Недействующая редакция. Принята: 26.05.2021 / Вступила в силу: 06.06.2021

Недействующая редакция, не действует с 21 июня 2021 года

КОДЕКС ТОРГОВОГО МОРЕПЛАВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 30 апреля 1999 года №81-ФЗ

(В редакции Федеральных законов Российской Федерации от 26.05.2001 г. №59-ФЗ, 30.06.2003 г. №86-ФЗ, 02.11.2004 г. N127-ФЗ, 20.12.2005 г. N168-ФЗ, 04.12.2006 г. N201-ФЗ, 08.11.2007 г. N261-ФЗ, 06.12.2007 г. N333-ФЗ, 14.07.2008 г. N118-ФЗ, 23.07.2008 г. N160-ФЗ, 03.12.2008 г. N250-ФЗ, 30.12.2008 г. N322-ФЗ, 18.07.2009 г. N188-ФЗ, 01.07.2010 г. №141-ФЗ, 22.11.2010 г. №305-ФЗ, 03.06.2011 г. №113-ФЗ, 14.06.2011 г. №141-ФЗ, 18.07.2011 г. №242-ФЗ, 19.07.2011 г. №248-ФЗ, 07.11.2011 г. №305-ФЗ, 21.11.2011 г. №327-ФЗ (вступ. в силу 01.01.2013 г.), 23.04.2012 г. №36-ФЗ, 14.06.2012 г. №78-ФЗ, 28.07.2012 г. №132-ФЗ, 23.07.2013 г. №225-ФЗ, 03.02.2014 г. №15-ФЗ, 14.10.2014 г. №307-ФЗ, 29.11.2014 г. №378-ФЗ, 31.12.2014 г. №536-ФЗ, 30.03.2015 г. №66-ФЗ, 13.07.2015 г. №213-ФЗ, 13.07.2015 г. №230-ФЗ, 03.07.2016 г. №253-ФЗ, 03.07.2016 г. №282-ФЗ, 07.02.2017 г. №10-ФЗ, 01.07.2017 г. №148-ФЗ, 18.07.2017 г. №177-ФЗ, 20.12.2017 г. №400-ФЗ, 29.12.2017 г. №460-ФЗ, 03.08.2018 г. №296-ФЗ (вступ. в силу 31.01.2019 г.), 27.12.2018 г. №525-ФЗ, 26.11.2019 г. №378-ФЗ, 01.03.2020 г. №32-ФЗ, 01.03.2020 г. №34-ФЗ, 08.06.2020 г. №166-ФЗ, 13.07.2020 г. №205-ФЗ, 20.04.2021 г. №94-ФЗ, 26.05.2021 г. №142-ФЗ)

Принят Государственной Думой 31 марта 1999 года

Одобрен Советом Федерации 22 апреля 1999 года

Глава I. Общие положения

Статья 1. Отношения, регулируемые Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации

1. Настоящий Кодекс регулирует отношения, возникающие из торгового мореплавания.

Отношения, возникающие из торгового мореплавания, регулируются также издаваемыми в соответствии с настоящим Кодексом другими федеральными законами (далее - законы), указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации (далее - иные правовые акты Российской Федерации).

2. Имущественные отношения, возникающие из торгового мореплавания и основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, регулируются настоящим Кодексом в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. К имущественным отношениям, не регулируемым или не полностью регулируемым настоящим Кодексом, применяются правила гражданского законодательства Российской Федерации.

Статья 2. Понятие торгового мореплавания

Под торговым мореплаванием в настоящем Кодексе понимается деятельность, связанная с использованием судов для:

перевозок грузов, пассажиров и их багажа, в том числе на морской линии (включая операции по погрузке, выгрузке грузов и багажа, посадке, высадке пассажиров), и (или) буксировки, а также хранения грузов;

рыболовства;

проведения морских ресурсных исследований;

разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр;

лоцманской, ледовой лоцманской и ледокольной проводки;

поисковых и спасательных операций;

подъема затонувшего в море имущества;

гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ;

санитарного, карантинного и другого контроля;

защиты и сохранения морской среды;

проведения морских научных исследований;

учебных, спортивных и культурных целей;

иных целей.

(В статью 2 внесены изменения в соответствии с Федеральными законами Российской Федерации от 28.07.2012 г. №132-ФЗ, 03.07.2016 г. №282-ФЗ, 18.07.2017 г. №177-ФЗ, 29.12.2017 г. №460-ФЗ)

 (см. предыдущую редакцию)

Статья 3. Сфера применения правил, установленных настоящим Кодексом

1. Правила, установленные настоящим Кодексом, распространяются на:

морские суда во время их плавания как по морским путям, так и по внутренним водным путям, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законом;

суда внутреннего плавания, а также суда смешанного (река - море) плавания во время их плавания по морским путям, а также по внутренним водным путям при осуществлении перевозок грузов, пассажиров и их багажа с заходом в иностранный морской порт, во время спасательной операции и при столкновении с морским судном.

2. Правила, установленные настоящим Кодексом, за исключением случаев, прямо в нем предусмотренных, не распространяются на:

военные корабли, военно-вспомогательные суда, суда, используемые в целях транспортного обслуживания и (или) обеспечения безопасности объектов государственной охраны, и другие суда, находящиеся в собственности государства или эксплуатируемые им и используемые только для правительственной некоммерческой службы;

некоммерческие грузы, находящиеся в собственности государства.

В случаях, если настоящим Кодексом прямо предусмотрено, что правила, установленные настоящим Кодексом, распространяются на суда и грузы, указанные в настоящем пункте, такие правила не должны использоваться в качестве оснований для изъятия, ареста и задержания таких судов и грузов.

(В статью 3 внесены изменения в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 01.07.2017 г. №148-ФЗ)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 4. Использование судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, в целях торгового мореплавания

1. С использованием судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, осуществляются:

1) каботаж;

2) ледокольная проводка, поисковые и спасательные операции, подъем затонувшего в море имущества, гидротехнические, подводно-технические и другие подобные работы во внутренних морских водах и (или) в территориальном море Российской Федерации;

3) морские ресурсные исследования, разведка и разработка минеральных ресурсов морского дна и его недр во внутренних морских водах и (или) в территориальном море Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации.

2. Для целей настоящего Кодекса под каботажем понимаются перевозка грузов, пассажиров и их багажа и (или) буксировка:

1) во внутренних морских водах и (или) в территориальном море Российской Федерации без пересечения Государственной границы Российской Федерации;

2) из внутренних морских вод и (или) территориального моря Российской Федерации к искусственным островам, установкам и сооружениям, расположенным в исключительной экономической зоне Российской Федерации и (или) на континентальном шельфе Российской Федерации;

3) во внутренние морские воды и (или) в территориальное море Российской Федерации от искусственных островов, установок и сооружений, расположенных в исключительной экономической зоне Российской Федерации и (или) на континентальном шельфе Российской Федерации;

4) между искусственными островами, установками и сооружениями, расположенными в исключительной экономической зоне Российской Федерации и (или) на континентальном шельфе Российской Федерации;

5) из внутренних морских вод и (или) территориального моря Российской Федерации во внутренние морские воды и (или) в территориальное море Российской Федерации с пересечением Государственной границы Российской Федерации.

