Недействующая редакция. Принята: 17.06.2020 / Вступила в силу: 01.07.2020

Недействующая редакция, не действует с 1 января 2021 года

Неофициальный перевод. (с) СоюзПравоИнформ

ЗАКОН УКРАИНЫ

от 2 июля 2015 года №576-VIII

О Счетной палате

(В редакции Законов Украины от 06.12.2016 г. №1774-VIII, 21.12.2016 г. №1798-VIII, 21.12.2017 г. №2265-VIII, 03.07.2018 г. №2478-VIII (вступил в силу 04.02.2019 г.), 22.11.2018 г. №2621-VIII (см. сроки вступления в силу), 19.09.2019 г. №113-IX, 31.10.2019 г. №263-IX, 14.11.2019 г. №293-IX, 14.01.2020 г. №440-IX, 04.03.2020 г. №524-IX, 17.06.2020 г. №720-IX)

Этот Закон определяет организацию, полномочия и порядок деятельности Счетной палаты.

Раздел I Общие положения

Статья 1. Статус Счетной палаты

1. Счетная палата от имени Верховной Рады Украины осуществляет контроль за поступлением средств в Государственный бюджет Украины и их использованием.

2. Счетная палата подотчетна Верховной Раде Украины и регулярно ее информирует о результатах своей работы.

3. Счетная палата является государственным коллегиальным органом.

4. Счетная палата является юридическим лицом, имеет печать со своим наименованием и изображением Государственного Герба Украины.

5. Счетная палата располагается в городе Киеве.

Статья 2. Правовые основы деятельности Счетной палаты

1. Организация, полномочия и порядок деятельности Счетной палаты определяются Конституцией Украины, этим и другими законами Украины.

Статья 3. Принципы деятельности Счетной палаты и гарантии ее независимости

1. Деятельность Счетной палаты основывается на принципах законности, независимости, объективности, беспристрастности, гласности и непредвзятости.

2. Счетная палата является организационно, функционально и финансово независимой, самостоятельно планирует свою деятельность.

3. Независимость Счетной палаты обеспечивается:

1) установленным Конституцией Украины и этим Законом порядком назначения на должности и освобождения от должностей членов Счетной палаты;

2) определенными этим Законом и другими законами Украины гарантиями деятельности Счетной палаты;

3) особым порядком организационного обеспечения деятельности Счетной палаты, установленным законом.

4. Счетная палата при осуществлении своих полномочий является независимой от любого незаконного влияния, давления или вмешательства. Незаконное вмешательство в осуществление Счетной палатой предоставленных законом полномочий запрещается и влечет за собой ответственность, установленную законом.

5. Вмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправления, политических партий и общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций, независимо от формы собственности, и их должностных и служебных лиц в деятельность Счетной палаты запрещается.

6. Прекращение полномочий Верховной Рады Украины не может быть основанием для прекращения полномочий членов Счетной палаты.

7. Счетная палата применяет в своей деятельности основные принципы деятельности Международной организации высших органов финансового контроля (INTOSAI), Европейской организации высших органов финансового контроля (EUROSAI) и Международные стандарты высших органов финансового контроля (ISSAI) в части, не противоречащей Конституции и законам Украины.

Статья 4. Меры государственного внешнего финансового контроля (аудита)

1. Полномочия, возложенные на Счетную палату Конституцией Украины, осуществляются через производство мероприятий государственного внешнего финансового контроля (аудита).

2. Государственный внешний финансовый контроль (аудит) обеспечивается Счетной палатой путем осуществления финансового аудита, аудита эффективности, экспертизы, анализа и других контрольных мероприятий.

3. Финансовый аудит заключается в проверке, анализе и оценке правильности ведения, полноты учета и достоверности отчетности по поступлениям и расходов бюджета, установлении фактического состояния дел относительно целевого использования бюджетных средств, соблюдения законодательства при осуществлении операций с бюджетными средствами.

4. Аудит эффективности предусматривает установление фактического состояния дел и предоставления оценки своевременности и полноты бюджетных поступлений, производительности, результативности, экономности использования бюджетных средств их распорядителями и получателями, законности, своевременности и полноты принятия управленческих решений участниками бюджетного процесса, состояния внутреннего контроля распорядителей бюджетных средств.

