Дата обновления БД:
28.03.2024
Добавлено/обновлено документов:
132 / 332
Всего документов в БД:
132538
Неофициальный перевод
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА
от 23 сентября 2010 года №231
О внутренней торговле
(В редакции Законов Республики Молдова от 28.07.2011 г. №175, 23.12.2011 г. №267, 06.03.2012 г. №33, 25.05.2012 г. №120, 02.11.2012 г. №241, 13.12.2012 г. №101, 27.12.2012 г. №318, 21.03.2013 г. №41, 21.03.2013 г. №42, 23.12.2013 г. №324, 23.12.2013 г. №321, 03.12.2015 г. №218, 01.07.2016 г. №153, 07.07.2016 г. №160, 16.12.2016 г. №281, 05.05.2017 г. №80, 07.07.2017 г. №134, 21.09.2017 г. №185, 24.05.2018 г. №79, 08.11.2018 г. №235 (вступил в силу 07.06.2019 г.), 29.11.2018 г. №274, 11.06.2020 г. №91, 04.12.2020 г. №225 (см. сроки вступ в силу), 16.12.2020 г. №236)
(По всему тексту Закона с последующими изменениями и дополнениями, слова "Министерство экономики" заменены словами "Министерство экономики и инфраструктуры" в соответствующем падеже в соответствии с Законом Республики Молдова от 24.05.2018 г. №79)
Парламент принимает настоящий органический закон.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Цель и задачи закона
(1) Целью настоящего закона является создание соответствующей правовой основы для осуществления торговой деятельности посредством развития сети распределения товаров и коммерческих услуг в условиях свободной конкуренции, защиты жизни, здоровья, безопасности и экономических интересов потребителей.
(2) Настоящий закон определяет общие принципы осуществления торговой деятельности на территории Республики Молдова.
(3) Настоящий закон предусматривает выполнение следующих задач:
a) стимулирование деятельности по реализации товаров и услуг;
b) поощрение свободной инициативы, обеспечение лояльной конкуренции и свободного движения товаров и коммерческих услуг;
c) максимальное удовлетворение потребностей потребителей в различных товарах и услугах, обеспечение пищевой и потребительской безопасности;
d) поощрение развития малых и средних предприятий;
e) совершенствование институциональной базы по регулированию торговой деятельности;
f) создание механизма взаимодействия между органами центрального и местного публичного управления в сфере торговли;
g) модернизация и развитие форм распределения товаров и оказания коммерческих услуг;
h) упрощение процедуры начала торговой деятельности;
i) координация функций государственных учреждений, уполномоченных осуществлять надзор в сфере торговли.
Статья 2. Сфера регулирования
(1) Настоящий закон регулирует деятельность в области внутренней торговли, устанавливает основные требования к осуществлению данной деятельности, формы ее осуществления и полномочия центральных отраслевых органов публичного управления и органов местного публичного управления в сфере торговли.
(2) Для целей настоящего закона виды деятельности по торговле продовольственными и непродовольственными товарами и предоставлению услуг определены согласно Классификатору видов экономической деятельности Молдовы (КЭДМ) и представлены в приложении 1.
(В статью 2 внесены изменения в соответствии с Законами Республики Молдова от 13.12.2012 г. №101, 01.07.2016 г. №153)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 3. Понятия
В целях настоящего закона следующие используемые понятия означают:
торговая деятельность - предпринимательская деятельность, начатая на основе установленных отношений в области реализации произведенных, переработанных или приобретенных товаров, а также в области выполнения различных видов работ и оказания услуг, в целях удовлетворения частных экономических интересов и обеспечения источника доходов;
коммерческая услуга - деятельность, осуществляемая в связи с актом продажи (оказания), которая обеспечивает потребителю выгоду и удовлетворение без осуществления физического обмена в виде материальной ценности;
коммерсант - физическое или юридическое лицо, осуществляющие деятельность в сфере торговли;
единое окно – процедура, посредством которой орган местного публичного управления проверяет достоверность данных, указанных коммерсантом в уведомлении о начале торговой деятельности, и/или направляет поданные коммерсантом уведомление и документы отраслевым органам на утверждение или для получения выдаваемых ими разрешительных документов в режиме онлайн, без участия коммерсанта;
оптовая торговля - деятельность, осуществляемая коммерсантами, приобретающими товары с целью перепродажи их другим коммерсантам или профессиональным пользователям (сельскохозяйственным производителям, промышленникам, поставщикам услуг, ремесленникам);
розничная торговля - деятельность, осуществляемая коммерсантами, напрямую реализующими товары потребителям для их личного пользования (конечного потребления);
