Недействующая редакция. Принята: 16.12.2020 / Вступила в силу: 22.03.2021

Недействующая редакция, не действует с 1 октября 2021 года

Неофициальный перевод

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

от 23 сентября 2010 года №231

О внутренней торговле

(В редакции Законов Республики Молдова от 28.07.2011 г. №175, 23.12.2011 г. №267, 06.03.2012 г. №33, 25.05.2012 г. №120, 02.11.2012 г. №241, 13.12.2012 г. №101, 27.12.2012 г. №318, 21.03.2013 г. №41, 21.03.2013 г. №42, 23.12.2013 г. №324, 23.12.2013 г. №321, 03.12.2015 г. №218, 01.07.2016 г. №153, 07.07.2016 г. №160, 16.12.2016 г. №281, 05.05.2017 г. №80, 07.07.2017 г. №134, 21.09.2017 г. №185, 24.05.2018 г. №79, 08.11.2018 г. №235 (вступил в силу 07.06.2019 г.), 29.11.2018 г. №274, 11.06.2020 г. №91, 04.12.2020 г. №225 (см. сроки вступ в силу), 16.12.2020 г. №236)

(По всему тексту Закона с последующими изменениями и дополнениями, слова "Министерство экономики" заменены словами "Министерство экономики и инфраструктуры" в соответствующем падеже в соответствии с Законом Республики Молдова от 24.05.2018 г. №79)

Парламент принимает настоящий органический закон.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Цель и задачи закона

(1) Целью настоящего закона является создание соответствующей правовой основы для осуществления торговой деятельности посредством развития сети распределения товаров и коммерческих услуг в условиях свободной конкуренции, защиты жизни, здоровья, безопасности и экономических интересов потребителей.

(2) Настоящий закон определяет общие принципы осуществления торговой деятельности на территории Республики Молдова.

(3) Настоящий закон предусматривает выполнение следующих задач:

a) стимулирование деятельности по реализации товаров и услуг;

b) поощрение свободной инициативы, обеспечение лояльной конкуренции и свободного движения товаров и коммерческих услуг;

c) максимальное удовлетворение потребностей потребителей в различных товарах и услугах, обеспечение пищевой и потребительской безопасности;

d) поощрение развития малых и средних предприятий;

e) совершенствование институциональной базы по регулированию торговой деятельности;

f) создание механизма взаимодействия между органами центрального и местного публичного управления в сфере торговли;

g) модернизация и развитие форм распределения товаров и оказания коммерческих услуг;

h) упрощение процедуры начала торговой деятельности;

i) координация функций государственных учреждений, уполномоченных осуществлять надзор в сфере торговли.

Статья 2. Сфера регулирования

(1) Настоящий закон регулирует деятельность в области внутренней торговли, устанавливает основные требования к осуществлению данной деятельности, формы ее осуществления и полномочия центральных отраслевых органов публичного управления и органов местного публичного управления в сфере торговли.

(2) Для целей настоящего закона виды деятельности по торговле продовольственными и непродовольственными товарами и предоставлению услуг определены согласно Классификатору видов экономической деятельности Молдовы (КЭДМ) и представлены в приложении 1.

(В статью 2 внесены изменения в соответствии с Законами Республики Молдова от 13.12.2012 г. №101, 01.07.2016 г. №153)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 3. Понятия

В целях настоящего закона следующие используемые понятия означают:

торговая деятельность - предпринимательская деятельность, начатая на основе установленных отношений в области реализации произведенных, переработанных или приобретенных товаров, а также в области выполнения различных видов работ и оказания услуг, в целях удовлетворения частных экономических интересов и обеспечения источника доходов;

коммерческая услуга - деятельность, осуществляемая в связи с актом продажи (оказания), которая обеспечивает потребителю выгоду и удовлетворение без осуществления физического обмена в виде материальной ценности;

коммерсант - физическое или юридическое лицо, осуществляющие деятельность в сфере торговли;

единое окно – процедура, посредством которой орган местного публичного управления проверяет достоверность данных, указанных коммерсантом в уведомлении о начале торговой деятельности, и/или направляет поданные коммерсантом уведомление и документы отраслевым органам на утверждение или для получения выдаваемых ими разрешительных документов в режиме онлайн, без участия коммерсанта;

оптовая торговля - деятельность, осуществляемая коммерсантами, приобретающими товары с целью перепродажи их другим коммерсантам или профессиональным пользователям (сельскохозяйственным производителям, промышленникам, поставщикам услуг, ремесленникам);

розничная торговля - деятельность, осуществляемая коммерсантами, напрямую реализующими товары потребителям для их личного пользования (конечного потребления);

торговля cash and carry – форма торговли по принципу самообслуживания на основе удостоверения доступа; деятельность, осуществляемая коммерсантами, продающими товары посредством системы самообслуживания юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, включая крестьянские хозяйства, патентообладателей, лиц, оказывающих профессиональные услуги согласно закону, и физическим лицам, зарегистрированным в базе данных продавца, для целей перепродажи и/или переработки, а также использования в качестве продукции конечного потребления, с сохранением дифференцированного режима розничных и оптовых цен;

мелкорозничная торговля – деятельность по розничной торговле, выполняемая посредством перехода с одного места на другое, с использованием передвижных единиц;

торговая единица - объект (площадь), где происходят оперативные процессы движения товаров/услуг (прием, хранение и продажа). Торговая единица может идентифицироваться индивидуальным почтовым адресом;

предприятие общественного питания – торговая единица или торговое место, где оказываются услуги по подготовке, приготовлению, представлению, продаже и подаче пищевых продуктов, обслуживанию церемоний и мероприятий, а также осуществляется сопутствующая таким услугам деятельность по организации досуга. Данные услуги могут оказываться как в рамках предприятия общественного питания, так и вне такового;

торговое место – площадь земельного участка или площадь в определенном помещении, где имеет место продажа товаров и услуг посредством:

a) передвижных единиц;

b) конструкций и элементов конструкций, временно развертываемых в рамках торгов, ярмарок, культурных, туристических, спортивных и других подобных мероприятий;

c) периметра, в пределах которого имеет место мелкорозничная торговля без передвижной единицы.

