Дата обновления БД:
24.04.2024
Добавлено/обновлено документов:
138 / 321
Всего документов в БД:
133172
Зарегистрирован
Министерством юстиции
Республики Таджикистан
1 августа 2014 года №570
КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
от 26 июля 2014 года №1084
О судах Республики Таджикистан
(В редакции Конституционных законов Республики Таджикистан от 08.08.2015 г. №1212, 23.07.2016 г. №1328, 21.02.2018 г. №1509, 29.01.2021 г. №1751)
Настоящий конституционный Закон устанавливает правовые основы организации и деятельности судов, порядок избрания, назначения, отзыва и освобождения судей и регулирует другие отношения, касающиеся организационно-правовой деятельности судебных органов и судей.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Законодательство Республики Таджикистан о судах Республики Таджикистан
Законодательство Республики Таджикистан о судах Республики Таджикистан основывается на Конституции Республики Таджикистан и состоит из настоящего конституционного Закона, других нормативных правовых актов Республики Таджикистан, а также международных правовых актов, признанных Таджикистаном.
Статья 2. Судебная власть
1. Судебная власть является независимой и осуществляется от имени государства судьями.
2. Судебная власть в Республике Таджикистан осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законодательством Республики Таджикистан порядке к осуществлению правосудия народных заседателей. Никакие другие органы и лица не имеют право на осуществление правосудия.
3. Судебная власть осуществляет свою деятельность посредством конституционного, гражданского, семейного, экономического, уголовного и административного судопроизводства.
4. Порядок рассмотрения дел судами определяется процессуальным законодательством Республики Таджикистан.
Статья 3. Система судебной власти Республики Таджикистан
1. Систему судебной власти Республики Таджикистан составляют Конституционный суд, Верховный Суд, Высший экономический суд, Военный суд, Суд Горно-Бадахшанской автономной области, суды областей, города Душанбе, городов и районов, Экономический суд Горно-Бадахшанской автономной области, экономические суды областей и города Душанбе.
2. Порядок организации и деятельность Конституционного суда Республики Таджикистан определяется конституционным Законом Республики Таджикистан "О Конституционном суде Республики Таджикистан".
3. Организация чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим конституционным Законом, запрещается.
Статья 4. Задачи суда
1. Судебная власть в Республике Таджикистан защищает права и свободы человека и гражданина, интересы государства, организаций, учреждений, законность и справедливость, провозглашенные Конституцией Республики Таджикистан и другими нормативными правовыми актами Республики Таджикистан, а также международными правовыми актами, признанными Таджикистаном.
2. Задачей суда в Республике Таджикистан является всемерное укрепление законности и обеспечение социальной справедливости.
Статья 5. Принципы судебной деятельности
1. В Республике Таджикистан правосудие осуществляется только судами.
2. Каждому гарантируется судебная защита. Каждый вправе требовать, чтобы его дело было рассмотрено компетентным, независимым и беспристрастным судом, учрежденным в соответствии с законом.
3. Все равны перед законом и судом. Государство гарантирует права и свободы каждого, независимо от его национальности, расы, пола, языка, вероисповедания, политических позиций, социального положения, образования и имущества.
4. Разбирательство дел во всех судах открытое, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Таджикистан.
5. Судебный процесс осуществляется на основе принципа состязательности и равенства сторон.
Статья 6. Ответственность за неуважение к суду
Неуважение к суду, а равно совершение действий, свидетельствующих о явном пренебрежении к суду, влекут ответственность в соответствии с законодательством Республики Таджикистан.
Статья 7. Недопустимость вмешательства в деятельность суда
1. Вмешательство в деятельность суда запрещается. Вмешательство в деятельность суда в любой форме в целях воспрепятствования осуществлению правосудия влечет ответственность в соответствии с законодательством Республики Таджикистан.
2. Средства массовой информации и журналисты не вправе в своей информации выносить на обсуждение предварительный исход судебного процесса по конкретному делу, постановление по которому не вступило в законную силу.
3. Судья не обязан давать какие-либо объяснения (информацию, сообщения) по существу рассмотренных или находящихся на рассмотрении дел какому либо органу или должностному лицу, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления, за исключением случаев и порядка, предусмотренных законодательством Республики Таджикистан.
