Недействующая редакция. Принята: 30.06.2021 / Вступила в силу: 20.08.2021

Недействующая редакция, не действует с 15 апреля 2022 года

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 30 июня 2008 года №970

Об утверждении Правил автомобильных перевозок грузов

(В редакции Постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 15.12.2008 г. №1936, 30.12.2010 г. №1910, 21.02.2011 г. №222, 13.04.2011 г. №488, 13.04.2011 г. №493, 09.07.2013 г. №599, 04.10.2013 г. №885, 16.03.2015 г. №195, 05.02.2016 г. №102 (вступ. в силу 11.03.2016 г.), 26.02.2016 г. №158, 07.03.2018 г. №187, 30.06.2019 г. №104, 28.12.2019 г. №937, 29.06.2020 г. №381, 30.12.2020 г. №772, 30.06.2021 г. №368)

В соответствии с абзацем пятым статьи 9 Закона Республики Беларусь от 14 августа 2007 г. №278-З "Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках" Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

(В преамбулу внесены изменения в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.12.2019 №937)
(см. предыдущую редакцию)

1. Утвердить Правила автомобильных перевозок грузов (прилагаются).

(В пункт внесены изменения в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.12.2019 №937)
(см. предыдущую редакцию)

2. Республиканским органам государственного управления привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 июля 2008 г.

Премьер-министр Республики Беларусь

С.Сидорский

Утверждены Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 года №970

Правила автомобильных перевозок грузов

Раздел I. Общие положения. Термины и их определения

Глава 1. Общие положения

1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь и Законом Республики Беларусь "Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках".

(В пункт внесены изменения в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.12.2019 №937)
(см. предыдущую редакцию)

2. Санитарно-гигиенический режим автомобильных перевозок и хранения пищевых и скоропортящихся грузов, включая сроки их реализации, устанавливается, кроме настоящих Правил, соответствующими нормативными правовыми актами Республики Беларусь.

3. Порядок выполнения автомобильных перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов устанавливается, кроме настоящих Правил, соответствующими нормативными правовыми актами Республики Беларусь.

4. Контроль за выполнением настоящих Правил осуществляется Министерством транспорта и коммуникаций, а также иными государственными органами, уполномоченными в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Глава 2. Термины и их определения

5. В настоящих Правилах используются следующие термины и их определения:

грузовое транспортное средство - транспортное средство, предназначенное для автомобильных перевозок грузов;

грузовое транспортное средство общего назначения - грузовое транспортное средство с бортовой платформой, которая не оборудована средствами самопогрузки-саморазгрузки или другими специальными средствами;

грузовой терминал - комплекс зданий, сооружений и технических средств, предназначенный для накопления, сортировки, контроля и последующей отправки грузов;

заказчик автомобильной перевозки - грузоотправитель, грузополучатель, экспедитор;

отправка – партия груза, отправляемая по одной товарно-транспортной накладной или одной международной товарно-транспортной накладной "CMR";

полуприцеп - прицеп, конструкция которого предназначена для использования с седельным тягачом и часть полной массы которого передается на седельный тягач через седельно-сцепное устройство;

разрешение на проезд транспортных средств, зарегистрированных в Республике Беларусь, по территории иностранных государств при выполнении международных автомобильных перевозок грузов – документ, предоставляющий право на проезд транспортного средства, зарегистрированного в Республике Беларусь, по территории одного или нескольких иностранных государств и право на выполнение указанного в нем вида автомобильной перевозки груза;

седельный тягач - автомобиль, конструкция и оборудование которого предназначены для буксирования полуприцепа;

скоропортящиеся грузы - грузы, для сохранности которых при автомобильной перевозке требуется соблюдение специального температурного и санитарно-гигиенического режимов;

специализированное грузовое транспортное средство - грузовое транспортное средство, имеющее специализированный кузов, предназначенный для автомобильной перевозки определенных видов грузов;

техническое состояние грузового транспортного средства - совокупность свойств и параметров грузового транспортного средства, установленных техническими нормативными правовыми актами, определяющими возможность его применения по назначению;

универсальный контейнер - многократно используемая тара объемом не менее 1 куб. метра, предназначенная для автомобильных перевозок грузов без тары в первичной упаковке или облегченной таре.

