Дата обновления БД:
24.04.2024
Добавлено/обновлено документов:
138 / 321
Всего документов в БД:
133172
Неофициальный перевод
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА
от 23 сентября 2010 года №231
О внутренней торговле
(В редакции Законов Республики Молдова от 28.07.2011 г. №175, 23.12.2011 г. №267, 06.03.2012 г. №33, 25.05.2012 г. №120, 02.11.2012 г. №241, 13.12.2012 г. №101, 27.12.2012 г. №318, 21.03.2013 г. №41, 21.03.2013 г. №42, 23.12.2013 г. №324, 23.12.2013 г. №321, 03.12.2015 г. №218, 01.07.2016 г. №153, 07.07.2016 г. №160, 16.12.2016 г. №281, 05.05.2017 г. №80, 07.07.2017 г. №134, 21.09.2017 г. №185, 24.05.2018 г. №79, 08.11.2018 г. №235 (вступил в силу 07.06.2019 г.), 29.11.2018 г. №274, 11.06.2020 г. №91, 04.12.2020 г. №225 (см. сроки вступ в силу), 16.12.2020 г. №236, 04.03.2021 г. №17)
(По всему тексту Закона с последующими изменениями и дополнениями, слова "Министерство экономики" заменены словами "Министерство экономики и инфраструктуры" в соответствующем падеже в соответствии с Законом Республики Молдова от 24.05.2018 г. №79)
(По всему тексту Закона слова "положение об осуществлении торговой деятельности в соответствующем населенном пункте" заменены словами "положение о местной торговле" в соответствующем падеже в соответствии с Законом Республики Молдова от 04.03.2021 №17)
Парламент принимает настоящий органический закон.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Цель и задачи закона
(1) Целью настоящего закона является создание соответствующей правовой основы для осуществления торговой деятельности посредством развития сети распределения товаров и коммерческих услуг в условиях свободной конкуренции, защиты жизни, здоровья, безопасности и экономических интересов потребителей.
(2) Настоящий закон определяет общие принципы осуществления торговой деятельности на территории Республики Молдова.
(3) Настоящий закон предусматривает выполнение следующих задач:
a) стимулирование деятельности по реализации товаров и услуг;
b) поощрение свободной инициативы, обеспечение лояльной конкуренции и свободного движения товаров и коммерческих услуг;
c) максимальное удовлетворение потребностей потребителей в различных товарах и услугах, обеспечение пищевой и потребительской безопасности;
d) поощрение развития малых и средних предприятий;
e) совершенствование институциональной базы по регулированию торговой деятельности;
f) создание механизма взаимодействия между органами центрального и местного публичного управления в сфере торговли;
g) модернизация и развитие форм распределения товаров и оказания коммерческих услуг;
h) упрощение процедуры начала торговой деятельности;
i) координация функций государственных учреждений, уполномоченных осуществлять надзор в сфере торговли.
Статья 1-1. Основные принципы торговой деятельности
Основные принципы регулирования и осуществления внутренней торговой деятельности - принципы, применимые к осуществлению предпринимательской деятельности, а именно:
a) равноправие и равенство законных интересов всех физических и юридических лиц, занимающихся торговой деятельностью;
b) прозрачность и предсказуемость начала, осуществления и/или прекращения торговой деятельности. Двусмысленные моменты, возникающие при применении настоящего закона в процессе начала, осуществления и ликвидации торговой деятельности, должны толковаться в пользу подателя/коммерсанта;
c) прозрачность принятия решений в области регулирования торговой деятельности;
d) материальное и процессуальное регулирование посредством законов условий начала, изменения и прекращения торговой деятельности;
e) декларирование подателем под собственную ответственность соблюдения условий, предусмотренных настоящим законом и применимой нормативной базой;
f) одобрение по умолчанию, в случае превышения органом местного публичного управления установленного законом срока для выдачи справок, схемы размещения или других документов, сопутствующих процедуре уведомления;
g) справедливость (пропорциональность) интересов общества и коммерсантов, а также отношений государства и предпринимателя. Деятельность органа местного публичного управления или другого учреждения, наделенного законом функциями регулирования и контроля в отношениях с коммерсантом, должна быть соразмерна обеспечению интересов общества и защите прав коммерсантов. Органы публичного управления не должны предпринимать действий, превышающих потребности достижения целей общества;
h) использование единого окна - органы-эмитенты в сотрудничестве с другими органами с государственными или связанными с ними функциями обязаны взаимодействовать в рамках единого окна в целях минимизации затрат и усилий коммерсантов при начале, осуществлении и прекращении деятельности;
i) реализация ассортимента товаров, соответствующего типу торговой единицы;
j) управление товарными запасами и предоставление дополнительных услуг с точки зрения обеспечения экономической эффективности;
k) знание форм и методов реализации товаров согласно специализации торговой единицы;
l) обеспечение условий управления, хранения, прослеживаемости и безвредности, характерных для продукции или услуг, согласно законодательству;
m) соблюдение законных требований к осуществлению торговой деятельности на добровольной основе, в том числе посредством декларирования под собственную ответственность.
