Недействующая редакция. Принята: 16.11.2021 / Вступила в силу: 15.12.2021

Недействующая редакция, не действует с 27 апреля 2022 года

Неофициальный перевод. (с) СоюзПравоИнформ

ЗАКОН УКРАИНЫ

от 17 января 2019 года №2671-VIII

О социальных услугах

(В редакции Закона Украины от 16.11.2021 г. №1875-IX)

Этот Закон определяет основные организационные и правовые основы предоставления социальных услуг, направленных на профилактику сложных жизненных обстоятельств, преодоление или минимизацию их негативных последствий, лицам/семьям, находящимся в сложных жизненных обстоятельствах.

Раздел I Общие положения

Статья 1. Определения основных терминов

1. В этом Законе термины употребляются в таком значении:

1) базовые социальные услуги - социальные услуги, предоставление которых получателям социальных услуг в соответствии с этим Законом обеспечивается Киевской и Севастопольской городскими государственными администрациями, районными, районными в городах Киеве и Севастополе государственными администрациями, исполнительными органами городских советов городов областного значения, а также исполнительными органами сельских, поселковых, городских советов объединенных территориальных общин, созданных согласно закону и перспективному плану формирования территорий общин и признанных Кабинетом Министров Украины состоятельными в порядке, установленном законом (далее - советы объединенных территориальных общин);

2) определение потребностей населения административно-территориальной единицы/территориальной общины в социальных услугах - сбор, обобщение и анализ информации о наличии на территории соответствующей административно-территориальной единицы уязвимых групп населения, лиц/семей, которые находятся в сложных жизненных обстоятельствах и не могут самостоятельно их преодолеть, об их потребности в социальных услугах, на основе результатов которых принимаются управленческие решения по организации предоставления таких услуг;

3) уязвимые группы населения - лица/семьи, которые имеют самый высокий риск попадания в сложные жизненные обстоятельства из-за влияния неблагоприятных внешних и/или внутренних факторов;

4) обеспечение наилучших интересов получателей социальных услуг - действия и решения, направленные на удовлетворение индивидуальных потребностей получателей социальных услуг согласно возрасту, полу, состоянию здоровья, особенностям интеллектуального и физического развития, жизненному опыту, семейной, культурной, этнической и другой принадлежности, потребностям и интересам детей, лиц с инвалидностью, лиц, признанных недееспособными, лиц, гражданская дееспособность которых ограничена, лиц пожилого возраста, а также с учетом мнения получателей социальных услуг, если они по возрасту, уровню развития и состоянию здоровья могут ее выразить;

5) малообеспеченное лицо - лицо, среднемесячный совокупный доход которого за последние шесть календарных месяцев, предшествующих месяцу обращения за предоставлением социальных услуг, не превышает двух прожиточных минимумов для соответствующей категории лиц. Среднемесячный совокупный доход лица исчисляется путем деления среднемесячного совокупного дохода семьи на количество членов семьи, которые включаются в ее состав. Методика исчисления среднемесячного совокупного дохода семьи утверждается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере социальной защиты населения;

6) поставщики социальных услуг - юридические и физические лица, физические лица- предприниматели, включенные в раздел "Поставщики социальных услуг" Реестра поставщиков и получателей социальных услуг;

7) объединение поставщиков социальных услуг - общественное объединение, учредителями и членами которого являются поставщики социальных услуг, целью деятельности которого является защита прав и интересов поставщиков социальных услуг;

8) объединение получателей социальных услуг - общественное объединение, учредителями и членами которого являются получатели социальных услуг, их законные представители, целью деятельности которого является защита прав и интересов получателей социальных услуг;

9) объединение работников системы предоставления социальных услуг - общественное объединение, учредителями и членами которого являются работники системы предоставления социальных услуг, целью деятельности которого является защита прав и интересов работников системы предоставления социальных услуг, а также интересов граждан, связанных с профессиональной деятельностью в системе предоставления социальных услуг;

10) получатели социальных услуг - лица/семьи, которые принадлежат к уязвимым группам населения и/или находятся в сложных жизненных обстоятельствах, и которым предоставляются социальные услуги;

11) оценка качества социальных услуг - результат показателей качества предоставляемой социальной услуги;

12) оценка потребностей лица/семьи в социальных услугах - анализ принадлежности лица/семьи к уязвимым группам населения, ее сложных жизненных обстоятельств и определение индивидуальных потребностей лица/семьи, перечня и объема социальных услуг, в которых нуждается лицо/семья;

13) показатели качества социальных услуг - совокупность индикаторов, используемых для оценки процесса и результатов деятельности поставщика социальных услуг на соответствие установленным требованиям и результативности социальных услуг по профилактике сложных жизненных обстоятельств, преодоления или минимизации их негативных последствий для лиц/семей, находящихся в таких обстоятельствах;

14) Реестр поставщиков и получателей социальных услуг - автоматизированная информационно-телекоммуникационная система, предназначенная для сбора, регистрации, накопления, хранения, использования, обезличивания и уничтожения определенных настоящим Законом данных о поставщиках и получателях социальных услуг;

15) сложные жизненные обстоятельства - обстоятельства, которые негативно влияют на жизнь, состояние здоровья и развитие человека, функционирование семьи, которые человек/семья не может преодолеть самостоятельно.