(В пункт 5 внесены изменения в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.03.2018 г. №187)
(см. предыдущую редакцию)

6. Иные термины и их определения употребляются в значениях, установленных Законом Республики Беларусь "Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках".

Раздел II. Общие условия выполнения автомобильных перевозок грузов

Глава 3. Порядок приема груза к автомобильной перевозке

7. Автомобильный перевозчик должен принимать груз к автомобильной перевозке на основании договора, заключенного с заказчиком автомобильных перевозок.

В зависимости от условий автомобильных перевозок между автомобильным перевозчиком и заказчиком автомобильной перевозки могут заключаться:

договор об автомобильной перевозке груза;

договор об организации автомобильных перевозок грузов по форме согласно приложению 1;

договор о фрахтовании для автомобильной перевозки грузов по форме согласно приложению 2.

8. По договору об автомобильной перевозке груза автомобильный перевозчик обязуется доставить вверенный ему грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать его грузополучателю или уполномоченному на получение груза лицу, а заказчик автомобильной перевозки - оплатить автомобильную перевозку груза в установленном размере.

Заключение договора об автомобильной перевозке груза подтверждается составлением товарно-транспортной накладной или иного транспортного документа. Неправильное составление товарно-транспортной накладной или иного транспортного документа, а также их утеря не влияют на действительность заключенного договора.

(В пункт 8 внесены изменения в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.03.2018 г. №187)
(см. предыдущую редакцию)

9. При необходимости выполнения систематических автомобильных перевозок грузов заказчик автомобильной перевозки может заключать с автомобильным перевозчиком договор об организации автомобильных перевозок грузов.

10. Автомобильная перевозка грузов с условием предоставления за плату всей или части вместимости одного или нескольких транспортных средств, пригодных для выполнения одного или нескольких рейсов по автомобильным перевозкам грузов, оформляется договором о фрахтовании для автомобильной перевозки грузов.

11. При наличии договора об организации автомобильных перевозок грузов заказчик автомобильной перевозки не позднее 48 часов до начала автомобильной перевозки представляет автомобильному перевозчику заявку на автомобильную перевозку груза (далее - заявка) к договору об организации автомобильных перевозок грузов по форме согласно приложению 1. По согласованию сторон заявка может быть на один день, неделю, декаду, месяц или иной срок, предусмотренный данным договором.

12. При необходимости выполнения разовых автомобильных перевозок грузов заказчик автомобильной перевозки должен заполнить разовый заказ на автомобильную перевозку груза (далее - разовый заказ) по примерной форме согласно приложению 3 и передать его автомобильному перевозчику не позднее 48 часов до начала автомобильной перевозки.

13. В случае необходимости изменений или дополнений согласованной заявки (разового заказа) заказчик автомобильной перевозки (автомобильный перевозчик) должен до 11 часов дня, предшествующего дню автомобильной перевозки, уведомить об этом другую сторону договора об автомобильной перевозке груза.

14. Автомобильный перевозчик может самостоятельно определять типы и количество грузовых транспортных средств, необходимых для выполнения условий названных в части второй пункта 7 настоящих Правил договоров, если иное не предусмотрено этими договорами.

15. Автомобильный перевозчик должен в срок, определенный в договоре об автомобильной перевозке груза, подать под загрузку грузовое транспортное средство, пригодное для автомобильной перевозки данного вида груза.

Автомобильный перевозчик при направлении транспортного средства под загрузку должен передать водителю следующие надлежаще оформленные документы:

путевой лист;

свидетельство о регистрации (технический паспорт, технический талон) механического транспортного средства, прицепа (прицепов) к нему;

разрешение на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении;

документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства;

копию договора аренды или иного документа, подтверждающего право владения и (или) пользования грузовым транспортным средством, если автомобильный перевозчик не является его собственником;

специальное разрешение на проезд тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь (при автомобильной перевозке соответствующих грузов).

