Недействующая редакция. Принята: 18.03.2020 / Вступила в силу: 19.03.2020

Недействующая редакция, не действует с 17 марта 2021 года

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

от 8 сентября 2017 года №УП-5185

Об утверждении Концепции административной реформы в Республике Узбекистан

(В редакции Указов Президента Республики Узбекистан от 18.01.2018 г. №УП-5304, 08.02.2018 г. №УП-5329, 03.05.2018 г. №УП-5428, 24.05.2018 г. №УП-5447, 05.06.2018 г. №УП-5456, 07.06.2018 г. №УП-5457, 11.07.2018 г. №УП-5475, 12.07.2018 г. №УП-5477, 01.08.2018 г. №УП-5496, 01.08.2018 г. №УП-5497, 28.08.2018 г. №УП-5526, 10.12.2019 г. №УП-5892, 18.03.2020 г. №УП-5968)

Успешная реализация широкомасштабных реформ на современном этапе развития страны и достижение целей Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 — 2021 годах требуют создания совершенно новой, эффективно и качественно функционирующей системы государственного управления, организации слаженной деятельности органов государственного управления и органов исполнительной власти на местах (далее — органы исполнительной власти).

Вместе с тем, полноценной реализации проводимых реформ и достижению поставленных целей препятствуют не отвечающие современным требованиям институциональные основы и принципы деятельности отдельных органов исполнительной власти и органов хозяйственного управления.

Сохраняется ряд системных проблем и недостатков, сдерживающих успешное проведение государственной политики по модернизации отраслей экономики и социальной сферы, всестороннему развитию территорий, повышению уровня жизни и благосостояния населения, в числе которых:

первое, основы организации деятельности органов исполнительной власти не обеспечивают своевременное решение накопившихся проблем на местах, снижающих темпы развития территорий;

второе, декларативный характер задач, возложенных на отдельные органы исполнительной власти, недостаточность организационно-правовых механизмов их реализации, дублирование функций и избыточность государственного регулирования отрицательно сказываются на эффективности реализуемых реформ;

третье, действующая система координации и контроля деятельности органов исполнительной власти не обеспечивает своевременное выявление и устранение системных проблем, препятствующих исполнению принимаемых решений;

четвертое, механизмы оценки деятельности органов исполнительной власти сводятся лишь к констатации фактов и текущему сбору статистических данных, которые зачастую не отражают фактическое положение дел на местах;

пятое, отсутствуют четкое разграничение сфер ответственности органов исполнительной власти и их руководителей, действенные механизмы внутриведомственного и межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти, особенно на местах;

шестое, чрезмерная централизация государственных функций и полномочий приводит к снижению роли органов исполнительной власти на местах в формировании программ развития территорий и решении насущных проблем населения;

седьмое, уровень внедрения в управленческий процесс современных инновационных методов планирования и организации работы, передовых информационно-коммуникационных технологий не позволяет оперативно отслеживать ход и обеспечивать эффективную реализацию принимаемых решений, а также является причиной излишней бюрократизации и высоких издержек государственного управления;

восьмое, совмещение органами хозяйственного управления государственных регулятивных и хозяйственных функций, устаревшая система отраслевого управления, не обладающая достаточной гибкостью и рыночной ориентированностью, необоснованное предоставление индивидуальных льгот, преференций и привилегий сдерживают развитие здоровой конкурентной среды;

девятое, неразвитость социального и государственно-частного партнерства ограничивает участие негосударственных некоммерческих организаций и субъектов предпринимательства в решении актуальных социально-экономических проблем и, как следствие, не обеспечивает снижение бюджетных затрат;

десятое, недостаточная открытость и непрозрачность деятельности органов исполнительной власти, слабые механизмы общественного контроля приводят к чрезмерной бюрократии и различным проявлениям коррупции;

одиннадцатое, отсутствие должной ответственности и инициативности у отдельных руководителей отрицательно сказывается на своевременном и качественном решении поставленных задач и целевых установок по комплексному социально-экономическому развитию территорий.

В целях устранения указанных системных проблем, повышения эффективности системы государственного управления с учетом современных общемировых тенденций инновационного развития, а также последовательной реализации задач, определенных Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 — 2021 годах:

1. Утвердить:

Концепцию административной реформы в Республике Узбекистан согласно приложению №1;

"Дорожную карту" по реализации Концепции административной реформы в Республике Узбекистан (далее — "Дорожная карта") согласно приложению №2.