Статья 8. Независимость судей
1. Судьи в своей деятельности независимы и подчиняются только Конституции Республики Таджикистан и закону.
2. Независимость судьи обеспечивается:
- специальным порядком его избрания, назначения, освобождения и отзыва;
- неприкосновенностью судьи;
- осуществлением правосудия в порядке, установленном законодательством Республики Таджикистан;
- запретом под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельность судьи по осуществлению правосудия;
- ответственностью за неуважение к суду, судье;
- правом судьи на отставку, перевод на другую работу, освобождение от должности по собственному желанию, выход на пенсию или отзыв судьи;
- созданием организационных и материально-технических условий для деятельности судов;
- предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его статусу.
3. Гарантии независимости судей, включая меры их правовой защиты, материального и социального обеспечения, установленные Конституцией Республики Таджикистан, настоящим конституционным Законом и другими нормативными правовыми актами Республики Таджикистан, распространяются на всех судей Республики Таджикистан.
Статья 9. Обеспечение безопасности судей
1. Судьи, члены их семей и их имущество находятся под особой защитой государства.
2. Охрана зданий и имущества судов, а при необходимости, по заявлению судьи или членов его семьи, охрана судьи и членов его семьи, их жилья и имущества, возлагается на органы внутренних дел и осуществляется безвозмездно.
3. Судья имеет право на ношение, хранение и применение служебного оружия, порядок которого определяется законодательством Республики Таджикистан.
Статья 10. Неприкосновенность судьи
1. Судья обладает правом неприкосновенности.
2. Неприкосновенность судьи распространяется на его жизнь, честь и достоинство, жилище и служебное помещение, используемые им средства транспорта и связи, а также на его корреспонденцию, принадлежащие ему вещи и документы.
3. Уголовные дела и дела об административных правонарушениях в отношении судьи возбуждаются только Генеральным прокурором Республики Таджикистан. Производство предварительного расследования по уголовному делу и производство по делу об административном правонарушении осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Таджикистан. Уголовные дела и дела об административных правонарушениях в отношении судьи рассматриваются Верховным Судом Республики Таджикистан.
4. Привлечение к уголовной или административной ответственности, заключение под стражу или домашний арест судьи Верховного Суда и Высшего экономического суда Республики Таджикистан без согласия Маджлиси милли Маджлиси Оли Республики Таджикистан запрещается.
5. Привлечение к уголовной ответственности, заключение под стражу или домашний арест судьи Суда Горно-Бадахшанской автономной области, судов областей, суда города Душанбе, военных судов гарнизонов, судов городов и районов, Экономического суда Горно-Бадахшанской автономной области, экономических судов областей, города Душанбе без согласия Президента Республики Таджикистан запрещается.
6. Меры по процессуальному принуждению в виде заключения судьи под стражу, домашний арест, временное отстранение от должности, осмотр, обыск его жилья и служебного кабинета, арест имущества, прослушивание и запись телефонных и иных переговоров, арест корреспонденции, осмотр и их выемка, обыск, выемка предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках, арест денежных средств, находящихся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и кредитных организациях, производятся по запросу прокурора или следователя с согласия Генерального прокурора Республики Таджикистан и санкции Верховного Суда Республики Таджикистан.
7. Задержание, принудительный привод, личный обыск судьи, осмотр имущества, транспортных средств и средств связи, используемых им, разрешается только при задержании его при совершении преступления, а в других случаях, производятся только по возбужденному уголовному делу в отношении судьи в порядке, установленном законодательством Республики Таджикистан.
Статья 11. Обязательность исполнения судебных актов
1. Приказ, решение, приговор, определение и постановление, принятые судами, судьями и вступившие в законную силу, обязательны для всех государственных органов, органов самоуправления поселков и сёл, общественных организаций, должностных лиц, физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Республики Таджикистан.
2. Суд, принявший судебный акт, контролирует его исполнение.
3. Порядок исполнения судебных актов определяется законодательством Республики Таджикистан.
4. Неисполнение или воспрепятствование исполнению судебных актов, вступивших в законную силу, влечёт за собой ответственность в порядке, предусмотренном законодательством Республики Таджикистан.