3. Исключительно с использованием судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, осуществляются:

1) лоцманская проводка, санитарный, карантинный и другой контроль, защита и сохранение морской среды во внутренних морских водах и (или) в территориальном море Российской Федерации, а также ледокольная проводка и ледовая лоцманская проводка в акватории Северного морского пути;

2) морские перевозки нефти, природного газа (в том числе в сжиженном состоянии), газового конденсата и угля, добытых на территории Российской Федерации и (или) на территории, находящейся под юрисдикцией Российской Федерации, в том числе на континентальном шельфе Российской Федерации, и погруженных на суда в акватории Северного морского пути, до первого пункта выгрузки или перегрузки;

3) хранение нефти и нефтепродуктов, природного газа (в том числе в сжиженном состоянии), газового конденсата и угля, если такое хранение осуществляется на судне в акватории Северного морского пути.

4. Правительством Российской Федерации могут приниматься решения о морских перевозках иных грузов в иных акваториях с использованием судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, а также решения о морских перевозках грузов, указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи, с использованием судов, плавающих под флагами иностранных государств, если это не противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации.

4.1. При осуществлении с использованием судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, деятельности, предусмотренной пунктами 1 и 3 настоящей статьи, отдельные виды деятельности, предусмотренные пунктами 1 и 3 настоящей статьи, определенные нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, осуществляются с использованием судов, построенных на территории Российской Федерации и соответствующих установленным в Российской Федерации требованиям к промышленной продукции, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Российской Федерации.

4.2. Отдельные виды деятельности, предусмотренные пунктами 1 и 3 настоящей статьи, определенные нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации в соответствии с пунктом 4.1 настоящей статьи, могут осуществляться с использованием судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации и построенных за пределами Российской Федерации, либо судов, построенных на территории Российской Федерации, но не соответствующих установленным в Российской Федерации требованиям к промышленной продукции, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Российской Федерации, в следующих случаях:

1) такие суда построены до даты вступления в силу нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, предусмотренного пунктом 4.1 настоящей статьи;

2) договоры на постройку и (или) использование таких судов заключены до даты вступления в силу нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, предусмотренного пунктом 4.1 настоящей статьи.

5. В соответствии с международными договорами Российской Федерации или в случаях и порядке, установленных Правительством Российской Федерации, деятельность, предусмотренная пунктом 1 настоящей статьи, может осуществляться с использованием судов, плавающих под флагами иностранных государств.

6. В целях осуществления отдельными судами отдельных видов деятельности, предусмотренных пунктами 1 и 3 настоящей статьи, определенных нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации в соответствии с пунктом 4.1 настоящей статьи, Правительством Российской Федерации могут приниматься решения об использовании для осуществления отдельных видов деятельности, определенных нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации в соответствии с пунктом 4.1 настоящей статьи, судов, построенных:

1) за пределами территории Российской Федерации - в случае отсутствия условий и (или) невозможности осуществления технологических операций для строительства таких судов на территории Российской Федерации;

2) на территории Российской Федерации - в случае невозможности обеспечения строительства таких судов в соответствии с установленными в Российской Федерации требованиями к промышленной продукции, предъявляемыми в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Российской Федерации.

(В статью внесены изменения в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 26.05.2021 №142-ФЗ)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 5. Государственное управление в области торгового мореплавания

1. Государственное управление в области торгового мореплавания осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере морского транспорта (далее - федеральный орган исполнительной власти в области транспорта), а также федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.

2. Федеральный орган исполнительной власти в области транспорта в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами Российской Федерации издает в пределах своей компетенции обязательные для исполнения организациями, а также гражданами правила, в том числе правила буксировки, инструкции и иные акты, содержащие нормы права, регулирующие отношения, возникающие из торгового мореплавания.

3. Федеральный орган исполнительной власти в области рыболовства в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами Российской Федерации издает в пределах своей компетенции обязательные для исполнения организациями, а также гражданами, деятельность которых связана с использованием судов рыбопромыслового флота, правила, инструкции и иные акты, содержащие нормы права, регулирующие отношения, возникающие в связи с рыболовством.

4. Навигационно-гидрографическое обеспечение морских путей, за исключением акватории Северного морского пути и морских путей в акваториях морских портов и на подходах к ним, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области обороны.

Навигационно-гидрографическое обеспечение в акваториях морских портов и на подходах к ним, за исключением акватории Северного морского пути, акваторий морских портов, расположенных на побережье акватории Северного морского пути, и подходов к ним, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского транспорта.

Навигационно-гидрографическое обеспечение в акватории Северного морского пути, в акваториях морских портов, расположенных на побережье акватории Северного морского пути, и на подходах к ним осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского транспорта, и Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

5. При проведении поисковых и спасательных операций на море взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

(В статью внесены изменения в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 13.07.2020 №205-ФЗ)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 5.1. Плавание в акватории Северного морского пути

1. Под акваторией Северного морского пути понимается водное пространство, прилегающее к северному побережью Российской Федерации, охватывающее внутренние морские воды, территориальное море, прилежащую зону и исключительную экономическую зону Российской Федерации и ограниченное с востока линией разграничения морских пространств с Соединенными Штатами Америки и параллелью мыса Дежнева в Беринговом проливе, с запада меридианом мыса Желания до архипелага Новая Земля, восточной береговой линией архипелага Новая Земля и западными границами проливов Маточкин Шар, Карские Ворота, Югорский Шар.

2. Правила плавания в акватории Северного морского пути утверждаются Правительством Российской Федерации, применяются в целях обеспечения безопасности мореплавания, а также предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды с судов и содержат:

1) порядок организации плавания судов в акватории Северного морского пути, включающий выдачу федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского транспорта, или подведомственной ему организацией по согласованию с Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" или подведомственной ей организацией разрешений на плавание судов в акватории Северного морского пути и выдачу лицам, осуществляющим ледовую лоцманскую проводку судов, удостоверений о праве ледовой лоцманской проводки судов в акватории Северного морского пути;

2) положение о навигационно-гидрографическом обеспечении плавания судов в акватории Северного морского пути;

3) иные касающиеся организации плавания судов в акватории Северного морского пути положения.

2.1. Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, по согласованию с Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" утверждаются:

1) правила ледокольной проводки судов в акватории Северного морского пути;

2) правила ледовой лоцманской проводки судов в акватории Северного морского пути;

3) правила проводки судов по маршрутам в акватории Северного морского пути;

4) положение о гидрометеорологическом обеспечении плавания судов в акватории Северного морского пути.

3. Организация плавания судов в акватории Северного морского пути осуществляется Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" и включает в себя в том числе:

1) установление порядка выработки рекомендаций по разработке маршрутов плавания судов и использованию судов ледокольного флота в акватории Северного морского пути с учетом гидрометеорологической, ледовой и навигационной обстановки в указанной акватории;

2) организацию предоставления информационных услуг в области организации плавания судов, требований к обеспечению безопасности плавания судов, обеспечения осуществления ледокольной проводки судов;

3) содействие в организации проведения поисковых и спасательных операций в акватории Северного морского пути.

4. Выдача предусмотренных подпунктом 1 пункта 2 настоящей статьи разрешений на плавание судов в акватории Северного морского пути осуществляется при условии выполнения судном требований, касающихся безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов (применительно к акватории Северного морского пути) и установленных международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, правилами плавания в акватории Северного морского пути, указанными в пункте 2 настоящей статьи, и предоставления документов, удостоверяющих наличие установленного международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации страхования или иного финансового обеспечения гражданской ответственности за ущерб от загрязнения либо другой причиненный судном ущерб.

