Недействующая редакция. Принята: 13.07.2020 / Вступила в силу: 28.08.2020

Недействующая редакция, не действует с 20 ноября 2020 года

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 6 октября 1999 года №184-ФЗ

Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации

(В редакции Федеральных законов Российской Федерации от 29.07.2000 г. №106-ФЗ, 08.02.2001 г. №3-ФЗ, 07.05.2002 г. №47-ФЗ, 24.07.2002 г. №107-ФЗ, 11.12.2002 г. №169-ФЗ, 04.07.2003 г. №95-ФЗ, 19.06.2004 г. №53-ФЗ, 11.12.2004 г. №159-ФЗ, 29.12.2004 г. №191-ФЗ, №199-ФЗ, 21.07.2005 г. №93-ФЗ, 31.12.2005 г. №199-ФЗ, №202-ФЗ, №203-ФЗ, 03.06.2006 г. №73-ФЗ, 12.07.2006 г. №106-ФЗ, 18.07.2006 г. №111-ФЗ, 25.07.2006 г. №128-ФЗ, 27.07.2006 г. №153-ФЗ, 25.10.2006 г. №172-ФЗ, 04.12.2006 г. №201-ФЗ, 29.12.2006 г. №258-ФЗ, 02.03.2007 г. №24-ФЗ, 23.03.2007 г. №37-ФЗ, 26.04.2007 г. №63-ФЗ, 10.05.2007 г. №69-ФЗ, 18.06.2007 г. №101-ФЗ, 19.07.2007 г. №133-ФЗ, 21.07.2007 г. №191-ФЗ, 21.07.2007 г. №194-ФЗ, 18.10.2007 г. №230-ФЗ, 08.11.2007 г. №257-ФЗ, 29.03.2008 г. №30-ФЗ, 14.07.2008 г. №118-ФЗ, 22.07.2008 г. №141-ФЗ, №157-ФЗ, 08.11.2007 г. №260-ФЗ, 23.07.2008 г. №160-ФЗ, 25.11.2008 г. №221-ФЗ, 03.12.2008 г. №249-ФЗ, 25.12.2008 г. №274-ФЗ, №281-ФЗ, 09.02.2009 г. №4-ФЗ, 05.04.2009 г. №41-ФЗ, 18.07.2009 г. №175-ФЗ, 23.11.2009 г. №261-ФЗ, 17.12.2009 г. №319-ФЗ, 17.12.2009 г. №326-ФЗ, 29.03.2010 г. №29-ФЗ 05.04.2010 г. №40-ФЗ, 05.04.2010 г. №42-ФЗ, 08.05.2010 г. №83-ФЗ, 04.06.2010 г. №118-ФЗ, 27.07.2010 г. №191-ФЗ, 28.09.2010 г. №243-ФЗ, 04.10.2010 г. №261-ФЗ, 08.11.2010 г. №293-ФЗ, 15.11.2010 г. №296-ФЗ, 15.11.2010 г. №297-ФЗ, 29.11.2010 г. №313-ФЗ (см. вступ. в силу), 23.12.2010 г. №367, №369-ФЗ, 376-ФЗ, 28.12.2010 г. №406-ФЗ, 21.04.2011 г. №69-ФЗ, 27.06.2011 г. №157-ФЗ, 01.07.2011 г. №170-ФЗ (вступ. в силу 01.01.2012 г.), 11.07.2011 г. №192-ФЗ, 18.07.2011 г. №224-ФЗ, 18.07.2011 г. №242-ФЗ, 19.07.2011 г. №246-ФЗ, 25.07.2011 г. №263-ФЗ (вступ. в силу 27.07.2011 г.), 21.11.2011 г. №326-ФЗ (вступ. в силу 15.01.2012 г.), 21.11.2011 г. №329-ФЗ, 21.11.2011 г. №331-ФЗ (вступ. в силу 01.01.2012 г.), 30.11.2011 г. №361-ФЗ (см. вступ. в силу), 30.11.2011 г. №364-ФЗ, 07.12.2011 г. №417-ФЗ (вступ. в силу 01.01.2013 г.), 28.02.2012 г. №10-ФЗ (вступ. в силу 01.07.2012 г.), 29.02.2012 г. №15-ФЗ (вступ. в силу 01.01.2013 г.), 23.04.2012 г. №34-ФЗ, 02.05.2012 г. №40-ФЗ, 28.07.2012 г. №137-ФЗ (вступ. в силу 27.01.2013), 01.12.2012 г. №210-ФЗ, 03.12.2012 г. №231-ФЗ (вступ. в силу 01.01.2013 г.), 03.12.2012 г. №234-ФЗ, 03.12.2012 г. №244-ФЗ (вступ. в силу 01.01.2013 г.), 25.12.2012 г. №271-ФЗ, 02.04.2013 г. №30-ФЗ, 05.04.2013 г. №55-ФЗ, 07.05.2013 г. №102-ФЗ (вступ. в силу 