2. Основными направлениями и задачами административной реформы по коренному реформированию системы государственного управления определить:

а) совершенствование институциональных и организационно-правовых основ деятельности органов исполнительной власти, предусматривающее:

внедрение четких критериев и процедур создания и упразднения органов исполнительной власти, в том числе их структурных и территориальных подразделений;

оптимизацию органов исполнительной власти, их структур и подразделений;

повышение самостоятельности органов исполнительной власти и их руководителей при осуществлении государственной политики в закрепленной сфере;

дальнейшее внедрение системы "Электронное правительство";

дальнейшее совершенствование системы оказания государственных услуг;

развитие системы административной юстиции;

б) конкретизацию задач (функций, полномочий), механизмов их реализации и сфер ответственности органов исполнительной власти, совершенствование процессов координации и взаимодействия, предусматривающие:

определение конкретных задач (функций, полномочий) и сфер ответственности органов исполнительной власти, внедрение четкой системы координации и контроля за деятельностью вверенных структур;

повышение инициативности и усиление роли территориальных органов исполнительной власти в формировании государственных и региональных программ развития;

внедрение принципиально новой системы оценки деятельности органов исполнительной власти всех уровней и их руководителей, основанной на достижении целевых индикаторов и эффективности реализации стратегических программ развития, в том числе посредством заслушивания их отчетов представительными органами власти;

внедрение модели "умное регулирование" и стандартизированной методологии анализа регуляторного воздействия принимаемых решений;

совершенствование регуляторных инструментов путем передачи отдельных государственных функций субъектам общественного контроля;

внедрение современных методов организации работы (менеджмент качества, индикативное планирование, аутсорсинг, краудсорсинг), направленных на достижение конкретных результатов;

широкое использование в процессе разработки программ развития и мониторинга их реализации современных форм и механизмов взаимодействия с общественностью;

в) дальнейшее сокращение административного воздействия на отрасли экономики и расширение рыночных механизмов управления, предусматривающие:

совершенствование системы управления в наиболее востребованных отраслях экономики и социальной сферы (промышленность, транспорт, энергетика и другие), направленное на развитие здоровой конкурентной среды, исключение конфликта государственных и коммерческих интересов;

выработку четких рыночных механизмов участия государства в экономической деятельности;

совершенствование правовой и институциональной базы социального и государственно-частного партнерства, направленной на обеспечение широкого участия негосударственных некоммерческих организаций и субъектов предпринимательства в решении актуальных вопросов социально-экономического развития;

передачу отдельных государственных функций частному сектору с внедрением механизмов государственного контроля за их надлежащим выполнением;

г) совершенствование механизмов вертикальной системы управления и взаимодействия органов исполнительной власти, предусматривающее:

поэтапную децентрализацию государственного управления;

расширение финансовых возможностей, роли и ответственности органов государственной власти на местах;

обеспечение практической реализации принципа разделения властей при организации системы государственной власти на местах;

повышение роли и эффективности деятельности органов самоуправления граждан в решении актуальных вопросов социально-экономического развития;

д) внедрение в систему государственного управления современных форм стратегического планирования, инновационных идей, разработок и технологий, предусматривающее:

создание системы стратегического планирования и внедрение современных форм государственного управления, основанных на широком использовании инновационных идей, разработок и технологий;

всестороннюю поддержку и широкое привлечение инвестиций в сферу развития научно-исследовательской и инновационной деятельности, в том числе по разработке инновационных идей и технологий;

создание эффективных механизмов внедрения современных достижений научно-исследовательской и инновационной деятельности;

широкое внедрение природоохранных, ресурсо- и энергосберегающих технологий;

е) формирование эффективной системы профессиональной государственной службы, введение действенных механизмов противодействия коррупции в системе органов исполнительной власти, предусматривающие:

разработку проектов нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы организации государственной службы, специальных образовательных направлений подготовки специалистов в сфере государственного управления;

создание достойных условий оплаты труда и социального обеспечения государственных служащих;

обеспечение прозрачности и открытости деятельности органов исполнительной власти;

коренное совершенствование системы работы с обращениями физических и юридических лиц.

3. Образовать:

Комиссию по реализации Концепции административной реформы в Республике Узбекистан (далее — Комиссия) в составе согласно приложению №3;

рабочие группы по проведению критического изучения и подготовке предложений по коренному реформированию системы государственного управления (далее — рабочие группы) в составах согласно приложению №4.

