Недействующая редакция. Принята: 29.06.2017 / Вступила в силу: 02.11.2017

Недействующая редакция, не действует с 30 января 2021 года

ПРИКАЗ МИНИСТРА ПО ИНВЕСТИЦИЯМ И РАЗВИТИЮ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 29 июня 2017 года №402

Об утверждении Правил радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи в гражданской авиации

В соответствии с подпунктом 41-17) пункта 1 статьи 14 Закона Республики Казахстан от 15 июля 2010 года "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации", ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемые Правила радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи в гражданской авиации.

2. Признать утратившим силу приказ исполняющего обязанности Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 26 марта 2015 года №345 "Об утверждении Правил радиотехнического обеспечения полетов и авиационной радиосвязи в гражданской авиации" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов №11285, опубликованный 23 июля 2015 года в информационно-правовой системе "Аділет").

3. Комитету гражданской авиации Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан обеспечить:

1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего приказа направление его копии на бумажном носителе и в электронной форме на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;

3) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа направление его копии на официальное опубликование в периодические печатные издания;

4) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан;

5) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, согласно подпунктам 1), 2), 3) и 4) настоящего пункта.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан.

5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении двадцати одного календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Министр по инвестициям и развитию Республики Казахстан

Ж.Касымбек

Согласован

Министерством информации и коммуникаций Республики Казахстан

24 июля 2017 года

 

__________________ Д.Абаев

Согласован

Министерство энергетики Республики Казахстан

17 июля 2017 года

 

__________________ К.Бозумбаев

Приложение

к Приказу Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 29 июня 2017 года №402

Правила радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи в гражданской авиации

Глава 1. Общие положения

1. Правила радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи в гражданской авиации (далее - Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 41-17) пункта 1 статьи 14 Закона Республики Казахстан от 15 июля 2010 года "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации" (далее - Закон) и определяют порядок радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи (далее - РТОП и связь) в гражданской авиации.

2. В настоящих Правилах используются следующие сокращения:

ЭРТОС - эксплуатация радиотехнического оборудования и связи;

ВПП - взлетно-посадочная полоса;

ВС - воздушное судно;

АС УВД - автоматизированная система управления воздушного движения;

ЗИП - комплект запасных частей, инструмента, принадлежностей;

АФУ - приемопередающее устройство (трансивер) с антенно-фидерной системой;

ОВЧ - очень высокие частоты;

ВЧ - высокие частоты;

ВСЛ - воздушное судно-лаборатория;

РМС - радиомаячная система;

VOR - всенаправленный ОВЧ радиомаяк;

DME - дальномерное оборудование;

МКп - магнитный курс посадки;

UTC - всемирное координированное время;

SITA - сеть передачи данных международного общества авиационной электросвязи;

ГЦКС - главный центр коммутации сообщений;

КРМ - курсовой радиомаяк;

ГРМ - глиссадный радиомаяк;

ВОРЛ-Т - вторичный обзорный радиолокатор трассовый;

МРМ - маркерный ОВЧ радиомаяк;

NDB - ненаправленный радиомаяк;

ОСП - оборудование системы посадки;

GBAS - наземная система функционального дополнения;

GPS - глобальная система определения местоположения;

GRAS - наземная региональная система функционального дополнения;

УС УНД - усовершенствованная система управления наземным движением;

ВОРЛ - вторичный обзорный радиолокатор;

ВОРЛ-А - вторичный обзорный радиолокатор аэродромный;

PSR - первичный радиолокатор;

ADS-B - наблюдение с использованием системы автоматического зависимого наблюдения;

АРМ УВД - автоматизированные рабочие места управления воздушным движением;

РЛС ОЛП - радиолокационная станция обзора летного поля;

АС УНД - автоматизированная система управления наземным движением;

SMR - радиолокатор контроля наземного движения;

ОВД - обслуживание воздушного движения;

MSL - средний уровень моря;

SIGMET - одна из форм распространения авиационной метеорологической информации;

AFIS - оперативное полетно-информационное обслуживание;

ТЭЗ - Типовой элемент замены.

3. Положения настоящих Правил реализуются и обеспечиваются руководящим и инженерно-техническим персоналом служб эксплуатации радиотехнического оборудования и связи в организациях гражданской авиации, а также других служб, использующих в своей деятельности средства РТОП и связи, обеспечивающих безопасность полетов ВС и производственную деятельность организаций гражданской авиации (далее - ГА).

4. Обеспечение функций по радиотехническому обеспечению полетов воздушных судов и авиационной электросвязи осуществляют организации ГА, эксплуатирующие средства РТОП и связи.

