Дата обновления БД:
18.04.2024
Добавлено/обновлено документов:
60 / 236
Всего документов в БД:
132984
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
от 16 октября 2009 года №510
О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь
(В редакции Указов Президента Республики Беларусь от 09.03.2010 г. №143, 26.07.2012 г. №332, 08.01.2013 г. №8, 16.04.2013 г. №196 (см. сроки вступления в силу), 01.07.2013 г. №292, 25.07.2013 г. №331, 25.07.2013 г. №332 (вступил в силу 28.12.2013 г.), 07.10.2013 г. №456, 27.11.2013 г. №523, 29.11.2013 г. №529, 25.02.2014 г. №99 (вступил в силу с 01.09.2014 г.), 30.06.2014 г. №325 (вступил в силу 01.01.2015 г.), 28.07.2014 г. №381, 03.12.2014 г. №563, 09.02.2015 г. №48, 16.02.2015 г. №62 (вступил в силу 23.02.2015 г.), 27.02.2015 г. №95, 06.05.2015 г. №188, 04.06.2015 г. №231 (вступ. в силу 07.03.2016 г.), 26.11.2015 г. №475 (вступ. в силу 01.03.2016 г.), 19.01.2016 г. №14 (вступ. в силу 23.04.2016 г.), 08.02.2016 г. №35, , 19.02.2016 г. №63 (вступил в силу 27.08.2016 г.), 31.05.2016 г. №184, 03.06.2016 г. №188, 20.01.2017 г. №20, 13.02.2017 г. №38, 16.10.2017 г. №376, 14.01.2019 г. №17, 28.02.2019 г. №92, 18.04.2019 г. №151, 28.06.2019 г. №252 (вступ. в силу 04.01.2020 г.), 04.09.2019 г. №328, 23.10.2019 г. №394, 31.12.2019 г. №499, 06.01.2021 г. №9 (см. сроки вступ. в силу), 18.03.2021 г. №111, 05.04.2021 г. №137 (см. сроки вступ. в силу), 25.05.2021 г. №196 (вступ. в силу 29.11.2021 г.), 27.05.2021 г. №200 (вступ. в силу 30.11.2021 г.), 06.07.2021 г. №260, 28.10.2021 г. №422)
В целях совершенствования контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь, определения единого порядка ее проведения, создания дополнительных условий для развития эффективных форм хозяйствования:
1. Установить, что государственный контроль (надзор) осуществляется контролирующими (надзорными) органами1.
Государственный контроль (надзор) осуществляется в формах:
выборочных проверок;
внеплановых проверок;
мероприятий технического (технологического, поверочного) характера;
мер профилактического и предупредительного характера, указанных в части пятой пункта 3 настоящего Указа.
Контролирующий (надзорный) орган вправе проводить проверку, если этот орган включен в перечень контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки, и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утверждаемый настоящим Указом.
Проверка может проводиться контролирующим (надзорным) органом в отношении проверяемых субъектов2.
Вопросы, проверка которых осуществляется контролирующим (надзорным) органом, должны соответствовать компетенции этого органа.
Делегирование контролирующими (надзорными) органами своих контрольных (надзорных) полномочий иным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, а также осуществление проверок, мониторингов и мероприятий технического (технологического, поверочного) характера коммерческими организациями не допускается, за исключением случая, предусмотренного частью седьмой настоящего пункта.
Государственное производственное объединение электроэнергетики "Белэнерго", государственное производственное объединение по топливу и газификации "Белтопгаз", республиканские унитарные предприятия электроэнергетики "Брестэнерго", "Витебскэнерго", "Гомельэнерго", "Гродноэнерго", "Минскэнерго" и "Могилевэнерго", производственные республиканские унитарные предприятия "Брестоблгаз", "Витебскоблгаз", "Гроднооблгаз", "Мингаз", "Минскоблгаз" и "Могилевоблгаз", республиканское производственное унитарное предприятие "Гомельоблгаз" вправе до 1 апреля 2019 г. осуществлять энергетический и газовый надзор в форме мероприятий технического (технологического, поверочного) характера.
Особенности осуществления контроля (надзора) Управлением делами Президента Республики Беларусь и подчиненными ему организациями определяются Президентом Республики Беларусь.
