Действует

ПРИКАЗ МИНИСТРА ПО ИНВЕСТИЦИЯМ И РАЗВИТИЮ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 14 июня 2017 года №345

Об утверждении Правил метеорологического обеспечения гражданской авиации

(В редакции Приказа Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30.11.2018 г. №837; Приказов Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 05.06.2019 г. №366, 20.01.2020 г. №19; Приказа и.о. Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 03.11.2020 г. №591; Приказов Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 13.10.2021 г. №538, 24.05.2023 г. №377)

В соответствии с пунктом 2 статьи 35 Закона Республики Казахстан "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации от 15 июля 2010 года" ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемые Правила метеорологического обеспечения гражданской авиации.

2. Признать утратившим силу приказ исполняющего обязанности Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 26 марта 2015 года №346 "Об утверждении Правил метеорологического обеспечения гражданской авиации Республики Казахстан" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан №11277, опубликованный в информационно-правовой системе "Аділет" 23 июня 2015 года).

3. Комитету гражданской авиации Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан обеспечить:

1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего приказа направление его копии на бумажном носителе и в электронной форме на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;

3) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа направление его копии на официальное опубликование в периодические печатные издания;

4) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан;

5) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, согласно подпунктам 1), 2), 3) и 4) настоящего пункта.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан.

5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Министр по инвестициям и развитию Республики Казахстан

Ж.Касымбек

Утверждены Приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 14 июня 2017 года №345

Правила метеорологического обеспечения гражданской авиации

Глава 1. Общие положения

1. Правила метеорологического обеспечения гражданской авиации (далее - Правила) разработаны в соответствии с пунктом 2 статьи 35 Закона Республики Казахстан от 15 июля 2010 года "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации" (далее - Закон), а также на основании международных стандартов и рекомендуемой практики Международной гражданской авиации (далее - ИКАО) в области метеорологического обеспечения, изложенных в приложении 3 к Конвенции о международной гражданской авиации и Техническом регламенте Всемирной метеорологической организации (далее - ВМО).

2. Настоящие Правила определяют порядок:

1) организации метеорологического обеспечения гражданской авиации;

2) производства и передачи метеорологических наблюдений и сводок;

3) производства и передачи наблюдений и донесений с бортов воздушных судов;

4) производства и передачи авиационных прогнозов погоды;

5) производства и предоставления информации SIGMET и AIRMET, предупреждений об опасных метеорологических условиях и явлениях погоды, предупреждений по аэродрому, предупреждений и оповещения о сдвиге ветра;

6) метеорологического обеспечения экипажей воздушных судов;

7) предоставления информации для органов обслуживания воздушного движения, поисково-спасательной службы и служб аэронавигационной информации,

8) обеспечения связью и ее использование при распространении метеорологической информации;

9) производства и предоставления авиационной климатологической информацией.

(В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30.11.2018 г. №837)
(см. предыдущую редакцию)

3. Основные определения и термины, используемые в настоящих Правилах:

1) абсолютная высота - расстояние по вертикали от среднего уровня моря до уровня, точки или объекта, принятого за точку;

2) авиационная фиксированная служба - служба электросвязи между определенными фиксированными пунктами, предназначенная, главным образом, для обеспечения безопасности аэронавигации, а также регулярности, эффективности и экономичности воздушных сообщений;

3) сеть авиационной фиксированной электросвязи - всемирная система авиационных фиксированных цепей, являющаяся частью авиационной фиксированной службы и предусматривающая обмен сообщениями и (или) цифровыми данными между авиационными фиксированными станциями с аналогичными или совместимыми связными характеристиками;

4) авиационные работы - специализированные операции, выполняемые эксплуатантом с применением гражданских воздушных судов в интересах других физических и (или) юридических лиц;

5) авиационная метеорологическая станция - станция, предназначенная для проведения наблюдений и составления метеорологических сводок, подлежащих использованию в международной аэронавигации;

6) авиационный пользователь - эксплуатанты, члены летного экипажа, органы обслуживания воздушного движения, органы поисково-спасательной службы, администрации аэропортов и другие организации, физические и (или) юридические лица, использующие метеорологическую информацию в авиационных целях;

7) аспекты человеческого фактора - принципы, применимые к процессам проектирования, сертификации, подготовки кадров, эксплуатационной деятельности и технического обслуживания в авиации и нацеленные на обеспечение безопасного взаимодействия между человеком и другими компонентами системы посредством надлежащего учета возможностей человека;

7-1) уполномоченный орган в сфере гражданской авиации - центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство в области использования воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности гражданской и экспериментальной авиации;

7-2) уполномоченная организация в сфере гражданской авиации - акционерное общество со стопроцентным участием государства в уставном капитале, осуществляющее деятельность, направленную на обеспечение устойчивого развития отрасли гражданской авиации Республики Казахстан, безопасности полетов и авиационной безопасности;

8) зональный прогноз GAMET - прогноз, составляемый открытым текстом с сокращениями для полетов на малых высотах, применительно к району полетной информации или его субрайону аэродромным метеорологическим органом, назначенным метеорологическим полномочным органом, и передаваемый аэродромным метеорологическим органам соседних районов полетной информации по соглашению с метеорологическим полномочным органом;

