Предупреждение
Предупреждение выносится уполномоченным органом в письменной форме и имеет целью недопущение совершения подобных правонарушений в будущем. Предупреждение может применяться при совершении правонарушений, не повлекших вредных последствий, в случаях, предусмотренных Особенной частью настоящего Кодекса.
Статья 30. Общественные работы
1. Общественные работы заключаются в выполнении правонарушителем в свободное от основной работы или учебы время бесплатного труда в пользу общества и государства.
2. Общественные работы назначаются судом на срок от 8 до 40 часов, а детям от шестнадцати до восемнадцати лет - от 4 до 20 часов.
3. Общественные работы не могут применяться к женщинам в возрасте свыше пятидесяти пяти лет и мужчинам свыше шестидесяти лет, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, лицам с ограниченными возможностями здоровья, имеющим инвалидность первой и второй групп.
4. Запрещается привлечение к общественным работам в ночное время. При привлечении правонарушителя к общественным работам не должны использоваться токсические, радиоактивные и другие вещества, наносящие вред здоровью и жизни правонарушителя.
Статья 31. Штраф
1. Штраф является денежным взысканием в доход государства, налагаемым судом, уполномоченным органом на лицо, виновное в совершении правонарушения.
2. Размер штрафа определяется исходя из расчетного показателя, установленного на момент совершения правонарушения, а в отдельных случаях, прямо указанных в настоящем Кодексе - кратности суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг) за совершение правонарушений в сфере антимонопольного регулирования и развития конкуренции.
3. Минимальный размер штрафа, налагаемого на физических лиц, не может быть менее 10 расчетных показателей.
Максимальный размер штрафа, налагаемого на физическое лицо, не может превышать 200 расчетных показателей, за исключением штрафов, налагаемых за правонарушения, предусмотренные статьями 372-1 и 373 настоящего Кодекса, размер которых не может превышать 1000 расчетных показателей.
4. Минимальный размер штрафа, налагаемого на юридическое лицо, не может быть менее 50 расчетных показателей.
Максимальный размер штрафа, налагаемого на юридическое лицо, не может превышать 650 расчетных показателей, за исключением штрафов, налагаемых за правонарушения, предусмотренные статьей 144 настоящего Кодекса, размер которых не может превышать 2000 расчетных показателей, статьей 318 настоящего Кодекса, размер которых не может превышать 10000 расчетных показателей, и статьями 372-1 и 373 настоящего Кодекса, размер которых не может превышать 1500 расчетных показателей, или может выражаться в кратной величине, порядок определения которой предусмотрен в части 6 настоящей статьи.
5. Минимальный размер штрафа, исчисляемый исходя из суммы выручки физического или юридического лица от реализации товаров (работ, услуг), не может быть менее одной двадцатой совокупного размера суммы выручки, за период, в котором было выявлено правонарушение.
Максимальный размер штрафа не может превышать одну десятую совокупного размера суммы выручки физического или юридического лица от реализации всех товаров (работ, услуг) за период, в котором было выявлено правонарушение.
6. Размер штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, либо из суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, не может превышать одну двадцать пятую совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено правонарушение, либо за предшествующую дате выявления правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации или приобретению товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году.
Размер штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя, полученной от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), не может превышать двукратную величину излишне полученной выручки за весь период регулирования, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.
7. Для целей применения настоящей статьи выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется в соответствии с определением понятия "доход" Налогового кодекса Кыргызской Республики, а расходы на приобретение товаров (работ, услуг) определяются по документально подтвержденным расходам в соответствии с Налоговым кодексом Кыргызской Республики.
(В статью 31 внесены изменения в соответствии с Законом Кыргызской Республики от 16.06.2022 №45)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 32. Выдворение иностранных граждан за совершение правонарушения
1. Выдворение иностранных граждан за совершение правонарушения - это принудительное, контролируемое перемещение иностранных граждан за пределы Кыргызской Республики.
2. Иностранные граждане подлежат выдворению за пределы Кыргызской Республики за совершение правонарушений, связанных с нарушением порядка их пребывания в Кыргызской Республике, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
3. Выдворение иностранных граждан за пределы Кыргызской Республики как мера взыскания назначается судом.
4. Иностранный гражданин обязан покинуть Кыргызскую Республику в срок, указанный в решении суда.
