Недействующая редакция. Принята: 04.03.2021 / Вступила в силу: 01.10.2021

 Недействующая редакция, не действует с 1 июля 2022 года

Неофициальный перевод

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

от 23 сентября 2010 года №231

О внутренней торговле

(В редакции Законов Республики Молдова от 28.07.2011 г. №175, 23.12.2011 г. №267, 06.03.2012 г. №33, 25.05.2012 г. №120, 02.11.2012 г. №241, 13.12.2012 г. №101, 27.12.2012 г. №318, 21.03.2013 г. №41, 21.03.2013 г. №42, 23.12.2013 г. №324, 23.12.2013 г. №321, 03.12.2015 г. №218, 01.07.2016 г. №153, 07.07.2016 г. №160, 16.12.2016 г. №281, 05.05.2017 г. №80, 07.07.2017 г. №134, 21.09.2017 г. №185, 24.05.2018 г. №79, 08.11.2018 г. №235 (вступил в силу 07.06.2019 г.), 29.11.2018 г. №274, 11.06.2020 г. №91, 04.12.2020 г. №225 (см. сроки вступ в силу), 16.12.2020 г. №236, 04.03.2021 г. №17)

(По всему тексту Закона с последующими изменениями и дополнениями, слова "Министерство экономики" заменены словами "Министерство экономики и инфраструктуры" в соответствующем падеже в соответствии с Законом Республики Молдова от 24.05.2018 г. №79)

(По всему тексту Закона слова "положение об осуществлении торговой деятельности в соответствующем населенном пункте" заменены словами "положение о местной торговле" в соответствующем падеже в соответствии с Законом Республики Молдова от 04.03.2021 №17)

Парламент принимает настоящий органический закон.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Цель и задачи закона

(1) Целью настоящего закона является создание соответствующей правовой основы для осуществления торговой деятельности посредством развития сети распределения товаров и коммерческих услуг в условиях свободной конкуренции, защиты жизни, здоровья, безопасности и экономических интересов потребителей.

(2) Настоящий закон определяет общие принципы осуществления торговой деятельности на территории Республики Молдова.

(3) Настоящий закон предусматривает выполнение следующих задач:

a) стимулирование деятельности по реализации товаров и услуг;

b) поощрение свободной инициативы, обеспечение лояльной конкуренции и свободного движения товаров и коммерческих услуг;

c) максимальное удовлетворение потребностей потребителей в различных товарах и услугах, обеспечение пищевой и потребительской безопасности;

d) поощрение развития малых и средних предприятий;

e) совершенствование институциональной базы по регулированию торговой деятельности;

f) создание механизма взаимодействия между органами центрального и местного публичного управления в сфере торговли;

g) модернизация и развитие форм распределения товаров и оказания коммерческих услуг;

h) упрощение процедуры начала торговой деятельности;

i) координация функций государственных учреждений, уполномоченных осуществлять надзор в сфере торговли.

Статья 1-1. Основные принципы торговой деятельности

Основные принципы регулирования и осуществления внутренней торговой деятельности - принципы, применимые к осуществлению предпринимательской деятельности, а именно:

a) равноправие и равенство законных интересов всех физических и юридических лиц, занимающихся торговой деятельностью;

b) прозрачность и предсказуемость начала, осуществления и/или прекращения торговой деятельности. Двусмысленные моменты, возникающие при применении настоящего закона в процессе начала, осуществления и ликвидации торговой деятельности, должны толковаться в пользу подателя/коммерсанта;

c) прозрачность принятия решений в области регулирования торговой деятельности;

d) материальное и процессуальное регулирование посредством законов условий начала, изменения и прекращения торговой деятельности;

e) декларирование подателем под собственную ответственность соблюдения условий, предусмотренных настоящим законом и применимой нормативной базой;

f) одобрение по умолчанию, в случае превышения органом местного публичного управления установленного законом срока для выдачи справок, схемы размещения или других документов, сопутствующих процедуре уведомления;

g) справедливость (пропорциональность) интересов общества и коммерсантов, а также отношений государства и предпринимателя. Деятельность органа местного публичного управления или другого учреждения, наделенного законом функциями регулирования и контроля в отношениях с коммерсантом, должна быть соразмерна обеспечению интересов общества и защите прав коммерсантов. Органы публичного управления не должны предпринимать действий, превышающих потребности достижения целей общества;

