Недействующая редакция. Принята: 29.12.2021 / Вступила в силу: 10.01.2022

Недействующая редакция, не действует с 9 июля 2022 года

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 15 июля 2010 года №339-IV ЗРК

Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации

 (В редакции Законов Республики Казахстан от 06.01.2011 г. №378-IV ЗРК, 01.03.2011 г. №414-IV ЗРК, 05.07.2011 г. №452-IV ЗРК, 27.04.2012 г. №15-V ЗРК, 10.07.2012 г. №34-V ЗРК, 10.07.2012 г. №36-V ЗРК, 03.07.2013 г. №121-V ЗРК, 04.07.2013 г. №132-V ЗРК, 11.04.2014 г. №189-V ЗРК, 04.07.2014 г. №233-V ЗРК, 29.09.2014 г. №239-V ЗРК, 29.12.2014 г. №269-V ЗРК, 27.10.2015 г. №363-V ЗРК (см. сроки вступления в силу), 29.10.2015 г. №376-V ЗРК, 03.12.2015 г. №433-V ЗРК, 04.12.2015 г. №435-V ЗРК, 09.04.2016 г. №499-V ЗРК, 28.12.2016 г. №34-VI ЗРК, 10.05.2017 г. №64-VI ЗРК, 13.06.2017 г. №69-VI ЗРК, 03.07.2017 г. №86-VI ЗРК, 11.07.2017 г. №91-VI ЗРК, 25.12.2017 г. №122-VI ЗРК, 24.05.2018 г. №156-VI ЗРК, 05.10.2018 г. №184-VI ЗРК, 19.04.2019 г. №249-VI ЗРК (см. сроки вступления в силу), 26.12.2019 г. №284-VI ЗРК, 13.05.2020 г. №325-VI ЗРК (вступил в силу 15.11.2020), 25.06.2020 г. №347-VI ЗРК, 29.06.2020 г. №351-VI ЗРК (вступил в силу 01.07.2021), 29.06.2020 г. №352-VI ЗРК, 07.07.2020 г. №361-VI ЗРК, 16.11.2020 г. №375-VI ЗРК, 02.01.2021 г. №399-VI ЗРК, 24.11.2021 г. №75-VII ЗРК, 29.12.2021 г. №94-VII ЗРК)

Настоящий Закон регулирует общественные отношения, связанные с использованием воздушного пространства Республики Казахстан и деятельностью авиации, и определяет порядок использования воздушного пространства и деятельности авиации в целях охраны жизни и здоровья человека, окружающей среды, интересов государства, обеспечения безопасности полетов воздушных судов и удовлетворения потребностей экономики Республики Казахстан, физических и юридических лиц в авиационных услугах.

(Преамбула документа изложена в новой редакции в соответствии с Законом Республики Казахстан от 10.05.2017 г. №64-VI ЗРК)
(см. предыдущую редакцию)

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) аварийно-спасательные работы - комплекс мероприятий, направленных на своевременное оказание помощи терпящим бедствие или потерпевшим;

2) авиакомпания - юридическое лицо, имеющее сертификат эксплуатанта гражданских воздушных судов;

3) свидетельство на авиамаршрут - документ на право использования авиационного маршрута для выполнения регулярных рейсов;

4) авиация - все виды организаций, деятельность которых направлена на создание условий и использование воздушного пространства человеком с помощью воздушных судов;

5) авиационные работы - специализированные операции, выполняемые эксплуатантом с применением гражданских воздушных судов в интересах других физических и (или) юридических лиц;

6) авиационная безопасность - защита гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, которая достигается путем реализации комплекса мер и привлечения людских и материальных ресурсов;

6-1) обзор состояния авиационной безопасности - оценка потребностей в сфере безопасности, включающая выявление уязвимых мест, которые могут быть использованы для совершения акта незаконного вмешательства, и выработку рекомендаций относительно корректирующих действий;

7) авиационная деятельность - все виды деятельности, направленные на создание условий и использование воздушного пространства человеком с помощью воздушных судов;

8) авиационные услуги - услуги гражданской авиации, связанные с организацией и обеспечением воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почтовых отправлений и выполнением авиационных работ за плату или по найму;

9) незаконное вмешательство в деятельность авиации - противоправное действие, посягающее на безопасную деятельность авиации, повлекшее несчастные случаи с людьми, материальный ущерб, захват или угон воздушного судна или создавшее угрозу наступления таких последствий;

10) авиационный маршрут (авиамаршрут) - географическое описание или комбинация географических описаний земной поверхности, над которой осуществляется воздушное сообщение между пунктами авиаперевозок;

10-1) авиационный медицинский центр - юридическое лицо, осуществляющее медицинское освидетельствование в сфере гражданской авиации;

10-2) сертификат авиационного медицинского центра - документ установленного образца, удостоверяющий соответствие авиационного медицинского центра сертификационным требованиям;

10-3) авиационный медицинский эксперт - физическое лицо, которое имеет сертификат авиационного медицинского эксперта, участвующее в обеспечении безопасности полетов путем проведения медицинского освидетельствования;

10-4) сертификат авиационного медицинского эксперта - документ установленного образца, наделяющий авиационного медицинского эксперта правом проводить медицинское освидетельствование и выдавать медицинский сертификат;

11) авиационный учебный центр - юридическое лицо, осуществляющее подготовку, переподготовку и поддержание профессионального уровня авиационного персонала;

12) сертификат авиационного учебного центра - документ установленного образца, удостоверяющий соответствие авиационной учебной организации сертификационным требованиям;

13) сертификат по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники - документ установленного образца, удостоверяющий соответствие организации по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники сертификационным требованиям;

14) авиационный персонал - физические лица, имеющие специальную и (или) профессиональную подготовку, осуществляющие деятельность по выполнению и обеспечению полетов воздушных судов, воздушных перевозок и авиационных работ, техническому обслуживанию воздушных судов, организации и обслуживанию воздушного движения, управлению воздушным движением;

14-1) авиационный хаб - авиатранспортный узловой аэропорт, имеющий необходимую инфраструктуру для организации стыковочных рейсов, который используется авиакомпаниями как промежуточный пункт для доставки пассажиров, багажа, почтовых отправлений и грузов к месту назначения;