Для выполнения международных автомобильных перевозок грузов дополнительно к перечисленным в части второй настоящего пункта документам автомобильный перевозчик должен передать водителю:

разрешение на проезд по территории иностранных государств (при выполнении автомобильных перевозок в государства, в которых предъявляются соответствующие требования);

сертификаты об экологической и другой безопасности грузового транспортного средства (при выполнении автомобильных перевозок в государства, в которых предъявляются соответствующие требования);

сертификат соответствия грузового транспортного средства требованиям резолюций Европейской конференции министров транспорта (при выполнении автомобильных перевозок в государства, в которых предъявляются соответствующие требования);

книжку МДП (при выполнении автомобильных перевозок в соответствии с требованиями Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП), принятой в г. Женеве 14 ноября 1975 года);

международный сертификат технического осмотра (при выполнении автомобильных перевозок в государства, в которых предъявляются соответствующие требования);

свидетельство о соответствии грузового транспортного средства нормам, установленным Соглашением о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок (СПС), принятым в г. Женеве 1 сентября 1970 года (при выполнении автомобильных перевозок скоропортящихся грузов и грузов, требующих соблюдения при их автомобильной перевозке специального санитарного режима);

регистрационные листки (тахограммы) при использовании аналогового тахографа в соответствии с законодательством Республики Беларусь, требованиями Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР), заключенного в г. Женеве 1 июля 1970 года, и иными международными договорами Республики Беларусь.

(В пункт внесены изменения в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.06.2020 №381)
(см. предыдущую редакцию)

16. Пригодность грузового транспортного средства для автомобильной перевозки того или иного груза определяет грузоотправитель. Если грузоотправителя не удовлетворяет поданное автомобильным перевозчиком грузовое транспортное средство, то он должен составить акт о разногласиях между автомобильным перевозчиком и заказчиком автомобильной перевозки по форме согласно приложению 4 и передать его автомобильному перевозчику.

17. Автомобильный перевозчик должен перевозить груз по маршруту, определенному в договоре об автомобильной перевозке груза, договоре о фрахтовании для автомобильной перевозки грузов или договоре об организации автомобильных перевозок грузов.

Расстояние автомобильной перевозки груза определяется в соответствии с утвержденными Министерством транспорта и коммуникаций нормами расстояний, а в случае их отсутствия - согласно картам (атласам) автомобильных дорог (планам городов), в том числе на электронных носителях. При выполнении автомобильных перевозок грузов по регулярным маршрутам расстояние автомобильной перевозки груза может определяться на основании показаний спидометра, зафиксированных в акте о замере расстояний.

18. Автомобильный перевозчик должен выполнять междугородные внутриобластные и межобластные автомобильные перевозки грузов (далее - междугородные автомобильные перевозки), а также международные автомобильные перевозки грузов в сроки, установленные в соответствующем договоре сторон, определяемые на основании рекомендуемых сроков доставки грузов при междугородных автомобильных перевозках согласно приложению 5.

Срок доставки груза исчисляется с момента приема его к автомобильной перевозке.

При задержке грузового транспортного средства с грузом в пути уполномоченными контролирующими органами срок доставки груза увеличивается на время задержки. Представителем уполномоченного контролирующего органа делается отметка в путевом листе или ином транспортном документе о задержке грузового транспортного средства с указанием причин и времени начала и окончания задержки. В случае, если это оговорено в соответствующем договоре, автомобильный перевозчик информирует заказчика автомобильной перевозки о задержке доставки груза.

(В пункт 18 внесены изменения в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.03.2018 г. №187)
(см. предыдущую редакцию)

19. Типы и параметры тары и упаковки, применяемых для автомобильной перевозки грузов, должны соответствовать требованиям технических нормативным правовых актов Республики Беларусь.

20. Груз, предъявленный грузоотправителем к автомобильной перевозке в состоянии, не соответствующем требованиям настоящих Правил и условиям соответствующего договора, считается не предъявленным к автомобильной перевозке.

21. Автомобильный перевозчик может отказаться принять груз к автомобильной перевозке в следующих случаях:

груз предъявлен в ненадлежащей таре или упаковке;

груз не соответствует принятой к исполнению заявке или разовому заказу;

масса предъявленной партии груза превышает грузоподъемность грузового транспортного средства либо весогабаритные параметры не соответствуют допустимым весовым и габаритным параметрам, установленным Указом Президента Республики Беларусь от 19 июня 2019 г. №239 "О проезде тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств";

движение по автомобильным дорогам маршрута автомобильной перевозки временно прекращено или ограничено;

автомобильному перевозчику не переданы надлежаще оформленные транспортные и грузосопроводительные документы.

В указанных случаях заказчик автомобильной перевозки должен возместить автомобильному перевозчику понесенные им затраты на пробег грузового транспортного средства от места стоянки (подачи) до места погрузки и обратно.

