Дата обновления БД:
28.03.2024
Добавлено/обновлено документов:
132 / 332
Всего документов в БД:
132538
Неофициальный перевод. (с) ООО СоюзПравоИнформ
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ
от 30 июня 1996 года №ЗР-69
О Центральном банке Республики Армения
(В редакции Законов Республики Армения от 15.04.1998 г. №ЗР-209, 15.11.2001 г. №ЗР-243, 28.11.2001 г. №ЗР-256, 22.06.2002 г. №ЗР-371, 03.11.2002 г. №ЗР-427, 29.12.2003 г. №ЗР-49, 30.03.2004 г. №ЗР-45, 01.06.2004 г. №ЗР-73, 21.12.2004 г. №ЗР-147, 11.01.2005 г. №ЗР-17, 22.12.2005 г. №ЗР-245, 17.06.2006 г. №ЗР-70, 17.06.2006 г. №ЗР-76, 09.01.2007 г. №ЗР-7, 16.01.2007 г. №ЗР-36, 16.01.2007 г. №ЗР-44, 22.05.2007 г. №ЗР-183, 20.10.2007 г. №ЗР-200, 19.11.2007 г. №ЗР-226, 21.06.2008 г. №ЗР-99, 21.06.2008 г. №ЗР-83, 12.07.2008 г. №ЗР-132, 17.11.2008 г. №ЗР-189, 25.05.2009 г. №ЗР-114, 26.10.2009 г. №ЗР-183, 09.06.2010 г. №ЗР-66, 07.07.2010 г. №ЗР-110, 30.12.2010 г. №ЗР-281, 24.11.2015 г. №ЗР-133, 29.12.2017 г. №ЗР-282, 29.03.2018 г. №ЗР-247, 29.12.2017 г. №ЗР-313, 28.03.2018 г. №ЗР-197, 30.03.2018 г. №ЗР-258, 08.04.2020 г. №ЗР-186)
Принят Национальным Собранием Республики Армения 30 июня 1996 года
(По всему тексту Закона слово "задачи" заменены словом "цели" в соответствующих падежных формах, а в части 2 статьи 14 – словами "цели и операции" в соответствии с Законом Республики Армения от 29.12.2017 г. №ЗР-313)
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Центральный банк Республики Армения
1. Национальным банком Республики Армения является Центральный банк Республики Армения. Центральный банк Республики Армения (далее - Центральный банк) является юридическим лицом, наделенным государственными функциями, единственным учредителем которого является Республика Армения.
2. Центральный банк - единая централизованная система, включающая в себя главную контору и территориальные подразделения Банка. Местонахождения главной конторы Центрального банка - город Ереван.
3. Территориальными подразделениями Центрального банка являются его филиалы и представительства. Центральный банк и его территориальные подразделения имеют печать с изображением Герба Республики Армения и своим наименованием.
4. Центральный банк с целью реализации своих целей от своего имени может:
- заключать договоры, приобретать права, принимать обязательства, в том числе брать кредиты;
- выступать в качестве истца и ответчика;
- в предусмотренных настоящим Законом случаях приобретать, владеть, пользоваться и отчуждать имущество, имущественные и личные неимущественные права.
5. Центральный банк при осуществлении целей и функций, возложенных на него Конституцией и законом Республики Армении, независим от государственных органов Республики Армения.
6. Центральный банк и Правительство не несут ответственности по обязательствам друг друга, если таковых не принимали.
(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Армения от 29.12.2017 г. №ЗР-313)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 2. Функции Центрального банка
1. Центральный банк при реализации своих целей осуществляет функции, возложенные на него законом.
2. Центральный банк ведет журнал регистрации своих актов.
3. Центральный банк в пределах своей компетенции принимает правовые акты субзаконодательного нормативного, внутреннего и индивидуального характера.
Совет Центрального банка принимает субзаконодательные нормативные, индивидуальные решения, а в случае выступления Центрального банка в качестве банка – внутренние правовые акты – решения.
Председатель Центрального банка принимает индивидуальные, а в случае выступления Центрального банка в качестве банка – внутренние правовые акты – решения и распоряжения.
4. Принятые Центральным банком акты субзаконодательного нормативного характера, усиливающие режим регулирования, устанавливающие дополнительную или более строгую ответственность, обратной силы не имеют.
(В статью 2 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Армения от 29.12.2017 г. №ЗР-313)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 3.
