Недействующая редакция. Принята: 08.09.2021 / Вступила в силу: 29.09.2021

Недействующая редакция, не действует с 10 ноября 2021 года

Неофициальный перевод. (с) СоюзПравоИнформ

БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС УКРАИНЫ

от 8 июля 2010 года №2456-VI

(В редакции Законов Украины от 07.10.2010 г. №2592-VI, 02.12.2010 г. №2756-VI, 23.12.2010 г. №2856-VI, 05.04.2011 г. №3172-VI, 19.05.2011 г. №3396-VI, 07.07.2011 г. №3612-VI, 07.07.2011 г. №3614-VI, 08.07.2011 г. №3668-VI, 06.10.2011 г. №3828-VI, 12.01.2012 г. №4318-VI (см. сроки вступления в силу), 17.05.2012 г. №4731-VI, 05.06.2012 г. №4875-VI, 05.07.2012 г. №5059-VI, 05.07.2012 г. №5063-VI, 05.07.2012 г. №5067-VI (вступил в силу 01.01.2013 г.), 05.07.2012 г. №5081-VI (вступил в силу 01.01.2013 г.), 05.07.2012 г. №5083-VI (вступил в силу 01.01.2013 г.), 06.09.2012 г. №5204-VI (вступил в силу 01.01.2013 г.), 06.09.2012 г. №5213-VI (вступил в силу 30.10.2012 г.), 18.09.2012 г. №5290-VI, 02.10.2012 г. №5302-VI, 16.10.2012 г. №5428-VI (см.сроки вступления в силу), 16.10.2012 г. №5463-VI, 20.11.2012 г. №5492-VI, 20.11.2012 г. №5496-VI (вступил в силу 05.01.2013 г.), 06.12.2012 г. №5518-VI, 04.04.2013 г. №163-VII (см. сроки вступления в силу), 16.05.2013 г. №242-VII (см. сроки вступления в силу), 04.07.2013 г. №398-VII, 05.11.2013 г. №665-VII, 19.11.2013 г. №688-VII, 23.02.2014 г. №763-VII, 16.01.2014 г. №719-VII, 15.04.2014 г. №1210-VII, 04.07.2014 г. №1588-VII, 04.07.2014 г. №1592-VII (вступил в силу 01.01.2015 г.), 31.07.2014 г. №1621-VII, 12.08.2014 г. №1636-VII, 14.10.2014 г. №1697-VII, 14.10.2014 г. №1698-VII (вступил в силу 25.01.2015 г.), 28.12.2014 г. №71-VIII, 28.12.2014 г. №79-VIII (см. сроки вступления в силу), 15.01.2015 г. №118-VIII, 10.02.2015 г. №176-VIII (см. сроки вступления в силу), 02.03.2015 г. №212-VIII, 07.04.2015 г. №288-VIII, 09.04.2015 г. №328-VIII, 09.04.2015 г. №313-VIII (вступ. в силу 01.09.2015 г.), 14.05.2015 г. №416-VIII (вступил в силу 11.06.2015 г.), 19.05.2015 г. №437-VIII, 02.06.2015 г. №486-VIII, 02.06.2015 г. №491-VIII, 18.06.2015 г. №542-VIII, 14.07.2015 г. №595-VIII, 03.09.2015 г. №666-VIII, 17.09.2015 г. №700-VIII, 06.10.2015 г. №714-VIII, 08.10.2015 г. №732-VIII (вступил в силу 01.01.2016 г.), 12.11.2015 г. №791-VIII, 26.11.2015 г. №836-VIII, 26.11.2015 г. №837-VIII, 24.12.2015 г. №914-VIII (см. сроки вступления в силу), 24.12.2015 г. №918-VIII, 25.12.2015 г. №928-VIII, 26.01.2016 г. №937-VIII, 02.06.2016 г. №1406-VIII, 08.09.2016 г. №1509-VIII, 20.10.2016 г. №1702-VIII, 17.11.2016 г. №1759-VIII, 17.11.2016 г. №1763-VIII (вступил в силу 01.01.2018 г.), 20.12.2016 г. №1789-VIII (вступил в силу 01.01.2017 г.), 20.12.2016 г. №1793-VIII (вступил в силу 01.01.2018 г.), 20.12.2016 г. №1794-VIII, 21.12.2016 г. №1800-VIII, 23.03.2017 г. №1974-VIII, 12.04.2017 г. №2011-VIII, 11.07.2017 г. №2125-VIII (вступил в силу 01.01.2018 г.), 03.10.2017 г. №2150-VIII, 07.12.2017 г. №2233-VIII (вступил в силу 01.01.2018 г.), 07.12.2017 г. №2141-VIII, 22.11.2018 г. №2621-VIII (см. сроки вступления в силу), 06.12.2018 г. №2646-VIII, 12.09.2019 г. №74-IX, 12.09.2019 г. №76-IX, 12.11.2019 г. №283-IX (вступил в силу 01.01.2020 г.), 14.11.2019 г. №293-IX (см. сроки вступления в силу), 16.01.2020 г. №467-IX, 02.06.2020 г. №642-IX, 04.06.2020 г. №677-IX, 16.06.2020 г. №704-IX, 17.09.2020 г. №907-IX, 15.12.2020 г. №1081-IX (см. сроки вступления в силу), 08.09.2021 г. №1727-IX

(По всему тексту Кодекса слова "Государственное казначейство Украины" и "органы Государственного казначейства Украины" во всех падежах заменены соответственно словами "Государственная казначейская служба Украины" и "органы Государственной казначейской службы Украины" в соответствующем падеже в соответствии с Законом Украины от 07.07.2011 г. №3614-VI)

(По всему тексту Кодекса слова "Министерство финансов Украины" во всех падежах заменены словами "центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной бюджетной политики" в соответствующем падеже; слова "Министр финансов Украины" во всех падежах заменены словами "член Кабинета Министров Украины, ответственный за формирование и реализацию государственной бюджетной политики, или лицо, которое исполняет его обязанности" в соответствующем падеже; слова "Государственная казначейская служба Украины" во всех падежах заменены словами "центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств" в соответствующем падеже; слова "органы Государственной казначейской службы Украины" во всех падежах заменены словами "органы, которые осуществляют казначейское обслуживание бюджетных средств" в соответствующем падеже в соответствии с Законом Украины от 16.10.2012 г. №5463-VI)

(По всему тексту Кодекса слова "орган государственной налоговой службы Украины", "орган государственной налоговой службы", "орган налоговой службы", "налоговый орган" во всех падежах и числах заменены словами "орган доходов и сборов" в соответствующем падеже и числе в соответствии с Законом Украины от 16.05.2013 г. №242-VII)

(По всему тексту Кодекса слова "центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной бюджетной политики" во всех падежах заменено словами "Министерство финансов Украины" в соответствующем падеже; слова "член Кабинета Министров Украины, ответственный за формирование и реализацию государственной бюджетной политики, или лицо, исполняющее его обязанности" во всех падежах заменено словами "Министр финансов Украины"; после пункта 23-1 части первой статьи 2 по тексту слова "центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств" во всех падежах заменены словами "Казначейство Украины" в соответствующем падеже в соответствующем падеже в соответствии с Законом Украины от 10.02.2015 г. №176-III)

(По всему тексту Кодекса слова "инвестиционная программа (проект)" во всех падежах и числах заменены словами "инвестиционный проект" в соответствующем падеже и числе в соответствии с Законом Украины от 07.04.2015 г. №288-VIII)

(В тексте Кодекса слова "(обязательные платежи)" во всех падежах исключены в соответствии с Законом Украины от 24.12.2015 г. №914-VIII

(В тексте Кодекса:

после пункта 2-1 части первой статьи 2 слова "в бюджеты объединенных территориальных общин, которые создаются согласно закону и перспективному плану формирования территорий общин" во всех падежах и числах заменены словами "бюджеты объединенных территориальных общин" в соответствующем падеже и числе;

слово "инвалиды" во всех падежах заменены словами "лица с инвалидностью" в соответствующем падеже, кроме названия Фонда социальной защиты инвалидов в пункте 13-2 части третьей статьи 29 и подпункте "б" пункта 9 части первой статьи 87;

слово "дети-инвалиды" во всех падежах заменены словами "дети с инвалидностью"

слова "инвалид войны" во всех падежах и числах заменены словами "лицо с инвалидностью вследствие войны" в соответствующем падеже и числе в соответствующем падеже в соответствии с Законом Ураины от 07.12.2017 г. №2233-VIII)

(В тексте Кодекса слова "территориальная община города" во всех падежах и числах заменены словами "городская территориальная община" в соответствующем падеже и числе в соответствии с Законом Украины от 15.12.2020 №1081-IX)
(см. предыдущую редакцию)

Бюджетным кодексом Украины определяются правовые основы функционирования бюджетной системы Украины, ее принципы, основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений и ответственность за нарушение бюджетного законодательства.

