Дата обновления БД:
27.03.2024
Добавлено/обновлено документов:
113 / 335
Всего документов в БД:
132494
ПРИКАЗ МИНИСТРА ПО ИНВЕСТИЦИЯМ И РАЗВИТИЮ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
от 14 июня 2017 года №345
Об утверждении Правил метеорологического обеспечения гражданской авиации
(В редакции Приказа Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30.11.2018 г. №837; Приказов Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 05.06.2019 г. №366, 20.01.2020 г. №19; Приказа и.о. Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 03.11.2020 г. №591; Приказов Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 13.10.2021 г. №538, 24.05.2023 г. №377)
В соответствии с пунктом 2 статьи 35 Закона Республики Казахстан "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации от 15 июля 2010 года" ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила метеорологического обеспечения гражданской авиации.
2. Признать утратившим силу приказ исполняющего обязанности Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 26 марта 2015 года №346 "Об утверждении Правил метеорологического обеспечения гражданской авиации Республики Казахстан" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан №11277, опубликованный в информационно-правовой системе "Аділет" 23 июня 2015 года).
3. Комитету гражданской авиации Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего приказа направление его копии на бумажном носителе и в электронной форме на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;
3) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа направление его копии на официальное опубликование в периодические печатные издания;
4) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан;
5) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, согласно подпунктам 1), 2), 3) и 4) настоящего пункта.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан.
5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр по инвестициям и развитию Республики Казахстан
Ж.Касымбек
Утверждены Приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 14 июня 2017 года №345
Правила метеорологического обеспечения гражданской авиации
Глава 1. Общие положения
1. Правила метеорологического обеспечения гражданской авиации (далее - Правила) разработаны в соответствии с пунктом 2 статьи 35 Закона Республики Казахстан от 15 июля 2010 года "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации" (далее - Закон), а также на основании международных стандартов и рекомендуемой практики Международной гражданской авиации (далее - ИКАО) в области метеорологического обеспечения, изложенных в приложении 3 к Конвенции о международной гражданской авиации и Техническом регламенте Всемирной метеорологической организации (далее - ВМО).
2. Настоящие Правила определяют порядок:
1) организации метеорологического обеспечения гражданской авиации;
2) производства и передачи метеорологических наблюдений и сводок;
3) производства и передачи наблюдений и донесений с бортов воздушных судов;
4) производства и передачи авиационных прогнозов погоды;
5) производства и предоставления информации SIGMET и AIRMET, предупреждений об опасных метеорологических условиях и явлениях погоды, предупреждений по аэродрому, предупреждений и оповещения о сдвиге ветра;
6) метеорологического обеспечения экипажей воздушных судов;
7) предоставления информации для органов обслуживания воздушного движения, поисково-спасательной службы и служб аэронавигационной информации,
8) обеспечения связью и ее использование при распространении метеорологической информации;
9) производства и предоставления авиационной климатологической информацией.
3. Основные определения и термины, используемые в настоящих Правилах:
1) абсолютная высота - расстояние по вертикали от среднего уровня моря до уровня, точки или объекта, принятого за точку;
2) авиационная фиксированная служба - служба электросвязи между определенными фиксированными пунктами, предназначенная, главным образом, для обеспечения безопасности аэронавигации, а также регулярности, эффективности и экономичности воздушных сообщений;
3) сеть авиационной фиксированной электросвязи - всемирная система авиационных фиксированных цепей, являющаяся частью авиационной фиксированной службы и предусматривающая обмен сообщениями и (или) цифровыми данными между авиационными фиксированными станциями с аналогичными или совместимыми связными характеристиками;
4) авиационные работы - специализированные операции, выполняемые эксплуатантом с применением гражданских воздушных судов в интересах других физических и (или) юридических лиц;
5) авиационная метеорологическая станция - станция, предназначенная для проведения наблюдений и составления метеорологических сводок, подлежащих использованию в международной аэронавигации;
6) авиационный пользователь - эксплуатанты, члены летного экипажа, органы обслуживания воздушного движения, органы поисково-спасательной службы, администрации аэропортов и другие организации, физические и (или) юридические лица, использующие метеорологическую информацию в авиационных целях;
7) аспекты человеческого фактора - принципы, применимые к процессам проектирования, сертификации, подготовки кадров, эксплуатационной деятельности и технического обслуживания в авиации и нацеленные на обеспечение безопасного взаимодействия между человеком и другими компонентами системы посредством надлежащего учета возможностей человека;
7-1) уполномоченный орган в сфере гражданской авиации - центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство в области использования воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности гражданской и экспериментальной авиации;
7-2) уполномоченная организация в сфере гражданской авиации - акционерное общество со стопроцентным участием государства в уставном капитале, осуществляющее деятельность, направленную на обеспечение устойчивого развития отрасли гражданской авиации Республики Казахстан, безопасности полетов и авиационной безопасности;
