Дата обновления БД:
28.03.2024
Добавлено/обновлено документов:
132 / 332
Всего документов в БД:
132538
Неофициальный перевод. (с) СоюзПравоИнформ
ЗАКОН УКРАИНЫ
от 22 мая 2003 года №858-IV
О землеустройстве
(В редакции Законов от 05.03.2009 г. №1066-VI, 04.06.2009 г. №1443-VI, 05.11.2009 г. №1702-VI, 17.02.2011 г. №3038-VI, 03.03.2011 г. №3123-VI, 07.07.2011 г. №3613-VI (см. сроки вступления в силу), 22.09.2011 г. №3774-VI, 23.02.2012 г. №4444-VI, 21.06.2012 г. №5003-VI, 06.09.2012 г. №5245-VI (вступил в силу 01.01.2013 г.), 02.10.2012 г. №5394-VI (см. сроки вступления в силу), 02.10.2012 г. №5395-VI, 16.10.2012 г. №5462-VI, 02.07.2013 г. №365-VII, 02.07.2013 г. №367-VII, 12.02.2015 г. №191-VIII, 02.06.2015 г. №497-VIII, 08.12.2015 г. №863-VIII, 17.01.2017 г. №1817-VIII, 01.03.2018 г. №2314-VIII, 10.07.2018 г. №2498-VIII, 20.09.2019 г. №124-IX (вступил в силу 16.10.2020 г.), 03.10.2019 г. №155-IX, 17.10.2019 г. №199-IX (вступил в силу 01.12.2020 г.), 05.12.2019 г. №340-IX (вступил в силу 16.01.2020 г.), 19.12.2019 г. №402-IX, 17.06.2020 г. №711-IX (вступил в силу 24.07.2021 г.), 17.06.2020 г. №720-IX, 02.02.2021 г. №1175-IX, 28.04.2021 г. №1423-IX (см. сроки вступления в силу))
(По всему тексту Закона слова "административно-территориальное образование" во всех падежах заменены словами "административно-территориальная единица" в соответствующем падеже и числе в соответствии с Законом Украины от 07.07.2011 г. №3613-VI)
(см. предыдущую редакцию)
(В тексте Закона слова "государственные стандарты, нормы и правила" во всех падежах заменены словами "нормы и правила" в соответствующем падеже. в соответствии с Законом Украины от 20.09.2019 №124-IX)
(см. предыдущую редакцию)
Настоящий Закон определяет правовые и организационные основы деятельности в сфере землеустройства и направлен на регулирование отношений, возникающих между органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами по обеспечению устойчивого развития землепользования.
Раздел I Общие положения
Статья 1. Основные термины и их определение
В настоящем Законе приведенные ниже основные термины употребляются в следующем значении:
виды работ по землеустройству - исследовательские, изыскательские, топографо-геодезические, картографические, проектные и проектно-изыскательские работы, выполняемые с целью составления документации по землеустройству;
деятельность в сфере землеустройства - научная, техническая, производственная и управленческая деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, осуществляемая при землеустройстве;
документация по землеустройству (землеустроительная документация) - утвержденные в установленном порядке текстовые и графические материалы, которыми регулируется использование и охрана земель государственной, коммунальной и частной собственности, а также материалы обследования и разведки земель и т. п.;
мероприятия по землеустройству - предусмотренные документацией по землеустройству работы по рациональному использованию и охране земель, формированию и организации территории объекта землеустройства с учетом их целевого назначения, ограничений в использовании и ограничений (отягощений) правами других лиц (земельных сервитутов), сохранению и повышению плодородия почв;
землеустройство - совокупность социально-экономических и экологических мер, направленных на регулирование земельных отношений и рациональную организацию территории административно-территориальных единиц, субъектов хозяйствования, осуществляемых под влиянием общественно-производственных отношений и развития продуктивных сил;
оросительный (осушительный) массив - массив земель сельскохозяйственного назначения, на котором проводится гидротехническая мелиорация и/или расположены внутрихозяйственные мелиоративные системы;
массив земель сельскохозяйственного назначения - совокупность земельных участков сельскохозяйственного назначения, состоящие из сельскохозяйственных и необходимых для их обслуживания несельскохозяйственных угодий (земель под полевыми дорогами, мелиоративными системами, хозяйственные пути, прогоны, линейными объектами, объектами инженерной инфраструктуры, а также оврагами, заболоченными землями, другими угодьями, расположенными внутри земельного массива), имеют общие черты и ограничены природными и / или искусственными элементами рельефа (автомобильными дорогами общего пользования, полезащитные лесные полосы и другими защитными насаждениями, водными объектами и т.д.);
граница территории территориальной общины - условная линия на поверхности земли (в том числе на водном пространстве), отделяющая территорию одной территориальной общины от других территорий;
план земельного участка - графическое изображение, отображающее местонахождение, внешние границы земельного участка и границы земель, ограниченных в использовании и ограниченных (отягощенных) правами других лиц (земельных сервитутов), а также размещение объектов недвижимого имущества, природных ресурсов на земельном участке;