Раздел I. Бюджетная система Украины и основы бюджетного процесса

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Отношения, которые регулируются Бюджетным кодексом Украины

1. Бюджетным кодексом Украины регулируются отношения, возникающие в процессе составления, рассмотрения, утверждения, выполнения бюджетов, отчетности об их выполнении и контроля за соблюдением бюджетного законодательства, и вопросы ответственности за нарушение бюджетного законодательства, а также определяются правовые принципы образования и погашения государственного и местного долга.

(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 07.07.2011 г. №3614-VI)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 2. Определение основных терминов

1. В этом Кодексе приведенные ниже термины употребляются в таком значении:

1) бюджет - план формирования и использования финансовых ресурсов для обеспечения задач и функций, которые осуществляются соответственно органами государственной власти, органами власти Автономной Республики Крым, органами местного самоуправления в течение бюджетного периода;

2) бюджеты местного самоуправления - бюджеты сельских, поселковых, городских территориальных общин, а также бюджеты районов в городах (в случае образования районных в городе советов);

2-1) Исключен в соответствии с Законом Украины от 17.09.2020 №907-IX

3) бюджетная классификация - единое систематизированное сгруппирование доходов, расходов, кредитования, финансирования бюджета, долга в соответствии с законодательством Украины и международными стандартами;

4) бюджетная программа - совокупность мероприятий, направленных на достижение единой цели, задач и ожидаемого результата, определение и реализацию которых осуществляет распорядитель бюджетных средств в соответствии с возложенными на него функциями;

5) бюджетная система Украины - совокупность государственного бюджета и местных бюджетов, построенная с учетом экономических отношений, государственного и административно-территориальных устройств и урегулированная нормами права;

6) бюджетное ассигнование - полномочия распорядителя бюджетных средств, предоставленные в соответствии с бюджетным назначением, на взятие бюджетного обязательства и осуществление платежей, которые имеют количественные, часовые и целевые ограничения;

7) бюджетное обязательство - любое осуществленное в соответствии с бюджетным ассигнованием размещение заказа, заключение договора, приобретение товара, услуги или осуществление других аналогичных операций в течение бюджетного периода, согласно которым необходимо осуществить платежи в течение этого же периода или в будущем;

7-1) бюджетное обязательство по государственным деривативам - бюджетное обязательство, согласно которому необходимо осуществить расходы на выплаты по государственным деривативам в соответствии с условиями их размещения в течение текущего бюджетного периода и/или будущих;

8) бюджетное назначение - полномочие главного распорядителя бюджетных средств, предоставленное этим Кодексом, законом о Государственном бюджете Украины (решением о местном бюджете), которое имеет количественные, часовые и целевые ограничения и позволяет предоставлять бюджетные ассигнования;

9) бюджетный запрос - документ, подготовленный главным распорядителем бюджетных средств, который содержит предложения с соответствующим обоснованием относительно объема бюджетных средств, необходимых для исполнения возложенных на него функций на среднесрочный период, на основании соответствующих предельных показателей расходов бюджета и предоставления кредитов из бюджета;

10) бюджетный процесс - регламентированный бюджетным законодательством процесс составления, рассмотрения, утверждения, выполнения бюджетов, отчетности об их выполнении, а также контроля за соблюдением бюджетного законодательства;

11) бюджетные средства (средства бюджета) - надлежащие в соответствии с законодательством поступления бюджета и расходы бюджета;

12) бюджетные учреждения - органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации, созданные ими в установленном порядке, которые полностью содержатся за счет соответственно государственного бюджета или местного бюджета. Бюджетные учреждения являются неприбыльными;

12-1) долговое обязательство - обязательство заемщика перед кредитором по кредиту (ссуде), возникшее в результате выпуска и размещения долговых ценных бумаг и/или заключения кредитных договоров;

13) расходы бюджета - средства, направленные на осуществление программ и мероприятий, предусмотренных соответствующим бюджетом. К расходам бюджета не относятся: погашение долга; предоставление кредитов из бюджета; размещение бюджетных средств на депозитах; приобретение ценных бумаг; возврат излишка оплаченных в бюджет сумм налогов и сборов и других доходов бюджета, проведение их бюджетного возмещения; компенсация части суммы штрафных (финансовых) санкций, перечисляемых покупателям (потребителям) за счет штрафных (финансовых) санкций, примененных органами, которые контролируют взимание поступлений бюджета, по результатам проведенной проверки по обращению или жалобе покупателя (потребителя) о нарушении налогоплательщиком установленного порядка проведения расчетных операций;

14) расходы бюджета - расходы бюджета, предоставление кредитов из бюджета, погашение долга и размещение бюджетных средств на депозитах, приобретение ценных бумаг;

15) собственные поступления бюджетных учреждений - поступления, полученные в установленном порядке бюджетными учреждениями как плата за предоставление услуг, выполнение работ и целевых мероприятий, гранты, подарки и благотворительные взносы, а также поступления от реализации в установленном порядке продукции или имущества и другой деятельности;

15-1) гарантийное обязательство - обязательство гаранта полностью или частично выполнить долговые обязательства субъекта хозяйствования - резидента Украины перед кредитором в случае невыполнения таким субъектом его обязательств по кредиту (ссуде), привлеченному под государственную или местную гарантию;

16) гарантированный Автономной Республикой Крым областным советом или территориальной общиной города долг - общая сумма долговых обязательств субъектов ведения хозяйства - резидентов Украины относительно возвращение полученных и непогашенных состоянием на отчетную дату кредитов (ссуд), выполнение которых обеспечено местными гарантиями;

17) гарантированный государством долг - общая сумма долговых обязательств субъектов ведения хозяйства - резидентов Украины относительно возвращение полученных и непогашенных состоянием на отчетную дату кредитов (ссуд), выполнение которых обеспечено государственными гарантиями;

18) главные распорядители бюджетных средств - бюджетные учреждения в лице их руководителей, которые в соответствии со статьей 22 этого Кодекса получают полномочия путем установления бюджетных назначений;

19) государственное заимствование - операции, связанные с получением государством кредитов (ссуд) на условиях возврата, платности и срочности с целью финансирования государственного бюджета;

20) государственный долг - общая сумма долговых обязательств государства по возврату полученных и непогашенных кредитов (ссуд) по состоянию на отчетную дату, возникающих вследствие государственного заимствования;

20-1) государственный инвестиционный проект - инвестиционный проект, реализуемый путем государственного инвестирования в объекты государственной собственности с использованием государственных капитальных вложений и/или кредитов (займов), привлеченных государством или под государственные гарантии;

20-2) государственные капитальные вложения - капитальные расходы государственного бюджета (предоставление кредитов из государственного бюджета), направляемые на создание (приобретение), реконструкцию, техническое переоснащение основных средств государственной собственности, ожидаемый срок полезного использования которых превышает один год;

21) дефицит бюджета - превышение расходов бюджета над его доходами (с учетом разницы между предоставлением кредитов из бюджета и возвратом кредитов в бюджет);

21-1) долгосрочное обязательство по энергосервису - обязательства по энергосервисному договору распорядителя бюджетных средств, в оперативном управлении или хозяйственном ведении которого находится объект, в отношении которого осуществляется закупка энергосервиса, согласно которому необходимо осуществить платежи в течение будущих и/или текущего бюджетных периодов в пределах суммы сокращения расходов на оплату коммунальных услуг и энергоносителей (по сравнению с расходами, которые были бы осуществлены при отсутствии энергосервиса);

22) исключен;

23) доходы бюджета - налоговые, неналоговые и другие поступления на безвозвратной основе, взыскание которых предусмотрено законодательством Украины (включая трансферты плату за предоставление административных услуг, собственные поступления бюджетных учреждений);

23-1) единый казначейский счет - счет, открытый центральному органу исполнительной власти, реализующему государственную политику в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств (далее - Казначейство Украины), в Национальном банке Украины для учета средств и осуществления расчетов в системе электронных платежей Национального банка Украины, на котором консолидируются средства государственного и местных бюджетов, фондов общеобязательного государственного социального и пенсионного страхования средства других клиентов, которые в соответствии с законодательством находятся на казначейском обслуживании (включая средства, зачисленные на единый счет);

Термин "единый счет" употребляется в этом Кодексе в значении, приведенном в Налоговом кодексе Украины.