9) всемирная система зональных прогнозов - всемирная система, обеспечивающая представление в единообразной стандартизированной форме авиационных метеорологических прогнозов по маршруту всемирными центрами зональных прогнозов;

10) всемирный центр зональных прогнозов - метеорологический центр, предназначенный для подготовки и рассылки непосредственно государствам прогнозов особых явлений погоды, высотных прогнозов в цифровой форме в мировом масштабе, используя службы, основанные на использовании Интернета, в рамках авиационной фиксированной службы;

11) превышение - расстояние по вертикали от среднего уровня моря до точки или уровня земной поверхности или связанного с ней объекта;

12) правила полетов по приборам - правила, предусматривающие выполнение полетов по пилотажно-навигационным приборам, контроль и обеспечение органом обслуживания воздушного движения установленных интервалов эшелонирования между воздушными судами;

13) сборник аэронавигационной информации - выпущенная или санкционированная государством публикация, которая содержит долгосрочную аэронавигационную информацию, имеющую важное значение для аэронавигации;

14) поставщик аэронавигационного обслуживания - юридическое лицо, обеспечивающее организацию воздушного движения и (или) другое аэронавигационное обслуживание;

15) аэродром - определенный участок земной или водной поверхности (включая здания, сооружения и оборудование), предназначенный полностью или частично для прибытия, отправления и движения по этой поверхности воздушных судов;

16) район аэродрома (вертодрома) - воздушное пространство над аэродромом (вертодромом) и прилегающей к нему местностью в установленных границах горизонтальной и вертикальной плоскостях;

17) аэродромный диспетчерский пункт - орган, предназначенный для обеспечения диспетчерского обслуживания аэродромного движения;

18) контрольная точка аэродрома - точка, определяющая географическое местоположение аэродрома;

19) превышение аэродрома - превышение самой высокой точки посадочной площади;

20) аэродромная климатологическая таблица - таблица, содержащая статистические данные о результатах наблюдения за одним или несколькими метеорологическими элементами на аэродроме;

21) аэродромная климатологическая сводка - краткое изложение результатов наблюдения за определенными метеорологическими элементами на аэродроме, основанное на статистических данных;

22) аэродромный метеорологический орган - служба, расположенная на аэродроме, предназначенная для метеорологического обеспечения полетов воздушных судов;

23) воздушное судно - аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет его взаимодействия с воздухом, исключая взаимодействие с воздухом, отраженным от земной (водной) поверхности;

24) наблюдение с борта воздушного судна - оценка одного или нескольких метеорологических элементов, произведенная на борту воздушного судна, находящегося в полете;

25) командир воздушного судна - пилот, назначенный эксплуатантом или, в случае авиации общего назначения, владельцем воздушного судна выполнять обязанности командира и отвечать за безопасное выполнение полета;

26) орган обслуживания воздушного движения - орган диспетчерского обслуживания воздушного движения, центр полетной информации или пункт сбора донесений, касающихся обслуживания воздушного движения поставщиком аэронавигационного обслуживания;

27) воздушная трасса - контролируемое воздушное пространство (или его часть) в виде коридора;

28) преобладающая видимость - наибольшее значение видимости, наблюдаемой в соответствии с определением термина "видимость", которое достигается в пределах половины линии горизонта либо в пределах половины поверхности аэродрома. Обозреваемое пространство может включать в себя смежные или несмежные секторы.

Это значение может определяться людьми, ведущими наблюдение, и/или с помощью инструментальных систем. В тех случаях, когда приборы установлены, они используются для наилучшей оценки преобладающей видимости;

29) высотная карта - метеорологическая карта для определенной высотной поверхности или атмосферного слоя;

30) прогноз (погоды) - описание метеорологических условий, ожидаемых в определенный момент или период времени в определенной зоне, или части воздушного пространства;

30-1) Прогноз минимальных значений QNH - специализированный прогноз, составляемый АМО/ОМС по конкретным зонам/диспетчерским районам в границах РПИ, который используется для определения и установки эшелона перехода за пределами района аэродрома;

31) прогностическая карта - графическое изображение на карте прогноза, определенного(ых) метеорологического(их) элемента(ов) на определенный момент или период времени для определенной поверхности или части воздушного пространства;

32) донесение с борта (воздушного судна) - донесение с борта воздушного судна, находящегося в полете, которое составлено в соответствии с требованиями в отношении сообщения данных о местоположении, ходе выполнения полета и (или) метеорологических условиях;

32-1) центр космической погоды (SWXC) - центр, предназначенный отслеживать и предоставлять консультативную информацию о явлениях космической погоды, которая, как ожидается, может негативно повлиять на высокочастотную радиосвязь, спутниковую связь, системы навигации и наблюдения, основанные на GNSS, и/или представлять радиационный риск для людей, находящихся на борту воздушных судов.

