Недействующая редакция. Принята: 12.05.2022 / Вступила в силу: 09.06.2022

Недействующая редакция, не действует с 15 июня 2022 года

Неофициальный перевод. (с) СоюзПравоИнформ

ЗАКОН УКРАИНЫ

от 12 мая 2015 года №389-VIII

О правовом режиме военного положения

(В редакции Законов Украины от 10.11.2015 г. №766-VIII, 16.06.2016 г. №1420-VIII, 18.01.2018 г. №2268-VIII, 05.04.2018 г. №2396-VIII, 16.12.2020 г. №1089-IX (вступил в силу 01.01.2022 г.), 16.07.2021 г. №1702-IX (введен в действие 01.01.2022 г.), 27.01.2022 г. №2024-IX, 15.03.2022 г. №2124-IX, 15.03.2022 г. №2126-IX, 24.03.2022 г. №2158-IX, 14.04.2022 г. №2193-IX, 12.05.2022 г. №2259-IX, 12.05.2022 г. №2257-IX, 12.05.2022 г. №2247-IX)

(В тексте Закона слова "начальник Генерального штаба - Главнокомандующий Вооруженных Сил Украины" во всех падежах заменены словами "Главнокомандующий Вооруженных Сил Украины" в соответствующем падеже; слова "общественный порядок", "общественный порядок и безопасность", "Общественный порядок и безопасность" во всех падежах заменены словами "общественная безопасность и порядок" в соответствующем падеже; в соответствии с Законом Украины от 16.07.2021 №1702-IX)
(см. предыдущую редакцию)

Этот Закон определяет содержание правового режима военного положения, порядок его введения и отмены, правовые основы деятельности органов государственной власти, военного командования, военных администраций, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций в условиях военного положения, гарантии прав и свобод человека и гражданина и прав и законных интересов юридических лиц.

Статья 1. Определение военного положения

1. Военное положение - это особый правовой режим, вводимый в Украине или в отдельных ее местностях в случае вооруженной агрессии или угрозы нападения, опасности государственной независимости Украины, ее территориальной целостности и предусматривает предоставление соответствующим органам государственной власти, военному командованию, военным администрациям и органам местного самоуправления полномочий, необходимых для предотвращения угрозы, отпора вооруженной агрессии и обеспечения национальной безопасности, устранения угрозы опасности государственной независимости Украины, ее территориальной целостности, а также временное, обусловленное угрозой, ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов юридических лиц с указанием срока действия этих ограничений.

Статья 2. Правовая основа введения военного положения

1. Правовой основой введения военного положения является Конституция Украины, этот Закон и указ Президента Украины о введении военного положения в Украине или в отдельных ее местностях, утвержденный Верховной Радой Украины.

Статья 3. Военное командование

1. Военным командованием, которому в соответствии с настоящим Законом предоставляется право вместе с органами исполнительной власти, военными администрациями, Советом министров Автономной Республики Крым и органами местного самоуправления вводить и осуществлять меры правового режима военного положения, являются:

Генеральный Вооруженных Сил Украины, Командующий объединенных сил Вооруженных Сил Украины, командующие видов и отдельных родов войск (сил) Вооруженных Сил Украины, командующие (начальники) органов военного управления, командиры соединений, воинских частей Вооруженных Сил Украины и других, образованных согласно законам Украины военных формирований.

Абзац третий исключен в соответствии с Законом Украины от 16.07.2021 №1702-IX

2. Военное командование, в пределах полномочий, определенных этим Законом и Указом Президента Украины о введении военного положения в Украине или отдельных ее местностях, утвержденным Верховной Радой Украины, издает обязательные к исполнению приказы и директивы по вопросам обеспечения обороны, общественной безопасности и порядка, осуществления мер правового режима военного положения.

(В статью 3 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 16.07.2021 №1702-IX)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 4. Военные администрации

1. На территориях, на которых введено военное положение, для обеспечения действия Конституции и законов Украины, обеспечения вместе с военным командованием введения и осуществления мер правового режима военного положения, обороны, гражданской защиты, общественной безопасности и порядка и безопасности, охраны прав, свобод и законных интересов граждан могут образовываться временные государственные органы - военные администрации.

2. Решение о создании военных администраций принимается Президентом Украины по представлению областных государственных администраций или военного командования.

3. Военные администрации населенных пунктов создаются в границах территорий территориальных общин, в которых сельские, поселковые, городские советы и/или их исполнительные органы, и/или сельские, поселковые, городские председатели не осуществляют возложенные на них Конституцией и законами Украины полномочия, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Законом.

Военную администрацию населенного пункта (населенных пунктов) возглавляет начальник, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Украины по предложению Генерального штаба Вооруженных Сил Украины или соответствующей областной государственной администрации.