24) закон о Государственном бюджете Украины - закон, утверждающий Государственный бюджет Украины и содержащий положения относительно обеспечения его выполнения в течение бюджетного периода;

25) остаток бюджетных средств - объем средств соответствующего бюджета, распорядителей и получателей бюджетных средств этого бюджета на конец отчетного периода;

26) инвестиционный проект - комплекс мероприятий, определенных на основании национальной системы ценностей и задач инновационного развития экономики и направленных на развитие отдельных отраслей, секторов экономики, производств, регионов, выполнение которых осуществляется с использованием средств государственного и/или местных бюджетов или путем предоставления государственных и/или местных гарантий;

26-1) квазифискальные операции - операции органов государственной власти и местного самоуправления, Национального банка Украины, фондов общеобязательного государственного социального и пенсионного страхования, субъектов хозяйствования государственного и коммунального секторов экономики, которые не отображаются в показателях бюджета, но могут привести к уменьшению поступлений бюджета и/или нуждаться в дополнительных расходах бюджета в будущем;

27) исключен;

28) исключен;

29) исключен;

30) смета - основной плановый финансовый документ бюджетного учреждения, которым на бюджетный период устанавливаются полномочия относительно получения поступлений и распределения бюджетных ассигнований на взятие бюджетных обязательств и осуществления платежей для выполнения бюджетным учреждением своих функций и достижения результатов, определенных в соответствии с бюджетными назначениями;

31) кредитование бюджета - операции по предоставлению средств из бюджета на условиях возврата, платности и срочности, вследствие чего возникают обязательства перед бюджетом (предоставление кредитов из бюджета), и операции по возврату таких средств в бюджет (возврат кредитов в бюджет). Для целей этого Кодекса к кредитам из бюджета также относятся бюджетные займы и финансовая помощь из бюджета на возвратной основе;

31-1) имущество бюджетного учреждения - имущество (в значении, приведенном в Гражданском кодексе Украины), которое принадлежит к государственной или коммунальной собственности и закреплено за бюджетным учреждением согласно законодательству;

32) межбюджетные трансферты - средства, которые безоплатно и бесповоротно передаются из одного бюджета в другой;

33) местное заимствование - операции по получению в бюджет Автономной Республики Крым или городской бюджет кредитов (ссуд) на условиях возврата, платности и срочности с целью финансирования бюджета Автономной Республики Крым областного или городского бюджета;

34) местные бюджеты - бюджет Автономной Республики Крым, областные, районные бюджеты и бюджеты местного самоуправления;

35) местный долг - общая сумма долговых обязательств Автономной Республики Крым или городской территориальной общины по возврату полученных и непогашенных кредитов (ссуд) по состоянию на отчетную дату, которые возникают вследствие местного заимствования;

36) местный финансовый орган - учреждение, которое в соответствии с законодательством Украины осуществляет функции по составлению прогнозов местных бюджетов, составление, выполнению местных бюджетов, контролю за расходованием средств распорядителями бюджетных средств, а также другие функции, связанные с управлением средствами местного бюджета. Для целей этого Кодекса орган исполнительной власти Автономной Республики Крым по вопросам финансов отнесен к местным финансовым органам;

37) поступления бюджета - доходы бюджета, возврат кредитов в бюджет, средства от государственного (местных) заимствования, средства от приватизации государственного имущества (относительно государственного бюджета), возврат бюджетных средств с депозитов, поступления вследствие продажи/предъявления ценных бумаг;

37-1) обслуживание государственного (местного) долга - операции относительно осуществления платы за пользование кредитом (ссудой), уплаты комиссий, штрафов и других платежей, связанных с управлением государственным (местным) долгом. К таким операциям не принадлежит погашение государственного (местного) долга;

38) получатель бюджетных средств - субъект ведения хозяйства, общественная или другая организация, которая не имеет статуса бюджетного учреждения, уполномоченная распорядителем бюджетных средств на осуществление мероприятий, предусмотренных бюджетной программой, и получает на их выполнение средства бюджета;

39) органы, контролирующие взыскание поступлений бюджета,органы государственной власти, а также органы местного самоуправления, уполномоченные осуществлять контроль за правильностью и своевременностью взыскания налогов и сборов, других поступлений бюджета;

40) паспорт бюджетной программы - документ, определяющий цель, задачи, направления использования бюджетных средств, ответственных исполнителей, результативные показатели и другие характеристики бюджетной программы в соответствии с бюджетным назначением, установленным законом о Государственном бюджете Украины (решением о местном бюджете) и целей государственной политики в соответствующей сфере деятельности, формирование и/или реализацию которой обеспечивает главный распорядитель бюджетных средств;

41) платеж - выполнение бюджетных, долговых гарантийных или налоговых обязательств, возникших в текущем или предыдущих бюджетных периодах;

41-1) погашение государственного (местного) долга - операции по возвращению заемщиком кредитов (ссуд) в соответствии с условиями кредитных договоров и/или выпуска долговых ценных бумаг;

42) программно-целевой метод в бюджетном процессе - метод управления бюджетными средствами для достижения конкретных результатов за счет средств бюджета с применением оценки эффективности использования бюджетных средств на всех стадиях бюджетного процесса;

43) проект бюджета - проект плана формирования и использования финансовых ресурсов для обеспечения задач и функций, которые осуществляются органами государственной власти (органами власти Автономной Республики Крым, органами местного самоуправления) в течение бюджетного периода, являющийся неотъемлемой частью проекта закона о Государственном бюджете Украины (проекта решения о местном бюджете);

44) профицит бюджета - превышение доходов бюджета над его расходами (с учетом разницы между возвратом кредитов в бюджет и предоставлением кредитов из бюджета);

45) решение о местном бюджете - нормативно-правовой акт Верховной Рады Автономной Республики Крым или соответствующего местного совета, изданный в установленном порядке, который утверждает местный бюджет и определяет полномочия соответственно Совета министров Автономной Республики Крым, местной государственной администрации или исполнительного органа местного самоуправления осуществлять выполнение местного бюджета в течение бюджетного периода;

46) роспись бюджета - документ, в котором устанавливается распределение доходов, финансирование бюджета, возврат кредитов в бюджет, бюджетных ассигнований главным распорядителям бюджетных средств по определенным периодам года в соответствии с бюджетной классификацией;

47) распорядитель бюджетных средств - бюджетное учреждение в лице ее руководителя, уполномоченное на получение бюджетных ассигнований, взятие бюджетных обязательств, долгосрочных обязательств по энергосервису среднесрочных обязательств в сфере здравоохранения и осуществление расходов бюджета;

47-1) среднесрочное обязательство по договорам на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог - обязательства согласно заключенным договорам (контрактам) по направлениям использования средств, определенным пунктами 1 и 2 части третьей статьи 24-2 настоящего Кодекса, согласно которым необходимо осуществить платежи в течение текущего бюджетного периода и/или среднесрочного периода в пределах соответствующих бюджетных назначений, установленных законом о Государственном бюджете Украины, и объема средств государственного дорожного фонда (по следующим направлениям), определенного Бюджетной декларацией и/или программными документами экономического и социального развития.

47-2) среднесрочное обязательства в сфере здравоохранения - обязательства центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере здравоохранения, по направлениям использования бюджетных средств, закупка по которым осуществляется специализированными организациями, которые осуществляют закупки, и/или обязательства лица, уполномоченного на осуществление закупок в сфере здравоохранения, в части доведенного до него перечня направлений использования бюджетных средств, в том числе по договору управляемого доступа, заключенным в соответствии с законодательством, осуществить платежи в течение текущего бюджетного периода и/или среднесрочного периода для выполнения программ и осуществления централизованных мероприятий по здравоохранению;

48) субвенции - межбюджетные трансферты для использования на определенную цель в порядке, определенном органом, принявшим решение о предоставлении субвенции;

48-1) временно свободные средства единого казначейского счета и валютных счетов бюджета - объем средств, которые учитываются на счетах в Казначействе Украины, отвлечение которых не приведет к потере платежеспособности бюджетов (способность своевременно и в полном объеме осуществлять платежи и рассчитываться по всем обязательствам) и возникновению задолженности в течение периода, на который предполагается размещение таких средств на депозитах или путем приобретения государственных ценных бумаг и направления на покрытие временных кассовых разрывов местных бюджетов общего фонда государственного бюджета и пенсионного фонда Украины с последующим их возвратом до конца текущего бюджетного периода;

48-2) условные обязательства - это потенциальные обязательства бюджета, которые подтверждаются только после наступления или ненаступления определенных событий в будущем;

