Недействующая редакция. Принята: 29.07.2019 / Вступила в силу: 25.08.2019

Недействующая редакция, не действует с 25 апреля 2021 года

ПРИКАЗ И.О. МИНИСТРА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, ИННОВАЦИЙ И АЭРОКОСМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 29 июля 2019 года №181/НК

Об утверждении правил формирования тарифов

В соответствии с подпунктом 5) статьи 8 Закона Республики Казахстан от 27 декабря 2018 года "О естественных монополиях", ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемые Правила формирования тарифов.

2. Комитету телекоммуникаций Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан обеспечить в установленном законодательством Республики Казахстан порядке:

1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего приказа направление его копии на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан" Министерства юстиции Республики Казахстан для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;

3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан;

4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан.

4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

И.о. Министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан

М.Нургужин

Согласован

Министерством национальной экономики Республики Казахстан

 

Утверждены Приказом Министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан от 29 июля 2019 года №181/НК

Правила формирования тарифов

Глава 1. Общие положения

1. Правила формирования тарифов (далее - Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 5) статьи 8 Закона Республики Казахстан от 27 декабря 2018 года "О естественных монополиях" (далее - Закон) и определяют:

1) механизм расчета тарифа с учетом методов тарифного регулирования сфер естественных монополий;

2) порядок утверждения временного компенсирующего тарифа;

3) порядок утверждения тарифа в упрощенном порядке;

4) порядок утверждения инвестиционной программы и ее изменения;

5) порядок ведения раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов по каждому виду регулируемых услуг и в целом по деятельности, не относящейся к регулируемым услугам;

6) порядок определения допустимого уровня прибыли субъекта естественной монополии;

7) порядок изменения утвержденного ведомством уполномоченного органа тарифа до истечения его срока действия;

8) перечень затрат, учитываемых и не учитываемых в тарифе, порядок ограничения размеров затрат, учитываемых в тарифе;

9) формы проектов тарифа, тарифной сметы, инвестиционной программы, отчетов об исполнении утвержденной тарифной сметы, об исполнении утвержденной инвестиционной программы;

2. Настоящие Правила распространяются на субъектов естественных монополий оказывающих услуги по предоставлению в имущественный наем (аренду) или пользование кабельной канализации (далее - Субъекты).

3. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:

1) отчетный период - финансовый год, предшествующий дате подачи заявки на утверждение или изменение тарифов на услуги по предоставлению в пользование кабельной канализации, за который у субъекта естественной монополии имеются данные раздельного учета затрат и задействованных активов по регулируемым видам услуг (работ);

2) инвестиционная программа - план мероприятий по вложению и возврату средств, направляемых на расширение, модернизацию, реконструкцию, обновление, поддержание существующих активов и создание новых активов субъекта естественной монополии с целью получения технико-экономического и (или) экологического эффектов, выражаемых в достижении целевых показателей инвестиционной программы или сохранении показателей деятельности субъекта естественной монополии на существующем уровне;

3) кабельная канализация - совокупность подземных трубопроводов и колодцев, предназначенных для прокладки, монтажа и технического обслуживания кабелей связи;

4) среднее количество кабеле-мест в канале кабельной канализации - показатель, определяющий среднее количество мест, занимаемое кабелями в канале кабельной канализации;

5) кабеле-место - место, занимаемое кабелем в канале кабельной канализации (вне зависимости от сечения);

6) коэффициент востребованности - коэффициент, определяющий потребность в кабельной канализации субъекта естественной монополии сторонними организациями (учреждениями), в том числе, операторами связи (далее - сторонние организации);

7) заявка - обращение субъекта естественной монополии в ведомство уполномоченного органа об утверждении тарифа;

8) естественная монополия - состояние рынка товаров, работ, услуг, при котором создание конкурентных условий для удовлетворения спроса на определенный вид товаров, работ, услуг невозможно или экономически нецелесообразно в силу технологических особенностей производства и предоставления данного вида товаров, работ, услуг;

9) метод тарифного регулирования сферы естественной монополии - метод, применяемый при формировании тарифа;

10) субъект естественной монополии - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, предоставляющее потребителям регулируемые услуги;

11) допустимый уровень прибыли - прибыль, учитываемая при формировании тарифа, определяемая с учетом балансовой или переоцененной стоимости активов Субъекта, задействованных при предоставлении регулируемой услуги, ставки прибыли, и объема средств, необходимых для реализации утвержденной инвестиционной программы, и рассчитываемая в соответствии с порядком определения допустимого уровня прибыли Субъекта;

12) тариф - денежное выражение стоимости регулируемой услуги;

13) тарифный доход - доход Субъекта от регулируемых услуг по тарифу;

14) затратный метод тарифного регулирования - метод формирования тарифа в зависимости от постатейно определенных, экономически обоснованных затрат и прибыли субъекта естественной монополии;

15) стимулирующий метод тарифного регулирования - метод формирования тарифа в зависимости от соблюдения показателей качества и надежности регулируемых услуг и достижения показателей эффективности деятельности субъектов естественных монополий;

16) тарифная смета - перечень доходов, расходов и объемов предоставляемой регулируемой услуги по форме, утвержденной ведомством уполномоченного органа;

17) потребитель - физическое или юридическое лицо, пользующееся или намеревающееся пользоваться регулируемыми услугами;

18) временный компенсирующий тариф - тариф, утверждаемый ведомством уполномоченного органа на определенный срок в целях возврата средств потребителям;

19) временный понижающий коэффициент - величина, утвержденная ведомством уполномоченного органа и применяемая к тарифу в целях защиты интересов потребителей и субъекта естественной монополии;

20) уполномоченный орган - государственный орган, осуществляющий руководство в соответствующих сферах естественных монополий.