(В пункт внесены изменения в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.12.2019 №937)
(см. предыдущую редакцию)

22. Грузоотправитель не должен предъявлять груз к автомобильной перевозке в следующих случаях:

автомобильная перевозка такого груза запрещена законодательством Республики Беларусь;

при выполнении внутриреспубликанской автомобильной перевозки грузы товарного характера (или грузы нетоварного характера, по которым не ведется складской учет товарно-материальных ценностей, но организован учет путем измерений, в том числе измерений массы и геометрических размеров) не оформлены товарно-транспортной накладной, за исключением случаев, указанных в абзацах третьем и пятом пункта 23 настоящих Правил, а в случае создания товарно-транспортных накладных в виде электронных документов не оформлен грузоотправителем и не представлен реестр товарно-транспортных накладных, создаваемых в виде электронных документов, по примерной форме согласно приложению 5-1. Данный реестр составляется грузоотправителем после передачи грузополучателю товарно-транспортных накладных в виде электронных документов и представления перевозчику на бумажном либо ином материальном носителе в форме, доступной и понятной для восприятия человеком (далее – материальный носитель), переданных грузополучателю товарно-транспортных накладных;

при выполнении международной автомобильной перевозки грузы товарного характера не оформлены международной товарно-транспортной накладной "CMR";

предъявленные к автомобильной перевозке грузы по своим свойствам не допускаются к совместной автомобильной перевозке на одном грузовом транспортном средстве;

на груз не оформлены соответствующие сертификаты, иные грузосопроводительные документы.

К грузосопроводительным документам, которые грузоотправитель обязан передать (обеспечить передачу) автомобильному перевозчику или его представителю, относятся:

ветеринарный сертификат (при автомобильной перевозке животных, продуктов животного происхождения, сырья животного происхождения, корма для животных, ветеринарных препаратов и других грузов, подлежащих ветеринарному надзору);

карантинный сертификат (при автомобильной перевозке подкарантинных материалов);

фитосанитарный сертификат (при автомобильной перевозке соответствующих грузов);

разрешение соответствующих органов государственного управления на вывоз грузов (при необходимости);

первый экземпляр товарной накладной (при автомобильной перевозке грузов товарного характера, вывозимых за пределы территории Республики Беларусь в государства – члены Евразийского экономического союза), оформленной в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

документ "ТД-ЛЕС" при транспортировке древесины;

иные документы, которыми в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Беларусь должны сопровождаться грузы при автомобильной перевозке.

Автомобильный перевозчик не должен принимать груз к автомобильной перевозке в случае, когда груз создает угрозу безопасности дорожного движения, ограничивает водителю обзор, затрудняет управление грузовым транспортным средством и нарушает его устойчивость, закрывает внешние световые приборы, световозвращатели, регистрационные и опознавательные знаки, создает шум, пылит, загрязняет дороги и окружающую среду.

Запрещается выполнение внутриреспубликанской автомобильной перевозки грузов товарного характера (или грузов нетоварного характера, по которым не ведется складской учет товарно-материальных ценностей, но организован учет путем измерений, в том числе измерений массы и геометрических размеров) без наличия у сопровождающего эти грузы лица оформленных в соответствии с законодательством Республики Беларусь первого и третьего экземпляров товарно-транспортной накладной или документа "ТД-ЛЕС" при транспортировке древесины, за исключением случая, указанного в абзаце третьем пункта 23 настоящих Правил, а в случае создания товарно-транспортной накладной в виде электронного документа – без переданной грузоотправителем грузополучателю товарно-транспортной накладной в виде электронного документа, содержащейся на материальном носителе, без реестра товарно-транспортных накладных, создаваемых в виде электронных документов, и без нахождения таких накладных в системе электронного документооборота.