49) управление бюджетными средствами - совокупность действий участника бюджетного процесса в соответствии с его полномочиями, связанными с формированием и использованием бюджетных средств, осуществлением контроля за соблюдением бюджетного законодательства, которые направлены на достижение целей, задач и конкретных результатов своей деятельности и обеспечения эффективного, результативного и целевого использования бюджетных средств;

49-1) управление государственным (местным) долгом - совокупность действий, связанных с осуществлением заимствований, обслуживанием и погашением государственного (местного) долга, других правовых сделок с государственным (местным) долгом, которые направлены на достижение сбалансированности бюджета и оптимизацию долговой нагрузки;

50) финансовый норматив бюджетной обеспеченности - гарантированный государством в пределах имеющихся бюджетных средств уровень финансового обеспечения задач и функций, которые осуществляются соответственно Советом министров Автономной Республики Крым, местными государственными администрациями, исполнительными органами местного самоуправления, использующийся для определения объема межбюджетных трансфертов;

51) финансирование бюджета - поступления и расходы бюджета, связанные с изменением объема долга, объемов депозитов и ценных бумаг, средства от приватизации государственного имущества (относительно государственного бюджета), изменения остатков бюджетных средств, которые используются для покрытия дефицита бюджета или определения профицита бюджета;

52) фискальные риски - факторы (включая условные обязательства и квазифискальные операции), которые могут приводить к уменьшению поступлений бюджета и/или требовать дополнительных расходов бюджета, соответственно повлечь увеличение дефицита бюджета и государственного (местного) долга по сравнению с плановыми бюджетными показателями.

(В статью 2 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 15.12.2020 №1081-IX)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 3. Бюджетный период

1. Бюджетный период для всех бюджетов, составляющих бюджетную систему Украины, составляет один календарный год, который начинается 1 января каждый год и заканчивается 31 декабря того же года. Непринятие Верховной Радой Украины закона о Государственном бюджете Украины до 1 января соответствующего года не является основанием для установления другого бюджетного периода.

2. В соответствии с Конституцией Украины бюджетный период для Государственного бюджета Украины при особых обстоятельствах может быть иным, чем предусмотрено частью первой этой статьи.

Особыми обстоятельствами, при которых Государственный бюджет Украины может быть утвержден на иной, чем предусмотрено частью первой этой статьи, бюджетный период, являются:

1) введение военного положения;

2) объявление чрезвычайного положения в Украине.

3. В случае утверждения Государственного бюджета Украины на иной, чем предусмотрено частью первой этой статьи, бюджетный период местные бюджеты должны быть утверждены на такой же период.

4. Для среднесрочного бюджетного планирования среднесрочный период включает плановый и следующие за плановым два бюджетных периода.

(В статью 3 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 06.12.2018 г. №2646-VIII)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 4. Состав бюджетного законодательства

1. Бюджетное законодательство состоит из:

1) Конституции Украины;

2) настоящего Кодекса;

2-1) Бюджетной декларации;

3) закона о Государственном бюджете Украины;

4) других законов, регулирующих бюджетные отношения, предусмотренные статьей 1 настоящего Кодекса;

5) нормативно-правовых актов Кабинета Министров Украины, принятых на основании и во исполнение настоящего Кодекса и других законов Украины, предусмотренных пунктами 3 и 4 этой части статьи;

6) нормативно-правовых актов органов исполнительной власти, принятых на основании и во исполнение этого Кодекса, других законов Украины и нормативно-правовых актов Кабинета Министров Украины, предусмотренных пунктами 3, 4 и 5 этой части статьи;

6-1) прогнозов местных бюджетов;

7) решений о местном бюджете;

8) решений органов Автономной Республики Крым, местных государственных администраций, органов местного самоуправления, принятых в соответствии с настоящим Кодексом, нормативно-правовые акты, предусмотренные пунктами 3, 4, 5, 6 и 7 этой части статьи.

На нормативно-правовые акты и решения, принятые на основании и во исполнение требований настоящего Кодекса, не распространяется действие законодательства о государственной регуляторной политике и регуляторной деятельности.

2. Бюджетная система Украины и Государственный бюджет Украины устанавливаются исключительно настоящим Кодексом и законом о Государственном бюджете Украины.

Если другим нормативно-правовым актом бюджетные отношения определяются иначе, чем в этом Кодексе, применяются соответствующие нормы этого Кодекса.

Исключительно законом о Государственном бюджете Украины определяются поступления и расходы Государственного бюджета Украины.

3. Если на ратификацию подаются международный договор Украины, выполнение которого требует принятия новых или внесения изменений в действующие законы Украины, которые регулируют бюджетные отношения, проекты таких законов подаются на рассмотрение Верховной Рады Украины вместе с проектом закона о ратификации и принимаются одновременно.

4. Рассмотрение законопроектов относительно их влияния на показатели бюджета и соответствия законам, регулирующим бюджетные отношения, осуществляется по особой процедуре, определенной статьей 27 этого Кодекса.

5. Изменения в данный Кодекс могут вноситься исключительно законами о внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины.

(Часть пятая введена в соответствии с Законом Украины от 16.10.2012 г. №5428-VI)

(В статью 4 внесены изменения в соответствии с Законами Украины от 24.12.2015 г. №914-VIII, 06.12.2018 г. №2646-VIII)

(см. предыдущую редакцию)

Глава 2. Бюджетная система Украины и ее принципы

Статья 5. Структура бюджетной системы Украины

1. Бюджетная система Украины состоит из:

1) государственного бюджета;

2) местных бюджетов:

а) бюджета Автономной Республики Крым;

б) областных бюджетов;

в) районных бюджетов;

г) бюджетов местного самоуправления

(Статья 5 изложена в новой редакции в соответствии с Законом Украины от 15.12.2020 №1081-IX)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 6. Сводный бюджет

1. Сводный бюджет является совокупностью показателей бюджетов, которые используются для анализа и прогнозирования экономического и социального развития государства.

2. Сводный бюджет Украины включает показатели Государственного бюджета Украины, сводного бюджета Автономной Республики Крым и сводных бюджетов областей, городов Киева и Севастополя.

3. Сводный бюджет Автономной Республики Крым включает показатели бюджета Автономной Республики Крым, районных бюджетов и бюджетов местного самоуправления на территории Автономной Республики Крым.

4. Сводный бюджет области включает показатели областного бюджета, районных бюджетов и бюджетов местного самоуправления на территории области.

5. Исключен в соответствии с Законом Украины от 17.09.2020 №907-IX

6. Сводный бюджет городской территориальной общины, в составе которой образованы районы в городе, включает показатели городского бюджета и бюджетов районов в городе (в случае образования районных в городе советов).

7. Исключена.

(В статью 6 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 15.12.2020 №1081-IX)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 7. Принципы бюджетной системы Украины

1. Бюджетная система Украины базируется на таких принципах:

1) принцип единства бюджетной системы Украины - единство бюджетной системы Украины обеспечивается единой правовой базой, единой денежной системой, единым регулированием бюджетных отношений, единой бюджетной классификацией, единством порядка выполнения бюджетов и ведения бухгалтерского учета и отчетности;

2) принцип сбалансированности - полномочия на осуществление расходов бюджета должны соответствовать объему поступлений бюджета на соответствующий бюджетный период;

3) принцип самостоятельности - Государственный бюджет Украины и местные бюджеты являются самостоятельными. Государство средствами государственного бюджета не несет ответственности за бюджетные обязательства органов власти Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления. Органы власти Автономной Республики Крым и органы местного самоуправления средствами соответствующих местных бюджетов не несут ответственности за бюджетные обязательства друг друга, а также за бюджетные обязательства государства. Самостоятельность бюджетов обеспечивается закреплением за ними соответствующих источников доходов бюджета, правом соответствующих органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления определять направления использования бюджетных средств в соответствии с законодательством Украины, правом Верховной Рады Автономной Республики Крым и соответствующих местных советов самостоятельно и независимо друг от друга рассматривать и утверждать соответствующие местные бюджеты;

4) принцип полноты - в состав бюджетов подлежат включению все поступления бюджетов и расходы бюджетов, которые осуществляются в соответствии с нормативно-правовыми актами органов государственной власти, органами власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления;

5) принцип обоснованности - бюджет формируется на реалистических макропоказателях экономического и социального развития Украины и расчетах поступлений бюджета и расходов бюджета, которые осуществляются в соответствии с утвержденными методиками и правилами;

6) принцип эффективности и результативности - при составлении и выполнении бюджетов все участники бюджетного процесса должны стремиться к достижению целей, запланированных на основании национальной системы ценностей и задач инновационного развития экономики, путем обеспечения качественного предоставления публичных услуг, при привлечении минимального объема бюджетных средств и достижения максимального результата при использовании определенного бюджетом объема средств;

7) принцип субсидиарности - распределение видов расходов между государственным бюджетом и местными бюджетами, а также между местными бюджетами базируется на необходимости максимально возможного приближения предоставления публичных услуг к их непосредственному потребителю;

8) принцип целевого использования бюджетных средств - бюджетные средства используются только на цели, определенные бюджетными назначениями и бюджетными ассигнованиями;

9) принцип справедливости и непредвзятости - бюджетная система Украины строится на основах справедливого и непредвзятого распределения общественного богатства между гражданами и территориальными общинами;

10) принцип публичности и прозрачности - информирование общественности по вопросам бюджетной политики составления, рассмотрения, утверждения, выполнения государственного бюджета и местных бюджетов, а также контроля за выполнением государственного бюджета и местных бюджетов.

