Недействующая редакция. Принята: 30.10.2019 / Вступила в силу: 31.10.2019

Недействующая редакция, не действует с 13 ноября 2020 года

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

от 30 октября 2019 года №УП-5863

Об утверждении Концепции охраны окружающей среды Республики Узбекистан до 2030 года

В стране проводится последовательная работа в области обеспечения охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, улучшения санитарной и экологической обстановки.

Вместе с тем результаты проведенного анализа свидетельствуют об отсутствии комплексного подхода и стратегического планирования при осуществлении функций государства в сфере охраны окружающей среды, а также недостаточности полномочий природоохранного органа для эффективного выполнения поставленных задач.

В целях определения приоритетных направлений государственной политики в области охраны окружающей среды, внедрения эффективных механизмов профилактики, выявления и пресечения нарушений природоохранного законодательства, усиления персональной ответственности руководителей государственных органов и хозяйствующих субъектов, граждан за санитарное и экологическое состояние населенных пунктов республики, а также обеспечения достижения Национальных целей и задач в области устойчивого развития на период до 2030 года:

1. Утвердить:

а) Концепцию охраны окружающей среды Республики Узбекистан до 2030 года (далее - Концепция) согласно приложению №1, предусматривающую меры по:

сохранению и обеспечению качества объектов окружающей среды (атмосферного воздуха, вод, земель, почв, недр, биоразнообразия, охраняемых природных территорий) от антропогенного воздействия и иных негативно воздействующих факторов;

приоритетному использованию материалов, продукции, производственных и иных объектов, представляющих наименьшую экологическую опасность;

расширению охраняемых природных территорий;

обеспечению экологически безопасного использования токсичных химических и радиоактивных веществ;

совершенствованию экологически безопасной системы обращения с отходами;

формированию экологической культуры населения, повышению уровня прозрачности деятельности государственных органов в сфере охраны окружающей среды и усилению роли гражданского общества;

б) "Дорожную карту" по реализации в 2019 - 2021 годах Концепции охраны окружающей среды Республики Узбекистан до 2030 года (далее - "Дорожная карта") согласно приложению №2.

Установить, что Концепция реализуется поэтапно на основе отдельно утверждаемых Кабинетом Министров Республики Узбекистан на трехлетний срок "дорожных карт" исходя из достигнутых результатов, целевых показателей и основных направлений охраны окружающей среды на соответствующий период.

2. Государственному комитету Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды (далее - Госкомэкологии):

в срок до 1 декабря 2021 года на основе тщательного изучения итогов реализации "Дорожной карты" обеспечить разработку и внесение на утверждение в Кабинет Министров Республики Узбекистан проекта "Дорожной карты" на последующий период;

вести действенный мониторинг за ходом исполнения "дорожных карт".

3. Возложить персональную ответственность на:

первого заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан - министра транспорта Республики Узбекистан А.Ж. Раматова - за эффективную организацию и координацию деятельности ответственных министерств и ведомств в рамках реализации Концепции и "Дорожной карты";

председателя Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды Б.Т. Кучкарова - за достижение целевых показателей Концепции.

4. Одобрить предложения Госкомэкологии, Экологической партии Узбекистана и общественности о введении моратория на вырубку ценных видов деревьев и кустарников, не входящих в государственный лесной фонд (далее - мораторий).

Определить, что:

а) мораторий действует с 1 ноября 2019 года по 31 декабря 2020 года;

б) в период действия моратория уполномоченным государственным органам запрещается выдавать разрешения на вырубку ценных видов деревьев и кустарников, не входящих в государственный лесной фонд, за исключением случаев, установленных в настоящем пункте;

в) мораторий не распространяется на:

санитарную обрезку и вырубку деревьев и кустарников, поврежденных в результате воздействия природных факторов или вредителей, болезней растений, засыхающих или высохших, а также угрожающих безопасности жизни и здоровья человека, имуществу юридических и физических лиц;

вырубку деревьев и кустарников (тополь и другие быстрорастущие породы, тутовые плантации, фруктовые деревья и кустарники), выращиваемых для получения древесины и плодов;

вырубку деревьев и кустарников, выращиваемых на плантациях и/или являющихся собственностью юридического или физического лица.

Министерствам и ведомствам, а также органам хозяйственного управления и исполнительной власти на местах строго обеспечить сохранение деревьев и кустарников, в том числе путем применения практики их пересаживания, на этапе выбора и отвода земельных участков для строительства и проектирования строительства объектов, а также при создании инженерно-коммуникационной инфраструктуры (электро-, газо- и водоснабжение, канализация, железные и автомобильные дороги и другие).

5. Кабинету Министров Республики Узбекистан в двухнедельный срок утвердить комплекс организационно-правовых мер по кардинальному совершенствованию системы охраны деревьев и кустарников, в том числе предусматривающих усиление ответственности за незаконную вырубку, повреждение либо уничтожение деревьев и кустарников.

Государственному комитету Республики Узбекистан по лесному хозяйству совместно с Госкомэкологии и ассоциацией "Хунарманд" в месячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по обеспечению ремесленников, производящих продукцию народных художественных промыслов и прикладного искусства, древесиной, в том числе из ценных видов пород.

Госкомэкологии в срок до 1 ноября 2020 года внести предложения относительно целесообразности продления действия моратория исходя из эффективности принятых мер по охране деревьев и кустарников.

6. Республиканскому совету по координации деятельности органов самоуправления граждан совместно с Госкомэкологии обеспечить осуществление комиссиями органов самоуправления граждан по экологии и охране окружающей среды, благоустройству и озеленению контроля за соблюдением экологических требований при санитарной обрезке и вырубке зеленых насаждений, а также их переработке и утилизации отходов, включая коммерческое использование древесины, с привлечением негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества.