(В пункт внесены изменения в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2021 №368)
(см. предыдущую редакцию)

23. Без оформления товарно-транспортной накладной допускается выполнение автомобильной перевозки грузов:

нетоварного характера, по которым не ведется складской учет товарно-материальных ценностей, если по условиям соответствующего договора не требуется организовывать их учет путем измерений, в том числе измерений массы и геометрических размеров;

поступивших из-за пределов Республики Беларусь, до пункта разгрузки, указанного в транспортных документах грузоотправителя. В этом случае сопроводительными документами на груз являются авиационная накладная (AWB), составленная в соответствии с Конвенцией для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, от 12 октября 1929 года, железнодорожная накладная (СМГС), предусмотренная Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении от 1 ноября 1951 года, международная товарно-транспортная накладная "CMR" с приложением счета-фактуры (invoice) и других документов, оформленных грузоотправителем;

за пределы территории Республики Беларусь, а также через территорию Республики Беларусь (транзитная автомобильная перевозка). В этом случае сопроводительными документами на груз являются международная товарно-транспортная накладная "CMR" и другие грузосопроводительные документы, оформленные грузоотправителем;

по документу "ТД-ЛЕС" при транспортировке древесины.

(В пункт внесены изменения в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2021 №368)
(см. предыдущую редакцию)

24. Сопровождение грузов может осуществляться автомобильным перевозчиком или заказчиком автомобильной перевозки согласно условиям соответствующего договора.

Заказчик обязан организовать сопровождение грузов в случаях, если необходимы:

соблюдение особых условий автомобильной перевозки (взрывчатые, сжатые и самовозгорающиеся вещества, сжатые и сжиженные газы; легковоспламеняющиеся жидкости (кроме жидких топлив), отравляющие сильнодействующие ядовитые вещества, едкие вещества);

особая охрана (драгоценные камни и металлы, ювелирные и художественные изделия, антиквариат, картины, скульптуры и другие произведения искусства);

уход в процессе автомобильной перевозки (животные, птицы, живая рыба и пчелы);

обязательное сопровождение алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта в соответствии с актами законодательства.

(В пункт 24 внесены изменения в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.10.2013 г. №885)
(см. предыдущую редакцию)

25. Автомобильный перевозчик может принять к автомобильной перевозке грузы с объявленной в заявке заказчиком автомобильной перевозки ценностью, если у него не вызывает сомнений ее величина. В противном случае он может привлечь экспертов и составить акт о реальной стоимости груза.

При осуществлении международной автомобильной перевозки заказчик автомобильной перевозки может объявить стоимость груза в международной товарно-транспортной накладной "CMR" в соответствии с Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), принятой в г. Женеве 19 мая 1956 года, при условии уплаты установленной по обоюдному соглашению надбавки к провозной плате.

(В пункт 25 внесены изменения в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.03.2018 г. №187)
(см. предыдущую редакцию)

26. Заказчик автомобильной перевозки имеет право объявить ценность при предъявлении грузов к автомобильной перевозке.

27. Объявление заказчиком автомобильной перевозки ценности части груза, перевозимого по одной товарно-транспортной накладной, не допускается.

28. При приемке-выдаче грузов, перевозимых навалом, насыпью, наливом и в контейнерах, масса этих грузов с учетом массы контейнера должна быть определена и указана грузоотправителем в товарно-транспортной накладной или в международной товарно-транспортной накладной "CMR".

(Пункт 28 изложен в новой редакции в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.03.2018 г. №187)
(см. предыдущую редакцию)

29. Тарные и штучные грузы могут быть приняты автомобильным перевозчиком к автомобильной перевозке только в том случае, если в товарно-транспортной накладной или в международной товарно-транспортной накладной "CMR" грузоотправителем указаны масса грузов и количество грузовых мест.

(В пункт 29 внесены изменения в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.03.2018 г. №187)
(см. предыдущую редакцию)

30. Масса одного грузового места тарных и штучных грузов определяется грузоотправителем до предъявления его к автомобильной перевозке и указывается на маркировке. При автомобильной перевозке этих грузов общая масса всей партии грузов, перевозимой на одном грузовом транспортном средстве, определяется совместно грузоотправителем и автомобильным перевозчиком (их представителями) путем измерения массы (далее – взвешивание) на весах, прошедших государственную поверку, или подсчетом всех масс грузовых мест. Для отдельных видов грузов масса может определяться расчетным путем на основании измерений их характеристик.

(В пункт внесены изменения в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2020 №772)
(см. предыдущую редакцию)

31. Грузоотправитель должен указать в товарно-транспортной накладной, документе "ТД-ЛЕС" или в международной товарно-транспортной накладной "CMR" массу груза и способ ее определения, если масса определялась непрямым взвешиванием, и несет ответственность перед автомобильным перевозчиком за убытки, связанные с неточностью или неправильностью указания массы груза.