(В статью 7 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 06.12.2018 г. №2646-VIII)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 8. Бюджетная классификация

1. Бюджетная классификация используется для составления и выполнения государственного и местных бюджетов, отчетности об их выполнении, осуществления контроля за финансовой деятельностью органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления, других распорядителей бюджетных средств, проведения финансового анализа в разрезе доходов, организационных, функциональных и экономических категорий расходов, кредитования, финансирования и долга, а также для обеспечения общегосударственной и международной сопоставимости бюджетных показателей. Бюджетная классификация является обязательной для применения всеми участниками бюджетного процесса в пределах бюджетных полномочий.

2. Центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализацию государственной финансовой и бюджетной политики (далее - Министерство финансов Украины) утверждает бюджетную классификацию, изменения к ней и информирует об этом Верховную Раду Украины.

3. Бюджетная классификация имеет такие составные части:

1) классификация доходов бюджета;

2) классификация расходов и кредитования бюджета;

3) классификация финансирования бюджета;

4) классификация долга.

(В статью 8 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 10.02.2015 г. №176-VIII)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 9. Классификация доходов бюджета

1. Доходы бюджета классифицируются по таким разделам:

1) налоговые поступления;

2) неналоговые поступления;

3) доходы от операций с капиталом;

4) трансферты.

2. Налоговыми поступлениями признаются установленные законами Украины о налогообложении общегосударственные налоги и сборы и местные налоги и сборы.

3. Неналоговыми поступлениями признаются:

1) доходы от собственности и предпринимательской деятельности;

2) административные сборы и платежи, доходы от некоммерческой хозяйственной деятельности;

2-1) собственные поступления бюджетных учреждений;

3) другие неналоговые поступления.

4. Трансферты - средства, полученные от других органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления, других государств или международных организаций на бесплатной и безвозвратной основе.

Статья 10. Классификация расходов и кредитования бюджета

1. Расходы и кредитование бюджета классифицируются по:

1) бюджетным программам (программная классификация расходов и кредитования бюджета);

2) признаку главного распорядителя бюджетных средств (ведомственная классификация расходов и кредитования бюджета);

3) функциям, с выполнением которых связаны расходы и кредитование бюджета (функциональная классификация расходов и кредитования бюджета).

2. Программная классификация расходов и кредитования бюджета используется в случае применения программно-целевого метода в бюджетном процессе. Программная классификация расходов и кредитования государственного бюджета (местного бюджета) формируется Министерством финансов Украины (местным финансовым органом) по предложениям, поданным главными распорядителями бюджетных средств во время составления проекта закона о Государственном бюджете Украины (проекта решения о местном бюджете) в бюджетных запросах при этом определяется путем распределения расходов и кредитования государственного бюджета (местного бюджета) по бюджетным программам в законе о Государственном бюджете Украины (решении о местном бюджете) и может быть уточнена при выполнении государственного бюджета (местного бюджета) при внесении изменений в закон о Государственном бюджете Украины (решение о местном бюджете) и в случае применения положений части шестой статьи 23 и части второй статьи 24 настоящего Кодекса.

Программная классификация расходов и кредитования местного бюджета формируется с учетом типовой программной классификации расходов и кредитования местного бюджета, которая утверждается Министерством финансов Украины.

Исключен в соответствии с Законом Украины от 22.11.2018 г. №2621-VIII.

3. Ведомственная классификация расходов и кредитования бюджета содержит перечень главных распорядителей бюджетных средств для систематизации расходов и кредитования бюджета по признаку главного распорядителя бюджетных средств. При этом ведомственная классификация расходов и кредитования государственного бюджета дополнительно содержит перечень главных распорядителей средств государственного бюджета для систематизации общегосударственных расходов и кредитования бюджета (которые предусматривают, прежде всего, выполнение мероприятий по реализации государственной политики с участием других органов власти) по признаку главного распорядителя средств государственного бюджета.

На основании ведомственной классификации расходов и кредитования бюджета Казначейство Украины составляет и ведет единый реестр распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств.

Главные распорядители бюджетных средств определяют сеть распорядителей бюджетных средств низшего уровня и получателей бюджетных средств с учетом требований относительно формирования единого реестра распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств и данных такого реестра.

4. Функциональная классификация расходов и кредитования бюджета имеет такие уровни детализации:

1) разделы, в которых систематизируются расходы и кредитование бюджета, связанные с выполнением функций государства, Автономной Республики Крым или местного самоуправления;

2) подразделы и группы, в которых конкретизируются расходы и кредитование бюджета на выполнение функций государства, Автономной Республики Крым или местного самоуправления.

5. Расходы бюджета классифицируются по экономической характеристике операций, которые осуществляются при их проведении (экономическая классификация расходов бюджета).

По экономической классификации расходов бюджета расходы бюджета подразделяются на текущие и капитальные.

6. Классификация кредитования бюджета систематизирует кредитование бюджета по типу заемщика и разделяет операции по кредитованию на предоставление кредитов из бюджета и возврату кредитов в бюджет.

7. В составе расходов бюджета выделяются расходы потребления и затраты (расходы) развития в соответствии с бюджетной классификацией.

(В статью 10 внесены изменения в соответствии с Законами Украины от 22.11.2018 г. №2621-VIII, 06.12.2018 г. №2646-VIII)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 11. Классификация финансирования бюджета

1. Классификация финансирования бюджета содержит источники получения финансовых ресурсов, необходимых для покрытия дефицита бюджета, и направления расходования финансовых ресурсов, которые образовались в результате профицита бюджета. Расходы на погашение долга относятся в состав финансирования бюджета.

2. Финансирование бюджета классифицируется по:

1) типу кредитора (по категориям кредиторов или владельцев долговых обязательств);

2) типу долгового обязательства (по средствам, которые используются для финансирования бюджета).

Статья 12. Классификация долга

1. Классификация долга систематизирует информацию о всех долговых обязательствах государства, Автономной Республики Крым областного совета, городской территориальной общины.

2. Долг классифицируется по типу кредитора и по типу долгового обязательства.

(В статью 12 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 15.12.2020 №1081-IX)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 13. Составные части бюджета

1. Бюджет может состоять из общего и специального фондов.

2. Составными частями общего фонда бюджета являются:

1) все доходы бюджета, кроме тех, которые предназначены для зачисления в специальный фонд бюджета;

2) все расходы бюджета, которые осуществляются за счет поступлений общего фонда бюджета;

3) кредитование бюджета (возврат кредитов в бюджет без определения целевого направления и предоставления кредитов из бюджета, который осуществляется за счет поступлений общего фонда бюджета);

4) финансирование общего фонда бюджета.

3. Составными частями специального фонда бюджета являются:

1) доходы бюджета (включая собственные поступления бюджетных учреждений), которые имеют целевое направление;

2) расходы бюджета, которые осуществляются за счет конкретно определенных поступлений специального фонда бюджета (в том числе собственных поступлений бюджетных учреждений);

3) кредитование бюджета (возврат кредитов в бюджет с определением целевого направления и предоставления кредитов из бюджета, который осуществляется за счет конкретно определенных поступлений специального фонда бюджета);

4) финансирование специального фонда бюджета.

4. Собственные поступления бюджетных учреждений получаются дополнительно к средствам общего фонда бюджета и включаются в специальный фонд бюджета. При этом поступления бюджетных учреждений в виде имущества (активов) в натуральной форме, полученные от других бюджетных учреждений, выполняющих в соответствии с законодательством функции по управлению объектами государственной (коммунальной) собственности, в рамках соответствующего бюджета, не являются собственными поступлениями таких бюджетных учреждений.

