Недействующая редакция. Принята: 30.10.2020 / Вступила в силу: 31.10.2020

Недействующая редакция, не действует с 9 июня 2021 года

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

от 30 октября 2020 года №УП-6098

Об организационных мерах по сокращению теневой экономики и повышению эффективности деятельности налоговых органов

В стране осуществляются масштабные реформы в сферах денежно-кредитной, валютной, налоговой и внешнеторговой политики, направленные на создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности и улучшение инвестиционного климата.

Вместе с тем экспертные оценки и проводимые среди субъектов предпринимательства опросы свидетельствуют о сохранении в экономике высокого уровня теневого оборота, особенно в сферах торговли и общественного питания, автотранспортных перевозок, строительства и ремонта жилья, оказания услуг по проживанию, что ущемляет экономические интересы добросовестных предпринимателей и создает для них неравные условия для ведения бизнеса.

В целях сокращения уровня теневой экономики в стране, создания равных конкурентных условий для осуществления предпринимательской деятельности, в том числе за счет снижения регулятивного и административного бремени, автоматизации процедур и упрощения порядка соблюдения требований налогового законодательства:

1. Установить, что с 1 января 2021 года:

а) до 1 января 2022 года вводится порядок, в соответствии с которым доходы субъектов малого предпринимательства в сфере общественного питания, полученные от физических лиц с применением банковских карт и бесконтактных платежей, не включаются в совокупный доход в целях обязательного перехода на уплату общеустановленных налогов;

б) для лиц, осуществляющих риэлторскую деятельность, ставка налога с оборота снижается с 25 до 13 процентов;

в) строительным организациям разрешается осуществлять на срочной основе наем работников без заключения договора, с оплатой наличными денежными средствами, объем которых не должен превышать 10 процентов от общего объема фонда оплаты труда за отчетный период (без учета суммы социального налога). При этом:

строительные организации обеспечивают в установленном порядке уплату налога на доходы физических лиц и социального налога, а также ежемесячно представляют в органы государственной налоговой службы реестр нанятых без заключения договора работников, с указанием выплаченных им сумм наличных денежных средств;

органы государственной налоговой службы на основе представленных строительными организациями реестров автоматически идентифицируют налогоплательщиков и обеспечивают учет уплаченного налога на доходы физических лиц и социального налога.

Определить, что на лиц, нанятых без заключения договора, распространяются нормы законодательства, предусматривающие социальную защиту работников при несчастных случаях на производстве.

2. Принять к сведению, что:

хозяйствующим субъектам разрешается осуществлять приобретение товаров (услуг) с применением корпоративных банковских карт без заключения договора, но с обязательным получением электронных счетов-фактур или чеков онлайн контрольно-кассовых машин на них;

до 1 января 2022 года введен порядок, в соответствии с которым органы государственной налоговой службы уведомляют Уполномоченного при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства о назначении налогового аудита в порядке, установленном законодательством;

выездные налоговые проверки осуществляются органами государственной налоговой службы с уведомлением Уполномоченного при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства.

Государственному налоговому комитету совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок внести в Кабинет Министров предложения по установлению порядка проведения налоговых проверок, предусмотрев обеспечение их открытости и прозрачности, кардинальное упрощение процедуры, а также усиление ответственности должностных лиц, осуществляющих проверку.

3. Создать Специальную комиссию по сокращению теневой экономики (далее - Специальная комиссия) в составе согласно приложению №1, территориальные комиссии по сокращению теневой экономики (далее - территориальные комиссии) с типовым составом согласно приложению №2.

Определить основной задачей Специальной комиссии разработку и реализацию комплексных мер по борьбе с теневой экономикой, в том числе:

создание условий по стимулированию выхода бизнеса "из тени", мер по упрощению налогового режима, а также по расширению безналичных расчетов;

адаптацию принимаемых нормативно-правовых актов к установившейся практике ведения бизнеса;

обеспечение нацеленности инструментов налогового и таможенного администрирования на полноту учета и поступлений, включая выявление и привлечение к ответственности физических и юридических лиц, уклоняющихся от уплаты налогов;

координацию деятельности по борьбе с теневой экономикой с организациями в сфере противодействия отмыванию денег;

обеспечение открытости и прозрачности, широкое вовлечение общественности, средств массовой информации в борьбу с теневой экономикой, формирование в обществе чувства нетерпимости к ней, продвижение престижа легального ведения бизнеса.

