Дата обновления БД:
22.04.2024
Добавлено/обновлено документов:
88 / 361
Всего документов в БД:
133060
Неофициальный перевод. (с) ООО СоюзПравоИнформ
ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ
от 4 июня 2001 года №ЗР-185
(В редакции Законов Республики Армения от 02.03.2002 г. №ЗР-296, 28.11.2002 г. №ЗР-447, 23.12.2003 г. №ЗР-39, 27.03.2004 г. №ЗР-43 10.05.2005 г. №ЗР-84, 02.11.2005 г. №ЗР-199, 20.06.2006 г. №ЗР-97, 03.07.2006 г. №ЗР-140, 07.10.2008 г. №ЗР-160, 15.01.2009 г. №ЗР-9, 06.04.2009 г. №ЗР-64, 10.06.2009 г. №ЗР-135, 12.01.2011 г. №ЗР-5, 16.03.2011 г. №ЗР-61, 13.07.2011 г. №ЗР-228, 18.07.2011 г. №ЗР-245, 29.12.2011 г. №ЗР-352, 02.03.2012 г. №ЗР-13, 17.03.2012 г. №ЗР-27, 06.11.2013 г. №ЗР-109, 27.12.2013 г. №ЗР-126, 27.05.2015 г. №ЗР-28, 17.10.2016 г. №ЗР-143, 04.11.2016 г. №ЗР-170, 21.03.2017 г. №ЗР-57, 31.01.2018 г. №ЗР-73, 30.03.2018 г. №ЗР-300, 28.06.2018 г. №ЗР-360, 03.11.2018 г. №ЗР-409, 16.07.2019 г. №ЗР-114, 29.04.2020 г. №ЗР-225, 29.06.2020 г. №ЗР-330, 17.07.2020 г. №ЗР-365, 25.09.2020 г. №ЗР-414, 09.02.2021 г. №ЗР-24, 11.02.2021 г. №ЗР-28, 04.03.2021 г. №ЗР-74, 27.04.2021 г. №ЗР-173)
Принят Национальным Собранием Республики Армения 2 мая 2001 года
Настоящий Кодекс, исходя из важности природоохранного, хозяйственного и социального значения земли, благодаря чему земля в Республике Армения используется и охраняется как условие жизнедеятельности народа, устанавливает правовые основы совершенствования государственного регулирования земельных отношений, развития различных организационно-правовых форм хозяйствования на земле, повышения плодородия почв, эффективности землепользования, охраны и улучшения благоприятной для жизни и здоровья людей окружающей среды, защиты прав на землю.
Владение, пользование и распоряжение землей не должно причинять вред окружающей природной среде, обороноспособности и безопасности страны, нарушать права и охраняемые законом интересы граждан и других лиц.
Общая часть
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Иные нормативно-правовые акты, регулирующие земельное законодательство и земельные отношения
1. Земельное законодательство включает в себя соответствующие положения Конституции и Гражданского кодекса Республики Армения, настоящий Кодекс и иные принятые в соответствии с ним законы Республики Армения, регулирующие земельные отношения (далее - законы).
2. В случаях и пределах, предусмотренных настоящим Кодексом и иными регулирующими земельные отношения законами, органы государственного управления и местного самоуправления могут принимать нормативно-правовые акты, регулирующие земельные отношения.
3. Законы и иные нормативно-правовые акты, регулирующие предусмотренные настоящим Кодексом земельные отношения, должны соответствовать настоящему Кодексу.
4. Гражданский кодекс Республики Армения (далее - Гражданский кодекс) в части, относящейся к земле, применяется к земельным отношениям с учетом положений настоящего Кодекса.
5. Если ратифицированными Республикой Армения международными договорами установлены иные нормы, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодексом, то применяются нормы договоров.