Примечание. Центру космической погоды придается статус глобального и/или регионального;

33) уровень - общий термин, относящийся к положению в вертикальной плоскости находящегося в полете воздушного судна и означающий в соответствующих случаях относительную высоту, абсолютную высоту или эшелон полета;

34) диспетчерский район - контролируемое воздушное пространство, простирающееся вверх от установленной над земной поверхностью границы;

35) взлетно-посадочная полоса необорудованная - взлетно-посадочная полоса, предназначенная для воздушных судов, выполняющих визуальный заход на посадку;

36) местность равнинная - местность с относительными превышениями рельефа до 200 метров в радиусе 25 километров;

37) диспетчерский пункт подхода - диспетчерский пункт, с которого орган обслуживания воздушного движения обеспечивает диспетчерское обслуживание контролируемых полетов воздушных судов, прибывающих на один или несколько аэродромов или вылетающих с них;

38) консультативный центр по вулканическому пеплу (VAAC) - метеорологический центр, назначенный в соответствии с региональным аэронавигационным соглашением для предоставления консультативной информации органам метеорологического слежения, районным диспетчерским центрам, центрам полетной информации, всемирным центрам зональных прогнозов и международным банкам данных ОРМЕТ относительно горизонтальной и вертикальной мощности и прогнозируемого перемещения вулканического пепла в атмосфере;

39) консультация - обсуждение с метеорологом или другим специалистом фактических и (или) ожидаемых метеорологических условий, связанных с выполнением полета (обсуждение включает ответы на вопросы);

40) правила визуальных полетов - правила, при которых соблюдаются установленные интервалы между воздушными судами и другими материальными объектами в воздухе путем визуального наблюдения пилотом за воздушной обстановкой;

41) видимость - видимость для авиационных целей представляет собой наибольшую из следующих величин:

наибольшее расстояние, на котором можно различить и опознать черный объект приемлемых размеров, расположенный вблизи земли, при его наблюдении на светлом фоне (a);

наибольшее расстояние, на котором можно различить и опознать огни силой света около 1000 кандел на неосвещенном фоне (b).

Эти два расстояния имеют различные значения в воздухе с заданным коэффициентом поглощения, причем последнее (b) зависит от освещенности фона, а первое (а) характеризуется метеорологической оптической дальностью видимости (MOR);

42) крейсерский эшелон - эшелон, выдерживаемый в течение значительной части полета;

43) безопасная высота - минимально допустимая высота полета, гарантирующая воздушное судно от столкновения с земной (водной) поверхностью или препятствиями на ней;

44) зона приземления - участок взлетно-посадочной полосы за ее порогом, предназначенный для первого касания взлетно-посадочной полосы приземляющимися самолетами;

45) запасной аэродром - аэродром, куда может следовать воздушное судно в том случае, если невозможно или нецелесообразно следовать до аэродрома намеченной посадки или производить на нем посадку.

Запасной аэродром при взлете - аэродром, на котором воздушное судно сможет произвести посадку, если в этом возникает необходимость вскоре после взлета и не представляется возможным использовать аэродром вылета.

Запасной аэродром на маршруте - аэродром, на котором воздушное судно сможет произвести посадку в том случае, если во время полета по маршруту оказалось, что необходимо уйти на запасной аэродром.

Запасной аэродром пункта назначения - аэродром, на котором сможет произвести посадку воздушное судно в том случае, если невозможно или нецелесообразно производить посадку на аэродроме намеченной посадки;

46) пункт передачи донесения - определенный географический ориентир, относительно которого может быть сообщено местоположение воздушного судна;

47) государственная вулканологическая обсерватория - вулканологическая обсерватория, назначенная в соответствии с региональным аэронавигационным соглашением для слежения за активными или потенциально активными вулканами в пределах своего государства и предоставления информации о вулканической деятельности соответствующему районному диспетчерскому центру/центру полетной информации, органу метеорологического слежения и консультативному центру по вулканическому пеплу.

48) метеорологическая информация - метеорологическая сводка, анализ, прогноз и любое другое сообщение, касающиеся фактических или ожидаемых метеорологических условий, предназначенные для пользователей воздушного пространства;

48-1) модель ИКАО для обмена метеорологической информацией (IWXXM) - модель данных для представления авиационной метеорологической информации;

49) метеорологическое наблюдение - оценка одного или нескольких метеорологических элементов;

50) репрезентативность метеорологических наблюдений - характерность (показательность) метеорологических данных для состояния атмосферы, определяемых (измеряемых) на аэродроме;

51) метеорологический бюллетень - текст, включающий метеорологическую информацию под соответствующим заголовком;

52) метеорологический спутник - искусственный спутник Земли, проводящий метеорологические наблюдения и передающий результаты этих наблюдений на Землю;

53) орган метеорологического слежения - орган, который подготавливает и предоставляет информацию о фактическом или ожидаемом возникновении определенных явлений погоды по маршруту полета и других явлений в атмосфере, которые могут повлиять на безопасность полетов воздушных судов в его районе ответственности;

54) метеорологическая сводка - сообщение о результатах наблюдений за метеорологическими условиями, относящимися к определенному времени и месту;

55) метеорологический орган - орган, предназначенный для метеорологического обеспечения международной аэронавигации;

56) метеорологический полномочный орган - полномочный орган, осуществляющий метеорологическое обеспечение гражданской и экспериментальной авиации или организующий такое обеспечение от имени договаривающегося государства;