Иные понятия и термины, используемые в настоящих Правилах, применяются в соответствии с законодательством Республики Казахстан о естественных монополиях.

Глава 2. Механизм расчета тарифа с учетом методов тарифного регулирования сфер естественных монополий

Параграф 1. Основные методы тарифного регулирования

4. При формировании тарифа на регулируемые услуги субъектов естественных монополий в области связи применяются следующие методы тарифного регулирования:

1) затратный;

2) стимулирующий.

С учетом отсутствия в отрасли связи субъектов естественных монополий малой мощности, тарифное регулирование с применением метода индексации в области связи не применяется.

5. Метод тарифного регулирования сферы естественной монополии применяется при соблюдении в совокупности следующих условий:

1) экономической и технологической готовности Субъекта к применению соответствующего метода тарифного регулирования сферы естественной монополии;

2) недопущения возложения на Субъекта и потребителей обязанностей, которые не могут быть ими выполнены.

6. Тариф рассчитывается затратным или стимулирующим методом тарифного регулирования, который утверждается путем определения экономически обоснованных затрат и прибыли, за исключением утверждения тарифа, в упрощенном порядке для Субъектов, созданных впервые, оказывающих новую регулируемую услугу (новые регулируемые услуги) или приобретающих (строящих) новые объекты и (или) участки, если действующий тариф утвержден раздельно по объектам и (или) участкам, для которых тариф утверждается на срок не более одного года.

7. Проект тарифа, тарифных смет и отчетов об исполнении тарифных смет формируется по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам.

Отчет об исполнении тарифной сметы на регулируемые услуги формируется по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам.

Параграф 2. Механизм расчета тарифов в сфере естественных монополий в области связи с применением затратного метода тарифного регулирования

8. Формирование тарифа с применением затратного метода тарифного регулирования предусматривает:

1) ограничение видов и размеров затрат, учитываемых в тарифе, с учетом их экономической обоснованности;

2) применение технических и технологических норм расходов сырья, материалов, топлива, энергии при их наличии, нормативных технических потерь, нормативной численности персонала, определенных на основе типовых норм и нормативов, действующих в отрасли связи;

3) утверждение тарифной сметы с разбивкой по годам;

4) применение прямолинейного метода начисления износа;

5) проведение закупок Субъектом в соответствии со статьей 23 Закона и правилами осуществления деятельности субъектами естественных монополий;

6) определение допустимого уровня прибыли с учетом балансовой или переоцененной стоимости активов Субъекта, задействованных при предоставлении регулируемой услуги, и ставки прибыли, рассчитанной по методу, определенному ведомством уполномоченного органа, и объема средств, необходимых для реализации утвержденной инвестиционной программы;

7) утверждение инвестиционной программы;

8) утверждение временного компенсирующего тарифа за неисполнение статей затрат утвержденной тарифной сметы, нецелевое использование средств амортизационных отчислений и мероприятий утвержденной инвестиционной программы.

9. Формирование тарифов на регулируемые услуги на основе затратного метода осуществляется по исторически сложившимся данным. Ежемесячный тариф за 1 км кабеле-места определяется по следующей формуле:

Формула 1 к Приказу от 29.07.2019 №181НК

где:

ЭЗ - расходы субъекта естественной монополии за отчетный период, связанные с эксплуатацией кабельной канализации, сдаваемой в аренду по данным раздельного учета с учетом требований Особого порядка, тенге;

LКА - протяженность кабеле-места, сдаваемой в аренду в кабельной канализации субъекта естественной монополии, км;

РБЗАкан - регулируемая база задействованных активов субъекта естественной монополии на кабельную канализацию, сдаваемую аренду по данным раздельного учета на конец отчетного периода, тенге;

СП - ставка прибыли на РБЗАкан, %;

D - Коэффициент востребованности.

10. Коэффициент востребованности в зависимости от региона нахождения арендуемой кабельной канализации рассчитывается по данным субъекта естественной монополии за отчетный период отдельно для городов республиканского значения и отдельно для других населенных пунктов и определяется по следующей формуле:

Формула 2 к Приказу от 29.07.2019 №181НК

где:

Krg - коэффициент, определяющий долю совокупной арендованной части кабельной канализации в общей сети кабельной канализации субъекта естественной монополии в городах республиканского значения или других населенных пунктах;

KKZ - коэффициент, определяющий долю совокупной арендованной части кабельной канализации в общей протяженности кабельной канализации субъекта естественной монополии на территории Республики Казахстан, который определен в следующей формуле.

Формула 3 к Приказу от 29.07.2019 №181НК

где:

LО - общая протяженность кабельной канализации субъекта естественной монополии в городах республиканского значения или других населенных пунктах, канало/км;

LА - совокупная протяженность кабельной канализации сдаваемая в аренду в городах республиканского значения или других населенных пунктах, канало/км.

