Действует

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 10 мая 2017 года №549

О государственных гарантиях Российской Федерации по кредитам или облигационным займам, привлекаемым юридическими лицами на цели, установленные Правительством Российской Федерации в рамках мер, направленных на решение неотложных задач по обеспечению устойчивости экономического развития

(В редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 г. №1720, 11.10.2018 г. №1217, 03.04.2019 г. №391, 07.02.2020 г. №108, 26.04.2020 г. №592, 20.05.2020 г. №712, 12.10.2020 г. №1673, 18.11.2020 г. №1863, 31.05.2021 г. №838, 02.11.2021 г. №1907, 07.04.2022 г. №613, 22.04.2023 г. №635)

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам или облигационным займам, привлекаемым юридическими лицами на цели, установленные Правительством Российской Федерации в рамках мер, направленных на решение неотложных задач по обеспечению устойчивости экономического развития (далее - Правила).

2. Установить, что в рамках мер, направленных на решение неотложных задач по обеспечению устойчивости экономического развития, государственные гарантии Российской Федерации (далее - гарантии) предоставляются в соответствии с Правилами в 2017 - 2023 годах по кредитам (за исключением кредитов в рамках возобновляемых кредитных линий) или облигационным займам, привлекаемым российскими юридическими лицами, отобранными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (далее - принципалы), на цели осуществления своей основной производственной деятельности и (или) капитальные вложения, а также на цели погашения кредитов (в части обязательств по возврату суммы кредита (погашению основного долга) и (или) облигационных займов (в части обязательств по выплате номинальной стоимости облигаций), привлеченных принципалами ранее (за исключением кредитов (облигационных займов), обеспеченных предоставленными ранее государственными гарантиями Российской Федерации) на осуществление своей основной производственной деятельности и (или) капитальные вложения.

Гарантии не предоставляются по кредитам или облигационным займам, привлекаемым на цели рефинансирования ранее рефинансированных кредитов.

(В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.04.2023 г. №635)
(см. предыдущую редакцию)

3. Установить, что отбор принципалов для оказания государственной гарантийной поддержки в 2017 году в соответствии с Правилами осуществляется по 31 октября 2017 г.

Отбор принципалов для оказания государственной гарантийной поддержки в 2018 году в соответствии с Правилами осуществляется по 1 ноября 2018 г.

Отбор принципалов для оказания государственной гарантийной поддержки в 2019 году в соответствии с Правилами осуществляется по 15 сентября 2019 г.

Отбор принципалов для оказания государственной гарантийной поддержки в 2020 году в соответствии с Правилами осуществляется по 1 декабря 2020 г.

Отбор принципалов для оказания государственной гарантийной поддержки в 2021 году в соответствии с Правилами осуществляется по 1 декабря 2021 г.

Отбор принципалов для оказания государственной гарантийной поддержки в 2022 году в соответствии с Правилами осуществляется по 15 октября 2022 г.

Отбор принципалов для оказания государственной гарантийной поддержки в 2023 году в соответствии с Правилами осуществляется по 15 октября 2023 г.

(В пункт 3 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.04.2023 г. №635)
(см. предыдущую редакцию)

4. Предоставить Министерству финансов Российской Федерации право принятия решений о предоставлении в 2017 - 2019 годах гарантий в соответствии с Правилами, за исключением случаев, установленных пунктом 5 настоящего постановления.

(В пункт 4 внесены изменения в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 11.10.2018 г. №1217, 03.04.2019 г. №391)
(см. предыдущую редакцию)

5. Установить, что для оказания в 2017 - 2023 годах государственной гарантийной поддержки в соответствии с Правилами в исключительных случаях и при условии особой значимости принципалов для отдельных отраслей экономики по отдельным решениям Правительства Российской Федерации в обеспечение исполнения обязательств принципалов по кредитам или облигационным займам, привлекаемым принципалами на цели, установленные пунктом 2 настоящего постановления, могут предоставляться гарантии, предусматривающие одно из следующих условий, отличных от установленных Правилами:

а) утратил силу

б) утратил силу

в) гарантия в объеме до 100 процентов обязательств принципала по возврату суммы кредита (выплате номинальной стоимости облигаций при их погашении);

г) утратил силу

(В пункт 5 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.04.2023 г. №635)
(см. предыдущую редакцию)

6. Утратил силу в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2020 №592

(см. предыдущую редакцию)

7. Установить, что оказание государственной гарантийной поддержки (отбор принципалов, предоставление, сопровождение, администрирование гарантий) в случаях и на условиях, указанных в пункте 5 настоящего постановления, осуществляется в соответствии с Правилами и с учетом следующих особенностей:

а) отбор принципалов для оказания государственной гарантийной поддержки в соответствии с Правилами в случаях и на условиях, указанных в пункте 5 настоящего постановления, осуществляет подкомиссия по повышению устойчивости финансового сектора и отдельных отраслей экономики Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций, образованная в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 марта 2022 г. №288 "О преобразовании Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правительственная подкомиссия), по представлению соответствующей межведомственной комиссии, указанной в подпункте "а" пункта 7 Правил.