15) аэродромный участок автомобильной дороги - определенный уполномоченным органом в сфере государственной авиации участок автомобильной дороги, используемый для взлета и посадки воздушных судов государственной авиации при решении служебно-боевых задач и задач боевой подготовки;

16) уполномоченный орган в сфере гражданской авиации - центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство в области использования воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности гражданской и экспериментальной авиации;

16-1) уполномоченная организация в сфере гражданской авиации - акционерное общество со стопроцентным участием государства в уставном капитале, осуществляющее деятельность, направленную на обеспечение устойчивого развития отрасли гражданской авиации Республики Казахстан, безопасности полетов и авиационной безопасности;

16-2) служащие уполномоченной организации в сфере гражданской авиации - работники уполномоченной организации в сфере гражданской авиации, занимающие должности первого руководителя и его заместителей, руководителей структурных подразделений и авиационных инспекторов;

16-3) международные организации в сфере гражданской авиации - международные организации, осуществляющие деятельность в сфере гражданской авиации и принимающие авиационные правила, направленные на обеспечение безопасности, регулярности, эффективности и регулирование других вопросов воздушного транспорта;

17) авиационные правила международной организации в сфере гражданской авиации - требование, регламентирующее организацию и осуществление отдельных аспектов деятельности гражданской авиации, принятое международной организацией в сфере гражданской авиации;

18) исключен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 10.07.2012 г. №36-V ЗРК

(см. предыдущую редакцию)

19) сертификат организации по обеспечению горюче-смазочными материалами гражданских воздушных судов - документ установленного образца, удостоверяющий соответствие организации по обеспечению горюче-смазочными материалами гражданских воздушных судов сертификационным требованиям;

19-1) система гражданско-военной координации - комплекс мероприятий, направленных на безопасное и эффективное использование воздушного пространства всеми видами авиации;

20) сертификат эксплуатанта гражданских воздушных судов - документ, выданный уполномоченной организацией в сфере гражданской авиации, удостоверяющий соответствие эксплуатанта Правилам сертификации эксплуатантов гражданских воздушных судов и сертификационным требованиям;

21) свидетельство о государственной регистрации гражданского воздушного судна - документ установленного образца, выданный уполномоченной организацией в сфере гражданской авиации и подтверждающий внесение гражданского воздушного судна в Государственный реестр гражданских воздушных судов Республики Казахстан;

22) сертификат летной годности гражданского воздушного судна - документ, выданный уполномоченной организацией в сфере гражданской авиации, удостоверяющий соответствие гражданского воздушного судна нормам летной годности;

23) воздушное судно, потерпевшее бедствие, - воздушное судно, получившее при рулении, взлете, посадке или падении серьезное повреждение или полностью разрушенное, а также воздушное судно, совершившее вынужденную посадку вне аэродрома;

24) воздушное судно, терпящее бедствие, - воздушное судно, которому или находящимся на борту которого людям угрожает непосредственная опасность либо с которым потеряна радиосвязь и неизвестно местонахождение этого судна;

25) особо важные полеты - статус, присваиваемый уполномоченными Правительством Республики Казахстан государственными органами полетам воздушных судов, а также маршрутам (рейсам) их следования при воздушных перевозках охраняемых лиц Республики Казахстан;

26) аэроклуб - юридическое лицо, которое использует аэродром (вертодром), аэропорт на праве собственности либо иных законных основаниях и обеспечивает в случаях, предусмотренных настоящим Законом, деятельность эксплуатантов авиации общего назначения;

27) аэронавигационная информация - информация, полученная в результате сбора, анализа и обработки данных для целей обеспечения полетов воздушных судов, обслуживания воздушного движения и управления воздушным движением;

28) документ аэронавигационной информации - документ, который содержит информацию, имеющую важное значение для выполнения полетов, обслуживания воздушного движения и управления воздушным движением, утвержденный и опубликованный в установленном порядке;

28-1) аэронавигационное обслуживание - деятельность, которая включает организацию воздушного движения, предоставление систем связи, навигации и наблюдения, метеорологическое и поисково-спасательное обеспечение полетов, предоставление аэронавигационной информации.

Эти виды обслуживания предоставляются пользователям воздушного пространства на всех этапах полета (подход, в районе аэродрома и на маршруте);

29) поставщик аэронавигационного обслуживания - юридическое лицо, обеспечивающее организацию воздушного движения и (или) другое аэронавигационное обслуживание;

29-1) сертификат поставщика аэронавигационного обслуживания - документ установленного образца, удостоверяющий соответствие поставщика аэронавигационного обслуживания сертификационным требованиям;

30) аэродром - определенный участок земной или водной поверхности (включая здания, сооружения и оборудование), предназначенный полностью или частично для прибытия, отправления и движения по этой поверхности воздушных судов;

31) сертификат годности аэродрома (вертодрома) - документ, выданный уполномоченной организацией в сфере гражданской авиации, удостоверяющий соответствие аэродрома (вертодрома) нормам годности к их эксплуатации;

32) приаэродромная территория - территория земной поверхности с центром в контрольной точке аэродрома и радиусом, определяемым уполномоченными органами в сферах гражданской и государственной авиации;

33) аэродромный метеорологический орган - служба, расположенная на аэродроме, предназначенная для метеорологического обеспечения полетов воздушных судов;

34) аэродромное движение - движение воздушных судов и транспортных средств на площади маневрирования аэродрома, а также полеты всех воздушных судов в районе аэродрома;

35) контрольная точка аэродрома - точка, определяющая географическое местоположение аэродрома;

36) аэропорт - комплекс сооружений, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей аэродром, аэровокзал, другие необходимые сооружения и оборудование;

37) аэропортовская деятельность - деятельность, осуществляемая физическими и (или) юридическими лицами в аэропортах, связанная с обеспечением воздушных перевозок, авиационных работ, безопасности полетов и авиационной безопасности;

38) сертификат организации по досмотру службой авиационной безопасности аэропорта - документ установленного образца, удостоверяющий соответствие организации досмотра службой авиационной безопасности аэропорта сертификационным требованиям;

39) контролируемая зона аэропорта - рабочая площадь аэропорта (аэродрома), прилегающая к ней территория и расположенные вблизи здания или часть их, доступ в которые контролируется;

40) воздушное судно - аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет его взаимодействия с воздухом, исключая взаимодействие с воздухом, отраженным от земной (водной) поверхности;