торговля cash and carry – форма торговли по принципу самообслуживания на основе удостоверения доступа; деятельность, осуществляемая коммерсантами, продающими товары посредством системы самообслуживания юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, включая крестьянские хозяйства, патентообладателей, лиц, оказывающих профессиональные услуги согласно закону, и физическим лицам, зарегистрированным в базе данных продавца, для целей перепродажи и/или переработки, а также использования в качестве продукции конечного потребления, с сохранением дифференцированного режима розничных и оптовых цен;
мелкорозничная торговля – деятельность по розничной торговле, выполняемая посредством перехода с одного места на другое, с использованием передвижных единиц;
торговая единица - объект (площадь), где происходят оперативные процессы движения товаров/услуг (прием, хранение и продажа). Торговая единица может идентифицироваться индивидуальным почтовым адресом;
предприятие общественного питания – торговая единица или торговое место, где оказываются услуги по подготовке, приготовлению, представлению, продаже и подаче пищевых продуктов, обслуживанию церемоний и мероприятий, а также осуществляется сопутствующая таким услугам деятельность по организации досуга. Данные услуги могут оказываться как в рамках предприятия общественного питания, так и вне такового;
торговое место – площадь земельного участка или площадь в определенном помещении, где имеет место продажа товаров и услуг посредством:
a) передвижных единиц;
b) конструкций и элементов конструкций, временно развертываемых в рамках торгов, ярмарок, культурных, туристических, спортивных и других подобных мероприятий;
c) периметра, в пределах которого имеет место мелкорозничная торговля без передвижной единицы.
Торговое место не может идентифицироваться индивидуальным почтовым адресом;
передвижные единицы – мобильные стенды, прилавки, лотки, столики, тележки, торговые аппараты-автоматы, прицепы, автоприцепы, специально оборудованные автомобили/автолавки или другое передвижное оборудование для торговли, предназначенные для осуществления торговой деятельности, включая торговлю лекарствами, другими фармацевтическими и парафармацевтическими изделиями;
информационный ресурс в сфере торговли – созданный и администрируемый Правительством государственный информационный ресурс, содержащий данные о торговых единицах и торговых местах и обеспечивающий взаимодействие органов местного публичного управления с другими государственными информационными ресурсами и органами публичной власти в части отношений, касающихся внутренней торговли;
торговая (коммерческая) площадь - площадь, к которой имеют доступ потребители в целях приобретения товаров/услуг, предназначенная для выкладки предлагаемых товаров, внесения платы за них и передвижения персонала в ходе осуществления своей деятельности. Не являются торговыми площади, предназначенные для приема, складирования, переработки и хранения товаров или продукции, а также офисы и вспомогательные помещения;
ценник - носитель информации (бумага, картон, пластмасса и т.д.) о стоимости, количестве, качестве продукта и его различных характеристиках;
продажная цена - окончательная цена единицы товара или определенного количества товара, включая НДС и все другие налоги;
цена единицы - окончательная цена, включая НДС и все другие налоги, единицы измерения продукта или отличительной количественной единицы, используемой при продаже специфических товаров;
товары, реализуемые насыпью, - товары, которые не расфасованы и взвешиваются в присутствии покупателей;
контрольная покупка - действие в рамках контроля, осуществляемого инспектором Агентства по защите прав потребителей и надзору за рынком, заключающееся в покупке товара/услуги с полной оплатой цены/тарифа с целью проверки соблюдения норм и правил торговли товарами и услугами. После предъявления инспектором служебного удостоверения купленные товары возвращаются по их стоимости;
закупочная стоимость товаров - покупная цена товаров, включая понесенные затраты по их транспортировке, погрузке и разгрузке, невозмещаемые налоги и сборы, таможенные пошлины и понесенные затраты по переработке, сортировке, упаковыванию запасов товаров в целях приведения их в форму и доставки к месту использования по назначению;
поставщик - физическое или юридическое лицо, осуществляющее на основании договора, заключенного в письменной форме с коммерсантом, деятельность по производству, переработке или распределению товаров в целях их продажи;
торговые скидки - предоставленное поставщиком коммерсанту снижение продажной цены, указанное в налоговой накладной или полученное после фактурирования (дисконт, скидка, бонус, ретро-бонус);
короткая продовольственная цепочка - цепь снабжения пищевыми продуктами, изготовленными и/или переработанными на территории Республики Молдова;
Недействующая редакция, не действует с 1 октября 2021 года