Если лицо, в отношении которого принято решение о выдворении, не покинет территорию Кыргызской Республики в установленный в решении суда срок, оно подлежит помещению в специализированные центры на срок, необходимый для организации его выдворения, но не более чем на 30 суток, о чем данное лицо предупреждается при вынесении решения суда о его выдворении.
Порядок выдворения иностранных граждан, функционирования и требования к специализированным центрам утверждаются Кабинетом Министров Кыргызской Республики.
Статья 33. Арест
1. Арест заключается в содержании правонарушителя в условиях изоляции от общества в местах, определяемых органами внутренних дел, и применяется на срок до семи суток.
Место содержания арестованных должно соответствовать санитарным нормам и исключать возможность приобретения (заражения) каких-либо заболеваний.
Порядок функционирования мест отбывания ареста и требования к содержанию в них лиц утверждается Кабинетом Министров Кыргызской Республики.
2. Арест применяется к физическому лицу с целью восстановления правопорядка и воспитания лица, а также предотвращения совершения новых правонарушений как самим этим лицом, так и другими лицами.
3. Арест применяется судом по месту совершения правонарушения, а в условиях чрезвычайного или военного положения - комендантом.
4. Арест не может применяться к детям, к женщинам в возрасте свыше пятидесяти пяти лет и мужчинам свыше шестидесяти лет, к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, и лицам, воспитывающим в одиночку ребенка в возрасте до шестнадцати лет, а также к лицам с ограниченными возможностями здоровья, имеющим инвалидность первой и второй групп.
5. Арест к военнослужащим применяется в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, сроком до пяти суток.
Военнослужащие содержатся на гауптвахте.
Глава 7. Дополнительные правовые последствия правонарушения
Статья 34. Понятие, виды и условия применения дополнительных правовых последствий правонарушения
1. Дополнительными правовыми последствиями правонарушения являются меры принуждения, направленные на предотвращение совершения новых правонарушений или на обеспечение исполнения взысканий.
2. Дополнительными правовыми последствиями правонарушения являются:
1) пеня;
2) временное изъятие имущества;
3) принудительная эвакуация транспортных средств на специализированную стоянку, применение блокираторов колес или других видов приспособлений;
4) отстранение от управления транспортным средством;
5) лишение специального права;
6) освобождение должностного лица от занимаемой должности;
7) приостановление определенного вида деятельности, восстановление объекта в его первоначальное состояние, снос (демонтаж) объекта либо его части.
3. Дополнительные правовые последствия применяются уполномоченным органом независимо от категории правонарушения исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
4. Дополнительное правовое последствие правонарушения в виде изъятия имущества, принудительная эвакуация транспортных средств на специализированную стоянку, применение блокираторов колес или других видов приспособлений, отстранение от управления транспортным средством применяется также в случаях совершения физическим лицом деяния до достижения им возраста, с которого может наступить ответственность за правонарушение.
Статья 35. Пеня
1. Пеня является денежной платой, которая исчисляется в процентах от суммы несвоевременной уплаты штрафа за каждый день просрочки уплаты в размере, равном 1 проценту.
2. Размер пени начисляется в расчете 100 процентов от суммы наложенного размера штрафа по истечении срока для начисления пени.
Статья 36. Временное изъятие имущества
1. Временное изъятие имущества осуществляется в принудительном порядке на основании решения суда, уполномоченного органа путем изъятия предметов и других вещей, которые:
1) являются средством, а также предметом (орудием) совершения или объектом правонарушения;
2) получены в результате совершения правонарушения.
О временном изъятии имущества делается отметка в протоколе о правонарушении.
2. Временное изъятие имущества и его последующее хранение до момента принятия решения о его дальнейшем направлении осуществляются уполномоченным органом, а по делам, подведомственным судам, - органом, составившим протокол о правонарушении.
3. Вопрос о возвращении собственнику, уничтожении или конфискации в доход государства временно изъятого имущества разрешается судом в порядке, предусмотренном статьей 540 настоящего Кодекса.
Статья 37. Принудительная эвакуация транспортного средства и применение блокираторов колес или других видов приспособлений
1. Принудительная эвакуация состоит в принудительном перемещении транспортного средства с места совершения правонарушения или с места совершения дорожно-транспортного происшествия на специализированную стоянку.