Начальником военной администрации населенного пункта (населенных пунктов) может быть назначен соответствующий сельский, поселковый, городской председатель.

4. В районе, области военные администрации образуются при несозыве сессии соответственно районного, областного совета в установленные Законом Украины "О местном самоуправлении в Украине" сроки или прекращении их полномочий согласно закону или для осуществления руководства в сфере обеспечения обороны, общественной безопасности и порядка и безопасности. В случае принятия решения о создании районных, областных военных администраций их статус приобретают соответственно районные, областные государственные администрации, а председатели районных, областных государственных администраций приобретают статус начальников соответствующих военных администраций.

5. Военные администрации населенных пунктов формируются из военнослужащих воинских формирований, образованных в соответствии с законами Украины, лиц рядового и начальствующего состава правоохранительных органов, службы гражданской защиты, которые отправляются к ним в установленном законодательством порядке для выполнения задач в интересах обороны государства и его безопасности с оставлением на военной службе, службе в правоохранительных органах, органах и подразделениях гражданской защиты без исключения из списков личного состава, а также работников, заключивших трудовой договор с областными военными администрациями (в случае их образования) или с Генеральным штабом Вооруженных Сил Украины (если в соответствующей области не создана областная военная администрация).

В случае приобретения районной, областной государственной администрацией статуса соответственно районной, областной военной администрации должности государственных служащих в таких администрациях могут замещаться военнослужащими воинских формирований, образованных в соответствии с законами Украины, лицами рядового и начальствующего состава правоохранительных органов, службы гражданской защиты, которые отправляются к ним в установленном законодательством порядке для выполнения задач в интересах обороны государства и его безопасности с оставлением на военной службе, службе в правоохранительных органах, органах и подразделениях гражданской защиты без исключения из списков личного состава.

Перечень должностей в военных администрациях населенных пунктов, подлежащих замещению военнослужащими воинских формирований, лицами рядового и начальствующего состава правоохранительных органов, а также перечень должностей, которые могут быть замещены военнослужащими воинских формирований, лицами рядового и начальствующего состава правоохранительных органов в районной, областной военной администрации, утверждаются Президентом Украины по представлению Главнокомандующего Вооруженных Сил Украины.

6. Финансирование деятельности военных администраций по выполнению полномочий органов местного самоуправления осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов, выполнение других функций - за счет средств Государственного бюджета Украины.

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.

Статья 1. Определение военного положения Статья 2. Правовая основа введения военного положения Статья 3. Военное командование Статья 4. Военные администрации Статья 5. Порядок введения военного положения Статья 6. Указ Президента Украины о введении военного положения Статья 7. Прекращение и отмена военного положения Статья 8. Меры правового режима военного положения Статья 9. Осуществление органами государственной власти и органами местного самоуправления полномочий в условиях военного положения Статья 10. Недопустимость прекращения полномочий органов государственной власти, других государственных органов в условиях военного положения Статья 11. Деятельность Президента Украины в условиях военного положения Статья 12. Деятельность Верховной Рады Украины в условиях военного положения Статья 12-1. Деятельность Кабинета Министров Украины в условиях военного положения Статья 12-2. Деятельность судов, органов и учреждений системы правосудия в условиях военного положения Статья 13. Особенности действия нормативно-правовых актов в условиях военного положения Статья 14. Полномочия Генерального штаба Вооруженных Сил Украины Статья 15. Полномочия военных администраций Статья 15-1. Полномочия центрального органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование и реализующего государственную политику по вопросам содержания военнопленных Статья 16. Привлечение военных формирований и правоохранительных органов к осуществлению мер правового режима военного положения Статья 17. Содействие деятельности военного командования и военных администраций Статья 18. Взаимодействие военного командования и военных администраций с органами государственной власти в условиях военного положения Статья 19. Гарантии законности в условиях военного положения Статья 20. Правовой статус и ограничения прав и свобод граждан, прав и законных интересов юридических лиц в условиях военного положения Статья 21. Правовой статус иностранцев, лиц без гражданства и юридических лиц иностранных государств в условиях военного положения Статья 22. Недопустимость использования правового режима военного положения для захвата власти и нарушения прав и свобод граждан, прав и законных интересов юридических лиц Статья 23. Возмещение убытков, причиненных при введении военного положения или возврат имущества, которое сохранилось Статья 24. Информирование Генерального секретаря ООН и иностранных государств Статья 25. Ответственность за нарушение правового режима военного положения Статья 26. Правосудие в условиях военного положения Статья 27. Контроль за деятельностью военного командования, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Статья 28. Заключительные положения