Дата обновления БД:
18.04.2024
Добавлено/обновлено документов:
60 / 236
Всего документов в БД:
132984
В соответствии с Законом Туркменистана от 4 мая 2013 года "Об утверждении и введении в действие Избирательного кодекса Туркменистана" документ вступает в силу 1 июля 2013 года
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС ТУРКМЕНИСТАНА
от 4 мая 2013 года
(В редакции Законов Туркменистана от 16.08.2014 г. №116-V, 15.10.2016 г. №462-V, 28.01.2017 г. №494-V, 25.11.2017 г. №670-V, 09.06.2018 г., 24.10.2020 г.)
Настоящий Кодекс регулирует отношения, связанные с подготовкой и проведением выборов Президента Туркменистана, членов Халк Маслахаты и депутатов Меджлиса Милли Генгеша Туркменистана, членов халк маслахаты велаята, города с правами велаята, этрапа, города с правами этрапа, Генгешей, референдумов, и устанавливает гарантии обеспечения свободного волеизъявления граждан Туркменистана на выборах и референдумах.
(В преамбулу внесены изменения в соответствии с Законом Туркменистана от 24.10.2020)
(см. предыдущую редакцию)
Раздел I. Общие положения
Статья 1. Основы избирательной системы
1. В соответствии с Конституцией Туркменистана выборы Президента Туркменистана, депутатов Меджлиса Милли Генгеша Туркменистана (далее - Меджлис), членов халк маслахаты велаята, города с правами велаята (далее - велаятский халк маслахаты), этрапа, города с правами этрапа (далее - этрапский, городской халк маслахаты), Генгешей и референдумы проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Выборы членов Халк Маслахаты Милли Генгеша Туркменистана (далее - Халк Маслахаты) проводятся на заседаниях велаятских халк маслахаты на основе непрямого избирательного права при тайном голосовании.
Выборы проводятся на альтернативной основе.
2. Выборы Президента Туркменистана, депутатов Меджлиса, членов велаятских, этрапских и городских халк маслахаты, Генгешей проводятся по одномандатным избирательным округам.
На выборах членов Халк Маслахаты территория каждого велаята, города Ашхабада является одним восьмимандатным округом.
3. Референдум (народное голосование) - это один из видов прямого участия граждан Туркменистана в осуществлении государственной власти путём голосования.
Для решения важных задач, касающихся государственной и общественной жизни, могут проводиться всенародные и местные референдумы.
4. Избирательная кампания и кампания по проведению референдума (далееизбирательная кампания) осуществляется на началах свободного и равноправного выдвижения кандидатов в Президенты Туркменистана, члены Халк Маслахаты и депутаты Меджлиса, члены велаятских, этрапских, городских халк маслахаты, Генгешей и вынесения вопросов референдума, гласности и открытости, свободы агитации, равных возможностей для всех кандидатов.
(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законом Туркменистана от 24.10.2020)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 2. Законодательство Туркменистана о выборах и референдумах
1. Законодательство Туркменистана о выборах и референдумах основывается на Конституции Туркменистана и состоит из настоящего Кодекса и других нормативных правовых актов Туркменистана.
2. Если международными договорами Туркменистана установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Кодексом, то применяются правила международных договоров.
Статья 3. Принципы проведения выборов и референдумов
1. Выборы Президента Туркменистана, депутатов Меджлиса, членов велаятских, этрапских, городских халк маслахаты, Генгешей и референдумы являются всеобщими. Право избирать и участвовать в референдуме имеют граждане Туркменистана, достигшие возраста восемнадцати лет.
2. Какие-либо прямые или косвенные ограничения прав граждан Туркменистана избирать, быть избранными и участвовать в референдумах (далее - избирательное право) в зависимости от национальности, расы, пола, происхождения, имущественного и должностного положения, места проживания, языка, отношения к религии, политических убеждений, партийной принадлежности или отсутствия принадлежности к какой-либо партии запрещаются.
3. В выборах и референдумах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы. Ограничение избирательных прав граждан в иных случаях не допускается и влечёт ответственность, установленную законодательством Туркменистана.
4. Граждане Туркменистана вправе участвовать в выборах и референдумах на равных основаниях. Каждый избиратель или участник референдума (далее - избиратель) имеет один голос.
5. Выборы Президента Туркменистана, депутатов Меджлиса, членов велаятских, этрапских и городских халк маслахаты, Генгешей являются прямыми, они избираются гражданами непосредственно.
Граждане Туркменистана голосуют за вынесенный (вынесенные) на референдум вопрос (вопросы) или против него (них) непосредственно.
6. Участие граждан Туркменистана в выборах и референдумах является свободным и добровольным.