5. Размер платы за ледокольную проводку судна, ледовую лоцманскую проводку судна в акватории Северного морского пути определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях с учетом вместимости судна, ледового класса судна, расстояния, на которое осуществляется проводка этого судна, и периода навигации.
Оплата ледокольной проводки судна, ледовой лоцманской проводки судна в акватории Северного морского пути осуществляется исходя из объема фактически оказанных услуг.

Правила, установленные настоящим пунктом, также распространяются на военные корабли, военно-вспомогательные суда и другие суда, находящиеся в собственности Российской Федерации, собственности субъектов Российской Федерации или эксплуатируемые ими и используемые только для правительственной некоммерческой службы.

6. Заказчик и исполнитель услуги по ледокольной проводке судна, оказываемой судами атомного ледокольного флота в акватории Северного морского пути, и (или) иных услуг, необходимых для целей торгового мореплавания, оказываемых судами атомного ледокольного флота в акватории Северного морского пути (далее - услуга по проводке судна и иные услуги), могут заключать долгосрочные договоры возмездного оказания услуг по проводке судна и иных услуг при их оказании исполнителем на систематической основе.

В долгосрочном договоре возмездного оказания услуги по проводке судна и иных услуг определяются срок договора, перечень оказываемых услуг, порядок оплаты каждой из входящих в указанный перечень услуг, обязанность исполнителя при использовании судов атомного ледокольного флота обеспечивать их готовность к оказанию услуг по проводке судна и иных услуг в течение всего срока действия договора, ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, а также определяемые при необходимости по соглашению сторон иные условия оказания таких услуг.

(В статью внесены изменения в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 20.04.2021 №94-ФЗ)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 6. Государственный надзор за торговым мореплаванием

1. Государственный надзор за соблюдением международных договоров Российской Федерации, относящихся к торговому мореплаванию, и законодательства Российской Федерации о торговом мореплавании (далее - государственный надзор за торговым мореплаванием) осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении им федерального государственного транспортного надзора (далее - орган государственного надзора).

2. Государственный надзор за торговым мореплаванием в части обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота в районах промысла при осуществлении рыболовства осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

3. Орган государственного надзора осуществляет расследование аварий или инцидентов на море в соответствии с положением, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и федеральным органом исполнительной власти в области обороны.

4. Государственный надзор за спортивными парусными судами, прогулочными судами, а также маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

(В статью 6 внесены изменения в соответствии с Федеральными законами Российской Федерации от 14.06.2011 г. №141-ФЗ, 23.04.2012 г. №36-ФЗ, 14.10.2014 г. №307-ФЗ)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 6.1. Организация государственного надзора за торговым мореплаванием

1. К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора за торговым мореплаванием, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных пунктами 2-6 настоящей статьи.

2. Предметом проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления своей деятельности требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области безопасности торгового мореплавания (далее - обязательные требования).

3. Основанием для проведения плановой проверки является:

1) истечение трех лет со дня окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, эксплуатирующих объекты инфраструктуры морского порта, за исключением портовых и судоходных гидротехнических сооружений, объектов обеспечения безопасности судоходства;

2) истечение одного года со дня окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, эксплуатирующих портовые и судоходные гидротехнические сооружения, объекты обеспечения безопасности судоходства.

3.1. При осуществлении государственного надзора за торговым мореплаванием в части обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота в районах промысла при осуществлении рыболовства плановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не проводятся.

4. Основанием для проведения внеплановой проверки является:

1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем выданного органом государственного надзора предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

2) поступление в орган государственного надзора обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах возникновения аварий и транспортных происшествий, связанных с нарушениями обязательных требований, правил эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта и судов, правил перевозки и перегрузки грузов, перевозки пассажиров и багажа, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу либо влекут причинение такого вреда;

3) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

5. Внеплановая выездная проверка по основанию, указанному в подпункте 2 пункта 4 настоящей статьи, может быть проведена органом государственного надзора незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном частью 12 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

6. Предварительное уведомление юридического лица, индивидуального предпринимателя о проведении внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в подпункте 2 пункта 4 настоящей статьи, не допускается.

(Статья 6.1 введена в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 18.07.2011 г. №242-ФЗ)

Статья 7. Судно

1. Под судном в настоящем Кодексе понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания.

2. Под судами рыбопромыслового флота в настоящем Кодексе понимаются обслуживающие рыбопромысловый комплекс суда, используемые для рыболовства, а также приемо-транспортные, вспомогательные суда и суда специального назначения.

3. Под маломерным судном в настоящем Кодексе понимается судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать.

4. Под прогулочным судном в настоящем Кодексе понимается судно, общее количество людей на котором не должно превышать восемнадцать, в том числе пассажиров не более чем двенадцать, и которое используется в некоммерческих целях и предназначается для отдыха на водных объектах.

5. Под спортивным парусным судном в настоящем Кодексе понимается судно, построенное или переоборудованное для занятий спортом, использующее в качестве основной движущей силы силу ветра и эксплуатируемое в некоммерческих целях.

6. Под морской плавучей платформой в настоящем Кодексе понимается судно, предназначенное для разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр.

(В статью 7 внесены изменения в соответствии с Федеральными законами Российской Федерации от 23.04.2012 г. №36-ФЗ, 23.07.2013  г. №225-ФЗ)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 8. Судовладелец

Под судовладельцем в настоящем Кодексе понимается лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании.

Статья 9. Морские порты.

1. Под морским портом понимаются его территория и совокупность размещенных в границах этой территории объектов инфраструктуры морского порта, используемых для осуществления деятельности в целях торгового мореплавания, в том числе для оказания услуг.

2. Утратил силу в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 23.07.2013 г. №225-ФЗ

(см. предыдущую редакцию)

3. Деятельность в морских портах осуществляется в соответствии с федеральным законом.

(В статью 9 внесены изменения в соответствии с Федеральными законами Российской Федерации от 23.07.2013 г. №225-ФЗ, 18.07.2017 г. №177-ФЗ)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 10. Вместимость судна

Для целей статей 320, 326, 331, 336.6 - 336.8 и 359 настоящего Кодекса под вместимостью судна понимается его валовая вместимость, определяемая в соответствии с правилами обмера судов, содержащимися в Приложении 1 к Международной конвенции по обмеру судов 1969 года.

(В статью 10 внесены изменения в соответствии с Федеральными законами Российской Федерации от 14.06.2011 г. №141-ФЗ, 23.04.2012 г. №36-ФЗ)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 11. Расчетная единица

1. Расчетная единица, предусмотренная статьями 170, 190, 320, 331, 359 и 360 настоящего Кодекса, является единицей специального права заимствования, как она определена Международным валютным фондом.

2. В соответствии со стоимостью рубля в единицах специального права заимствования перевод в рубли осуществляется:

на дату вынесения решения судом, арбитражным судом или третейским судом либо на установленную соглашением сторон дату - сумм, указанных в статьях 170 и 190 настоящего Кодекса;

на дату создания фонда ограничения ответственности - сумм, указанных в статьях 320 и 331 настоящего Кодекса;

на дату создания фонда ограничения ответственности, производства платежа или предоставления обеспечения, эквивалентного платежу, - сумм, указанных в статьях 359 и 360 настоящего Кодекса.

