Дата обновления БД:
17.04.2024
Добавлено/обновлено документов:
74 / 240
Всего документов в БД:
132971
Неофициальный перевод
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА
от 13 марта 2003 года №105-XV
О защите прав потребителей
(В редакции Законов Республики Молдова от 18.12.2003 г. №526-XV, 28.04.2005 г. №60-XVI, 30.03.2006 г. №64-XVI, 08.06.2006 г. №148-XVI, 14.12.2007 г. №280-XVI, 23.12.2009 г. №131-XVIII, 04.06.2010 г. №109, 28.07.2011 г. №140, 01.03.2012 г. №23, 27.12.2012 г. №318, 27.03.2014 г. №38, 19.03.2015 г. №37, 01.07.2016 г. №153, 22.07.2016 г. №187, 05.05.2017 г. №80, 21.09.2017 г. №185, 24.05.2018 г. №79, 26.07.2018 г. №168 (вступил в силу 24.02.2019 г.), 26.07.2018 г. №178 (см. сроки вступ. в силу), 15.11.2018 г. №133)
По всему тексту документа слова "Агентство по защите прав потребителей" заменены словами "Агентство по защите прав потребителей и надзору за рынком" в соответствующем падеже в соответствии с Законом Республики Молдова от 21.09.2017 г. №185
По всему тексту Закона слова "Министерство экономики" заменены словами "Министерство экономики и инфраструктуры" в соответствующем падеже в соответствии с Законом Республики Молдова от 24.05.2018 г. №79
По всему тексту Закона слова "установленным или заявленным требованиям" заменены словами "установленным в нормативных актах или заявленным требованиям" в соответствии с Законом Республики Молдова от 26.07.2018 г. №168
Настоящий закон устанавливает правовые основы защиты государством лиц, выступающих в качестве потребителей и воплощает Директиву 2005/29/EC Европейского Парламента и Совета от 11 мая 2005 года о недобросовестных коммерческих практиках предприятий на внутреннем рынке по отношению к потребителям и изменении Директивы 84/450/EЭС Совета и директив 97/7/EC, 98/27/EC и 2002/65/EC Европейского Парламента и Совета, а также Регламента (EC) №2006/2004 Европейского Парламента и Совета, опубликованную в Официальном журнале Европейского Союза (JO), №L 149/22 от 11 июня 2005 года и Директиву 1999/44/ЕС Европейского Парламента и Совета от 25 мая 1999 года о некоторых аспектах продажи потребительских продуктов и предоставляемых гарантиях, опубликованную в Официальном журнале Европейского Союза L 171 от 7 июля 1999 года.
(В преамбулу внесены изменения в соответствии с Законами Республики Молдова от 28.07.2011 г. №140, 22.07.2016 г. №187)
(см. предыдущую редакцию)
Парламент принимает настоящий органический закон.
Глава I Общие положения
Статья 1. Используемые понятия
В целях применения настоящего закона используются понятия, определенные в Законе об информировании потребителей относительно пищевых продуктов №279/2017, Законе о деятельности по аккредитации и оценке соответствия №235/2011 и дополнительно применяются следующие основные понятия:
потребитель - любое физическое лицо, имеющее намерение заказать или приобрести либо заказывающее, приобретающее или использующее продукты, услуги для нужд, не связанных с предпринимательской или профессиональной деятельностью;
хозяйствующий субъект - любое юридическое лицо или физическое лицо, имеющее разрешение на предпринимательскую деятельность, которые производят, транспортируют, реализуют продукты или их составные части, оказывают услуги (выполняют работы);
производитель:
- хозяйствующий субъект, который производит конечный продукт, его составную часть или сырье;
- хозяйствующий субъект, который ставит на продукт свое имя, торговый или другой отличительный знак;
- хозяйствующий субъект, который восстанавливает продукт;
- хозяйствующий субъект, который изменяет характеристики продукта;
- зарегистрированный в Республике Молдова представитель хозяйствующего субъекта с местонахождением вне пределов Республики Молдова;
- хозяйствующий субъект, который импортирует продукты;
- дистрибьютор или продавец импортного продукта в случае, когда импортер неизвестен;
- дистрибьютор или продавец продукта в случае, когда невозможно установить импортера, если он в 30-дневный срок после подачи заявления не сообщил пострадавшему лицу об установлении импортера;
продавец - любое юридическое лицо или физическое лицо, имеющее разрешение на предпринимательскую деятельность, которые осуществляют коммерческую деятельность по отношению к потребителям;
исполнитель - любое юридическое лицо или физическое лицо, имеющее разрешение на предпринимательскую деятельность, которые оказывают услуги;
продукт - ценность, предназначенная для индивидуального потребления или использования; продуктами считаются также электрическая и тепловая энергия, газ, вода, поставляемые для индивидуального потребления. В рамках коммерческих практик продуктом является любая ценность или услуга, в том числе недвижимость, связанные с продуктом права и обязанности;
услуга - деятельность, иная, чем та, результатом которой является продукт, осуществляемая с целью удовлетворения потребностей потребителей;
работа - совокупность действий, в результате которых получается продукт или изменяются его характеристики;