5. Безопасность и регулярность полетов ВС зависит от оснащенности аэропортов и воздушных трасс наземными средствами РТОП и связи, технического уровня, степени автоматизации, надежности функционирования этих средств и уровня подготовки специалистов, эксплуатирующих и использующих наземные средства РТОП и связи.

6. В настоящих Правилах используются следующие термины и определения:

1) абонент (пользователь сети) эксплуатации радиотехнического обеспечения полетов и связи - организация, служба или должностное лицо, имеющие присвоенный индекс и использующие в своей деятельности сети электросвязи;

2) абсолютная высота - расстояние по вертикали от среднего уровня моря (MSL) до уровня, точки или объекта, принятого за точку;

3) аварийная стадия - общий термин, означающий при различных обстоятельствах стадию неопределенности, стадию тревоги или стадию бедствия;

4) аварийное оповещение - обслуживание, предоставляемое для уведомления соответствующих организаций о воздушных судах, нуждающихся в помощи поисково-спасательных служб, и оказания необходимого содействия такими организациями;

5) двухотказная система автоматической посадки - система автоматической посадки является двухотказной, если в случае захода на посадку, выравнивание и посадка могут быть выполнены с помощью остающейся части автоматической системы;

6) одноотказная система автоматической посадки - система автоматической посадки является одноотказной, если, в случае отказа не происходит существенного изменения балансировки самолета, траектории полета или углового положения, но посадка не будет выполняться автоматическим;

7) сеть авиационной фиксированной электросвязи (далее - АFТN) - Всемирная система авиационных фиксированных цепей, являющаяся частью авиационной фиксированной службы и предусматривающая обмен сообщениями и/или цифровыми данными между авиационными фиксированными станциями с аналогичными или совместимыми связными характеристиками;

8) авиационная воздушная электросвязь - электросвязь между бортовыми и авиационными фиксированными станциями или между бортовыми станциями;

9) канал авиационной электросвязи - совокупность технических устройств и среды распространения электрических сигналов и радиосигналов, обеспечивающая передачу информации от отправителя к получателю;

10) авиационная фиксированная электросвязь - электросвязь между определенными фиксированными пунктами, предназначенная главным образом для обеспечения безопасности аэронавигации, а также регулярности, эффективности и экономичности воздушных сообщений;

11) авиационная радиосвязь - авиационная воздушная электросвязь и радиосвязь между определенными фиксированными пунктами, предназначенная главным образом для обеспечения безопасности аэронавигации, а также регулярности и эффективности воздушных сообщений;

12) авиационная станция (RR S1.81) - наземная станция авиационной подвижной службы. В некоторых случаях авиационная станция может быть установлена на борту морского судна или на платформе в море;

13) авиационная фиксированная станция - станция авиационной фиксированной службы;

14) сеть авиационной электросвязи - глобальная межсетевая структура, которая позволяет наземной подсети передачи данных, подсети передачи данных "воздух - земля" и подсети передачи данных бортового оборудования обмениваться цифровыми данными в интересах безопасности аэронавигации и регулярного, эффективного и экономичного функционирования служб воздушного движения;

15) авиационная электросвязь - электросвязь, предназначенная для любых авиационных целей;

16) автоматический радиопеленгатор (далее - АРП) - оборудование, которое обеспечивает автоматическое измерение и отображение на индикаторах диспетчерских пунктов ОВД пеленга (азимута) воздушных судов, излучающих радиосигналы по каналам воздушной электросвязи ОВЧ диапазона для обеспечения полетов воздушных судов в районе аэродрома (вертодрома);

17) текущий ремонт - ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности изделия и состоящий в замене и (или) восстановлении отдельных частей;

18) аспекты человеческого фактора - принципы, применимые к процессам проектирования, сертификации, подготовки кадров, технического обслуживания и эксплуатационной деятельности в авиации и нацеленные на обеспечение безопасного взаимодействия между человеком и другими компонентами системы посредством надлежащего учета возможностей человека;

19) уполномоченный орган в сфере гражданской авиации - центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство в области использования воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности гражданской и экспериментальной авиации;

20) типовой элемент замены - элемент замены, состоящий из совокупности типовых элементов и деталей, необходимых для выполнения определенных функции и предназначенный для оперативной замены;

21) определяющий параметр - параметр (признак) объекта (изделия, канала электросвязи), используемый при контроле для определения вида технического состояния объекта;

22) двусторонняя связь "воздух - земля" - двусторонняя связь между воздушными судами и станциями или пунктами на поверхности земли;

