Дата обновления БД:
18.09.2024
Добавлено/обновлено документов:
451 / 1328
Всего документов в БД:
136770
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА
от 25 февраля 1998 года №1538-XIII
О фонде природных территорий, охраняемых государством
(по состоянию на 4 июня 2010 года)
Парламент принимает настоящий закон.
РАЗДЕЛ I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Ст.1. - Настоящий закон устанавливает правовые основы создания и функционирования фонда природных территорий, охраняемых государством, принципы, механизм и порядок его сохранения, а также полномочия центральных и местных органов публичной власти, неправительственных организаций и граждан в данной области.
Ст.2. - В настоящем законе используются следующие основные понятия: охраняемая природная территория - географически обособленная природная территория, включающая типичные и редкие природные элементы, выделяемая и регулируемая в целях сохранения и охраны всех факторов среды в ее пределах;
территория многофункционального использования - территория и/или акватория с хозяйственными ресурсами, в которой наряду с обеспечением сохранения природы осуществляется регулируемое хозяйственное использование флоры, фауны, водных ресурсов, пастбищ и занятие туризмом;
центральный орган охраны окружающей среды - высший и единственный государственный орган в области охраны окружающей среды, разрабатывающий, проводящий и осуществляющий экологическую политику на национальном уровне;
биоценоз - совокупность микроорганизмов, грибов, растений и животных, населяющих более или менее однородный участок суши или водоема и характеризующихся определенными отношениями между собой и приспособленностью к условиям окружающей их среды;
биоразнообразие - разнообразие живых организмов в рамках наземных и морских экосистем, других водных экосистем и экологических комплексов, частью которых они являются. Понятие охватывает внутривидовое, межвидовое разнообразие и разнообразие экосистем;
экосистема - динамичный комплекс сообществ растений, животных, грибов и микроорганизмов, а также совокупность абиотических факторов среды, взаимодействие которых составляет единое функциональное целое;
экологическое равновесие - комплекс функциональных состояний экосистемы, динамика которых обеспечивает ее структуру и функции;
фонд охраняемых территорий - совокупность природных территорий, природных объектов и комплексов, охраняемых государством;
генофонд - совокупность растительных, животных видов, а также видов грибов, микроорганизмов, являющихся носителями наследственной информации;
местообитание, биотоп - естественное место обитания организмов и попу ляций флоры, фауны, грибов и микроорганизмов;
памятник природы - уникальный природный объект, имеющий особое эколо гическое, научное, культурное, историческое и эстетическое значение;
национальный парк - типичная природная территория, включающая различные ландшафты, природные объекты и комплексы, местные виды растений и животных, предназначенная для использования в научных, рекреационных, экономических, культурных, учебных, воспитательных и других целях;
ландшафтный заповедник - однородная природная система (лесная, степная, луговая, плавневая и болотная), имеющая научное, экологическое, рекреационное, эстетическое, дидактическое, воспитательное значение, предназначенная для сохранения ее природных качеств и осуществления регулируемой хозяйственной деятельности;
научный заповедник - биогеографическая территория и/или акватория национального значения, имеющая статус научно-исследовательского учреждения, предназначенная для сохранения в естественном состоянии природных объектов и комплексов, сохранения биоразнообразия, разработки научных основ охраны окружающей среды;
природный заповедник - природная территория, имеющая научное значение и предназначенная для сохранения и восстановления отдельных или нескольких природных компонентов с целью поддержания экологического равновесия;
ресурсный заповедник - природная территория, включающая особо ценные ресурсы национального значения, сохраняемые для будущих поколений;
биосферный заповедник - географическая территория и/или акватория с физико-географическими элементами и образованиями, видами растений и животных национального и международного значения, имеющая статус научноисследовательского учреждения, признанная ЮНЕСКО частью мирового природного достояния;
водно-болотное угодье международного значения - водная территория и/или водное пространство, включающие различные виды водно-болотных экосистем, отвечающие критериям выделения водно-болотных угодий международного значения Рамсарской конвенции, обладающие богатым биоразнообразием и играющие важную роль в качестве мест обитаний водоплавающих птиц.