______________________________
1 Для целей настоящего Указа под контролирующими (надзорными) органами понимаются государственные органы (их структурные подразделения с правами юридического лица (далее – структурные подразделения), территориальные органы, подчиненные организации) и иные организации, уполномоченные законодательными актами или нормативными правовыми актами Правительства Республики Беларусь на осуществление контроля (надзора).
2 Для целей настоящего Указа под субъектами (проверяемыми субъектами) понимаются организации, их обособленные подразделения, имеющие учетный номер плательщика (далее – обособленные подразделения), представительства иностранных организаций, индивидуальные предприниматели, нотариусы, а также лица, осуществляющие ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма, временные (антикризисные) управляющие, не являющиеся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями (далее, если не указано иное, – субъекты, проверяемые субъекты).
(В пункт внесены изменения в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 27.05.2021 №200)
(см. предыдущую редакцию)
2. Требования настоящего Указа являются обязательными для всех контролирующих (надзорных) органов и субъектов.
3. Незаконное вмешательство в деятельность проверяемого субъекта запрещается и влечет привлечение должностных лиц контролирующих (надзорных) органов к установленной законодательными актами ответственности.
Проверяемый субъект признается добросовестно исполняющим требования законодательства, пока не доказано иное.
В случае неясности или нечеткости предписаний акта законодательства решения должны приниматься в пользу проверяемого субъекта.
Проверки не должны нарушать производственно-хозяйственную деятельность проверяемых субъектов.
Контрольная (надзорная) деятельность осуществляется с использованием мер профилактического и предупредительного характера, реализуемых контролирующими (надзорными) органами во взаимодействии с субъектами, подлежащими контролю (надзору), в том числе путем:
проведения мониторинга, направления рекомендаций по устранению и недопущению недостатков, выявленных в результате мониторинга;
проведения разъяснительной работы о порядке соблюдения требований законодательства, применения его положений на практике;
информирования субъектов (включая использование средств глобальной компьютерной сети Интернет, средств массовой информации) о типичных нарушениях, выявляемых в ходе проверок контролирующими (надзорными) органами;
проведения семинаров, круглых столов и другого.
(Пункт 3 изложен в новой редакции в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2017 г. №376)
(см. предыдущую редакцию)
4. Не допускается взимание контролирующими (надзорными) органами платы с проверяемых субъектов за осуществление проверок, за исключением возмещения (оплаты) в случаях и порядке, определенных Советом Министров Республики Беларусь, затрат, связанных с проведением исследований, испытаний, технических освидетельствований, экспертиз, привлечением экспертов, специалистов, отбором проб и образцов.
(Пункт 4 изложен в новой редакции в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2017 г. №376)
(см. предыдущую редакцию)
5. Общественный контроль в форме проведения проверок вправе осуществлять профессиональные союзы, их организационные структуры, объединения таких союзов и их организационные структуры в случаях и порядке, установленных иными законодательными актами.
Осуществление общественного контроля в форме проведения проверок другими организациями, кроме указанных в части первой настоящего пункта, а также физическими лицами запрещается.
(Пункт 5 изложен в новой редакции в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2017 г. №376)
(см. предыдущую редакцию)
6. Мероприятия технического (технологического, поверочного) характера имеют предупредительно-профилактическую направленность.
Проведение выборочных и внеплановых проверок по вопросам, относящимся к мероприятиям технического (технологического, поверочного) характера, не допускается.
По результатам проведения мероприятий технического (технологического, поверочного) характера контролирующие (надзорные) органы в пределах своей компетенции:
в случае выявления на территории и (или) объектах субъекта нарушений выносят требование (предписание) об их устранении в установленный срок;
в случае выявления нарушений законодательства, создающих угрозу национальной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде:
вручают (направляют) предложение о приостановлении (запрете) деятельности субъекта (его цехов, производственных участков), объекта строительства, оборудования (далее – предложение о приостановлении деятельности) до устранения нарушений, послуживших основанием вручения (направления) такого предложения;
выносят требование (предписание) о приостановлении (запрете) производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств до устранения нарушений, послуживших основанием для вынесения такого требования (предписания).
Об устранении нарушений, послуживших основанием для вынесения требования (предписания), субъект в пределах срока, установленного в требовании (предписании), письменно сообщает контролирующему (надзорному) органу, вынесшему это требование (предписание), с приложением подтверждающих документов, а также предоставляет этому контролирующему (надзорному) органу возможность удостовериться на месте в устранении нарушений.