41) фрахтовщик - воздушный перевозчик, который в соответствии с договором фрахтования (чартера) передает за плату другой стороне (фрахтователю) всю вместимость или часть вместимости одного воздушного судна (или нескольких судов) с экипажем на один или несколько рейсов для перевозки пассажиров, багажа, груза, почтовых отправлений или других целей и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации;

42) исключен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 04.07.2013 г. №132-V ЗРК

(см. предыдущую редакцию)

43) фрахтователь - физическое или юридическое лицо, заключившее договор фрахтования (чартера) с воздушным перевозчиком (фрахтовщиком) о передаче в его пользование всей вместимости или части вместимости одного воздушного судна (или нескольких судов) с экипажем на один или несколько рейсов для перевозки пассажиров, багажа, груза, почтовых отправлений или других целей;

44) максимальная сертифицированная взлетная масса воздушного судна - максимальная допустимая взлетная масса воздушного судна, указанная в сертификате типа или руководстве по летной эксплуатации гражданского воздушного судна;

45) полет воздушного судна - перемещение воздушного судна по земной (водной) поверхности и в воздушном пространстве от начала разбега при взлете (отрыва от земной или водной поверхности при вертикальном взлете) до окончания пробега (освобождения взлетно-посадочной полосы без остановки) или касания земной (водной) поверхности при вертикальной посадке;

46) режим использования воздушного пространства - временный порядок использования отдельных элементов структуры воздушного пространства Республики Казахстан, устанавливаемый для осуществления деятельности, требующей специальной организации использования воздушного пространства;

47) воздушное движение - движение воздушных судов, находящихся в полете и на площади маневрирования аэродрома;

48) обслуживание воздушного движения - полетно-информационное обслуживание, аварийное оповещение, диспетчерское обслуживание воздушного движения (районное диспетчерское обслуживание, диспетчерское обслуживание подхода или аэродромное диспетчерское обслуживание);

49) орган обслуживания воздушного движения - орган диспетчерского обслуживания воздушного движения, центр полетной информации или пункт сбора донесений, касающихся обслуживания воздушного движения поставщиком аэронавигационного обслуживания;

50) управление воздушным движением - комплексный процесс планирования, координирования, обеспечения полетов, непосредственное управление движением воздушных судов на земле и в воздухе, а также контроль за соблюдением установленного режима полетов и порядка использования воздушного пространства;

51) орган управления воздушным движением - центр управления или пункт управления государственной авиации, осуществляющий управление воздушным движением в пределах своей компетенции и в установленных для него зонах и районах;

51-1) организация воздушного движения - осуществляемая безопасным, экономичным и эффективным образом динамичная и интегрированная организация воздушного движения и воздушного пространства, включая обслуживание воздушного движения, организацию воздушного пространства и организацию потоков воздушного движения, путем предоставления средств и непрерывного обслуживания в сотрудничестве со всеми сторонами и с использованием бортовых и наземных функций;

52) воздушные перевозки - деятельность физических и юридических лиц по перевозке пассажиров, багажа, грузов и почтовых отправлений воздушными судами;

53) воздушная трасса - контролируемое воздушное пространство (или его часть) в виде коридора;

53-1) договор фрахтования (чартера) - договор перевозки (фрахта), по которому арендодатель (фрахтовщик) обязан предоставить арендатору (фрахтователю) всю вместимость или часть вместимости одного воздушного судна (или нескольких судов) за плату во временное владение и пользование на один или несколько рейсов для перевозки пассажиров, багажа, груза, почтовых отправлений или других целей и оказывать своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации;

(Подпункт 53-1) статьи 1 введен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 04.07.2013 г. №132-V ЗРК)

53-2) бортовой самописец - любой самопишущий прибор, устанавливаемый на борту воздушного судна в качестве дополнительного источника сведений для проведения расследования авиационного происшествия или инцидента;

54) зона ответственности - воздушное пространство определенных размеров, в котором орган обслуживания воздушного движения или орган управления воздушным движением осуществляет свои функции;

54-1) поставщик услуг наземного обслуживания - физическое или юридическое лицо, оказывающее услуги наземного обслуживания на территории аэропорта, за исключением эксплуатанта аэропорта и авиакомпании, самостоятельно обслуживающей свои воздушные суда, пассажиров, багаж, груз и почту;

55) пассажир - физическое лицо, не входящее в состав экипажа и перевозимое на воздушном судне в соответствии с договором воздушной перевозки или на иных законных основаниях;

55-1) инспекторское предписание - акт индивидуального характера, выданный авиационным инспектором уполномоченной организации в сфере гражданской авиации по результатам контроля и надзора физическим или юридическим лицам для устранения выявленных нарушений;

56) член кабинного экипажа - лицо, относящееся к авиационному персоналу, которое в интересах безопасности и в целях обслуживания пассажиров и (или) перевозки грузов выполняет обязанности на борту воздушного судна, поручаемые ему эксплуатантом или командиром воздушного судна, но не являющееся членом летного экипажа;

57) коммерческая воздушная перевозка - деятельность юридических лиц по перевозке пассажиров, багажа, грузов и почтовых отправлений гражданскими воздушными судами за плату или по найму в соответствии с договором воздушной перевозки;

57-1) охраняемая зона ограниченного доступа - участки контролируемой зоны аэропорта, определенные зонами наивысшего риска, в которых, помимо контролирования доступа, применяются другие меры контроля в целях безопасности;

58) Государственный реестр гражданских воздушных судов Республики Казахстан - документ, в котором производится государственная регистрация гражданских воздушных судов Республики Казахстан, прав на них;

59) воздушное пространство Республики Казахстан - воздушное пространство над сухопутной и водной территорией Республики Казахстан, в том числе над ее территориальными водами;

60) Реестр воздушных судов государственной авиации Республики Казахстан - документ, в котором производится государственная регистрация воздушных судов государственной авиации Республики Казахстан;

60-1) безотзывное полномочие - полномочие физического или юридического лица, в пользу которого дано право предъявлять требования на исключение из Государственного реестра гражданских воздушных судов Республики Казахстан (дерегистрацию) и вывоз воздушного судна в соответствии с Протоколом по авиационному оборудованию к Конвенции о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования;

(Подпункт 60-1) статьи 1 введен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 04.07.2013 г. №132-V ЗРК)