Стоимость рубля в единицах специального права заимствования исчисляется в соответствии с методом определения стоимости, применяемым Международным валютным фондом на соответствующую дату для своих операций и расчетов.

Глава II. Судно

§ 1. Собственность на судно
Статья 12. Субъекты права собственности на судно

1. Суда могут находиться в собственности:

граждан и юридических лиц;

Российской Федерации, субъектов Российской Федерации;

муниципальных образований.

2. Суда с ядерными энергетическими установками могут находиться в собственности только Российской Федерации, за исключением судов с ядерными энергетическими установками атомного ледокольного флота, которые могут находиться в собственности российских юридических лиц, включенных в утверждаемый Президентом Российской Федерации перечень российских юридических лиц, в собственности которых могут находиться ядерные установки.

3. Суда, зарегистрированные в Российском открытом реестре судов, могут находиться в собственности граждан и юридических лиц (в том числе иностранных граждан и иностранных юридических лиц), Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

(В статью 12 внесены изменения в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 03.08.2018 г. №296-ФЗ)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 13. Права собственника судна

Собственник судна вправе по своему усмотрению совершать в отношении судна любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам Российской Федерации и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать судно в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения судном, устанавливать ипотеку судна и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Статья 14. Передача судна в доверительное управление

1. Собственник судна вправе передать его доверительному управляющему по договору доверительного управления судном на срок, не превышающий пяти лет, для осуществления управления судном за вознаграждение в интересах собственника.

Судно, находящееся в хозяйственном ведении или оперативном управлении, не может быть передано в доверительное управление.

Передача судна в доверительное управление не влечет за собой переход права собственности на него к доверительному управляющему.

2. Передача судна в доверительное управление подлежит обязательной регистрации в реестре, в котором зарегистрировано судно.

3. Доверительным управляющим может быть компетентный в области управления судами и их эксплуатации индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, которые удовлетворяют требованиям пункта 1 статьи 15 настоящего Кодекса, за исключением унитарного предприятия.

4. В договоре доверительного управления судном должны быть указаны стороны такого договора, права и обязанности доверительного управляющего, размер и форма его вознаграждения.

(В статью 14 внесены изменения в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 23.04.2012 г. №36-ФЗ)

(см. предыдущую редакцию)

§ 2. Флаг и национальность судна
Статья 15. Право плавания под Государственным флагом Российской Федерации

1. Право плавания под Государственным флагом Российской Федерации предоставляется судам, находящимся в собственности:

1) граждан Российской Федерации;

2) юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации;

4) муниципальных образований;

5) иностранных граждан, иностранных юридических лиц, юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года №290-ФЗ "О международных компаниях и международных фондах", - в отношении судов, зарегистрированных в Российском открытом реестре судов.

2. По заявлению фрахтователя право плавания под Государственным флагом Российской Федерации может быть временно предоставлено судну, зарегистрированному в реестре судов иностранного государства и предоставленному в пользование и во владение российскому фрахтователю по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру), в случае, если:

1) фрахтователь судна по бербоут-чартеру отвечает требованиям, предъявляемым к собственнику судна в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи;

2) собственник судна дал в письменной форме согласие на перевод судна под Государственный флаг Российской Федерации;

3) залогодержатель ипотеки судна или обременения судна того же характера, установленных и зарегистрированных в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрировано судно, дал в письменной форме согласие на перевод судна под Государственный флаг Российской Федерации;

4) законодательство государства, в котором зарегистрировано судно, не запрещает предоставление судну права плавания под флагом иностранного государства;

5) право плавания под флагом иностранного государства приостановлено или будет приостановлено в момент предоставления судну права плавания под Государственным флагом Российской Федерации.

3. Право плавания под Государственным флагом Российской Федерации временно предоставляется судну капитаном морского порта, регистрирующим судно в бербоут-чартерном реестре, на срок, не превышающий срока действия бербоут-чартера.

При временном предоставлении судну права плавания под Государственным флагом Российской Федерации капитан морского порта, в котором регистрируется судно, определяет, каким должно быть название судна.

4. Право плавания под Государственным флагом Российской Федерации предоставляется судну, зарегистрированному в Российском открытом реестре судов.

(В статью 15 внесены изменения в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 03.08.2018 г. №296-ФЗ)

(см. предыдущую редакцию)

(Статья 15 изложена в новой редакции в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 14.06.2011 г. №141-ФЗ)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 16. Возникновение права плавания под Государственным флагом Российской Федерации

Судно приобретает право плавания под Государственным флагом Российской Федерации с даты его государственной регистрации.

(Статья 16 изложена в новой редакции в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2017 г. №460-ФЗ)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 17. Национальность судна

1. Судно, пользующееся правом плавания под Государственным флагом Российской Федерации, имеет национальность Российской Федерации.

2. Судно, имеющее национальность Российской Федерации, обязано нести Государственный флаг Российской Федерации.

Статья 18. Утрата судном права плавания под Государственным флагом Российской Федерации

Судно утрачивает право плавания под Государственным флагом Российской Федерации в случае, если:

оно перестает соответствовать требованиям, предусмотренным пунктом 1 статьи 15 настоящего Кодекса;

истек срок, на который судну в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 15 настоящего Кодекса предоставлено право плавания под Государственным флагом Российской Федерации.

(В статью 18 внесены изменения в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 14.06.2011 г. №141-ФЗ)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 19. Предоставление судна в пользование и во владение иностранному фрахтователю по бербоут-чартеру, временный перевод судна под флаг иностранного государства

1. Предоставление судна, зарегистрированного в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов, Российском открытом реестре судов или реестре маломерных судов, в пользование и во владение иностранному фрахтователю по бербоут-чартеру возможно при условии, если:

1) собственник судна дал в письменной форме согласие на перевод судна под флаг иностранного государства;

2) при отсутствии предварительного удовлетворения ипотеки судна, установленной и зарегистрированной в установленном порядке, залогодержатель ипотеки дал в письменной форме согласие на перевод судна под флаг иностранного государства;

3) законодательство государства фрахтователя не содержит положений, запрещающих предоставление судну, зарегистрированному в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов, Российском открытом реестре судов или реестре маломерных судов, права плавания под флагом такого государства и возврат судна под Государственный флаг Российской Федерации по истечении срока предоставления судну права плавания под флагом такого государства.

1.1. При предоставлении судна, зарегистрированного в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов, Российском открытом реестре судов или реестре маломерных судов, в пользование и во владение иностранному фрахтователю по бербоут-чартеру такое судно должно быть временно переведено под флаг иностранного государства на основании решения одного из федеральных органов исполнительной власти, указанных в пункте 2 настоящей статьи, с приостановлением права плавания под Государственным флагом Российской Федерации.

2. Решение о переводе судна, за исключением судна рыбопромыслового флота, под флаг иностранного государства принимается органом государственного надзора; решение о переводе судна рыбопромыслового флота - федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства с соблюдением требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, и с учетом мнения общероссийского профессионального союза работников соответствующей отрасли деятельности.

Судно может быть переведено под флаг иностранного государства на срок, не превышающий двух лет, с правом последующего продления его через каждые два года, но не свыше срока действия бербоут-чартера. Для целей смены флага срок действия бербоут-чартера не может быть менее чем один год.

Подтверждение прекращения действия решения о переводе судна под флаг иностранного государства принимается в том же порядке, что и само решение.

