Недействующая редакция. Принята: 30.04.2021 / Вступила в силу: 30.04.2021

Недействующая редакция, не действует с 24 июля 2021 года

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

от 19 мая 2020 года №УП-5997

О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности органов и учреждений юстиции в реализации государственной правовой политики

(В редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 30.04.2021 г. №УП-6218)

В целях дальнейшего совершенствования деятельности органов и учреждений юстиции по качественной организации единой государственной правовой политики, в том числе нормотворческой деятельности, формированию последовательной и единообразной правоприменительной практики, обеспечению эффективности системы государственного управления, повышению правовой культуры населения, оказанию квалифицированной юридической помощи гражданам, а также в целях широкого внедрения цифровых технологий в сферу:

1. Возложить на Министерство юстиции Республики Узбекистан (далее - Министерство) следующие дополнительные задачи и функции:

совершенствование последовательной правовой политики, направленной на обеспечение верховенства закона и укрепление законности в обществе, а также обеспечение безусловного соблюдения прав и законных интересов граждан;

эффективное налаживание работы по систематизации и кодификации законодательства во всех сферах, пересмотр устаревших актов законодательства, их гармонизация с осуществляемыми в настоящее время реформами;

проведение анализа правовых проблем, встречающихся в повседневной жизни граждан, устранение выявленных недостатков путем обеспечения совершенствования актов законодательства, регулирующих общественные отношения;

внедрение и развитие эффективных гражданско-правовых механизмов защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц;

расширение масштаба доведения до населения, субъектов предпринимательства и иностранных инвесторов сути и значения принятых актов законодательства, повышение эффективности деятельности отраслевых министерств и ведомств в данном направлении;

непрерывное совершенствование сферы административных процедур на основе передового зарубежного опыта и современных тенденций развития;

координация деятельности по оценке регуляторного воздействия системы государственного управления;

обеспечение проведения фундаментальных правовых исследований правовых факторов, препятствующих улучшению позиции Республики Узбекистан в международных рейтингах и индексах;

запуск системы "виртуальная юстиция" путем широкого внедрения цифровых технологий в деятельность органов и учреждений юстиции и цифровизации государственных услуг.

Министерству принять необходимые меры по реализации дополнительных задач и функций, указанных в настоящем пункте.

2. Утвердить:

Концепцию развития органов и учреждений юстиции в 2020 - 2024 годах согласно приложению №1;

"Дорожную карту" по реализации в 2020-2021 годах Концепции развития органов и учреждений юстиции в 2020-2024 годах согласно приложению №2;

Целевые показатели (индикаторы) развития органов и учреждений юстиции в 2020 - 2024 годах согласно приложению №3.

Министерству, начиная с 2021 года, ежегодно до 1 декабря обеспечивать разработку и внесение в Кабинет Министров проекта нормативно-правового акта об утверждении программы мер по реализации данной концепции в следующем году с проведением глубокого анализа исполнения задач текущего года.

3. Министерству до конца 2020 года обеспечить достижение, в том числе следующих целевых параметров (индикаторов):

доведение доли проектов законов прямого действия до 20 процентов от общего количества проектов нормативно-правовых актов, разрабатываемых Министерством;

внесение предложения о передаче негосударственному сектору не менее 10 функций министерств и ведомств с проведением функционального анализа системы государственного управления;

изучение деятельности 8 министерств и ведомств, образованных (преобразованных) в 2018-2019 годах, в том числе Министерства строительства, Агентства по развитию рынка капитала, Агентства по развитию государственно-частного партнерства при Министерстве финансов, Агентства по развитию фармацевтической отрасли при Министерстве здравоохранения, Агентства по развитию садоводства и тепличного хозяйства при Министерстве сельского хозяйства, Агентства по защите прав потребителей при Антимонопольном комитете Республики Узбекистан;

доведение до 12 процентов доли государственных услуг, оказываемых в электронной форме;

увеличение на 15 единиц количества новых услуг, оказываемых населению Центрами государственных услуг;

доведение до 95 процентов доли государственных нотариальных контор, преобразованных в форму негосударственного нотариата;

обеспечение проведения глубокого анализа норм ответственности и санкций, установленных 29 подзаконными актами, и внесения их в соответствующие законы.