Формула 4 к Приказу от 29.07.2019 №181НК

где:

LKZO - протяженность всей кабельной канализации субъекта естественной монополии, канало/км;

LKZA - совокупная протяженность кабельной канализации сдаваемой в аренду, канало/км.

Расчет фактической ежемесячной платы за предоставление в пользование кабеле-места в кабельной канализации протяженностью Lфакт (км) определяется по следующей формуле:

Формула 5 к Приказу от 29.07.2019 №181НК

Lфакт - фактическая протяженность, прокладываемого кабеля в канале кабельной канализации арендуемой сторонней организацией у субъекта естественной монополии, км.

Параграф 3. Механизм расчета тарифов в сфере естественных монополий в области связи с применением стимулирующего метода тарифного регулирования

11. Формирование тарифа с применением стимулирующего метода тарифного регулирования предусматривает:

1) ограничение видов и размеров затрат, учитываемых в тарифе, с учетом их экономической обоснованности;

2) применение технических и технологических норм расходов сырья, материалов, топлива, энергии при их наличии, нормативных технических потерь, нормативной численности персонала, определенных на основе типовых норм и нормативов, действующих в отрасли связи.

Действие настоящего подпункта применяется при утверждении тарифа в случае перехода с затратного метода тарифного регулирования на стимулирующий метод тарифного регулирования;

3) определение контролируемых и неконтролируемых затрат;

4) утверждение временного компенсирующего тарифа за неисполнение мероприятий утвержденной инвестиционной программы и неконтролируемых затрат;

5) определение прибыли с учетом возврата инвестированного капитала и норм доходности инвестированного капиталам также балансовой стоимости активов Субъекта, задействованных при предоставлении регулируемой услуги, и ставки прибыли, рассчитанной по методу, определенному уполномоченным органом;

6) определение показателей качества и надежности регулируемых услуг;

7) определение показателей эффективности деятельности Субъектов;

8) применение прямолинейного метода начисления износа;

9) утверждение инвестиционной программы.

12. Формирование тарифов на регулируемые услуги на основе стимулирующий метода производится в соответствии с приказом Министерства национальной экономики Республики Казахстан от 28 декабря 2017 года №436 "Об утверждении Методики расчета тарифа с учетом стимулирующих методов тарифообразования" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за №16212).

Глава 3. Порядок утверждения временного компенсирующего тарифа

13. Основанием утверждения временного компенсирующего тарифа является:

1) превышение тарифа;

2) нецелевое использование средств амортизационных отчислений;

3) неисполнение мероприятий утвержденной инвестиционной программы, учтенных в тарифе, за исключением следующих случаев:

снижения объемов, повлекших недополучение средств, предусмотренных в утвержденной тарифной смете на реализацию утвержденной инвестиционной программы. При этом из общей суммы неисполнения мероприятий утвержденной инвестиционной программы исключается сумма недополученного дохода, соразмерная снижению объемов, на оставшуюся сумму необоснованного дохода ведомством уполномоченным органом вводится временный компенсирующий тариф;

экономии денег, сложившейся по результатам проведенных конкурсных (тендерных) процедур;

экономии затрат в связи с введением более эффективных методов и технологий;

4) неисполнение статей затрат утвержденной тарифной сметы более чем на 5 процентов от размеров, предусмотренных утвержденной тарифной сметой, за исключением следующих случаев:

экономии затрат в связи с применением более эффективных методов и технологий, реализацией плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности, разработанного по итогам энергетического аудита, проведением мероприятий по снижению нормативных технических потерь;

экономии затрат в связи со снижением объемов регулируемых услуг по причинам, не зависящим от Субъекта. При этом из общей суммы неисполнения утвержденной тарифной сметы исключается сумма недополученного дохода, соразмерная снижению объемов, на оставшуюся сумму необоснованного дохода ведомством уполномоченного органа вводится временный компенсирующий тариф;

экономии денег, сложившейся по результатам проведенных конкурсных (тендерных) процедур.

14. Субъект представляет в ведомство уполномоченного органа материалы, подтверждающие постатейную экономию затрат с приложением материалов, подтверждающих фактическое использование указанной экономии, и (или) сокращения объемов оказываемых регулируемых услуг:

протоколы конкурсных (тендерных) комиссий;

акты сверок с потребителями объемов оказанных регулируемых услуг и выставленные счет-фактуры к оплате, за исключением коммунальных услуг в сферах естественных монополий, по которым предоставляется реестр объемов потребления регулируемых услуг с указанием объемов и сумм к оплате;

документы, подтверждающие данные Субъекта о фактических объемах оказанных регулируемых услуг запрашиваемые у государственного органа и (или) местного исполнительного органа;

заключения о внедрении Субъектом новых методов и технологий предоставления регулируемых услуг.

15. Временный компенсирующий тариф утверждается уполномоченным органом по результатам:

1) проверки деятельности Субъекта;

2) ежегодного анализа отчетов об исполнении утвержденной тарифной сметы, об исполнении утвержденной инвестиционной программы, представляемых Субъектом.

16. Для подтверждения фактов с учетом требования подпункта 22) пункта 2 статьи 26 Закона, указанных пункте 13 настоящих Правил, ведомство уполномоченного органа запрашивает у Субъекта необходимую информацию с установлением срока, но не менее пяти рабочих дней.