61) опасная зона - воздушное пространство установленных размеров, в пределах которого в определенные периоды времени может осуществляться деятельность, представляющая опасность для полетов воздушных судов;

62) посадочная площадка - участок земли, льда, поверхности воды, поверхности сооружения, в том числе поверхности плавучего сооружения, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов;

63) запасной аэродром - аэродром, на который может следовать воздушное судно в том случае, если невозможно или нецелесообразно следовать на аэродром намеченной посадки или производить на нем посадку;

63-1) медицинский осмотр - установление или подтверждение наличия или отсутствия у авиационного персонала заболевания, определение состояния здоровья, а также временной нетрудоспособности, профессиональной пригодности к работе в заступаемую смену;

63-2) медицинский сертификат - документ установленного образца, выдаваемый по положительным результатам медицинского освидетельствования, подтверждающий соответствие заявителя требованиям, предъявляемым к годности по состоянию здоровья, и обеспечивающий допуск к профессиональной деятельности;

63-3) орган контроля и надзора за деятельностью государственной авиации - структурное подразделение уполномоченного органа в сфере государственной авиации, осуществляющее государственный контроль и надзор за деятельностью государственной авиации;

64) уполномоченный орган в сфере государственной авиации - центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство в области использования воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности государственной авиации;

65) метеорологическая информация - метеорологическая сводка, анализ, прогноз и любое другое сообщение, касающиеся фактических или ожидаемых метеорологических условий, предназначенные для пользователей воздушного пространства;

65-1) инструктивный материал - документ, включающий описание процессов и процедур, предназначенный для авиационных инспекторов уполномоченной организации в сфере гражданской авиации, в целях единообразного применения законодательства Республики Казахстан об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации, стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации (ИКАО) при проведении сертификации, осуществлении контроля и надзора, а также отнесения несоответствий сертификационным требованиям к различным категориям;

66) эксплуатант - физическое или юридическое лицо, занимающееся эксплуатацией гражданских воздушных судов или предлагающее свои услуги в этой области;

66-1) беспилотный летательный аппарат - воздушное судно, выполняющее полет без пилота (экипажа) на борту и управляемое в полете автоматически, оператором с пункта управления или сочетанием указанных способов;

67) расследование - процесс, проводимый с целью предотвращения авиационного происшествия или инцидента, который включает в себя сбор и анализ информации, подготовку заключений, включая установление его причин и (или) сопутствующих факторов, и выработку рекомендаций по обеспечению безопасности;

68) нерегулярный рейс (полет) - рейс (полет), не являющийся регулярным и выполняемый для определенного заказчика с целью воздушной перевозки или без таковой;

68-1) постоянный надзор - вид государственного надзора за соблюдением установленных требований прошедшими сертификацию физическими и юридическими лицами в целях предоставления населению безопасных авиационных услуг;

(Подпункт 68-1) статьи 1 введен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 04.07.2013 г. №132-V ЗРК)

69) регулярный рейс - рейс, выполняемый в соответствии с установленным и опубликованным авиакомпанией расписанием;

(Подпункт 69) статьи 1 изложен в новой редакции в соответствии с Законом Республики Казахстан от 04.07.2013 г. №132-V ЗРК)

(см. предыдущую редакцию)

70) запретная зона - воздушное пространство установленных размеров над территорией Республики Казахстан, в пределах которого выполнение полетов воздушных судов без специального разрешения запрещено;

71) вертолет - воздушное судно тяжелее воздуха, которое поддерживается в полете в основном за счет реакции воздуха с одним или несколькими несущими винтами, вращаемыми силовой установкой вокруг осей, находящихся примерно в вертикальном положении;

72) вертодром - аэродром или определенный участок поверхности на сооружении, предназначенный полностью или частично для прибытия, отправления и движения вертолетов по этой поверхности;

72-1) единый оператор по предоставлению вертолетных услуг - юридическое лицо, имеющее материально-технические ресурсы, воздушные суда и квалифицированных специалистов, являющееся субъектом гражданской авиации;

73) временный аэродром - аэродром, предназначенный для обеспечения полетов воздушных судов в определенный период года, не имеющий стационарных сооружений и оборудования, подлежащий учету в установленном порядке;

74) самолет - воздушное судно тяжелее воздуха, приводимое в движение силовой установкой, подъемная сила которого в полете создается в основном за счет аэродинамических реакций на поверхностях, остающихся неподвижными в данных условиях полета;

75) летная годность - техническое состояние воздушного судна, соответствующее летно-техническим характеристикам, которые обеспечивают его безопасность и летное качество;

76) нормы летной годности - требования к конструкции, параметрам и летным качествам воздушных судов и их компонентов, направленных на обеспечение безопасности полетов;

76-1) директива по летной годности - информация, направленная на поддержание летной годности воздушного судна, включая двигатели и воздушные винты, обеспечение безопасной эксплуатации воздушного судна, а также требования в отношении модификации, замены комплектующих или в проведении проверки воздушного судна и (или) внесении поправок в его эксплуатационные ограничения и в руководство по эксплуатации;

77) план полета - определенные сведения о намеченном полете или части полета воздушного судна, представляемые пилотом, экипажем или эксплуатантом органам обслуживания воздушного движения и (или) управления воздушным движением;

78) безопасность полета - комплекс мер, обеспечивающих безопасное проведение полетов, при котором риск причинения вреда жизни или здоровью людей или нанесения ущерба имуществу снижен до приемлемого уровня и поддерживается на этом либо более низком уровне посредством непрерывного процесса выявления источников опасности и контроля факторов риска;

78-1) летные испытания - полет, выполняемый для определения характеристик воздушного судна, силовых установок, авиационного и специального оборудования, вооружения и другой авиационной техники, исследований в области аэродинамики и прочности воздушных судов, а также их систем и (или) для определения соответствия гражданской авиационной техники требованиям летной годности;

(Подпункт 78-1) статьи 1 введен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 04.07.2013 г. №132-V ЗРК)

79) член летного экипажа - лицо, относящееся к авиационному персоналу, имеющее действующее свидетельство авиационного персонала, на которого возложены обязанности, связанные с управлением воздушным судном в течение полетного времени;

80) зона ограничения полетов - воздушное пространство установленных размеров над территорией Республики Казахстан, в пределах которого полеты воздушных судов ограничены определенными условиями;