8) зональный прогноз GAMET - прогноз, составляемый открытым текстом с сокращениями для полетов на малых высотах, применительно к району полетной информации или его субрайону аэродромным метеорологическим органом, назначенным метеорологическим полномочным органом, и передаваемый аэродромным метеорологическим органам соседних районов полетной информации по соглашению с метеорологическим полномочным органом;
9) всемирная система зональных прогнозов - всемирная система, обеспечивающая представление в единообразной стандартизированной форме авиационных метеорологических прогнозов по маршруту всемирными центрами зональных прогнозов;
10) всемирный центр зональных прогнозов - метеорологический центр, предназначенный для подготовки и рассылки непосредственно государствам прогнозов особых явлений погоды, высотных прогнозов в цифровой форме в мировом масштабе, используя службы, основанные на использовании Интернета, в рамках авиационной фиксированной службы;
11) превышение - расстояние по вертикали от среднего уровня моря до точки или уровня земной поверхности или связанного с ней объекта;
12) правила полетов по приборам - правила, предусматривающие выполнение полетов по пилотажно-навигационным приборам, контроль и обеспечение органом обслуживания воздушного движения установленных интервалов эшелонирования между воздушными судами;
13) сборник аэронавигационной информации - выпущенная или санкционированная государством публикация, которая содержит долгосрочную аэронавигационную информацию, имеющую важное значение для аэронавигации;
14) поставщик аэронавигационного обслуживания - юридическое лицо, обеспечивающее организацию воздушного движения и (или) другое аэронавигационное обслуживание;
15) аэродром - определенный участок земной или водной поверхности (включая здания, сооружения и оборудование), предназначенный полностью или частично для прибытия, отправления и движения по этой поверхности воздушных судов;
16) район аэродрома (вертодрома) - воздушное пространство над аэродромом (вертодромом) и прилегающей к нему местностью в установленных границах горизонтальной и вертикальной плоскостях;
17) аэродромный диспетчерский пункт - орган, предназначенный для обеспечения диспетчерского обслуживания аэродромного движения;
18) контрольная точка аэродрома - точка, определяющая географическое местоположение аэродрома;
19) превышение аэродрома - превышение самой высокой точки посадочной площади;
20) аэродромная климатологическая таблица - таблица, содержащая статистические данные о результатах наблюдения за одним или несколькими метеорологическими элементами на аэродроме;
21) аэродромная климатологическая сводка - краткое изложение результатов наблюдения за определенными метеорологическими элементами на аэродроме, основанное на статистических данных;
22) аэродромный метеорологический орган - служба, расположенная на аэродроме, предназначенная для метеорологического обеспечения полетов воздушных судов;
23) воздушное судно - аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет его взаимодействия с воздухом, исключая взаимодействие с воздухом, отраженным от земной (водной) поверхности;
24) наблюдение с борта воздушного судна - оценка одного или нескольких метеорологических элементов, произведенная на борту воздушного судна, находящегося в полете;
25) командир воздушного судна - пилот, назначенный эксплуатантом или, в случае авиации общего назначения, владельцем воздушного судна выполнять обязанности командира и отвечать за безопасное выполнение полета;
26) орган обслуживания воздушного движения - орган диспетчерского обслуживания воздушного движения, центр полетной информации или пункт сбора донесений, касающихся обслуживания воздушного движения поставщиком аэронавигационного обслуживания;
27) воздушная трасса - контролируемое воздушное пространство (или его часть) в виде коридора;
28) преобладающая видимость - наибольшее значение видимости, наблюдаемой в соответствии с определением термина "видимость", которое достигается в пределах половины линии горизонта либо в пределах половины поверхности аэродрома. Обозреваемое пространство может включать в себя смежные или несмежные секторы.
Это значение может определяться людьми, ведущими наблюдение, и/или с помощью инструментальных систем. В тех случаях, когда приборы установлены, они используются для наилучшей оценки преобладающей видимости;
29) высотная карта - метеорологическая карта для определенной высотной поверхности или атмосферного слоя;
30) прогноз (погоды) - описание метеорологических условий, ожидаемых в определенный момент или период времени в определенной зоне, или части воздушного пространства;
30-1) Прогноз минимальных значений QNH - специализированный прогноз, составляемый АМО/ОМС по конкретным зонам/диспетчерским районам в границах РПИ, который используется для определения и установки эшелона перехода за пределами района аэродрома;
31) прогностическая карта - графическое изображение на карте прогноза, определенного(ых) метеорологического(их) элемента(ов) на определенный момент или период времени для определенной поверхности или части воздушного пространства;
32) донесение с борта (воздушного судна) - донесение с борта воздушного судна, находящегося в полете, которое составлено в соответствии с требованиями в отношении сообщения данных о местоположении, ходе выполнения полета и (или) метеорологических условиях;
32-1) центр космической погоды (SWXC) - центр, предназначенный отслеживать и предоставлять консультативную информацию о явлениях космической погоды, которая, как ожидается, может негативно повлиять на высокочастотную радиосвязь, спутниковую связь, системы навигации и наблюдения, основанные на GNSS, и/или представлять радиационный риск для людей, находящихся на борту воздушных судов.