h) использование единого окна - органы-эмитенты в сотрудничестве с другими органами с государственными или связанными с ними функциями обязаны взаимодействовать в рамках единого окна в целях минимизации затрат и усилий коммерсантов при начале, осуществлении и прекращении деятельности;

i) реализация ассортимента товаров, соответствующего типу торговой единицы;

j) управление товарными запасами и предоставление дополнительных услуг с точки зрения обеспечения экономической эффективности;

k) знание форм и методов реализации товаров согласно специализации торговой единицы;

l) обеспечение условий управления, хранения, прослеживаемости и безвредности, характерных для продукции или услуг, согласно законодательству;

m) соблюдение законных требований к осуществлению торговой деятельности на добровольной основе, в том числе посредством декларирования под собственную ответственность.

Статья 2. Сфера регулирования

(1) Настоящий закон регулирует деятельность в области внутренней торговли, устанавливает основные требования к осуществлению данной деятельности, формы ее осуществления и полномочия центральных отраслевых органов публичного управления и органов местного публичного управления в сфере торговли.

(2) Для целей настоящего закона виды деятельности по торговле продовольственными и непродовольственными товарами и предоставлению услуг определены согласно Классификатору видов экономической деятельности Молдовы (КЭДМ) и представлены в приложении 1.

Статья 3. Понятия

В целях настоящего закона используемые понятия означают следующее:

торговая деятельность - деятельность коммерсанта на основе одной или нескольких форм торговли, осуществляемых отдельно или комбинированно путем участия в торговом обороте посредством торговых единиц, в том числе путем предоставления дополнительных коммерческих услуг;

ампласамент - площадь земельного участка или площадь в определенном помещении/сооружении/строении, предназначенная для осуществления торговой деятельности посредством одной или нескольких мелкорозничных торговых единиц;

торговый оборот (рынок товаров и услуг) - регулируемая правовыми нормами система общественных отношений, образующихся в процессе предоставления коммерческих услуг, выполнения работ, подготовки к продаже, продажи/приобретения товаров или услуг, имущественного найма или других действий, связанных с доставкой имущества (продукции, товара) или услуги потребителю, возникающих между субъектами коммерческих отношений;

коммерсант - лицо, осуществляющее торговую деятельность в одной из организационно-правовых форм предпринимательской деятельности или в иной форме торговой деятельности, предусмотренной законом;

мелкорозничная торговля - деятельность по розничной торговле, выполняемая через мелкорозничные торговые единицы;

торговля cash and carry - форма торговли, осуществляемая через стационарные торговые единицы и сочетающая оптовую и розничную торговлю;

розничная торговля - форма торговли, при которой товары продаются напрямую потребителям для конечного потребления, за исключением прямо предусмотренных законом случаев;

оптовая торговля - форма торговли, осуществляемая через стационарные торговые единицы, в которых товары реализуются главным образом для их розничной перепродажи или использования в производстве, переработке или в иных прямо не запрещенных законом целях;

контрольная покупка - действие, совершаемое уполномоченными лицами из Агентства по защите прав потребителей и надзору за рынком, Национального агентства по безопасности пищевых продуктов, Государственной налоговой службы, заключающееся в покупке материальных ценностей, размещении заказа на выполнение работ или оказание услуг за счет средств, предусмотренных для этого в бюджете соответствующего органа, без цели их приобретения (потребления) или реализации. После предъявления уполномоченным лицом удостоверяющих личность документов и информирования коммерсанта о контрольной покупке приобретенные товары возвращаются по их стоимости, за исключением товаров, которые не могут быть возвращены в их первоначальном состоянии, и выполненных услуг;

декларация производителя - декларация под собственную ответственность в отношении количества и безвредности реализуемой продукции, составленная согласно установленным Правительством образцу и процедуре, предоставляющая преимущественное право доступа на рынки или ампласаменты на основании части (5) статьи 12;

декларация домашнего производителя - декларация под собственную ответственность в отношении количества и безвредности реализуемой продукции, а также соответствия декларанта требованиям к домашнему производителю, составленная согласно приложению 6;

податель уведомления в сфере торговли - лицо, подающее уведомление в сфере торговли в соответствии с установленными настоящим законом условиями;

единое окно - процедура, посредством которой орган местного публичного управления в предусмотренных законодательством пределах и случаях без участия подателя проверяет через доступные информационные ресурсы (информационные системы) подлинность представленных подателем данных  или по своей инициативе предпринимает действия от имени подателя;