Статья 2. Государственное регулирование земельных отношений
1. Государственное регулирование земельных отношений включает:
1) определение направлений государственной политики в области управления, владения, пользования и распоряжения земельными ресурсами;
2) принятие законов и иных нормативно-правовых актов, регулирующих земельные отношения, и контроль за их исполнением;
3) установление концепции земельной реформы;
4) классификацию земельного фонда по целевому назначению, земельным угодьям и функциональному назначению;
5) осуществление программ и единой инвестиционной политики в области деятельности по повышению плодородия, использованию и охране земель, их естественному сельскохозяйственному районированию;
6) установление единых принципов мониторинга земли, землеустройства, лицензирования деятельности по обследованию земель;
7) управление и распоряжение землями, находящимися в государственной собственности, установление и изменение порядка отчуждения, предоставления на праве пользования земель, принадлежащих государству на праве собственности, установление и изменение разрешенного использования также;
8) отчуждение для общественных и в целях обеспечения приоритетных общественных интересов, принадлежащих общине, гражданам и юридическим лицам по праву собственности;
9) установление для отдельных земель целевого назначения особого правового режима и ограничений их использования;
10) осуществление международного сотрудничества в сфере использования и охраны земель, повышения плодородия почв;
11) установление правомочий и порядка деятельности государственных уполномоченных органов управления земельными ресурсами (далее - уполномоченные органы управления), их отношений с другими органами государственного управления и органами местного самоуправления;
12) утратил силу в соответствии с Законом Республики Армения от 13.07.2011 г. №ЗР-228
13) утверждение и опубликование ежегодного земельного отчета республики;
14) ведение Единого государственного кадастра недвижимого имущества;
15) установление принципов платности, размеров налога на недвижимость и налоговых льгот;
16) утверждение описания административных границ муниципалитетов и областей.
2. Государственное управление земельными ресурсами Республики Армения осуществляется Правительством Республики Армения (далее - Правительство) непосредственно или через уполномоченные органы управления.
2.1. Уполномоченным органом управления по части регулирования земельных отношений, ведения единого государственного кадастра недвижимости, зарегистрированных прав и ограничений в отношении недвижимости, управления информацией по части использования и цены в соответствии со статьями 31 - 35 настоящего Кодекса является комитет кадастра, а по части осуществления государственного контроля - инспекционный орган, осуществляющий контроль в сфере землепользования.
3. Уполномоченные органы управления осуществляют предоставленные им полномочия непосредственно и (или) через свои территориальные подразделения.
(В статью внесены изменения в соответствии с Законом Республики Армения от 09.02.2021 №ЗР-24)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 3. Компетенция органов местного самоуправления в области регулирования земельных отношений
В области регулирования земельных отношений органы местного самоуправления:
1) в установленном законодательством Республики Армения порядке составляют и утверждают генеральный план общины (населенного пункта) (далее – генеральный план), карту градостроительного зонирования и схему использования земель, а также устанавливают и меняют целевое и функциональное значения земель, в установленном Правительством порядке.
2) в соответствии с картой градостроительного зонирования и схемой использования земель, в установленном законодательством Республики Армения порядке, предоставляют при отчуждении для общественных и государственных нужд на праве собственности;
3) в установленном порядке распоряжаются земельными участками, принадлежащими муниципалитету на праве собственности;
- текущий учет земель;
- текущая классификация покрытия сухопутной территории,
- взимание налога на недвижимость и арендной платы за государственные и муниципальные земли,
- контроль за использованием земельных участков, за соблюдением ограничений в отношении них,
- иные установленные законом полномочия;
5) содействуют:
- государственному учету земель,
- обеспечению охраны земельных участков, находящихся в административных границах муниципалитетов,
- применению природоохранных и историко-культурных норм и осуществлению мер по их применению,
- осуществлению республиканских и территориальных проектов схем использования лесных земель.
(В статью внесены изменения в соответствии с Законом Республики Армения от 09.02.2021 №ЗР-24)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 4. Земельные отношения
1. Земельными считаются общественные отношения, возникающие в связи с распоряжением, владением и пользованием земельными участками, а также между органами государственного управления и местного самоуправления, гражданами и юридическими лицами в связи с управлением земельными ресурсами.
Регулирование земельных отношений основано:
1) на совмещении использования земли как природного объекта и объекта недвижимого имущества, основного средства производства, а также территориального базиса;
2) на многообразии субъектов собственности и пользования земли, на установлении правомочий органов государственного управления и местного самоуправления в сфере регулирования земельных отношений в Республике Армения;
3) на принципах равноправия субъектов собственности в земельных отношениях;
4) на недопустимости государственного вмешательства, противоречащего закону, в деятельность граждан и юридических лиц по распоряжению и пользованию землей.
Имущественные отношения, возникающие в связи с распоряжением земельными участками, регулируются Гражданским кодексом, законами и иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы гражданского права, если настоящим Кодексом не предусмотрено иное.
2. Субъектами земельных отношений являются Республика Армения, муниципалитеты, а также юридические лица и граждане Республики Армения, иностранные юридические лица и граждане, лица без гражданства, иностранные государства, международные организации и лица со специальным статусом вида на жительство.
