Дата обновления БД:
28.03.2024
Добавлено/обновлено документов:
132 / 332
Всего документов в БД:
132538
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
от 10 января 2014 года №129-З
О таможенном регулировании в Республике Беларусь
Принят Палатой представителей 16 декабря 2013 года
Одобрен Советом Республики 19 декабря 2013 года
Раздел I. Общие положения
Глава 1. Основные положения о таможенном регулировании в Республике Беларусь
Статья 1. Таможенное регулирование и таможенное дело в Республике Беларусь
1. Таможенное регулирование в Республике Беларусь - правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества (далее - Таможенный союз) в Республике Беларусь, их перевозкой по единой таможенной территории Таможенного союза (далее - таможенная территория Таможенного союза) в Республике Беларусь под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами Республики Беларусь (далее - таможенные органы) и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.
2. Таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств, обеспечивающих соблюдение таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Республики Беларусь о таможенном регулировании.
3. Президент Республики Беларусь определяет государственную таможенную политику и осуществляет общее руководство таможенным делом.
Республиканским органом государственного управления, реализующим государственную таможенную политику и осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом, является Государственный таможенный комитет Республики Беларусь.
Государственный таможенный комитет Республики Беларусь обеспечивает реализацию в таможенных целях задач в сфере таможенного дела и единообразие применения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Республики Беларусь о таможенном регулировании всеми таможенными органами на территории Республики Беларусь.
4. Республика Беларусь участвует в международном сотрудничестве в области таможенного регулирования в целях гармонизации и унификации законодательства Республики Беларусь о таможенном регулировании с нормами международного права и общепринятой международной практикой.
Статья 2. Правовое регулирование отношений в сфере таможенного дела в Республике Беларусь
1. Правовое регулирование отношений в сфере таможенного дела в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Республики Беларусь о таможенном регулировании.
2. Законодательство Республики Беларусь о таможенном регулировании применяется для регулирования отношений в сфере таможенного дела, не урегулированных таможенным законодательством Таможенного союза либо регулирование которых отнесено таможенным законодательством Таможенного союза к компетенции государств - членов Таможенного союза.
3. К отношениям по взиманию и уплате таможенных платежей, относящихся к налогам, применяются налоговое законодательство Республики Беларусь, законодательство Республики Беларусь о таможенном регулировании, если иное не установлено таможенным законодательством Таможенного союза.
4. Порядок ввоза в Республику Беларусь и вывоза из Республики Беларусь белорусских рублей, ценных бумаг в белорусских рублях и иностранной валюте, валюты государств - членов Таможенного союза, иной иностранной валюты и иных валютных ценностей регулируется таможенным законодательством Таможенного союза, международными договорами государств - членов Таможенного союза, валютным законодательством Республики Беларусь и настоящим Законом.
Статья 3. Законодательство Республики Беларусь о таможенном регулировании
Законодательство Республики Беларусь о таможенном регулировании представляет собой систему принятых (изданных) на основании и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь нормативных правовых актов, которая включает:
настоящий Закон;
акты Президента Республики Беларусь по вопросам таможенного регулирования;
постановления Правительства Республики Беларусь по вопросам таможенного регулирования, принимаемые на основании и во исполнение настоящего Закона, актов Президента Республики Беларусь по вопросам таможенного регулирования;
нормативные правовые акты Государственного таможенного комитета Республики Беларусь по вопросам таможенного регулирования, принимаемые в случаях и пределах, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, настоящим Законом, актами Президента Республики Беларусь и постановлениями Правительства Республики Беларусь по вопросам таможенного регулирования.
Статья 4. Действие положений международных договоров Республики Беларусь по вопросам таможенного регулирования
1. Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства Республики Беларусь о таможенном регулировании.
2. Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе или иных актах законодательства Республики Беларусь о таможенном регулировании, то применяются правила международного договора.
Статья 5. Порядок исчисления сроков, установленных настоящим Законом
Определение начала и окончания сроков, установленных настоящим Законом, определенных периодом времени либо наступлением события, производится в порядке, предусмотренном Таможенным кодексом Таможенного союза, являющимся приложением к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года (далее - Таможенный кодекс Таможенного союза).
Статья 6. Отношение к информации, полученной таможенными органами
1. Таможенные органы и иные государственные органы, их должностные лица, иные лица, получившие в силу акта законодательства Республики Беларусь доступ к информации, указанной в пункте 1 статьи 8 Таможенного кодекса Таможенного союза, не вправе разглашать, использовать в личных целях либо передавать третьим лицам, в том числе государственным органам, информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено, за исключением случаев, установленных таможенным законодательством Таможенного союза, настоящим Законом, иными законами Республики Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь.
2. Таможенные органы передают имеющуюся у них информацию, в том числе полученную в соответствии с международными договорами Республики Беларусь, государственным органам, если такая информация необходима указанным органам для решения задач, возложенных на них законами Республики Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь, с соблюдением требований законодательства Республики Беларусь о защите информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено, а также международных договоров государств - членов Таможенного союза в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь, если иное не определено законами Республики Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь.