2. Блокировка колес состоит в принудительной установке технических средств на транспортное средство, исключающей возможность движения транспортного средства (вращения колес), в случае нарушения водителем транспортного средства нормативных правовых актов, устанавливающих правила дорожного движения и порядок пользования и охраны автомобильных дорог.
Другие виды приспособлений применяются для блокировки рулевого управления и педалей газа (для мотоциклов, трициклов, квадроциклов и другого мототранспорта).
3. При принудительной эвакуации транспортного средства собственник уведомляется о месте нахождения транспортного средства путем размещения информации на соответствующем сайте, определяемом Кабинетом Министров Кыргызской Республики, о чем вносятся сведения в Автоматизированную информационную систему (АИС) Единого реестра правонарушений. О принудительной эвакуации транспортного средства и применении блокираторов колес делается соответствующая отметка в протоколе о правонарушении.
4. Расходы по принудительной эвакуации транспортного средства и его хранении возмещаются лицом, совершившим правонарушение.
5. Порядок принудительной эвакуации, перемещения транспортного средства на специализированную стоянку, его хранения и применения блокираторов колес или других видов приспособлений определяется Кабинетом Министров Кыргызской Республики.
Статья 38. Отстранение от управления транспортным средством
1. Отстранение от управления транспортным средством - это временный запрет на управление транспортным средством в целях пресечения (прекращения) правонарушений.
2. Физические лица отстраняются от управления транспортным средством в следующих случаях:
1) если лицо, управляющее транспортным средством, не имеет при себе свидетельства о регистрации транспортного средства, водительского удостоверения соответствующей категории;
2) если лицо, управляющее транспортным средством, имеет при себе водительское удостоверение и/или свидетельство о регистрации транспортного средства (временное прекращение государственной регистрации транспортного средства), признанные недействительными;
3) если отсутствуют государственные регистрационные номерные знаки транспортного средства или один из них, в том числе если они нестандартные (поддельные) либо выданы на другое транспортное средство (подложные);
4) если номера кузова и шасси транспортного средства не соответствуют данным свидетельства о регистрации данного транспортного средства;
5) если транспортное средство управляется лицом в состоянии опьянения и это подтверждено результатами медицинского освидетельствования, в том числе проведенного с применением специальных технических средств, либо указанное лицо отказалось от прохождения освидетельствования;
6) если установка оборудования или переоборудование транспортного средства произведены с нарушением нормативных требований, в том числе если транспортное средство оборудовано специальной звуковой (многосигнальной) сигнализацией или проблесковым световым сигналом, либо если на стекла нанесена запрещенная к использованию пленка (кроме случаев устранения пленки на месте);
7) несоблюдения (превышения) установленных допустимых норм весогабаритных параметров транспортных средств для проезда по автомобильным дорогам общего пользования Кыргызской Республики;
8) при нарушении срока оплаты штрафа, установленного частью 1 статьи 563 настоящего Кодекса, в случаях совершения правонарушений, предусмотренных главой 21 настоящего Кодекса, свыше 100 расчетных показателей;
9) осуществления иностранным перевозчиком международных автомобильных перевозок без разрешения или без специального разрешения на проезд по территории Кыргызской Республики либо с разрешениями, не соответствующими виду перевозки;
10) при нарушении водителями транспортных средств Правил дорожного движения, повлекшем материальный ущерб собственникам транспортных средств или иного имущества, а также причинении легкого вреда здоровью человека;
11) при нарушении порядка регистрации транспортного средства;
12) при совершении лицом автохулиганства.
3. Отстранение от управления транспортным средством применяется путем запрета и недопущения лица к управлению транспортным средством до тех пор, пока все причины отстранения не будут полностью устранены.
4. Об отстранении от управления транспортным средством сотрудником уполномоченного органа в сфере внутренних дел и уполномоченного органа в сфере транспорта делается соответствующая запись в протоколе о правонарушении, а в случаях, предусмотренных пунктами 7-9 части 2 настоящей статьи, составляется отдельный протокол и выносится постановление о применении дополнительного правового последствия в виде отстранения от управления транспортным средством.
5. В случае отстранения водителя от управления транспортным средством уполномоченный орган в сфере внутренних дел, а также уполномоченный орган в сфере транспорта доставляют транспортное средство для временного хранения на специализированную (штрафную) стоянку до принятия решения по делу и устранения всех причин, указанных в настоящей статье и послуживших основанием для отстранения лица от управления транспортным средством.