3. В соответствии с Конституцией Республики Армения иностранные граждане и лица без гражданства не могут иметь права собственности на землю в Республике Армения. Они могут быть только пользователями земли.
Исключение составляют лица со специальным статусом вида на жительство в Республике Армения.
3.1. На приусадебные, садоводческие земельные участки, а также на земельные участки для строительства и обслуживания частного жилого дома, строительства и обслуживания общественных и производственных объектов, строительства и обслуживания многоквартирного жилого дома не распространяются ограничения, предусмотренные первым абзацем части 3 настоящей статьи.
4. Объектами земельных отношений являются земельные участки и права на них.
(В статью 4 внесены изменения в соответствии с Законами Республики Армения от 17.03.2012 г. №ЗР-27, 31.01.2018 г. №ЗР-73)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 5. Земельный участок
1. Земельный участок - это часть наземной и подземной поверхности земли, которая имеет фиксированные границы, территорию (поверхность, код), место нахождения, правовой статус с ограничениями, предусмотренными законами, которые зарегистрированы и отражены в Едином государственном кадастре недвижимого имущества.
2. Границы земельных участков фиксируются на кадастровых картах, в документах, удостоверяющих право собственности, право пользования, и устанавливаются на местности.
3. Правовой статус земельного участка включает в себя зарегистрированные в установленном порядке право собственности и иные имущественные права и ограничения в отношении него, его целевое назначение.
4. Земельные участки, права на них и ограничения их использования, а также закрепленные на земельных участках объекты (почвенный слой, обособленные водные объекты, леса, многолетние насаждения, здания, строения), которые невозможно отделить от земли без причинения вреда их назначению, находятся в обороте в неотделимом виде, если законом не предусмотрено иное.
5. Земельный участок может быть делимым и неделимым.
Делимым является земельный участок, который без изменения своего целевого назначения и разрешенного использования может быть разделен на части, каждая из которой может стать самостоятельным земельным участком, подлежащим государственной регистрации.
Неделимым является земельный участок, который своим целевым назначением и разрешенным использованием не может быть разделен на самостоятельные земельные участки.
Земельный участок может быть признан неделимым на основе закона и иных правовых актов.
Глава 2. Земли Республики Армения
Статья 6. Земельный фонд Республики Армения
1. Земельный фонд Республики Армения по целевому назначению (категориям) подразделяется на:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли поселений;
3) земли промышленности, недропользования и иного производственного назначения;
4) земли объектов энергетики, транспорта, связи, коммунальных инфраструктур;
5) земли особо охраняемых территорий;
6) земли специального назначения;
7) лесные земли;
8) земли водного фонда;
9) земли запаса.
2. Земля любого целевого назначения по характеру использования подразделяется на земельные угодья или земли функционального назначения.
Статья 6.1. Классификация покрытия сухопутной территории
1. Покрытие сухопутной территории – это обозримое биофизическое покрытие поверхности земли.
2. Покрытие сухопутной территории подразделяется на:
1) возделываемые земли – земли, используемые для выращивания сельскохозяйственных культур, охватывают пахотные земли сельскохозяйственного назначения земельного фонда и многолетние насаждения, из земель населенных пунктов – частично приусадебные и садоводческие земли, из лесных земель – пахотные земли;
2) луга – часть сухопутной территории, покрытая разнотравной растительностью, охватывает из земель сельскохозяйственного назначения земельного фонда – сенокосы, пастбища, прочие земельные угодья частично, из земель населенных пунктов – земли смешанной застройки и общего пользования частично, земли особо охраняемых территорий частично, земли особого назначения частично, из лесных земель – сенокосы, пастбища, прочие земли частично;
3) территории, покрытые лесом – часть сухопутных территорий, покрытая древесной растительностью, охватывает земли особо охраняемых территорий земельного фонда частично, и из лесных земель – леса;
4) территории, покрытые кустарником – часть сухопутных территорий, покрытая кустарной растительностью, охватывает земли особо охраняемых территорий земельного фонда частично, и из лесных земель – кустарники;
5) водные территории – часть сухопутных территорий, занятая водными объектами (реки, природные и искусственные водоемы и озера), охватывают водные территории земельного фонда частично и земли особо охраняемых территорий частично;
6) территории, лишенные растительности – охватывают прочие земельные угодья сельскохозяйственного назначения земельного фонда частично, из земель населенных пунктов – приусадебные и садоводческие земли частично, земли смешанной застройки и общего пользования частично, общественные и другие земли частично, земли промышленного, недропользовательского и иного производственного назначения, земли объектов энергетики, связи, транспорта, коммунальных инфраструктур, земли особо охраняемых территорий частично, земли особого назначения частично, прочие земли лесного назначения частично, водные земли частично, резервные земли.
