Дата обновления БД:
18.03.2023
Добавлено/обновлено документов:
79 / 190
Всего документов в БД:
123277
ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
от 30 апреля 2003 года №92
Об образовании
(В редакции Законов Кыргызской Республики от 28.12.2006 г. №225, 31.07.2007 г. №111, 31.07.2007 г. №115, 20.01.2009 г. №10, 17.06.2009 г. №185, 15.01.2010 г. №2, 13.06.2011 г. №42, 08.08.2011 г. №150, 29.12.2011 г. №255, 29.12.2012 г. №206, 04.07.2013 г. №110, 30.07.2013 г. №176, 05.11.2013 г. №199, 16.12.2013 г. №221, 30.05.2014 г. №82, 18.07.2014 г. №144, 16.01.2015 г. №15, 15.04.2015 г. №82, 17.04.2015 г. №84, 03.08.2015 г. №213, 29.06.2016 г. №92, 22.02.2017 г. №32, 23.05.2017 г. №84, 08.06.2017 г. №100, 16.02.2018 г. №22, 30.07.2018 г. №76, 02.08.2018 г. №78, 17.05.2019 г. №64, 14.06.2019 г. №71, 24.07.2020 г. №89, 14.08.2020 г. №128)
Принят Законодательным собранием Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 25 апреля 2003 года
(По всему тексту Закона слова "центральный орган государственного управления образованием" в различных падежных формах заменены словами "уполномоченный государственный орган в области образования" в соответствующих падежах в соответствии с Законом Кыргызской Республики от 29.12.2011 г. №255)
(см. предыдущую редакцию)
(По всему тексту Закона слова "общего среднего" заменены словами "среднего общего" в соответствии с Законом Кыргызской Республики от 29.12.2012 г. №206)
(см. предыдущую редакцию)
Настоящий Закон устанавливает принципы государственной политики в области образования, осуществления образовательного процесса, деятельности образовательных организаций, получения образования в Кыргызской Республике, а также служит правовой базой их реализации.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Законе основные понятия используются в следующем значении:
адъюнктура - форма подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации в военных учебных заведениях;
академическая свобода - право на разработку программ обучения в пределах требований государственных образовательных стандартов, самостоятельное изложение учебной дисциплины, выбор темы для научных исследований и методов их проведения, а также право обучающихся на получение знаний согласно своим наклонностям;
аккредитационное агентство - негосударственная, некоммерческая организация, зарегистрированная в установленном законом порядке, основной целью деятельности которой является осуществление аккредитации образовательных организаций и образовательных программ;
аккредитация - процедура оценки уровня качества образовательной организации в целом или ее отдельных образовательных программ с целью признания соответствия образовательной организации или образовательной программы требованиям и критериям, установленным не ниже требований и критериев, определенных Правительством Кыргызской Республики;
аккредитация институциональная - процедура оценки уровня качества образовательной организации в целом с целью признания ее соответствия требованиям и критериям, установленным не ниже требований и критериев, определенных Правительством Кыргызской Республики;
аккредитация программная - процедура оценки уровня качества образовательных программ с целью признания их соответствия требованиям и критериям, установленным не ниже требований соответствующих государственных образовательных стандартов;
бакалавр - уровень квалификации высшего профессионального образования, дающий право для поступления в магистратуру и осуществления профессиональной деятельности;
высшее профессиональное образование - обучение, подготовка, переподготовка специалистов соответствующего уровня образовательных программ и стандартов;
внебюджетная образовательная деятельность - образовательные услуги, предоставляемые в государственных образовательных организациях на платной основе;
государственная политика в области образования - направляющая и регулирующая деятельность государства в области образования, осуществляемая им с целью эффективного использования возможностей образования для достижения вполне определенных стратегических целей и решения задач общегосударственного или глобального значения. Она реализуется посредством законов, общегосударственных программ, правительственных постановлений, а также путем привлечения общественных организаций и движений, широкой общественности для ее поддержки имеющимися в их распоряжении средствами (средства массовой информации, общественные академии, профессиональные ассоциации, союзы и т.д.);
дистанционные образовательные технологии - образовательные технологии, реализуемые, в основном, с применением средств информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника;
доктор философии (PhD)/доктор по профилю - уровень квалификации послевузовского профессионального образования (базовая докторантура), дающий лицам, выполнившим соответствующую учебную программу и научно-исследовательскую работу с защитой диссертации, право для осуществления научной и другой профессиональной деятельности;