Примечание. Центру космической погоды придается статус глобального и/или регионального;
33) уровень - общий термин, относящийся к положению в вертикальной плоскости находящегося в полете воздушного судна и означающий в соответствующих случаях относительную высоту, абсолютную высоту или эшелон полета;
34) диспетчерский район - контролируемое воздушное пространство, простирающееся вверх от установленной над земной поверхностью границы;
35) взлетно-посадочная полоса необорудованная - взлетно-посадочная полоса, предназначенная для воздушных судов, выполняющих визуальный заход на посадку;
36) местность равнинная - местность с относительными превышениями рельефа до 200 метров в радиусе 25 километров;
37) диспетчерский пункт подхода - диспетчерский пункт, с которого орган обслуживания воздушного движения обеспечивает диспетчерское обслуживание контролируемых полетов воздушных судов, прибывающих на один или несколько аэродромов или вылетающих с них;
38) консультативный центр по вулканическому пеплу (VAAC) - метеорологический центр, назначенный в соответствии с региональным аэронавигационным соглашением для предоставления консультативной информации органам метеорологического слежения, районным диспетчерским центрам, центрам полетной информации, всемирным центрам зональных прогнозов и международным банкам данных ОРМЕТ относительно горизонтальной и вертикальной мощности и прогнозируемого перемещения вулканического пепла в атмосфере;
39) консультация - обсуждение с метеорологом или другим специалистом фактических и (или) ожидаемых метеорологических условий, связанных с выполнением полета (обсуждение включает ответы на вопросы);
40) правила визуальных полетов - правила, при которых соблюдаются установленные интервалы между воздушными судами и другими материальными объектами в воздухе путем визуального наблюдения пилотом за воздушной обстановкой;
41) видимость - видимость для авиационных целей представляет собой наибольшую из следующих величин:
наибольшее расстояние, на котором можно различить и опознать черный объект приемлемых размеров, расположенный вблизи земли, при его наблюдении на светлом фоне (a);
наибольшее расстояние, на котором можно различить и опознать огни силой света около 1000 кандел на неосвещенном фоне (b).
Эти два расстояния имеют различные значения в воздухе с заданным коэффициентом поглощения, причем последнее (b) зависит от освещенности фона, а первое (а) характеризуется метеорологической оптической дальностью видимости (MOR);
42) крейсерский эшелон - эшелон, выдерживаемый в течение значительной части полета;
43) безопасная высота - минимально допустимая высота полета, гарантирующая воздушное судно от столкновения с земной (водной) поверхностью или препятствиями на ней;
44) зона приземления - участок взлетно-посадочной полосы за ее порогом, предназначенный для первого касания взлетно-посадочной полосы приземляющимися самолетами;
45) запасной аэродром - аэродром, куда может следовать воздушное судно в том случае, если невозможно или нецелесообразно следовать до аэродрома намеченной посадки или производить на нем посадку.
Запасной аэродром при взлете - аэродром, на котором воздушное судно сможет произвести посадку, если в этом возникает необходимость вскоре после взлета и не представляется возможным использовать аэродром вылета.
Запасной аэродром на маршруте - аэродром, на котором воздушное судно сможет произвести посадку в том случае, если во время полета по маршруту оказалось, что необходимо уйти на запасной аэродром.
Запасной аэродром пункта назначения - аэродром, на котором сможет произвести посадку воздушное судно в том случае, если невозможно или нецелесообразно производить посадку на аэродроме намеченной посадки;
46) пункт передачи донесения - определенный географический ориентир, относительно которого может быть сообщено местоположение воздушного судна;
47) государственная вулканологическая обсерватория - вулканологическая обсерватория, назначенная в соответствии с региональным аэронавигационным соглашением для слежения за активными или потенциально активными вулканами в пределах своего государства и предоставления информации о вулканической деятельности соответствующему районному диспетчерскому центру/центру полетной информации, органу метеорологического слежения и консультативному центру по вулканическому пеплу.