81) сертификат типа - документ, подтверждающий соответствие нормам летной годности конструкции типа гражданского воздушного судна;

81-1) Международная организация гражданской авиации (ИКАО) - специализированное учреждение Организации Объединенных Наций, устанавливающее международные нормы, необходимые для обеспечения безопасности, надежности и эффективности воздушного сообщения, и осуществляющее координацию международного сотрудничества во всех областях, связанных с гражданской авиацией;

81-2) стандарт Международной организации гражданской авиации (ИКАО) - требование к физическим характеристикам, конфигурации, материальной части, техническим характеристикам, персоналу или правилам, единообразное применение которого признается необходимым для обеспечения безопасности или регулярности международной аэронавигации, принимаемое Международной организацией гражданской авиации (ИКАО);

81-3) рекомендуемая практика Международной организации гражданской авиации (ИКАО) - требование к физическим характеристикам, конфигурации, материальной части, техническим характеристикам, персоналу или правилам, единообразное применение которого признается желательным в интересах безопасности, регулярности или эффективности международной аэронавигации, принимаемое Международной организацией гражданской авиации (ИКАО);

82) международный аэропорт - аэропорт, обеспечивающий международные воздушные перевозки, в котором организован таможенный, пограничный и санитарно-карантинный контроль;

83) международная воздушная перевозка - воздушная перевозка, при выполнении которой пункты отправления и назначения независимо от того, имеется или нет перерыв в перевозке или перегрузке, расположены на:

территории двух или более государств;

территории одного государства, если предусмотрена остановка на территории другого государства;

84) временное управление эксплуатантом аэропорта, допущенного к осуществлению авиарейсов в международном сообщении, - принудительное проведение комплекса административных, юридических, финансовых, организационно-технических и других мероприятий и процедур в отношении эксплуатанта аэропорта, допущенного к осуществлению авиарейсов в международном сообщении;

85) международный полет - полет воздушного судна, при котором воздушное судно пересекает границу иностранного государства;

85-1) поисково-спасательные работы - комплекс мероприятий, проводимых с целью поиска и спасания пассажиров и экипажей воздушных судов, потерпевших бедствие, а также поиска и оказания помощи людям при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

(Подпункт 85-1) статьи 1 введен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 04.07.2013 г. №132-V ЗРК)

86) член экипажа - лицо, относящееся к авиационному персоналу, назначенное для выполнения определенных обязанностей на борту воздушного судна в течение полетного времени;

87) удостоверение члена экипажа - документ установленного образца, который выдается членам экипажа, инженерно-техническому составу, обеспечивающим техническое сопровождение полетов, и персоналу, обеспечивающему безопасность гражданского воздушного судна в полете.

(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законами Республики Казахстан от 27.10.2015 г. №363-V ЗРК, 04.12.2015 г. №435-V ЗРК, 09.04.2016 г. №499-V ЗРК, 10.05.2017 г. №64-VI ЗРК, 13.06.2017 г. №69-VI ЗРК, 19.04.2019 г. №249-VI ЗРК)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 2. Суверенитет Республики Казахстан над воздушным пространством

1. Республике Казахстан принадлежит полный и исключительный суверенитет над воздушным пространством, расположенным над сухопутной и водной территорией Республики Казахстан и ее территориальными водами.

2. Воздушное пространство Республики Казахстан является частью ее государственной территории.

Статья 3. Законодательство Республики Казахстан, регулирующее использование воздушного пространства Республики Казахстан и деятельность авиации

1. Законодательство Республики Казахстан об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.

Статья 4. Сфера действия настоящего Закона

Действие настоящего Закона распространяется на:

1) пользователей воздушного пространства Республики Казахстан;

2) государственную, гражданскую и экспериментальную авиацию в пределах Республики Казахстан;

3) государственные и гражданские воздушные суда Республики Казахстан во время их нахождения за пределами Республики Казахстан, если законами страны пребывания воздушного судна не предусмотрено иное.

Статья 5. Право собственности на средства авиации

Воздушные суда, аэродромы, вертодромы, аэропорты, технические средства и другое имущество, необходимые для организации, выполнения, обслуживания и обеспечения полетов воздушных судов, могут находиться в государственной и (или) частной собственности.

Статья 6. Виды авиации

1. Авиация Республики Казахстан подразделяется на государственную, гражданскую и экспериментальную.

2. Государственной авиацией является авиация, находящаяся в ведении уполномоченного органа в сфере государственной авиации, органов внутренних дел и национальной безопасности Республики Казахстан, а также других государственных органов по решению Правительства Республики Казахстан и используемая в целях обороны, безопасности государства, охраны общественного порядка.

3. Гражданской авиацией признается авиация, не входящая в состав экспериментальной и государственной авиации, используемая в целях:

1) перевозки пассажиров, багажа, груза и почтовых отправлений (воздушные перевозки);

2) выполнения авиационных работ;

3) проведения учебных, спортивных, культурно-просветительных мероприятий, развития технического творчества;

4) удовлетворения личных потребностей эксплуатанта воздушного судна;

5) проведения поисково-спасательных и аварийно-спасательных работ, оказания помощи в случае стихийных бедствий;

6) предоставления аэронавигационного обслуживания;

7) технического обслуживания и ремонта воздушных судов;

8) осуществления аэропортовской деятельности и (или) аэродромного (вертодромного) обслуживания;

9) проектирования аэродромов и объектов гражданской авиации.

Гражданская авиация, используемая в целях, указанных в подпунктах 1), 2) и 5) настоящего пункта, за плату или по найму, признается коммерческой авиацией.

Гражданская авиация, находящаяся в собственности физических и (или) юридических лиц и используемая в целях, указанных в подпунктах 1), 2) и 5) настоящего пункта, не за плату и не по найму, а также в целях, указанных в подпунктах 3) и 4) настоящего пункта, признается авиацией общего назначения.

Гражданская авиация, использующая воздушные суда с максимальной сертифицированной взлетной массой менее пяти тысяч семисот килограмм, в том числе вертолеты с максимальной сертифицированной взлетной массой менее трех тысяч ста восьмидесяти килограмм, признается легкой авиацией.

Гражданская авиация, использующая воздушные суда с максимальной сертифицированной взлетной массой менее семисот пятидесяти килограмм, другие летательные аппараты и вспомогательные устройства, признается сверхлегкой авиацией.