абзацы второй - пятый утратили силу

б) утратил силу

в) утратил силу

г) в случае принятия Правительством Российской Федерации решения о предоставлении гарантии на условиях, которые указаны в подпункте "в" пункта 5 настоящего постановления, положения пунктов 40 и 62 Правил (в зависимости от вида заимствования) в части установленных ограничений объема обеспечиваемых гарантией обязательств принципала не применяются. Агент Правительства Российской Федерации, определенный в соответствии с пунктом 11(1) Правил (далее - агент Правительства Российской Федерации), в соответствии с подпунктом "б" пункта 24 Правил представляет в Министерство финансов Российской Федерации заключение, содержащее однозначные выводы о возможности принятия решения о заключении договора о предоставлении гарантии, а Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с пунктом 28 Правил принимает решение о заключении договора о предоставлении гарантии без учета указанных положений Правил;

д) утратил силу

В случае принятия Правительством Российской Федерации решения о предоставлении гарантии с условиями, указанными в подпункте "г" пункта 5 настоящего постановления, к такой гарантии положения пунктов 40 - 42, подпунктов "и", "к" и "п" пункта 47, пунктов 51, 55 и 58 Правил (в части, связанной с особенностью обеспечиваемых такой гарантией обязательств принципала, указанных в подпункте "г" пункта 5 настоящего постановления) применяются с учетом особенностей, установленных пунктом 8 статьи 116 Бюджетного кодекса Российской Федерации и вытекающих из существа условий такой гарантии. Агент Правительства Российской Федерации в соответствии с подпунктом "б" пункта 24 Правил представляет в Министерство финансов Российской Федерации заключение, содержащее однозначные выводы о возможности принятия решения о заключении договора о предоставлении гарантии, а Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с пунктом 28 Правил принимает решение о заключении договора о предоставлении гарантии без учета указанных положений Правил.

Для принятия решения об отборе принципала для оказания государственной гарантийной поддержки в случае и на условиях, которые указаны в подпункте "г" пункта 5 настоящего постановления, наряду с указанными в пункте 9 Правил документами, представляемыми в Правительственную комиссию и соответствующую межведомственную комиссию, указанную в подпункте "а" пункта 7 Правил, представляется также мотивированное заключение заинтересованного федерального органа исполнительной власти о необходимости оказания данному принципалу государственной гарантийной поддержки на указанных условиях.

При принятии Правительственной комиссией решения об отборе принципала для оказания государственной гарантийной поддержки в случае и на условиях, которые указаны в подпункте "г" пункта 5 настоящего постановления, федеральный орган исполнительной власти, указанный в абзаце третьем настоящего подпункта, обеспечивает разработку и выполнение плана мероприятий по поддержке принципала, направленных на недопущение случаев неисполнения указанным принципалом обязательств по кредитному договору, обеспечиваемых гарантией, предоставленной в случае и на условиях, которые указаны в подпункте "г" пункта 5 настоящего постановления, и своевременно и в необходимом объеме предусматривает средства на реализацию указанных мероприятий.

(В пункт 7 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2022 г. №613)
(см. предыдущую редакцию)

7(1). В случае принятия Правительством Российской Федерации решения о предоставлении в 2017 году гарантий отдельным организациям оборонно-промышленного комплекса актом Правительства Российской Федерации могут быть установлены особенности проведения агентом Правительства Российской Федерации анализа финансового состояния поручителя.

(Пункт 7(1) введен в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 г. №1720)

8. Министерству финансов Российской Федерации при подготовке проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период предусматривать средства на исполнение обязательств по гарантиям, предоставленным в соответствии с Правилами.

9. Установить, что предоставление в 2020 году в соответствии с настоящим постановлением гарантий по кредитам осуществляется с учетом следующих особенностей:

а) в случае отсутствия на дату подготовки агентом Правительства Российской Федерации заключений, указанных в пункте 24 Правил, утвержденной уполномоченным органом принципала (поручителя) годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности принципала (поручителя) за 2019 год анализ финансового состояния принципала (в том числе при применении Правил определения минимального объема (суммы) обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу по государственной гарантии Российской Федерации в зависимости от степени удовлетворительности финансового состояния принципала, а также осуществления анализа финансового состояния принципала, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2020 г. №92 "Об определении минимального объема (суммы) обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу по государственной гарантии Российской Федерации в зависимости от степени удовлетворительности финансового состояния принципала, а также об осуществлении анализа финансового состояния принципала" (далее - Правила определения минимального объема (суммы) обеспечения регрессных требований Российской Федерации), анализ финансового состояния поручителя, проводимый агентом Правительства Российской Федерации в соответствии с пунктом 23 Правил, осуществляется на основании заверенной принципалом (поручителем) годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности принципала (поручителя) за 2019 год (по установленной форме), заверенных принципалом (поручителем) копий утвержденных уполномоченным органом принципала (поручителя) годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности принципала (поручителя) за 2018 и 2017 годы (по установленным формам). В этом случае положения Правил, Правил определения минимального объема (суммы) обеспечения регрессных требований Российской Федерации в части требований к годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности принципала (поручителя) за 2019 год применяются с особенностями, установленными настоящим подпунктом, при этом положения пункта 7 приложения №1, пункта 9 приложения №2 и подпункта "б" пункта 7 приложения №3 к Правилам в части обязанности представления заверенной принципалом (поручителем) копии аудиторского заключения о достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности принципала (поручителя) за 2019 год не применяются;