19.05.2013 г.), 07.05.2013 г. №104-ФЗ, 07.06.2013 г. №117-ФЗ, 07.06.2013 г. №118-ФЗ, 07.06.2013 г. №120-ФЗ (вступ. в силу 05.12.2013 г.), 02.07.2013 г. №176-ФЗ (вступ. в силу 01.01.2014 г.), 02.07.2013 г. №178-ФЗ (вступ. в силу 02.10.2013 г.), 02.07.2013 г. №185-ФЗ (см. вступ. в силу), 30.09.2013 г. №264-ФЗ, 22.10.2013 г. №284-ФЗ, 02.11.2013 г. №303-ФЗ, 25.11.2013 г. №317-ФЗ, 21.12.2013 г. №359-ФЗ (вступ. в силу 03.01.2014 г.), 21.12.2013 г. №371-ФЗ, 28.12.2013 г. №416-ФЗ (вступ. в силу 30.01.2014 г.), 28.12.2013 г. №445-ФЗ, 21.02.2014 г. №19-ФЗ, 12.03.2014 г. №28-ФЗ, 12.03.2014 г. №29-ФЗ (вступ. в силу 06.08.2014 г.), 02.04.2014 г. №70-ФЗ (вступ. в силу 02.04.2014 г.), 27.05.2014 г. №136-ФЗ, 23.06.2014 г. №165-ФЗ, 28.06.2014 г. №191-ФЗ, 21.07.2014 г. №255-ФЗ, 21.07.2014 г. №256-ФЗ, 14.10.2014 г. №307-ФЗ, 22.10.2014 г. №315-ФЗ (вступ. в силу 22.01.2015 г.), 04.11.2014 г. №328-ФЗ, 29.12.2014 г. №458-ФЗ (вступ. в силу 01.01.2016 г.), 31.12.2014 г. №519-ФЗ (вступ. в силу 01.04.2015 г.), 03.02.2015 г. №6-ФЗ, 08.03.2015 г. №23-ФЗ (вступ. в силу 15.09.2015 г.), 30.03.2015 г. №63-ФЗ, 30.03.2015 г. №64-ФЗ, 06.04.2015 г. №76-ФЗ, 06.04.2015 г. №77-ФЗ, 29.06.2015 г. №156-ФЗ, 29.06.2015 г. №174-ФЗ, 13.07.2015 г. №233-ФЗ, 13.07.2015 г. №254-ФЗ, 05.10.2015 г. №274-ФЗ, 05.10.2015 г. №285-ФЗ, 03.11.2015 г. №303-ФЗ, 28.11.2015 г. №354-ФЗ, 30.12.2015 г. №446-ФЗ, 30.12.2015 г. №447-ФЗ, 09.03.2016 г. №66-ФЗ, 02.06.2016 г. №159-ФЗ, 23.06.2016 г. №197-ФЗ, 03.07.2016 г. №289-ФЗ (вступ. в силу 01.01.2017 г.), 03.07.2016 г. №298-ФЗ, 28.12.2016 г. №465-ФЗ, 28.12.2016 г. №505-ФЗ (вступ. в силу 28.06.2017 г.), 28.03.2017 г. №42-ФЗ, 01.05.2017 г. №98-ФЗ, 01.06.2017 г. №104-ФЗ, 07.06.2017 г. №107-ФЗ, 29.07.2017 г. №216-ФЗ (вступ. в силу 10.08.2017 г.), 29.07.2017 г. №227-ФЗ (вступ. в силу 10.08.2017 г.), 29.07.2017 г. №279-ФЗ, 29.07.2017 г. №280-ФЗ, 30.10.2017 г. №299-ФЗ, 05.12.2017 г. №392-ФЗ (вступ. в силу 06.03.2018 г.), 29.12.2017 г. №442-ФЗ (вступ. в силу 30.12.2018 г.), 29.12.2017 г. №443-ФЗ (вступ. в силу 30.12.2018 г.), 31.12.2017 г. №503-ФЗ, 05.02.2018 г. №12-ФЗ, 05.02.2018 г. №15-ФЗ, 18.04.2018 г. №76-ФЗ (вступ. в силу 18.07.2018 г.), 04.06.2018 г. №147-ФЗ, 29.07.2018 г. №245-ФЗ (вступ. в силу 27.01.2018 г.), 29.07.2018 г. №267-ФЗ (вступ. в силу 01.01.2019 г.), 03.08.2018 г. №320-ФЗ (вступ. в силу 04.08.2019 г.), 03.08.2018 г. №340-ФЗ, 27.12.2018 г. №498-ФЗ, 27.12.2018 г. №528-ФЗ, 06.02.2019 г. №3-ФЗ, 18.03.2019 г. №36-ФЗ, 01.05.2019 г. №94-ФЗ, 02.08.2019 г. №313-ФЗ, 16.10.2019 г. №336-ФЗ, 27.12.2019 г. №447-ФЗ, 27.02.2020 г. №27-ФЗ, 24.04.2020 г. №147-ФЗ, 24.04.2020 г. №148-ФЗ, 23.05.2020 г. №154-ФЗ, 13.07.2020 г. №194-ФЗ)