7. Голосование на выборах и референдумах (далее - голосование) является тайным. Контроль за волеизъявлением избирателей не допускается.
(В статью 3 внесены изменения в соответствии с Законом Туркменистана от 24.10.2020)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 4. Назначение выборов и референдумов
1. Выборы назначаются Меджлисом не позднее чем за три месяца до истечения срока полномочий Президента Туркменистана, депутатов Меджлиса, членов велаятских, этрапских, городских, членов халк маслахаты, Генгешей.
Выборы членов Халк Маслахаты назначаются Халк Маслахаты не позднее, чем за три месяца до истечения срока их полномочий.
Выборы членов Халк Маслахаты, депутатов Меджлиса, членов велаятских, этрапских, городских, членов халк маслахаты, Генгешей проводятся в последнее воскресенье марта.
Выборы членов велаятских, этрапских, городских халк маслахаты, Генгешей в связи с изменениями в административно - территориальном устройстве, а также досрочным сложением их полномочий могут быть проведены в иные сроки.
2. Право принятия решения о проведении всенародного референдума принадлежит Халк Маслахаты.
Право назначения местного референдума принадлежит соответствующему Генгешу.
3. Дата проведения всенародного референдума устанавливается Президентом Туркменистана, местного референдума - соответствующим Генгешем.
4. Постановление о назначении выборов и референдума подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.
5. Центральная комиссия по проведению выборов и всенародных референдумов в Туркменистане (далее - Центральная избирательная комиссия) не позднее чем за семьдесят дней до дня выборов или референдума объявляет о начале избирательной кампании. Эта информация доводится до сведения населения через средства массовой информации.
6. Выборы и референдумы не проводятся в период действия чрезвычайного положения.
(В статью 4 внесены изменения в соответствии с Законом Туркменистана от 24.10.2020)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 5. Обеспечение проведения выборов и референдумов
1. Подготовку и проведение выборов и референдумов обеспечивают комиссии по проведению выборов и референдумов (далее - избирательные комиссии), образуемые в соответствии с законодательством Туркменистана.
2. При подготовке и проведении выборов и референдумов избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и местного самоуправления.
3. Вмешательство органов государственной власти и местного самоуправления, политических партий, общественных объединений, учреждений, организаций, предприятий, а также должностных лиц и граждан в деятельность избирательных комиссий не допускается.
4. При подготовке, организации и проведении выборов могут быть использованы в соответствии с законодательством Туркменистана инновационные цифровые технологии.
(В статью 5 внесены изменения в соответствии с Законом Туркменистана от 24.10.2020)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 6. Гласность избирательного процесса и референдума
1. Избирательные комиссии подготовку и проведение выборов и референдума осуществляют открыто и гласно.
Избирательные комиссии информируют население о своем составе, месте нахождения и проводимой работе, зарегистрированных кандидатах и их биографических данных, вопросах, выносимых на референдум, результатах голосования по каждому кандидату или вопросам, вынесенным на референдум, и итогах выборов и референдума.
2. Наблюдение за выборами, референдумом могут осуществлять доверенные лица кандидатов, национальные наблюдатели, наблюдатели иностранных государств, международных организаций (далее - иностранные (международные) наблюдатели).
3. Национальным наблюдателем может быть гражданин Туркменистана, обладающий избирательным правом, кроме руководителей органов государственной власти и местного самоуправления, судей, прокуроров, членов избирательных комиссий, инициативных групп, кандидатов, доверенных лиц кандидатов.
4. Право назначения национальных наблюдателей принадлежит политическим партиям, общественным объединениям и группам граждан.
Назначение национальных наблюдателей осуществляется политическими партиями, общественными объединениями на заседаниях их местных органов и собраниях групп граждан.
Собрание группы граждан по назначению национальных наблюдателей правомочно, если в нём участвует не менее тридцати граждан, обладающих избирательным правом.
Национальные наблюдатели при выборах Президента Туркменистана, референдумах регистрируются Центральной избирательной комиссией, при выборах членов Халк Маслахаты и депутатов Меджлиса, членов велаятских, этрапских и городских халк маслахаты, Генгешей - соответствующей избирательной комиссией велаята, города с правами велаята (далее - избирательная комиссия велаята). Им выдаётся удостоверение установленного образца.
5. Приглашения иностранным (международным) наблюдателям могут быть направлены Президентом Туркменистана, Центральной избирательной комиссией после дня назначения выборов, референдума.
Официальную аккредитацию иностранных (международных) наблюдателей при наличии приглашения осуществляет Центральная избирательная комиссия. Центральная избирательная комиссия выдаёт иностранному (международному) наблюдателю удостоверение установленного образца.