7. Одобрить предложения:

Союза молодежи Узбекистана об организации совместно с Экологической партией Узбекистана экологических акций, направленных на формирование у молодежи бережного отношения к окружающей среде, сохранение природы и недопущение загрязнения воздуха, воды и почвы, причинения ущерба флоре и фауне;

Республиканского центра изучения общественного мнения "Ижтимоий фикр" о проведении не реже одного раза в год социологических исследований по изучению общественного мнения по актуальным вопросам охраны окружающей среды.

8. Ввести с 1 ноября 2019 года порядок, в соответствии с которым:

председатель Комитета Республики Каракалпакстан по экологии и охране окружающей среды, начальники управлений по экологии и охране окружающей среды областей и города Ташкента ежегодно представляют соответственно Жокаргы Кенесу Республики Каракалпакстан, областным и Ташкентскому городскому Кенгашу народных депутатов отчет о состоянии охраны окружающей среды в регионе;

начальники районных (городских) инспекций по контролю в сфере экологии и охраны окружающей среды ежегодно представляют соответственно районным (городским) Кенгашам народных депутатов отчет о состоянии охраны окружающей среды в районе (городе).

9. Установить с 1 ноября 2019 года порядок, согласно которому проведение государственными инспекторами Госкомэкологии оперативных контрольных мероприятий при выявлении следующих случаев осуществляется без предварительного согласования с уполномоченным органом, координирующим деятельность контролирующих органов, с последующим обязательным его уведомлением путем регистрации проведенной проверки в Единой системе электронной регистрации проверок в течение двадцати четырех часов с момента начала проверки:

несоблюдение требований по охране атмосферного воздуха при складировании или сжигании в открытом пламени горючих веществ и строительных материалов;

плавление битума без применения специальных технических устройств, сжигание стерни, опавших листьев и веток деревьев либо других растительных остатков на полях и в населенных пунктах;

сверхнормативный или несанкционированный сброс сточных вод на рельеф местности или в открытые водоемы, а также в систему коммунальной канализации;

забор воды из природных (естественных) водных объектов без разрешения на специальное водопользование или водопотребление;

незаконная рубка деревьев, сбор и заготовка или уничтожение дикорастущих растений, охота или добывание диких животных (в том числе рыбы);

несоблюдение требований законодательства в области обращения с отходами;

несоблюдение требований законодательства при проведении работ по расчистке русел и водоохранных зон рек, саев, ручьев и озер, а также укреплению их берегов.

10. Запретить:

с 1 января 2020 года ввод новых мощностей по производству моторного топлива экологического класса ниже "Евро-4";

с 1 января 2022 года помещение под таможенный режим "временный ввоз" и "выпуск для свободного обращения (импорт)" моторного топлива экологического класса ниже "Евро-3", а с 1 января 2023 года - моторного топлива экологического класса ниже "Евро-4";

с 1 января 2022 года помещение под таможенный режим "временный ввоз" и "выпуск для свободного обращения (импорт)" в целях эксплуатации и реализации колесных транспортных средств категорий "М" и "N", оборудованных газовыми, бензиновыми и дизельными двигателями, уровень токсичности которых не соответствует требованиям экологического класса "Евро-4".

Кабинету Министров Республики Узбекистан в двухмесячный срок утвердить порядок экологической сертификации ввозимых в Республику Узбекистан новых колесных транспортных средств категорий "М" и "N" на соответствие требованиям экологического класса.

11. Согласиться с предложением Госкомэкологии о передаче его полномочий по выдаче разрешений на добывание диких животных и специальное пользование объектами растительного мира Комитету Республики Каракалпакстан по экологии и охране окружающей среды, управлениям по экологии и охране окружающей среды областей и города Ташкента.

12. Госкомэкологии:

а) в трехмесячный срок разработать и внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан:

порядок проведения обязательных общественных обсуждений и слушаний проектов оценки воздействия на окружающую среду на намечаемые виды деятельности, относящиеся к I и II категориям воздействия на окружающую среду (высокий и средний риск), до проведения государственной экологической экспертизы;

предложения по инвентаризации хозяйствующих субъектов, осуществляющих виды деятельности, относящиеся к I и II категориям воздействия на окружающую среду (высокий и средний риск), на предмет обеспеченности очистными сооружениями, а также реализации мер по их обязательной установке в соответствии с законодательством;

б) обеспечить организацию выдачи экологических сертификатов для ввозимых в Республику Узбекистан новых колесных транспортных средств категорий "М" и "N", оборудованных газовыми, бензиновыми и дизельными двигателями, на основе идентификации законодательных актов государств-экспортеров колесных транспортных средств в части выполнения требований при производстве колесных транспортных средств требованиям не ниже "Евро-4" или представленных заявителями документов, подтверждающих соответствие указанных колесных транспортных средств по уровню токсичности требованиям экологического класса не ниже "Евро-4";

совместно с Агентством "Узстандарт", АО "Узавтосаноат", Министерством инвестиций и внешней торговли в срок до 1 декабря 2019 года внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложение по организации на базе ГУП "Центр государственной экологической сертификации и стандартизации" при Госкомэкологии современного лабораторного комплекса по определению экологического класса колесных транспортных средств;

в) усилить работу по повышению экологической культуры населения, а также организации широкомасштабной пропагандистской деятельности, уделив особое внимание профилактике правонарушений в сфере экологии и охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и обращения с отходами;

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.