4. Определить Министерство уполномоченным органом по осуществлению мониторинга эффективности и результативности проводимых административных реформ, функционального анализа полной и качественной реализации министерствами и ведомствами полномочий и функций, а также достижению установленных целей в данной сфере.

Внедрить порядок, в соответствии с которым Министерство:

изучает эффективность осуществляемых задач и функций, возложенных на образованные (преобразованные) министерства и ведомства, в том числе входящие в их состав отдельные организации (агентства, инспекции, центры и другие) по истечении не менее 6 месяцев со дня их образования (преобразования);

вправе привлекать к данным изучениям квалифицированных специалистов других министерств и ведомств по вопросам, относящимся к их компетенции;

по итогам изучения подготавливает обоснованные аналитические материалы и предложения и вносит их на рассмотрение в Администрацию Президента Республики Узбекистан и Кабинет Министров;

рассматривает новые инициативы, разработанные министерствами и ведомствами в рамках административных реформ, и выдает по ним обязательные к принятию заключения;

оценивает показатели (индикаторы) эффективности осуществляемых задач и функций министерств и ведомств, в том числе входящих в их состав отдельных организаций (агентств, инспекций, центров и других) и по результатам вносит обобщенный отчет для обсуждения на заседании Президиума Кабинета Министров Республики Узбекистан, а также предложения по применению соответствующих мер ответственности в отношении должностных лиц государственных органов, не достигших показателей (индикаторов) эффективности.

5. Согласиться с предложениями Комиссии по реализации Концепции совершенствования нормотворческой деятельности, образованной Указом Президента Республики Узбекистан от 8 августа 2018 года №УП-5505, Кабинета Министров Республики Узбекистан и Министерства о внедрении с 1 июля 2020 года в практику порядка, предусматривающего:

запрет регулирования вопросов, входящих в полномочия органов хозяйственного управления, и корпоративных отношений путем принятия подзаконных актов или через административные методы;

установление правовых норм, предусматривающих ответственность для физических и юридических лиц, исключительно законами;

недопущение включения в ведомственные нормативно-правовые акты правовых норм, устанавливающих дополнительные платежи и сборы для физических и юридических лиц, предусматривающих излишние административные и иные ограничения, приводящие к образованию необоснованных затрат для них, имеющих разрешительный характер;

недопущение включения правовых норм в нормативные акты в области технического регулирования;

проведение обязательной правовой экспертизы нормативных актов в области технического регулирования и вступления их в силу после получения положительного заключения и постановки на учет в Министерстве.

6. Утвердить:

Программу пересмотра норм подзаконных актов, устанавливающих правовую ответственность и санкцию, согласно приложению №4;

План перевода некоторых ведомственных нормативно-правовых актов в форму нормативно-правовых актов, имеющих более высокую юридическую силу, согласно приложению №5;

Дополнительные меры по совершенствованию законодательства об административных процедурах согласно приложению №6.

7. Внедрить с 1 июля 2020 года "пакетный" принцип, предусматривающий введение концептуально новых механизмов при подготовке проектов нормативно-правовых актов, в соответствии с которым:

при разработке нового проекта закона отсылочные нормы, направленные на его реализацию, разрабатываются и вступают в силу одновременно с новым законом или в установленный законом срок;

если положения, устанавливаемые новым проектом закона, требуют внесения соответствующих изменений в ранее принятые законы, то внесение изменений в ранее принятые законы осуществляется одновременно с принятием нового закона;

министерства и ведомства вносят изменения и дополнения в принятые ими ведомственные нормативно-правовые акты по одному и тому же вопросу одним актом;

Министерству предоставляется право вносить соответствующие изменения в акты, имеющиеся в Государственном реестре ведомственных нормативно-правовых актов, при этом они должны быть по одному и тому же вопросу и технического характера.