57) инструктаж - устная консультация по фактическим и/или ожидаемым метеорологическим условиям;

58) октант - восьмая часть небесного свода;

59) инцидент - любое событие, кроме авиационного происшествия, связанное с использованием воздушного судна, которое влияет или могло бы повлиять на безопасность эксплуатации;

60) орография - описание различных элементов рельефа (хребтов, возвышенностей, котловин и тому подобное) и их классификация по внешним признакам вне зависимости от происхождения;

61) турбулентное движение среды - это такое состояние потока, при котором, характеризующие его величины испытывают случайные изменения во времени и в пространстве, такие, что можно определить их статистические типичные средние характеристики;

62) эксплуатант - физическое или юридическое лицо, занимающееся эксплуатацией гражданских воздушных судов или предлагающее свои услуги в этой области;

63) радиовещательная передача ATIS (сокращенная аббревиатура на английском языке ATIS) - регулярная радиовещательная передача, предназначенная для оперативного обеспечения экипажей воздушных судов в районе аэродрома необходимой метеорологической и полетной информацией;

64) репрезентативные наблюдения - наблюдения, в максимальной степени свободные от местных влияний и характеризующие состояние атмосферы в большом районе, наблюдения показательные для общего синоптического положения;

65) относительная высота - расстояние по вертикали от указанного исходного уровня до уровня, точки или объекта, принятого за точку;

66) управление качеством - методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству (ИСО 9000);

67) общее руководство качеством - те аспекты общей функции управления, которые определяют политику в области качества, цели и ответственность, а также осуществляют их с помощью таких средств, как планирование качества, управление качеством, обеспечение качества и улучшение качества, в рамках системы качества (ИСО 9000);

68) обеспечение качества - все планируемые и систематически осуществляемые виды деятельности в рамках системы качества, а также подтверждаемые как необходимые для создания достаточной уверенности в том, что объект будет выполнять требования к качеству (ИСО 9000);

69) минимальная абсолютная высота в секторе - наименьшая абсолютная высота, которая может быть использована и которая будет обеспечивать минимальный запас высоты 300 метров (1000 футов) над всеми объектами, находящимися в секторе круга радиусом 46 километров, в центре которого расположено радионавигационное средство;

69-1) стандартная атмосфера (стандартные условия) – атмосфера, соответствующая определению, изложенному в Приложении 8 часть I документа ИКАО;

70) стандартная изобарическая поверхность - изобарическая поверхность, используемая во всемирном масштабе для графического представления и анализа атмосферных условий;

71) горный аэродром - аэродром, расположенный на местности с пересеченным рельефом и относительными превышениями 500 метров и более в радиусе 25 километров от контрольной точки аэродрома, а также аэродром, расположенный на высоте 1000 метров и более над уровнем моря;

72) местность горная - местность с пересеченным рельефом и относительными превышениями 500 метров и более в радиусе 25 километров, а также местность с превышением над уровнем моря 2000 метров и более;

73) местность холмистая - местность с относительным превышением рельефа от 200 до 500 метров в радиусе 25 километров;

74) тропический циклон - общий термин для обозначения не фронтального циклона синоптического масштаба, зарождающегося в океане тропической или субтропической зоны с выраженной конвективной и развитой циклонической циркуляцией приземного ветра;

75) консультативный центр по тропическим циклонам - метеорологический центр, назначенный в соответствии с региональным аэронавигационным соглашением для предоставления консультативной информации органам метеорологического слежения, всемирным центрам зональных прогнозов и международным банкам ОРМЕТ относительно местонахождения, прогнозируемого направления и скорости с перемещения, давления в центре и максимального приземного ветра тропического циклона;

76) турбулентность - движение воздуха, при котором воздушные частицы совершают неустановившееся беспорядочное перемещение по сложным траекториям. В атмосфере турбулентное движение обычно характеризуется наличием вихрей различных размеров, перемещающихся с различной скоростью в общем (среднем) воздушном потоке. Вихревой характер движения воздуха обуславливает наличие в турбулентной зоне знакопеременных пульсаций скорости ветра, в том числе пульсаций вертикальной составляющей ветра, оказывающих существенное влияние на полет воздушного судна;

77) видимость вертикальная - максимальное расстояние от поверхности земли до уровня, с которого вертикально вниз видны объекты на земной поверхности;

78) временный аэродром - аэродром, предназначенный для обеспечения полетов воздушных судов в определенный период года, не имеющий стационарных сооружений и оборудования, подлежащий учету в установленном порядке;

79) район полетной информации - воздушное пространство определенных размеров, в пределах которого обеспечиваются полетное информационное обслуживание и аварийное оповещение;

79-1) полетно-информационное обслуживание - обслуживание, целью которого является предоставление консультаций и информации для обеспечения безопасного и эффективного выполнения полетов;

80) центр полетной информации - орган, предназначенный для обеспечения полетно-информационного обслуживания и аварийного оповещения;

81) летное поле - часть аэродрома, на которой расположены одна или несколько летных полос, рулежные дорожки, перроны и площадки специального назначения;

82) руководство полетами - осуществление полномочий в отношении начала, продолжения или окончания полета, а также изменения маршрута в интересах безопасности воздушного судна, регулярности и эффективности полета;