Статья 2. Сфера регулирования
(1) Настоящий закон регулирует деятельность в области внутренней торговли, устанавливает основные требования к осуществлению данной деятельности, формы ее осуществления и полномочия центральных отраслевых органов публичного управления и органов местного публичного управления в сфере торговли.
(2) Для целей настоящего закона виды деятельности по торговле продовольственными и непродовольственными товарами и предоставлению услуг определены согласно Классификатору видов экономической деятельности Молдовы (КЭДМ) и представлены в приложении 1.
Статья 3. Понятия
В целях настоящего закона используемые понятия означают следующее:
торговая деятельность - деятельность коммерсанта на основе одной или нескольких форм торговли, осуществляемых отдельно или комбинированно путем участия в торговом обороте посредством торговых единиц, в том числе путем предоставления дополнительных коммерческих услуг;
ампласамент - площадь земельного участка или площадь в определенном помещении/сооружении/строении, предназначенная для осуществления торговой деятельности посредством одной или нескольких мелкорозничных торговых единиц;
торговый оборот (рынок товаров и услуг) - регулируемая правовыми нормами система общественных отношений, образующихся в процессе предоставления коммерческих услуг, выполнения работ, подготовки к продаже, продажи/приобретения товаров или услуг, имущественного найма или других действий, связанных с доставкой имущества (продукции, товара) или услуги потребителю, возникающих между субъектами коммерческих отношений;
коммерсант - лицо, осуществляющее торговую деятельность в одной из организационно-правовых форм предпринимательской деятельности или в иной форме торговой деятельности, предусмотренной законом;
мелкорозничная торговля - деятельность по розничной торговле, выполняемая через мелкорозничные торговые единицы;
торговля cash and carry - форма торговли, осуществляемая через стационарные торговые единицы и сочетающая оптовую и розничную торговлю;
розничная торговля - форма торговли, при которой товары продаются напрямую потребителям для конечного потребления, за исключением прямо предусмотренных законом случаев;
оптовая торговля - форма торговли, осуществляемая через стационарные торговые единицы, в которых товары реализуются главным образом для их розничной перепродажи или использования в производстве, переработке или в иных прямо не запрещенных законом целях;
контрольная покупка - действие, совершаемое уполномоченными лицами из Агентства по защите прав потребителей и надзору за рынком, Национального агентства по безопасности пищевых продуктов, Государственной налоговой службы, заключающееся в покупке материальных ценностей, размещении заказа на выполнение работ или оказание услуг за счет средств, предусмотренных для этого в бюджете соответствующего органа, без цели их приобретения (потребления) или реализации. После предъявления уполномоченным лицом удостоверяющих личность документов и информирования коммерсанта о контрольной покупке приобретенные товары возвращаются по их стоимости, за исключением товаров, которые не могут быть возвращены в их первоначальном состоянии, и выполненных услуг;
декларация производителя - декларация под собственную ответственность в отношении количества и безвредности реализуемой продукции, составленная согласно установленным Правительством образцу и процедуре, предоставляющая преимущественное право доступа на рынки или ампласаменты на основании части (5) статьи 12;
декларация домашнего производителя - декларация под собственную ответственность в отношении количества и безвредности реализуемой продукции, а также соответствия декларанта требованиям к домашнему производителю, составленная согласно приложению 6;
податель уведомления в сфере торговли - лицо, подающее уведомление в сфере торговли в соответствии с установленными настоящим законом условиями;
единое окно - процедура, посредством которой орган местного публичного управления в предусмотренных законодательством пределах и случаях без участия подателя проверяет через доступные информационные ресурсы (информационные системы) подлинность представленных подателем данных или по своей инициативе предпринимает действия от имени подателя;
ценник - носитель информации (бумага, картон, пластмасса и т. д.) о стоимости, количестве и, при необходимости, качестве продукта, а также о его различных характеристиках;
место оказания коммерческой услуги - периметр в пределах торговой единицы, где выполняются непосредственные операции, через которые предоставляется (реализуется) услуга (место парикмахера, массажа, татуировки, моечный бокс или бокс для технического обслуживания и т. д.) или объекты напрокат (автомобиль, велосипед, единица развлечений и т. д.);
общественное место - место, строение, здание или открытая либо огражденная площадка, которые в силу своей природы или назначения постоянно или в рабочее время доступны общественности;
уведомление в сфере торговли - волеизъявление подателя, которым орган местного публичного управления уведомляется об условиях начала, изменения, приостановления или прекращения торговой деятельности, о соблюдении под собственную ответственность установленных законом условий для осуществления торговой деятельности, а также о возложении на себя определенных прав и обязанностей;
размещение на рынке - ввод имущества (продукции, товара) или услуги в торговый оборот на основе гражданского договора (применимого к торговой деятельности);
базисная цена - наименьшая цена, применяемая той же торговой единицей в течение последних 30 дней или по истечении двух третей срока годности пищевых продуктов, до даты применения сниженной цены;
продажная цена - окончательная цена единицы товара или определенного количества товара, включая налог на добавленную стоимость и все другие сборы;
цена единицы - окончательная цена, включая налог на добавленную стоимость и все другие сборы, единицы измерения продукта или отличительной количественной единицы, используемой при реализации специфических товаров;
Недействующая редакция, не действует с 1 июля 2022 года