(В статью 19 внесены изменения в соответствии с Федеральными законами Российской Федерации от 14.06.2011 г. №141-ФЗ, 23.04.2012 г. №36-ФЗ, 14.10.2014 г. №307-ФЗ, 03.07.2016 г. №282-ФЗ, 03.08.2018 г. №296-ФЗ)

(см. предыдущую редакцию)

§ 3. Идентификация судна
Статья 20. Название судна

1. Судно, подлежащее государственной регистрации, должно иметь свое название.

Название судну присваивается его собственником в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

2. Название судна может быть изменено при переходе права собственности на судно или при наличии других достаточных на то оснований.

Об изменении названия судна немедленно уведомляются залогодержатели зарегистрированных ипотек судна.

(В статью 20 внесены изменения в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 23.04.2012 г. №36-ФЗ)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 21. Позывной сигнал

1. Судну присваивается позывной сигнал. В зависимости от технической оснащенности судна ему присваиваются также идентификационный номер судовой станции спутниковой связи и номер избирательного вызова судовой станции.

2. Порядок присвоения судну позывного сигнала устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области связи, порядок присвоения идентификационного номера судовой станции спутниковой связи и номера избирательного вызова судовой станции - уполномоченной организацией в области электрорадионавигации и спутниковой связи.

бесплатный документ

Текст редакции доступен после авторизации.