83) план полета - определенные сведения о намеченном полете или части полета воздушного судна, представляемые пилотом, экипажем или эксплуатантом органам обслуживания воздушного движения и (или) управления воздушным движением;

84) полетная документация - написанные от руки или отпечатанные документы, в том числе карты или формы, которые содержат метеорологическую информацию для полета;

85) облако, значимое для полетов - облако с нижней границей ниже высоты 1500 метров (5000 футов) или ниже наибольшей минимальной высоты в секторе в зависимости от того, что больше, или кучево-дождевое облако или башеннообразное кучевое облако на любой высоте;

86) член летного экипажа - лицо, относящееся к авиационному персоналу, имеющее действующее свидетельство авиационного персонала, на которого возложены обязанности, связанные с управлением воздушным судном в течение полетного времени;

87) эшелон полета - поверхность постоянного атмосферного давления, отнесенная к установленной величине давления 1013,2 гектопаскаля и отстоящая от других таких поверхностей на величину установленных интервалов давления.

Барометрический высотомер, градуированный в соответствии со стандартной атмосферой:

при установке на QNH будет показывать абсолютную высоту;

при установке на QFE будет показывать относительную высоту над опорной точкой QFE;

при установке на давление 1013,2 гектопаскаля может использоваться для указания эшелонов полета.

Термины "относительная высота" и "абсолютная высота", означают приборные, а не геометрические относительные и абсолютные высоты;

88) взлетно-посадочная полоса - определенный прямоугольный участок сухопутного аэродрома, подготовленный для посадки и взлета воздушных судов;

89) дальность видимости на взлетно-посадочной полосе (RVR) - расстояние, в пределах которого пилот воздушного судна, находящегося на осевой линии взлетно-посадочной полосы, может видеть маркировочные знаки на поверхности взлетно-посадочной полосы или огни, ограничивающие взлетно-посадочную полосу или обозначающую ее осевую линию;

90) порог взлетно-посадочной полосы - начало участка взлетно-посадочной полосы, которая может использоваться для посадки;

91) данные в узлах регулярной сетки в цифровой форме - обработанные на электронной вычислительной машине метеорологические данные для группы равномерно расположенных на карте точек, предназначенные для передачи от одной метеорологической электронной вычислительной машины другой в кодовой форме, пригодной для использования в автоматизированных системах;

92) прогноз ориентировочный - прогноз, составленный по аэросиноптическим материалам при отсутствии исходной метеорологической информации;

93) координационный центр поиска и спасания - орган, несущий ответственность за обеспечение эффективной организации работы поисково-спасательной службы и за координацию проведения поисково-спасательных операций в пределах района поиска и спасания;

94) орган поисково-спасательной службы - общий термин, означающий, при различных обстоятельствах, координационный центр поиска и спасания, вспомогательный центр поиска и спасания или пост аварийного оповещения;

95) информация AIRMET - выпускаемая органом метеорологического слежения информация о фактическом или ожидаемом возникновении определенных явлений погоды по маршруту полета, которые могут повлиять на безопасность полетов на малых высотах, и которые не были включены в прогноз, составленный для полетов на малых высотах в соответствующем районе полетной информации или его субрайоне;

96) оперативная метеорологическая информация (ОРМЕТ) - данные наблюдений и прогнозы, используемые для обеспечения полетов воздушных судов;

97) давление на аэродроме QFE - атмосферное давление в миллиметрах ртутного столба (далее - мм рт ст) или гектопаскалях (далее - гПа) на уровне порога взлетно - посадочной полосы;

98) давление QNH - атмосферное давление в гПа, приведенное к среднему уровню моря для стандартной атмосферы;

99) информация SIGMET - выпускаемая органом метеорологическим слежения информация о фактическом или ожидаемом возникновении определенных явлений погоды по маршруту полета и других явлений в атмосфере, которые могут повлиять на безопасность полетов воздушных судов;

100) VOLMET- метеорологическая информация для воздушных судов, находящихся в полете.

Линия передачи данных VOLMET (D-VOLMET). Предоставление текущих регулярных метеорологических сводок по аэродрому (METAR) и специальных метеорологических сводок по аэродрому (SPECI), прогнозов по аэродрому (TAF), информации SIGMET, специальных донесений с борта и, при наличии, сообщений AIRMET по линии передачи данных.

Радиовещательная передача VOLMET. Предоставление в соответствующих случаях текущих сводок METAR, SPECI, прогнозов TAF и информации SIGMET посредством непрерывной и повторяющейся речевой радиопередачи.