(В пункт внесены изменения в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2021 №368)
(см. предыдущую редакцию)

32. При автомобильной перевозке грузов в крытом грузовом транспортном средстве или его отдельных секциях, контейнерах или цистернах, опломбированных грузоотправителем, определение массы груза производится грузоотправителем.

33. Грузы, имеющие маркировочную массу "нетто" или "брутто", взвешиванию не подлежат. Автомобильный перевозчик при отсутствии нарушения целостности тары или упаковки принимает у грузоотправителя груз согласно массе, указанной на маркировке.

34. При предъявлении к автомобильной перевозке грузовых мест одного стандартного размера в один адрес грузоотправитель может не указывать массу каждого грузового места, за исключением случаев, когда государственными стандартами предусмотрено обязательное указание массы "брутто" и "нетто" при маркировке грузовых мест.

35. Масса груза нетоварного характера должна определяться путем взвешивания или расчетным путем на основании измерений его характеристик и указываться грузоотправителем в товарно-транспортной накладной.

(В пункт внесены изменения в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2020 №772)
(см. предыдущую редакцию)

36. При массовых автомобильных перевозках грунта грузоотправитель может определять его массу расчетным путем на основании измерений его характеристик.

(В пункт внесены изменения в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2020 №772)
(см. предыдущую редакцию)

37. При определении массы груза нетоварного характера путем взвешивания грузоотправитель должен выполнить контрольное взвешивание 5-10 автомобилей, после чего определить среднюю массу груза на одном автомобиле соответствующей марки.

38. Автомобильный перевозчик может потребовать от заказчика автомобильной перевозки дополнительной проверки массы перевозимого груза, если он сомневается в ее величине.

39. Грузы, нуждающиеся в таре для предохранения их от утраты, недостачи, порчи или повреждения при автомобильной перевозке, должны предъявляться грузоотправителем к автомобильной перевозке в исправной таре, соответствующей требованиям государственных стандартов или технических условий (номер сертификата соответствия тары должен указываться в товарно-транспортной накладной или международной товарно-транспортной накладной "CMR").

Грузоотправитель может по согласованию с автомобильным перевозчиком предъявлять грузы в иной исправной таре, обеспечивающей их полную сохранность, за исключением бутылок, банок и другой стеклянной посуды (тары), которая должна предъявляться к автомобильной перевозке только в стандартных ящиках, предназначенных для соответствующего вида посуды.

(В пункт 39 внесены изменения в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.03.2018 г. №187)
(см. предыдущую редакцию)

40. Если при наружном осмотре тары или упаковки предъявленного к автомобильной перевозке груза автомобильным перевозчиком установлены дефекты, которые могут привести к утрате, порче или повреждению груза, грузоотправитель должен устранить дефекты или провести работы, обеспечивающие сохранность груза при автомобильной перевозке.

41. Масса одного места груза, предъявляемого грузоотправителем к автомобильной перевозке, не должна превышать грузоподъемности грузового транспортного средства.

42. Тара, обеспечивающая механизированную погрузку-разгрузку груза, должна иметь снизу планки, полозья или другие приспособления, позволяющие подвести под нее грузовые захваты погрузочной машины или специального грузоперемещающего устройства.

43. Домашние животные, мясо и мясные продукты, растения, фрукты, овощи, семена и другие подкарантинные материалы должны приниматься к автомобильной перевозке при наличии соответствующих ветеринарных свидетельств, разрешений или карантинных сертификатов, выдаваемых в установленном порядке.

44. Прием к автомобильной перевозке грузов в части, не предусмотренной настоящим разделом, производится в соответствии с разделом III настоящих Правил.

Глава 4. Порядок маркировки грузов

45. При подготовке грузов к автомобильной перевозке в таре, упаковке или мелкими партиями в адрес нескольких грузополучателей грузоотправитель должен замаркировать каждое грузовое место.

В маркировке должны быть указаны полное или сокращенное наименование грузополучателя, номер заказа, пункт назначения (при междугородных автомобильных перевозках), масса грузового места, а в случае необходимости - масса содержимого упаковки.

Данные сопроводительных документов на груз должны полностью соответствовать маркировке.

При необходимости соблюдения специальных условий погрузки (разгрузки), автомобильной перевозки или хранения груза грузоотправитель должен наносить специальную маркировку (манипуляционные знаки) в соответствии с межгосударственными стандартами.