23) резервирование замещением - динамическое резервирование, при котором функции основного элемента передаются резервному только после отказа основного элемента;

24) скорость передачи по каналу - скорость, с которой информация передаются по каналу электросвязи;

25) наработка - продолжительность или объем работы изделия, измеряемая в часах налета, числом посадок, числом циклов, срабатываний, то есть расходом ресурса;

26) аэронавигационная информация - информация, полученная в результате сбора, анализа и обработки данных для целей обеспечения полетов воздушных судов, обслуживания воздушного движения и управления воздушным движением;

27) служба аэронавигационной информации - служба, созданная в конкретно установленной зоне действия, которая несет ответственность за предоставление аэронавигационных данных и аэронавигационной информации, необходимых для обеспечения безопасности, регулярности и эффективности воздушной навигации;

28) сборник аэронавигационной информации (AIP) - выпущенная или санкционированная государством публикация, которая содержит долгосрочную аэронавигационную информацию, имеющую важное значение для аэронавигации;

29) цепь прямой речевой связи ОВД - цепь авиационной фиксированной службы (АFS), которая предназначена для прямого обмена информацией между органами обслуживания воздушного движения (ОВД) ;

30) система наблюдения ОВД - общий термин, под которым в отдельности понимаются системы ADS-B, радиолокатор или любая другая сопоставимая наземная система, позволяющая опознать воздушное судно;

31) аэродром - определенный участок земной или водной поверхности (включая любые здания, сооружения и оборудование), предназначенный полностью или частично для прибытия, отправления и движения по этой поверхности воздушных судов;

32) рабочая площадь аэродрома - часть аэродрома, предназначенная для взлета, посадки и руления воздушных судов, состоящая из площади маневрирования и перрона (перронов);

33) служба автоматической передачи информации в районе аэродрома (далее - ATIS) - автоматическое предоставление круглосуточно или в определенное время суток текущей установленной информации для прибывающих и вылетающих воздушных судов;

34) район аэродрома (вертодрома) - воздушное пространство над аэродромом (вертодромом) и прилегающей к нему местностью в установленных границах горизонтальной и вертикальной плоскостях;

35) воздушное судно (далее - ВС) - аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет его взаимодействия с воздухом, исключая взаимодействие с воздухом, отраженным от земной (водной) поверхности;

36) обслуживание воздушного движения - общий термин, означающий в соответствующих случаях полетно-информационное обслуживание, аварийное оповещение, консультативное обслуживание воздушного движения, диспетчерское обслуживание воздушного движения (районное диспетчерское обслуживание, диспетчерское обслуживание подхода или аэродромное диспетчерское обслуживание);

37) индикатор воздушной обстановки - электронный индикатор, на котором отображаются местоположение и движение воздушных судов, а также другая необходимая информация;

38) курс - направление, в котором находится продольная ось воздушного судна, выраженное обычно в градусах угла, отсчитываемого от северного направления (истинного, магнитного, компасного или условного меридианов);

39) нарушение связи - отсутствие связи в период времени, имеющем значение для эксплуатации;

40) другие ведомства - учреждения, не осуществляющие в пределах своей компетенции организацию воздушного движения и радиотехническое обеспечение полетов и электросвязи в гражданской авиации;

41) передача "блиндом" - передача от одной станции к другой в условиях, при которых двусторонняя связь не может быть установлена, но при этом предполагается, что вызываемая станция в состоянии принять передачу;

42) формуляр изделия - документ, удостоверяющий гарантированные изготовителем основные параметры и технические характеристики изделия РТОП и связи, отражающий техническое состояние изделия и содержащий сведения по его эксплуатации (длительность и условия работы, ТО, виды ремонтов, замена составных частей и деталей и другие данные за весь период эксплуатации);

43) вид технического состояния изделия - техническое состояние, характеризуемое соответствием или несоответствием качества изделия техническим требованиям, установленным технической документацией на это изделие. Различают виды технического состояния: исправность и неисправность, работоспособность и неработоспособность;

44) изделие (средство) - единица продукции, предназначенная для выполнения определенной функции РТОП и связи;

45) оперативный контроль работоспособности изделия, канала авиационной электросвязи - контроль, предусматривающий выполнение технологически несложных проверок работоспособности изделия, канала электросвязи в процессе его функционирования;

46) отказ изделия - событие, заключающееся в нарушении работоспособности изделия;

47) повреждение - событие, заключающееся в нарушении исправного состояния изделия при сохранении работоспособного состояния;