(В пункт 3 внесены изменения в соответствии с Приказом и.о. Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 03.11.2020 г. №591)
(см. предыдущую редакцию)

4. В настоящих Правилах используются следующие сокращения:

САИ - служба аэронавигационной информации;

РДП - районный диспетчерский пункт;

РДЦ - районный диспетчерский центр;

АМС - авиационная метеорологическая станция;

АМИС - автоматизированная метеорологическая измерительная система;

ПАНО - поставщик (и) аэронавигационного обслуживания;

ППП - правила полетов по приборам;

ДПРА - диспетчерский пункт района аэродрома;

КТА - контрольная точка аэродрома;

АДЦ - аэродромный диспетчерский центр;

АДП - аэродромный диспетчерский пункт;

ОВД - обслуживание воздушного движения;

АМО - аэродромный метеорологический орган;

ВНГО - высота нижней границы облаков;

ВСЗП - всемирная система зональных прогнозов;

ВЦЗП - всемирный центр зональных прогнозов;

ВМО - всемирная метеорологическая организация;

МДП - местный диспетчерский пункт;

ДПП - диспетчерский пункт подхода;

ПВП - правила визуальных полетов;

ОВИ - огни высокой интенсивности;

ОМИ - огни малой интенсивности;

РПИ - район полетной информации;

ЦПИ - центр полетной информации;

ВПП - взлетно-посадочная полоса;

ОМС - орган метеорологического слежения;

МРЛ - метеорологический радиолокатор;

РЦЗП - региональные центры зональных прогнозов;

ДПР - диспетчерский пункт руления;

СДП - стартовый диспетчерский пункт;

ДПК - диспетчерский пункт круга;

ATIS - автоматическая передача информации в районе аэродрома

AMSL - над средним уровнем моря;

AIP - сборник аэронавигационной информации;

AGL - над уровнем земли;

AFS - авиационная фиксированная служба;

AFIS - оперативное полетно-информационное обслуживание;

AFTN - сеть авиационной фиксированной электросвязи;

AIRMET - информация AIRMET;

СТА - диспетчерский район;

FIS - полетно-информационное обслуживание;

GAMET - зональный прогноз;

ICAO (ИКАО) - международная организация гражданской авиации;

METAR - регулярные сводки погоды;

MOR - метеорологическая оптическая дальность видимости;

ОРМЕТ - оперативная метеорологическая информация;

QNH - атмосферное давление, приведенное к среднему уровню моря для стандартной атмосферы;

QFE - атмосферное давление на аэродроме, приведенное к уровню порога ВПП;

SIGWX - особые явления погоды;

SIGMET - информация SIGMET;

VAAC - консультативный центр по вулканическому пеплу;

SPECI - специальные сводки погоды.

(Пункт 4 изложен в новой редакции в соответствии с Приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30.11.2018 г. №837)
(см. предыдущую редакцию)

Глава 2. Организация метеорологического обеспечения гражданской авиации

Параграф 1. Порядок организации предоставления метеорологического обеспечения

5. Организацию метеорологического обеспечения гражданской авиации в Республике Казахстан осуществляет уполномоченная организация в сфере гражданской авиации Республики Казахстан, которая в соответствии с пунктом 1 статьи 35 Закона выполняет функции метеорологического полномочного органа.

(Пункт 5 изложен в новой редакции в соответствии с Приказом Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 05.06.2019 г. №366)
(см. предыдущую редакцию)

6. Метеорологическое обеспечение полетов гражданской и экспериментальной авиации осуществляют ПАНО.

7. ПАНО предоставляют метеорологическое обеспечение для снабжения авиационных пользователей: эксплуатантов, членов летного экипажа, органов ОВД, центров полетной информации (ЦПИ), поисково-спасательных служб, служб аэропортов и других органов, связанных с осуществлением или обеспечением полетов, метеорологической информацией, необходимой для выполнения их функций, с целью содействия безопасному, регулярному и эффективному выполнению полетов.

(Пункт 7 изложен в новой редакции в соответствии с Приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30.11.2018 г. №837)
(см. предыдущую редакцию)

8. Для выполнения своих функций ПАНО, создают необходимое количество метеорологических органов и осуществляют организацию их деятельности в соответствии с положениями настоящих Правил в отношении предоставления метеорологического обслуживания для удовлетворения потребностей авиационных пользователей.

8-1. Для обеспечения надежного функционирования АМИС в категорированных аэродромах, ПАНО организует дежурство сменного персонала по обслуживанию метеорологического оборудования в случае круглосуточной работы аэродрома.

Пункт 8-1 вводится в действие с 1 марта 2021 года

9. Полномочный метеорологический орган (при необходимости) организует проведение совещаний ПАНО с эксплуатантами, органами ОВД и другими службами гражданской авиации по вопросам организации и предоставления метеорологического обеспечения.

(Пункт 9 изложен в новой редакции в соответствии с Приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30.11.2018 г. №837)
(см. предыдущую редакцию)

10. ПАНО осуществляют методическое руководство деятельностью всех метеорологических органов, находящихся под их управлением, на основе руководящих документов ИКАО/ВМО. Методический материал утверждается руководителем ПАНО по согласованию с метеорологическим полномочным органом.

11. Метеорологическое обеспечение авиационных пользователей осуществляется метеорологическими органами, в соответствии с Инструкцией по метеорологическому обеспечению полетов на аэродроме, которая разрабатывается метеорологическими органами в соответствии с типовой инструкцией по метеорологическому обеспечению полетов на аэродроме, согласно приложению 1 к настоящим Правилам и утверждается руководителем ПАНО, либо руководителем его структурного подразделения/ филиала, по согласованию с органами ОВД, администрацией аэропорта и при необходимости, с другими пользователями.

