Недействующая редакция. Принята: 21.12.2021 / Вступила в силу: 21.12.2021

Недействующая редакция, не действует с 1 января 2022 года

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 6 октября 1999 года №184-ФЗ

Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации

(В редакции Федеральных законов Российской Федерации от 29.07.2000 г. №106-ФЗ, 08.02.2001 г. №3-ФЗ, 07.05.2002 г. №47-ФЗ, 24.07.2002 г. №107-ФЗ, 11.12.2002 г. №169-ФЗ, 04.07.2003 г. №95-ФЗ, 19.06.2004 г. №53-ФЗ, 11.12.2004 г. №159-ФЗ, 29.12.2004 г. №191-ФЗ, №199-ФЗ, 21.07.2005 г. №93-ФЗ, 31.12.2005 г. №199-ФЗ, №202-ФЗ, №203-ФЗ, 03.06.2006 г. №73-ФЗ, 12.07.2006 г. №106-ФЗ, 18.07.2006 г. №111-ФЗ, 25.07.2006 г. №128-ФЗ, 27.07.2006 г. №153-ФЗ, 25.10.2006 г. №172-ФЗ, 04.12.2006 г. №201-ФЗ, 29.12.2006 г. №258-ФЗ, 02.03.2007 г. №24-ФЗ, 23.03.2007 г. №37-ФЗ, 26.04.2007 г. №63-ФЗ, 10.05.2007 г. №69-ФЗ, 18.06.2007 г. №101-ФЗ, 19.07.2007 г. №133-ФЗ, 21.07.2007 г. №191-ФЗ, 21.07.2007 г. №194-ФЗ, 18.10.2007 г. №230-ФЗ, 08.11.2007 г. №257-ФЗ, 29.03.2008 г. №30-ФЗ, 14.07.2008 г. №118-ФЗ, 22.07.2008 г. №141-ФЗ, №157-ФЗ, 08.11.2007 г. №260-ФЗ, 23.07.2008 г. №160-ФЗ, 25.11.2008 г. №221-ФЗ, 03.12.2008 г. №249-ФЗ, 25.12.2008 г. №274-ФЗ, №281-ФЗ, 09.02.2009 г. №4-ФЗ, 05.04.2009 г. №41-ФЗ, 18.07.2009 г. №175-ФЗ, 23.11.2009 г. №261-ФЗ, 17.12.2009 г. №319-ФЗ, 17.12.2009 г. №326-ФЗ, 29.03.2010 г. №29-ФЗ 05.04.2010 г. №40-ФЗ, 05.04.2010 г. №42-ФЗ, 08.05.2010 г. №83-ФЗ, 04.06.2010 г. №118-ФЗ, 27.07.2010 г. №191-ФЗ, 28.09.2010 г. №243-ФЗ, 04.10.2010 г. №261-ФЗ, 08.11.2010 г. №293-ФЗ, 15.11.2010 г. №296-ФЗ, 15.11.2010 г. №297-ФЗ, 29.11.2010 г. №313-ФЗ (см. вступ. в силу), 23.12.2010 г. №367, №369-ФЗ, 376-ФЗ, 28.12.2010 г. №406-ФЗ, 21.04.2011 г. №69-ФЗ, 27.06.2011 г. №157-ФЗ, 01.07.2011 г. №170-ФЗ (вступ. в силу 01.01.2012 г.), 11.07.2011 г. №192-ФЗ, 18.07.2011 г. №224-ФЗ, 18.07.2011 г. №242-ФЗ, 19.07.2011 г. №246-ФЗ, 25.07.2011 г. №263-ФЗ (вступ. в силу 27.07.2011 г.), 21.11.2011 г. №326-ФЗ (вступ. в силу 15.01.2012 г.), 21.11.2011 г. №329-ФЗ, 21.11.2011 г. №331-ФЗ (вступ. в силу 01.01.2012 г.), 30.11.2011 г. №361-ФЗ (см. вступ. в силу), 30.11.2011 г. №364-ФЗ, 07.12.2011 г. №417-ФЗ (вступ. в силу 01.01.2013 г.), 28.02.2012 г. №10-ФЗ (вступ. в силу 01.07.2012 г.), 29.02.2012 г. №15-ФЗ (вступ. в силу 01.01.2013 г.), 23.04.2012 г. №34-ФЗ, 02.05.2012 г. №40-ФЗ, 28.07.2012 г. №137-ФЗ (вступ. в силу 27.01.2013 г.), 01.12.2012 г. №210-ФЗ, 03.12.2012 г. №231-ФЗ (вступ. в силу 01.01.2013 г.), 03.12.2012 г. №234-ФЗ, 03.12.2012 г. №244-ФЗ (вступ. в силу 01.01.2013 г.), 25.12.2012 г. №271-ФЗ, 02.04.2013 г. №30-ФЗ, 05.04.2013 г. №55-ФЗ, 07.05.2013 г. №102-ФЗ (вступ. в силу 19.05.2013 г.), 07.05.2013 г. №104-ФЗ, 07.06.2013 г. №117-ФЗ, 07.06.2013 г. №118-ФЗ, 07.06.2013 г. №120-ФЗ (вступ. в силу 05.12.2013 г.), 02.07.2013 г. №176-ФЗ (вступ. в