Утратила силу
Статья 3.1. Нормативно-правовые акты Центрального банка
1. Центральный банк принимает субзаконодательные нормативно-правовые акты только в том случае, если он уполномочен законом, и в рамках, установленных законом, соблюдая принципы законности и определенности. Эти акты принимаются и публикуются в порядке, установленном законом.
2. Центральный банк может принимать субзаконодательные нормативно-правовые акты в следующих случаях:
а) нормативно-правовые акты, касающиеся установления и исчисления экономических нормативов финансовых организаций;
б) нормативно-правовые акты по валютному регулированию;
в) нормативно-правовые акты в сфере защиты интересов потребителей;
г) нормативно-правовые акты, регулирующие отношения, связанные с борьбой с отмыванием денег и финансированием терроризма;
д) нормативно-правовые акты о лицензировании, регистрации, реорганизации, ликвидации, банкротстве, неплатежеспособности, прекращении деятельности финансовых организаций;
е) нормативно-правовые акты, устанавливающие требования к участникам и руководителям финансовых организаций;
ж) нормативно-правовые акты, устанавливающие требования к сделкам, заключаемым финансовыми организациями или их участниками;
з) нормативно-правовые акты, регулирующие рынок ценных бумаг и инвестиционные услуги;
и) нормативно-правовые акты об обработке сведений, личных данных в финансовой системе;
к) нормативно-правовые акты по регулированию обязательного страхования накопительной пенсионной системы и ответственности, вытекающей из использования автотранспортных средств;
л) нормативно-правовые акты о контроле финансовых организаций;
м) нормативно-правовые акты, регулирующие систему гарантирования вкладов;
н) нормативно-правовые акты по регулированию платежно-расчетных систем;
о) в случаях, предусмотренных законом – совместные нормативно-правовые акты, заключаемые с иными государственными органами, относящимися к финансовой системе;
п) нормативно-правовые акты о защите экономической конкуренции в финансовой системе;
р) в прочих сферах и случаях, предусмотренных законом.
(Статья 3.1 введена в соответствии с Законом Республики Армения от 29.12.2017 г. №ЗР-313)
Статья 4. Основные цели и функции Центрального банка
1. Основными целями Центрального банка являются обеспечение стабильности цен и финансовой стабильности в Республике Армения.
2. Функцией Центрального банка в целях обеспечения стабильности цен является принятие мер по обеспечению стабильности цен. Для реализации цели стабильности цен Центральный банк разрабатывает, утверждает и осуществляет программы денежно-кредитной политики.
3. Если остальные цели Центрального банка противоречат его основным целям, то Центральный банк отдает предпочтение основным целям и руководствуется необходимостью их реализации.
(Статья 4 изложена в новой редакции в соответствии с Законом Республики Армения от 29.12.2017 г. №ЗР-313)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 5. Прочие цели и функции Центрального банка
1. Прочими целями Центрального банка являются:
а) обеспечение необходимых условий для стабильности, реализуемости, платежеспособности и нормальной деятельности финансовой системы Республики Армения;
б) сбор, обобщение и опубликования статистики денежно-кредитной, финансовой системы, платежного баланса, международной инвестиционной позиции и внешнего долга;
в) создание и развитие действенных платежно-расчетных систем;
г) выпуск валюты Республики Армения, организация и регулирование денежного оборота;
д) организация и регулирование борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма;
е) обеспечение необходимых условий для защиты инвесторов ценных бумаг, формирования и сохранения системы справедливого ценообразования для ценных бумаг на рынке, скоординированного и нормального функционирования и развития справедливого, прозрачного и надежного рынка ценных бумаг;
ж) обеспечение необходимых условий для защиты прав и законных интересов потребителей в финансовой системе;
з) обеспечение свободной и добросовестной экономической конкуренции в финансовой системе.