дополнительное образование взрослых - более полное удовлетворение запросов личности в целях непрерывного повышения квалификации рабочих, служащих, специалистов в связи с постоянным совершенствованием образовательных стандартов;
дополнительное образование детей - специфическая часть системы дошкольного, школьного и профессионального образования, основанная на свободном выборе и более полном удовлетворении интересов, духовных запросов и потребностей в профессиональном определении детей, подростков и молодежи посредством освоения ими дополнительных программ сверх базового образования во время, свободное от учебы в общеобразовательных и других образовательных организациях;
дошкольное образование - система воспитания и обучения, основной целью которой является первоначальная подготовка ребенка к жизни и школе, развитие его творческих способностей;
квалификация - результат процесса оценки и признания компетентным органом освоения личностью определенной образовательной программы и (или) практического опыта;
квота приема - предельный объем государственного образовательного заказа, в том числе образовательных грантов, выделяемых для приема в образовательные организации начального, среднего и высшего профессионального образования граждан из числа инвалидов I и II групп, лиц, приравненных по льготам и гарантиям к участникам войны и к инвалидам войны, инвалидов с детства, детей с ограниченными возможностями здоровья, сельской молодежи и лиц кыргызской национальности, не являющихся гражданами Кыргызской Республики, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
колледж - среднее профессиональное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового и повышенного уровня;
компетенция - заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика (обучаемого), необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере;
компетентность - интегрированная способность человека самостоятельно применять различные элементы знаний и умений в определенной ситуации (учебной, личностной и профессиональной);
коллектив государственного высшего учебного заведения - педагогические и научные работники (профессорско-преподавательский состав) и административно-управленческий персонал;
лицензирование - выдача образовательным организациям разрешения на образовательную деятельность, целью которого является обеспечение гарантированного на уровне требований государственных стандартов качества образования;
магистр - уровень квалификации высшего профессионального образования, дающий право для поступления в аспирантуру и (или) в базовую докторантуру (PhD/по профилю) и осуществления профессиональной деятельности;
национальная рамка квалификаций - структурированное описание уровней квалификаций в соответствии с набором критериев, направленное на интеграцию и координацию национальных квалификационных подсистем, обеспечение сопоставимости квалификаций и являющееся основой для системы подтверждения соответствия и присвоения квалификации;
национальная система квалификаций - совокупность механизмов, позволяющих обеспечить взаимодействие сфер образования и рынка труда, включающая в себя национальную рамку квалификаций, отраслевые/секторальные рамки квалификаций, профессиональные и государственные образовательные стандарты и процедуры их признания, системы оценивания квалификаций, образовательных организаций и программ;
начальное профессиональное образование - подготовка работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по основным направлениям общественно-полезной деятельности на базе основного или среднего общего образования;
неполная школа - общеобразовательная школа с малым контингентом обучающихся, совмещенными класс-комплектами и со специфической формой организации учебных занятий;
образование - непрерывный, системный процесс воспитания и обучения в целях гармоничного развития личности, общества и государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней. Под получением образования понимается достижение и подтверждение обучающимся определенного образовательного уровня, удостоверенного соответствующим документом;
образовательная программа - содержание образования конкретного уровня, направления или специальности;
образовательный процесс - организованный процесс воспитания и обучения в форме различных видов занятий с непосредственным участием педагогов и самостоятельных занятий обучающихся, а также экзаменов, зачетов, других видов аттестации обучающихся и выпускников. Образовательным процессом осуществляется реализация образовательных программ;
образовательный стандарт - совокупность норм и правил, определяющая образовательный минимум содержания основных образовательных программ, базовые требования к качеству подготовки выпускников, предельно допустимую учебную нагрузку обучающихся;
образовательная стратегия (стратегия развития образования)определение основных направлений и принципов развития системы образования как целостного социального института;
общеобразовательная школа - учебное заведение, реализующее общеобразовательные учебные программы начального, основного общего и среднего общего образования, а также учебные программы дополнительного образования обучающихся и воспитанников;