Собственные поступления бюджетных учреждений подразделяются на такие группы:

первая группа - поступления от платы за услуги, которые предоставляются бюджетными учреждениями в соответствии с законодательством;

вторая группа - другие источники собственных поступлений бюджетных учреждений.

В составе первой группы выделяются такие подгруппы:

подгруппа 1 - плата за услуги, которые предоставляются бюджетными учреждениями согласно их основной деятельности;

подгруппа 2 - поступления бюджетных учреждений от дополнительной (хозяйственной) деятельности;

подгруппа 3 - плата за аренду имущества бюджетных учреждений, которая осуществляется согласно Закону Украины "Об аренде государственного и коммунального имущества".

подгруппа 4 - поступления бюджетных учреждений от реализации в установленном порядке имущества (кроме недвижимого имущества).

В составе второй группы выделяются такие подгруппы:

подгруппа 1 - благотворительные взносы, гранты и подарки;

подгруппа 2 - поступления, которые получают бюджетные учреждения от предприятий, организаций, физических лиц и от других бюджетных учреждений для выполнения целевых мероприятий в том числе мероприятий по отчуждению для общественных потребностей земельных участков и размещенных на них других объектов недвижимого имущества, которые находятся в частной собственности физических или юридических лиц;

подгруппа 3 - поступления, которые получают государственные и коммунальные учреждения профессионального (профессионально-технического), профессионального предвысшего и высшего образования от размещения на депозитах временно свободных бюджетных средств, полученных за предоставление платных услуг, если таким заведениям законом предоставлено соответствующее право, средства, которые получают государственные и коммунальные учреждения профессионального предвысшего и высшего образования, научные учреждения и учреждения культуры как проценты, начисленные на остаток средств на текущих счетах, открытых в банках государственного сектора для размещения собственных поступлений, полученных в качестве платы за услуги, предоставляемые ими согласно основной деятельности, благотворительные взносы и гранты.

Абзац четырнадцатый утратил силу в соответствии с Законом Украины от 12.09.2019 г. №76-IX

Собственные поступления бюджетных учреждений используются (с учетом части девятой статьи 51 этого Кодекса) на:

покрытие расходов, связанных с организацией и предоставлением услуг, которые предоставляются бюджетными учреждениями согласно их основной деятельности (за счет поступлений подгруппы 1 первой группы);

организацию дополнительной (хозяйственной) деятельности бюджетных учреждений (за счет поступлений подгруппы 2 первой группы);

содержание, обустройство, ремонт и приобретение имущества бюджетных учреждений (за счет поступлений подгруппы 3 первой группы);

ремонт, модернизацию или приобретение новых необоротных активов и материальных ценностей, покрытие расходов, связанных с организацией сбора и транспортировки отходов и лома на приемные пункты (за счет поступлений подгруппы 4 первой группы);

хозяйственные потребности бюджетных учреждений, включая оплату коммунальных услуг и энергоносителей (за счет поступлений подгрупп 2 и 4 первой группы);

организацию основной деятельности бюджетных учреждений (за счет поступлений подгрупп 1 и 3 второй группы);

выполнение соответствующих целевых мероприятий (за счет поступлений подгруппы 2 второй группы).

5. Распределение бюджета на общий и специальный фонды, их составные части определяются исключительно этим Кодексом и законом о Государственном бюджете Украины.

6. Основанием для решения Верховной Рады Автономной Республики Крым, соответствующего местного совета о создании специального фонда в составе местного бюджета может быть исключительно этот Кодекс и закон о Государственном бюджете Украины.

7. Передача средств между общим и специальным фондами бюджета разрешается только в пределах бюджетных назначений путем внесения изменений в закон о Государственном бюджете Украины, принятия решения о местном бюджете или о внесении изменений в него (кроме случая, предусмотренного частью второй статьи 57 этого Кодекса).

8. Платежи за счет специального фонда бюджета осуществляются в пределах средств, которые фактически поступили в этот фонд на соответствующую цель (с соблюдением требований части второй статьи 57 этого Кодекса), если этим Кодексом и/или законом о Государственном бюджете Украины (решением о местном бюджете) не установлено другое.

9. Создание внебюджетных фондов органами государственной власти, органами власти Автономной Республики Крым, органами местного самоуправления и другими бюджетными учреждениями не допускается. Открытие внебюджетных счетов для размещения бюджетных средств (включая собственные поступления бюджетных учреждений) органами государственной власти, органами власти Автономной Республики Крым, органами местного самоуправления и другими бюджетными учреждениями запрещается, кроме случаев, предусмотренных частью восьмой статьи 16 и частью второй статьи 78 настоящего Кодекса, а также кроме размещения заграничными дипломатическими учреждениями Украины бюджетных средств на текущих счетах иностранных банков, размещенные на текущих счетах в банках государственного сектора собственных поступлений государственных и коммунальных учреждений профессионального предвысшего и высшего образования, научных учреждений и учреждений культуры, полученных в качестве платы за услуги, предоставляемые ими согласно основной деятельности, благотворительные взносы и гранты, в в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины, размещение учреждениями профессионального (профессионально-технического), профессионального предвысшего и высшего образования на депозитах временно свободных бюджетных средств, полученных за предоставление платных услуг, в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины, если таким заведениям законом предоставлено соответствующее право и размещение на счетах банков поступлений, определенных пунктом 1 части третьей статьи 15, пунктом 13 части третьей статьи 29 и пунктом 12 части первой статьи 69-1 настоящего Кодекса, в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

10. Плановые и отчетные показатели относительно бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость, возврата кредитов в бюджет, погашения долга, размещения бюджетных средств на депозитах, приобретения ценных бумаг, обеспечения установленного размера оборотного остатка бюджетных средств и другие соответствующие показатели, определенные Министерством финансов Украины, обязательно отображаются с отрицательным значением.

(В статью 13 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 15.12.2020 №1081-IX)
(см. предыдущую редакцию)

Глава 3. Финансирование бюджета (дефицит, профицит) и государственный (местный) долг

Статья 14. Дефицит и профицит бюджета, остаток бюджетных средств

1. Утверждение бюджета с дефицитом разрешается в случае наличия обоснованных источников финансирования бюджета с учетом особенностей, определенных статьей 72 этого Кодекса.

Определенный Бюджетной декларацией показатель дефицита государственного бюджета на каждый год среднесрочного периода не может превышать 3 процента прогнозного номинального объема валового внутреннего продукта Украины на соответствующий год.

(Действие абзаца второго части первой статьи 14 приостановлено на 2021 год в соответствии с Законом Украины от 15.12.2020 г. №1082-IX)

(Временно, со дня вступления в силу Закона Украины от 13.04.2020 г. №553-IX, до 1 января 2021 года, не применяются нормы абзаца второго части первой статьи 14 в соответствии с Законом Украины от 13.04.2020 г. №553-IX

Предельный объем дефицита государственного бюджета, определенный законом о Государственном бюджете Украины, не может превышать определенный Бюджетной декларацией показатель дефицита государственного бюджета на соответствующий бюджетный период.

(Действие абзаца третьего части первой статьи 14 приостановлено на 2021 год в соответствии с Законом Украины от 15.12.2020 г. №1082-IX)

(Временно, со дня вступления в силу Закона Украины от 13.04.2020 г. №553-IX, до 1 января 2021 года, не применяются нормы абзаца третьего части первой статьи 14 в соответствии с Законом Украины от 13.04.2020 г. №553-IX

2. Профицит бюджета утверждается с целью погашения долга, обеспечения установленного размера оборотного остатка бюджетных средств и приобретения ценных бумаг с учетом особенностей, определенных статьей 72 этого Кодекса.

3. Оборотный остаток бюджетных средств - часть остатка средств общего фонда соответствующего бюджета, которая образовывается для покрытия временных кассовых разрывов.

Оборотный остаток бюджетных средств устанавливается в размере не более 2 процентов плановых расходов общего фонда бюджета и утверждается в законе о Государственном бюджете Украины (решении о местном бюджете).

На конец бюджетного периода оборотный остаток бюджетных средств должен быть сохранен в установленном размере.

4. Превышение остатка средств общего фонда бюджета над оборотным остатком бюджетных средств на конец бюджетного периода составляет свободный остаток бюджетных средств, который используется на осуществление расходов бюджета в соответствии с законом о Государственном бюджете Украины и/или изменениями к нему (изменениями к решению о местном бюджете).