48) структурная схема изделия - схема, определяющая основные функциональные части изделия, их назначение и взаимосвязь;

49) постепенный отказ - отказ, характеризующийся постепенным изменением значений одного или нескольких заданных параметров изделия;

50) одноканальная симплексная связь - симплексная связь с использованием одного частотного канала в обоих направлениях;

51) дискретный код ВОРЛ - четырехзначный код ВОРЛ, двумя последними цифрами которого не являются "00";

52) глобальная навигационная спутниковая система (далее - GNSS) - глобальная система определения местоположения и времени, которая включает одно или несколько созвездий спутников, бортовые приемники и систему контроля целостности, дополненная по мере необходимости с целью поддержания требуемых навигационных характеристик для планируемой операции;

53) глобальная навигационная спутниковая система (далее - ГЛОНАСС) - спутниковая навигационная система, эксплуатируемая Российской Федерацией;

54) связь "диспетчер - пилот" по линии передачи данных (CPDLC) - средство связи между диспетчером и пилотом в целях ОВД с использованием линии передачи данных;

55) доплеровский сдвиг - сдвиг частоты в приемнике в результате любого смещения передатчика и приемника относительно друг друга;

56) дуплексная связь - метод, при котором электросвязь между двумя станциями может осуществляться одновременно в обоих направлениях;

57) двухканальная симплексная связь - симплексная связь, осуществляемая по двум частотным каналам (по одному в каждом направлении);

58) общее резервирование - резервирование, при котором резервируемым элементом является объект в целом;

59) исправное состояние - состояние изделия, при котором оно соответствует всем требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской документации;

60) неисправное состояние - состояние изделия, при котором оно не соответствует хотя бы одному из требований нормативно-технической и (или) конструкторской документации;

61) средство индивидуальной защиты - средство, предназначенное для защиты одного работающего;

62) сообщение сети - информация, проходящая по сети и имеющая формат, определяемый данной сетью;

63) связь вне сети - радиотелефонная связь, осуществляемая станцией авиационной подвижной службы вне радиотелефонной сети;

64) наземное радиоизлучающее средство - наземное радиотехническое средство, предназначенное для передачи радиочастот и состоящее из одного или нескольких передающих устройств либо их комбинаций, включая вспомогательное оборудование;

65) усовершенствованная система управления наземным движением - система средств, оборудования, процедур и правил, предназначенных для выполнения задач управления наземным движением, включает в себя соответствующую комбинацию визуальных средств (визуальных знаков), не визуальных средств, средств контроля, регулирования, организации и управления в целях поддержания объявленной интенсивности наземного движения в любых погодных условиях в пределах эксплуатационного уровня видимости на аэродроме, сохраняя при этом требуемый уровень безопасности;

66) односторонняя связь "земля - воздух" - односторонняя связь между станциями или пунктами, расположенными на поверхности земли, и воздушными судами;

67) выход на приводную радиостанцию - метод, при использовании которого подвижная радиостанция, имеющая радиопеленгаторное оборудование, непрерывно перемещается в направлении другой радиостанции, излучающей электромагнитные волны, которая может быть, как подвижной, так и неподвижной;

68) облегченный резерв - резерв, который содержит один или несколько резервных элементов, находящихся в менее нагруженном режиме, чем основной элемент;

69) частотный канал - непрерывный участок частотного спектра, пригодный для передачи определенного класса излучения;

70) плановый ремонт - ремонт, осуществляемый в соответствии с требованиями нормативно-технической документации;

71) ремонтопригодность - свойство изделия, заключающееся в приспособленности к предупреждению и обнаружению причин возникновения отказов, повреждений, к поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем проведения технического обслуживания и ремонтов;

72) работоспособное состояние - состояние изделия, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствуют требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской документации;

73) неработоспособное состояние (неработоспособность) - состояние изделия, при котором значение хотя бы одного параметра, характеризующего способность выполнять заданные функции, не соответствует требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской документации;

74) нагруженный резерв - резерв, который содержит один или несколько резервных элементов, находящихся в режиме основного элемента;

75) ненагруженный резерв - резерв, который содержит один или несколько резервных элементов, находящихся в ненагруженном режиме до начала выполнения ими функций основного элемента;

76) подвижная наземная станция - станция службы авиационной электросвязи, не являющаяся бортовой станцией, которая предназначена для использования во время движения или остановок в пунктах, не предусмотренных заранее;