4. Комиссии (А.Н. Арипов):

в недельный срок утвердить график проведения критического изучения и подготовки предложений по коренному реформированию системы государственного управления;

обеспечить качественную разработку и внесение в установленном порядке проектов нормативно-правовых актов, направленных на реализацию Концепции административной реформы в Республике Узбекистан и "Дорожной карты";

организовать в рамках реализации Концепции административной реформы в Республике Узбекистан встречи, семинары, "круглые столы" и пресс-конференции с широким привлечением представителей институтов гражданского общества, средств массовой информации, научных кругов и зарубежных экспертов;

установить строгий контроль за полной, своевременной и качественной реализацией Концепции административной реформы в Республике Узбекистан и "Дорожной карты".

5. Министерству юстиции Республики Узбекистан:

обеспечить проведение мониторинга за качественной и своевременной подготовкой, согласованием и внесением проектов нормативно-правовых актов, разрабатываемых в рамках реализации Концепции административной реформы в Республике Узбекистан и "Дорожной карты";

ежемесячно вносить в Комиссию информацию о результатах мониторинга.

6. Национальному информационному агентству Узбекистана, Национальной телерадиокомпании Узбекистана, Узбекскому агентству по печати и информации организовать в средствах массовой информации публикации и тематические передачи по освещению целей и задач настоящего Указа.

7. Министерству иностранных дел Республики Узбекистан оказать Комиссии, рабочим группам содействие в организации изучения законодательства и правоприменительной практики передовых зарубежных стран в сфере государственного управления с привлечением, при необходимости, представителей зарубежных (международных) организаций.

8. Установить, что руководители служб аппарата Президента Республики Узбекистан, Кабинета Министров, министерств и ведомств, а также рабочих групп несут персональную ответственность за своевременное, полное и качественное выполнение задач, предусмотренных настоящим Указом.

9. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан А.Н. Арипова, государственных советников Президента Республики Узбекистан У.С. Исмаилова, О.Б. Муродова и Генерального прокурора Республики Узбекистан И.Б. Абдуллаева.

Президент Республики Узбекистан
Шавкат Мирзиёев

Приложение №1

к Указу Президента Республики Узбекистан от 8 сентября 2017 года №УП-5185

Концепция административной реформы в Республике Узбекистан

Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 — 2021 годах (далее — Стратегия действий) ключевыми целями модернизации государства и общества определены совершенствование государственного и общественного строительства, обеспечение верховенства закона и усиление гарантий защиты прав и свобод граждан, развитие и либерализация отраслей экономики и социальной сферы, обеспечение безопасности, межнационального согласия и религиозной толерантности, осуществление взвешенной, взаимовыгодной и конструктивной внешней политики.

Важнейшим условием достижения указанных целей является четкое функционирование системы государственного управления, способной обеспечить полноценную реализацию осуществляемых реформ, принимаемых нормативно-правовых актов и государственных программ, а также своевременно выявлять и эффективно решать проблемы общественно-политического и социально-экономического развития.

Вместе с тем, системный анализ хода реализации Стратегии действий и результаты диалога с населением свидетельствуют о сохранении серьезных недостатков в организации деятельности органов государственного управления и органов исполнительной власти на местах (далее — органы исполнительной власти), препятствующих полноценной реализации реформ. В частности:

основы организации деятельности органов исполнительной власти не обеспечивают своевременное решение накопившихся проблем на местах, снижающих темпы развития территорий. Отсутствие в отдельных случаях четкого разграничения правового статуса органов исполнительной власти (министерства, государственные комитеты, агентства, комитеты, центры, инспекции) не позволяет определить их конкретное место и роль в государственном аппарате;

декларативный характер задач, возложенных на отдельные органы исполнительной власти, недостаточность организационно-правовых механизмов их реализации, дублирование функций и избыточность государственного регулирования отрицательно сказываются на эффективности реализуемых реформ. Выполнение органами исполнительной власти несвойственных им функций, а также наличие значительного квазигосударственного сектора (органы хозяйственного управления, государственные унитарные предприятия) приводят к чрезмерному государственному регулированию отраслей экономики и социальной сферы;

действующая система координации и контроля деятельности органов исполнительной власти не обеспечивает своевременное выявление и устранение системных проблем, препятствующих исполнению принимаемых решений. Наличие большого количества межведомственных коллегиальных органов (комиссии, советы, рабочие группы и другие), наделенных государственно-властными полномочиями, приводит к подмене задач и функций органов исполнительной власти, размыванию ответственности за принимаемые решения и достижение конкретных результатов;

механизмы оценки деятельности органов исполнительной власти сводятся лишь к констатации фактов и текущему сбору статистических данных, которые зачастую не отражают фактическое положение дел на местах;