Принят Государственной Думой Российской Федерации 22 сентября 1999 года

Система законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Образование, формирование, деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их полномочия и ответственность, порядок взаимодействия между собой и с федеральными органами государственной власти основываются на Конституции Российской Федерации и регулируются федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В настоящем Федеральном законе термины "исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации" и "органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации" используются в одном значении.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Принципы деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии со следующими принципами:

а) государственная и территориальная целостность Российской Федерации;

б) распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;

в) верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации;

г) единство системы государственной власти;

д) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;

е) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

ж) самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий;

з) самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления.

2. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации обеспечивают реализацию прав граждан на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе путем законодательного закрепления гарантий своевременного назначения выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления и гарантий периодического проведения указанных выборов.

(В часть 2 внесены изменения в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 01.12.2012 г. №210-ФЗ)

(см. предыдущую редакцию)

3. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации содействуют развитию местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации.

4. Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения соответствующих поправок в Конституцию Российской Федерации и (или) пересмотра ее положений, путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в настоящий Федеральный закон, путем принятия новых федеральных законов, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации либо путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в указанные действующие акты.

5. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, заключенными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Общие принципы и порядок разграничения предметов ведения и полномочий путем заключения договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - договоры о разграничении полномочий) и принятия федеральных законов устанавливаются настоящим Федеральным законом.

6. В соответствии с Конституцией Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут по взаимному соглашению передавать друг другу осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному закону и другим федеральным законам.

Статья 2. Система органов государственной власти субъекта Российской Федерации

Систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.

Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

Статья 2.1. Государственные должности субъектов Российской Федерации

1. Перечень типовых государственных должностей субъектов Российской Федерации утверждается Президентом Российской Федерации.

2. На лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, за исключением мировых судей, распространяются ограничения и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.

3. Лицам, замещающим государственные должности субъектов Российской Федерации, их супругам и несовершеннолетним детям запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами. При этом понятие "иностранные финансовые инструменты" используется в настоящем Федеральном законе в значении, определенном Федеральным законом от 7 мая 2013 года №79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".