48) метеорологическая информация - метеорологическая сводка, анализ, прогноз и любое другое сообщение, касающиеся фактических или ожидаемых метеорологических условий, предназначенные для пользователей воздушного пространства;
48-1) модель ИКАО для обмена метеорологической информацией (IWXXM) - модель данных для представления авиационной метеорологической информации;
49) метеорологическое наблюдение - оценка одного или нескольких метеорологических элементов;
50) репрезентативность метеорологических наблюдений - характерность (показательность) метеорологических данных для состояния атмосферы, определяемых (измеряемых) на аэродроме;
51) метеорологический бюллетень - текст, включающий метеорологическую информацию под соответствующим заголовком;
52) метеорологический спутник - искусственный спутник Земли, проводящий метеорологические наблюдения и передающий результаты этих наблюдений на Землю;
53) орган метеорологического слежения - орган, который подготавливает и предоставляет информацию о фактическом или ожидаемом возникновении определенных явлений погоды по маршруту полета и других явлений в атмосфере, которые могут повлиять на безопасность полетов воздушных судов в его районе ответственности;
54) метеорологическая сводка - сообщение о результатах наблюдений за метеорологическими условиями, относящимися к определенному времени и месту;
55) метеорологический орган - орган, предназначенный для метеорологического обеспечения международной аэронавигации;
56) метеорологический полномочный орган - полномочный орган, осуществляющий метеорологическое обеспечение гражданской и экспериментальной авиации или организующий такое обеспечение от имени договаривающегося государства;
57) инструктаж - устная консультация по фактическим и/или ожидаемым метеорологическим условиям;
58) октант - восьмая часть небесного свода;
59) инцидент - любое событие, кроме авиационного происшествия, связанное с использованием воздушного судна, которое влияет или могло бы повлиять на безопасность эксплуатации;
60) орография - описание различных элементов рельефа (хребтов, возвышенностей, котловин и тому подобное) и их классификация по внешним признакам вне зависимости от происхождения;
61) турбулентное движение среды - это такое состояние потока, при котором, характеризующие его величины испытывают случайные изменения во времени и в пространстве, такие, что можно определить их статистические типичные средние характеристики;
62) эксплуатант - физическое или юридическое лицо, занимающееся эксплуатацией гражданских воздушных судов или предлагающее свои услуги в этой области;
63) радиовещательная передача ATIS (сокращенная аббревиатура на английском языке ATIS) - регулярная радиовещательная передача, предназначенная для оперативного обеспечения экипажей воздушных судов в районе аэродрома необходимой метеорологической и полетной информацией;
64) репрезентативные наблюдения - наблюдения, в максимальной степени свободные от местных влияний и характеризующие состояние атмосферы в большом районе, наблюдения показательные для общего синоптического положения;
65) относительная высота - расстояние по вертикали от указанного исходного уровня до уровня, точки или объекта, принятого за точку;
66) управление качеством - методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству (ИСО 9000);
67) общее руководство качеством - те аспекты общей функции управления, которые определяют политику в области качества, цели и ответственность, а также осуществляют их с помощью таких средств, как планирование качества, управление качеством, обеспечение качества и улучшение качества, в рамках системы качества (ИСО 9000);
68) обеспечение качества - все планируемые и систематически осуществляемые виды деятельности в рамках системы качества, а также подтверждаемые как необходимые для создания достаточной уверенности в том, что объект будет выполнять требования к качеству (ИСО 9000);
69) минимальная абсолютная высота в секторе - наименьшая абсолютная высота, которая может быть использована и которая будет обеспечивать минимальный запас высоты 300 метров (1000 футов) над всеми объектами, находящимися в секторе круга радиусом 46 километров, в центре которого расположено радионавигационное средство;
69-1) стандартная атмосфера (стандартные условия) – атмосфера, соответствующая определению, изложенному в Приложении 8 часть I документа ИКАО;
70) стандартная изобарическая поверхность - изобарическая поверхность, используемая во всемирном масштабе для графического представления и анализа атмосферных условий;