В случае выполнения в установленный срок субъектом требований (предписаний) об устранении нарушений, приостановлении (запрете) производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств меры ответственности за данные нарушения в отношении субъекта и (или) его должностных лиц не применяются.
При неустранении выявленных нарушений, выявлении повторных нарушений, ранее установленных в ходе мероприятий технического (технологического, поверочного) характера, а также при выявлении нарушений, устранение которых невозможно, меры ответственности применяются в порядке, установленном законодательством.
О принятом на основании предложения о приостановлении деятельности решении субъект информирует контролирующий (надзорный) орган не позднее одного рабочего дня, следующего за днем получения такого предложения.
В случае принятия субъектом решения о нецелесообразности приостановления деятельности контролирующий (надзорный) орган вправе обратиться в суд с заявлением об установлении такого приостановления.
Приостановление (запрет) производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств может применяться контролирующим (надзорным) органом только в случае, если такие полномочия контролирующего (надзорного) органа прямо установлены настоящим Указом или иными законодательными актами.
(Пункт 6 изложен в новой редакции в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2017 г. №376)
(см. предыдущую редакцию)
7. Запретить, за исключением случаев, предусмотренных в пункте 8 настоящего Указа, проведение проверок в течение двух лет со дня:
государственной регистрации – организаций (кроме созданных в порядке реорганизации), индивидуальных предпринимателей;
присвоения учетного номера плательщика – обособленных подразделений организаций (кроме созданных в порядке реорганизации);
создания – представительств иностранных организаций;
ввода в эксплуатацию объекта строительства – в части деятельности проверяемого субъекта в отношении этого объекта;
первоначальной уплаты сбора за осуществление ремесленной деятельности, сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма – лиц, осуществляющих ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма.
(В пункт внесены изменения в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 27.05.2021 №200)
(см. предыдущую редакцию)
8. В течение срока, установленного в пункте 7 настоящего Указа, могут назначаться внеплановые проверки:
по поручению Президента Республики Беларусь;
Комитетом государственного контроля (либо по его поручению) при наличии у него информации, свидетельствующей о совершении финансовых операций с нарушением требований законодательства (незаконных финансовых операций (3)) на сумму, превышающую 1000 базовых величин;
Комитетом государственного контроля (либо по его поручению территориальными органами Комитета государственного контроля, территориальными органами финансовых расследований), Государственным таможенным комитетом (либо по его поручению таможнями), Министерством по налогам и сборам (либо по его поручению территориальными органами этого Министерства) в отношении субъектов, по которым Департаментом финансовых расследований Комитета государственного контроля составлены заключения об установлении оснований, указанных в пункте 4 статьи 33 Налогового кодекса Республики Беларусь, влекущих корректировку налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате (зачету, возврату) налога (сбора) (далее - заключение), а также иных проверяемых субъектов - при наличии сведений о совершении сделок (операций) с субъектами, в отношении которых составлены заключения;
по поручению органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу;
в случае установления инфекционного заболевания, связанного с деятельностью проверяемого субъекта;
Национальным банком в рамках проведения надзора за банковской деятельностью, в том числе на консолидированной основе, надзора за деятельностью открытого акционерного общества "Банк развития Республики Беларусь", а также в рамках проведения контроля за соблюдением некоммерческими микрофинансовыми организациями, действующими в форме потребительского кооператива, законодательства, регулирующего порядок предоставления и привлечения микрозаймов, и в рамках проведения контроля за соблюдением законодательства, регулирующего порядок и условия осуществления деятельности по совершению инициируемых физическими и юридическими лицами операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами (деятельности на внебиржевом рынке Форекс);
использования (расходования) проверяемым субъектом бюджетных средств, средств государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, государственного имущества, мер государственной поддержки;
для подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях по акту (справке) проверки либо в жалобе на решение контролирующего (надзорного) органа (должностного лица), требование (предписание) об устранении нарушений, изучения дополнительных вопросов по делам, поступившим в органы уголовного преследования, суды, кроме ранее согласованных проверяющим (руководителем проверки) и должностными лицами органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, судами по находящимся в их производстве делам, либо по причине несоблюдения проверяющим (руководителем проверки) установленного порядка проведения проверок (далее – дополнительная проверка).
Внеплановые проверки в соответствии с частью первой настоящего пункта назначаются руководителем контролирующего (надзорного) органа (в том числе территориального органа, структурного подразделения, подчиненной организации) или его уполномоченным заместителем в пределах компетенции контролирующего (надзорного) органа с соблюдением иных требований настоящего Указа.