8. Установить порядок, в соответствии с которым:

в целях систематизации законодательства и сокращения излишнего правового регулирования в период с 1 июля 2020 года по 1 января 2021 года приостанавливается принятие ведомственных нормативно-правовых актов (за исключением принятия ведомственных нормативно-правовых актов о внесении изменений и дополнений и признании утратившими силу, а также предусматривающих их унификацию);

разработка, согласование, принятие, проведение правовой экспертизы и государственная регистрация проектов ведомственных нормативно-правовых актов осуществляются посредством Единой электронной системы разработки и согласования проектов нормативно-правовых актов с 1 июля 2020 года - в тестовом режиме, с 1 октября 2020 года - полностью.

9. В структуре центрального аппарата Министерства:

а) упразднить должность заместителя министра юстиции - директора Агентства по интеллектуальной собственности с сохранением должности директора Агентства по интеллектуальной собственности при Министерстве юстиции Республики Узбекистан;

б) упразднить должность заместителя министра юстиции - ректора Ташкентского государственного юридического университета с сохранением должности ректора Ташкентского государственного юридического университета;

в) ввести должности заместителей министра юстиции Республики Узбекистан;

г) образовать в рамках предельной штатной численности управленческого персонала и фонда оплаты труда:

Управление по развитию гражданско-правовых отношений;

Управление по совершенствованию и ведению мониторинга административных процедур.

10. Одобрить предложение Министерства о создании в качестве эксперимента при отделах юстиции района (города) в городе Намангане и Каршинском районе центров по оказанию юридических услуг государственным органам и организациям (далее - Центры по оказанию юридических услуг) в целях обеспечения оказания качественных юридических услуг государственным органам и организациям.

Установить, что Центры по оказанию юридических услуг:

создаются за счет сокращения действующих штатных единиц юридических служб государственных органов и организаций района (города), финансируемых из бюджета;

осуществляют возложенные законодательством на юридические службы задачи и функции в соответствующей организации.

Министерству, основываясь на результатах эксперимента до 1 января 2021 года внести обоснованные предложения о распространении данной системы на все регионы республики.

11. Образовать Национальный правовой информационный центр "Адолат" (далее - Центр) в форме государственного учреждения на базе Государственного учреждения "Центр правовой информации "Адолат", Государственного унитарного предприятия редакции газеты "Инсон ва конун" и редакции общественно-правового журнала "Хукук ва бурч" при Министерстве путем их объединения.

Определить, что:

Центр является ведущим государственным учреждением республики в сферах подготовки и оперативного доведения до населения и исполнителей правовой информации и материалов о правовой пропаганде, направленных на повышение правосознания и правовой культуры населения в обществе, а также официального опубликования текстов нормативно-правовых актов;

редакция газеты "Инсон ва конун" и редакция общественно-правового журнала "Хукук ва бурч" в структуре Центра осуществляют свою деятельность с сохранением действующих сфер оказания услуг и финансируются за счет собственных средств, а недостающая часть данных средств покрывается за счет внебюджетных средств Министерства.

12. Министерствам и ведомствам, принимающим нормативные документы в области технического регулирования, в трехмесячный срок обеспечить представление Министерству технических регламентов, нормативных документов по стандартизации, санитарных, ветеринарно-санитарных, фитосанитарных правил и норм, градостроительных норм и правил, экологических правил и норм, а также других документов в области технического регулирования для размещения их в Национальной базе данных законодательства Республики Узбекистан.

Министерству в срок до 1 января 2021 года полностью завершить работы по размещению нормативных документов в области технического регулирования в Национальной базе данных законодательства Республики Узбекистан и внести информацию об их результатах в Кабинет Министров.