4. Экспериментальной авиацией признается авиация, предназначенная для проведения опытно-конструкторских, экспериментальных, научно-исследовательских работ и испытаний в области авиационной и другой техники.

(В статью внесены изменения в соответствии с Законом Республики Казахстан от 16.11.2020 №375-VI ЗРК)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 7. Применение стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации (ИКАО), а также авиационных правил других международных организаций в сфере гражданской авиации

1. Применение стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации (ИКАО) на территории Республики Казахстан осуществляется путем принятия соответствующих нормативных правовых актов, предусмотренных законодательством Республики Казахстан об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации, внесения необходимых изменений и дополнений в них либо с указанием в них ссылок по применению конкретных стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации (ИКАО).

2. Авиационные правила международных организаций в сфере гражданской авиации могут применяться на территории Республики Казахстан, если они не противоречат законодательству Республики Казахстан об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации, и требования, предусмотренные указанными авиационными правилами, не могут быть ниже, чем требования, изложенные в стандартах Международной организации гражданской авиации (ИКАО).

Действие абзаца четвертого подпункта 3) пункта 6 приостановлено до 1 января 2020 года, в период приостановления данный абзац действует в редакции пункта 2 статьи 2 настоящего Закона

Отдельные требования, содержащиеся в авиационных правилах международных организаций в сфере гражданской авиации, могут быть включены в законодательство Республики Казахстан об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации.

Эксплуатант воздушного судна гражданской авиации, тип которого сертифицирован авиационными властями иностранного государства, вправе применять авиационные правила международных организаций в сфере гражданской авиации на английском языке.

3. Авиационные стандарты международных организаций в сфере гражданской авиации не относятся к документам по стандартизации, регулирование которых осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан в сфере стандартизации.

(В статью 7 внесены изменения в соответствии с Законами Республики Казахстан от 10.05.2017 г. №64-VI ЗРК, 05.10.2018 г. №184-VI ЗРК)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 7-1. Устойчивое развитие отрасли гражданской авиации Республики Казахстан

1. Устойчивое развитие отрасли гражданской авиации Республики Казахстан основывается на:

1) принципе приоритета стратегических и долгосрочных задач над операционными и краткосрочными задачами;

2) обеспечении мер по учету, исследованию, развитию и сохранению человеческого капитала в отрасли гражданской авиации Республики Казахстан;

3) обеспечении непрерывности процесса выявления, анализа и принятия мер по минимизации системных рисков в отрасли гражданской авиации Республики Казахстан.

2. Разработку и реализацию мер по устойчивому развитию отрасли гражданской авиации Республики Казахстан обеспечивает уполномоченная организация в сфере гражданской авиации по согласованию с уполномоченным органом в сфере гражданской авиации.

(Статья 7-1 введена в соответствии с Законом Республики Казахстан от 19.04.2019 г. №249-VI ЗРК)

Глава 2. Государственное регулирование и контроль в области использования воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации

Статья 8. Государственное регулирование в области использования воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации

1. Задачами государственного регулирования использования воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации являются:

1) обеспечение безопасного использования воздушного пространства Республики Казахстан его пользователями, выполнение полетов без угрозы жизни или здоровью людей, окружающей среде, интересам государства;

2) установление общих принципов осуществления деятельности, связанной с использованием воздушного пространства и выполнением полетов;

3) удовлетворение потребностей экономики Республики Казахстан и граждан в авиационных услугах.

2. Государственное регулирование использования воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации в пределах своей компетенции осуществляют Правительство Республики Казахстан, уполномоченные органы в сферах гражданской и государственной авиации.

Статья 9. Государственный контроль и надзор в области использования воздушного пространства

1. Государственный контроль и надзор в области использования воздушного пространства осуществляется в целях предотвращения и (или) прекращения, и (или) пресечения нарушения порядка использования воздушного пространства Республики Казахстан.

2. Государственный контроль и надзор в области использования воздушного пространства осуществляется в порядке, установленном настоящим Законом и иными законами Республики Казахстан.

Статья 10. Государственный контроль и надзор за деятельностью авиации

1. Государственный контроль и надзор за деятельностью государственной авиации осуществляется на предмет соблюдения требований, установленных законодательством Республики Казахстан в сфере использования воздушного пространства и деятельности авиации.

2. Государственный контроль и надзор за деятельностью гражданской и экспериментальной авиации осуществляет уполномоченный орган в сфере гражданской авиации при участии уполномоченной организации в сфере гражданской авиации. Государственный контроль и надзор за деятельностью государственной авиации осуществляет уполномоченный орган в сфере государственной авиации.

3. Порядок проведения государственного контроля и надзора за деятельностью государственной авиации по вопросам безопасности полетов определяется уполномоченным органом в сфере государственной авиации.

4. Государственный контроль и надзор за деятельностью гражданской и экспериментальной авиации осуществляется в форме:

1) проверок организаций гражданской авиации, порядок проведения которых определяется Предпринимательским кодексом Республики Казахстан, за исключением проверок, предусмотренных подпунктом 2) настоящего пункта;

2) проверок за соблюдением физическими и юридическими лицами требований безопасности полетов воздушных судов и авиационной безопасности, порядок проведения которых определяется настоящим Законом;

3) иных форм контроля и надзора, включающих наблюдение и анализ деятельности физических и юридических лиц по обеспечению безопасности полетов и авиационной безопасности.

Уполномоченная организация в сфере гражданской авиации при проведении проверок и иных форм контроля и надзора осуществляет технический контроль и надзор (далее - контроль и надзор) за соблюдением требований, установленных законодательством Республики Казахстан об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации.

5. Наблюдение и анализ деятельности физических и юридических лиц по обеспечению безопасности полетов и авиационной безопасности, а также в целях выполнения рекомендаций по результатам расследования авиационных происшествий и инцидентов осуществляются на основании информации, документов и материалов, предоставленных физическими и юридическими лицами уполномоченной организации в сфере гражданской авиации в соответствии с требованиями настоящего Закона.

6. По итогам проверок и иных форм контроля и надзора служащими уполномоченной организации в сфере гражданской авиации могут быть составлены итоговые документы (акты, инспекторские предписания) и приняты меры воздействия, предусмотренные настоящим Законом и иными законами Республики Казахстан.