Ст.3. - В состав фонда природных территорий, охраняемых государством (далее - фонд охраняемых территорий), входят природные объекты и комплексы, имеющие неоспоримую первостепенную ценность для сохранения биоразнообразия и природных местообитаний, для изучения природных процессов, восстановления экологического равновесия, а также для экологического воспитания населения. Первичные данные о фонде используются при разработке планов обустройства территории.
Ст.4. - (1) Фонд охраняемых территорий состоит из следующих категорий при родных объектов и комплексов:
1) выделяемых в соответствии с классификацией Международного союза ох раны природы:
а) научные заповедники;
b) национальные парки;
с) памятники природы;
d) природные заповедники;
е) ландшафтные заповедники;
f) ресурсные заповедники;
g) территории многофункционального использования;
2) не входящих в классификацию Международного союза охраны природы:
a) дендрологические сады;
b) памятники садово-паркового искусства;
c) зоологические сады;
3) установленных другими международными документами:
а) биосферные заповедники (Программа ЮНЕСКО);
b) водно-болотные угодья международного значения (Рамсарская конвенция).
(2) Водно-болотные угодья международного значения и их составные части могут обладать одновременно статусом одной из категорий, предусмотренных в части (1), или иметь в своем составе один или несколько объектов этих категорий.
Ст.5. - Объекты и комплексы фонда охраняемых территорий подразделяются на объекты и комплексы международного, национального и местного значения. Порядок отнесения к этим категориям значимости определяется настоящим законом и другими нормативными актами о фонде охраняемых территорий, а также международными конвенциями в данной области (Конвенция о биологическом разнообразии, Рио-де-Жанейро, 1992 г.; Конвенция об охране дикой фауны и флоры и природных сред обитания в Европе, Берн, 1979 г.; Конвенция по сохранению мигрирующих видов диких животных, Бонн, 1979 г.; Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве мест обитаний водоплавающих птиц, Рамсар, 1971 г. и др.).
Ст.6. - Основными задачами фонда охраняемых территорий являются:
а) регулирование отношений в области охраны окружающей среды, сохранение природных объектов и комплексов для нынешнего и будущих поколений;
b) глубокое изучение природных процессов в биоценозах и восстановление экологического равновесия в пределах охраняемых природных территорий;
с) сохранение генофонда в рамках биологического потенциала природных объектов и комплексов;
d) привлечение к ответственности физических и юридических лиц, виновных в причинении ущерба охраняемым природным территориям;
e) соблюдение международных конвенций и соглашений по охраняемым при родным территориям.
Ст.7. - (1) Объекты и комплексы фонда охраняемых территорий являются публичной собственностью, за исключением земель, указанных в части (3).
(2) Земли объектов и комплексов фонда охраняемых территорий предназначены для охраны природы, являются частью публичной собственности, не могут быть приватизированы, сданы в аренду и имеют режим охраны и хозяйствования, установленный действующим законодательством.
(3) В состав фонда охраняемых территорий могут быть включены и земли, находящиеся в частной собственности, взятые под государственную охрану по инициативе владельцев и остающиеся в дальнейшем их собственностью. Определение прав и обязанностей сторон осуществляется на основе специального положения.
(4) Обладатели земель, являющихся публичной собственностью, обеспечивают ежегодное финансирование объектов и комплексов фонда охраняемых территорий, находящихся на используемых ими землях, и разметку их ограничительными знаками.
(5) Обладатели земель, на которых расположены объекты и комплексы фонда охраняемых территорий, указанные в подпунктах с) - g) пункта 1), а также подпункте b) пункта 2) части (1) статьи 4, обязаны обеспечить соблюдение охранного режима согласно действующему законодательству.
(6) Обладатели земель, являющихся публичной собственностью, а также органы местного публичного управления обязаны каждые 3 - 5 лет, начиная с 2000 года, вносить предложения о взятии под охрану государства наиболее ценных и типичных экосистем, биотопов и памятников природы национального и местного значения.
(7) При разработке документации по градостроительству и обустройству территории, проектов организации и развития отраслей национальной экономики учитывается расположение объектов и комплексов фонда охраняемых территорий.