Глава I. Общие положения Статья 1. Отношения, регулируемые Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации Статья 2. Понятие торгового мореплавания Статья 3. Сфера применения правил, установленных настоящим Кодексом Статья 4. Использование судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, в целях торгового мореплавания Статья 5. Государственное управление в области торгового мореплавания Статья 5.1. Плавание в акватории Северного морского пути Статья 6. Государственный надзор за торговым мореплаванием Статья 6.1. Организация государственного надзора за торговым мореплаванием Статья 7. Судно Статья 8. Судовладелец Статья 9. Морские порты. Статья 10. Вместимость судна Статья 11. Расчетная единица Глава II. Судно § 1. Собственность на судно Статья 12. Субъекты права собственности на судно Статья 13. Права собственника судна Статья 14. Передача судна в доверительное управление § 2. Флаг и национальность судна Статья 15. Право плавания под Государственным флагом Российской Федерации Статья 16. Возникновение права плавания под Государственным флагом Российской Федерации Статья 17. Национальность судна Статья 18. Утрата судном права плавания под Государственным флагом Российской Федерации Статья 19. Предоставление судна в пользование и во владение иностранному фрахтователю по бербоут-чартеру, временный перевод судна под флаг иностранного государства § 3. Идентификация судна Статья 20. Название судна Статья 21. Позывной сигнал § 4. Классификация и освидетельствование судов Статья 22. Суда, подлежащие классификации и освидетельствованию. Организации, уполномоченные на классификацию и освидетельствование судов Статья 23. Освидетельствование судов Статья 24. Классификация судов Статья 25. Судовые документы Статья 26. Дополнительные судовые документы Статья 27. Судовые документы для некоторых категорий судов Статья 28. Судовые документы для судов заграничного плавания Статья 29. Выдача судовых документов Статья 30. Признание судовых документов судна, плавающего под флагом иностранного государства Статья 31. Статья 32. Правила ведения судовых документов. Хранение судового журнала Глава III. Регистрация судов, прав на них и сделок с ними Статья 33. Реестры судов Российской Федерации Статья 34. Суда, используемые только для правительственной некоммерческой службы Статья 35. Органы, осуществляющие государственную регистрацию судов Статья 36. Государственная пошлина Статья 37. Условия государственной регистрации судов Статья 38. Государственная регистрация судна, зафрахтованного по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру) Статья 39. Сведения, подлежащие внесению в Государственный судовой реестр или реестр маломерных судов Статья 40. Сведения, подлежащие внесению в бербоут-чартерный реестр, Российский международный реестр судов и Российский открытый реестр судов Статья 41. Обязанность информировать об изменении сведений, вносимых в реестры судов Статья 42. Первоначальная государственная регистрация судна Статья 43. Изменение порта (места) государственной регистрации судна Статья 44. Повторная государственная регистрация судна Статья 45. Утрата судовых документов, подтверждающих государственную регистрацию судна Статья 46. Отказ в государственной регистрации судна, прав на него и сделок с ним Статья 47. Исключение судна из Государственного судового реестра, Российского международного реестра судов, реестра маломерных судов или Российского открытого реестра судов Статья 48. Судно, пропавшее без вести Статья 49. Судно, конструктивно погибшее Статья 50. Предоставление информации из реестров судов Статья 51. Ответственность за нарушение правил государственной регистрации судов Глава IV. Экипаж судна. Капитан судна § 1. Экипаж судна Статья 52. Состав экипажа судна Статья 53. Минимальный состав экипажа судна Статья 54. Дипломирование членов экипажа судна Статья 55. Требования к состоянию здоровья лиц, претендующих на допуск к работе на судне, и лиц, допущенных к работе на судне Статья 55.1. Удостоверение личности моряка Статья 56. Гражданство членов экипажа судна Статья 57. Трудовые отношения на судне Статья 58. Репатриация членов экипажа судна Статья 59. Имущество члена экипажа судна Статья 60. Обязанности судовладельца § 2. Капитан судна Статья 61. Управление судном и другие обязанности капитана судна Статья 62. Обязанность оказать помощь любому лицу, терпящему бедствие на море Статья 63. Обязанность оказать помощь после столкновения судов Статья 64. Обязанность капитана судна оказать неотложную медицинскую помощь Статья 65. Обязанность капитана судна в случае военных действий или иных случаях военной опасности Статья 66. Оставление судна его экипажем Статья 67. Поддержание порядка на судне Статья 68. Взаимоотношения капитана судна, других членов экипажа судна и консульских учреждений Российской Федерации Статья 69. Возбуждение уголовного дела публичного обвинения и осуществление неотложных следственных действий капитаном судна Статья 69.1. Действия капитана судна в отношении лиц, совершивших преступления, направленные против безопасности морского судоходства Статья 70. Обязанности капитана судна в случаях оставления завещания, рождения на судне ребенка и смерти на судне Статья 71. Капитан судна как представитель судовладельца и грузовладельца Статья 72. Неотложная надобность в деньгах для продолжения плавания Статья 73. Возложение обязанностей капитана судна на старшего помощника капитана судна Глава V. Государственный портовый контроль Статья 74. Капитан морского порта Статья 75. Статья 76. Функции капитана морского порта Статья 77. Статья 78. Распоряжения капитана морского порта Статья 79. Государственный портовый контроль за судами Статья 80. Разрешение на выход судов из морского порта Статья 81. Задержание судна и груза капитаном морского порта Статья 82. Строительство в зоне действия средств навигационной обстановки Статья 83. Привлечение судов к спасанию людей и судов Статья 84. Ответственность за нарушение правил, касающихся безопасности мореплавания и порядка в порту Глава VI. Морские лоцманы § 1. Лоцманская проводка судов Статья 85. Сфера применения правил, установленных настоящей главой Статья 86. Цели лоцманской проводки судов Статья 87. Морские лоцманы Статья 88. Государственный надзор за деятельностью организаций, осуществляющих лоцманскую проводку судов Статья 89. Установление районов обязательной и районов необязательной лоцманской проводки судов Статья 90. Обязательная лоцманская проводка судов Статья 91. Необязательная лоцманская проводка судов Статья 92. Выполнение лоцманом обязанностей публично-правового характера § 2. Взаимоотношения лоцмана и капитана судна Статья 93. Лоцманское удостоверение Статья 94. Обеспечение безопасной посадки и безопасной высадки лоцмана Статья 95. Объявление капитаном судна данных о судне Статья 96. Взаимоотношения капитана судна и лоцмана Статья 97. Распоряжения лоцмана рулевому Статья 98. Временное оставление мостика капитаном судна Статья 99. Приостановление лоцманской проводки судна лоцманом Статья 100. Оставление судна лоцманом Статья 101. Возвращение лоцмана Статья 102. Ответственность лоцмана и капитана судна § 3. Ответственность за ненадлежащую лоцманскую проводку судна. Лоцманский сбор Статья 103. Ответственность за ненадлежащую лоцманскую проводку судна Статья 104. Ограничение ответственности и утрата права на ограничение ответственности Статья 105. Ответственность перед третьими лицами Статья 106. Лоцманский сбор Глава VII. Затонувшее имущество Статья 107. Сфера применения правил, установленных настоящей главой Статья 108. Подъем затонувшего имущества его собственником Статья 109. Обязанность собственника поднять затонувшее имущество Статья 110. Права собственника на затонувшее имущество Статья 111. Подъем, удаление или уничтожение затонувшего имущества администрацией морских портов Статья 112. Истребование поднятого затонувшего имущества его собственником Статья 113. Право администрации морских портов на полное возмещение понесенных ею расходов Статья 114. Случайно поднятое затонувшее имущество Глава VII.1. Перевозки на морской линии Статья 114.1. Морская линия Статья 114.2. Регистрация морской линии, продление регистрации и снятие с регистрационного учета морской линии Статья 114.3. Снятие морской линии с регистрационного учета Статья 114.4. Условия перевозки на морской линии Глава VIII. Договор морской перевозки груза § 1. Общие положения Статья 115. Определение и виды договора морской перевозки груза Статья 116. Применение правил, установленных настоящей главой Статья 117. Форма договора морской перевозки груза Статья 118. Долгосрочный договор об организации морских перевозок грузов и его соотношение с договором морской перевозки груза Статья 119. Соотношение чартера и коносамента Статья 120. Содержание чартера Статья 121. Уступка прав по чартеру Статья 122. Применение правил, установленных настоящей главой, к перевозкам грузов в каботаже Статья 123. Временное прекращение или ограничение приема грузов для перевозок § 2. Подача судна и погрузка груза Статья 124. Мореходное состояние судна Статья 125. Замена судна Статья 126. Порт погрузки Статья 127. Место погрузки груза Статья 128. Срок подачи судна Статья 129. Уведомление о готовности судна к погрузке груза Статья 130. Сталийное время Статья 131. Контрсталийное время Статья 132. Плата за контрсталийное время Статья 133. Плата за досрочное окончание погрузки груза Статья 134. Право перевозчика отправить судно в плавание по истечении контрсталийного времени Статья 135. Возмещение убытков за задержку судна Статья 136. Досрочное отправление судна в плавание по требованию фрахтователя Статья 137. Удаление постороннего груза Статья 138. Палубный груз Статья 139. Упаковка и маркировка груза Статья 140. Замена груза Статья 141. Документы, касающиеся груза Статья 141.1. Применение правил к