(В статью 10 внесены изменения в соответствии с Законами Республики Казахстан от 29.10.2015 г. №376-V ЗРК, 13.06.2017 г. №69-VI ЗРК, 19.04.2019 г. №249-VI ЗРК)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 10-1. Виды проверок за соблюдением физическими и юридическими лицами требований безопасности полетов воздушных судов и авиационной безопасности

1. Проверки физических и юридических лиц за соблюдением ими требований безопасности полетов воздушных судов (далее - безопасность полетов) и авиационной безопасности делятся на следующие виды:

1) выборочные;

2) внеплановые.

Выборочная проверка назначается уполномоченной организацией в сфере гражданской авиации в отношении физического или юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере гражданской и (или) экспериментальной авиации, воздушных судов и (или) их компонентов, оборудования, обеспечивающего полеты воздушных судов, на основании программы постоянного надзора, утвержденной уполномоченной организацией в сфере гражданской авиации, в соответствии с системой оценки рисков и с учетом установленных временных интервалов по отношению к предшествующим проверкам на соответствие требованиям законодательства Республики Казахстан об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации и (или) стандартам Международной организации гражданской авиации (ИКАО).

Внеплановая проверка назначается уполномоченной организацией в сфере гражданской авиации в отношении физического или юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере гражданской и (или) экспериментальной авиации, воздушных судов и (или) их компонентов, оборудования, обеспечивающего полеты воздушных судов, на соответствие требованиям законодательства Республики Казахстан об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации и (или) стандартам Международной организации гражданской авиации (ИКАО).

В зависимости от целей выборочные и внеплановые проверки делятся на следующие виды:

1) проверка физического лица, осуществляющего деятельность в сфере гражданской и (или) экспериментальной авиации, в том числе организацию, подготовку и выполнение полетов таким лицом;

2) проверка юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере гражданской и (или) экспериментальной авиации;

3) перронные проверки гражданских воздушных судов иностранных эксплуатантов.

2. Выборочные и внеплановые проверки осуществляются в рабочее время проверяемого субъекта, установленное правилами трудового распорядка, если иное не установлено частью второй настоящего пункта.

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.