13. Министерству обеспечить:

а) с 1 июля 2020 года отмену практики принятия приказа министра юстиции Республики Узбекистан при государственной регистрации ведомственного нормативно-правового акта и внедрение порядка государственной регистрации ведомственного нормативно-правового акта с присвоением ему уникального номера в государственном реестре;

б) внесение в Администрацию Президента Республики Узбекистан и Кабинет Министров предложений о привлечении к соответствующей ответственности должностных лиц министерств и ведомств, систематически нарушающих требования актов законодательства и настоящего Указа в сфере нормотворческой деятельности;

в) в месячный срок:

внесение в Администрацию Президента Республики Узбекистан и Кабинет Министров предложений об отмене рамочных, бездействующих и не влияющих на правоприменение актов законодательства, имеющихся в Национальной базе данных законодательства Республики Узбекистан;

внесение проектов постановлений Правительства об организации деятельности Центров по оказанию юридических услуг и Национального правового информационного центра "Адолат";

г) внесение в Кабинет Министров Республики Узбекистан в двухмесячный срок:

проекта постановления Президента Республики Узбекистан о внедрении комплексной системы оценки регуляторного воздействия;

совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами предложений об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа, в том числе предусматривающих административную ответственность за невыполнение обязательных к исполнению представлений органов юстиции.

14. Внести изменения и дополнения в некоторые акты Президента Республики Узбекистан и Правительства согласно приложению №7.

15. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан А.Н. Арипова и руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан З.Ш. Низомиддинова.

Президент Республики Узбекистан

Ш.Мирзиёев

Приложение №1

к Указу Президента Республики Узбекистан от 19 мая 2020 года №УП-5997

Концепция развития органов и учреждений юстиции в 2020 - 2024 годах

Глава 1. Общие положения

Концепция развития органов и учреждений юстиции в 2020 - 2024 годах (далее - Концепция) в соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 13 апреля 2018 года №ПП-3666 "Об организационных мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности Министерства юстиции Республики Узбекистан" определяет перспективы развития системы органов и учреждений юстиции.

Глава 2. Цели и приоритетные направления развития системы органов и учреждений юстиции

Основная цель деятельности Министерства юстиции Республики Узбекистан (далее - Министерство) заключается в создании современной правовой системы, внедрении передовых стандартов и принципов правового государства, правовом обеспечении перехода к эффективной модели государственного управления.

Концепция предусматривает следующие приоритетные направления:

совершенствование качества единой государственной правовой политики, координацию правотворческой деятельности;

осуществление комплексного анализа правоприменительной практики и эффективности системы государственного управления;

реализацию единой государственной политики в сфере административных процедур и оказания государственных услуг;

реализацию государственной политики в сфере интеллектуальной собственности;

повышение правовой культуры населения, в первую очередь молодежи, путем организации последовательной адресной работы по правовому просвещению и распространению правовой информации;

развитие и поддержку деятельности негосударственных некоммерческих организаций;

обеспечение эффективного функционирования системы нотариата, адвокатуры и других структур, осуществляющих правовое обслуживание физических и юридических лиц, правовую защиту прав, свобод и законных интересов граждан;

развитие и дальнейшее укрепление международного правового сотрудничества, активизацию деятельности в сфере обеспечения правовой защиты интересов Республики Узбекистан в международных и зарубежных организациях;

совершенствование системы организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации юридических кадров в соответствии с современными образовательными стандартами;

последовательное улучшение качества судебно-экспертной деятельности;

развитие человеческого капитала, улучшение материально-технического обеспечения деятельности органов и учреждений юстиции, внедрение новых механизмов социального и материального стимулирования работников;

повышение на существенном уровне роли и эффективности деятельности территориальных органов юстиции.

§ 1. Совершенствование качества единой государственной правовой политики, координация правотворческой деятельности

Обеспечение наличия обоснованных, разумных и достаточных причин любого регуляторного вмешательства в социально-экономические отношения в обществе.