6. В случаях, предусмотренных частью 4 статьи 520 настоящего Кодекса, при наличии в автоматизированной информационной системе сведений о правонарушениях, предусмотренных главой 21 настоящего Кодекса, зафиксированных в автоматическом режиме сертифицированными специальными контрольно-измерительными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, совершенных на транспортном средстве, не зарегистрированном на территории Кыргызской Республики, в отношении управляющего данным транспортным средством лица составляется протокол о правонарушении на бумажном носителе или в электронной форме и данное лицо отстраняется от управления транспортным средством.
Статья 39. Лишение специального права
1. Лишение специального права, предоставленного лицу (права управления транспортными средствами, права охоты, лицензии и т.д.), применяется за нарушение порядка пользования этим правом, совершенное два и более раза в течение года.
2. В случае совершения лицом правонарушений, предусмотренных статьями 95, 131, 147, 193, 427 и 428 настоящего Кодекса, два и более раза в течение года, а также совершения иных правонарушений три и более раза в течение года инициируется вопрос о применении дополнительного правового последствия в виде лишения специального права в порядке, установленном статьей 572 настоящего Кодекса.
Также в случаях совершения лицами иных правонарушений три и более раза уполномоченный орган в установленном законом порядке решает вопрос о лишении лица специального права.
3. Лишение права управления транспортными средствами не может применяться к лицам, которые пользуются этими средствами в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления в состоянии алкогольного, наркотического опьянения, а также самовольного оставления места дорожно-транспортного происшествия, участниками которого они являются.
Статья 40. Освобождение должностного лица от занимаемой должности
1. В случае совершения должностным лицом правонарушений, предусмотренных статьями 435 и 436 настоящего Кодекса, повторно в течение года суд направляет вступившее в законную силу решение в соответствующий орган для исполнения.
2. Дополнительное правовое последствие в виде освобождения должностного лица от занимаемой должности применяется также в отношении должностных лиц, совершивших правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 437 настоящего Кодекса.
Статья 41. Приостановление определенного вида деятельности, восстановление объекта в его первоначальное состояние, снос (демонтаж) объекта либо его части
В случае нарушения лицами требований законодательства при осуществлении определенного вида деятельности, вследствие совершения правонарушений, предусмотренных статьями 74, 98, 144, 274, 276 и 318 настоящего Кодекса, уполномоченный орган направляет материалы в соответствующий орган, уполномоченный принимать решение о приостановлении определенного вида деятельности, восстановлении объекта в его первоначальное состояние или сносе (демонтаже) объекта или его части либо обязан рассмотреть самостоятельно, если данный вопрос относится к его компетенции.
При поступлении таких материалов соответствующий орган обязан рассмотреть вопрос о приостановлении определенного вида деятельности, восстановлении объекта в его первоначальное состояние или сносе (демонтаже) объекта или его части в установленном законом порядке.
Глава 8. Общие правила применения взысканий и освобождения от их назначения
Статья 42. Применение взысканий
При применении взысканий учитываются характер совершенного правонарушения, размер причиненного вреда, обстоятельства, смягчающие либо отягчающие взыскание, а относительно физического лица - также личность правонарушителя.
Статья 43. Применение взысканий в отношении детей
1. Размер штрафа, налагаемого на ребенка в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет за совершение правонарушения, не может превышать 50 процентов от размера штрафов, предусмотренных Особенной частью настоящего Кодекса, но не более 50 расчетных показателей.
При отсутствии у ребенка в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет официального заработка, достаточного для уплаты штрафа, штраф (в размере, указанном в настоящей части) налагается на родителей или лиц, их заменяющих.
2. Другие виды взысканий (за исключением ареста) применяются к детям в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет на общих основаниях.
3. Ребенок в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, впервые совершивший правонарушение, может быть освобожден судом, органом, уполномоченным рассматривать дела о правонарушениях, от исполнения назначенного взыскания с применением к нему мер воспитательного воздействия, предусмотренных статьей 44 настоящего Кодекса.
Статья 44. Меры воспитательного воздействия
1. Ребенку в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет могут быть назначены следующие меры воспитательного воздействия:
1) разъяснение закона;
2) возложение обязанности по восстановлению причиненного ущерба;
3) ограничение досуга и установление особых требований к поведению ребенка.