отраслевые/секторальные рамки квалификаций - системное и структурированное по уровням описание содержания квалификаций в определенной (определенном) отрасли (секторе);
попечительский совет государственной образовательной организации Кыргызской Республики (далее - попечительский совет) - выборный орган соуправления государственной образовательной организации без статуса юридического лица, осуществляющий функции по оказанию содействия для достижения уставных целей государственной образовательной организацией, а также по привлечению дополнительных (внебюджетных) средств и контролю их целевого использования;
послевузовское профессиональное образование - образование, предоставляющее гражданам возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования;
профессиональная подготовка - приобретение обучающимися знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Профессиональная подготовка не сопровождается повышением установленного государством образовательного уровня обучающихся;
профессиональный стандарт - основополагающий документ, определяющий в рамках конкретного вида профессиональной деятельности требования к ее содержанию и качеству и описывающий качественный уровень квалификации сотрудника, которому он обязан соответствовать, чтобы по праву занимать свое место в штате любой организации вне зависимости от рода ее деятельности;
социальный образовательный кредит - это субсидируемый Правительством Кыргызской Республики льготный кредит для оплаты обучения в образовательных организациях Кыргызской Республики;
система образования - совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, реализующих их образовательных организаций и лиц, а также органов управления образованием и подведомственными им учреждениями, организациями и предприятиями;
специалист - уровень квалификации высшего профессионального образования, дающий право для поступления в аспирантуру и (или) в базовую докторантуру (PhD/по профилю) и осуществления профессиональной деятельности;
специальное образование - обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, осуществляемое в специальных или общеобразовательных организациях;
среднее профессиональное образование - подготовка, обеспечивающая приобретение обучающимися профессиональных знаний, умений, навыков по определенной специальности (направлению) на базе основного, среднего общего или начального профессионального образования;
среднее общее образование - целенаправленный непрерывный процесс воспитания и обучения гармонично развитой личности, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, трудовой деятельности, к самообразованию и самосовершенствованию;
уполномоченный государственный орган в области образования - министерство и ведомства Кыргызской Республики и их территориальные структуры, в компетенцию которых входят вопросы в области образования;
уровень квалификации - установленная и описанная в квалификационных рамках совокупность требований к компетенциям работников;
участники образовательного процесса - обучающиеся (воспитанники), педагогические работники, учебно-вспомогательный и управленческий персонал образовательных организаций, родители (законные представители) обучающихся;
Статья 39. Взаимоотношения образовательных организаций с общественными, политическими, религиозными организациями, ассоциациями и союзами Статья 40. Лицензирование образовательной деятельности, аккредитация образовательных организаций и программ, тестирование обучающихся Статья 41. Возмещение ущерба, причиненного некачественным образованием Статья 42. Реорганизация и ликвидация образовательных организаций Глава VI. Финансирование и экономическая основа развития образования Статья 43. Источники финансирования образования Статья 43-1. Привлечение финансовых и иных материальных средств попечительскими советами государственных или муниципальных образовательных организаций Статья 43-2. Расчеты за услуги образования Статья 44. Порядок финансирования образовательных организаций Статья 44-1. Общественное слушание отчета о расходовании денежных средств государственными образовательными организациями Статья 44-2. Статья 44-3. Статья 45. Производственная деятельность образовательных организаций Статья 46. Материально-техническая база образовательных организаций Статья 47. Отношения собственности в системе образования Статья 48. Интеллектуальная собственность образовательных организаций Глава VII. Международное сотрудничество и внешнеэкономическая деятельность в области образования Статья 49. Международное сотрудничество Статья 50. Внешнеэкономическая деятельность Статья 51. Оказание образовательных услуг этническим кыргызам, проживающим за пределами Кыргызской Республики, иностранным гражданам и лицам без гражданства Статья 52. Международные договоры Статья 52-1. Ответственность за нарушение настоящего Закона Глава VIII. Заключительные положения Статья 53. Вступление в силу настоящего Закона Статья 54. О приведении нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом
Недействующая редакция, не действует с 1 сентября 2021 года