Ст.8. - Объекты и комплексы фонда охраняемых территорий используются в следующих целях:
а) охрана наиболее типичных природных территорий;
b) сохранение генофонда;
с) сохранение биоразнообразия;
d) сохранение ландшафта в естественном состоянии;
е) проведение научных исследований;
f) осуществление мониторинга охраняемых природных территорий;
g) экологическое, культурное, эстетическое воспитание и отдых граждан.
Ст.9. - Все проекты и программы экологического восстановления и благоустройства, административного и социального строительства, строительства коммуникационных сетей и других хозяйственных объектов в охраняемых природных территориях подлежат государственной экологической экспертизе, осуществляемой центральным органом охраны окружающей среды.
Ст.10. - Центральные и местные органы публичного управления, обладатели земель, в ведении которых находятся объекты и комплексы фонда охраняемых территорий, бесплатно и в обязательном порядке предоставляют центральному органу охраны окружающей среды данные, необходимые для осуществления экологического мониторинга.
Ст.11. - (1) Изъятие земель из фонда охраняемых территорий строго запрещается, за исключением случаев, когда они утратили ценность в результате стихийных бедствий или катастроф и не могут быть восстановлены. Во всех случаях изъятие земель из фонда охраняемых территорий производится по предложению центрального органа охраны окружающей среды и Академии наук Молдовы на основании решения Парламента.
(2) Вековые деревья в случае высыхания исключаются из перечня памятников природы с согласия центрального органа охраны окружающей среды.
(3) Механизм взятия под охрану государства типичных природных территорий, находящихся в ведении центральных органов публичного управления, предусматривает, в случае расхождения позиций, приоритет позиции центрального органа охраны окружающей среды, Академии наук Молдовы и Национального института экологии. Позиция центральных органов публичного управления и/или других органов, в ведении которых находится публичная собственность, является консультативной.
РАЗДЕЛ II ПОЛНОМОЧИЯ ЦЕНТРАЛЬНЫХ И МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ, НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ГРАЖДАН В ОТНОШЕНИИ ФОНДА ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ
Ст.12. - Парламент:
а) определяет политику сохранения биоразнообразия и утверждает стра тегическую программу развития фонда охраняемых территорий;
b) принимает законодательные акты о фонде охраняемых территорий;
с) ратифицирует международные конвенции и соглашения по охраняемым природным территориям;
d) принимает решения о создании научных заповедников, национальных парков, биосферных заповедников, дендрологических и зоологических садов, а также о взятии под охрану государства других природных территорий, предусмотренных статьей 4, по предложению Правительства на основании заключений центрального органа охраны окружающей среды и Академии наук Молдовы.
Ст.13. - Правительство:
а) проводит политику сохранения биоразнообразия и претворяет в жизнь стратегическую программу развития фонда охраняемых территорий;
b) обеспечивает представление обладателями земель, являющихся публичной собственностью, предложений о взятии под охрану государства типичных природных территорий;
с) финансирует научные программы и обеспечивает материальнотехническую базу развития фонда охраняемых территорий;
d) способствует международному сотрудничеству в области заповедного дела;
е) регулирует другие аспекты деятельности, касающиеся фонда охраняемых территорий.
f) утверждает, при наличии заключения ответственной постоянной комиссии Парламента, типовые положения по категориям природных объектов и комплексов, указанным в статье 4.