3. Государственным органам иностранных государств информация, указанная в пункте 1 статьи 8 Таможенного кодекса Таможенного союза, передается в соответствии с международными договорами Республики Беларусь с соблюдением требований законодательства Республики Беларусь.
Статья 7. Основные термины, используемые в настоящем Законе, и их определения
1. В настоящем Законе используются следующие основные термины и их определения:
1.1. бездействие - непринятие решения или несовершение действия таможенными органами или их должностными лицами, предписанного таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Республики Беларусь, в течение установленного срока;
1.2. ввоз товаров в Республику Беларусь - совершение действий, связанных с пересечением Государственной границы Республики Беларусь, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Таможенного союза в Республике Беларусь любым способом, а при пересечении участка Государственной границы Республики Беларусь, на котором таможенный контроль отменен, - фактическое пересечение линии такой границы;
1.3. вывоз товаров из Республики Беларусь - совершение действий, связанных с пересечением Государственной границы Республики Беларусь, в результате которых товары убыли с таможенной территории Таможенного союза в Республике Беларусь любым способом, а при пересечении участка Государственной границы Республики Беларусь, на котором таможенный контроль отменен, - фактическое пересечение линии такой границы;
1.4. лица, в фактическом владении которых находятся товары, - лица, фактически обладающие товарами, то есть удерживающие и обеспечивающие их сохранность, в том числе в силу права собственности, владения на основании договора перевозки либо на ином основании, предусмотренном законодательством Республики Беларусь или договором;
1.5. лицо Республики Беларусь - юридическое лицо, организация, не являющаяся юридическим лицом, созданные в соответствии с законодательством Республики Беларусь, а также физическое лицо, имеющее постоянное место жительства в Республике Беларусь, в том числе индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
1.6. правообладатель - лицо, которому принадлежит исключительное право на объект интеллектуальной собственности по закону либо договору;
1.7. предъявление товаров таможенному органу - размещение товаров в зоне таможенного контроля;
1.8. пункт ввоза - установленный Президентом Республики Беларусь или по его поручению Правительством Республики Беларусь пункт таможенного оформления, в котором совершаются таможенные операции, связанные с прибытием товаров на таможенную территорию Таможенного союза в Республике Беларусь;
1.9. пункт вывоза - установленный Президентом Республики Беларусь или по его поручению Правительством Республики Беларусь пункт таможенного оформления, в котором совершаются таможенные операции, связанные с убытием товаров с таможенной территории Таможенного союза в Республике Беларусь;
1.10. пункт таможенного оформления - официально установленное место постоянного размещения должностных лиц таможенных органов, структурных подразделений таможенных органов, предназначенное для совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля;
1.11. регион деятельности таможенного органа - закрепленная за таможней территория, в пространственных пределах которой этой таможней совершаются таможенные операции и проводится таможенный контроль;
1.12. решение - акт индивидуального характера, принимаемый таможенными органами или их должностными лицами в области таможенного регулирования в целях осуществления конкретных организационных, контрольных или распорядительных мероприятий, затрагивающий права и законные интересы заинтересованного лица;
1.13. склад временного хранения - специально выделенное и обустроенное сооружение, отвечающее установленным настоящим Законом требованиям, используемое юридическим лицом, осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела в качестве владельца склада временного хранения, в целях оказания услуг юридическим и физическим лицам по хранению товаров этих лиц, а также для хранения товаров, находящихся во владении либо в собственности владельца склада;
1.14. сооружение - капитальное строение (здание), его часть, комплекс капитальных строений (зданий), помещение в капитальном строении (здании), оборудованные территории, находящиеся под охраной либо имеющие режим контроля доступа физических лиц;
1.15. таможенная инфраструктура - совокупность сооружений, инженерных коммуникаций и иных объектов недвижимости, в том числе социального назначения, находящихся в оперативном управлении таможенных органов и обеспечивающих деятельность таможенных органов;
1.16. таможенный склад - специально выделенное и обустроенное сооружение, отвечающее установленным настоящим Законом требованиям, используемое юридическим лицом, осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела в качестве владельца таможенного склада, в целях оказания услуг юридическим и физическим лицам по хранению товаров этих лиц, а также для хранения товаров, находящихся во владении либо в собственности владельца склада;
1.17. утрата товаров - отсутствие товаров в наличии у лиц, в фактическом владении которых товары должны находиться при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с этой территории, а также при использовании товаров в соответствии с таможенной процедурой и (или) выпуском без помещения под таможенную процедуру, вследствие их уничтожения, хищения, неправомерного распоряжения ими, а также в результате естественной убыли товаров при нормальных условиях транспортировки, хранения.
2. Термины в области таможенного регулирования, не определенные настоящим Законом, используются в настоящем Законе в значениях, определенных таможенным законодательством Таможенного союза.
3. Все иные термины используются в настоящем Законе в значениях, определенных налоговым, гражданским и иным законодательством Республики Беларусь.
Глава 2. Таможенные органы, обеспечение их деятельности и места нахождения
Статья 8. Система таможенных органов
1. Систему таможенных органов образуют:
1.1. Государственный таможенный комитет Республики Беларусь;
1.2. таможни;
1.3. государственные учреждения, создаваемые для обеспечения выполнения функций, возложенных на таможенные органы.
2. Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и таможни являются государственными правоохранительными органами.
3. Государственному таможенному комитету Республики Беларусь подчинены таможни и государственные учреждения, входящие в систему таможенных органов.
Положение о Государственном таможенном комитете Республики Беларусь утверждается Президентом Республики Беларусь.
4. Создание, реорганизация и ликвидация таможен осуществляются Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.
Правительство Республики Беларусь, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, вправе определять компетенцию таможен в части выполнения ими отдельных функций, возложенных на таможенные органы, совершения определенных таможенных операций, а также регионы их деятельности.
Таможни - государственные органы, являющиеся юридическими лицами и действующие на основании положений, утверждаемых Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь.
5. Создание, реорганизация и ликвидация государственных учреждений, входящих в систему таможенных органов, осуществляются по решению Президента Республики Беларусь.
Государственные учреждения, входящие в систему таможенных органов, действуют на основании уставов, утверждаемых Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь.
Статья 9. Организации, не входящие в систему таможенных органов, создаваемые Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь
Государственный таможенный комитет Республики Беларусь создает в соответствии с законодательством Республики Беларусь подчиненные ему таможенные лаборатории, научно-исследовательские учреждения, информационно-вычислительные центры и другие организации, не входящие в систему таможенных органов, деятельность которых способствует выполнению функций, возложенных на таможенные органы.
Статья 10. Имущество таможенных органов и организаций, не входящих в систему таможенных органов, подчиненных Государственному таможенному комитету Республики Беларусь
Имущество таможенных органов и организаций, не входящих в систему таможенных органов, подчиненных Государственному таможенному комитету Республики Беларусь, находится в республиканской собственности. Распоряжение указанным имуществом осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Статья 11. Официальные геральдические символы таможенных органов
Таможенные органы имеют официальные геральдические символы - флаг, знамя, эмблему, нагрудные и опознавательные знаки, форменную одежду должностных лиц таможенных органов, учреждаемые Президентом Республики Беларусь.
Статья 12. Основные функции таможенных органов
1. Таможенные органы выполняют следующие основные функции:
1.1. организуют взаимодействие и координируют деятельность государственных органов и иных организаций в области реализации государственной таможенной политики;
1.2. обеспечивают в пределах своей компетенции экономическую безопасность Республики Беларусь, защиту ее экономических интересов;
1.3. совершают таможенные операции и проводят таможенный контроль, проводят таможенные экспертизы, создают условия, способствующие ускорению товарооборота при ввозе товаров в Республику Беларусь и вывозе товаров из Республики Беларусь через таможенную границу Таможенного союза;
1.4. взимают таможенные платежи, иные платежи, взимание которых возложено на таможенные органы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных платежей, принимают меры по их принудительному взысканию;
1.5. обеспечивают на территории Республики Беларусь соблюдение порядка перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза;
1.6. осуществляют контроль за соблюдением запретов и ограничений, установленных в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза и законодательством Республики Беларусь, в отношении товаров, ввозимых в Республику Беларусь и вывозимых из Республики Беларусь;
1.7. обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав на объекты интеллектуальной собственности;
1.8. ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, производство по делам о которых отнесено к компетенции таможенных органов, административными правонарушениями, ведение административного процесса по которым отнесено к компетенции таможенных органов, пресекают незаконный оборот через таможенную границу Таможенного союза и (или) Государственную границу Республики Беларусь наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, животных и растений, относящихся к видам, подпадающим под действие международных договоров Республики Беларусь и (или) включенным в Красную книгу Республики Беларусь, их частей и дериватов, других товаров, противодействуют незаконному обороту объектов интеллектуальной собственности, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Республики Беларусь в деятельность международной гражданской авиации;
1.9. осуществляют меры общей и индивидуальной профилактики правонарушений, предусмотренные законодательными актами Республики Беларусь;
1.10. осуществляют в пределах своей компетенции налоговый, валютный, экспортный, радиационный, автомобильный, санитарно-карантинный, ветеринарный, фитосанитарный и иные виды контроля, право на осуществление которых или на участие в осуществлении которых предоставлено таможенным органам в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
1.11. ведут таможенную статистику внешней торговли Республики Беларусь и статистику взаимной торговли Республики Беларусь с государствами - членами Таможенного союза, а также специальную таможенную статистику;
1.12. обеспечивают выполнение международных обязательств Республики Беларусь в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;
1.13. осуществляют информирование и консультирование по вопросам, касающимся таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Республики Беларусь о таможенном регулировании, и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, обеспечивают в установленном порядке государственные органы, иные организации и граждан информацией по вопросам таможенного регулирования;
1.14. обеспечивают в пределах своей компетенции формирование, оптимизацию и развитие таможенной инфраструктуры;
1.15. реализуют государственную кадровую политику в таможенных органах, в том числе осуществляют подготовку, переподготовку и повышение квалификации должностных лиц таможенных органов, организуют идеологическую и воспитательную работу;
1.16. осуществляют подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов по таможенному декларированию;
1.17. проводят научно-исследовательские работы в сфере таможенного дела.