Глава 2. Избрание, назначение, отзыв и освобождение судьи
Статья 12. Требования к кандидатам на должность судьи
1. На должность судьи Верховного Суда, Высшего экономического суда, Суда Горно-Бадахшанской автономной области, судов областей и города Душанбе избирается или назначается лицо, не моложе 30 лет, имеющее только гражданство Республики Таджикистан, высшее юридическое образование, владеющее государственным языком, и имеющее стаж работы в качестве судьи не менее 5 лет.
2. На должность судьи судов городов и районов, военных судов гарнизонов, Экономического суда Горно-Бадахшанской автономной области, экономических судов областей и города Душанбе назначается лицо, имеющее только гражданство Республики Таджикистан не моложе 25 лет, высшее юридическое образование, владеющее государственным языком, прошедшее обязательную срочную военную службу (за исключением женщин, а также мужчин, имеющих военные билеты, кроме лиц, проходивших военную службу в составе мобилизационного призывного резерва) и имеющее профессиональный стаж работы не менее 3 лет.
3. Предельный возраст пребывания в должности судьи для женщин - 58, а для мужчин - 63 лет.
4. Кандидат на должность судьи военного суда должен также отвечать требованиям Закона Республики Таджикистан "О всеобщей воинской обязанности и военной службе".
(В статью внесены изменения в соответствии с Конституционным законом Республики Таджикистан от 29.01.2021 №1751)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 13. Судьи
1. Судьями являются лица, наделенные компетенцией на осуществление правосудия, в соответствии с Конституцией Республики Таджикистан, настоящим конституционным Законом и другими нормативными правовыми актами Республики Таджикистан.
2. Председатели, первые заместители и заместители председателей судов являются судьями и осуществляют свои полномочия в порядке, установленном настоящим конституционным Законом, процессуальными кодексами и другими нормативными правовыми актами Республики Таджикистан.
3. Все судьи в Республике Таджикистан обладают единым статусом и различаются друг от друга только своими полномочиями и компетенцией.
4. Законные требования судей при осуществлении ими полномочий, обязательны для всех государственных органов, органов самоуправления поселков и сел, общественных организаций, должностных лиц, физических и юридических лиц. Информация, документы и их копии, необходимые для осуществления правосудия, представляются по требованию судьи безвозмездно.
5. Неисполнение законных требований судьи влечет ответственность в соответствии с положениями законодательства Республики Таджикистан.
Статья 14. Требования, предъявляемые к судье
1. Судья должен соблюдать Конституцию Республики Таджикистан и другие нормативные правовые акты Республики Таджикистан, использовать свои знания и опыт для выполнения задач, возложенных на него, исполнять свои полномочия на профессиональном уровне и быть достойным звания судьи.
2. Судья, при осуществлении правосудия, а также во внеслужебных отношениях, должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, честь и достоинство судьи или вызвать сомнение в его беспристрастности, справедливости и объективности.
3. Судья обязан соблюдать ограничения, предусмотренные в Законе Республики Таджикистан "О борьбе с коррупцией".
4. Судья не может занимать другую должность, быть депутатом представительных органов, членом политических партий и организаций или материально их поддерживать, заниматься предпринимательской деятельностью, помимо занятия научной, творческой и преподавательской деятельностью.
5. Судья не вправе:
- делать публичные заявления и комментарии по существу дел до вступления в законную силу принятых по ним судебных актов;
- получать подарки, связанные с исполнением им служебных обязанностей. Подарки, полученные судьей в связи с протокольными мероприятиями, в служебных командировках и других официальных мероприятиях, передаются им по акту в суд, в котором он осуществляет деятельность;
- разглашать информацию, полученную при исполнении своих обязанностей. Конфиденциальная информация, ставшая известной судье в силу исполнения обязанностей, не может быть использована им или разглашена другому лицу в целях, не связанных с исполнением обязанностей судьи.
6. Судья раз в два года охватывается повышением квалификации и по его окончании ему выдается сертификат установленной формы.
Статья 15. Срок полномочий судей
1. Судьи избираются или назначаются сроком на 10 лет.
2. При избрании либо назначении судьи в период его полномочий из одного суда в другой, десятилетний срок его полномочий исчисляется со дня нового избрания или назначения.
