Недействующая редакция. Принята: 22.12.2017 / Вступила в силу: 12.07.2018

Недействующая редакция, не действует с 1 июля 2022 года

Неофициальный перевод

О вступлении в силу отдельных частей документа смотри Справку

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

от 22 декабря 2017 года №100

О нормативных актах

Парламент принимает настоящий органический закон.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Сфера регулирования

(1) Настоящий закон определяет категории и иерархию нормативных актов, принципы и этапы правотворчества, этапы и порядок разработки проектов нормативных актов, основные требования к структуре и содержанию нормативного акта, порядок его вступления в силу и утраты им силы, учета и систематизации нормативных актов, применяемые к нормативным актам технические процедуры, а также порядок толкования, мониторинга реализации положений и пересмотра нормативного акта.

(2) Настоящий закон не применяется к правовым актам, носящим индивидуальный или исключительно политический характер, а также не содержащим правовых норм.

Статья 2. Основные понятия

В целях настоящего закона используются следующие основные понятия:

нормативный акт – принятый, утвержденный или изданный органом публичной власти правовой акт публичного, обязательного, общего и безличного характера, который устанавливает, изменяет или отменяет правовые нормы, регулирующие возникновение, изменение или прекращение правоотношений и применяемые к неограниченному числу сходных ситуаций;

автор проекта нормативного акта – лицо, обладающее правом законодательной инициативы согласно статье 73 Конституции Республики Молдова;

правотворческая деятельность – основной способ реализации публичных политик, обеспечивающий необходимые инструменты для проведения в жизнь решений по социально-экономическому развитию, а также для осуществления полномочий органа публичной власти;

анализ ex ante – процесс выявления проблемы, постановки цели, выбора способов решения проблемы или достижения цели и анализ воздействия, результатов или последствий такого выбора, направленный на обоснование необходимости регулирования общественных отношений;

анализ последствий регулирования – анализ ex ante проектов нормативных актов, имеющих последствия для предпринимательской деятельности, осуществляемый в соответствии с положениями Закона об основных принципах регулирования предпринимательской деятельности №235/2006 и с утвержденной Правительством методикой;

мониторинг реализации положений нормативного акта – процедура, предусматривающая определение, анализ и оценку юридических последствий нормативных актов и, при необходимости, определение мер для устранения обстоятельств, делающих невозможным применение нормативного акта;

Государственный регистр юридических актов – автоматизированная информационная система регистрации нормативных и других правовых актов, в которой осуществляются их сбор, обработка, систематизация, хранение и представление, а также другие действия, определенные законодательством для оперирования данными регистра;

знак "UE" – знак, которым авторы проектов помечают проекты нормативных актов, разработанных в целях гармонизации национального законодательства с законодательством Европейского Союза;

законодательная техника — совокупность норм, методов и приемов, определяющих составные части нормативного акта, структуру, форму и порядок систематизации его содержания, технических процедур по изменению, опубликованию, повторному опубликованию и исправлению нормативного акта, норм, регулирующих вступление в силу и прекращение действия нормативного акта, а также норм, касающихся языка и стиля такового. Нормы законодательной техники нацелены на обеспечение систематизации и согласованности содержания правовых положений и обязательны к использованию при разработке проектов нормативных актов;

консолидированный электронный текст нормативного акта – опубликованный в Государственном регистре юридических актов электронный текст нормативного акта, подготовленный на основе первоначального официального текста нормативного акта и, в зависимости от обстоятельств, на основе официальных текстов нормативных актов, вносящих в него изменения, который включает все изменения, внесенные в данный нормативный акт.

Статья 3. Принципы правотворческой деятельности

(1) При разработке нормативного акта должны соблюдаться принципы:

а) конституционности;

b) соблюдения основных прав и свобод;

c) законности и соотносимости конкурирующих норм;

d) целесообразности, согласованности, последовательности, стабильности и предсказуемости правовых норм;

е) обеспечения прозрачности, публичности и доступности;

f) соблюдения иерархической соподчиненности нормативных актов.

(2) При разработке нормативного акта по регулированию предпринимательской деятельности соблюдаются принципы, установленные Законом об основных принципах регулирования предпринимательской деятельности №235/2006.

(3) Нормативный акт должен соответствовать положениям Конституции Республики Молдова, международных договоров, одной из сторон которых является Республика Молдова, общепризнанным принципам и нормам международного права, а также законодательству Европейского Союза.