При этом срок рассмотрения отчета приостанавливается до получения необходимой информации с извещением об этом Субъекта.

17. Информация, составляющая коммерческую тайну, не является основанием для отказа в ее предоставлении ведомству уполномоченного органа, при этом заинтересованные лица при предоставлении информации указывают исчерпывающий перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, либо прилагают копию акта заинтересованного лица об утверждении перечня сведений, составляющих коммерческую тайну.

18. Временный компенсирующий тариф утверждается с учетом ставки рефинансирования Национального Банка Республики Казахстан на день принятия решения.

19. Введение временного компенсирующего тарифа осуществляется с первого числа второго месяца, следующего за месяцем проведения проверки, анализа исполнения Субъектом тарифной сметы и (или) анализа информации Субъекта об исполнении инвестиционной программы.

20. Субъект доводит до сведения потребителя информацию об утверждении временного компенсирующего тарифа не позднее, чем за 10 календарных дней до введения его в действие.

21. Ежемесячно, в период действия временного компенсирующего тарифа Субъект доводит до сведения потребителей информацию о снижении тарифа в виде примечания к стоимости регулируемой услуги в платежном документе об оплате коммунальных услуг.

В примечании к стоимости регулируемой услуги указывается информация о снижении тарифа с указанием суммы возврата средств потребителям со ссылкой на решение ведомства уполномоченного органа об утверждении

временного компенсирующего тарифа, размещенное на интернет-ресурсе уполномоченного органа.

22. Решение ведомства уполномоченного органа об утверждении временного компенсирующего тарифа оформляется приказом уполномоченного органа. Информация о принятом решении размещается на интернет-ресурсе уполномоченного органа.

23. В период действия временного компенсирующего тарифа Субъект может обратиться в ведомство уполномоченного органа с заявкой на утверждение нового тарифа в соответствии с Законом.

При этом доход, принятый в обоснование уровня нового тарифа, уменьшается на сумму необоснованно полученного дохода с учетом ставки рефинансирования Национального Банка Республики Казахстан на день принятия решения за минусом уже возмещенного Субъектом потребителям его регулируемых услуг.

Для Субъекта, реализующего инвестиционную программу и привлекающего заемные средства кредитных организаций, обязательства по которым напрямую связаны с рейтингом Субъекта, суммы, полученные в результате неисполнения тарифной сметы и (или) инвестиционной программы, учитываются при рассмотрении заявки на изменение уровня тарифа путем уменьшения доходной части.

При этом, отдельной строкой в тарифной смете указывается сумма неисполнения тарифной сметы и (или) инвестиционной программы.

При рассмотрении ведомством уполномоченного органа заявки Субъекта на утверждение нового тарифа, ведомство уполномоченного органа при выявлении суммы необоснованного дохода с учетом ставки рефинансирования Национального Банка Республики Казахстан, исключает ее из дохода, принятого в обоснование уровня нового тарифа.

В случае отказа ведомством уполномоченного органа в утверждении нового тарифа и выявления суммы необоснованного дохода с учетом ставки рефинансирования Национального Банка Республики Казахстан, ведомство уполномоченного органа принимает решение об утверждении временного компенсирующего тарифа.

24. Временный компенсирующий тариф не применяется в случае полного возмещения Субъектом необоснованно полученного им дохода потребителям, в том числе по решению суда.

25. В случае полной компенсации убытков, причиненных потребителям Субъектом, до окончания периода действия временного компенсирующего тарифа, Субъект обращается в ведомство уполномоченного органа с заявлением об отмене временного компенсирующего тарифа до окончания периода действия временного компенсирующего тарифа с приложением документов, подтверждающих факт возмещения убытков потребителям.

Ведомством уполномоченного органа рассматривает заявление об отмене временного компенсирующего тарифа и по результатам рассмотрения принимает решение об изменении периода действия временного компенсирующего тарифа, либо уведомляет Субъекта об отказе с указанием причин отказа, в течение тридцати календарных дней со дня поступления заявления.

26. В случае выявления нарушений, указанных в пункте 13 настоящих Правил, ведомство уполномоченного органа определяет объем фактически оказанных регулируемых услуг и фактически полученные доходы за период допущенных Субъектом нарушений.

27. В случае, предусмотренном подпунктом 1) пункта 13 настоящих Правил, необоснованно полученный доход определяется по формуле:

НД1 = (Т1 - Т) х V1,

где:

НД1 - необоснованно полученный доход Субъекта;

T1 - фактически применявшаяся Субъектом стоимость оказываемых услуг, тенге;

T - тариф, утвержденный на день принятия решения, тенге;

V1- объем фактически оказанных Субъектом регулируемых услуг за период, в котором допущены нарушения.

28. В случае, предусмотренном подпунктом 2) пункта 13 настоящих Правил, необоснованно полученный доход определяется по формуле:

НД2 = Анецел,

где:

НД2 - необоснованно полученный доход Субъекта;

Анецел - средства, предусмотренные в утвержденном тарифе и (или) тарифной смете за счет средств амортизационных отчислений, направленные Субъектом на цели, не связанные с капиталовложениями в фиксированные активы, используемые в предоставлении регулируемых услуг, и возвратом основного долга по привлеченным кредитным ресурсам, тенге.