4. В случае принятия нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предусматривающего предоставление лицам, замещающим государственные должности субъекта Российской Федерации, дополнительных социальных и иных гарантий в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), такой нормативный правовой акт распространяется только на лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации на профессиональной постоянной основе и достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность в период осуществления ими полномочий по государственной должности субъекта Российской Федерации, и не может предусматривать предоставление указанных гарантий лицам, полномочия которых были прекращены в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года №230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года №79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", либо по основаниям, предусмотренным подпунктами "б", "г" пункта 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, либо в связи с несоблюдением ограничений, установленных пунктом 1 статьи 12 настоящего Федерального закона.

(В статью 2.1 внесены изменения в соответствии с Федеральными законами Российской Федерации от 21.11.2011 г. №329-ФЗ, 07.05.2013 г. №102-ФЗ, 05.10.2015 г. №285-ФЗ, 30.12.2015 г. №446-ФЗ, 28.12.2016 г. №505-ФЗ

(см. предыдущую редакцию)

Статья 3. Обеспечение верховенства Конституции Российской Федерации и федерального законодательства

1. Федеральными законами, договорами о разграничении полномочий, соглашениями о передаче осуществления части полномочий между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - соглашения), конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации не могут передаваться, исключаться или иным образом перераспределяться установленные Конституцией Российской Федерации предметы ведения Российской Федерации, предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (далее - предметы совместного ведения), а также предметы ведения субъектов Российской Федерации. В случае противоречия Конституции Российской Федерации положений указанных актов действуют положения Конституции Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

2. Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.

3. Если орган государственной власти субъекта Российской Федерации полагает, что федеральный закон не соответствует Конституции Российской Федерации, нормативный правовой акт федерального органа государственной власти не соответствует положениям Конституции Российской Федерации, федеральных законов или договоров о разграничении полномочий, устанавливающим разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, спор о компетенции либо вопрос о соответствии федерального закона Конституции Российской Федерации, соответствии нормативного правового акта федерального органа государственной власти Конституции Российской Федерации, федеральным законам или договорам о разграничении полномочий разрешается соответствующим судом. До вступления в силу решения суда о признании федерального закона или отдельных его положений не соответствующими Конституции Российской Федерации, нормативного правового акта федерального органа государственной власти или отдельных его положений не соответствующими Конституции Российской Федерации, федеральным законам или договорам о разграничении полномочий принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, противоречащих соответствующим положениям федерального закона, нормативного правового акта федерального органа государственной власти, не допускается.

(В статью 3 внесены изменения в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 13.07.2015 г. №233-ФЗ)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 3.1. Ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации несут ответственность за нарушение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также обеспечивают соответствие Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам принимаемых (принятых) ими конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов и осуществляемой ими деятельности.

В случае принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам и повлекших за собой массовые и грубые нарушения прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности Российской Федерации, национальной безопасности Российской Федерации и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации несут ответственность в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Глава II. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации

Статья 4. Основы статуса законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации

1. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта Российской Федерации.

2. Наименование законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, его структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта Российской Федерации. При этом наименование указанного органа не может содержать словосочетаний, составляющих основу наименований федеральных органов государственной власти. При этом наименование указанного органа не может содержать словосочетаний, составляющих основу наименований федеральных органов государственной власти. 

3. Число депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации (далее - установленное число депутатов) и определяется в зависимости от численности избирателей, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации. Установленное число депутатов должно составлять:

а) не менее 15 и не более 50 депутатов - при численности избирателей менее 500 тысяч человек;

б) не менее 25 и не более 70 депутатов - при численности избирателей от 500 тысяч до 1 миллиона человек;

в) не менее 35 и не более 90 депутатов - при численности избирателей от 1 миллиона до 2 миллионов человек;

г) не менее 45 и не более 110 депутатов - при численности избирателей свыше 2 миллионов человек.

3.1. В случае, если за шесть месяцев до истечения срока, в который должны быть назначены выборы в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации очередного созыва, в результате увеличения численности избирателей, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, установленное число депутатов окажется меньше их минимального числа, предусмотренного подпунктом "б", "в" или "г" пункта 3 настоящей статьи для соответствующей численности избирателей, и такое соотношение фиксируется по состоянию на 1 января и 1 июля в течение восемнадцати календарных месяцев, непосредственно предшествующих указанным шести месяцам (далее - факт увеличения численности избирателей), установленное число депутатов приводится в соответствие с увеличившейся численностью избирателей.