2. Актами Президента Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, постановлениями Правительства Республики Беларусь, принятыми в пределах его компетенции, на таможенные органы могут быть возложены иные функции.
Статья 13. Основные права таможенных органов
Таможенные органы для выполнения возложенных на них функций вправе:
принимать меры, предусмотренные актами таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Республики Беларусь о таможенном регулировании, а также актами иного законодательства Республики Беларусь, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы, в целях обеспечения лицами соблюдения этих актов законодательства;
требовать документы, сведения, представление которых предусмотрено в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, законодательством Республики Беларусь о таможенном регулировании, а также в соответствии с иным законодательством Республики Беларусь, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы;
проверять у физических лиц и должностных лиц, участвующих в совершении таможенных операций, документы, удостоверяющие их личность;
требовать от физических и юридических лиц подтверждения полномочий на совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности в сфере таможенного дела;
осуществлять в соответствии с законодательством Республики Беларусь оперативно-розыскную деятельность в целях предупреждения, выявления, пресечения преступлений, дознание по делам о которых отнесено к ведению таможенных органов, выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также в целях обеспечения собственной безопасности;
осуществлять дознание в пределах своей компетенции в порядке, определенном уголовно-процессуальным законодательством Республики Беларусь;
вести административный процесс по делам об административных правонарушениях и привлекать лиц к ответственности за совершение административных правонарушений в соответствии с законодательством Республики Беларусь об административных правонарушениях и процессуально-исполнительным законодательством Республики Беларусь об административных правонарушениях;
при предъявлении служебного удостоверения и иных документов, предъявление которых предусмотрено законодательством Республики Беларусь, беспрепятственно входить на территорию и в помещения юридических лиц и находиться там для проведения таможенного контроля;
использовать в случаях, не терпящих отлагательства, средства связи или транспортные средства, принадлежащие организациям (за исключением средств связи и транспортных средств дипломатических представительств, консульских учреждений, иных официальных представительств иностранных государств, а также международных организаций), для предотвращения преступлений, дознание по делам о которых отнесено к ведению таможенных органов, преследования и задержания лиц, совершивших такие преступления или подозреваемых в их совершении. Имущественный вред, понесенный в таких случаях собственниками (владельцами) средств связи или транспортных средств, таможенные органы возмещают по требованию собственников (владельцев) средств связи или транспортных средств в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь;
задерживать в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, лиц, подозреваемых в совершении преступлений, совершивших или совершающих преступления или административные правонарушения, производство по делам о которых отнесено к компетенции таможенных органов;
производить документирование, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку фактов и событий, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза в Республике Беларусь и осуществлением перевозки, хранения товаров, находящихся под таможенным контролем, совершением с ними грузовых операций;
получать безвозмездно от государственных органов, общественных объединений и иных организаций, физических лиц информацию и (или) материалы, необходимые для выполнения возложенных на таможенные органы функций, иметь доступ к их информационным системам и базам данных в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;
выносить руководителям государственных органов и иных организаций, а также физическим лицам предупреждения в письменной форме с требованиями устранить нарушения таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Республики Беларусь о таможенном регулировании, а также иного законодательства Республики Беларусь, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы, и контролировать выполнение указанных требований;
предъявлять в суды иски и заявления о принудительном взыскании таможенных платежей, иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, процентов и пеней за счет имущества плательщика, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Законом и другими законодательными актами Республики Беларусь;
осуществлять иные действия, предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза, настоящим Законом, иными законами Республики Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь, постановлениями Правительства Республики Беларусь.
Статья 14. Права таможенных органов при проведении таможенного контроля с использованием водных и воздушных судов таможенных органов
1. При проведении таможенного контроля с использованием водных и воздушных судов таможенных органов таможенные органы вправе:
1.1. при обнаружении признаков того, что на транспортном средстве незаконно перемещаются товары, подлежащие таможенному контролю, останавливать это транспортное средство и проводить его таможенный досмотр;
1.2. задерживать находящихся в транспортном средстве лиц, подозреваемых в совершении преступлений, дознание по делам о которых отнесено к ведению таможенных органов, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь;
1.3. в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, настоящим Законом, иными законами Республики Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь, производить таможенное сопровождение транспортных средств, в том числе с размещением в них должностных лиц таможенных органов.
2. Экипажам водных и воздушных судов таможенных органов в целях выполнения функций, возложенных на таможенные органы, предоставляется право на:
2.1. безвозмездное использование водного и воздушного пространства Республики Беларусь, акватории портов, а также аэропортов, аэродромов (вертодромов), посадочных площадок на территории Республики Беларусь независимо от их принадлежности и предназначения;
2.2. безвозмездное пользование преимущественным правом входа в порт и выхода из порта;
2.3. безвозмездное получение навигационной, гидрометеорологической, гидрографической и иной информации;
2.4. безвозмездное обеспечение полетов и судовождения.
Статья 15. Права таможенных органов в отношении автомобильных транспортных средств, перевозящих товары, находящиеся под таможенным контролем
1. В целях проведения таможенного контроля товаров и документов на них таможенные органы вправе останавливать автомобильные транспортные средства, в том числе не осуществляющие международные перевозки товаров.