29. В случае, предусмотренном подпунктом 3) пункта 13 настоящих Правил, необоснованно полученный доход определяется по формуле:

Формула 6 к Приказу от 29.07.2019 №181НК

где:

НД3 - необоснованно полученный доход Субъекта;

ИПi - затраты, предусмотренные в инвестиционной программе, на реализацию полностью или частично неисполненного

i -го мероприятия инвестиционной программы, учтенные при утверждении тарифов или их предельных уровней, тенге.

30. В случае, предусмотренном подпунктом 4) пункта 13 настоящих Правил, необоснованно полученный доход определяется по формуле:

Формула 7 к Приказу от 29.07.2019 №181НК

где:

НД4 - необоснованно полученный доход Субъекта;

Зi - недоосвоение затрат по

i - ой статье превышающее 5 процентов по сравнению с затратами, учтенными в утвержденной тарифной смете, тенге.

31. Сумма необоснованно полученного дохода (НД) определяется по формуле:

НД = НД1 + НД2 + НД3 + НД4 + НДутв. - НДвозм,

где:

НДутв. - необоснованно полученный доход, учтенный при утверждении действующего временного компенсирующего тарифа, тенге;

НДвозм. - необоснованно полученный доход, возмещенный на день принятия решения, тенге.

32. Окончательная сумма необоснованно полученного дохода определяется с учетом ставки рефинансирования Национального Банка Республики Казахстан на день принятия решения по формуле:

Формула 8 к Приказу от 29.07.2019 №181НК

где:

НДк - необоснованно полученный доход Субъекта;

НДк - сумма необоснованно полученного дохода с учетом ставки рефинансирования, в тенге;

НД - общая сумма необоснованно полученного дохода по видам нарушений;

к - ставка рефинансирования Национального Банка Республики Казахстан на день принятия решения, в %.

33. Временный компенсирующий тариф определяется на год по следующей формуле:

Формула 9 к Приказу от 29.07.2019 №181НК

где:

Ткомп. - временный компенсирующий тариф, тенге;

Vгод - годовой объем регулируемых услуг на период введения временного компенсирующего тарифа, учтенный в утвержденной тарифной смете.

34. Если при расчете временного компенсирующего тарифа складывается отрицательное значение, компенсирующий тариф определяется со сроком до трех лет по следующей формуле:

Формула 11 к Приказу от 29.07.2019 №181НК

где:

Ткомп. - временный компенсирующий тариф, тенге;

V - объем регулируемых услуг на период введения временного компенсирующего тарифа, учтенный в утвержденной тарифной смете;

n - период действия временного компенсирующего тарифа, который зависит от того в каком периоде при расчете тариф сложился с положительным значением.

Глава 4. Порядок утверждения тарифов в упрощенном порядке

35. Уполномоченный орган утверждает тариф в упрощенном порядке на регулируемую услугу:

1) субъекта естественной монополии, созданного впервые;

2) субъекта естественной монополии, оказывающего новую регулируемую услугу (новые регулируемые услуги);

3) в случае приобретения (строительства) новых объектов и (или) участков, если действующий тариф утвержден раздельно по объектам и (или) участкам;

При подаче заявки и принятии решения об утверждении проектов тарифов и тарифных смет ведомство уполномоченного органа и Субъекты руководствуются Перечнем затрат, учитываемых и не учитываемых в тарифе, порядком ограничения размеров затрат, учитываемых в тарифе, установленным настоящими Правилами.

36. Субъект, указанный в подпунктах 1) и 2) пункта 35, в срок не позднее десяти календарных дней с момента получения уведомления ведомства уполномоченного органа о включении его в Государственный регистр субъектов естественных монополий представляет заявку в ведомство уполномоченного органа в электронной форме.

Субъект, указанный в подпункте 3) пункта 35, в срок не позднее десяти календарных дней с момента приобретения (строительства) новых объектов и (или) участков представляет заявку в ведомство уполномоченного органа в электронной форме.

37. Субъект, активы которого поступили в его собственность в результате заключенной сделки или реализации имущественной массы должника - Субъекта, признанного банкротом, продолжает предоставление потребителям регулируемых услуг по тарифу, утвержденному для предыдущего собственника данных активов, до утверждения нового тарифа, но не более шести месяцев со дня поступления активов.

38. К заявке Субъекта прилагаются:

1) проект тарифа, утвержденный по форме согласно приложению 3 к настоящим Правилам;

2) данные о проектной мощности;

3) данные о наличии или отсутствии кредиторской и дебиторской задолженности с приложением расшифровки;

4) расчет нормативов численности;

5) расчет отраслевых технических и технологических норм, а также нормативных технических потерь;

6) расчет амортизационных отчислений с указанием сроков эксплуатации основных средств;

7) проект сметы затрат, необходимых для поддержания основных производственных фондов в рабочем состоянии;

8) проект тарифной сметы по форме согласно приложению 3 к настоящим Правилам;

9) решение органа по управлению государственным имуществом или государственным предприятием об установлении фонда оплаты труда и должностных окладов руководителей (для государственных предприятий либо предприятий с преобладающей долей участия государства);

10) документы, подтверждающие планируемый объем регулируемых услуг исходя из обязанности всеобщего обслуживания в соответствии с требованиями к качеству предоставляемых регулируемых услуг, установленными государственными органами в пределах их компетенции и возможностей субъекта естественной монополии (протоколы намерений, договоры, расчеты объемов производства товаров).