безопасные продукт, услуга - продукт, услуга, которые не представляют опасности для жизни, здоровья, наследственности и имущества потребителей или окружающей среды;
опасные продукт, услуга - продукт, услуга, которые не могут быть определены как безопасные;
продукт длительного пользования - технически сложный продукт, состоящий из деталей и частей, спроектированный и сконструированный для использования в период срока службы, который может быть подвергнут ремонту или деятельности по поддержанию;
срок службы - период времени, установленный производителем (хозяйствующим субъектом, который производит продукт), в течение которого продукты длительного пользования должны сохранять функциональные характеристики при условии соблюдения правил транспортирования, манипулирования, хранения и использования;
срок годности/дата минимального срока годности - период времени/дата, установленные производителем (хозяйствующим субъектом, производящим продукт), для непродовольственного продукта, кроме того, для которого установлен срок службы, в течение которого/до которого продукт должен сохранять первоначальные специфические характеристики при условии соблюдения правил транспортирования, манипулирования, хранения и использования;
гарантийный срок - период времени, установленный настоящим законом или заявленный, который исчисляется со дня поставки продукта, услуги и в течение которого продавец, поставщик или производитель обязуются перед потребителем, без взимания дополнительной платы, возместить уплаченную стоимость, заменить, отремонтировать или содержать приобретенный продукт, предоставленную услугу либо обслуживать их, в любом случае, если они не соответствуют условиям, изложенным в гарантии или в соответствующих рекламных материалах;
качество - совокупность характеристик продукта, услуги, относящихся к их способности удовлетворять в соответствии с назначением выраженные или предполагаемые потребности;
декларация о соответствии - письменное подтверждение, основанное на принятом после оценки решении, посредством которого производитель или его уполномоченный представитель с достаточной степенью уверенности удостоверяет, что продукция соответствует установленным требованиям;
неправомерное условие - условие договора, которое, будучи индивидуально не согласованным с потребителем, создает вопреки требованиям здравого смысла само по себе или совместно с другими требованиями договора в ущерб потребителю существенный дисбаланс между вытекающими из договора правами и обязанностями сторон;
предоставление на рынке – поставка на рынок продукции для распространения, потребления или использования в процессе коммерческой деятельности за плату или бесплатно;
фальсифицированный (поддельный) продукт - продукт, изготовленный из иных компонентов, в иных пропорциях или в иных условиях, чем те, которые установлены в технических условиях, представляемый как подлинный;
несоответствующие продукт, услуга - продукт, услуга, которые не соответствуют установленным в нормативных актах или заявленным требованиям;
недостаток - изъян продукта, услуги, который делает их не соответствующими установленным в нормативных актах или заявленным требованиям и который проявляется и может быть определен только при использовании и/или хранении данного товара, услуги;
скрытый недостаток - качественный изъян продукта, услуги, который, хотя и существовал в момент поставки продукта, оказания услуги, не был известен потребителю и не мог быть обнаружен им обычными способами проверки;
ущерб - материальный и/или моральный вред, причиненный потребителю в результате разрушения, повреждения или уменьшения его имущества, а также вред, причиненный его жизни, здоровью и наследственности в результате употребления и/или использования несоответствующих продуктов, услуг либо вследствие отказа или необоснованного затягивания заключения договора об оказании услуги;
экономический интерес - совокупность требований, выдвинутых потребителем продавцу, исполнителю, по бесплатному устранению недостатков, бесплатной замене или возврату стоимости несоответствующих продукта, услуги и возмещению причиненного ущерба, а также другие требования, связанные с материальным интересом потребителя;
коллективные интересы потребителей - интересы определенного числа потребителей, которые пострадали или подвержены ущербу в результате нарушения;
деятельность по надзору за рынками - действия компетентного органа, ответственного за определение того, имели ли место на его территории трансграничные нарушения;
компетентный орган - любой назначенный орган публичной власти, обладающий определенными полномочиями для обеспечения соблюдения нормативных актов, защищающих интересы потребителей;
запрашивающий орган - компетентный орган, который делает запрос об оказании взаимной помощи;
запрашиваемый орган - компетентный орган, получивший запрос о взаимной помощи;