2. В случае остановки автомобильного транспортного средства вне зоны таможенного контроля время проведения таможенного контроля товаров и документов на них не может превышать двух часов. О проведении таможенного контроля товаров и документов на них составляется акт, один экземпляр которого подлежит вручению перевозчику.
3. Если проведение или завершение форм таможенного контроля в срок, указанный в пункте 2 настоящей статьи, невозможны и имеются достаточные основания полагать, что проведение или завершение соответствующих форм таможенного контроля могут привести к выявлению и пресечению нарушений таможенного законодательства Таможенного союза и (или) законодательства Республики Беларусь о таможенном регулировании, автомобильное транспортное средство перемещается и (или) помещается в зону таможенного контроля. При этом автомобильное транспортное средство может находиться в зоне таможенного контроля в течение времени, необходимого для завершения форм таможенного контроля, за исключением случая, когда автомобильное транспортное средство подлежит изъятию или аресту в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.
Статья 16. Права таможенных органов в области технической защиты информации
Таможенные органы и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право осуществлять деятельность по технической защите информации, в том числе криптографическими методами, включая применение электронной цифровой подписи, в части удостоверения формы внешнего представления электронного документа на бумажном носителе, представляемого в таможенный орган либо таможенным органом, а также в части оказания услуг по распространению открытых ключей проверки подписи.
Статья 17. Соблюдение требований таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Республики Беларусь таможенными органами и их должностными лицами
1. Принятие таможенными органами и их должностными лицами решений, совершение ими действий осуществляются в пределах их компетенции и в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Республики Беларусь.
2. Соблюдение требований таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Республики Беларусь при принятии таможенными органами и их должностными лицами решений, совершении ими действий (бездействия) обеспечивается правом на обжалование, прокурорским надзором, а также ведомственным контролем.
Статья 18. Взаимодействие таможенных органов с иными государственными органами и организациями, а также с участниками внешнеэкономической деятельности
1. Таможенные органы выполняют свои функции самостоятельно и во взаимодействии с иными государственными органами в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Республики Беларусь, носящими межведомственный характер, или соглашениями между таможенными органами и иными государственными организациями.
2. Государственный таможенный комитет Республики Беларусь является государственным органом, ответственным за организацию борьбы с контрабандой и иными преступлениями, производство по делам о которых отнесено к компетенции таможенных органов, административными правонарушениями, ведение административного процесса по которым отнесено к компетенции таможенных органов. Иные государственные органы и организации в пределах своей компетенции должны оказывать содействие Государственному таможенному комитету Республики Беларусь в выполнении указанной функции.
3. Таможенные органы устанавливают и поддерживают отношения консультативного характера с участниками внешнеэкономической деятельности в целях совершенствования таможенного регулирования.
Статья 19. Отмена или изменение решения таможенного органа или его должностного лица
Таможенный орган или его должностное лицо в пределах своих полномочий вправе отменить или изменить не соответствующее требованиям таможенного законодательства Таможенного союза и (или) законодательства Республики Беларусь решение таможенного органа или его должностного лица, а также принять любые предусмотренные законодательством Республики Беларусь меры в отношении неправомерных действий (бездействия) таможенного органа или его должностного лица, если иное не предусмотрено настоящим Законом, иными законами Республики Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь.
Статья 20. Ответственность таможенных органов и их должностных лиц
1. За незаконные решения, неправомерные действия (бездействие) должностные лица таможенных органов несут административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.
Должностные лица таможенных органов несут дисциплинарную ответственность в соответствии с Дисциплинарным уставом таможенных органов, утверждаемым Президентом Республики Беларусь.
2. Таможенные органы в соответствии с гражданским и иным законодательством Республики Беларусь возмещают вред, причиненный лицам и их имуществу вследствие незаконных решений, неправомерных действий (бездействия) должностных лиц таких таможенных органов при исполнении ими служебных обязанностей.
3. Вред, причиненный правомерными действиями таможенных органов и их должностных лиц, возмещению не подлежит, если иное не предусмотрено настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь.
Статья 21. Правовой статус должностных лиц таможенных органов
1. Должностными лицами таможенных органов являются работники, занимающие штатные должности в Государственном таможенном комитете Республики Беларусь, таможнях, государственных учреждениях, входящих в систему таможенных органов, и имеющие персональные звания.
2. Должностные лица таможенных органов являются государственными служащими.
3. Персональные звания, порядок их присвоения, а также категории работников государственных учреждений, входящих в систему таможенных органов, которым присваиваются персональные звания, определяются Президентом Республики Беларусь.
4. Для должностных лиц таможенных органов устанавливается ношение форменной одежды. Правила ношения форменной одежды должностных лиц таможенных органов утверждаются Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь. Форменная одежда должностных лиц таможенных органов выдается бесплатно.
Должностным лицам таможенных органов вместо выдачи форменной одежды разрешается выплата денежной компенсации в случаях и порядке, определенных Правительством Республики Беларусь.
5. Порядок и условия прохождения службы в таможенных органах, в том числе вопросы оплаты труда должностных лиц таможенных органов, определяются Президентом Республики Беларусь.