2. Для реализации своих целей Центральный банк:
а) осуществляет банковское обслуживание Правительства;
б) является финансовым агентом и советником Правительства;
в) лицензирует банки, в предусмотренных законом случаях – также иных лиц, признает организации как финансовые группы, регулирует и контролирует их деятельность;
г) предоставляет банкам кредиты как кредитор последней инстанции;
д) регулирует и контролирует платежно-расчетные системы, осуществляет надзор за платежно-расчетными системами и расчетными системами ценных бумаг;
е) владеет, использует и распоряжается международными резервами Республики Армения;
ж) получает необходимые данные для сбора, обобщения и опубликования статистики денежно-кредитной, финансовой системы, платежного баланса, международной инвестиционной позиции и внешнего долга, индивидуальные (номинальные) статистические данные о платежном балансе, международной инвестиционной позиции и внешнем долге (данные, являющиеся статистической тайной) от государственных органов и органов местного самоуправления, в том числе от Национальной статистической службы Республики Армения. Индивидуальные (номинальные) данные, получаемые от Национальной статистической службы, используются исключительно для статистических целей согласно требованиям основополагающих принципов официальной статистики Организации Объединенных Наций. Национальная статистическая служба Республики Армения и Центральный банк совместно определяют содержание данных, собираемых Национальной статистической службой Республики Армения, о платежном балансе, международной инвестиционной позиции и внешнем долге, подлежащих сбору, и методологию сбора;
з) осуществляет сбор, систематизацию и анализ сведений об отмывании денег и финансировании терроризма, обмен сведениями и их предоставление внутригосударственным компетентным органам и международным организациям, а в случаях, предусмотренных международными договорами Республики Армения – также компетентным органам других государств;
и) в установленном законом порядке обеспечивает свободную и добросовестную экономическую конкуренцию в финансовой системе, принимает субзаконодательные нормативно-правовые акты и типологии по пресечению злоупотреблений доминирующим положением, антиконкурентных соглашений, концентрациям;
к) осуществляет исследования по макроэкономической, финансовой политикам, экономике и полю регулирования.
(Статья 5 изложена в новой редакции в соответствии с Законом Республики Армения от 29.12.2017 г. №ЗР-313)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 6. Программа денежно-кредитной политики
1. Центральный банк ежеквартально публикует программу денежно-кредитной политики для следующих 12 кварталов, которая носит рекомендательный характер.
2. Программы денежно-кредитной политики включают:
а) прогнозы инфляции;
б) направления денежно-кредитной политики;
в) иные необходимые положения, учрежденные советом Центрального банка для осуществления установленных Законом целей.
3. Утратила силу.
(В статью 6 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Армения от 29.12.2017 г. №ЗР-313)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 7. Сотрудничество с государственными органами
1. Центральный банк при осуществлении своих целей сотрудничает с государственными органами Республики Армения.
2. Председатель Центрального банка или его заместители периодически дает Национальному Собранию и его комиссиям разъяснения или объяснения о политике Центрального банка.
3. Центральный банк принимает участие в разработке экономических и финансовых программ Правительства, а также содействует их осуществлению, если это не противоречит целям Центрального банка. В ходе разработки программы денежно-кредитной политики Центральный банк консультируется с Правительством,
4. Уполномоченный представитель Правительства Республики Армения может участвовать с правом совещательного голоса в открытых заседаниях Совета Центрального банка и представлять письменное мнение по обсуждаемым вопросам.
(В статью 7 внесены изменения в соответствии с Законами Республики Армения от 24.11.2015 г. №ЗР-133, 30.03.2018 г. №ЗР-258)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 7.1. Сотрудничество Центрального банка с Государственной комиссией по защите экономической конкуренции Республики Армения
1. Функции по экономической конкуренции в отношении лиц, регулируемых или контролируемых Центральным банком, Государственная комиссия по защите экономической конкуренции Республики Армения (далее – Комиссия) осуществляет на основе принципа сотрудничества с Центральным банком.
2. Центральный банк перед принятием субзаконодательных нормативно-правовых актов о пресечении злоупотреблений доминирующим положением, антиконкурентных соглашений, концентрациях представляет их на мнение Комиссии.
3. Центральный банк и Комиссия заключают меморандум о сотрудничестве, которым регулируются:
а) направления и процедуры сотрудничества, связанные с проблемами защиты конкуренции;
б) случаи и порядок обмена информацией между Комиссией и Центральны банком, в том числе о предпринятых мероприятиях по проблемам экономической конкуренции;
в) случаи, когда Комиссия и Центральный банк осуществляют свои компетенции в отношении лиц, регулируемых или контролируемых Центральным банком;
г) прочие вопросы по защите конкуренции в сфере, предусмотренные настоящей статьей, а также не запрещенные законом.
4. О проблемах по экономической конкуренции в сфере, предусмотренных настоящей статьей, Комиссия сообщает Центральному банку.
Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.
Недействующая редакция, не действует с 1 июня 2021 года