39. Прилагаемые к заявке Субъекта расчеты и обосновывающие материалы представляются в электронной форме в отдельности на каждый вид регулируемых услуг.

40. Ведомство уполномоченного органа не позднее пяти рабочих дней со дня получения заявки Субъекта проверяет полноту прилагаемых расчетов и обосновывающих материалов на соответствие пункту 38 настоящих Правил и в письменном виде информирует Субъекта о принятии заявки к рассмотрению.

41. Ведомство уполномоченного органа рассматривает заявку на утверждение тарифа в упрощенном порядке в срок не более тридцати календарных дней со дня ее представления.

Срок рассмотрения проекта тарифа исчисляется со дня поступления заявки в ведомство уполномоченного органа.

Дополнительную информацию ведомство уполномоченного органа запрашивает у Субъекта в письменном виде с указанием сроков ее представления, но не менее пяти рабочих дней.

При этом рассмотрение заявки приостанавливается до получения необходимой информации с извещением об этом Субъекта.

42. Ведомство уполномоченного орган в срок не позднее чем за десять календарных дней до утверждения тарифа в упрощенном порядке проводит публичные слушания.

43. Решение об утверждении тарифа оформляется в виде приказа ведомства уполномоченного органа и направляется Субъекту не позднее пяти календарных дней со дня принятия решения о его утверждении.

С решением об утверждении тарифа направляется обоснование изменений и уточнений статей затрат, прибыли, представленных Субъектом с заявкой.

Утвержденные тарифы и тарифные сметы ведомство уполномоченного органа размещает на интернет-ресурсе не позднее пяти рабочих дней после принятия решения об их утверждении.

44. Срок действия тарифа, утвержденного в упрощенном порядке не превышает двенадцати месяцев.

45. Введение в действие тарифа осуществляется с первого числа месяца, следующего за месяцем утверждения тарифа.

46. Субъекты не позднее чем за пять календарных дней до введения в действие тарифа информируют об этом потребителей путем размещения информации, содержащей причины изменения тарифа, утвержденной тарифной сметы, на своем интернет-ресурсе либо в периодических печатных изданиях, распространяемых на территории соответствующей административно-территориальной единицы

47. Субъект в течение пяти рабочих дней представляет в ведомство уполномоченного органа информацию о факте уведомления потребителей.

В случае, если Субъект не проинформирует потребителя о введении тарифа в сроки, установленные настоящим Законом, то указанный тариф не вводится с даты, указанной в решении ведомства уполномоченного органа. Введение утвержденного тарифа осуществляется с первого числа третьего месяца, следующего за месяцем утверждения тарифа.

Глава 5. Порядок утверждения инвестиционной программы и ее изменения

48. Инвестиционная программа Субъекта разрабатывается с учетом приоритетов развития Республики Казахстан и социально-экономических показателей Республики Казахстан, и предусматривает мероприятия, направленные на:

1) расширение, модернизацию, реконструкцию, обновление действующих активов, создание новых активов, непосредственно используемых в технологическом цикле предоставления регулируемых услуг;

2) обеспечение энергосбережения и повышение энергоэффективности;

3) повышение качества предоставляемых регулируемых услуг.

49. Планирование и составление инвестиционной программы осуществляется в соответствии с Перечнем затрат, учитываемых и не учитываемых в тарифе, порядком ограничения размеров затрат, учитываемых в тарифе на регулируемую услугу, оказываемую субъектом естественной монополии.

50. Инвестиционная программа утверждается на срок действия тарифа.

51. Реализация утвержденной инвестиционной программы и возврат заемных средств, привлеченных для ее реализации, осуществляются:

за счет прибыли и амортизационных отчислений, учтенных в тарифе;

за счет иных источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.

52. Субъект самостоятельно распоряжается недоиспользованной частью затрат, предусмотренных в утвержденной инвестиционной программе при условии исполнения мероприятий, возникшей в результате экономии затрат в связи с применением более эффективных методов и технологий, реализацией плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности, разработанного по итогам энергетического аудита, проведением мероприятий по снижению нормативных технических потерь или сокращением объемов предоставляемых регулируемых услуг по причинам, не зависящим от Субъекта, или результатам проведения конкурсных (тендерных) процедур.

Заявление на утверждение инвестиционной программы представляется в бумажной или электронной форме.

53. К заявлению на утверждение инвестиционной программы прилагаются:

1) проект инвестиционной программы;

2) показатели эффективности проекта инвестиционной программы Субъекта;

3) информация об инвестиционных затратах на реализацию инвестиционной программы с указанием стоимости приобретаемых основных средств, строительно-монтажных работ с приложением сравнительного анализа уровня цен, в том числе документального технического подтверждения необходимости проведения таких работ, сводных сметных расчетов, объектных, локальных и ресурсных смет отдельно по каждому объекту, бизнес-план, прайс-листы, копии договоров, проектно-сметная документация, прошедшая экспертизу в установленном порядке (в случае наличия) и т.п.;

4) документов, подтверждающих прогнозный размер и предварительные условия финансирования, в том числе заемных ресурсов (с указанием процента вознаграждения по заемным средствам, период финансирования, комиссионных выплат, сроков и условий возврата заемных средств) либо заключенного договора с банком (с приложением графика погашения основного долга и процентов).