(4) Нормативный акт должен органично вписываться в действующую нормативную базу. С этой целью:

а) проект нормативного акта должен соотноситься с положениями нормативных актов высшего или того же уровня, с которыми он связан;

b) проект нормативного акта, подготовленный на основе нормативного акта высшего уровня, не может выходить за пределы компетенции, установленной данным актом, и не может противоречить его цели, принципам и положениям.

Статья 4. Характер нормативного акта

Нормативный акт имеет публичный, обязательный, общий и безличный характер. Положения нормативного акта обязательны для исполнения, должны соблюдаться всеми субъектами права и в случае необходимости приводятся в исполнение принудительной силой государства.

Статья 5. Классификация правовых норм

(1) По своему характеру правовые нормы подразделяются на общие, специальные и исключительные.

(2) Общие правовые нормы применяются ко всем общественным отношениям или субъектам права либо к некоторым категориям отношений или субъектов без утраты ими своего общего характера.

(3) Специальные правовые нормы применяются исключительно к отдельным категориям общественных отношений или прямо определенным субъектам. В случае противоречия между общей нормой и специальной нормой, которые содержатся в нормативных актах одного уровня, применяется специальная норма.

(4) Исключительные правовые нормы отличаются от рамочных норм в соответствующей области и применяются к определенным ситуациям. В случае противоречия между общей или специальной нормой и исключительной нормой, содержащимися в нормативных актах одного уровня, применяется исключительная норма.

Глава II. Категории нормативных актов

Статья 6. Категории нормативных актов

Законодательство Республики Молдова формируют следующие нормативные акты:

a) Конституция Республики Молдова;

b) законы и постановления Парламента;

c) указы Президента Республики Молдова;

d) постановления и ордонансы Правительства;

e) нормативные акты центральных отраслевых органов публичного управления;

f) нормативные акты автономных органов публичной власти;

g) нормативные акты органов власти автономных территориальных образований с особым правовым статусом;

h) нормативные акты органов местного публичного управления.

Статья 7. Соотношение нормативных актов

(1) Юридическая сила нормативных актов устанавливается в зависимости от компетенции и статуса органа публичной власти, издавшего акт, а также от категории акта. Пределы компетенции по принятию, утверждению или изданию нормативных актов установлены Конституцией Республики Молдова, Законом о Правительстве №136/2017 и другими нормативными актами.

(2) Нормативный акт большей юридической силы может изменять или признавать утратившим силу нормативный акт меньшей юридической силы, изданный тем же субъектом. В случае прямого изменения акта меньшей юридической силы изменения имеют ту же юридическую силу, что и изменяемый акт.

(3) В случае возникновения конфликта норм между двумя нормативными актами равной юридической силы применяются положения последнего по времени принятия, утверждения или издания акта, за исключением ситуаций, предусмотренных частями (3) и (4) статьи 5.

Статья 8. Закон

(1) Закон – нормативный акт, принимаемый Парламентом на основании конституционных норм согласно процедуре, установленной Конституцией Республики Молдова и Регламентом Парламента, утвержденным Законом №797/1996, а также настоящим законом.

(2) Законы подразделяются на три категории: конституционные, органические и ординарные. В формуле принятия закона указывается его категория.

Статья 9. Конституция Республики Молдова и конституционные законы

(1) Конституция Республики Молдова – высший закон государства и общества. Ни один нормативный акт, противоречащий ее положениям, не имеет юридической силы.

(2) Изменения в Конституцию Республики Молдова вносятся конституционными законами.

Статья 10. Органический закон

(1) Органический закон – нормативный акт, представляющий собой развитие конституционных норм и действующий в областях, прямо предусмотренных Конституцией.

(2) Области, регулируемые органическим законом, установлены в пунктах a)–o) части (3) статьи 72 Конституции.

(3) В соответствии с положениями пункта p) части (3) статьи 72 Конституции органическим законом:

a) регулируется установление государственной границы Республики Молдова;

b) утверждается Государственный гимн;

с) регулируются условия приобретения, сохранения и утраты гражданства;