отсутствуют четкое разграничение сфер ответственности органов исполнительной власти и их руководителей, действенные механизмы внутриведомственного и межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти, особенно на местах;

чрезмерная централизация государственных функций и полномочий приводит к снижению роли органов исполнительной власти на местах в формировании программ развития территорий и решении насущных проблем населения;

уровень внедрения в управленческий процесс современных инновационных методов планирования и организации работы, передовых информационно-коммуникационных технологий не позволяет оперативно отслеживать ход и обеспечивать эффективную реализацию принимаемых решений, а также является причиной излишней бюрократизации и высоких издержек государственного управления;

совмещение органами хозяйственного управления государственных регулятивных и хозяйственных функций, устаревшая система отраслевого управления, не обладающая достаточной гибкостью и рыночной ориентированностью, необоснованное предоставление индивидуальных льгот, преференций и привилегий сдерживают развитие здоровой конкурентной среды;

неразвитость социального и государственно-частного партнерства ограничивает участие негосударственных некоммерческих организаций и субъектов предпринимательства в решении актуальных социально-экономических проблем и, как следствие, не обеспечивает снижение бюджетных затрат;

недостаточная открытость и прозрачность деятельности органов исполнительной власти, слабые механизмы общественного контроля приводят к чрезмерной бюрократии и различным проявлениям коррупции. Уровень оказания государственных услуг не соответствует ожиданиям и требованиям населения и бизнеса, не способствует повышению доверия к системе государственного управления;

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.

Концепция административной реформы в Республике Узбекистан I. Совершенствование институциональных и организационно-правовых основ деятельности органов исполнительной власти. II. Конкретизация задач (функций, полномочий), механизмов их реализации и сфер ответственности органов исполнительной власти, совершенствование процессов координации и взаимодействия. III. Дальнейшее сокращение административного воздействия на отрасли экономики и расширение рыночных механизмов управления. IV. Совершенствование механизмов вертикальной системы управления и взаимодействия органов исполнительной власти. V. Внедрение в систему государственного управления современных форм стратегического планирования, инновационных идей, разработок и технологий. VI. Формирование эффективной системы профессиональной государственной службы, введение действенных механизмов противодействия коррупции в системе органов исполнительной власти. VII. Ожидаемые результаты от реализации административной реформы. "Дорожная карта" по эффективной реализации Концепции административной реформы в Республике Узбекистан Состав Комиссии по реализации Концепции административной реформы в Республике Узбекистан Состав Сводной группы по проведению критического изучения и подготовке предложений по коренному реформированию системы государственного управления Состав Рабочей группы №1 по проведению критического изучения и подготовке предложений по коренному реформированию системы государственного управления в сфере экономического развития, структурных преобразований, реформирования банковской и финансовой систем, координации деятельности свободных экономических и малых промышленных зон Состав Рабочей группы №2 по проведению критического изучения и подготовке предложений по коренному реформированию системы государственного управления в сфере образования, науки и молодежной политики Состав Рабочей группы №3 по проведению критического изучения и подготовке предложений по коренному реформированию системы государственного управления в сфере культуры, информационных систем и телекоммуникаций Состав Рабочей группы №4 по проведению критического изучения и подготовке предложений по коренному реформированию системы государственного управления в сфере здравоохранения, экологии, охраны окружающей среды, физической культуры и спорта Состав Рабочей группы №5 по проведению критического изучения и подготовке предложений по коренному реформированию системы государственного управления в сфере комплексного социально-экономического развития территорий, координации формирования и мониторинга реализации инвестиционных программ и привлечения иностранных инвестиций, развития внешнеэкономической деятельности, экспортного потенциала отраслей экономики и территорий республики Состав Рабочей группы №6 по проведению критического изучения и подготовке предложений по коренному реформированию системы государственного управления в сфере коммунального хозяйства, транспорта, капитального строительства и стройиндустрии Состав Рабочей группы №7 по проведению критического изучения и подготовке предложений по коренному реформированию системы государственного управления в сфере сельского и водного хозяйства, переработки сельскохозяйственной продукции и потребительских товаров Состав Рабочей группы №8 по проведению критического изучения и подготовке предложений по коренному реформированию системы государственного управления в сфере геологии, топливно-энергетического комплекса, химической, нефтехимической и металлургической промышленности Состав Рабочей группы №9 по проведению критического изучения и подготовке предложений по коренному реформированию системы государственного управления в сфере развития машиностроения, автомобильной и электротехнической промышленности, стандартизации продукции Комментарий