выгрузке груза в порту его выгрузки § 3. Коносамент Статья 142. Выдача коносамента Статья 143. Выдача иного документа вместо коносамента Статья 144. Содержание коносамента Статья 145. Оговорки в коносаменте. Доказательственная сила коносамента Статья 146. Виды коносамента Статья 147. Множественность экземпляров коносамента Статья 148. Передача коносамента Статья 149. Право распоряжения грузом § 4. Исполнение договора морской перевозки груза Статья 150. Обязанности перевозчика в отношении груза Статья 151. Опасный груз Статья 152. Срок и маршрут перевозки груза Статья 153. Препятствия заходу судна в порт назначения § 5. Прекращение обязательств по договору морской перевозки груза Статья 154. Отказ перевозчика от исполнения договора морской перевозки груза Статья 155. Отказ отправителя или фрахтователя от исполнения договора морской перевозки груза Статья 156. Отказ от исполнения договора морской перевозки груза каждой из его сторон Статья 157. Прекращение договора морской перевозки груза вследствие невозможности его исполнения § 6. Выгрузка и выдача груза Статья 158. Лицо, имеющее право на получение груза Статья 159. Сдача груза на хранение Статья 160. Платежи при выдаче груза получателю. Право удержания груза Статья 161. Осмотр груза или проверка его состояния Статья 162. Заявление об утрате или о повреждении груза § 7. Фрахт Статья 163. Платежи при перевозках грузов Статья 164. Размер фрахта Статья 165. Фрахт за груз, утраченный при его перевозке § 8. Ответственность перевозчика, отправителя и фрахтователя Статья 166. Ответственность перевозчика Статья 167. Навигационная ошибка Статья 168. Освобождение перевозчика от ответственности при наличии признаков, свидетельствующих о сохранности груза Статья 169. Исчисление размера ответственности перевозчика за утрату или повреждение груза Статья 170. Ограничение ответственности перевозчика Статья 171. Требования к перевозчику, его работникам и агентам Статья 172. Утрата права на ограничение ответственности Статья 173. Ответственность фактического перевозчика Статья 174. Сквозная перевозка груза Статья 175. Соглашение об освобождении перевозчика от ответственности или уменьшении пределов его ответственности Статья 176. Ответственность отправителя и фрахтователя Глава IX. Договор морской перевозки пассажира Статья 177. Определение договора морской перевозки пассажира Статья 178. Применение правил, установленных настоящей главой Статья 179. Перевозочные документы Статья 180. Багаж и каютный багаж Статья 181. Плата за проезд пассажира и плата за провоз его багажа Статья 182. Периоды перевозки пассажира Статья 183. Отказ пассажира от договора морской перевозки пассажира Статья 184. Отказ перевозчика от исполнения договора морской перевозки пассажира Статья 185. Изменение договора морской перевозки пассажира Статья 186. Ответственность перевозчика Статья 187. Фактический перевозчик Статья 188. Утрата и повреждение ценностей Статья 189. Умысел или грубая неосторожность пассажира Статья 190. Пределы ответственности перевозчика Статья 191. Повышение пределов ответственности перевозчика Статья 192. Применение пределов ответственности Статья 193. Утрата права на ограничение ответственности Статья 194. Заявление об утрате или о повреждении багажа Статья 195. Соглашение об освобождении перевозчика от ответственности или уменьшении пределов его ответственности Статья 196. Ответственность перевозчика за задержку отправления судна или прибытие судна с опозданием Статья 197. Сфера применения правил, установленных настоящей главой Глава X. Договор фрахтования судна на время (тайм-чартер) Статья 198. Определение договора фрахтования судна на время (тайм-чартера) Статья 199. Применение правил, установленных настоящей главой Статья 200. Содержание тайм-чартера Статья 201. Форма тайм-чартера Статья 202. Договор субфрахтования судна на время (субтайм-чартер) Статья 203. Мореходное состояние судна Статья 204. Обязанности фрахтователя по коммерческой эксплуатации судна и его возврату Статья 205. Ответственность фрахтователя перед грузовладельцем Статья 206. Подчиненность членов экипажа судна Статья 207. Освобождение фрахтователя от ответственности за убытки, причиненные спасанием, гибелью или повреждением судна Статья 208. Уплата фрахта Статья 209. Гибель судна и уплата фрахта Статья 210. Вознаграждение за оказание услуг по спасанию Глава XI. Договор фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер) Статья 211. Определение договора фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартера) Статья 212. Применение правил, установленных настоящей главой Статья 213. Содержание бербоут-чартера Статья 214. Форма бербоут-чартера Статья 215. Договор субфрахтования судна без экипажа (суббербоут-чартер) Статья 216. Мореходное состояние судна Статья 217. Экипаж судна Статья 218. Обязанности фрахтователя по эксплуатации судна и его возврату Статья 219. Ответственность фрахтователя перед третьими лицами Статья 220. Убытки, причиненные спасанием, гибелью или повреждением судна Статья 221. Уплата фрахта судовладельцу Статья 222. Недопустимость изъятия судна Статья 223. Выкуп судна Статья 224. Ответственность за недостатки выкупленного судна Глава XII. Договор буксировки Статья 225. Определение договора буксировки Статья 226. Применение правил, установленных настоящей главой Статья 227. Форма договора буксировки Статья 228. Обязанности сторон договора буксировки Статья 229. Ответственность при морской буксировке Статья 230. Ответственность при портовой буксировке Статья 231. Ответственность при буксировке в ледовых условиях Глава XIII. Договор морского агентирования Статья 232. Определение договора морского агентирования Статья 233. Применение правил, установленных настоящей главой Статья 234. Ограничение общих полномочий морского агента Статья 235. Действия морского агента в интересах разных сторон Статья 236. Договор морского субагентирования Статья 237. Права и обязанности морского агента Статья 238. Обязанности судовладельца Статья 239. Прекращение договора морского агентирования Глава XIV. Договор морского посредничества Статья 240. Определение договора морского посредничества Статья 241. Применение правил, установленных настоящей главой Статья 242. Совершение морским брокером действий морского агента Статья 243. Действия морского брокера в интересах обеих сторон Статья 244. Вознаграждение услуг морского брокера Статья 245. Обязанность морского брокера отчитаться Глава XV. Договор морского страхования Статья 246. Определение договора морского страхования Статья 247. Применение правил, установленных настоящей главой
Статья 248. Форма договора морского страхования Статья 249. Объект морского страхования Статья 250. Информация о риске Статья 251. Страховой полис и условия страхования Статья 252. Страховая премия Статья 253. Выгодоприобретатель Статья 254. Обязанности страхователя и выгодоприобретателя Статья 255. Права страхователя по договору морского страхования в пользу выгодоприобретателя Статья 256. Представление страхового полиса при выплате страхового возмещения Статья 257. Последствия отчуждения застрахованного груза Статья 258. Последствия отчуждения застрахованного судна Статья 259. Страховая сумма Статья 260. Двойное страхование Статья 261. Возникновение убытков до заключения договора морского страхования или их отсутствие Статья 262. Генеральный полис Статья 263. Информация о грузах Статья 264. Страховые полисы или страховые сертификаты отдельных отправок грузов Статья 265. Умысел и грубая неосторожность страхователя или выгодоприобретателя Статья 266. Освобождение страховщика от ответственности при страховании судна Статья 267. Освобождение страховщика от ответственности при страховании груза Статья 268. Освобождение страховщика от ответственности при страховании фрахта Статья 269. Убытки вследствие ядерного инцидента Статья 270. Убытки вследствие военных или иных действий Статья 271. Последствия изменения риска Статья 272. Предотвращение или уменьшение убытков Статья 273. Обеспечение страховщиком взносов по общей аварии Статья 274. Охрана интересов страховщика при составлении диспаши Статья 275. Возмещение расходов страхователя Статья 276. Ответственность страховщика сверх страховой суммы Статья 277. Пропажа судна без вести Статья 278. Абандон Статья 279. Заявление об абандоне Статья 280. Возврат страхового возмещения Статья 281. Переход к страховщику прав страхователя или выгодоприобретателя на возмещение ущерба (суброгация) Статья 282. Передача страховщику документов и доказательств Статья 283. Последствия возмещения убытков третьими лицами Глава XVI. Общая авария Статья 284. Понятие общей аварии и принципы ее распределения Статья 285. Применение правил, установленных настоящей главой Статья 286. Общая авария, вызванная заходом судна в место убежища Статья 287. Расходы на перемещение на борту судна, выгрузку либо обратную погрузку груза, топлива или предметов снабжения Статья 288. Временный ремонт судна Статья 289. Расходы, вызванные задержкой судна ради общей безопасности Статья 290. Последствия признания судна непригодным к плаванию или отказа судна от продолжения рейса Статья 291. Общая авария, вызванная расходами на спасание Статья 292. Общая авария, вызванная принятием мер по спасанию Статья 293. Расходы, вызванные мерами по предотвращению или уменьшению ущерба окружающей среде Статья 294. Убытки от повреждения или гибели груза, топлива либо предметов снабжения Статья 295. Убытки от потери фрахта Статья 296. Заменяющие расходы Статья 297. Убытки, не признаваемые общей аварией (частная авария) Статья 298. Убытки от повреждения судна, его машин или принадлежностей Статья 299. Скидки "за новое вместо старого" Статья 300. Убытки от гибели судна Статья 301. Убытки от гибели или повреждения груза Статья 302. Предоставление средств на расходы, возмещаемые в порядке распределения