силу 01.01.2014 г.), 02.07.2013 г. №178-ФЗ (вступ. в силу 02.10.2013 г.), 02.07.2013 г. №185-ФЗ (см. вступ. в силу), 30.09.2013 г. №264-ФЗ, 22.10.2013 г. №284-ФЗ, 02.11.2013 г. №303-ФЗ, 25.11.2013 г. №317-ФЗ, 21.12.2013 г. №359-ФЗ (вступ. в силу 03.01.2014 г.), 21.12.2013 г. №371-ФЗ, 28.12.2013 г. №416-ФЗ (вступ. в силу 30.01.2014 г.), 28.12.2013 г. №445-ФЗ, 21.02.2014 г. №19-ФЗ, 12.03.2014 г. №28-ФЗ, 12.03.2014 г. №29-ФЗ (вступ. в силу 06.08.2014 г.), 02.04.2014 г. №70-ФЗ (вступ. в силу 02.04.2014 г.), 27.05.2014 г. №136-ФЗ, 23.06.2014 г. №165-ФЗ, 28.06.2014 г. №191-ФЗ, 21.07.2014 г. №255-ФЗ, 21.07.2014 г. №256-ФЗ, 14.10.2014 г. №307-ФЗ, 22.10.2014 г. №315-ФЗ (вступ. в силу 22.01.2015 г.), 04.11.2014 г. №328-ФЗ, 29.12.2014 г. №458-ФЗ (вступ. в силу 01.01.2016 г.), 31.12.2014 г. №519-ФЗ (вступ. в силу 01.04.2015 г.), 03.02.2015 г. №6-ФЗ, 08.03.2015 г. №23-ФЗ (вступ. в силу 15.09.2015 г.), 30.03.2015 г. №63-ФЗ, 30.03.2015 г. №64-ФЗ, 06.04.2015 г. №76-ФЗ, 06.04.2015 г. №77-ФЗ, 29.06.2015 г. №156-ФЗ, 29.06.2015 г. №174-ФЗ, 13.07.2015 г. №233-ФЗ, 13.07.2015 г. №254-ФЗ, 05.10.2015 г. №274-ФЗ, 05.10.2015 г. №285-ФЗ, 03.11.2015 г. №303-ФЗ, 28.11.2015 г. №354-ФЗ, 30.12.2015 г. №446-ФЗ, 30.12.2015 г. №447-ФЗ, 09.03.2016 г. №66-ФЗ, 02.06.2016 г. №159-ФЗ, 23.06.2016 г. №197-ФЗ, 03.07.2016 г. №289-ФЗ (вступ. в силу 01.01.2017 г.), 03.07.2016 г. №298-ФЗ, 28.12.2016 г. №465-ФЗ, 28.12.2016 г. №505-ФЗ (вступ. в силу 28.06.2017 г.), 28.03.2017 г. №42-ФЗ, 01.05.2017 г. №98-ФЗ, 01.06.2017 г. №104-ФЗ, 07.06.2017 г. №107-ФЗ, 29.07.2017 г. №216-ФЗ (вступ. в силу 10.08.2017 г.), 29.07.2017 г. №227-ФЗ (вступ. в силу 10.08.2017 г.), 29.07.2017 г. №279-ФЗ, 29.07.2017 г. №280-ФЗ, 30.10.2017 г. №299-ФЗ, 05.12.2017 г. №392-ФЗ (вступ. в силу 06.03.2018 г.), 29.12.2017 г. №442-ФЗ (вступ. в силу 30.12.2018 г.), 29.12.2017 г. №443-ФЗ (вступ. в силу 30.12.2018 г.), 31.12.2017 г. №503-ФЗ, 05.02.2018 г. №12-ФЗ, 05.02.2018 г. №15-ФЗ, 18.04.2018 г. №76-ФЗ (вступ. в силу 18.07.2018 г.), 04.06.2018 г. №147-ФЗ, 29.07.2018 г. №245-ФЗ (вступ. в силу 27.01.2018 г.), 29.07.2018 г. №267-ФЗ (вступ. в силу 01.01.2019 г.), 03.08.2018 г. №320-ФЗ (вступ. в силу 04.08.2019 г.), 03.08.2018 г. №340-ФЗ, 27.12.2018 г. №498-ФЗ, 27.12.2018 г. №528-ФЗ, 06.02.2019 г. №3-ФЗ, 18.03.2019 г. №36-ФЗ, 01.05.2019 г. №94-ФЗ, 02.08.2019 г. №313-ФЗ, 16.10.2019 г. №336-ФЗ, 27.12.2019 г. №447-ФЗ, 27.02.2020 г. №27-ФЗ, 24.04.2020 г. №147-ФЗ, 24.04.2020 г. №148-ФЗ, 23.05.2020 г. №154-ФЗ, 13.07.2020 г. №194-ФЗ, 09.11.2020 г. №370-ФЗ, 22.12.2020 г. №454-ФЗ (вступ. в силу 02.01.2021 г.), 29.12.2020 г. №464-ФЗ, 30.12.2020 г. №510-ФЗ, 30.12.2020 г. №524-ФЗ, 24.02.2021 г. №20-ФЗ, 09.03.2021 г. №42-ФЗ, , 30.04.2021 г. №116-ФЗ (вступ. в силу 01.07.2021 г.), 30.04.2021 г. №117-ФЗ, 26.05.2021 г. №155-ФЗ, 11.06.2021 г. №170-ФЗ, 21.12.2021 г. №414-ФЗ)