3. Порядок классификации покрытия сухопутной территории утверждает Правительство Республики Армения.
(Статья 6.1 введена в соответствии с Законом Республики Армения от 28.06.2018 г. №ЗР-360)
Статья 7. Целевое назначение земель, земельные угодья, функциональное назначение земель
1. Целевое назначение земель - это комплекс условий, признаков и особенностей использования и эксплуатации земель для определенных целей.
2. Утратила силу в соответствии с Законом Республики Армения от 13.07.2011 г. №ЗР-228
3. Земельное угодье - это комплекс особенностей земель сельскохозяйственного и лесного назначения, который характеризует их функциональное использование.
4. Функциональное назначение земельного участка - это комплекс физических, качественных и нормативных особенностей, закрепленных нормативно-правовыми актами, градостроительной и землеустроительной документацией, который включает в себя границы разрешенного использования земельных участков и их изменений.
5. Целевое назначение земель, земельные угодья, функциональное назначение земель и ограничения использования земель указываются:
1) в решениях органов государственного управления и местного самоуправления об установлении особых правовых режимов предоставления (передачи) земельных участков или особо охраняемых территорий и использования земель иного назначения;
2) в свидетельствах, договорах и иных документах, удостоверяющих право на земельный участок;
3) в документах Единого государственного кадастра недвижимого имущества;
4) в документах государственной регистрации;
5) в схемах использования земель, в генеральных планах.
6. Правовой режим земель устанавливается на основе законов и нормативно-правовых актов.
Классификация земельных угодий и земель функционального назначения осуществляется государственными уполномоченными органами.
7. Самовольное изменение целевого и функционального назначения земель, установленного настоящим Кодексом, иными законами и принятыми на их основе нормативно-правовыми актами, является основанием для:
1) признания недействительными в судебном порядке актов органов государственного управления и местного самоуправления, а также заключенных на их основании сделок с земельными участками;
2) отказа в государственной регистрации права на землю.
8. Установить, что:
1) при изменении в установленном порядке целевого значения земельных участков, являющихся собственностью граждан или юридических лиц, по инициативе собственника, за исключением земельных участков, используемых (предусматриваемых) для теплиц, животноводческих, птицеводческих хозяйств, холодильного хранения фруктов и овощей, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, искусственных прудов для разведения рыбы, собственник земельного участка, в зависимости от местонахождения имущества, в трехмесячном сроке уплачивает в бюджет общины разницу кадастровых стоимостей на момент изменения целевого значения земельных участков, если после изменения целевого значения земельных участков его кадастровая стоимость выше, чем до изменения,
2) утратил силу в соответствии с Законом Республики Армения от 06.11.2013 г. №ЗР-109
3) целевое назначение земельного участка, предусмотренного для строительства тепличных, животноводческих, птицеводческих, холодильного хранения плодов-овощей, перерабатывающих сельскохозяйственные продукты хозяйств, скотобоен и искусственных рыбоводческих прудов, считается измененным по упрощенной процедуре только после вступления в силу принятых в установленном порядке решений об изменении целевого назначения этого земельного участка советом старейшин общины согласно заявке собственника и предоставлении руководителем общины архитектурно-проектного задания данного земельного участка и получения государственной регистрации прав на земельный участок с измененным целевым назначением, что отражается в текущих учетных данных земельного фонда и в ежегодных земельных балансах.
(В статью внесены изменения в соответствии с Законом Республики Армения от 29.06.2020 №ЗР-330)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 8. Разрешенное использование земельных участков
1. Разрешенное использование земельного участка - это использование земельного участка по его целевому и функциональному назначению, включая установленные права и ограничения.
Разрешенное использование земельного участка устанавливается на основании нормативных правовых актов, схем использования земель, других землеустроительных документов, генеральных планов и карт градостроительного зонирования.
2. Разрешенное использование земельного участка может содержать требования:
1) к запрещению способов использования земельного участка и той их части, которые приводят к снижению качества и плодородия почвы или ухудшению окружающей природной среды;
2) к плотности застройки, высоте здания, строения и особенности их закрепления на земельном участке в соответствии с градостроительными документами, нормами и правилами;
Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.
Недействующая редакция, не действует с 1 июля 2021 года