общей аварии Статья 303. Проценты на убытки, возмещаемые в порядке распределения общей аварии Статья 304. Контрибуционная стоимость имущества Статья 305. Диспаша и диспашеры Статья 306. Доказательства и материалы, на основании которых составляется диспаша Статья 307. Сбор за составление диспаши Статья 308. Исправление и оспаривание диспаши Статья 309. Исполнение диспаши Глава XVII. Возмещение убытков от столкновения судов Статья 310. Сфера применения правил, установленных настоящей главой Статья 311. Обстоятельства, исключающие ответственность Статья 312. Вина одного из судов в столкновении Статья 313. Вина двух или более судов в столкновении Статья 314. Вина лоцмана в столкновении судов Статья 315. Презумпция невиновности судов Глава XVIII. Ответственность за ущерб от загрязнения с судов нефтью Статья 316. Основания ответственности собственника судна Статья 317. Освобождение собственника судна от ответственности Статья 318. Умысел или грубая неосторожность потерпевшего лица Статья 319. Солидарная ответственность собственников двух или более судов Статья 320. Ограничение ответственности собственника судна Статья 321. Утрата права на ограничение ответственности Статья 322. Фонд ограничения ответственности Статья 323. Страхование или иное финансовое обеспечение ответственности Статья 324. Свидетельство о страховании или об ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью Статья 324.1. Последствия невыполнения обязанности иметь свидетельство Статья 325. Иск о возмещении ущерба от загрязнения Глава XIX. Ответственность за ущерб в связи с морской перевозкой опасных и вредных веществ Статья 326. Сфера применения правил, установленных настоящей главой Статья 327. Основания ответственности собственника судна Статья 328. Освобождение собственника судна от ответственности Статья 329. Умысел или неосторожность потерпевшего лица Статья 330. Солидарная ответственность собственников двух или более судов Статья 331. Ограничение ответственности собственника судна Статья 332. Утрата права на ограничение ответственности Статья 333. Фонд ограничения ответственности Статья 334. Страхование или иное финансовое обеспечение ответственности Статья 335. Свидетельство о страховании или об ином финансовом обеспечении ответственности за ущерб, причиненный опасными и вредными веществами Статья 335.1. Последствия невыполнения обязанности иметь свидетельство Статья 336. Иск о возмещении ущерба Глава XIX.1. Ответственность за ущерб от загрязнения бункерным топливом Статья 336.1. Основания ответственности судовладельца Статья 336.2. Освобождение судовладельца от ответственности Статья 336.3. Умысел или неосторожность потерпевшего лица Статья 336.4. Инцидент с вовлечением двух и более судов Статья 336.5. Ограничение ответственности Статья 336.6. Страхование или иное финансовое обеспечение ответственности Статья 336.7. Свидетельство о страховании или об ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом Статья 336.8. Последствия невыполнения обязанности иметь свидетельство Статья 336.9. Иск о возмещении ущерба от загрязнения Статья 336.10. Исключение из сферы применения правил, установленных настоящей главой Глава XX. Спасание судов и другого имущества Статья 337. Сфера применения правил, установленных настоящей главой Статья 338. Договоры о спасании Статья 339. Недействительность договоров или их изменение Статья 340. Обязанности спасателя, владельца судна и капитана судна Статья 341. Условия вознаграждения Статья 342. Критерии установления вознаграждения Статья 343. Специальная компенсация Статья 344. Распределение вознаграждения между спасателями Статья 345. Распределение вознаграждения между судовладельцем и членами экипажа судна Статья 346. Спасание людей Статья 347. Услуги, оказанные в ходе исполнения договора Статья 348. Последствия неправильного поведения спасателя Статья 349. Запрещение спасательных операций Статья 350. Принадлежность судов одному и тому же владельцу Статья 351. Обязанность предоставить обеспечение требования спасателя Статья 352. Промежуточный платеж Статья 353. Спасательные операции, контролируемые публичными властями Глава XXI. Ограничение ответственности по морским требованиям Статья 354. Лица, имеющие право на ограничение ответственности Статья 355. Требования, по которым ответственность может быть ограничена Статья 356. Исключения из ограничения ответственности Статья 357. Поведение, препятствующее ограничению ответственности Статья 358. Встречное требование Статья 359. Общие пределы ответственности Статья 360. Предел ответственности по требованиям пассажиров Статья 361. Объединение требований Статья 362. Ограничение ответственности без создания фонда ограничения ответственности Статья 363. Создание фонда ограничения ответственности Статья 364. Распределение фонда ограничения ответственности Статья 365. Препятствия для других исков Статья 366. Сфера применения правил, установленных настоящей главой Глава XXII. Морской залог на судно. Ипотека судна или строящегося судна § 1. Морской залог на судно Статья 367. Требования, которые обеспечиваются морским залогом на судно Статья 368. Преимущественное удовлетворение требований, обеспеченных морским залогом на судно Статья 369. Очередность удовлетворения требований, обеспеченных морским залогом на судно, между собой Статья 370. Особенность морского залога на судно Статья 371. Прекращение морского залога на судно Статья 372. Уступка или переход требований Статья 373. Право удержания судна или строящегося судна § 2. Ипотека судна или строящегося судна Статья 374. Установление ипотеки судна или строящегося судна Статья 375. Предмет ипотеки судна или строящегося судна Статья 376. Регистрация ипотеки судна или строящегося судна Статья 377. Порядок регистрации ипотеки судна или строящегося судна Статья 378. Защита интересов залогодержателя ипотеки судна или строящегося судна Статья 379. Преимущественное удовлетворение требований, вытекающих из обязательств, обеспеченных ипотекой судна или строящегося судна Статья 380. Очередность удовлетворения требований, вытекающих из обязательств, обеспеченных ипотекой судна или строящегося судна, между собой Статья 381. Уступка ипотеки судна или строящегося судна Статья 382. Сохранение судна или строящегося судна, обеспеченных ипотекой Статья 383. Переход права собственности на судно или строящееся судно, изменение регистрации Статья 384. Основания принудительной продажи судна или строящегося судна Статья 385. Извещение о принудительной продаже судна или строящегося судна Статья 386. Последствия принудительной продажи судна или строящегося судна Статья 387. Прекращение ипотеки судна или строящегося судна Глава XXIII. Арест судна Статья 388. Полномочия на арест судна Статья 389. Морское требование Статья 390. Судно, которое может быть арестовано Статья 391. Освобождение судна от ареста Статья 392. Повторный и многократный арест судна Статья 393. Защита владельца арестованного судна Глава XXIV. Морские протесты Статья 394. Морской протест Статья 395. Заявление о морском протесте Статья 396. Срок для заявления о морском протесте Статья 397. Заявление о морском протесте с задержкой Статья 398. Заявление о морском протесте в отношении причинения ущерба грузу Статья 399. Доказательства Статья 400. Составление акта о морском протесте Статья 401. Составление актов о морском протесте консульскими учреждениями иностранных государств Глава ХХV. Претензии и иски. Исковая давность § 1. Претензии и иски Статья 402. Удостоверение обстоятельств, которые могут служить основанием для ответственности участников морской перевозки груза Статья 403. Претензии к перевозчику Статья 404. Передача права на предъявление претензий и исков Статья 405. Порядок предъявления претензии Статья 406. Срок для предъявления претензии, вытекающей из договора морской перевозки груза Статья 407. Срок для рассмотрения претензии, вытекающей из договора морской перевозки груза § 2. Исковая давность Статья 408. Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договора морской перевозки груза Статья 409. Исковая давность по иным требованиям Статья 410.Исковая давность по требованиям возмещения ущерба от загрязнения с судов нефтью, ущерба от загрязнения бункерным топливом и ущерба в связи с морской перевозкой опасных и вредных веществ Статья 411. Применение общих сроков Статья 412. Приостановление срока исковой давности при наличии общей аварии Статья 413. Проценты за пользование чужими денежными средствами Глава XXVI. Применимое право Статья 414. Определение права, подлежащего применению к отношениям, возникающим из торгового мореплавания с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц либо осложненным иностранным элементом Статья 415. Право собственности и иные вещные права на судно Статья 416. Правовое положение членов экипажа судна Статья 417. Права на затонувшее имущество Статья 418. Отношения, возникающие из договоров, заключаемых в области торгового мореплавания Статья 419. Общая авария Статья 420. Отношения, возникающие из столкновения судов Статья 421. Отношения, возникающие из причинения ущерба от загрязнения с судов нефтью Статья 422. Отношения, возникающие из причинения ущерба в связи с морской перевозкой опасных и вредных веществ Статья 422.1. Отношения, возникающие из причинения ущерба от загрязнения бункерным топливом Статья 423. Осуществление спасательных операций по отношению к судну или любому другому имуществу Статья 424. Морской залог на судно Статья 425. Ипотека судна или строящегося судна Статья 426. Ограничение ответственности по морским требованиям Статья 427. Международные договоры Российской Федерации Глава ХХVII. Заключительные положения Статья 428. Введение в действие настоящего Кодекса Статья 429. Порядок применения правил, установленных настоящим Кодексом Статья 430. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Кодексом