5) документов, подтверждающих размеры и условия финансирования инвестиционной программы в случае, если для их реализации выделяются средства из республиканского, местного бюджетов или привлекаются кредиты (инвестиции) под гарантии Правительства Республики Казахстан;

6) прогноза влияния планируемой Субъектом инвестиционной программы на его тарифы в период ее реализации, с приложением проекта тарифной сметы субъекта.

54. Прилагаемые документы прошиваются, пронумеровываются и подписываются руководителем Субъекта либо лицом, его замещающим, либо заместителем руководителя Субъекта. Данное требование не распространяется на представление заявления в электронной форме.

55. Проект инвестиционной программы Субъекта разрабатывается с содержанием мероприятий, соответствующих не менее одному из следующих критериев:

1) снижение расходов сырья, материалов, топлива, энергии;

2) увеличение объема и (или) повышения качества предоставляемых регулируемых услуг;

3) внедрение информационных систем управления технологическим процессом Субъекта и (или) внедрение автоматизированных систем коммерческого учета электрической энергии, автоматизированных систем управления технологическим процессом;

4) снижение износа основных средств;

5) обеспечение повышения качества, надежности и эффективности регулируемой услуги Субъекта от реализации мероприятий, включенных в инвестиционную программу;

56. В срок не позднее семи рабочих дней со дня получения заявления на утверждение инвестиционной программы или заявление на изменение утвержденной инвестиционной программы ведомство уполномоченного органа письменно уведомляет Субъекта и иной государственный орган и (или) местный исполнительный орган о принятии ее к рассмотрению либо об отказе в принятии ее к рассмотрению в следующих случаях:

1) представление субъектом неполного пакета документов, указанных в пункте 53 настоящих Правил;

2) несоответствие представленной инвестиционной программы критериям, указанным в пункте 55 настоящих Правил;

3) в случае, если реализация новой инвестиционной программы или изменение утвержденной инвестиционной программы (за исключением реализации государственных программ) требует повышения тарифа на оставшийся срок реализации утвержденной инвестиционной программы.

57. Проект инвестиционной программы рассматривается:

1) на предмет соблюдения Субъектом показателей качества и надежности регулируемых услуг и достижения показателей эффективности деятельности субъектов естественных монополий;

2) на предмет технологической обоснованности и удовлетворения спроса потребителей на регулируемые услуги в целях повышения качества и надежности предоставляемых регулируемых услуг.

58. При рассмотрении проекта инвестиционной программы исключаются мероприятия:

1) несоответствующие требованиям, предусмотренным пунктом 48 настоящих Правил;

2) необеспеченные источником финансирования;

3) неподтвержденные обосновывающими документами.

Исключение в соответствии с частью первой настоящего пункта всех мероприятий инвестиционной программы является основанием для отказа в утверждении инвестиционной программы.

59. При рассмотрении проекта инвестиционной программы ведомство уполномоченного органа проводит экономическую и финансовую оценку эффективности в целях определения влияния на тарифы в период ее реализации.

60. По результатам рассмотрения планируемой субъектом естественной монополии инвестиционной программы ведомство уполномоченного органа:

утверждает инвестиционную программу;

либо уведомляет субъекта естественной монополии об отказе в утверждении инвестиционной программы с приложением мотивированного заключения.

Проект решения об утверждении инвестиционной программы предусматривает утверждение инвестиционной программы по форме согласно приложению 5 к настоящим Правилам.

61. В соответствии с пунктом 3 статьи 21 Закона ведомство уполномоченного органа изменяет планируемую субъектом естественной монополии инвестиционную программу в период ее представления на утверждение, утвержденную инвестиционную программу - в период ее реализации, в случаях и порядке, определяемых настоящими Правилами.

62. Инвестиционная программа утверждается приказом уполномоченного органа.

63. Утвержденная инвестиционная программа субъекта естественной монополии размещается ведомством уполномоченного органа на своем Интернет-ресурсе не позднее 5 (пяти) рабочих дней с момента принятия решения.

64. Копия решения об утверждении инвестиционной программы направляется субъекту естественной монополии ведомством уполномоченного органа не позднее 5 (пяти) календарных дней с момента принятия решения.

65. Субъект вправе обращаться одновременно в ведомство уполномоченного органа с заявлением об изменении утвержденной инвестиционной программы без повышения тарифа не позднее 1 ноября текущего года.

В случае реализации государственных программ Субъект обращается в ведомство уполномоченного органа с заявлением об изменении утвержденной инвестиционной программы.

Под изменением утвержденной инвестиционной программы понимается включение, исключение мероприятий, корректировка сумм (стоимости) и объемов мероприятий, перенос сроков исполнения мероприятий.

66. К заявлению об изменении утвержденной инвестиционной программы, прилагаются:

1) проект инвестиционной программы с учетом изменений с приложением материалов, обосновывающих внесение изменений в инвестиционную программу (бизнес-план, прайс-листы, копии договоров, копии актов выполненных работ, проектно-сметная документация, прошедшая экспертизу в установленном порядке (в случае наличия);

2) в случае включения в утвержденную инвестиционную программу новых мероприятий прилагаются подтверждающие материалы;

3) оценка Субъекта о необходимости внесения изменений в инвестиционную программу с приложением обосновывающих материалов;

4) возможные условия финансирования и возврата заемных средств;

5) если для реализации инвестиционной программы выделяются средства из республиканского и (или) местных бюджетов или привлекаются кредиты (инвестиции) под гарантии Правительства Республики Казахстан, то представляются документы, подтверждающие размеры и условия финансирования.