Факторы, которые могут обусловить сложные жизненные обстоятельства:

а) пожилой возраст;

б) частичная или полная потеря двигательной активности, памяти;

в) неизлечимые болезни, болезни, требующие длительного лечения;

г) психические и поведенческие расстройства, в том числе вследствие употребления психоактивных веществ;

г") инвалидность;

д) бездомность;

е) безработица;

є) малообеспеченность лица;

ж) поведенческие расстройства у детей из-за развода родителей;

з) уклонение родителями или лицами, которые их заменяют, от выполнения своих обязанностей по воспитанию ребенка;

и) потеря социальных связей, в том числе во время пребывания в местах лишения свободы;

і) жестокое обращение с ребенком;

ї) насилие по признаку пола;

й) домашнее насилие;

к) попадание в ситуацию торговли людьми;

л) ущерб, причиненный пожаром, стихийным бедствием, катастрофой, боевыми действиями, террористическим актом, вооруженным конфликтом, временной оккупацией;

16) социальный заказ - средство регулирования деятельности в системе предоставления социальных услуг путем привлечения на договорной основе поставщиков социальных услуг для удовлетворения потребностей лиц/семей в социальных услугах согласно результатам определения потребностей населения административно-территориальной единицы/территориальной общины в социальных услугах;

17) социальные услуги - действия, направленные на профилактику сложных жизненных обстоятельств, преодоление таких обстоятельств или минимизацию их негативных последствий для лиц/семей, которые в них находятся. Лицу/семье могут предоставляться одна или одновременно несколько социальных услуг. Порядок организации предоставления социальных услуг утверждается Кабинетом Министров Украины;

18) супервизия - профессиональная поддержка работников, оказывающих социальные услуги, направленная на преодоление профессиональных затруднений, анализ и устранение недостатков, совершенствование организации работы, стимулирование мотивации к работе, соблюдение этических норм и стандартов предоставления социальных услуг, предотвращение возникновения профессионального выгорания, обеспечение эмоциональной поддержки. Методические рекомендации по супервизии утверждаются центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере социальной защиты населения.

Статья 2. Основные цели предоставление социальных услуг

1. Социальные услуги предоставляются для достижения следующих целей:

1) профилактика сложных жизненных обстоятельств;

2) преодоление сложных жизненных обстоятельств;

3) минимизация отрицательных последствий сложных жизненных обстоятельств.

Статья 3. Основные принципы предоставления социальных услуг

1. Предоставление социальных услуг осуществляется на принципах:

1) соблюдения прав человека, прав ребенка и прав лиц с инвалидностью;

2) гуманизма;

3) обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин;

4) уважения чести и достоинства;

5) толерантности;

6) законности;

7) социальной справедливости;

8) доступности и открытости;

9) беспристрастности и безопасности;

10) добровольности;

11) индивидуального подхода;

12) комплексности;

13) конфиденциальности;

14) максимальной эффективности и прозрачности использования поставщиками социальных услуг бюджетных и других средств;

15) обеспечения высокого уровня качества социальных услуг.

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.

Раздел I Общие положения Статья 1. Определения основных терминов Статья 2. Основные цели предоставление социальных услуг Статья 3. Основные принципы предоставления социальных услуг Статья 4. Законодательство о социальных услугах Статья 5. Сфера действия Закона Статья 6. Использование информации о получателях социальных услуг Раздел II Система предоставления социальных услуг Статья 7. Система предоставления социальных услуг Статья 8. Субъекты системы предоставления социальных услуг Статья 9. Основные направления государственной политики в сфере предоставления социальных услуг Статья 10. Основные принципы функционирования системы предоставления социальных услуг Статья 11. Уполномоченные органы системы предоставления социальных услуг Статья 12. Получатели социальных услуг Статья 13. Поставщики социальных услуг Статья 14. Объединения работников системы предоставления социальных услуг, объединения поставщиков и получателей социальных услуг Статья 15. Реестр поставщиков и получателей социальных услуг Раздел III Классификация, Типы социальных услуг и порядок их предоставления Статья 16. Классификация социальных услуг Статья 17. Государственный стандарт социальных услуг Статья 18. Ведение случая Статья 19. Обращение о предоставлении социальных услуг Статья 20. Оценка потребностей лица/семьи в социальных услугах Статья 21. Принятие решения о предоставлении или отказе в предоставлении социальных услуг Статья 22. Договор о предоставлении социальных услуг Статья 23. Услуги, предоставляемые экстренно (кризисно) Статья 24. Отказ и прекращение предоставления социальных услуг Раздел IV Организация и финансирование предоставления социальных услуг Статья 25. Определение потребностей населения административно-территориальной единицы/территориальной общины в социальных услугах Статья 26. Социальный заказ Статья 27. Финансирование предоставления социальных услуг Статья 28. Оплата социальных услуг Раздел V Ответственность за нарушение требований законодательства о социальных услугах Статья 29. Ответственность за нарушение требований законодательства о социальных услугах Раздел VI Международное сотрудничество по вопросам предоставления социальных услуг Статья 30. Участие Украины в международном сотрудничестве по вопросам предоставления социальных услуг Раздел VII Заключительные положения