Принят Государственной Думой Российской Федерации 22 сентября 1999 года

Система законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Образование, формирование, деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их полномочия и ответственность, порядок взаимодействия между собой и с федеральными органами государственной власти основываются на Конституции Российской Федерации и регулируются федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В настоящем Федеральном законе термины "исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации" и "органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации" используются в одном значении.

Глава I.

Утратила силу в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 21.12.2021 №414-ФЗ

(см. предыдущую редакцию)

Глава II. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации

Статья 4. Основы статуса законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации

1. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта Российской Федерации.

2. Наименование законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, его структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта Российской Федерации. При этом наименование указанного органа не может содержать словосочетаний, составляющих основу наименований федеральных органов государственной власти. При этом наименование указанного органа не может содержать словосочетаний, составляющих основу наименований федеральных органов государственной власти. 

3. Число депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации (далее - установленное число депутатов) и определяется в зависимости от численности избирателей, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации. Установленное число депутатов должно составлять:

а) не менее 15 и не более 50 депутатов - при численности избирателей менее 500 тысяч человек;

б) не менее 25 и не более 70 депутатов - при численности избирателей от 500 тысяч до 1 миллиона человек;

в) не менее 35 и не более 90 депутатов - при численности избирателей от 1 миллиона до 2 миллионов человек;

г) не менее 45 и не более 110 депутатов - при численности избирателей свыше 2 миллионов человек.