(В статью 14 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 06.12.2018 г. №2646-VIII)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 15. Источники финансирования бюджета

1. Источниками финансирования бюджета являются:

1) средства от государственного (местных) внутреннего и внешнего заимствования;

2) средства от приватизации государственного имущества (включая другие поступления, непосредственно связанные с процессом приватизации) - относительно государственного бюджета;

3) возврат бюджетных средств с депозитов, поступления вследствие продажи/предъявления ценных бумаг;

4) свободный остаток бюджетных средств с соблюдением условий, определенных этим Кодексом включая остаток средств государственного бюджета, сформированный за счет сверхплановых государственных заимствований, осуществленных в предыдущем бюджетном периоде в соответствии с частью одиннадцатой статьи 16 настоящего Кодекса;

5) временно свободные средства единого казначейского счета.

2. Источником финансирования бюджета не могут быть эмиссионные средства Национального банка Украины.

3. Источниками формирования специального фонда Государственного бюджета Украины в части финансирования являются:

1) кредиты (займы), привлекаемые государством от иностранных государств, иностранных финансовых учреждений и международных финансовых организаций для реализации инвестиционных проектов;

2) другие поступления, определенные законом о Государственном бюджете Украины.

(Часть 3 введена в соответствии с Законом Украины от 16.10.2012 г. №5428-VI)

4. В случае уменьшения объема источников финансирования государственного бюджета определенного типа по сравнению с объемом, определенным законом о Государственном бюджете Украины, допускается по решению Кабинета Министров Украины, согласованному с Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам бюджета, увеличения объема источников финансирования государственного бюджета другого типа с соблюдением предельного объема годового дефицита государственного бюджета.

(Часть 4 введена в соответствии с Законом Украины от 16.10.2012 г. №5428-VI)

(В статью 15 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 15.12.2020 №1081-IX)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 15-1. Управление государственным долгом и гарантированным государством долгом

1. Управление государственным долгом и гарантированным государством долгом осуществляется центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную бюджетную политику в сфере управления государственным долгом и гарантированным государством долгом (далее - Долговое агентство Украины). Деятельность Долгового агентства Украины направляется и координируется Кабинетом Министров Украины через члена Кабинета Министров Украины, ответственного за формирование и реализацию государственной финансовой и бюджетной политики, или лица, исполняющего его обязанности (далее - Министр финансов Украины).

2. Министерство финансов Украины осуществляет контроль за управлением государственным долгом и гарантированным государством долгом, обеспечивая определение организационно-методологических основ осуществления такого управления и систематическое проведение анализа результатов и эффективности такого управления.

Счетная палата не менее чем один раз в три года осуществляет государственный внешний финансовый контроль (аудит) деятельности Долгового агентства Украины в части управления государственным долгом и гарантированным государством долгом.

3. Долговое агентство Украины готовит ежегодный отчет о результатах управления государственным долгом и гарантированным государством долгом и публикует такой отчет на своем официальном сайте не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.

Статья 16. Осуществление государственного (местных) заимствования и управления государственным (местным) долгом

1. Государственные заимствования осуществляются в пределах, определенных законом о Государственном бюджете Украины (кроме случаев, предусмотренных частью четвертой статьи 15 данного Кодекса абзацем первым части седьмой и абзацем первым части одиннадцатой этой статьи), с соблюдением предельного объема государственного долга на конец бюджетного периода (кроме случаев, предусмотренных частью четвертой статьи 15 данного Кодекса и абзацем первым части одиннадцатой настоящей статьи).

(Абзац первый части первой статьи 16 изложен в новой редакции в соответствии с Законом Украины от 16.10.2012 г. №5428-VI)

(см. предыдущую редакцию)

Право на осуществление государственного внутреннего и внешнего заимствования, принадлежит государству в лице Председателя Долгового агентства Украины или лица, исполняющего его обязанности (далее - Председатель Долгового агентства Украины), по поручению Министра финансов Украины.

Кабинет Министров Украины определяет основные условия осуществления государственных заимствований, в том числе основные условия кредитных договоров и основные условия выпусков и порядок размещения государственных ценных бумаг.

В случае уменьшения объема средств от государственного внутреннего (внешних) заимствования по сравнению с объемом, определенным законом о Государственном бюджете Украины, в связи с ухудшением условий такого заимствования и/или конъюнктуры финансового рынка допускается увеличение объема средств от государственного внешнего (внутренних) заимствования с соблюдением предельного объема государственного долга.

В случае уменьшения (увеличения) объема платежей по погашению государственного долга в связи с улучшением (ухудшением) условий на финансовом рынке по сравнению с объемом, определенным законом о Государственном бюджете Украины, допускается уменьшение (увеличение) объема государственного заимствования с соблюдением определенного законом о Государственном бюджете Украины объема финансирования государственного бюджета по долговым операциям.

2. Кредиты (займы) от иностранных государств, иностранных финансовых учреждений и международных финансовых организаций для реализации инвестиционных проектов привлекаются государством на основании международных договоров Украины и относятся к государственным внешним заимствованиям. Средства для реализации таких инвестиционных проектов, а также расходы на обслуживание и погашение соответствующих кредитов (ссуд) предусматриваются в законе о Государственном бюджете Украины в течение всего срока действия кредитных договоров. Соответствующие международные договоры не требуют ратификации, если другое не установлено законом.

3. Верховная Рада Автономной Республики Крым, областные и городские советы имеют право осуществлять местные внутренние заимствования (за исключением случаев, предусмотренных статьей 73 настоящего Кодекса).

Местные внешние заимствования путем получения кредитов (займов) от международных финансовых организаций могут осуществлять Верховная Рада Автономной Республики Крым, областные советы и городские советы. Другие местные внешние заимствования могут осуществлять только Верховная Рада Автономной Республики Крым, Киевский, Севастопольский городские советы, городские советы городских территориальных общин с административным центром в городе областного значения.

Право на осуществление местного заимствования в пределах, определенных решением о местном бюджете, с учетом статьи 74 этого Кодекса принадлежит Автономной Республике Крым областном совете, территориальной общине города в лице руководителя местного финансового органа по поручению Верховной Рады Автономной Республики Крым, областного совета, городского совета.

4. Бюджетное учреждение не имеет права осуществлять заимствование в какой-либо форме (кроме случаев, предусмотренных настоящим Кодексом) или предоставлять юридическим или физическим лицам кредиты из бюджета (если не установлены соответствующие бюджетные назначения на предоставление кредитов из бюджета).

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.