Торговое место не может идентифицироваться индивидуальным почтовым адресом;

передвижные единицы – мобильные стенды, прилавки, лотки, столики, тележки, торговые аппараты-автоматы, прицепы, автоприцепы, специально оборудованные автомобили/автолавки или другое передвижное оборудование для торговли, предназначенные для осуществления торговой деятельности, включая торговлю лекарствами, другими фармацевтическими и парафармацевтическими изделиями;

информационный ресурс в сфере торговли – созданный и администрируемый Правительством государственный информационный ресурс, содержащий данные о торговых единицах и торговых местах и обеспечивающий взаимодействие органов местного публичного управления с другими государственными информационными ресурсами и органами публичной власти в части отношений, касающихся внутренней торговли;

торговая (коммерческая) площадь - площадь, к которой имеют доступ потребители в целях приобретения товаров/услуг, предназначенная для выкладки предлагаемых товаров, внесения платы за них и передвижения персонала в ходе осуществления своей деятельности. Не являются торговыми площади, предназначенные для приема, складирования, переработки и хранения товаров или продукции, а также офисы и вспомогательные помещения;

ценник - носитель информации (бумага, картон, пластмасса и т.д.) о стоимости, количестве, качестве продукта и его различных характеристиках;

продажная цена - окончательная цена единицы товара или определенного количества товара, включая НДС и все другие налоги;

цена единицы - окончательная цена, включая НДС и все другие налоги, единицы измерения продукта или отличительной количественной единицы, используемой при продаже специфических товаров;

товары, реализуемые насыпью, - товары, которые не расфасованы и взвешиваются в присутствии покупателей;

контрольная покупка - действие в рамках контроля, осуществляемого инспектором Агентства по защите прав потребителей и надзору за рынком, заключающееся в покупке товара/услуги с полной оплатой цены/тарифа с целью проверки соблюдения норм и правил торговли товарами и услугами. После предъявления инспектором служебного удостоверения купленные товары возвращаются по их стоимости;

закупочная стоимость товаров - покупная цена товаров, включая понесенные затраты по их транспортировке, погрузке и разгрузке, невозмещаемые налоги и сборы, таможенные пошлины и понесенные затраты по переработке, сортировке, упаковыванию запасов товаров в целях приведения их в форму и доставки к месту использования по назначению;

поставщик - физическое или юридическое лицо, осуществляющее на основании договора, заключенного в письменной форме с коммерсантом, деятельность по производству, переработке или распределению товаров в целях их продажи;

торговые скидки - предоставленное поставщиком коммерсанту снижение продажной цены, указанное в налоговой накладной или полученное после фактурирования (дисконт, скидка, бонус, ретро-бонус);

короткая продовольственная цепочка - цепь снабжения пищевыми продуктами, изготовленными и/или переработанными на территории Республики Молдова;

бесплатный документ

Текст редакции доступен после авторизации.

Глава I. Общие положения Статья 1. Цель и задачи закона Статья 2. Сфера регулирования Статья 3. Понятия Глава II. Государственная политика в сфере торговли Статья 4. Регулирование торговой деятельности Статья 5. Органы центрального публичного управления, уполномоченные в сфере торговли Статья 6. Полномочия органов местного публичного управления в сфере торговли Глава III. Осуществление торговой деятельности Статья 7. Формы осуществления торговли Статья 8. Оптовая торговля Статья 9. Розничная торговля Статья 10. Оказание коммерческих услуг Статья 11. Общественное питание Статья 12. Организация торговли на рынках Глава IV. Организация торговой деятельности Статья 13. Начало торговой деятельности Статья 14. Уведомление о начале торговой деятельности Статья 15. Требования к уведомлению о начале торговой деятельности Статья 16. Прием уведомления Статья 17. Проверка точности данных и соблюдения требований к осуществлению торговой деятельности Статья 17-1. Соблюдение законодательства в сфере безопасности пищевых продуктов при осуществлении торговой деятельности Статья 17-2. Соблюдение санитарного законодательства при осуществлении торговой деятельности Статья 17-3. Сроки осуществления торговой деятельности Статья 17-4. Приостановление (ограничение) торговой деятельности Статья 17-5. Прекращение торговой деятельности на основании уведомления коммерсанта Статья 17-6. Изменение данных Статья 17-7. Сборы Статья 17-8. Статья 17-9. Информационный ресурс в сфере торговли Глава V. Основные правила реализации товаров и услуг Статья 18. Защита жизни, здоровья и безопасности потребителей Статья 19. Этикетирование, маркировка и упаковка Статья 20. Количество и цена Статья 20-1. Ограничения в области розничной торговли Статья 21. Иные правила торговли Статья 21-1. Договорные отношения между поставщиком и коммерсантом Статья 21-2. Режим работы Статья 21-3. Мелкорозничная торговля Статья 21-4. Требования к профессиональной подготовке и здоровью Статья 21-5. Торговая деятельность в рамках торгов, ярмарок, культурных, туристических, спортивных и других подобных мероприятий Статья 21-6. Защита населения от шума и вибрации при осуществлении торговой деятельности Глава VI. Глава VII. Заключительные и переходные положения Статья 25. Вступление в силу закона Статья 26. Приведение нормативной базы в соответствие с настоящим законом Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4