В отношении Инструкции по метеорологическому обеспечению полетов на аэродроме, являющимся неклассиффицируемым, требуется внесение в Инструкцию той части информации согласно приложению 1 к настоящим Правилам, которая применима к условиям данного аэродрома, и утверждается организацией (лицом), обеспечивающих метеорологическое обеспечение полетов на данном аэродроме.

(Пункт 11 изложен в новой редакции в соответствии с Приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30.11.2018 г. №837)
(см. предыдущую редакцию)

12. ПАНО обеспечивают соблюдение требований ВМО и Правил профессиональной подготовки авиационного персонала, утвержденного приказом исполняющего обязанности Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 24 февраля 2015 года №159 "Об утверждении Правил профессиональной подготовки авиационного персонала", касающиеся квалификации, компетенции, образования, и профессиональной подготовки авиационного метеорологического персонала.

Примечание: Требования к квалификации, компетенции, образованию и подготовке метеорологического персонала в области авиационной метеорологии приведены в части V "Квалификация и компетенция персонала, занятого в обеспечении метеорологического (погода и климат) и гидрологического обслуживания", в части VI "Образование и подготовка кадров по метеорологии" и в приложении А "Пакеты обязательных программ" тома I "Общие метеорологические стандарты и рекомендуемая практика", "Технический регламент" (ВМО-№49).

(Пункт 12 изложен в новой редакции в соответствии с Приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30.11.2018 г. №837)
(см. предыдущую редакцию)

13. Для реализации требований ВМО по осуществлению оценки компетентности авиационного метеорологического персонала, ПАНО проводят оценку компетентности (аттестации) авиационного метеорологического персонала, на основании разработанной и утвержденной ими методики проведения оценки компетентности (аттестации).

Данная методика согласовывается с полномочным метеорологическим органом.

(Пункт 13 изложен в новой редакции в соответствии с Приказом и.о. Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 03.11.2020 г. №591)
(см. предыдущую редакцию)

14. Авиационный метеорологический персонал, осуществляющий метеорологическое обеспечение гражданской и экспериментальной авиации в Республике Казахстан, руководствуется должностными инструкциями, разработанными на основе типовых должностных инструкций, утвержденных руководителем ПАНО.

Примечание: Не требуются типовые должностные инструкции для ПАНО, имеющих в своей структуре один метеорологический орган.

(Пункт 14 изложен в новой редакции в соответствии с Приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30.11.2018 г. №837)
(см. предыдущую редакцию)

Параграф 2. Управление качеством метеорологической информации.

15. ПАНО обеспечивают разработку и внедрение организованной надлежащим образом системы качества, которая включает правила, процессы и ресурсы, необходимые для осуществления общего руководства качеством метеорологической информации, предоставляемой пользователям.

16. Система качества, предусмотренная пунктом 15 настоящих Правил, должна соответствовать стандартам обеспечения качества серии 9000 Международной организации по стандартизации (ИСО) и быть сертифицирована организацией, аккредитованной уполномоченным органом, осуществляющим государственное регулирование в области технического регулирования и обеспечения единства измерений.

Примечание: Инструктивный материал, касающийся разработки и внедрения систем менеджмента качества, приводится в Руководстве по внедрению системы менеджмента качества для национальных метеорологических и гидрологических служб (ВМО-№1100).

(Пункт 16 изложен в новой редакции в соответствии с Приказом и.о. Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 03.11.2020 г. №591)
(см. предыдущую редакцию)