Прилагаемые документы прошиваются, пронумеровываются и подписываются руководителем Субъекта либо лицом, его замещающим, либо заместителем руководителя Субъекта. Данное требование не распространяется на представление заявления в электронной форме.

67. В случае неисполнения Субъектом мероприятий утвержденной инвестиционной программы по причинам, не зависящим от Субъекта (неисполнение обязательств другой стороной договора, признание конкурса (тендера) несостоявшимся, вследствие обстоятельств непреодолимой силы), сроки исполнения мероприятий утвержденной инвестиционной программы переносятся на следующий календарный год до 1 марта года, следующего за годом их реализации.

В случае, предусмотренном частью первой настоящего пункта, Субъект, в срок не позднее 15 января года, следующего за годом реализации мероприятий инвестиционной программы, направляет в адрес ведомства уполномоченного органа заявление об изменении утвержденной инвестиционной программы с приложением документов, подтверждающих наступление случаев, предусмотренных частью первой настоящего пункта.

Не допускается повторный перенос сроков исполнения мероприятий инвестиционной программы.

68. Решение об изменении инвестиционной программы Субъекта оформляется приказом уполномоченного органа в срок не позднее 1 марта года, следующего за годом реализации мероприятий инвестиционной программы.

Глава 6. Порядок ведения раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов по каждому виду регулируемых услуг и в целом по деятельности, не относящейся к регулируемым услугам

69. Ведение раздельного учета представляет собой систему сбора и обобщения информации о доходах, затратах и задействованных активах раздельно по каждому виду регулируемых, а также периодическое составление и представление операторами связи ведомству уполномоченного органа на основании информации отчетов о доходах, расходах и задействованных активах по каждому виду регулируемых услуг.

70. Для ценообразования регулируемых услуг Субъектами ведется раздельный учет доходов, затрат и задействованных активов по методу полного распределения исторических затрат.

71. Основные принципы раздельного учета:

1) приоритет прямого отнесения при возможности прямого отнесения доходов, затрат и задействованных активов на соответствующие виды услуг на основе данных первичных документов;

2) причинно-следственная связь доходов, затрат и задействованных активов с видами услуг, с которыми они связаны;

3) прозрачность при отнесении и распределении доходов, затрат и задействованных активов на соответствующие виды услуг.

72. Ведение раздельного учета доходов и расходов осуществляется Субъектами исходя из принципов существенности и экономической целесообразности детализации учета, полноты и непротиворечивости информации.

73. Раздельный учет основан на первичных документах, используемых для ведения бухгалтерского и управленческого учета, которые обеспечиваются необходимым уровнем детализации для разделения доходов, затрат и задействованных активов по видам услуг в соответствии с настоящим Порядком.

74. Раздельный учет осуществляется на основании первичных учетных документов, по которым ведется бухгалтерский учет, а также на основании данных статистического и оперативно-технического (производственного) учетов.

75. Для целей ведения раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов по видам регулируемых услуг Субъектами применяется следующая классификация справочников раздельного учета в схеме распределения доходов, затрат и задействованных активов в области телекоммуникаций:

1) справочник "Ресурсов" содержит классифицированный перечень статей затрат и задействованных экономических ресурсов:

перечень статей затрат формируется на основе классификации финансового отчета о затратах оператора связи с учетом требуемого уровня детализации статей затрат для целей ведения раздельного учета;

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПРИКАЗ И.О. МИНИСТРА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, ИННОВАЦИЙ И АЭРОКОСМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Правила формирования тарифов Глава 1. Общие положения Глава 2. Механизм расчета тарифа с учетом методов тарифного регулирования сфер естественных монополий Параграф 1. Основные методы тарифного регулирования Параграф 2. Механизм расчета тарифов в сфере естественных монополий в области связи с применением затратного метода тарифного регулирования Параграф 3. Механизм расчета тарифов в сфере естественных монополий в области связи с применением стимулирующего метода тарифного регулирования Глава 3. Порядок утверждения временного компенсирующего тарифа Глава 4. Порядок утверждения тарифов в упрощенном порядке Глава 5. Порядок утверждения инвестиционной программы и ее изменения Глава 6. Порядок ведения раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов по каждому виду регулируемых услуг и в целом по деятельности, не относящейся к регулируемым услугам Глава 7. Порядок определения допустимого уровня прибыли субъекта естественной монополии Глава 8. Порядок изменения утвержденного уполномоченным органом тарифа до истечения его срока действия Глава 9. Перечень затрат, учитываемых и не учитываемых в тарифе, порядок ограничения размеров затрат, учитываемых в тарифе Приложение №1 Приложение №2 Приложение №3 Приложение №4 Приложение №5 Приложение №6 Приложение №7 Приложение №8 Приложение №9 Приложение №10 Приложение №11 Приложение №12 Приложение №13 Приложение №14 Приложение №15 Приложение №16 Приложение №17 Приложение №18 Приложение №19 Приложение №20