проект землеустройства - совокупность экономических, проектных и технических документов по обоснованию мероприятий по использованию и охране земель, которые предполагается осуществить по такому проекту;
рабочий проект землеустройства - совокупность экономических, проектных и технических документов по использованию и охране земель, включая расчеты, описание, чертежи технических решений, смету, реализацию которых предполагается осуществить в течение срока, установленного этим проектом;
устойчивое землепользование - использование земель, определяется длительным пользованием земельным участком без изменения его целевого назначения, ухудшения ее качественных характеристик и обеспечивает оптимальные параметры экологических и социально-экономических функций территорий;
техническая документация по землеустройству - совокупность текстовых и графических материалов, определяющих технический процесс проведения мероприятий по использованию и охране земель без применения элементов проектирования;
целевое назначение земельного участка - допустимые направления использования земельного участка согласно установленным законом требованиям относительно использования земель соответствующей категории и определенного вида целевого назначения;
чересполосица - расположение между несколькими земельными участками, которые принадлежат на праве собственности, пользования (аренда, субаренда, эмфитевзис) одному лицу и расположены в одном массиве земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, принадлежащих на праве собственности, пользования (аренда, субаренда, эмфитевзис) другому лицу.
Термины "функциональная зона территории", "комплексный план пространственного развития территории территориальной общины", "градостроительная документация", "генеральный план населенного пункта", "детальный план территории" употребляются в настоящем Законе в значениях, приведенных в Законе Украины "О регулировании градостроительной деятельности".
(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 17.06.2020 №711-IX)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 2. Назначение землеустройства
Землеустройство обеспечивает:
а) реализацию государственной политики в части использования и охраны земель, осуществления земельной реформы, совершенствования земельных отношений, научного обоснования распределения земель по целевому назначению с учетом государственных, общественных и частных интересов, формирования рациональной системы землевладения и землепользования, создания экологически устойчивых агроландшафтов и т.п.;
б) предоставление информации для правового, экономического, экологического и градостроительного механизмов регулирования земельных отношений на национальном, региональном, локальном и хозяйственном уровнях путем установления особого режима и условий использования и охраны земель;
в) установление и закрепление на местности границ административно-территориальных единиц, территорий природно-заповедного фонда и иного природоохранного назначения, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, границ земельных участков собственников и землепользователей;
г) прогнозирование, планирование и организацию рационального использования и охраны земель на национальном, региональном, локальном и хозяйственном уровнях;
?) организацию территории сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций с целью создания пространственных условий для эколого-экономической оптимизации использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения, внедрения прогрессивных форм организации управления землепользованием, совершенствования структуры и размещения земельных угодий, посевных площадей, системы севооборота, сенокосо- и пастбищеоборота;
д) разработку и осуществление системы мер по землеустройству для сохранения природных ландшафтов, восстановления и повышения плодородия почв, рекультивации нарушенных земель и землевания малопродуктивных угодий, защиты земель от эрозии, подтопления, иссушения, оползней, вторичного засоления, закисления, заболачивания, уплотнения, загрязнения промышленными отходами и химическими веществами и т. п., консервации деградированных и малопродуктивных земель, предупреждения других негативных явлений;
е) организацию территории предприятий, учреждений и организаций с целью создания условий устойчивого землепользования и установления ограничений и отягощений (земельных сервитутов) в использовании и охране земель несельскохозяйственного назначения;
є) получение информации о количестве и качестве земель, их состоянии и других данных, необходимых для ведения государственного земельного кадастра, мониторинга земель, осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель.