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПРИКАЗ МИНИСТРА ПО ИНВЕСТИЦИЯМ И РАЗВИТИЮ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Правила метеорологического обеспечения гражданской авиации Глава 1. Общие положения Глава 2. Организация метеорологического обеспечения гражданской авиации Параграф 1. Порядок организации предоставления метеорологического обеспечения Параграф 2. Управление качеством метеорологической информации. Параграф 3. Уведомления, требуемые от эксплуатантов Параграф 4. Информация ВЦЗП Параграф 5. Авиационные метеорологические станции и метеорологические органы Параграф 6. Консультативные центры по вулканическому пеплу Параграф 7. Консультативные центры по тропическим циклонам Параграф 8. Центры космической погоды Глава 3. Метеорологические наблюдения и сводки Параграф 1. Организация метеорологических наблюдений Параграф 2. Регулярные и специальные наблюдения и сводки Параграф 3. Содержание и формат сводок Параграф 4. Распространение метеорологических сводок Параграф 5. Приземный ветер и ветер на высотах Параграф 6. Видимость Параграф 7. Дальность видимости на ВПП Параграф 8. Текущая погода Параграф 9. Облачность и представление данных в сводках Параграф 10. Температура воздуха и температура точки росы Параграф 11. Атмосферное давление Параграф 12. Дополнительная информация Параграф 13. Автоматизированные наблюдения с помощью метеорологических радиолокаторов Параграф 14. Автоматические системы производства метеорологических наблюдений Глава 4. Наблюдения и донесения с бортов воздушных судов Параграф 1. Организация наблюдений с бортов воздушных судов Параграф. 2. Специальные и другие нерегулярные наблюдения с борта воздушных судов Параграф 3. Обмен донесениями с борта воздушных судов Параграф 4. Регистрация данных наблюдений с борта воздушных судов Глава 5. Авиационные прогнозы погоды Параграф 1. Прогнозы по аэродрому Параграф 2. Включение информации о метеорологических элементах в прогнозы TAF Параграф 3. Использование групп изменения Параграф 4. Использование групп вероятности. Параграф 5. Прогнозы для посадки типа "тренд" Параграф 6. Прогнозы для взлета Параграф 7. Зональные прогнозы для полетов на малых высотах Параграф 8. Зональные прогнозы для полетов на малых высотах в картографической форме Параграф 9. Прогнозы по маршрутам и районам полетов на малых высотах в форме открытого текста Параграф 10. Прогнозы ВСЗП, используемые для метеорологического обеспечения Параграф 11. Специализированные прогнозы Глава 6. Информация SIGMET и AIRMET, предупреждения об опасных метеорологических условиях и явлениях погоды, предупреждения по аэродрому, предупреждения и оповещения о сдвиге ветра Параграф 1. Общие положения, касающиеся информации и предупреждений об опасных явлениях погоды Параграф 2. Информация SIGMET Параграф 3. Информация AIRMET Параграф 4. Предупреждения по аэродрому Параграф 5. Предупреждения и оповещения о сдвиге ветра Параграф 6. Предупреждения по маршрутам и районам полетов ниже эшелона 100 (или ниже эшелона полета 150 в горных районах, или ниже эшелона, установленного органами ОВД) в форме открытого текста Глава 7. Метеорологическое обеспечение эксплуатантов и членов экипажей воздушных судов Параграф 1. Общие положения Параграф 2. Инструктаж, консультация и показ информации Параграф 3. Полетная документация Параграф 4. Предоставление информации для обеспечения полетов на высотах ниже эшелона 100 (или, ниже эшелона 150 в горных районах, или ниже эшелона, установленного органами ОВД) Параграф 5. Особенности метеорологического обеспечения авиационных работ Параграф 6. Автоматизированные системы предполетной подготовки Параграф 7. Информация для экипажей воздушных судов, находящихся в полете Глава 8. Информация для органов обслуживания воздушного движения, поисково-спасательной службы и служб аэронавигационной информации Параграф 1. Общие положения, касающиеся предоставления информации Параграф 2. Информация для аэродромных диспетчерских пунктов Параграф 3. Информация для районных диспетчерских центров Параграф 4. Информация для организаций, задействованных в поисково-спасательном обеспечении полетов Параграф 5. Действия, требуемые от метеорологического органа, в случае авиационных происшествий и инцидентов Параграф 6. Информация для органов службы аэронавигационной информации Параграф 7. Информация для органов управления производством Глава 9. Связь и ее использование при распространении метеорологической информации Параграф 1. Средства связи для распространения метеорологической информации Параграф 2. Распространение и обмен метеорологической информацией на аэродроме и между аэродромами Параграф 3. Распространение информации OPMET средствами AFTN Параграф 4. Получение информации OPMET по Интернету Параграф 5. Использование радиовещательных передач и линий передачи данных для распространения метеорологической информации Глава 10. Авиационная климатологическая информация Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 3-1 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7 Приложение 7-1 Приложение 8 Приложение 9 Приложение 10 Приложение 11 Приложение 12

Приказ Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 14 июня 2017 года №345
"Об утверждении Правил метеорологического обеспечения гражданской авиации"

О документе

Номер документа:345
Дата принятия: 14.06.2017
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:22.08.2017
Органы эмитенты: Государственные органы и организации

Опубликование документа

Информационная система "Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов в электронном виде" от 11 августа 2017 года.

Зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан от 21 июля 2017 года №15358

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 5 настоящий Приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования - с 22 августа 2017 года.

Редакции документа

Текущая редакция принята: 24.05.2023  документом  Приказ Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан О внесении изменений в приказ Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 14 июня 2017 года №345 Об утвержден
Вступила в силу с: 11.06.2023


Редакция от 13.10.2021, принята документом Приказ Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан О внесении изменений в приказ Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 14 июня 2017 года №345 Об утвержден
Вступила в силу с: 04.11.2021


Редакция от 03.11.2020, принята документом Приказ и.о. Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в приказ Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 14 июня 2017 года
Вступила в силу с: 21.11.2020


Редакция от 20.01.2020, принята документом Приказ Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в приказ Министра по инвестициям... № 19 от 20/01/2020
Вступила в силу с: 03.02.2020


Редакция от 05.06.2019, принята документом Приказ Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в приказ исполняющего обязанности... № 366 от 05/06/2019
Вступила в силу с: 01.08.2019


Редакция от 30.11.2018, принята документом Приказ Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в приказ Министра по инвестициям и развитию... № 837 от 30/11/2018
Вступила в силу с: 30.12.2018


Редакция от 14.06.2017

Приложения к документу

377-23 (ПРИЛОЖЕНИЕ)

345-17 (ПРИЛОЖЕНИЕ 7 С ИЗМ.591-20)

345-17 (ПРИЛОЖЕНИЕ 7-1 С ИЗМ.591-20)

345-17 (ПРИЛОЖЕНИЕ 8 С ИЗМ.591-20)