Статья 16. Избрание и назначение судьи
1. Судьи Верховного Суда и Высшего экономического суда Республики Таджикистан избираются Маджлиси милли Маджлиси Оли Республики Таджикистан по представлению Президента Республики Таджикистан.
2. Судьи Суда Горно-Бадахшанской автономной области, судов областей, города Душанбе, военных судов гарнизонов, судов городов и районов по представлению Председателя Верховного Суда Республики Таджикистан, судьи Экономического суда Горно-Бадахшанской автономной области, экономических судов областей и города Душанбе назначаются Президентом Республики Таджикистан по представлению Председателя Высшего экономического Суда Республики Таджикистан.
(В статью 16 внесены изменения в соответствии с Конституционными Законами Республики Таджикистан от 23.07.2016 г. №1328, 21.02.2018 г. №1509)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 17. Присяга судьи
Лицо, впервые назначенное на должность судьи, в торжественной обстановке на совещании судей перед Государственным флагом Республики Таджикистан приносит присягу следующего содержания: "Торжественно клянусь исполнять свои обязанности честно, справедливо и по велению совести, соблюдая объективность и беспристрастность, осуществлять правосудие, подчиняясь только Конституции Республики Таджикистан и закону".
Статья 18. Отзыв и освобождение судьи
1. Отзыв и освобождение судьи осуществляются в случаях:
- удовлетворения письменного заявления судьи об отставке;
- по собственному желанию судьи;
- достижения предельного возраста пребывания в должности судьи;
- в связи с переводом на другую работу;
- в связи с изменением места жительства;
- в связи с выездом за пределы Республики Таджикистан;
- осуществления деятельности, несовместимой с его должностью;
- вступления в законную силу обвинительного приговора суда, вынесенного в отношении судьи;
- вступления в законную силу решения суда о признании судьи недееспособным или ограниченно дееспособным;
- нарушения установленного законодательством Республики Таджикистан порядка по упорядочению традиций, торжеств и обрядов в Республике Таджикистан;
- невозможности исполнения своих обязанностей по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам на протяжении длительного срока (не менее четырех месяцев подряд);
- прекращения гражданства Республики Таджикистан, либо приобретения гражданства другого государства;
- реорганизации структуры суда (судов) или сокращения численности судей;
- вступления в законную силу решения суда об объявлении его безвестно пропавшим или умершим;
- нарушения закона при рассмотрении дел или совершения поступка, порочащего честь и достоинство судьи;
- нарушения трудового законодательства Республики Таджикистан;
- истечения срока его полномочий.
- обнаружения несоответствия судьи занимаемой должности.
2. По основаниям, предусмотренным частью 1 настоящей статьи, судьи Верховного Суда, Высшего экономического суда отзываются и освобождаются от должности Маджлиси милли Маджлиси Оли Республики Таджикистан по представлению Президента Республики Таджикистан, а судьи Суда Горно-Бадахшанской автономной области, судов областей, города Душанбе, военных судов гарнизонов, судов городов и районов по представлению Председателя Верховного Суда Республики Таджикистан, судьи Экономического суда Горно-Бадахшанской автономной области, экономических судов областей, города Душанбе - Президентом Республики Таджикистан по представлению Председателя Высшего экономического Суда Республики Таджикистан.
3. Перевод судьи из одного суда в другой допускается только с его согласия.
(В статью 18 внесены изменения в соответствии с Конституционными Законами Республики Таджикистан от 23.07.2016 г. №1328, 21.02.2018 г. №1509)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 19. Отставка судьи
1. Отставка судьи является почетным уходом судьи с должности. За судьей, пребывающим в отставке, сохраняются звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к (общественному объединению "Ассоциация судей Республики Таджикистан"), о чем ему органом, принявшим отставку, выдается удостоверение судьи в отставке.
2. Каждый судья по собственному желанию, независимо от возраста, при наличии общего юридического стажа не менее 35 лет, в том числе в должности судьи не менее 25 лет, согласно основаниям, предусмотренным абзацами первым, девятым, одиннадцатым и восемнадцатым части 1 статьи 18 настоящего конституционного Закона, имеет право на отставку. Отставка судьи принимается органом, избравшим или назначавшим его на должность.
Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.
Недействующая редакция