Раздел I. Бюджетная система Украины и основы бюджетного процесса Глава 1. Общие положения Статья 1. Отношения, которые регулируются Бюджетным кодексом Украины Статья 2. Определение основных терминов Статья 3. Бюджетный период Статья 4. Состав бюджетного законодательства Глава 2. Бюджетная система Украины и ее принципы Статья 5. Структура бюджетной системы Украины Статья 6. Сводный бюджет Статья 7. Принципы бюджетной системы Украины Статья 8. Бюджетная классификация Статья 9. Классификация доходов бюджета Статья 10. Классификация расходов и кредитования бюджета Статья 11. Классификация финансирования бюджета Статья 12. Классификация долга Статья 13. Составные части бюджета Глава 3. Финансирование бюджета (дефицит, профицит) и государственный (местный) долг Статья 14. Дефицит и профицит бюджета, остаток бюджетных средств Статья 15. Источники финансирования бюджета Статья 15-1. Управление государственным долгом и гарантированным государством долгом Статья 16. Осуществление государственного (местных) заимствования и управления государственным (местным) долгом Статья 17. Государственные и местные гарантии Статья 18. Предельные объемы государственного (местного) долга и государственных (местных) гарантий Глава 4. Бюджетный процесс и его участники Статья 19. Стадии и участники бюджетного процесса Статья 20. Применение программно-целевого метода в бюджетном процессе Статья 21. Статья 22. Распорядители бюджетных средств Статья 23. Бюджетные назначения и ассигнования Статья 24. Резервный фонд бюджета Статья 24-1. Государственный фонд регионального развития Статья 24-2. Государственный дорожный фонд Статья 24-3. Государственный фонд обращения с радиоактивными отходами Статья 24-4. Государственный фонд развития водного хозяйства Статья 25. Бесспорное списание средств бюджета и возмещение убытков, нанесенных бюджету Статья 26. Контроль и аудит в бюджетном процессе Статья 27. Представление и рассмотрение законопроектов, которые влияют на показатели бюджета, и введение в действие таких законов Статья 28. Доступность информации о бюджете Раздел II. Государственный бюджет Украины Глава 5. Доходы, расходы и кредитование Государственного бюджета Украины Статья 29. Состав доходов Государственного бюджета Украины Статья 30. Состав расходов и кредитования Государственного бюджета Украины Статья 31. Тайные расходы Глава 6. Составление Бюджетной декларации и проекта Государственного бюджета Украины Статья 32. Организационные основы составления Бюджетной декларации и проекта Государственного бюджета Украины Статья 32-1. Управление фискальными рисками Статья 33. Составление и одобрение Бюджетной декларации Статья 33-1. Государственные капитальные вложения на разработку и реализацию государственных инвестиционных проектов Статья 34. Инструкции по подготовке бюджетных запросов Статья 35. Составление бюджетного запроса Статья 36. Анализ бюджетных запросов и разработка проекта Государственного бюджета Украины Статья 37. Одобрение Кабинетом Министров Украины проекта закона о Государственном бюджете Украины Статья 38. Материалы, которые прилагаются к проекту закона о Государственном бюджете Украины Глава 7. Рассмотрение и утверждение Государственного бюджета Украины Статья 39. Рассмотрение и утверждение Государственного бюджета Украины Статья 40. Предмет регулирования закона о Государственном бюджете Украины Статья 41. Особенности формирования поступлений бюджета и осуществления расходов бюджета в случае несвоевременного вступления в силу закона о Государственном бюджет Украины Глава 8. Выполнение Государственного бюджета Украины Статья 42. Организация выполнения государственного бюджета Статья 43. Казначейское обслуживание бюджетных средств Статья 44. Роспись Государственного бюджета Украины Статья 45. Выполнение Государственного бюджета Украины по доходам Статья 46. Стадии выполнения бюджета по расходам и кредитованию Статья 47. Установление бюджетных ассигнований распорядителям бюджетных средств Статья 48. Взятие бюджетных обязательств Статья 49. Осуществление платежей в соответствии с взятыми бюджетными обязательствами Статья 50. Возвращение кредитов в бюджет Статья 51. Особенности осуществления отдельных расходов бюджета Глава 9. Внесение изменений в Закон о Государственном бюджете Украины Статья 52. Порядок внесения изменений в закон о Государственном бюджете Украины Статья 53. Перевыполнение поступлений общего фонда Государственного бюджета Украины Статья 54. Сокращение расходов и кредитования общего фонда Государственного бюджета Украины Статья 55. Защищенные расходы бюджета Глава 10. Бухгалтерский учет и отчетность о выполнении Государственного бюджета Украины Статья 56. Ведение бухгалтерского учета выполнения Государственного бюджета Украины Статья 57. Порядок закрытия счетов после окончания бюджетного периода Статья 58. Отчетность о выполнении Государственного бюджета Украины Статья 59. Месячный отчет о выполнении Государственного бюджета Украины Статья 60. Квартальный отчет о выполнении Государственного бюджета Украины Статья 61. Годовой отчет о выполнении закона о Государственном бюджете Украины Статья 62. Рассмотрение годового отчета о выполнении закона о Государственном бюджете Украины Раздел III. Местные бюджеты Глава 11. Поступления и расходы местных бюджетов Статья 63. Структура местных бюджетов Статья 64. Состав доходов общего фонда бюджетов сельских, поселковых, городских территориальных общин Статья 64-1. Состав доходов общего фонда районных бюджетов Статья 65. Статья 66. Состав доходов общего фонда бюджета Автономной Республики Крым, областных бюджетов Статья 67. Отдельные особенности формирования местных бюджетов Статья 67-1. Особенности взаимоотношений государственного бюджета с бюджетами Автономной Республики Крым и города Севастополя Статья 67-2. Особенности формирования и исполнения местных бюджетов в Донецкой и Луганской областях на период проведения антитеррористической операции и/или операции Объединенных сил Статья 68. Состав доходов и расходов бюджетов районов в городах Статья 69. Статья 69-1. Поступление специального фонда местных бюджетов Статья 70. Расходы и кредитование местных бюджетов Статья 71. Бюджет развития местных бюджетов Статья 72. Особенности утверждения местного бюджета с дефицитом или профицитом Статья 73. Ссуды местным бюджетам Статья 74. Особенности осуществления местных заимствований и предоставления местных гарантий Глава 12. Составление, рассмотрение, утверждение, исполнение и отчетность местных бюджетов Статья 75. Организационные основы составления прогнозов местных бюджетов и проектов местных бюджетов Статья 75-1. Составление и одобрение прогноза местного бюджета Статья 76. Проект решения о местном бюджете и материалы, прилагаемые к нему, предмет регулирования решения о местном бюджете Статья 77. Утверждение местных бюджетов Статья 78. Исполнение местных бюджетов Статья 79. Особенности формирования поступлений и осуществления расходов местного бюджета в случае несвоевременного принятия решения о местном бюджете Статья 80. Отчетность об исполнении местных бюджетов Раздел IV. Межбюджетные отношения Глава 13. Общие положения Статья 81. Понятие и цель регулирования межбюджетных отношений Статья 82. Виды расходов бюджетов Статья 83. Источники осуществления расходов бюджетов Статья 84. Обеспечение осуществления расходов Статья 85. Передача государством права на осуществление расходов Статья 86. Критерии разграничения видов расходов между местными бюджетами Глава 14. Разграничение расходов между бюджетами Статья 87. Расходы, осуществляемые из Государственного бюджета Украины Статья 88. Статья 89. Расходы, осуществляемые из бюджетов сельских, поселковых, городских территориальных общин Статья 90. Расходы, которые осуществляются из бюджета Автономной Республики Крым и областных бюджетов Статья 91. Расходы местных бюджетов, которые могут осуществляться со всех местных бюджетов Статья 92. Статья 93. Передача средств между местными бюджетами на осуществление расходов местных бюджетов, которые Глава 16. Межбюджетные трансферты Статья 96. Виды межбюджетных трансфертов Статья 97. Трансферты, которые предоставляются из Государственного бюджета Украины местным бюджетам Статья 98. Горизонтальное выравнивание налогоспособности областных бюджетов Статья 99. Горизонтальное выравнивание налогоспособности бюджетов местного самоуправления, кроме бюджетов городов Киева и Севастополя и районов в городах Статья 100. Индекс налогоспособности местного бюджета Статья 101. Межбюджетные трансферты между местными бюджетами Статья 102. Статья 103. Дополнительная дотация на компенсацию потерь доходов местных бюджетов вследствие предоставленных государством налоговых льгот Статья 103-1. Субвенция из государственного бюджета местным бюджетам на финансовое обеспечение строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения, улиц и дорог коммунальной собственности в населенных пунктах Статья 103-2. Образовательная субвенция Статья 103-3. Субвенция на оказание государственной поддержки лицам с особыми образовательными потребностями Статья 103-4. Медицинская субвенция Статья 103-5. Статья 103-6. Дополнительная дотация на осуществление переданных из государственного бюджета расходов по содержанию учреждений образования и здравоохранения Статья 104. Субвенции на содержание объектов общего пользования или ликвидацию негативных последствий деятельности объектов общего пользования Статья 105. Субвенции на выполнение инвестиционных проектов Статья 106. Статья 107.  Статья 108. Порядок перечисления межбюджетных трансфертов Раздел V. Контроль за соблюдением бюджетного законодательства и ответственность за нарушение бюджетного законодательства Глава 17. Контроль за соблюдением бюджетного законодательства Статья 109. Полномочия Верховной Рады Украины по контролю за соблюдением бюджетного законодательства Статья 110. Полномочия Счетной палаты по контролю за соблюдением бюджетного законодательства Статья 111. Полномочия Министерства финансов Украины и местных финансовых органов по контролю за соблюдением бюджетного законодательства Статья 112. Полномочия Казначейства Украины по контролю за соблюдением бюджетного законодательства Статья 113. Полномочия органов государственного финансового контроля по контролю за соблюдением бюджетного законодательства Статья 114. Полномочия Верховной Рады Автономной Республики Крым и соответствующих местных советов по контролю за соблюдением бюджетного законодательства Статья 115. Полномочия Совета Министров Автономной Республики Крым, местных государственных администраций и исполнительных органов соответствующих местных советов по контролю за соблюдением бюджетного законодательства Глава 18. Ответственность и меры воздействия за совершенные нарушения бюджетного законодательства Статья 116. Нарушение бюджетного законодательства Статья 117. Меры воздействия за нарушение бюджетного законодательства Статья 118. Применение мер воздействия за нарушение бюджетного законодательства Статья 119. Нецелевое использование бюджетных средств Статья 120. Остановка операций с бюджетными средствами Статья 121. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства Статья 122. Контроль за соблюдением бюджетного законодательства в части межбюджетных трансфертов Статья 123. Ответственность органов Казначейства Украины Статья 124. Обжалование решения о применении мер воздействия за нарушение бюджетного законодательства Раздел VI. Заключительные и переходные положения