______________________________
(3) Для целей настоящего Указа термин "финансовая операция" имеет значение, определенное в Законе Республики Беларусь от 30 июня 2014 года "О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения".
(В пункт 8 внесены изменения в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 18.04.2019 г. №151)
(см. предыдущую редакцию)
9. По истечении срока, определенного в пункте 7 настоящего Указа, в отношении проверяемого субъекта может быть проведена проверка при ее включении в план выборочных проверок (далее – выборочная проверка).
Выборочная проверка назначается с учетом критериев оценки степени риска для отбора проверяемых субъектов при проведении выборочной проверки и на основании результатов анализа имеющейся в распоряжении контролирующего (надзорного) органа информации, свидетельствующей о высокой степени риска нарушений законодательства и невозможности их выявления и (или) устранения иными формами государственного контроля (надзора). При назначении выборочной проверки контролирующим (надзорным) органом учитывается информация, в том числе:
представленная проверяемым субъектом по контрольному списку вопросов (чек-листу), административные данные, аудиторское заключение (при его наличии);
полученная в ходе осуществления мер профилактического и предупредительного характера;
полученная от органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, судов по находящимся в их производстве делам;
полученная от государственного органа, иностранного государства, иной организации или физического лица.
Критерии оценки степени риска для отбора проверяемых субъектов при проведении выборочной проверки определяются государственными органами (организациями), указанными в части первой пункта 15 Положения о порядке организации и проведения проверок, утверждаемого настоящим Указом, по согласованию с Межведомственным советом по контрольной (надзорной) деятельности на основании методики формирования системы оценки риска.
Методика формирования системы оценки риска утверждается Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Комитетом государственного контроля и Генеральной прокуратурой.
(Пункт 9 изложен в новой редакции в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2017 г. №376)
(см. предыдущую редакцию)
10. Выборочные проверки одного проверяемого субъекта в течение календарного года могут быть осуществлены несколькими контролирующими (надзорными) органами только в форме совместной проверки. Проведение нескольких выборочных проверок одного и того же проверяемого субъекта в течение календарного года не допускается.
Проведение в течение трех календарных лет нескольких выборочных проверок одного и того же проверяемого субъекта как данным органом, так и его вышестоящим органом, их структурными подразделениями (территориальными органами, подчиненными организациями) не допускается.
Проведение в течение календарного года выборочной проверки обособленного подразделения организации не исключает возможности проведения в том же календарном году выборочной проверки данной организации, а также ее иного обособленного подразделения.
Для назначения выборочной проверки календарные периоды исчисляются контролирующим (надзорным) органом с учетом установленной сферы контрольной (надзорной) деятельности с года окончания предыдущей выборочной (плановой, проведенной до 1 января 2018 г.) проверки (включая этот год), проведенной как данным органом, так и его вышестоящим органом, их структурными подразделениями (территориальными органами, подчиненными организациями). При отсутствии предыдущей выборочной (плановой, проведенной до 1 января 2018 г.) проверки выборочная проверка может быть назначена после истечения срока, предусмотренного в пункте 7 настоящего Указа. Порядок установления сроков проведения совместных проверок определяется Комитетом государственного контроля.
(Пункт 10 изложен в новой редакции в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2017 г. №376)
(см. предыдущую редакцию)
11. В ходе внеплановой проверки подлежат изучению только те вопросы (сферы), к которым относятся факты и обстоятельства, выявленные в отношении конкретных проверяемых субъектов и послужившие основанием для назначения данной внеплановой проверки.
Проведение нескольких внеплановых проверок одного и того же проверяемого субъекта в течение календарного года контролирующим (надзорным) органом, его вышестоящим органом, их структурными подразделениями (территориальными органами, подчиненными организациями) допускается только по решению государственных органов (должностных лиц), указанных в подпункте 12.1 и части первой подпункта 12.2 пункта 12 настоящего Указа, за исключением проверок, назначаемых в соответствии с абзацем четвертым подпункта 12.3 этого пункта.