71) горный аэродром - аэродром, расположенный на местности с пересеченным рельефом и относительными превышениями 500 метров и более в радиусе 25 километров от контрольной точки аэродрома, а также аэродром, расположенный на высоте 1000 метров и более над уровнем моря;
72) местность горная - местность с пересеченным рельефом и относительными превышениями 500 метров и более в радиусе 25 километров, а также местность с превышением над уровнем моря 2000 метров и более;
73) местность холмистая - местность с относительным превышением рельефа от 200 до 500 метров в радиусе 25 километров;
74) тропический циклон - общий термин для обозначения не фронтального циклона синоптического масштаба, зарождающегося в океане тропической или субтропической зоны с выраженной конвективной и развитой циклонической циркуляцией приземного ветра;
75) консультативный центр по тропическим циклонам - метеорологический центр, назначенный в соответствии с региональным аэронавигационным соглашением для предоставления консультативной информации органам метеорологического слежения, всемирным центрам зональных прогнозов и международным банкам ОРМЕТ относительно местонахождения, прогнозируемого направления и скорости с перемещения, давления в центре и максимального приземного ветра тропического циклона;
76) турбулентность - движение воздуха, при котором воздушные частицы совершают неустановившееся беспорядочное перемещение по сложным траекториям. В атмосфере турбулентное движение обычно характеризуется наличием вихрей различных размеров, перемещающихся с различной скоростью в общем (среднем) воздушном потоке. Вихревой характер движения воздуха обуславливает наличие в турбулентной зоне знакопеременных пульсаций скорости ветра, в том числе пульсаций вертикальной составляющей ветра, оказывающих существенное влияние на полет воздушного судна;
77) видимость вертикальная - максимальное расстояние от поверхности земли до уровня, с которого вертикально вниз видны объекты на земной поверхности;
78) временный аэродром - аэродром, предназначенный для обеспечения полетов воздушных судов в определенный период года, не имеющий стационарных сооружений и оборудования, подлежащий учету в установленном порядке;
79) район полетной информации - воздушное пространство определенных размеров, в пределах которого обеспечиваются полетное информационное обслуживание и аварийное оповещение;
79-1) полетно-информационное обслуживание - обслуживание, целью которого является предоставление консультаций и информации для обеспечения безопасного и эффективного выполнения полетов;
80) центр полетной информации - орган, предназначенный для обеспечения полетно-информационного обслуживания и аварийного оповещения;
81) летное поле - часть аэродрома, на которой расположены одна или несколько летных полос, рулежные дорожки, перроны и площадки специального назначения;
82) руководство полетами - осуществление полномочий в отношении начала, продолжения или окончания полета, а также изменения маршрута в интересах безопасности воздушного судна, регулярности и эффективности полета;
83) план полета - определенные сведения о намеченном полете или части полета воздушного судна, представляемые пилотом, экипажем или эксплуатантом органам обслуживания воздушного движения и (или) управления воздушным движением;
84) полетная документация - написанные от руки или отпечатанные документы, в том числе карты или формы, которые содержат метеорологическую информацию для полета;
85) облако, значимое для полетов - облако с нижней границей ниже высоты 1500 метров (5000 футов) или ниже наибольшей минимальной высоты в секторе в зависимости от того, что больше, или кучево-дождевое облако или башеннообразное кучевое облако на любой высоте;
86) член летного экипажа - лицо, относящееся к авиационному персоналу, имеющее действующее свидетельство авиационного персонала, на которого возложены обязанности, связанные с управлением воздушным судном в течение полетного времени;
87) эшелон полета - поверхность постоянного атмосферного давления, отнесенная к установленной величине давления 1013,2 гектопаскаля и отстоящая от других таких поверхностей на величину установленных интервалов давления.
Барометрический высотомер, градуированный в соответствии со стандартной атмосферой:
при установке на QNH будет показывать абсолютную высоту;
при установке на QFE будет показывать относительную высоту над опорной точкой QFE;
при установке на давление 1013,2 гектопаскаля может использоваться для указания эшелонов полета.