Статья 22. Гарантии надлежащего исполнения должностными лицами таможенных органов своих служебных обязанностей
1. Должностные лица таможенных органов при исполнении своих служебных обязанностей являются представителями власти и находятся под защитой государства.
2. Должностное лицо таможенного органа при исполнении возложенных на него обязанностей руководствуется таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Республики Беларусь и подчиняется непосредственному и прямым начальникам.
Незаконное воздействие или вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность таможенных органов и их должностных лиц в целях оказания влияния на принимаемое таможенным органом или его должностным лицом решение либо на осуществляемое этим должностным лицом действие не допускаются и влекут за собой ответственность, установленную законодательными актами Республики Беларусь.
Никто не имеет права понуждать должностное лицо таможенного органа выполнять обязанности, не возложенные на таможенные органы таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Республики Беларусь.
При получении приказа, явно противоречащего таможенному законодательству Таможенного союза и (или) законодательству Республики Беларусь, должностное лицо таможенного органа обязано руководствоваться положениями таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Республики Беларусь.
3. В таможенных органах не могут создаваться и действовать организационные структуры политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели.
4. Оскорбление должностного лица таможенного органа, угроза, сопротивление, насилие или посягательство на его жизнь, здоровье и имущество влекут за собой ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.
5. Защита жизни, здоровья, чести, достоинства и имущества членов семьи должностного лица таможенного органа от противоправных посягательств в связи с исполнением этим должностным лицом своих служебных обязанностей гарантируется законодательными актами Республики Беларусь.
Статья 23. Обязательность исполнения законных распоряжений или требований должностного лица таможенного органа
1. Законные распоряжения или требования должностного лица таможенного органа при исполнении им своих служебных обязанностей обязательны для исполнения государственными органами, иными организациями, их должностными лицами и иными работниками, а также физическими лицами.
2. Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица таможенного органа, а также другие действия (бездействие), препятствующие исполнению возложенных на это должностное лицо обязанностей, влекут за собой ответственность, предусмотренную законодательными актами Республики Беларусь.
Статья 24. Условия и пределы применения должностными лицами таможенных органов физической силы, специальных средств, оружия и использования служебных собак
1. Отдельные категории должностных лиц таможенных органов имеют право применять физическую силу, специальные средства, боевое и служебное оружие (далееоружие) и использовать служебных собак в порядке, предусмотренном настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь. Такие должностные лица обязаны проходить обучение по применению физической силы, специальных средств, оружия и использованию служебных собак, а также периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств, оружия и использованием служебных собак.
2. Применению физической силы, специальных средств и (или) оружия должно предшествовать четко выраженное и очевидное для лица, против которого применяются физическая сила, специальные средства и (или) оружие, предупреждение о намерении их применить, за исключением случаев, когда промедление в применении физической силы, специальных средств и (или) оружия создает непосредственную опасность для жизни физических лиц или может повлечь за собой иные тяжкие последствия.
3. При применении физической силы, специальных средств и (или) оружия в зависимости от характера и степени опасности правонарушения, а также степени оказываемого противодействия должностные лица таможенных органов обязаны исходить из того, что ущерб, причиненный при устранении опасности, должен быть минимальным.
4. Должностные лица таможенных органов обязаны принять меры по оказанию физическим лицам, получившим телесные повреждения, медицинской помощи и немедленно уведомить о произошедшем начальника таможенного органа, который не позднее одних суток с момента применения физической силы, специальных средств и (или) оружия сообщает в органы внутренних дел по месту применения физической силы, специальных средств и (или) оружия о каждом таком случае, повлекшем за собой причинение вреда здоровью физических лиц.
Статья 25. Применение физической силы должностными лицами таможенных органов
1. Отдельные категории должностных лиц таможенных органов имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приемы рукопашного боя, только в тех случаях, когда ненасильственные способы не могут обеспечить выполнение возложенных на таможенные органы обязанностей.
2. Физическая сила применяется для:
2.1. пресечения правонарушения;
2.2. задержания лиц, совершивших правонарушение;
2.3. преодоления противодействия законным требованиям должностных лиц таможенных органов;
2.4. воспрепятствования доступу в помещения, на территорию, к товарам, в том числе транспортным средствам, находящимся под таможенным контролем;
2.5. воспрепятствования незаконному доступу в сооружения, находящиеся в оперативном управлении таможенных органов или используемые ими.
3. Категории должностных лиц таможенных органов, наделенных правом применения физической силы, определяются Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь.
Статья 26. Применение специальных средств должностными лицами таможенных органов
1. Отдельные категории должностных лиц таможенных органов имеют право применять наручники, резиновые палки, слезоточивые вещества, устройства для вскрытия помещений, средства для принудительной остановки транспортных средств, другие специальные средства в целях:
1.1. отражения нападения на должностных лиц таможенных органов или иных лиц;
1.2. отражения нападения на сооружения или транспортные средства, находящиеся в оперативном управлении таможенных органов или используемые ими, на товары, в том числе транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем, а также освобождения этих объектов в случае их захвата;
1.3. задержания правонарушителей, доставления их в служебные помещения таможенного органа или органа внутренних дел, если эти лица оказывают неповиновение или сопротивление либо могут причинить вред окружающим или себе;
1.4. пресечения оказываемого должностному лицу таможенного органа физического сопротивления;
1.5. остановки транспортного средства, если водитель этого транспортного средства не выполнил требования должностного лица таможенного органа остановиться;
1.6. пресечения начала движения транспортного средства без разрешения должностного лица таможенного органа при проведении таможенного контроля в отношении этого транспортного средства.
2. Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью физических лиц, сохранности товаров, в том числе транспортных средств, находящихся под таможенным контролем.
3. Перечень специальных средств, применяемых должностными лицами таможенных органов, определяется Президентом Республики Беларусь.
4. Категории должностных лиц таможенных органов, наделенных правом применения специальных средств, определяются Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь.
Статья 27. Ношение, хранение и применение (использование) оружия должностными лицами таможенных органов
1. При исполнении своих служебных обязанностей отдельные категории должностных лиц таможенных органов наделяются правом ношения и хранения оружия.
Перечень видов оружия и боеприпасов к нему, применяемых (используемых) должностными лицами таможенных органов, а также категории должностных лиц таможенных органов, наделенных правом ношения и хранения оружия, определяются Президентом Республики Беларусь.
2. Должностные лица таможенных органов вправе применять оружие для:
2.1. отражения группового или вооруженного нападения на сооружения, транспортные средства и иные объекты, находящиеся в оперативном управлении таможенных органов или используемые ими, на товары, в том числе транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем, а также освобождения этих объектов в случае их захвата;
2.2. задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление либо застигнутого при совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, а также вооруженного лица, отказывающегося выполнять законные требования о сдаче оружия;
2.3. отражения нападения на должностных лиц таможенных органов и иных физических лиц, угрожающего их жизни, либо для предотвращения захвата оружия должностного лица таможенного органа.
3. Должностное лицо таможенного органа имеет право привести оружие в готовность, если считает, что в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи.
4. Запрещается применять оружие:
4.1. при значительном скоплении людей, когда от этого могут пострадать посторонние лица;
4.2. в направлении складов (хранилищ), содержащих огнеопасные, взрывоопасные, сильнодействующие ядовитые вещества, а также средств транспортировки этих веществ;
4.3. в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного или группового нападения либо иных действий, угрожающих жизни или здоровью физических лиц.
5. Должностные лица таможенных органов имеют право использовать оружие для:
5.1. предупреждения о намерении применить оружие, подачи сигнала тревоги или вызова помощи;
5.2. остановки транспортного средства путем его повреждения, если водитель этого транспортного средства не подчиняется заведомо очевидным для него законным неоднократным требованиям должностных лиц таможенных органов об остановке транспортного средства;
5.3. обезвреживания животных, непосредственно угрожающих жизни или здоровью должностных лиц таможенных органов и иных физических лиц.
Статья 28. Использование должностными лицами таможенных органов служебных собак
1. Отдельные категории должностных лиц таможенных органов имеют право использовать служебных собак для:
1.1. поиска и выявления наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов, взрывчатых веществ, оружия, боеприпасов и других товаров, незаконно ввозимых в Республику Беларусь и (или) вывозимых из Республики Беларусь и обладающих индивидуальным запахом, при проведении таможенного контроля;
1.2. поиска и выявления наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов, взрывчатых веществ, оружия, боеприпасов и других предметов, обладающих индивидуальным запахом, при производстве следственных действий и проведении оперативно-розыскных мероприятий;
1.3. проведения одорологических экспертиз;
1.4. поиска и обнаружения человека по его индивидуальному запаху;
1.5. осуществления охраны объектов таможенной инфраструктуры.
2. Запрещается использовать служебных собак в случаях возникновения угрозы жизни, здоровью, чести и достоинству физических лиц, для выполнения действий, не соответствующих предназначению служебной собаки, а также в условиях, способствующих нанесению ущерба ее работоспособности, жизни либо здоровью.
3. Категории должностных лиц таможенных органов, наделенных правом использования служебных собак, порядок использования служебных собак, их обучения и содержания определяются Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь.
Статья 29. Обеспечение деятельности таможенных органов
Обеспечение деятельности таможенных органов осуществляется за счет средств республиканского бюджета и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.
Статья 30. Предоставление социальных гарантий должностным лицам таможенных органов
Предоставление социальных гарантий должностным лицам таможенных органов осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Статья 31. Защита информации в таможенных органах
Защита информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено, в таможенных органах обеспечивается в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Статья 32. Места нахождения таможенных органов
Местами нахождения таможенных органов являются пункты таможенного оформления, открытые в соответствии с законодательством Республики Беларусь, а также другие места, определяемые Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь, в которых располагаются должностные лица таможенных органов.
Статья 33. Общие положения о пунктах таможенного оформления
1. Пункты таможенного оформления включают специально оборудованные и оснащенные служебные помещения таможенного органа и зоны таможенного контроля.
2. Пункты таможенного оформления подразделяются на республиканские и ведомственные.