Ст.14. - Центральный орган охраны окружающей среды:
а) осуществляет государственный контроль за соблюдением охранного режима объектов и комплексов фонда охраняемых территорий независимо от их ведомственной подчиненности и вида собственности;
b) управляет природными территориями со специальным охранным режимом, предусмотренными подпунктами а) и h) пункта 1) части (1) статьи 4;
с) разрабатывает и координирует стратегическую программу развития фонда охраняемых территорий;
d) организует мониторинг фонда охраняемых территорий;
е) проводит политику в области заповедного дела и совместно с Академией наук Молдовы подготавливает и представляет Правительству и Парламенту предложения о создании научных заповедников, национальных парков, биосферных заповедников, дендрологических и зоологических садов, а также о взятии под охрану государства одной или целого ряда типичных природных территорий;
f) контролирует соблюдение охранного режима на охраняемых природных территориях, подведомственных центральным и местным органам публичного управления;
g) разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства о фонде охраняемых территорий;
h) обеспечивает учет объектов и комплексов фонда охраняемых территорий;
i) разрабатывает совместно с заинтересованными министерствами, департаментами и другими центральными органами публичного управления раздел охраняемых природных территорий в составе планов обустройства территории;
j) поддерживает международные связи по вопросам фонда охраняемых территорий и сохранения биоразнообразия;
k) разрабатывает и координирует программы научных исследований, проводимых в пределах фонда охраняемых территорий;
l) координирует и согласовывает с органами местного публичного управления схемы рационального размещения объектов и комплексов фонда охраняемых территорий.
m) разрабатывает и представляет Правительству на утверждение согласованные с ответственной постоянной комиссией Парламента типовые положения по категориям природных объектов и комплексов, указанным в статье 4.
Ст.15. - Органы местного публичного управления:
а) несут ответственность за соблюдение на подведомственной территории экологического законодательства, в том числе настоящего закона;
b) осуществляют мероприятия по охране, экологическому восстановлению и реконструкции в пределах объектов и комплексов фонда охраняемых территорий, указанных в подпунктах с) - g) пункта 1), а также подпункте b) пункта 2) части (1) статьи 4;
с) в пределах подведомственной им территории переводят отдельные при родные территории в категорию охраняемых природных территорий, которые подлежат включению в документацию по градостроительству и обустройству территории.
Ст.16. - Неправительственные организации имеют право:
а) разрабатывать экологические программы, имеющие отношение к охраняемым природным территориям, пропагандировать их и участвовать в их реализации;
b) формировать экологические фонды;
с) участвовать в проверках соблюдения охранного режима в объектах и комплексах фонда охраняемых территорий;
d) максимально содействовать экологическому воспитанию населения;
е) издавать и распространять материалы по охраняемым природным территориям;
f) получать информацию об окружающей среде и проводить научные исследования, координируемые с центральным органом охраны окружающей среды;
g) выдвигать предложения и представлять соответствующие материалы о взятии под охрану государства отдельных типичных природных территорий.
Ст.17. - Граждане имеют право:
а) организовывать публичное обсуждение проектов законодательных и других нормативных актов, касающихся фонда охраняемых территорий;
b) вносить предложения о взятии под охрану государства природных объектов и комплексов и включении их в фонд охраняемых территорий;
с) осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства о фонде охраняемых территорий;
d) осуществлять в рамках неправительственных организаций природоохранную деятельность;
е) подавать в любую компетентную инстанцию ходатайства о перепрофили ровании и модернизации хозяйственных объектов, загрязняющих охраняемые природные территории.
РАЗДЕЛ III РЕЖИМ УПРАВЛЕНИЯ ФОНДОМ ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ
Глава 1 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
Ст.18. - Режим управления фондом охраняемых территорий представляет собой единый комплекс охранных, экологических, технико-организационных мер, регулирующих деятельность, проводимую в пределах фонда в целях сохранения, оптимизации и рационального долговременного развития сети охраняемых природных территорий.
Ст.19. - Научные заповедники, национальные парки, биосферные заповедники, дендрологические и зоологические сады имеют статус юридического лица.
Ст.20. - (1) Земли и водоемы, входящие в состав научных заповедников, охранные зоны национальных парков и биосферных заповедников, дендрологических садов исключаются из хозяйственного пользования и передаются соответствующим учреждениям в бессрочное пользование. В границах национальных парков и биосферных заповедников могут находиться земли и водоемы других пользователей или собственников. В этом случае пользователи и собственники обязаны соблюдать ограничения, связанные с требованиями охраны окружающей среды, и запреты на виды деятельности, предусмотренные настоящим законом.
(2) В случае, если в состав научных заповедников, национальных парков и биосферных заповедников включаются земли, являющиеся частной собственностью, их владельцам предлагается равнозначная замена или денежная компенсация. Затраты, связанные с изменением способа хозяйствования на землях, являющихся частной собственностью, а также упущенная в этот период выгода возмещаются государством.