Допускается применение предупредительных надписей, если специальной маркировкой (манипуляционными знаками) невозможно отразить способ обращения с грузом.

46. Маркировка может быть выполнена непосредственно на грузовом месте или на ярлыке, прикрепляемом к грузовому месту, а также на упаковке груза.

47. Маркировка может производиться окраской по шаблону, штамповкой, клеймением или специальными маркировочными машинами. В исключительных случаях допускается маркировка от руки.

Краска, используемая при маркировке, должна хорошо удерживаться на поверхности и быть устойчивой к воздействию влаги, солнца и другого.

48. Маркировочные ярлыки могут быть изготовлены из бумаги, картона, ткани, металла или пластмассы.

Поверхность ярлыков и надписи на них должны быть устойчивы к воздействию влаги и солнца.

49. Ярлыки из бумаги и картона должны быть приклеены к таре или прикреплены другим способом. Ярлыки из ткани должны быть пришиты, из фанеры, металла, пластмассы - прикреплены болтами, шурупами или гвоздями.

Прибивание ярлыков к фанерным, картонным и бумажным ящикам не допускается.

Разрешается прикреплять ярлыки проволокой к грузам, когда другой способ крепления невозможен.

50. При автомобильной перевозке металлических прутков, труб или других громоздких предметов, доставляемых в адрес нескольких грузополучателей, допускается производить маркировку концов этих предметов красной масляной краской.

51. Маркировка должна наноситься на:

ящики - на одну из боковых сторон;

мешки - на верхнюю часть у шва;

тюки - на одну из боковых поверхностей;

кипы - на торцовую поверхность (допускается на боковую поверхность);

бочки и барабаны - на днища, свободные от маркировки, характеризующей тару (допускается на корпус);

другие виды тары и на грузы, не упакованные в тару, - в наиболее удобных, хорошо просматриваемых местах.

52. При невозможности нанесения маркировки полностью на боковых или торцовых сторонах малогабаритных ящиков высотой 200 мм и менее допускается их маркировка на смежных стенках или на крышке.

53. Специальная маркировка (манипуляционные знаки) наносят на каждое грузовое место в левом верхнем углу на двух соседних стенках тары, кроме знаков "Место строповки", "Здесь поднимать тележкой запрещается" и "Центр тяжести", которые следует наносить на соответствующие места.

54. При автомобильной перевозке однородных грузов на одном грузовом транспортном средстве в адрес одного грузополучателя допускается нанесение маркировки не на все грузовые места, а не менее чем на четыре. В этих случаях замаркированные грузовые места укладываются маркировкой наружу:

в фургонах - у двери;

в открытом кузове грузового транспортного средства - в верхнем ярусе погрузки по два места у каждого продольного борта кузова.

55. При автомобильной перевозке грузов навалом, насыпью или наливом маркировка не производится.

56. Груз, выступающий за габариты грузового транспортного средства спереди или сзади более чем на 1 метр или сбоку более чем на 0,4 метра от внешнего края габаритного огня, должен быть обозначен в установленном законодательством Республики Беларусь порядке.

Глава 5. Порядок пломбирования грузов

57. Грузоотправитель должен опломбировать грузовое транспортное средство с кузовом типа "фургон", контейнеры и цистерны в адрес одного грузополучателя, а мелкоштучные товары, находящиеся в ящиках, коробках и другой таре, - опломбировать или обандеролить.

Факт пломбирования груза отмечается в товарно-транспортной накладной или международной товарно-транспортной накладной "CMR".

(В пункт 57 внесены изменения в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.03.2018 г. №187)
(см. предыдущую редакцию)

58. Для обеспечения сохранности груза, перевозимого по нескольким адресам, автомобильный перевозчик может устанавливать перегородки, разделяющие кузов на отдельные пломбируемые секции.

59. Груз, опломбированный грузоотправителем, выдается автомобильным перевозчиком грузополучателю без проверки массы, состояния груза и количества грузовых мест.

60. На пломбе грузоотправителя должны быть указаны его сокращенное наименование и установленные им контрольные знаки.

61. Пломбирование кузова не должно допускать возможности доступа к грузу и снятия пломбы с кузова грузового транспортного средства, контейнера, секции или отдельного грузового места без нарушения целостности пломбы.