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА Глава I. Общие положения Статья 1. Сфера регулирования Статья 2. Основные понятия Статья 3. Принципы правотворческой деятельности Статья 4. Характер нормативного акта Статья 5. Классификация правовых норм Глава II. Категории нормативных актов Статья 6. Категории нормативных актов Статья 7. Соотношение нормативных актов Статья 8. Закон Статья 9. Конституция Республики Молдова и конституционные законы Статья 10. Органический закон Статья 11. Ординарный закон Статья 12. Постановление Парламента Статья 13. Указ Президента Республики Молдова Статья 14. Постановление Правительства Статья 15. Ордонанс Правительства Статья 16. Нормативные акты центральных отраслевых органов публичного управления и автономных органов публичной власти Статья 17. Нормативные акты органов власти автономных территориальных образований с особым правовым статусом Статья 18. Нормативные акты органов местного публичного управления Статья 19. Преемственность компетенции по принятию, утверждению или изданию нормативных актов Глава III. Правотворческая деятельность Часть 1. Этапы правотворчества Статья 20. Основные этапы правотворчества Статья 21. Этапы разработки проекта нормативного акта Статья 22. Информационная система "е-Законодательство" Часть 2. Инициирование разработки проектов нормативных актов Статья 23. Инициирование разработки проектов нормативных актов Статья 24. Программные документы Часть 3. Процедура обоснования проектов нормативных актов Статья 25. Изучение вопроса Статья 26. Основные этапы анализа ex ante Часть 4. Подготовка проекта нормативного акта Статья 27. Рабочая группа по разработке проекта нормативного акта Статья 28. Определение концепции, категории и структуры нормативного акта Статья 29. Подготовка первоначального варианта проекта нормативного акта Статья 30. Пояснительная записка к проекту нормативного акта Статья 31. Проекты нормативных актов, нацеленных на гармонизацию национального законодательства с законодательством Европейского Союза Часть 5. Согласование, публичное обсуждение и осуществление экспертизы Статья 32. Согласование и публичное обсуждение проекта нормативного акта Статья 33. Сроки дачи заключений Статья 34. Экспертиза проекта нормативного акта Статья 35. Антикоррупционная экспертиза Статья 36. Экспертиза на предмет совместимости проекта нормативного акта с законодательством Европейского Союза Статья 37. Правовая экспертиза Статья 38. Сроки осуществления экспертиз Часть 6. Доработка проекта нормативного акта Статья 39. Доработка проекта Статья 40. Сопроводительные материалы к проекту нормативного акта Глава IV. Структура и содержание нормативного акта Часть 1. Структура нормативного акта Статья 41. Составные части нормативного акта Статья 42. Наименование нормативного акта Статья 43. Преамбула нормативного акта Статья 44. Формула принятия нормативного акта и формула гармонизации Статья 45. Общие положения Статья 46. Диспозитивные положения Статья 47. Заключительные положения Статья 48. Переходные положения Статья 49. Приложения Статья 50. Удостоверение подлинности нормативного акта Часть 2. Содержание нормативного акта Статья 51. Статья Статья 52. Пункт Статья 53. Группировка структурных элементов нормативного акта Статья 54. Язык, орфография и пунктуация нормативного акта Статья 55. Ссылки на другие нормативные акты Глава V. Вступление в силу, регистрация, учет и систематизация нормативных актов Часть 1. Вступление в силу и регистрация нормативных актов Статья 56. Вступление в силу нормативных актов Статья 57. Регистрация, учет и хранение нормативных актов Статья 58. Государственный регистр юридических актов Часть 2. Систематизация нормативных актов Статья 59. Способы систематизации нормативных актов Статья 60. Кодекс Статья 61. Консолидированный нормативный акт Глава VI. Технические процедуры, применяющиеся к нормативным актам Часть 1. Изменение нормативного акта Статья 62. Изменение нормативного акта Статья 63. Общие условия внесения изменений в нормативный акт Статья 64. Действие положений о внесении изменений в нормативный акт Часть 2. Признание нормативного акта утратившим силу Статья 65. Необходимость признания утраты силы Статья 66. Виды признания утраты силы Статья 67. Общие условия признания утраты силы Статья 68. Момент признания утраты силы Статья 69. Нормативные акты, признанные неконституционными Часть 3. Повторное опубликование нормативных актов и внесение в них поправок Статья 70. Повторное опубликование нормативного акта и внесение в него поправок Глава VII. Толкование нормативных актов Статья 71. Толкование Статья 72. Акты о толковании и органы, уполномоченные давать толкование нормативных актов Глава VIII. Действие нормативного акта во времени Статья 73. Действие нормативного акта во времени Статья 74. Прекращение действия нормативного акта Глава IX. Мониторинг реализации положений нормативных актов и пересмотр нормативных актов Статья 75. Мониторинг реализации положений нормативных актов Статья 76. Пересмотр нормативных актов Глава X. Разработка нормативных актов о заключении, приостановлении, денонсации или прекращении действия международных договоров Статья 77. Разработка проектов нормативных актов о заключении, приостановлении, денонсации или прекращении действия международных договоров Статья 78. Применение норм законодательной техники к проектам нормативных актов о заключении, приостановлении, денонсации или прекращении действия международных договоров Глава XI. Заключительные и переходные положения Статья 79. Заключительные положения Статья 80. Переходные положения Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3