Их деятельность регулируется настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Туркменистана, общепризнанными нормами международного права.
Избирательные комиссии, органы государственной власти и местного самоуправления, должностные лица в пределах своей компетенции оказывают необходимое содействие иностранному (международному) наблюдателю.
Иностранный (международный) наблюдатель осуществляет свою деятельность самостоятельно и независимо. Расходы, связанные с осуществлением его деятельности, несёт сам иностранный (международный) наблюдатель или сторона, направившая его.
Иностранные (международные) наблюдатели не вправе осуществлять деятельность, не связанную с наблюдением за подготовкой и проведением выборов и референдумов.
6. Права наблюдателей начинаются со дня их регистрации (аккредитации) и прекращаются в день официального опубликования результатов выборов или референдума.
7. Наблюдатели, доверенные лица кандидатов вправе:
1) встречаться с представителями политических партий, общественных объединений, групп граждан, кандидатами, наблюдателями, избирателями;
2) наблюдать за ходом подготовки и проведения выборов и референдума, соблюдением законодательства Туркменистана о выборах и референдумах (далее - избирательное законодательство Туркменистана);
3) излагать своё мнение относительно избирательного законодательства Туркменистана, процесса подготовки и проведения выборов и референдума;
4) присутствовать на заседаниях, собраниях, проводимых по выдвижению представителей в состав избирательных комиссий и кандидатов, на встречах кандидатов с избирателями;
5) наблюдать за составлением списка избирателей и участников референдума (далее – список избирателей) и знакомиться со списком;
6) присутствовать на заседаниях избирательных комиссий;
7) присутствовать при опечатывании избирательных ящиков, наблюдать за досрочным голосованием, голосованием вне помещения для голосования, голосованием на избирательном участке в день выборов и референдума;
8) наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней и бюллетеней референдума (далееизбирательный бюллетень);
9) ознакамливаться при подсчёте голосов избирателей с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем, а также наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных документов;
10) наблюдать за подсчётом голосов, избирательных бюллетеней, избирательных бюллетеней, признанных недействительными, погашенных избирательных бюллетеней;
11) знакомиться с протоколами избирательных комиссий об итогах голосования и документами, приложенными к этим протоколам.
8. Наблюдатели, доверенные лица кандидатов не вправе:
1) выдавать избирательный бюллетень;
2) заполнять за избирателей избирательный бюллетень;
3) совершать действия, нарушающие тайну голосования;
4) принимать участие в подсчёте избирательных бюллетеней;
5) совершать действия, препятствующие работе избирательных комиссий.
Наблюдатели также не вправе проводить предвыборную агитацию, агитацию, предшествующую референдуму (далее - агитация).
9. Представители средств массовой информации вправе присутствовать на заседаниях и собраниях по выдвижению представителей в состав избирательных комиссий, соответствующих заседаниях велаятских халк маслахаты, на заседаниях избирательных комиссий, политических партий, на собраниях групп граждан по выдвижению кандидатов, инициативных групп, предлагающих проведение референдума, встречах кандидатов с избирателями, при опечатывании избирательных ящиков перед началом голосования, при голосовании, подсчёте голосов на избирательном участке, установлении результатов выборов по округу и подведении общих итогов выборов или референдума.
Представители средств массовой информации регистрируются Центральной избирательной комиссией. Им выдаётся удостоверение установленного образца.
Средства массовой информации освещают ход подготовки и проведения выборов и референдума. Избирательные комиссии, органы государственной власти и местного самоуправления, политические партии, общественные объединения предоставляют им информацию по вопросам подготовки и проведения выборов и референдума.
10. Полномочия представителей иностранных средств массовой информации по освещению хода подготовки и проведения выборов и референдума начинаются со дня их аккредитации Центральной избирательной комиссией и прекращаются в день официального опубликования результатов выборов и референдума.
Центральная избирательная комиссия выдаёт представителю иностранных средств массовой информации удостоверение установленного образца.
Деятельность представителей иностранных средств массовой информации регулируется настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Туркменистана, общепризнанными нормами международного права.
11. Соответствующая избирательная комиссия может аннулировать регистрацию (аккредитацию) наблюдателя, доверенного лица кандидата, представителя средства массовой информации в случае нарушения им настоящего Кодекса и иных нормативных правовых актов Туркменистана, общепризнанных норм международного права.
12. Порядок назначения и регистрации (аккредитации) наблюдателей, доверенных лиц кандидатов, представителей средств массовой информации устанавливается Центральной избирательной комиссией.
(В статью 6 внесены изменения в соответствии с Законом Туркменистана от 24.10.2020)
(см. предыдущую редакцию)
Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.
Недействующая редакция, не действует со 2 апреля 2021 года