77) Международная организация гражданской авиации (ИКАО) - специализированное учреждение Организации Объединенных Наций, устанавливающее международные нормы, необходимые для обеспечения безопасности, надежности и эффективности воздушного сообщения, и осуществляющее координацию международного сотрудничества во всех областях, связанных с гражданской авиацией;

78) персонал инженерно-технический - персонал службы эксплуатации радиотехнического оборудования и связи, обладающий требуемыми квалификационными характеристиками и обеспечивающий эксплуатацию оборудования в соответствии с настоящими правилами, эксплуатационной документацией и нормативными документами Республики Казахстан;

79) внезапный отказ - отказ, характеризующийся скачкообразным изменением значений одного или нескольких заданных параметров изделия;

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПРИКАЗ МИНИСТРА ПО ИНВЕСТИЦИЯМ И РАЗВИТИЮ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Правила радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи в гражданской авиации Глава 1. Общие положения Глава 2. Порядок радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи в гражданской авиации Параграф 1. Структура и средства РТОП и связи Параграф 2. Контроль над работой объектов РТОП и связи Параграф 3. Организация работы службы ЭРТОС Параграф 4. Взаимодействие службы ЭРТОС с другими службами и организациями гражданской авиации в процессе эксплуатации и аварийных ситуациях Параграф 5. Электроснабжение объектов РТОП и связи Глава 3. Обеспечение надежности функционирования средств РТОП и связи Параграф 1. Показатели надежности Параграф 2. Резервирование средств РТОП и связи Глава 4. Техническая эксплуатация средств РТОП и связи Параграф 1. Организация технической эксплуатации комплексов (объектов) РТОП и связи Параграф 2. Техническое обслуживание средств РТОП и связи Параграф 3. Техническое обслуживание систем электроснабжения объектов РТОП и связи Параграф 4. Техническое обслуживание средств РТОП и связи в особых условиях Глава 5. Наземные и летные проверки средств РТОП и связи Параграф 1. Наземные проверки средств РТОП и связи Параграф 2. Летные проверки средств РТОП и связи Глава 6. Продление срока службы (ресурса) средствам РТОП и связи Глава 7. Авиационная электросвязь Параграф 1. Основные положения по организации и структуре авиационной электросвязи Параграф 2. Общие требования по организации работы станции авиационной электросвязи Параграф 3. Общие требования к авиационной воздушной электросвязи Параграф 4. Сообщения, обрабатываемые авиационной воздушной электросвязью Параграф 5. Организация радиосетей авиационной воздушной электросвязи Параграф 6. Аварийная электросвязь для аварийно-спасательных и поисково-спасательных работ Параграф 7. Спутниковая электросвязь Параграф 8. Организация авиационной наземной электросвязи для обеспечения взаимодействия органов ОВД Параграф 9. Внутриаэродромная электросвязь Параграф 10. Электросвязь для обеспечения международных полетов воздушных судов Параграф 11. Сеть авиационной фиксированной электросвязи Параграф 12. Порядок установления и ведения радиосвязи Параграф 13. Авиационное радиовещание Глава 8. Радиотехнические средства обеспечения полетов Параграф 1. Система посадки метрового диапазона волн ILS Параграф 2. Маркерный радиомаяк (МРМ), дальномерное оборудование (РМД/DME), (DME/N), всенаправленный азимутальный ОВЧ радиомаяк (РМД/VOR) Параграф 3. Ненаправленный радиомаяк (ПРС/NDB), оборудование системы посадки (ОСП) Параграф 4. Наземная система функционального дополнения (GBAS) и наземная региональная система функционального дополнения (GRAS) Параграф 5. Обзорный радиолокатор аэродромный (ОРЛ-А), вторичный обзорный радиолокатор трассовый (ВОРЛ-Т), автоматический радиопеленгатор (АРП) Параграф 6. Наблюдение с использованием системы автоматического зависимого наблюдения (ADS-B) Параграф 7. Автоматизированные рабочие места управления воздушным движением (АРМ УВД), автоматизированные системы управления воздушным движением (АС УВД) Параграф 8. Радиолокационная станция обзора летного поля (РЛС ОЛП/SMR), автоматизированная система управления наземным движением (АС УНД) Глава 9. Аспекты человеческого фактора Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 1 Приложение 2 Приложение 7 Приложение 8 Приложение 9 Приложение 10 Приложение 11 Приложение 12 Приложение 13 Приложение 14 Приложение 15 Приложение 16 Приложение 17 Приложение 18 Приложение 19 Приложение 20 Приложение 21 Приложение 22 Приложение 23 Приложение 24 Приложение 25 Приложение 26 Приложение 27 Приложение 28