Оценка производительности использования бюджетных средств предусматривает установление соотношения между результатами деятельности распорядителя и получателя бюджетных средств и использованными для достижения таких результатов средствами бюджета.

Оценка результативности использования бюджетных средств предусматривает установление степени соответствия фактических результатов деятельности распорядителя и получателя бюджетных средств запланированным результатам.

Оценка экономичности использования бюджетных средств предусматривает установление состояния достижения распорядителем и получателем таких средств запланированных результатов за счет использования минимального объема бюджетных средств или достижения максимального результата при использовании определенного бюджетом объема средств.

Статья 5. Финансовое обеспечение деятельности Счетной палаты

1. Финансовое обеспечение деятельности Счетной палаты осуществляется за счет средств государственного бюджета, включая средства, полученные в соответствии с международными договорами Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, или проектов международной технической помощи. Финансовое обеспечение деятельности Счетной палаты за счет любых других источников запрещается.

2. Счетная палата определяет потребности в финансовом обеспечении своей деятельности и представляет в установленном Бюджетным кодексом Украины порядке бюджетный запрос в центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализацию государственной финансовой и бюджетной политики. Если во время подготовки проекта Государственного бюджета Украины возникли разногласия по определению объема финансового обеспечения деятельности Счетной палаты, и Кабинетом Министров Украины не урегулированы такие расхождения, Счетная палата может подать в комитет Верховной Рады Украины, к предмету ведения которого относятся вопросы бюджета, соответствующие предложения (с обоснованиями и расчетами) для принятия решения при рассмотрении проекта закона о Государственном бюджете Украины.

3. После вступления в силу закона о Государственном бюджете Украины Счетная палата самостоятельно утверждает свою смету.

Статья 6. Международное сотрудничество

1. Счетная палата в порядке, определенном законодательством и международными договорами Украины, сотрудничает с высшими органами финансового контроля других государств, международными организациями.

Раздел II Полномочия Счетной палаты

Статья 7. Полномочия Счетной палаты

1. Счетная палата:

1) осуществляет финансовый аудит и аудит эффективности:

поступлений в государственный бюджет налогов, сборов, обязательных платежей и других доходов, администрирование контролирующими органами таких поступлений;

проведения расходов государственного бюджета, включая использование бюджетных средств на обеспечение деятельности Верховной Рады Украины, Президента Украины, Кабинета Министров Украины, Конституционного Суда Украины, Верховного Суда Украины, высших специализированных судов, Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека, Высшего совета правосудия, Офиса Генерального прокурора и других органов, непосредственно определенных Конституцией Украины; использования средств государственного бюджета, предоставленных местным бюджетам и фондам общеобязательного государственного социального и пенсионного страхования; осуществление тайных расходов государственного бюджета;

управления объектами государственной собственности, которые имеют финансовые последствия для государственного бюджета, включая обеспечение отчисления (уплаты) в государственный бюджет средств, полученных государством как собственником таких объектов, и использования средств государственного бюджета, направленных на соответствующие объекты;

предоставления кредитов из государственного бюджета и возврата таких средств в государственный бюджет;

операций по государственным внутренним и внешним заимствованиям, государственных гарантий, обслуживания и погашения государственного и гарантированного государством долга;

использования кредитов (займов), привлеченных государством в специальный фонд государственного бюджета от иностранных государств, банков и международных финансовых организаций, выполнения международных договоров Украины, что приводит к финансовым последствиям для государственного бюджета, в пределах, которые касаются таких последствий;

осуществления закупок за счет средств государственного бюджета;

выполнения государственных целевых программ, инвестиционных проектов, государственного заказа, предоставления государственной помощи субъектам хозяйствования за счет средств государственного бюджета;

управления средствами государственного бюджета центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств;

состояния внутреннего контроля распорядителей средств государственного бюджета;

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.