Глава 1. Общие положения Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе Статья 2. Суверенитет Республики Казахстан над воздушным пространством Статья 3. Законодательство Республики Казахстан, регулирующее использование воздушного пространства Республики Казахстан и деятельность авиации Статья 4. Сфера действия настоящего Закона Статья 5. Право собственности на средства авиации Статья 6. Виды авиации Статья 7. Применение стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации (ИКАО), а также авиационных правил других международных организаций в сфере гражданской авиации Статья 7-1. Устойчивое развитие отрасли гражданской авиации Республики Казахстан Глава 2. Государственное регулирование и контроль в области использования воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации Статья 8. Государственное регулирование в области использования воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации Статья 9. Государственный контроль и надзор в области использования воздушного пространства Статья 10. Государственный контроль и надзор за деятельностью авиации Статья 10-1. Виды проверок за соблюдением физическими и юридическими лицами требований безопасности полетов воздушных судов и авиационной безопасности Статья 10-2. Деятельность, подлежащая контролю и надзору по обеспечению безопасности полетов и авиационной безопасности Статья 11. Порядок проведения проверок за соблюдением физическими и юридическими лицами требований безопасности полетов и авиационной безопасности Статья 12. Результаты контроля и надзора по обеспечению безопасности полетов и авиационной безопасности
Статья 12-1. Программа по безопасности полетов гражданской авиации Статья 12-2. Программа авиационной безопасности гражданской авиации Республики Казахстан Статья 13. Компетенция Правительства Республики Казахстан в области использования воздушного пространства и деятельности авиации Статья 14. Компетенция уполномоченного органа в сфере гражданской авиации в области использования воздушного пространства и деятельности авиации Статья 15. Компетенция уполномоченного органа в сфере государственной авиации в области использования воздушного пространства и деятельности авиации Статья 15-1. Компетенция уполномоченного органа в сфере гражданской авиации в области естественных монополий Статья 15-2. Компетенция уполномоченного органа в сфере гражданской авиации в отношении общественно значимых рынков Статья 16. Сертификация в сфере гражданской авиации Статья 16-1. Постоянный надзор за обеспечением безопасности полетов и авиационной безопасности Статья 16-2. Программа по обеспечению постоянного надзора Статья 16-3. Уровни нарушений установленных требований, выявленных при осуществлении постоянного надзора, и меры по устранению нарушений Статья 16-4. Контроль за обеспечением безопасности полетов и авиационной безопасности Статья 16-5. Перронные проверки гражданских воздушных судов иностранных эксплуатантов Статья 16-6. Авиационный инспектор Статья 16-7. Статья 16-8. Соглашения о передаче определенных функций и обязанностей Глава 2-1. Уполномоченная организация в сфере гражданской авиации Статья 16-9. Основные положения уполномоченной организации в сфере гражданской авиации Статья 16-10. Финансирование деятельности уполномоченной организации в сфере гражданской авиации Статья 16-11. Отчисления на обеспечение безопасности полетов гражданской авиации Статья 16-12. Государственный поставщик аэронавигационного обслуживания Глава 3. Организация использования воздушного пространства Статья 17. Основы организации использования воздушного пространства Статья 18. Деятельность, связанная с использованием воздушного пространства Статья 19. Структура и классификация воздушного пространства Статья 20. Предоставление аэронавигационного обслуживания в воздушном пространстве
Статья 21. Обеспечение аэронавигационной информацией Статья 22. Виды обслуживания воздушного движения Статья 23. Правила выполнения полетов Статья 24. План полета воздушного судна Статья 25. Приоритеты в использовании воздушного пространства Статья 26. Запрещение или ограничение использования воздушного пространства Статья 27. Нарушение порядка использования воздушного пространства Статья 28. Отклонение воздушного судна от плана полета. Воздушное судно-нарушитель Статья 29. Организация связи для использования воздушного пространства Статья 30. Радиосвязь при обслуживании воздушного движения или управлении воздушным движением Статья 31. Полеты над населенным пунктом Статья 32. Демонстрационные полеты Статья 33. Полеты беспилотных летательных аппаратов Статья 34. Радиотехническое обеспечение полетов Статья 35. Метеорологическое обеспечение полетов Статья 35-1. Сертификация поставщика аэронавигационного обслуживания Статья 35-2. Обеспечение безопасности полетов при изменении в функциональных системах организации воздушного движения Статья 36. Допуск воздушных трасс к эксплуатации Статья 37. Единицы измерений для целей выполнения полетов и обслуживания воздушного движения Статья 38. Защита от вредного воздействия полетов воздушных судов Глава 4. Международные полеты Статья 39. Международные полеты воздушных судов Республики Казахстан Статья 40. Полеты воздушных судов иностранных государств в воздушном пространстве Республики Казахстан Статья 41. Выполнение международных полетов в воздушном пространстве Республики Казахстан Глава 5. Воздушные суда Статья 42. Классификация воздушных судов Статья 43. Сертификация типа гражданского воздушного судна Статья 44. Сертификация экземпляра гражданского воздушного судна Статья 45. Государственная регистрация воздушных судов, прав на них Статья 46. Исключение воздушного судна из реестра Статья 47. Допуск к эксплуатации и поддержание летной годности воздушных судов Статья 48. Техническое обслуживание и ремонт гражданских воздушных судов Статья 49. Обозначения, наносимые на воздушные суда Статья 50. Подготовка к полету воздушного судна Статья 51. Аренда воздушного судна
Статья 52. Фрахт воздушного судна Глава 6. Авиационный персонал Статья 53. Классификация авиационного персонала Статья 54. Профессиональная подготовка и допуск к видам деятельности авиационного персонала гражданской авиации
Статья 55. Признание свидетельства авиационного персонала иностранного государства Статья 56. Экипаж воздушного судна Статья 57. Командир воздушного судна Статья 58. Руководящие работники организаций авиации, обеспечивающие безопасность полетов Глава 7. Эксплуатант Статья 59. Допуск лиц к эксплуатации гражданских воздушных судов Статья 60. Сертификация эксплуатантов гражданских воздушных судов Статья 61. Эксплуатанты авиации общего назначения Статья 62. Аэроклуб Глава 8. Аэродромы (вертодромы). Аэропорты Статья 63. Классификация аэродромов (вертодромов) Статья 64. Эксплуатант аэродрома (вертодрома), аэропорта гражданской авиации Статья 65. Аэропортовская деятельность Статья 65-1. Аэровокзал Статья 65-2. Доступность услуг в сфере гражданской авиации для инвалидов Статья 66. Сертификация и допуск аэродромов, вертодромов к эксплуатации Статья 67. Учет аэродромов (вертодромов) Статья 68. Аэродромное обслуживание воздушных судов Статья 69. Аэродромы совместного базирования и использования Статья 70. Аэропорты для обеспечения международных полетов воздушных судов Статья 71. Строительство, реконструкция, ликвидация или перенос аэродромов и аэропортов или специальных объектов Статья 72. Строительство в пределах приаэродромной территории Статья 73. Временное управление аэропортом Глава 9. Воздушные перевозки. Авиационные работы Статья 74. Право осуществления воздушных перевозок. Авиакомпании Статья 74-1. Ограничения иностранного участия (контроля) в авиакомпании, созданной в форме акционерного общества Статья 75. Международные воздушные перевозки Статья 75-1. Упрощение формальностей Статья 76. Основные положения в сфере коммерческих воздушных перевозок Статья 76-1. Использование воздушного транспорта при чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера, введении чрезвычайного положения Статья 77. Права и обязанности пассажира Статья 78. Одностороннее прекращение договора воздушной перевозки пассажира Статья 79. Авиамаршруты Статья 80. Распределение международных и субсидируемых авиамаршрутов для регулярных воздушных перевозок Статья 81. Деятельность иностранных воздушных перевозчиков на территории Республики Казахстан Статья 82. Выполнение авиационных работ Статья 82-1. Правовое положение единого оператора по предоставлению вертолетных услуг Глава 10. Ответственность в сфере воздушных перевозок Статья 83. Ответственность перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира, нанесенного во время воздушной перевозки Статья 84. Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и (или) повреждение (порчу) багажа, груза и находящихся при пассажире вещей Статья 85. Ответственность перевозчика за утрату, недостачу, повреждение (порчу) и (или) задержку доставки почтовых отправлений Статья 86. Ответственность перевозчика перед пассажиром при отмене или задержке рейса Статья 87. Обязательное страхование, связанное с деятельностью гражданской авиации Глава 11. Действия или деятельность, влияющие на безопасность полетов Статья 88. Обязанности и действия лиц, находящихся на борту воздушного судна по обеспечению безопасности полетов Статья 89. Ситуации, создаваемые лицами на борту воздушного судна, угрожающие безопасности полетов Статья 90. Деятельность, которая может представлять угрозу безопасности полетов Статья 91. Маркировка объектов, представляющих угрозу безопасности полетов Глава 12. Авиационные происшествия и инциденты и их расследование Статья 92. Авиационные происшествия и инциденты Статья 93. Расследование авиационного происшествия или инцидента Статья 93-1. Уполномоченный по расследованию Статья 94. Классификация и учет авиационных происшествий или инцидентов Статья 95. Сохранение вещественных доказательств Статья 96. Работа на месте авиационного происшествия Статья 97. Финансирование работ, связанных с расследованием авиационного происшествия, и порядок возмещения расходов Глава 13. Поиск и спасание воздушных судов, их пассажиров и членов экипажа Статья 98. Организация поиска и спасания воздушных судов, их пассажиров и членов экипажа Статья 99. Действия экипажа воздушного судна, терпящего или потерпевшего бедствие Статья 100. Информирование о воздушных судах, терпящих или потерпевших бедствие Статья 101. Аварийно-спасательные работы Статья 102. Прекращение поиска воздушного судна, его пассажиров и экипажа Статья 103. Поиск и спасание воздушных судов за пределами территории Республики Казахстан Статья 104. Оснащение воздушных судов и подготовка экипажа на случай бедствия Глава 14. Авиационная безопасность Статья 105. Обеспечение авиационной безопасности Статья 106. Службы авиационной безопасности Статья 107. Досмотр Статья 108. Удостоверение члена экипажа Глава 15. Заключительные и переходные положения Статья 109. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации Статья 110. Переходные положения Статья 111. Порядок введения в действие настоящего Закона