Статья 3. Система землеустройства
Система землеустройства включает:
а) законодательно определенную деятельность в сфере землеустройства;
б) органы, осуществляющие государственное регулирование в сфере землеустройства;
в) организацию, регулирование и управление в сфере землеустройства;
г) осуществление землеустройства на национальном, региональном, локальном и хозяйственном уровнях (далее - общегосударственном, региональном и местном уровнях);
?) государственный и самоуправляющийся контроль за осуществлением землеустройства;
д) научное, кадровое и финансовое обеспечение землеустройства;
е) субъекты и объекты землеустройства.
Статья 4. Субъекты землеустройства
Субъектами землеустройства являются:
Верховная Рада Автономной Республики Крым, Совет министров Автономной Республики Крым и органы местного самоуправления;
юридические и физические лица, осуществляющие землеустройство;
землевладельцы и землепользователи.
Статья 5. Объекты землеустройства
Объектами землеустройства являются:
территория Украины;
территории административно-территориальных единиц или их частей;
территории землевладений и землепользовании либо отдельные земельные участки.
Статья 6. Принципы землеустройства
Землеустройство базируется на следующих принципах:
а) соблюдения законности;
б) обеспечения научно обоснованного распределения земельных ресурсов между отраслями экономики с целью рационального размещения продуктивных сил, комплексного экономического и социального развития регионов, формирования благоприятной окружающей природной среды;
в) организации использования и охраны земель с учетом конкретных зональных условий, согласованности экологических, экономических и социальных интересов общества, обеспечивающих высокую экономическую и социальную эффективность производства, экологическую сбалансированность и стабильность окружающей среды и агроландшафтов;
г) создания условий для реализации органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами их конституционных прав на землю;
г) обеспечения приоритета сельскохозяйственного землевладения и землепользования;
д) обеспечения приоритета требований экологической безопасности, охраны земельных ресурсов и воспроизводства плодородия почв, производительности земель сельскохозяйственного назначения, установления режима природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;
е) открытости и доступности документации по землеустройству, публичности ее согласования и утверждения.
(В статью 6 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 28.04.2021 №1423-IX)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 7. Правовая основа землеустройства
Правовую основу землеустройства составляют Конституция Украины, Земельный кодекс Украины, законы Украины "О топографо-геодезической и картографической деятельности", "О планировании и застройке территорий", настоящий Закон, законы Украины и иные нормативно-правовые акты.
Раздел II Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере землеустройства
Статья 8. Органы, осуществляющие регулирование в сфере землеустройства
Регулирование в сфере землеустройства осуществляют Верховная Рада Украины, Верховная Рада Автономной Республики Крым, Кабинет Министров Украины, Совет министров Автономной Республики Крым, органы местного самоуправления, местные государственные администрации, а также центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере земельных отношений, центральные органы исполнительной власти, реализующие государственную политику в сфере земельных отношений в пределах полномочий, установленных законом.
(В статью 8 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 28.04.2021 №1423-IX)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 9. Полномочия Верховной Рады Украины в сфере землеустройства
К полномочиям Верховной Рады Украины в сфере землеустройства относятся:
а) определение основ государственной политики в области использования и охраны земель;
б) Исключен в соответствии с Законом Украины от 02.02.2021 №1175-IX
в) утверждение общегосударственных программ по использованию и охране земель;
г) решение других вопросов в сфере землеустройства в соответствии с Конституцией Украины.
(В статью 9 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 02.02.2021 №1175-IX)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 10. Полномочия Кабинета Министров Украины в сфере землеустройства
К полномочиям Кабинета Министров Украины в сфере землеустройства относятся:
а) реализация государственной политики в области использования и охраны земель;
б) организация осуществления землеустройства;
в) обеспечение выполнения общегосударственных программ использования и охраны земель;
г) утверждение в пределах своих полномочий нормативно-правовых актов по вопросам землеустройства;
ґ) координация деятельности органов исполнительной власти по вопросам землеустройства;
д) исключен;
е) решение других вопросов в сфере землеустройства в соответствии с законом.
Недействующая редакция, не действует с 20 августа 2021 года