4. Определить основными задачами территориальных комиссий координацию работы на местах по:

содействию предпринимателям в легализации бизнеса, получении необходимых разрешений, а также в проведении с ними профилактической работы;

выявлению причин и факторов, способствующих формированию теневой экономики, принятие мер по их ликвидации;

борьбе с реализацией товаров, завезенных нелегально, или контрафактной продукцией, а также товаров, перемещаемых внутри страны без товаросопроводительных документов;

предотвращению осуществления предпринимательской деятельности без государственной регистрации и сокрытия выручки, в первую очередь - за счет выявления фактов нелегального производства, реализации и хранения подакцизной продукции;

выявлению и пресечению фактов неформальной трудовой деятельности, в первую очередь - на объектах строительства и сферы услуг, а также выплаты заработной платы "в конвертах".

5. Территориальным комиссиям:

в двухнедельный срок разработать "дорожные карты" с учетом особенностей каждого района и города, определив ответственные органы и организации, и внести их на утверждение Специальной комиссии с указанием ожидаемых результатов;

на ежеквартальной основе вносить на рассмотрение Специальной комиссии предложения по совершенствованию борьбы с теневой экономикой.

Возложить на председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента персональную ответственность за своевременное и полноценное исполнение задач, предусмотренных в "дорожных картах", по сокращению теневой экономики на региональном уровне.

6. Специальной комиссии (Д. Кучкаров) в срок до 1 февраля 2021 года внести в Администрацию Президента Республики Узбекистан Стратегию по сокращению теневой экономики в 2021 - 2025 гг. с обеспечением организации качественной работы ответственных министерств и ведомств, а также привлечением зарубежных, местных экспертов и бизнес-сообщества для ее разработки.

7. Утвердить "дорожную карту" по реализации мер, направленных на повышение эффективности деятельности министерств и ведомств в борьбе против теневой экономики и коррупции, а также совершенствованию налогового и таможенного администрирования согласно приложению №3.

Специальной комиссии обеспечить обсуждение предложений по борьбе с теневой экономикой и коррупцией, в том числе по мероприятиям, предусмотренным в "дорожной карте", а также ежемесячно заслушивать отчеты по достигнутым результатам.

Возложить на руководителей министерств и ведомств персональную ответственность за своевременное и полноценное исполнение "дорожной карты".

8. Центральному банку совместно с коммерческими банками в срок до 1 января 2021 года:

обеспечить внедрение бесконтактных технологий при проведении населением расчетов за товары и услуги, реализуемые самозанятыми лицами и ремесленниками, а также в пунктах общественного питания;

расширить сети банкоматов и многофункциональных терминалов самообслуживания, c доведением их количества до 10 тысяч единиц;

с привлечением технической помощи международных финансовых институтов разработать долгосрочную стратегию развития системы безналичных расчетов.

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.

Состав Специальной комиссии по сокращению теневой экономики Типовой состав территориальных комиссий по сокращению теневой экономики "Дорожная карта" по реализации мер на повышение эффективности деятельности министерства и ведомств в борьбе против теневой экономики и коррупции, а также совершенствование налогового и таможенного администрирования Перечень дополнительных сведений, предоставляемых налоговым органам посредством межведомственного электронного взаимодействия в режиме реального времени Структура Центрального аппарата Государственного налогового комитета Республики Узбекистан Структура Межрегиональной государственной налоговой инспекции по крупным налогоплательщикам Структура государственных налоговых управлений Республики Каракалпакстан, областей и г. Ташкента Структура государственных налоговых инспекций районов (городов)* Изменения, вносимые в некоторые акты Президента Республики Узбекистан и Правительства Республики Узбекистан