ценник - носитель информации (бумага, картон, пластмасса и т. д.) о стоимости, количестве и, при необходимости, качестве продукта, а также о его различных характеристиках;

место оказания коммерческой услуги - периметр в пределах торговой единицы, где выполняются непосредственные операции, через которые предоставляется (реализуется) услуга (место парикмахера, массажа, татуировки, моечный бокс или бокс для технического обслуживания и т. д.) или объекты напрокат (автомобиль, велосипед, единица развлечений и т. д.);

общественное место - место, строение, здание или открытая либо огражденная площадка, которые в силу своей природы или назначения постоянно или в рабочее время доступны общественности;

уведомление в сфере торговли - волеизъявление подателя, которым орган местного публичного управления уведомляется об условиях начала, изменения, приостановления или прекращения торговой деятельности, о соблюдении под собственную ответственность установленных законом условий для осуществления торговой деятельности, а также о возложении на себя определенных прав и обязанностей;

размещение на рынке - ввод имущества (продукции, товара) или услуги в торговый оборот на основе гражданского договора (применимого к торговой деятельности);

базисная цена - наименьшая цена, применяемая той же торговой единицей в течение последних 30 дней или по истечении двух третей срока годности пищевых продуктов, до даты применения сниженной цены;

продажная цена - окончательная цена единицы товара или определенного количества товара, включая налог на добавленную стоимость и все другие сборы;

цена единицы - окончательная цена, включая налог на добавленную стоимость и все другие сборы, единицы измерения продукта или отличительной количественной единицы, используемой при реализации специфических товаров;

бесплатный документ

Текст редакции доступен после авторизации.

Глава I. Общие положения Статья 1. Цель и задачи закона Статья 1-1. Основные принципы торговой деятельности Статья 2. Сфера регулирования Статья 3. Понятия Глава II Государственная политика в сфере торговли Статья 4. Регулирование торговой деятельности Статья 5. Органы центрального публичного управления, уполномоченные в сфере торговли Статья 6. Полномочия органов местного публичного управления в сфере торговли Глава III Осуществление торговой деятельности Статья 7. Формы осуществления торговли Статья 8. Оптовая торговля Статья 8-1. Торговля cash and carry Статья 9. Розничная торговля Статья 10. Оказание коммерческих услуг Статья 11. Общественное питание Статья 12. Организация торговли на рынках Статья 12-1. Домашние производители Глава IV Организация торговой деятельности Статья 13. Начало торговой деятельности Статья 14. Уведомление о торговой деятельности Статья 15. Требования к уведомлению о начале торговой деятельности Статья 16. Прием уведомления Статья 17. Проверка точности данных и соблюдения требований к осуществлению торговой деятельности Статья 17-1. Статья 17-2. Статья 17-3. Срок осуществления торговой деятельности Статья 17-4. Приостановление (ограничение) торговой деятельности Статья 17-5. Прекращение торговой деятельности на основании уведомления коммерсанта Статья 17-6. Изменение данных Статья 17-7. Сборы Статья 17-8. Статья 17-9. Информационный ресурс в сфере торговли Глава V Основные правила реализации товаров и услуг Статья 18. Защита жизни, здоровья и безопасности потребителей Статья 19. Этикетирование, маркировка и упаковка Статья 20. Количество и цена Статья 20-1. Ограничения в области розничной торговли Статья 21. Иные правила торговли Статья 21-1. Договорные отношения между поставщиком и коммерсантом Статья 21-2. Режим работы Статья 21-3. Мелкорозничная торговля и ампласаменты Статья 21-4. Требования к профессиональной подготовке и здоровью Статья 21-5. Торговая деятельность в рамках торгов, ярмарок, культурных, туристических, спортивных и других подобных мероприятий Статья 21-6. Защита населения от шума и вибрации при осуществлении торговой деятельности Глава V-1 Продажа товаров/услуг по сниженным ценам Статья 21-7. Методы торговли по сниженным ценам Статья 21-8. Информирование о продажах по сниженным ценам Статья 21-9. Тотальная распродажа Статья 21-10. Сезонная распродажа Статья 21-11. Продажи в торговых единицах типа фирменного магазина Статья 21-12. Промоакции Статья 21-13. Реклама и объявления о снижении цен Глава VI Глава VII Заключительные и переходные положения Статья 25. Вступление в силу закона Статья 26. Приведение нормативной базы в соответствие с настоящим законом Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7