Осуществление разработки новых регуляторных средств после изучения и анализа мнений бизнес-сообщества, институтов гражданского общества, населения и общественности.

Превращение правовой определенности и прогнозируемости регуляторного поведения в наиболее важные принципы государственной правовой политики, на основе которых оценивается деятельность государственных органов и их должностных лиц.

Внедрение в правотворчестве комплексного подхода регулирования социально-экономических отношений.

Систематизация законодательства, упрощение правового регулирования и сокращение подзаконных актов путем применения метода "регуляторной гильотины" и принятие законов прямого действия на основе тщательного, широкомасштабного и критического анализа.

Установление комплексной системы оценки регуляторного воздействия актов законодательства, включающего в себя ex-post (последующий) анализ принятых нормативно-правовых актов.

Формирование и последовательное совершенствование механизмов научной лингвистической экспертизы.

Создание и совершенствование институциональных, научных и методических основ проведения антикоррупционной, гендерно-правовой экспертиз нормативно-правовых актов и их проектов.

Дальнейшее совершенствование единой электронной системы разработки и согласования проектов нормативно-правовых актов путем внедрения в нормотворческий процесс инновационных методов деятельности с применением современных информационно-коммуникационных технологий.

Внедрение модели "умное регулирование" и стандартизированной методологии анализа путем совершенствования законотворческой деятельности и устранения излишнего бремени правового регулирования.

Гармонизация норм гражданского законодательства с наиболее передовыми зарубежными практиками, а также внедрение международных стандартов в данной сфере.

Налаживание взаимной правовой экспертизы регуляторных и диспозитивных норм в целях развития институтов гражданского законодательства и минимизации регуляторного вмешательства в частноправовые отношения между равноправными субъектами.

Развитие гражданско-правовых отношений, укрепление правовых, институциональных и методических основ в системе Министерства, в частности внедрение эффективных гражданско-правовых механизмов, защищающих права и законные интересы физических и юридических лиц.

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.

Концепция развития органов и учреждений юстиции в 2020 - 2024 годах Глава 1. Общие положения Глава 2. Цели и приоритетные направления развития системы органов и учреждений юстиции § 1. Совершенствование качества единой государственной правовой политики, координация правотворческой деятельности § 2. Проведение комплексного анализа правоприменительной практики и эффективности системы государственного управления § 3. Реализация единой государственной политики в сфере административных процедур и оказания государственных услуг § 4. Реализация государственной политики в области интеллектуальной собственности § 5. Организация последовательной адресной работы по правовому просвещению и распространению правовой информации § 6. Развитие и поддержка негосударственных некоммерческих организаций § 7. Обеспечение эффективного функционирования системы правового обслуживания, правовой защиты прав, свобод и законных интересов граждан § 8. Развитие и дальнейшее укрепление международного правового сотрудничества, обеспечение правовой защиты интересов Республики Узбекистан в международных и зарубежных организациях § 9. Совершенствование системы организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации юридических кадров § 10. Последовательное улучшение качества судебной экспертизы § 11. Развитие человеческого капитала, улучшение материально-технического обеспечения деятельности органов и учреждений юстиции, создание новых механизмов социального и материального стимулирования работников § 12. Существенное повышение роли и эффективности территориальных органов юстиции "Дорожная карта" по реализации в 2020-2021 годах Концепции развития органов и учреждений юстиции в 2020 — 2024 годах Целевые показатели (индикаторы) развития органов и учреждений юстиции в 2020 — 2024 годах Программа пересмотра норм подзаконных актов, устанавливающих правовую ответственность и санкцию План перевода некоторых ведомственных нормативно-правовых актов в форму нормативно-правовых актов, имеющих более высокую юридическую силу Дополнительные меры по совершенствованию законодательства об административных процедурах Изменения и дополнения, вносимые в некоторые акты Президента Республики Узбекистан и Правительства