Термины "относительная высота" и "абсолютная высота", означают приборные, а не геометрические относительные и абсолютные высоты;
88) взлетно-посадочная полоса - определенный прямоугольный участок сухопутного аэродрома, подготовленный для посадки и взлета воздушных судов;
89) дальность видимости на взлетно-посадочной полосе (RVR) - расстояние, в пределах которого пилот воздушного судна, находящегося на осевой линии взлетно-посадочной полосы, может видеть маркировочные знаки на поверхности взлетно-посадочной полосы или огни, ограничивающие взлетно-посадочную полосу или обозначающую ее осевую линию;
90) порог взлетно-посадочной полосы - начало участка взлетно-посадочной полосы, которая может использоваться для посадки;
91) данные в узлах регулярной сетки в цифровой форме - обработанные на электронной вычислительной машине метеорологические данные для группы равномерно расположенных на карте точек, предназначенные для передачи от одной метеорологической электронной вычислительной машины другой в кодовой форме, пригодной для использования в автоматизированных системах;
92) прогноз ориентировочный - прогноз, составленный по аэросиноптическим материалам при отсутствии исходной метеорологической информации;
93) координационный центр поиска и спасания - орган, несущий ответственность за обеспечение эффективной организации работы поисково-спасательной службы и за координацию проведения поисково-спасательных операций в пределах района поиска и спасания;
94) орган поисково-спасательной службы - общий термин, означающий, при различных обстоятельствах, координационный центр поиска и спасания, вспомогательный центр поиска и спасания или пост аварийного оповещения;
95) информация AIRMET - выпускаемая органом метеорологического слежения информация о фактическом или ожидаемом возникновении определенных явлений погоды по маршруту полета, которые могут повлиять на безопасность полетов на малых высотах, и которые не были включены в прогноз, составленный для полетов на малых высотах в соответствующем районе полетной информации или его субрайоне;
96) оперативная метеорологическая информация (ОРМЕТ) - данные наблюдений и прогнозы, используемые для обеспечения полетов воздушных судов;
97) давление на аэродроме QFE - атмосферное давление в миллиметрах ртутного столба (далее - мм рт ст) или гектопаскалях (далее - гПа) на уровне порога взлетно - посадочной полосы;
98) давление QNH - атмосферное давление в гПа, приведенное к среднему уровню моря для стандартной атмосферы;
99) информация SIGMET - выпускаемая органом метеорологическим слежения информация о фактическом или ожидаемом возникновении определенных явлений погоды по маршруту полета и других явлений в атмосфере, которые могут повлиять на безопасность полетов воздушных судов;
100) VOLMET- метеорологическая информация для воздушных судов, находящихся в полете.
Линия передачи данных VOLMET (D-VOLMET). Предоставление текущих регулярных метеорологических сводок по аэродрому (METAR) и специальных метеорологических сводок по аэродрому (SPECI), прогнозов по аэродрому (TAF), информации SIGMET, специальных донесений с борта и, при наличии, сообщений AIRMET по линии передачи данных.
Радиовещательная передача VOLMET. Предоставление в соответствующих случаях текущих сводок METAR, SPECI, прогнозов TAF и информации SIGMET посредством непрерывной и повторяющейся речевой радиопередачи.
(В пункт 3 внесены изменения в соответствии с Приказом и.о. Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 03.11.2020 г. №591)
(см. предыдущую редакцию)
4. В настоящих Правилах используются следующие сокращения:
САИ - служба аэронавигационной информации;
РДП - районный диспетчерский пункт;
РДЦ - районный диспетчерский центр;
АМС - авиационная метеорологическая станция;
АМИС - автоматизированная метеорологическая измерительная система;
ПАНО - поставщик (и) аэронавигационного обслуживания;
ППП - правила полетов по приборам;
ДПРА - диспетчерский пункт района аэродрома;
КТА - контрольная точка аэродрома;
АДЦ - аэродромный диспетчерский центр;
АДП - аэродромный диспетчерский пункт;
ОВД - обслуживание воздушного движения;
АМО - аэродромный метеорологический орган;
ВНГО - высота нижней границы облаков;
ВСЗП - всемирная система зональных прогнозов;
ВЦЗП - всемирный центр зональных прогнозов;
ВМО - всемирная метеорологическая организация;
МДП - местный диспетчерский пункт;
ДПП - диспетчерский пункт подхода;
ПВП - правила визуальных полетов;
ОВИ - огни высокой интенсивности;
ОМИ - огни малой интенсивности;
РПИ - район полетной информации;
ЦПИ - центр полетной информации;
ВПП - взлетно-посадочная полоса;
ОМС - орган метеорологического слежения;
МРЛ - метеорологический радиолокатор;
РЦЗП - региональные центры зональных прогнозов;
ДПР - диспетчерский пункт руления;
СДП - стартовый диспетчерский пункт;
ДПК - диспетчерский пункт круга;
ATIS - автоматическая передача информации в районе аэродрома
AMSL - над средним уровнем моря;
AIP - сборник аэронавигационной информации;
AGL - над уровнем земли;
AFS - авиационная фиксированная служба;
AFIS - оперативное полетно-информационное обслуживание;
AFTN - сеть авиационной фиксированной электросвязи;
AIRMET - информация AIRMET;
СТА - диспетчерский район;
FIS - полетно-информационное обслуживание;
GAMET - зональный прогноз;
ICAO (ИКАО) - международная организация гражданской авиации;
METAR - регулярные сводки погоды;
MOR - метеорологическая оптическая дальность видимости;
ОРМЕТ - оперативная метеорологическая информация;
QNH - атмосферное давление, приведенное к среднему уровню моря для стандартной атмосферы;
QFE - атмосферное давление на аэродроме, приведенное к уровню порога ВПП;
SIGWX - особые явления погоды;
SIGMET - информация SIGMET;
VAAC - консультативный центр по вулканическому пеплу;
SPECI - специальные сводки погоды.