Раздел I Общие положения Статья 1. Статус Счетной палаты Статья 2. Правовые основы деятельности Счетной палаты Статья 3. Принципы деятельности Счетной палаты и гарантии ее независимости Статья 4. Меры государственного внешнего финансового контроля (аудита) Статья 5. Финансовое обеспечение деятельности Счетной палаты Статья 6. Международное сотрудничество Раздел II Полномочия Счетной палаты Статья 7. Полномочия Счетной палаты Статья 8. Права членов Счетной палаты Статья 9. Особенности осуществления государственного внешнего финансового контроля (аудита) в сфере казначейского обслуживания средств государственного бюджета Статья 10. Особенности осуществления государственного внешнего финансового контроля (аудита) за поступлением средств в государственный бюджет, за управлением объектами государственной собственности, которые имеют финансовые последствия для государственного бюджета Статья 11. Особенности осуществления государственного внешнего финансового контроля (аудита) по финансированию государственного бюджета, государственного долга и гарантированного государством долга Статья 12. Особенности осуществления государственного внешнего финансового контроля (аудита) относительно деятельности Национального банка Украины и других финансовых учреждений Статья 13. Особенности осуществления государственного внешнего финансового контроля (аудита) по выполнению государственного заказа и осуществления закупок Статья 14. Особенности осуществления государственного внешнего финансового контроля (аудита) субъектов хозяйствования, общественных или иных организаций, являющихся получателями средств государственного бюджета Статья 15. Особенности осуществления государственного внешнего финансового контроля (аудита) относительно поступлений закрепленных за местными бюджетами общегосударственных налогов и сборов или их доли, трансфертов между государственным бюджетом и местными бюджетами, использование средств местных бюджетов в части расходов, которые определяются функциями государства и переданы на выполнение Автономной Республике Крым и местному самоуправлению Статья 16. Особенности осуществления государственного внешнего финансового контроля (аудита) относительно тайных расходов государственного бюджета Раздел III Состав и структура Счетной палаты, правовой статус ее членов и должностных лиц аппарата Счетной палаты Статья 17. Состав и структура Счетной палаты Статья 18. Статус членов Счетной палаты и должностных лиц аппарата Счетной палаты Статья 19. Требования к члену Счетной палаты Статья 20. Порядок назначения на должности и освобождения от должностей Председателя и других членов Счетной палаты Статья 21. Полномочия Председателя Счетной палаты Статья 22. Полномочия Секретаря Счетной палаты Статья 23. Полномочия члена Счетной палаты Статья 24. Условия оплаты труда членов Счетной палаты и должностных лиц аппарата Счетной палаты и гарантии их социальной защиты Раздел IV Организация работы Счетной палаты Статья 25. Заседание Счетной палаты Статья 26. Решения Счетной палаты Статья 27. Планирование работы Счетной палаты Статья 28. Регламент Счетной палаты Статья 29. Вспомогательные органы Счетной палаты Статья 30. Информация о деятельности Счетной палаты Раздел V Порядок деятельности Счетной палаты Статья 31. Основание для осуществления мероприятий государственного внешнего финансового контроля (аудита) Статья 32. Права и обязанности лиц, входящих в состав контрольной группы Счетной палаты Статья 33. Права и обязанности должностных лиц объекта контроля Статья 34. Акт по результатам проведения аудита эффективности, финансового аудита Статья 35. Отчет по результатам осуществления мероприятий государственного внешнего финансового контроля (аудита) Статья 36. Реагирование на решение Счетной палаты, принятое по результатам обсуждения отчета Раздел VI Отношения Счетной палаты с другими государственными органами Статья 37. Отношения Счетной палаты с Верховной Радой Украины и ее органами Статья 38. Отношения Счетной палаты с Президентом Украины Статья 39. Отношения Счетной палаты с Кабинетом Министров Украины Статья 40. Отношения Счетной палаты с органом государственного финансового контроля Статья 41. Отношения Счетной палаты с правоохранительными органами Раздел VII Аудит Счетной палаты Статья 42. Внутренний аудит Счетной палаты Статья 43. Внешний аудит Счетной палаты и внешнее оценивание ее деятельности Раздел VIII Заключительные и переходные положения