В случае, если за шесть месяцев до истечения срока, в который должны быть назначены выборы в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации очередного созыва, в результате уменьшения численности избирателей, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, установленное число депутатов окажется больше их максимального числа, предусмотренного подпунктом "а", "б" или "в" пункта 3 настоящей статьи для соответствующей численности избирателей, и такое соотношение фиксируется по состоянию на 1 января и 1 июля в течение восемнадцати календарных месяцев, непосредственно предшествующих указанным шести месяцам (далее - факт уменьшения численности избирателей), установленное число депутатов приводится в соответствие с уменьшившейся численностью избирателей.

Численность избирателей, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, определяется на основании данных регистрации (учета) избирателей, участников референдума, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года №67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").

Проект закона субъекта Российской Федерации о внесении изменений в конституцию (устав) субъекта Российской Федерации в связи с приведением установленного числа депутатов в соответствие с численностью избирателей, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, вносится в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не позднее чем через сорок пять дней после установления факта увеличения численности избирателей или факта уменьшения численности избирателей.

Закон субъекта Российской Федерации о внесении изменений в конституцию (устав) субъекта Российской Федерации в связи с приведением установленного числа депутатов в соответствие с численностью избирателей, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, должен вступить в силу не позднее чем через восемьдесят дней после установления факта увеличения численности избирателей или факта уменьшения численности избирателей.

4. Не менее 25 процентов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (в двухпалатном законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации - не менее 25 процентов депутатов одной из палат указанного органа) должны избираться по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями в соответствии с законодательством о выборах. Данное положение не распространяется на выборы депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

(В абзац первый пункта 4 статьи 4 внесены изменения в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 02.11.2013 г. №303-ФЗ)

(см. предыдущую редакцию)

Депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, избранные в составе списков кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, входят в депутатские объединения (во фракции) (далее - фракции), за исключением случая, предусмотренного абзацем первым пункта 4.1 настоящей статьи. Фракция включает в себя всех депутатов (депутата), избранных (избранного) в составе соответствующего списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов. Во фракции могут входить также депутаты, избранные по одномандатным или многомандатным избирательным округам, и депутаты, избранные в составе списков кандидатов политических партий, указанных в пункте 4.1 настоящей статьи.

Депутаты, избранные по одномандатным или многомандатным избирательным округам, а также депутаты, избранные в составе списков кандидатов политических партий, указанных в пункте 4.1 настоящей статьи, вправе образовывать депутатские объединения, не являющиеся фракциями.

Порядок деятельности фракций и порядок формирования и деятельности других депутатских объединений устанавливаются законом субъекта Российской Федерации и (или) регламентом либо иным актом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Абзац пятый утратил силу в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 27.02.2020 г. №27-ФЗ

(см. предыдущую редакцию)

4.1. В случае прекращения деятельности политической партии в связи с ее ликвидацией или реорганизацией деятельность ее фракции в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, а также членство депутатов в этой фракции прекращается со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи.

Абзац второй утратил силу в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 27.02.2020 г. №27-ФЗ

(см. предыдущую редакцию)

5. Срок полномочий депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее, если не оговорено особо, - депутаты) одного созыва устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и не может превышать пять лет.

6. Число депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

7. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.

8. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности.

9. Расходы на обеспечение деятельности законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации предусматриваются в бюджете субъекта Российской Федерации отдельно от других расходов в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

Управление и (или) распоряжение законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации или отдельными депутатами (группами депутатов) средствами бюджета субъекта Российской Федерации в какой бы то ни было форме в процессе исполнения бюджета субъекта Российской Федерации не допускаются, за исключением средств на обеспечение деятельности законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) депутатов. При этом полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации по осуществлению контроля за исполнением бюджета субъекта Российской Федерации не ограничиваются.

10. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации является правомочным, если в состав указанного органа избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов.