62. Пломбирование должно производиться:

фургонов, контейнеров - на дверях;

цистерн - на крышке люка и сливного отверстия;

грузового места - на стыках окантовочных полос или других точках упаковки.

бесплатный документ

Текст редакции доступен после авторизации.

Правила автомобильных перевозок грузов Раздел I. Общие положения. Термины и их определения Глава 1. Общие положения Глава 2. Термины и их определения Раздел II. Общие условия выполнения автомобильных перевозок грузов Глава 3. Порядок приема груза к автомобильной перевозке Глава 4. Порядок маркировки грузов Глава 5. Порядок пломбирования грузов Глава 6. Порядок погрузки и разгрузки груза Глава 7. Порядок выдачи, приемки или реализации груза Глава 8. Порядок оплаты автомобильной перевозки груза Глава 9. Порядок составления актов, предъявления и рассмотрения претензий и исков Глава 10. Особенности предъявления претензий и исков при международной автомобильной перевозке грузов Раздел III. Условия выполнения автомобильных перевозок отдельных видов грузов Глава 11. Автомобильная перевозка зерна Глава 12. Автомобильная перевозка овощей Глава 13. Автомобильная перевозка силосной массы, соломы, сена и льна Глава 14. Автомобильная перевозка жидких органических удобрений Глава 15. Автомобильная перевозка животных или птицы Глава 16. Автомобильная перевозка скоропортящихся грузов Глава 17. Автомобильная перевозка алкогольных и безалкогольных напитков Глава 18. Автомобильная перевозка хлеба и хлебобулочных изделий Глава 19. Автомобильная перевозка мучнисто-кондитерских изделий Глава 20. Автомобильная перевозка муки и крупы Глава 21. Автомобильная перевозка сахара и соли Глава 22. Автомобильная перевозка промышленных товаров Глава 23. Автомобильная перевозка строительных материалов Глава 24. Автомобильная перевозка навалочных грузов Глава 25. Автомобильная перевозка бумаги Глава 26. Автомобильная перевозка пиломатериалов Глава 27. Автомобильная перевозка металла и изделий из него Глава 28. Автомобильная перевозка железобетонных изделий Глава 29. Автомобильная перевозка грузов в универсальных контейнерах Раздел IV. Условия выполнения автомобильных перевозок грузов физических лиц Глава 30. Прием и оформление заказов на автомобильную перевозку грузов физических лиц Глава 31. Расчеты за услуги по автомобильной перевозке грузов физических лиц Глава 32. Исполнение принятых заказов на автомобильную перевозку грузов физических лиц Глава 33.  Раздел V. Обеспечение безопасного выполнения автомобильных перевозок грузов Глава 34. Требования к автомобильному перевозчику по обеспечению безопасности автомобильной перевозки грузов Глава 35. Основные требования к организации работы водителя грузового транспортного средства Раздел VI. Требования к автомобильным перевозчикам, водителям и транспортным средствам при выполнении внутриреспубликанских и международных автомобильных перевозок грузов Глава 36. Требования к автомобильным перевозчикам Глава 37. Требования к водителям Глава 38. Требования к грузовым транспортным средствам Глава 38-1. Перечень документов (сведений), представляемых для выдачи разрешений на проезд транспортных средств, зарегистрированных в Республике Беларусь, по территории иностранных государств при выполнении международных автомобильных перевозок грузов, сроки их действия и выдачи Раздел VII. Права, обязанности и ответственность автомобильного перевозчика и заказчика автомобильной перевозки Глава 39. Права автомобильного перевозчика Глава 40. Обязанности автомобильного перевозчика Глава 41. Права грузоотправителя Глава 42. Обязанности грузоотправителя Глава 43. Права грузополучателя Глава 44. Обязанности грузополучателя Глава 45. Ответственность автомобильного перевозчика и заказчика автомобильной перевозки при выполнении внутриреспубликанских автомобильных перевозок грузов Глава 46. Ответственность автомобильного перевозчика и заказчика автомобильной перевозки при выполнении международных автомобильных перевозок грузов Приложение 1 Приложение Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 5-1 Приложение 6 Приложение 7 Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7 Приложение 8 Приложение 9 Приложение 10 Приложение 11 Приложение 12 Приложение 13 Приложение 8 Приложение 9 Приложение 10 Приложение 11 Приложение 12 Приложение 13 Приложение 14 Приложение 15 Приложение 16