(Пункт 4 изложен в новой редакции в соответствии с Приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30.11.2018 г. №837)
(см. предыдущую редакцию)
Глава 2. Организация метеорологического обеспечения гражданской авиации
Параграф 1. Порядок организации предоставления метеорологического обеспечения
5. Организацию метеорологического обеспечения гражданской авиации в Республике Казахстан осуществляет уполномоченная организация в сфере гражданской авиации Республики Казахстан, которая в соответствии с пунктом 1 статьи 35 Закона выполняет функции метеорологического полномочного органа.
(Пункт 5 изложен в новой редакции в соответствии с Приказом Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 05.06.2019 г. №366)
(см. предыдущую редакцию)
6. Метеорологическое обеспечение полетов гражданской и экспериментальной авиации осуществляют ПАНО.
7. ПАНО предоставляют метеорологическое обеспечение для снабжения авиационных пользователей: эксплуатантов, членов летного экипажа, органов ОВД, центров полетной информации (ЦПИ), поисково-спасательных служб, служб аэропортов и других органов, связанных с осуществлением или обеспечением полетов, метеорологической информацией, необходимой для выполнения их функций, с целью содействия безопасному, регулярному и эффективному выполнению полетов.
(Пункт 7 изложен в новой редакции в соответствии с Приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30.11.2018 г. №837)
(см. предыдущую редакцию)
8. Для выполнения своих функций ПАНО, создают необходимое количество метеорологических органов и осуществляют организацию их деятельности в соответствии с положениями настоящих Правил в отношении предоставления метеорологического обслуживания для удовлетворения потребностей авиационных пользователей.
8-1. Для обеспечения надежного функционирования АМИС в категорированных аэродромах, ПАНО организует дежурство сменного персонала по обслуживанию метеорологического оборудования в случае круглосуточной работы аэродрома.
Пункт 8-1 вводится в действие с 1 марта 2021 года
9. Полномочный метеорологический орган (при необходимости) организует проведение совещаний ПАНО с эксплуатантами, органами ОВД и другими службами гражданской авиации по вопросам организации и предоставления метеорологического обеспечения.
(Пункт 9 изложен в новой редакции в соответствии с Приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30.11.2018 г. №837)
(см. предыдущую редакцию)
10. ПАНО осуществляют методическое руководство деятельностью всех метеорологических органов, находящихся под их управлением, на основе руководящих документов ИКАО/ВМО. Методический материал утверждается руководителем ПАНО по согласованию с метеорологическим полномочным органом.
11. Метеорологическое обеспечение авиационных пользователей осуществляется метеорологическими органами, в соответствии с Инструкцией по метеорологическому обеспечению полетов на аэродроме, которая разрабатывается метеорологическими органами в соответствии с типовой инструкцией по метеорологическому обеспечению полетов на аэродроме, согласно приложению 1 к настоящим Правилам и утверждается руководителем ПАНО, либо руководителем его структурного подразделения/ филиала, по согласованию с органами ОВД, администрацией аэропорта и при необходимости, с другими пользователями.
В отношении Инструкции по метеорологическому обеспечению полетов на аэродроме, являющимся неклассиффицируемым, требуется внесение в Инструкцию той части информации согласно приложению 1 к настоящим Правилам, которая применима к условиям данного аэродрома, и утверждается организацией (лицом), обеспечивающих метеорологическое обеспечение полетов на данном аэродроме.
(Пункт 11 изложен в новой редакции в соответствии с Приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30.11.2018 г. №837)
(см. предыдущую редакцию)
12. ПАНО обеспечивают соблюдение требований ВМО и Правил профессиональной подготовки авиационного персонала, утвержденного приказом исполняющего обязанности Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 24 февраля 2015 года №159 "Об утверждении Правил профессиональной подготовки авиационного персонала", касающиеся квалификации, компетенции, образования, и профессиональной подготовки авиационного метеорологического персонала.
Примечание: Требования к квалификации, компетенции, образованию и подготовке метеорологического персонала в области авиационной метеорологии приведены в части V "Квалификация и компетенция персонала, занятого в обеспечении метеорологического (погода и климат) и гидрологического обслуживания", в части VI "Образование и подготовка кадров по метеорологии" и в приложении А "Пакеты обязательных программ" тома I "Общие метеорологические стандарты и рекомендуемая практика", "Технический регламент" (ВМО-№49).
(Пункт 12 изложен в новой редакции в соответствии с Приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30.11.2018 г. №837)
(см. предыдущую редакцию)
13. Для реализации требований ВМО по осуществлению оценки компетентности авиационного метеорологического персонала, ПАНО проводят оценку компетентности (аттестации) авиационного метеорологического персонала, на основании разработанной и утвержденной ими методики проведения оценки компетентности (аттестации).