(3) Охраняемые природные территории функционируют на основании типовых положений. В случае необходимости центральным органом охраны окружающей среды по согласованию с Академией наук Молдовы на основе типового положения утверждаются положения для конкретных объектов и комплексов фонда охраняемых территорий.
(4) Находящиеся в охраняемых природных территориях природные объекты (вековые деревья, источники и пр.), имеющие иной, специфический режим охраны, подчиняются также охранному режиму соответствующих природных территорий.
Ст.21. - В случаях, когда научные заповедники, национальные парки и биосферные заповедники находятся в ведении иных центральных органов публичного управления, чем центральный орган охраны окружающей среды, они представляют указанному органу информативные полугодовые и подробные годовые отчеты, а также издаваемые ими летописи природы. Обладатели других объектов и комплексов фонда охраняемых территорий представляют ежегодно информацию о состоянии соответствующих охраняемых природных территорий и об осуществляемой в них деятельности.
Глава 2 НАУЧНЫЕ ЗАПОВЕДНИКИ
Ст.22. - Научные заповедники создаются с приоритетной целью охраны окружающей среды, проведения научных исследований, экологического воспитания и просвещения населения.
Ст.23. - (1) Научные заповедники имеют статус научно-исследовательских учреждений и находятся в ведении центрального органа охраны окружающей среды.
(2) Разграничение полномочий по хозяйствованию на занятых лесом площадях в пределах заповедников между центральным органом охраны окружающей среды и центральным органом управления лесным хозяйством осуществляется на основе специального положения.
Ст.24. - На научные заповедники возлагаются следующие задачи:
а) сохранение биоразнообразия и защита природного комплекса заповедника от антропогенного воздействия;
b) сохранение наземных и водных местообитаний (наземных и водных биотопов);
с) проведение научных исследований;
d) внедрение научных достижений в области заповедного дела и выполнение экологических программ;
е) ведение летописей природы;
f) осуществление экологического мониторинга;
g) сотрудничество в области заповедного дела со специализированными организациями и учреждениями в стране и за рубежом;
h) пропаганда природоохранных знаний;
i) подготовка научных кадров и специалистов в области охраны природы, в особенности заповедного дела.
Ст.25. - В пределах научных заповедников, за исключением абсолютно заповедных зон, допускаются следующие виды деятельности:
а) работы по воспроизводству и экологическому восстановлению;
b) проведение противопожарных мероприятий;
с) выполнение необходимых ветеринарных и санитарных мероприятий;
d) селекционное регулирование численности животных с целью поддержания экологического равновесия;
е) пастьба и сенокошение работниками заповедника, осуществляемые согласно положению о научном заповеднике;
f) санитарные рубки, рубки ухода за насаждениями и лесовосстановительные рубки;
g) строительство служебного жилья для научных работников заповедника;
h) другие виды деятельности, не противоречащие возложенным на заповедники задачам, утвержденные ученым советом заповедника и согласованные с центральным органом охраны окружающей среды.
Ст.26. - В научных заповедниках запрещается любая деятельность, которая может привести к нарушению естественного хода природных процессов, а именно:
а) работы по прокладке теплопроводов, линий электропередачи, гидромелиоративные и другие работы, нарушающие экологическое равновесие;
b) разведка недр и добыча природных ресурсов, за исключением ресурсов национального значения (нефть, природный газ) при условии соблюдения специальных требований по защите окружающей среды, установленных центральным органом государства по управлению природными ресурсами и охране окружающей среды;
c) внесение минеральных удобрений, гербицидов, пестицидов и других вредных химических веществ;
d) проезд транспортных средств вне дорог и водных путей общего пользования и стоянка их в не оборудованных для этой цели местах;
e) пастьба, охота, рыбная ловля, самовольное сенокошение, а также разорение гнезд, нор, муравейников и других обиталищ животных;
f) сбор видов растений и животных в живом и обработанном виде, а также их частей, за исключением необходимых для проведения научных исследований и удовлетворения, по мере возможности, музейных нужд;
Недействующая редакция, не действует с 24.05.2011 г.