11. Правомочность заседания законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации определяется законом субъекта Российской Федерации. При этом заседание законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Правомочное заседание (далее - заседание) законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации проводится не реже одного раза в три месяца.

11.1. Вновь избранный законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации собирается на первое заседание в установленный конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации срок, который не может превышать тридцать дней со дня избрания законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в правомочном составе.

12. Заседания законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации являются открытыми, за исключением случаев, установленных федеральными законами, конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, законами субъекта Российской Федерации, а также регламентом или иным актом, принятым данным органом и устанавливающим порядок его деятельности.

13. По приглашению законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации руководитель территориального органа федерального органа исполнительной власти выступает на заседаниях законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации с информацией о деятельности территориального органа федерального органа исполнительной власти в соответствующем субъекте Российской Федерации и отвечает на вопросы депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне в порядке, определенном регламентом или иным актом, принятым законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации и устанавливающим порядок его деятельности. Приглашение на заседание законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации с указанием интересующих депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации вопросов направляется руководителю территориального органа федерального органа исполнительной власти не позднее чем за пять дней до дня проведения заседания.

В случае невозможности присутствия на заседании законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации руководитель территориального органа федерального органа исполнительной власти не позднее чем за один день до дня проведения заседания уведомляет об этом законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации с указанием причины отсутствия и указанием должностного лица, которое может прибыть на заседание и ответить на поставленные вопросы. В этом случае законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации согласовывает выступление на заседании указанного должностного лица либо согласовывает с руководителем территориального органа федерального органа исполнительной власти возможность его выступления на другом заседании законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

(В статью 4 внесены изменения в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.07.2017 г. №227-ФЗ)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 5. Основные полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации

1. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации:

а) принимает конституцию субъекта Российской Федерации и поправки к ней, если иное не установлено конституцией субъекта Российской Федерации, принимает устав субъекта Российской Федерации и поправки к нему;

б) осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации;

б.1) утратил силу

б.2) заслушивает ежегодные отчеты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) о результатах деятельности высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по вопросам, поставленным законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации;

б.3) заслушивает информацию о деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в соответствующем субъекте Российской Федерации;

в) осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.

2. Законом субъекта Российской Федерации:

а) утверждаются бюджет субъекта Российской Федерации и отчет о его исполнении, представленные высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

б) Исключен;

в) в пределах полномочий, определенных федеральным законом, устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации;

г) утверждается порядок осуществления стратегического планирования в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года №172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации";

д) устанавливаются налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению субъекта Российской Федерации, а также порядок их взимания;

е) утверждаются бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта Российской Федерации и отчеты об их исполнении;

ж) устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью субъекта Российской Федерации, в том числе долями (паями, акциями) субъекта Российской Федерации в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм;

з) утверждаются заключение и расторжение договоров субъекта Российской Федерации;

и) устанавливается порядок назначения и проведения референдума субъекта Российской Федерации;

к)  устанавливаются порядок проведения выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок проведения выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо порядок избрания высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и порядок отзыва высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

л) устанавливается административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации и порядок его изменения;

м) устанавливается система исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации;

н) регулируются иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации к ведению и полномочиям субъекта Российской Федерации.

3. Постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации:

а) принимается регламент указанного органа и решаются вопросы внутреннего распорядка его деятельности;

а.1) утратил силу;

б) назначаются на должность и освобождаются от должности отдельные должностные лица субъекта Российской Федерации, оформляется согласие на их назначение на должность, если такой порядок назначения предусмотрен Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации;

в) назначаются выборы в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, выборы высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо оформляется решение об избрании высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, назначается голосование по отзыву высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

г) назначается референдум субъекта Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации;

д) оформляется решение о недоверии (доверии) высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), а также решение о недоверии (доверии) руководителям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в назначении которых на должность законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации принимал участие в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации;

е) утверждается соглашение об изменении границ субъектов Российской Федерации;

ж) одобряется проект договора о разграничении полномочий;

з) назначаются на должность судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации;

бесплатный документ

Текст редакции доступен после авторизации.