единое бюро связи - национальный орган публичной власти, ответственный за координацию сотрудничества по вопросам трансграничных нарушений в области защиты прав потребителей;
трансграничное нарушение - любое действие или другое упущение, противоречащее защищающим интересы потребителей нормативным актам, которое наносит/может нанести ущерб коллективным интересам потребителей в одном или нескольких государствах-членах ЕС и Республике Молдова, кроме тех, в которых рассматриваемое действие или упущение происходит или имело место, или на территории которых установлен ответственный коммерсант/поставщик, или где найдены доказательства/активы, связанные с данным действием или упущением;
общественное объединение потребителей - общественное объединение, единственной целью которого является защита прав и законных интересов потребителей без извлечения выгоды для своих членов;
кодекс поведения - договор или совокупность правил, не предусмотренных законодательством или административными распоряжениями, определяющих поведение коммерсантов, обязующихся их соблюдать в связи с одной или несколькими коммерческими практиками либо в одном или нескольких секторах деятельности;
коммерческое решение - любое принятое потребителем решение о целесообразности, способе и условиях приобретения продукта, полной или частичной форме его оплаты, сохранении продукта или отказе от него либо о выполнении договорного права в отношении продукта, которое может привести потребителя к действию или воздержанию от него;
существенное искажение экономического подхода потребителей - использование коммерческой практики, существенно влияющей на способность потребителей принимать осознанное решение по делу и предопределяющей таким образом принятие коммерческого решения, которое в ином случае не было бы принято;
профессиональное мастерство - уровень специализированной компетенции и рассудительности, который коммерсант может разумно использовать по отношению к потребителям в соответствии с добросовестной коммерческой практикой и/или с общим принципом здравого смысла в области своей деятельности;
дистрибьютор - хозяйствующий субъект дистрибьюторной цепи, иной, чем производитель или импортер, который предоставляет на рынке продукцию и обеспечивает перевод права собственности на нее от производителя к потребителю;
покупательское приглашение - коммерческое сообщение, посредством которого указываются характеристики и цена продукта в порядке, соответствующем используемым для этого средствам коммерческих коммуникаций, и которое побуждает потребителя к покупке данного продукта;
необоснованное воздействие - использование позиции силы по отношению к потребителю в виде оказания давления на него, даже не прибегая к физической силе или угрозе ее применения, в порядке, существенно ограничивающем способность потребителя принимать осознанное решение;
коммерческие практики (практики коммерсантов во взаимоотношениях с потребителями) - любое действие, опущение, поведение, заявление или коммерческое сообщение, включая рекламу и продажу, осуществленные коммерсантом в тесной связи с продвижением, продажей или поставкой товара потребителям;
ответственный за кодекс поведения - любое лицо, в том числе коммерсант или группа коммерсантов, ответственное за составление и пересмотр кодекса поведения и/или надзор за его соблюдением теми, кто обязался таковой соблюдать;
исполнитель - любое физическое или юридическое лицо, имеющее разрешение на предпринимательскую деятельность, которое выполняет работы во взаимоотношениях с потребителями;
коммерсант - любое физическое или юридическое лицо, которое в коммерческих практиках, являющихся предметом настоящего закона, действует в рамках своей коммерческой, промышленной, производственной или кустарной деятельности, а также любое лицо, которое действует в коммерческих целях от имени или в пользу какого-либо коммерсанта;
заявленные требования – любые публичные заявления в отношении основных характеристик продуктов, совершенные продавцом, производителем или его уполномоченным представителем, в частности, посредством рекламы или этикетирования;
правовая гарантия соответствия - правовая защита потребителя в соответствии с законом на несоответствие продукта требованиям, являющаяся юридическим обязательством продавца или производителя перед потребителем, без каких-либо дополнительных затрат, по приведению продукта в соответствие, включая возврат цены, уплаченной потребителем, замену, ремонт или содержание продукта;
коммерческая гарантия - любое добровольное обязательство, принятое продавцом или коммерсантом перед потребителем, предоставленное без взимания дополнительной платы, на возмещение уплаченной стоимости или замену, на ремонт или содержание каким-либо образом приобретенного продукта, если они не соответствуют спецификациям или другим условиям в гарантийном талоне или соответствующих рекламных материалах, доступных на момент заключения договора или до его заключения;
Недействующая редакция, не действует с 10 января 2022 года