3.1. В случае, если за шесть месяцев до истечения срока, в который должны быть назначены выборы в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации очередного созыва, в результате увеличения численности избирателей, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, установленное число депутатов окажется меньше их минимального числа, предусмотренного подпунктом "б", "в" или "г" пункта 3 настоящей статьи для соответствующей численности избирателей, и такое соотношение фиксируется по состоянию на 1 января и 1 июля в течение восемнадцати календарных месяцев, непосредственно предшествующих указанным шести месяцам (далее - факт увеличения численности избирателей), установленное число депутатов приводится в соответствие с увеличившейся численностью избирателей.

В случае, если за шесть месяцев до истечения срока, в который должны быть назначены выборы в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации очередного созыва, в результате уменьшения численности избирателей, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, установленное число депутатов окажется больше их максимального числа, предусмотренного подпунктом "а", "б" или "в" пункта 3 настоящей статьи для соответствующей численности избирателей, и такое соотношение фиксируется по состоянию на 1 января и 1 июля в течение восемнадцати календарных месяцев, непосредственно предшествующих указанным шести месяцам (далее - факт уменьшения численности избирателей), установленное число депутатов приводится в соответствие с уменьшившейся численностью избирателей.

Численность избирателей, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, определяется на основании данных регистрации (учета) избирателей, участников референдума, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года №67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").

Проект закона субъекта Российской Федерации о внесении изменений в конституцию (устав) субъекта Российской Федерации в связи с приведением установленного числа депутатов в соответствие с численностью избирателей, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, вносится в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не позднее чем через сорок пять дней после установления факта увеличения численности избирателей или факта уменьшения численности избирателей.

Закон субъекта Российской Федерации о внесении изменений в конституцию (устав) субъекта Российской Федерации в связи с приведением установленного числа депутатов в соответствие с численностью избирателей, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, должен вступить в силу не позднее чем через восемьдесят дней после установления факта увеличения численности избирателей или факта уменьшения численности избирателей.

4. Не менее 25 процентов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (в двухпалатном законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации - не менее 25 процентов депутатов одной из палат указанного органа) должны избираться по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями в соответствии с законодательством о выборах. Данное положение не распространяется на выборы депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

(В абзац первый пункта 4 статьи 4 внесены изменения в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 02.11.2013 г. №303-ФЗ)

(см. предыдущую редакцию)

Депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, избранные в составе списков кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, входят в депутатские объединения (во фракции) (далее - фракции), за исключением случая, предусмотренного абзацем первым пункта 4.1 настоящей статьи. Фракция включает в себя всех депутатов (депутата), избранных (избранного) в составе соответствующего списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов. Во фракции могут входить также депутаты, избранные по одномандатным или многомандатным избирательным округам, и депутаты, избранные в составе списков кандидатов политических партий, указанных в пункте 4.1 настоящей статьи.

Депутаты, избранные по одномандатным или многомандатным избирательным округам, а также депутаты, избранные в составе списков кандидатов политических партий, указанных в пункте 4.1 настоящей статьи, вправе образовывать депутатские объединения, не являющиеся фракциями.

Порядок деятельности фракций и порядок формирования и деятельности других депутатских объединений устанавливаются законом субъекта Российской Федерации и (или) регламентом либо иным актом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Абзац пятый утратил силу в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 27.02.2020 г. №27-ФЗ

(см. предыдущую редакцию)

4.1. В случае прекращения деятельности политической партии в связи с ее ликвидацией или реорганизацией деятельность ее фракции в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, а также членство депутатов в этой фракции прекращается со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи.

Абзац второй утратил силу в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 27.02.2020 г. №27-ФЗ

(см. предыдущую редакцию)

5. Срок полномочий депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее, если не оговорено особо, - депутаты) одного созыва устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и не может превышать пять лет.

6. Число депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

7. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.

8. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности.

9. Расходы на обеспечение деятельности законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации предусматриваются в бюджете субъекта Российской Федерации отдельно от других расходов в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

Управление и (или) распоряжение законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации или отдельными депутатами (группами депутатов) средствами бюджета субъекта Российской Федерации в какой бы то ни было форме в процессе исполнения бюджета субъекта Российской Федерации не допускаются, за исключением средств на обеспечение деятельности законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) депутатов. При этом полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации по осуществлению контроля за исполнением бюджета субъекта Российской Федерации не ограничиваются.

10. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации является правомочным, если в состав указанного органа избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов.

11. Правомочность заседания законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации определяется законом субъекта Российской Федерации. При этом заседание законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Правомочное заседание (далее - заседание) законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации проводится не реже одного раза в три месяца.

11.1. Вновь избранный законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации собирается на первое заседание в установленный конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации срок, который не может превышать тридцать дней со дня избрания законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в правомочном составе.

12. Заседания законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации являются открытыми, за исключением случаев, установленных федеральными законами, конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, законами субъекта Российской Федерации, а также регламентом или иным актом, принятым данным органом и устанавливающим порядок его деятельности.

13. По приглашению законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации руководитель территориального органа федерального органа исполнительной власти выступает на заседаниях законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации с информацией о деятельности территориального органа федерального органа исполнительной власти в соответствующем субъекте Российской Федерации и отвечает на вопросы депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне в порядке, определенном регламентом или иным актом, принятым законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации и устанавливающим порядок его деятельности. Приглашение на заседание законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации с указанием интересующих депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации вопросов направляется руководителю территориального органа федерального органа исполнительной власти не позднее чем за пять дней до дня проведения заседания.

В случае невозможности присутствия на заседании законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации руководитель территориального органа федерального органа исполнительной власти не позднее чем за один день до дня проведения заседания уведомляет об этом законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации с указанием причины отсутствия и указанием должностного лица, которое может прибыть на заседание и ответить на поставленные вопросы. В этом случае законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации согласовывает выступление на заседании указанного должностного лица либо согласовывает с руководителем территориального органа федерального органа исполнительной власти возможность его выступления на другом заседании законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

(В статью 4 внесены изменения в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.07.2017 г. №227-ФЗ)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 5. Основные полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации

1. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации:

а) принимает конституцию субъекта Российской Федерации и поправки к ней, если иное не установлено конституцией субъекта Российской Федерации, принимает устав субъекта Российской Федерации и поправки к нему;

б) осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации;

б.1) утратил силу

б.2) заслушивает ежегодные отчеты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) о результатах деятельности высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по вопросам, поставленным законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации;

б.3) заслушивает информацию о деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в соответствующем субъекте Российской Федерации;

в) осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.

2. Законом субъекта Российской Федерации:

а) утверждаются бюджет субъекта Российской Федерации и отчет о его исполнении, представленные высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

б) Исключен;

в) в пределах полномочий, определенных федеральным законом, устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации;

г) утверждается порядок осуществления стратегического планирования в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года №172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации";

д) устанавливаются налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению субъекта Российской Федерации, а также порядок их взимания;

е) утверждаются бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта Российской Федерации и отчеты об их исполнении;

ж) устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью субъекта Российской Федерации, в том числе долями (паями, акциями) субъекта Российской Федерации в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм;

з) утверждаются заключение и расторжение договоров субъекта Российской Федерации;

и) устанавливается порядок назначения и проведения референдума субъекта Российской Федерации;

к)  устанавливаются порядок проведения выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок проведения выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо порядок избрания высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и порядок отзыва высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

л) устанавливается административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации и порядок его изменения;

м) устанавливается система исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации;

н) регулируются иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации к ведению и полномочиям субъекта Российской Федерации.

3. Постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации:

а) принимается регламент указанного органа и решаются вопросы внутреннего распорядка его деятельности;

а.1) утратил силу;

б) назначаются на должность и освобождаются от должности отдельные должностные лица субъекта Российской Федерации, оформляется согласие на их назначение на должность, если такой порядок назначения предусмотрен Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации;

в) назначаются выборы в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, выборы высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо оформляется решение об избрании высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, назначается голосование по отзыву высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

г) назначается референдум субъекта Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации;

д) оформляется решение о недоверии (доверии) высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), а также решение о недоверии (доверии) руководителям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в назначении которых на должность законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации принимал участие в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации;

е) утверждается соглашение об изменении границ субъектов Российской Федерации;

ж) одобряется проект договора о разграничении полномочий;

з) назначаются на должность судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации;

и) оформляются иные решения по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации к ведению законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

4. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах и формах, установленных конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и законами субъекта Российской Федерации:

а) осуществляет наряду с другими уполномоченными на то органами контроль за соблюдением и исполнением законов субъекта Российской Федерации, исполнением бюджета субъекта Российской Федерации, исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта Российской Федерации, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью субъекта Российской Федерации;

б) осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.

5. В случае, если конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации предусмотрен двухпалатный законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, законы субъекта Российской Федерации принимаются палатой, сформированной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 настоящего Федерального закона. Иные полномочия каждой из палат осуществляются на основании настоящего Федерального закона, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации.

(В статью 5 внесены изменения в соответствии с Федеральными законами Российской Федерации от 02.05.2012 г. №40-ФЗ, 02.04.2013 г. №30-ФЗ, 29.07.2017 г. №227-ФЗ, 30.10.2017 г. №299-ФЗ)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 6. Право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации

1. Право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации принадлежит депутатам, высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), представительным органам местного самоуправления. Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации право законодательной инициативы может быть предоставлено иным органам, членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представителям от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти данного субъекта Российской Федерации, общественным объединениям, а также гражданам, проживающим на территории данного субъекта Российской Федерации.

2. Законопроекты, внесенные в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке.

3. Законопроекты о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств субъекта Российской Федерации, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, рассматриваются законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо при наличии заключения указанного лица. Данное заключение представляется в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации в срок, который устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и не может быть менее двадцати календарных дней.

Статья 7. Порядок принятия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов

1. Конституция (устав) субъекта Российской Федерации, поправки к ней (к нему) принимаются большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов.

2. Законы субъекта Российской Федерации принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

3. Постановления законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

4. Проект закона субъекта Российской Федерации рассматривается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации не менее чем в двух чтениях. Решение о принятии либо отклонении проекта закона, а также о принятии закона оформляется постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

5. Если в случае, предусмотренном пунктом 5 статьи 5 настоящего Федерального закона, в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации требуется одобрение принятого закона субъекта Российской Федерации другой палатой, такой закон считается одобренным, если за него проголосовало более половины от установленного числа членов этой палаты.

В случае отклонения принятого закона палатой, к полномочиям которой относится одобрение законов субъекта Российской Федерации, отклоненный закон субъекта Российской Федерации считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов палаты, принявшей закон.

Статья 8. Порядок обнародования и вступления в силу нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации

1. Законы субъекта Российской Федерации, принятые законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, направляются указанным органом для обнародования высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в срок, который устанавливается конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации.

2. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обязано (обязан) обнародовать конституцию (устав), закон субъекта Российской Федерации, удостоверив обнародование закона путем его подписания или издания специального акта, либо отклонить закон в срок, который устанавливается конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации и не должен превышать четырнадцать календарных дней с момента поступления указанного закона. Порядок обнародования конституции (устава), закона субъекта Российской Федерации устанавливается конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации. В случае отклонения закона субъекта Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) отклоненный закон возвращается в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложением о внесении в него изменений и дополнений.

3. В случае отклонения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) закона субъекта Российской Федерации указанный закон может быть одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов.

4. Закон субъекта Российской Федерации, одобренный в ранее принятой редакции, не может быть повторно отклонен высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и подлежит обнародованию в срок, установленный конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации.

5. Конституция (устав) и закон субъекта Российской Федерации вступают в силу после их официального опубликования. Законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.

6. Конституция Российской Федерации, федеральные законы, конституция (устав) и законы субъекта Российской Федерации подлежат государственной защите на территории субъекта Российской Федерации.