Статья 34. Республиканские пункты таможенного оформления
1. Республиканские пункты таможенного оформления открываются и упраздняются в целях определения мест перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза в Республике Беларусь.
2. Места размещения республиканских пунктов таможенного оформления, их специализация, а также лица, ответственные за содержание таких пунктов, определяются Президентом Республики Беларусь или по его поручению Правительством Республики Беларусь.
3. Республиканские пункты таможенного оформления могут размещаться:
3.1. в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь, открытых в соответствии с законодательством Республики Беларусь о Государственной границе Республики Беларусь;
3.2. на межгосударственных передаточных железнодорожных станциях Республики Беларусь, не имеющих статуса пунктов пропуска через Государственную границу Республики Беларусь.
4. В соответствии с международными договорами Республики Беларусь республиканские пункты таможенного оформления могут размещаться на таможенной территории сопредельных государств.
5. Финансирование расходов, связанных с проектированием, строительством, обустройством, хозяйственным обеспечением, техническим оснащением, реконструкцией и содержанием республиканских пунктов таможенного оформления, осуществляется за счет средств республиканского бюджета и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.
Статья 35. Ведомственные пункты таможенного оформления
1. Ведомственные пункты таможенного оформления открываются и упраздняются по решению Государственного таможенного комитета Республики Беларусь в установленном им порядке и могут размещаться:
1.1. на территориях складов временного хранения;
1.2. в иных зданиях, помещениях и на территориях, находящихся в государственной собственности и закрепленных за таможенными органами на праве оперативного управления либо находящихся в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде иных юридических лиц.
2. В целях обеспечения эффективности контроля за соблюдением таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Республики Беларусь о таможенном регулировании Государственный таможенный комитет Республики Беларусь вправе устанавливать определенные ведомственные пункты таможенного оформления для совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении отдельных видов товаров:
2.1. в случае необходимости применения специализированного оборудования и (или) специальных знаний для совершения таможенных операций в отношении отдельных видов товаров, в том числе культурных ценностей, животных и растений, относящихся к видам, подпадающим под действие международных договоров Республики Беларусь и (или) включенным в Красную книгу Республики Беларусь, их частей и дериватов, вооружения, военной техники и боеприпасов, радиоактивных веществ, в том числе делящихся и воспроизводящих ядерных материалов, товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности;
2.2. в зависимости от вида транспорта, используемого для международной перевозки товаров;
2.3. в случае неоднократного незаконного перемещения через таможенную границу Таможенного союза отдельных видов товаров;
2.4. в случае перемещения через таможенную границу Таможенного союза товаров, ограниченных к перемещению через таможенную границу Таможенного союза при ввозе и (или) вывозе;
2.5. в иных случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза или законодательством Республики Беларусь о таможенном регулировании.
3. Лицами, ответственными за содержание ведомственных пунктов таможенного оформления, являются:
3.1. при размещении пункта таможенного оформления на территории склада временного хранения - владелец такого склада;
3.2. при размещении пункта таможенного оформления в иных местах - юридическое лицо, в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде которого находятся здания, помещения и территории, включенные в состав таких пунктов.
4. Финансирование расходов, связанных с обустройством, содержанием, в том числе проведением текущего и капитального ремонтов, хозяйственным обеспечением и техническим оснащением ведомственных пунктов таможенного оформления, открытых по инициативе владельцев складов временного хранения или иных юридических лиц, за исключением таможенных органов, осуществляется за счет средств указанных лиц без последующего возмещения таких расходов таможенными органами.
Финансирование расходов, связанных с обустройством, содержанием, хозяйственным обеспечением и техническим оснащением ведомственных пунктов таможенного оформления, открытых по инициативе таможенных органов, осуществляется за счет средств республиканского бюджета и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.
Помещения и иные объекты ведомственных пунктов таможенного оформления, открытых по инициативе владельцев складов временного хранения или иных юридических лиц, за исключением таможенных органов, не могут отчуждаться и использоваться в иных целях, не связанных с проведением таможенного контроля и выпуском товаров, до упразднения указанных пунктов таможенного оформления в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Статья 36. Время работы таможенных органов
1. Время работы таможенных органов в пунктах таможенного оформления определяется Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь.
Решение о временном увеличении времени работы пунктов таможенного оформления принимается Председателем Государственного таможенного комитета Республики Беларусь.
2. Время работы таможенных органов в республиканских пунктах таможенного оформления определяется с учетом объемов и регулярности международных перевозок, а также времени работы пунктов пропуска через Государственную границу Республики Беларусь, предусмотренного международными договорами Республики Беларусь.
3. По мотивированному запросу заинтересованного лица и при наличии у таможенного органа возможности отдельные таможенные операции могут совершаться вне времени работы таможенного органа.
Глава 3. Обжалование решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц
Статья 37. Право на обжалование
1. Любое лицо вправе обжаловать решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц, если полагает, что обжалуемые решения, действия (бездействие) противоречат таможенному законодательству Таможенного союза и законодательству Республики Беларусь и нарушают его права или законные интересы либо незаконно возлагают на него какие-либо обязанности.
Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.
Недействующая редакция, не действует с 29 августа 2020 года