(Пункт 11 изложен в новой редакции в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2017 г. №376)
(см. предыдущую редакцию)
12. Внеплановые проверки назначаются:
12.1. по поручению Президента Республики Беларусь;
12.2. по поручению Совета Министров Республики Беларусь, данному в отношении конкретного проверяемого субъекта;
Председателем Комитета государственного контроля и его заместителями, председателями комитетов государственного контроля областей, начальниками управлений Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля по областям, по Минской области и г. Минску в пределах их компетенции;
Генеральным прокурором и его заместителями, прокурорами областей, г. Минска в пределах компетенции;
руководителем иного контролирующего (надзорного) органа (кроме территориального органа, структурного подразделения, подчиненной организации) и одним из уполномоченных им заместителей в пределах компетенции контролирующего (надзорного) органа.
Поручение на проведение внеплановой проверки может быть дано, внеплановая проверка – назначена лицами, перечисленными в части первой настоящего подпункта, по следующим основаниям:
наличие у контролирующего (надзорного) органа информации, в том числе полученной от правоохранительного, иного государственного органа, иностранного государства, другой организации или физического лица, свидетельствующей о совершаемом (совершенном) нарушении законодательства или о фактах возникновения угрозы причинения либо причинения вреда жизни, здоровью граждан, животному и растительному миру, окружающей среде, безопасности государства, историко-культурным ценностям, имуществу юридических и физических лиц;
использование (расходование) проверяемым субъектом бюджетных средств, средств государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, государственного имущества, мер государственной поддержки;
существенное ухудшение показателей деятельности банков или небанковских кредитно-финансовых организаций, не являющихся банками (далее – банки), юридических лиц, не являющихся банками и признаваемых входящими в состав банковского холдинга (5), открытого акционерного общества "Банк развития Республики Беларусь" исходя из данных бухгалтерского баланса и других форм отчетности; невыполнение предписания Национального банка; необходимость оценки эффективности мероприятий по улучшению финансового состояния, выполняемых данными юридическими лицами; вероятность возникновения в банке положения, которое может повлечь за собой его неплатежеспособность либо создать угрозу поддержанию стабильности банковской системы и (или) интересам вкладчиков и иных кредиторов; необходимость проверки готовности таких юридических лиц к внедрению новых подходов к осуществлению и организации деятельности, оценке рисков и управлению ими, оценке достаточности нормативного капитала, составлению отчетности, установлению новых пруденциальных требований и (или) процедур либо оценке результатов апробации на практике перспективных методологических подходов (включая проекты, принятые в порядке эксперимента), а также по иным основаниям, определенным Национальным банком, в целях проведения Национальным банком надзора за банковской деятельностью, в том числе на консолидированной основе, надзора за деятельностью открытого акционерного общества "Банк развития Республики Беларусь".
По основанию, предусмотренному в абзаце втором части второй настоящего подпункта, поручение на проведение проверки может быть дано, проверка – назначена при представлении заявителем документов, подтверждающих соответствующие нарушения или факты возникновения угрозы причинения либо причинения вреда либо после подготовки внутренних (служебных) документов, содержащих указание на такие нарушения или факты и обоснование необходимости проведения проверки. При отсутствии у заявителя документов, подтверждающих данные нарушения или факты, он должен представить письменное согласие на дачу свидетельских показаний в отношении таких нарушений или фактов (6).
Анонимное заявление не является основанием для проведения внеплановых проверок;
______________________________
(5) Для целей настоящего Указа термин "банковский холдинг" применяется в значении, определенном в статье 35 Банковского кодекса Республики Беларусь.
(6) В случае последующего отказа заявителя дать свидетельские показания в отношении указанных нарушений или фактов либо неподтверждения в результате проведенной проверки таких нарушений или фактов проверяемый субъект вправе потребовать в судебном порядке от заявителя возмещения убытков, причиненных распространением сведений, не соответствующих действительности и порочащих его деловую репутацию.
12.3. руководителем контролирующего (надзорного) органа (в том числе территориального органа, структурного подразделения, подчиненной организации) или его уполномоченным заместителем в пределах компетенции контролирующего (надзорного) органа по следующим основаниям:
проведение процедур экономической несостоятельности (банкротства);
проведение дополнительной проверки;
поручение органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу и судов по находящимся в их производстве делам;
возникновение инфекционных заболеваний либо подозрений на них, установление несоответствия гигиеническим нормативам факторов среды обитания человека;
необходимость проверки субъектов, в отношении которых составлены заключения, а также иных проверяемых субъектов - при наличии сведений о совершении сделок (операций) с субъектами, в отношении которых составлены заключения;
Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.
Критерии отнесения проверяемых субъектов к группе риска для назначения плановых проверок*
Недействующая редакция, не действует с 5 июня 2022 года