Данная методика согласовывается с полномочным метеорологическим органом.
(Пункт 13 изложен в новой редакции в соответствии с Приказом и.о. Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 03.11.2020 г. №591)
(см. предыдущую редакцию)
14. Авиационный метеорологический персонал, осуществляющий метеорологическое обеспечение гражданской и экспериментальной авиации в Республике Казахстан, руководствуется должностными инструкциями, разработанными на основе типовых должностных инструкций, утвержденных руководителем ПАНО.
Примечание: Не требуются типовые должностные инструкции для ПАНО, имеющих в своей структуре один метеорологический орган.
(Пункт 14 изложен в новой редакции в соответствии с Приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30.11.2018 г. №837)
(см. предыдущую редакцию)
Параграф 2. Управление качеством метеорологической информации.
15. ПАНО обеспечивают разработку и внедрение организованной надлежащим образом системы качества, которая включает правила, процессы и ресурсы, необходимые для осуществления общего руководства качеством метеорологической информации, предоставляемой пользователям.
16. Система качества, предусмотренная пунктом 15 настоящих Правил, должна соответствовать стандартам обеспечения качества серии 9000 Международной организации по стандартизации (ИСО) и быть сертифицирована организацией, аккредитованной уполномоченным органом, осуществляющим государственное регулирование в области технического регулирования и обеспечения единства измерений.
Примечание: Инструктивный материал, касающийся разработки и внедрения систем менеджмента качества, приводится в Руководстве по внедрению системы менеджмента качества для национальных метеорологических и гидрологических служб (ВМО-№1100).
(Пункт 16 изложен в новой редакции в соответствии с Приказом и.о. Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 03.11.2020 г. №591)
(см. предыдущую редакцию)
Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.
Приказ Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 14 июня 2017 года №345
"Об утверждении Правил метеорологического обеспечения гражданской авиации"
О документе
Номер документа: | 345 |
Дата принятия: | 14.06.2017 |
Состояние документа: | Действует |
Начало действия документа: | 22.08.2017 |
Органы эмитенты: |
Государственные органы и организации |
Опубликование документа
Информационная система "Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов в электронном виде" от 11 августа 2017 года.
Зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан от 21 июля 2017 года №15358
Примечание к документу
В соответствии с пунктом 5 настоящий Приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования - с 22 августа 2017 года.
Редакции документа
Текущая редакция принята: 24.05.2023 документом Приказ Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан О внесении изменений в приказ Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 14 июня 2017 года №345 Об утвержден
Вступила в силу с: 11.06.2023
Редакция от 13.10.2021, принята документом Приказ Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан О внесении изменений в приказ Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 14 июня 2017 года №345 Об утвержден
Вступила в силу с: 04.11.2021
Редакция от 03.11.2020, принята документом Приказ и.о. Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в приказ Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 14 июня 2017 года
Вступила в силу с: 21.11.2020
Редакция от 20.01.2020, принята документом Приказ Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в приказ Министра по инвестициям... № 19 от 20/01/2020
Вступила в силу с: 03.02.2020
Редакция от 05.06.2019, принята документом Приказ Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в приказ исполняющего обязанности... № 366 от 05/06/2019
Вступила в силу с: 01.08.2019
Редакция от 30.11.2018, принята документом Приказ Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в приказ Министра по инвестициям и развитию... № 837 от 30/11/2018
Вступила в силу с: 30.12.2018
Приложения к документу
345-17 (ПРИЛОЖЕНИЕ 7 С ИЗМ.591-20)
Ссылка на редакцию документа от 14/06/2017 :: 2. Настоящие Правила определяют порядок:
Ссылка на редакцию документа от 14/06/2017 :: Параграф 5. Метеорологические органы
Ссылка на редакцию документа от 14/06/2017 :: 33. АМС выполняют следующие функции:
Ссылка на редакцию документа от 14/06/2017 :: 102. В местных регулярных и специальных сводках:
Ссылка на редакцию документа от 14/06/2017 :: 141. В местных регулярных и специальных сводках:
Ссылка на редакцию документа от 14/06/2017 :: 464. АМО снабжает ДПР и СДП, следующей информацией:
Ссылка на редакцию документа от 14/06/2017 :: 467. ОМС/АМО снабжает МДП, следующей информацией:
Ссылка на редакцию документа от 14/06/2017 :: Приложение 4
Ссылка на редакцию документа от 14/06/2017 :: Приложение 5
Ссылка на редакцию документа от 14/06/2017 :: Приложение 6
345-17 (ПРИЛОЖЕНИЕ 7 С ИЗМ.591-20)
(В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30.11.2018 г. №837)
(см. предыдущую редакцию)