Статья 9. Порядок досрочного прекращения полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации

1. Полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации могут быть прекращены досрочно в случае:

а) принятия указанным органом решения о самороспуске, при этом решение о самороспуске принимается в порядке, предусмотренном конституцией (уставом) или законом субъекта Российской Федерации;

б) роспуска указанного органа высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 2.1 настоящей статьи;

в) вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, суда края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;

г) роспуска указанного органа в порядке и по основаниям, которые предусмотрены пунктом 4 настоящей статьи.

бесплатный документ

Текст редакции доступен после авторизации.

Глава I. Глава II. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации Статья 4. Основы статуса законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации Статья 5. Основные полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации Статья 6. Право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации Статья 7. Порядок принятия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов Статья 8. Порядок обнародования и вступления в силу нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации Статья 9. Порядок досрочного прекращения полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации Статья 10. Принципы избрания законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации Статья 11. Условия осуществления депутатом депутатской деятельности Статья 12. Ограничения, связанные с депутатской деятельностью Статья 13. Гарантии депутатской деятельности и неприкосновенности депутата Статья 14. Статья 15. Право депутата на отказ от дачи свидетельских показаний Статья 16. Глава II.1. Основы статуса государственных органов субъекта Российской Федерации, формируемых законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации Статья 16.1. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации Глава III. Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации Статья 17. Система органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации Статья 18. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) Статья 19. Досрочное прекращение полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) Статья 20. Основы деятельности высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации Статья 21. Основные полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации Статья 22. Акты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации Глава IV. Взаимоотношения законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации Статья 23. Основы взаимодействия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации Статья 24. Участие законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в формировании органов исполнительной власти в субъекте Российской Федерации. Выражение недоверия высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации, руководителям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации Статья 25. Разрешение споров между законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации Статья 26. Ответственность за нарушение законодательства субъекта Российской Федерации Глава IV.1. Общие принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъекта Российской Федерации Статья 26.1. Определение полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации Статья 26.2. Финансовое обеспечение осуществления полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации Статья 26.3. Принципы финансового обеспечения осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации Статья 26.3-1. Участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в осуществлении полномочий по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий по предметам совместного ведения Статья 26.3-2. Оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации Статья 26.3-3. Оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Установление и оценка применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, экспертиза нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации Статья 26.4. Статья 26.5. Статья 26.6. Разграничение полномочий между органами государственной власти края, области и органами государственной власти входящего в их состав автономного округа Статья 26.7. Принципы и порядок заключения договоров о разграничении полномочий Статья 26.8. Принципы и порядок заключения соглашений Статья 26.9. Временное осуществление федеральными органами государственной власти отдельных полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации Глава IV.2. Экономическая основа деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации Статья 26.10. Экономическая основа деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации Статья 26.11. Собственность субъекта Российской Федерации Статья 26.12. Управление и распоряжение имуществом субъекта Российской Федерации Статья 26.13. Бюджет субъекта Российской Федерации Статья 26.14. Расходы бюджета субъекта Российской Федерации Статья 26.15. Доходы бюджета субъекта Российской Федерации Статья 26.16. Доходы бюджета субъекта Российской Федерации от региональных налогов и сборов Статья 26.17. Доходы бюджета субъекта Российской Федерации от федеральных налогов и сборов Статья 26.18. Выравнивание бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации Статья 26.19. Иные средства финансовой помощи бюджету субъекта Российской Федерации из федерального бюджета Статья 26.20. Финансовое обеспечение осуществления полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации, за счет субвенций из федерального бюджета Статья 26.21. Привлечение заемных средств субъектом Российской Федерации Статья 26.22. Организация исполнения бюджета субъекта Российской Федерации Глава V. Обеспечение законности в деятельности законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации Статья 27. Обеспечение соответствия Конституции Российской Федерации и федеральным законам конституций (уставов), законов и иных правовых актов субъекта Российской Федерации Статья 28. Статья 29. Приостановление действия акта высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), актов органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации Статья 29.1. Ответственность должностных лиц органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации Статья 29.2. Глава VI. Заключительные и переходные положения Статья 30. Переходный период Статья 30.1. Статья 31. Вступление в силу настоящего Федерального закона