2. Разъяснение закона состоит в разъяснении ребенку в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет вреда, причиненного его деянием, и юридических последствий повторного совершения правонарушений, предусмотренных настоящим Кодексом.
3. Обязанность восстановления причиненного ущерба возлагается на ребенка в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет с учетом его физического состояния, имущественного положения и наличия соответствующих трудовых навыков.
4. Ограничение досуга и установление особых требований к поведению ребенка в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением транспортным средством.
5. Ребенку в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет может быть назначено одновременно несколько мер воспитательного воздействия.
6. Срок применения мер воспитательного воздействия, предусмотренных пунктом 3 части 1 настоящей статьи, устанавливается судом продолжительностью от одного до трех месяцев.
7. В случае неисполнения ребенком в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет мер воспитательного воздействия, предусмотренных пунктом 3 части 1 настоящей статьи, более двух раз органы внутренних дел представляют материалы в суд для решения вопроса об отмене этих мер и наложения взыскания, если не истек срок давности, установленный частью 1 статьи 559 настоящего Кодекса.
Статья 45. Обстоятельства, смягчающие ответственность
1. Обстоятельствами, смягчающими ответственность физических и юридических лиц, признаются добровольное возмещение убытков или устранение причиненного вреда.
2. Обстоятельствами, смягчающими ответственность физических лиц, признаются также:
1) совершение правонарушения ребенком в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет;
2) совершение правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка в возрасте до пяти лет;
3) предоставление медицинской или другой помощи пострадавшему непосредственно после совершения правонарушения;
4) совершение правонарушения под влиянием угрозы или в силу материальной зависимости;
5) чистосердечное раскаяние виновного;
6) совершение правонарушения при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств.
Статья 46. Обстоятельства, отягчающие ответственность
1. Обстоятельствами, отягчающими ответственность физических и юридических лиц, признаются:
1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченного органа прекратить его;
2) совершение правонарушения группой лиц, то есть совместное совершение правонарушения двумя или более лицами независимо от предварительного сговора между ними;
3) совершение правонарушения в условиях военного или чрезвычайного положения либо в условиях общественного бедствия;
4) повторное совершение однородного правонарушения в течение одного года;
5) вовлечение ребенка в возрасте до 18 лет в правонарушение;
6) совершение правонарушения лицом, находящимся в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном употреблением наркотических, психотропных или других одурманивающих средств.
2. Суд, уполномоченный орган, рассматривающие дело о правонарушении, могут не признать обстоятельства, указанные в части 1 настоящей статьи, отягчающими, исходя из личности правонарушителя и обстоятельств совершенного деяния.
Примечание. Под общественным бедствием в настоящем Кодексе признается обстановка, сложившаяся на территории Кыргызской Республики или ее отдельных частях в результате опасного природного или техногенного явления, аварии, катастрофы, стихийного, биологического (эпидемии, эпизоотии, эпифитотии) или иного бедствия, воздействия современных средств поражения, которые могут повлечь или повлекли человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Статья 47. Применение взысканий при совершении нескольких правонарушений
В случае совершения одним лицом двух или более правонарушений взыскание применяется за каждое правонарушение отдельно.
Статья 48. Давность применения взыскания
1. Взыскания в отношении физических лиц могут быть применены в течение шести месяцев со дня совершения лицом правонарушения, а при продолжаемом правонарушении - в течение шести месяцев со дня его выявления.
2. Взыскания в отношении должностных лиц могут быть применены в течение одного года со дня совершения лицом правонарушения.
3. Взыскания в отношении юридических лиц могут быть применены в течение одного года со дня совершения лицом правонарушения.
4. Течение срока давности приостанавливается, если лицо, совершившее правонарушение, уклоняется от уполномоченного органа на весь период уклонения. Течение срока давности возобновляется со дня обнаружения лица. При этом пеня начисляется в соответствии со статьей 35 настоящего Кодекса.
5. В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо прекращения уголовного дела при наличии в действиях лица признаков правонарушения взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении.
6. Взыскание в виде предупреждения должно быть применено в случаях выявления правонарушения непосредственно после его совершения и на месте совершения.
7. В случае приостановления производства по делу о правонарушении в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению к ответственности, срок давности применения взыскания составляет один год.
8. В случае нарушения антимонопольного законодательства взыскание в виде предупреждения применяется при рассмотрении дела.
Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.
Недействующая редакция, не действует с 20 июля 2022 года