Глава I. Общие положения Статья 1. Принципы деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации Статья 2. Система органов государственной власти субъекта Российской Федерации Статья 2.1. Государственные должности субъектов Российской Федерации Статья 3. Обеспечение верховенства Конституции Российской Федерации и федерального законодательства Статья 3.1. Ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации Глава II. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации Статья 4. Основы статуса законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации Статья 5. Основные полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации Статья 6. Право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации Статья 7. Порядок принятия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов Статья 8. Порядок обнародования и вступления в силу нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации Статья 9. Порядок досрочного прекращения полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации Статья 10. Принципы избрания законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации Статья 11. Условия осуществления депутатом депутатской деятельности Статья 12. Ограничения, связанные с депутатской деятельностью Статья 13. Гарантии депутатской деятельности и неприкосновенности депутата Статья 14. Статья 15. Право депутата на отказ от дачи свидетельских показаний Статья 16. Глава II.1. Основы статуса государственных органов субъекта Российской Федерации, формируемых законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации Статья 16.1. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации Глава III. Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации Статья 17. Система органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации Статья 18. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) Статья 19. Досрочное прекращение полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) Статья 20. Основы деятельности высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации Статья 21. Основные полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации Статья 22. Акты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации Глава IV. Взаимоотношения законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации Статья 23. Основы взаимодействия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации Статья 24. Участие законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в формировании органов исполнительной власти в субъекте Российской Федерации. Выражение недоверия высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации, руководителям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации Статья 25. Разрешение споров между законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации Статья 26. Ответственность за нарушение законодательства субъекта Российской Федерации Глава IV.1. Общие принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъекта Российской Федерации Статья 26.1. Определение полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации Статья 26.2. Финансовое обеспечение осуществления полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации Статья 26.3. Принципы финансового обеспечения осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации Статья 26.3-1. Участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в осуществлении полномочий по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий по предметам совместного ведения Статья 26.3-2. Оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации Статья 26.3-3. Оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и экспертиза нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации Статья 26.4. Участие органов государственной власти субъекта Российской Федерации в рассмотрении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов по предметам совместного ведения Статья 26.5. Статья 26.6. Разграничение полномочий между органами государственной власти края, области и органами государственной власти входящего в их состав автономного округа Статья 26.7. Принципы и порядок заключения договоров о разграничении полномочий Статья 26.8. Принципы и порядок заключения соглашений Статья 26.9. Временное осуществление федеральными органами государственной власти отдельных полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации Глава IV.2. Экономическая основа деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации Статья 26.10. Экономическая основа деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации Статья 26.11. Собственность субъекта Российской Федерации Статья 26.12. Управление и распоряжение имуществом субъекта Российской Федерации Статья 26.13. Бюджет субъекта Российской Федерации Статья 26.14. Расходы бюджета субъекта Российской Федерации Статья 26.15. Доходы бюджета субъекта Российской Федерации Статья 26.16. Доходы бюджета субъекта Российской Федерации от региональных налогов и сборов Статья 26.17. Доходы бюджета субъекта Российской Федерации от федеральных налогов и сборов Статья 26.18. Выравнивание бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации Статья 26.19. Иные средства финансовой помощи бюджету субъекта Российской Федерации из федерального бюджета Статья 26.20. Финансовое обеспечение осуществления полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации, за счет субвенций из федерального бюджета Статья 26.21. Привлечение заемных средств субъектом Российской Федерации Статья 26.22. Организация исполнения бюджета субъекта Российской Федерации Глава V. Обеспечение законности в деятельности законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации Статья 27. Обеспечение соответствия Конституции Российской Федерации и федеральным законам конституций (уставов), законов и иных правовых актов субъекта Российской Федерации Статья 28. Статья 29. Приостановление действия акта высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), актов органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации Статья 29.1. Ответственность должностных лиц органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации Статья 29.2. Государственный контроль (надзор) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации Глава VI. Заключительные и переходные положения Статья 30. Переходный период Статья 30.1. Статья 31. Вступление в силу настоящего Федерального закона