б) в соответствии с абзацем четвертым пункта 2 Правил определения минимального объема (суммы) обеспечения регрессных требований Российской Федерации в отдельных случаях Правительство Российской Федерации при принятии решения о предоставлении гарантии вправе:

установить, что финансовое состояние принципала признается удовлетворительным на основании удовлетворительного значения показателя "стоимость чистых активов принципала (К1)" без рассмотрения иных показателей, установленных методикой проведения анализа финансового состояния принципала, в случае если государственной гарантией Российской Федерации обеспечиваются обязательства принципала по кредиту или облигационному займу, привлекаемому на цели, не связанные с реализацией инвестиционного проекта, предусмотренной приложением №1 к Правилам определения минимального объема (суммы) обеспечения регрессных требований Российской Федерации. В этом случае принципал относится к группе принципалов с низкой степенью удовлетворительности финансового состояния;

установить меньший минимальный объем (сумму) обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта, чем установлен пунктом 6 Правил определения минимального объема (суммы) обеспечения регрессных требований Российской Федерации для соответствующих групп принципалов.

Отбор принципалов для оказания государственной гарантийной поддержки в соответствии с Правилами с особенностями, указанными в абзаце втором и (или) третьем настоящего подпункта, осуществляет Правительственная комиссия по мотивированному представлению соответствующей межведомственной комиссии, указанной в подпункте "а" пункта 7 Правил. В случае принятия Правительственной комиссией решения об отборе принципала для целей оказания государственной гарантийной поддержки с особенностями, указанными в абзаце втором и (или) третьем настоящего подпункта, в решении об отборе указываются мотивированные предложения о необходимости применения при анализе финансового состояния принципала подхода, указанного в абзаце втором настоящего подпункта, и (или) мотивированные предложения по установлению минимального объема (суммы) обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта, отличного от установленного пунктом 6 Правил определения минимального объема (суммы) обеспечения регрессных требований Российской Федерации для соответствующих групп принципалов;

в) в случае отсутствия на дату подготовки агентом Правительства Российской Федерации заключений, указанных в пункте 24 Правил, утвержденной уполномоченным органом принципала (лица, предоставляющего обеспечение регрессных требований Российской Федерации) годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности принципала (лица, предоставляющего обеспечение регрессных требований Российской Федерации) за 2019 год проверка обстоятельств одобрения (предоставления согласий на совершение) сделок уполномоченным органом принципала (лица, предоставляющего обеспечение регрессных требований Российской Федерации), проводимая агентом Правительства Российской Федерации в соответствии с пунктом 23 Правил, осуществляется на основании заверенных соответственно принципалом (лицом, предоставляющим обеспечение регрессных требований Российской Федерации) годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности принципала (лица, предоставляющего обеспечение регрессных требований Российской Федерации) за 2019 год (по установленной форме) и заверенных принципалом (лицом, предоставляющим обеспечение регрессных требований Российской Федерации) копий промежуточной (если обязанность ее составления установлена в соответствии с законодательством Российской Федерации) бухгалтерской (финансовой) отчетности принципала (лица, предоставляющего обеспечение регрессных требований Российской Федерации) (по установленным формам) на последнюю отчетную дату, предшествующую дате заключения кредитного договора (договора поручительства, договора залога имущества), предоставления банковской гарантии соответственно, заключения договора о предоставлении гарантии. В этом случае положения Правил в части требований к годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности принципала (лица, предоставляющего обеспечение регрессных требований Российской Федерации) за 2019 год применяются с особенностями, установленными настоящим подпунктом, при этом положения пункта 7 приложения №1, пункта 9 приложения №2, подпункта "б" пункта 7 и подпункта "а" пункта 8 приложения №3, подпункта "з" пункта 1 приложения №4 к Правилам в части обязанности представления заверенной копии аудиторского заключения о достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности принципала (лица, предоставляющего обеспечение регрессных требований Российской Федерации) за 2019 год не применяются;

г) в случае, установленном Федеральным законом "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения федерального бюджета в 2020 году", могут предоставляться в соответствии с Правилами гарантии по кредитам, привлекаемым российскими юридическими лицами, указанными в пункте 2 Правил, на срок от 6 месяцев до 3 лет, в обеспечение исполнения в установленный кредитными договорами срок обязательств принципалов по возврату суммы кредита (погашению основного долга) в части, составляющей до 50 процентов фактически предоставленной принципалам суммы кредита. В этом случае положения пунктов 1, 37 и 40 - 42 Правил (в части сроков кредитов, сроков исполнения обязательств принципалов по кредитным договорам) применяются с особенностями, установленными настоящим подпунктом;

д) принятие Правительством Российской Федерации в 2020 году решений о предоставлении гарантий по кредитам в случае и на условиях, указанных в подпункте "г" пункта 5 настоящего постановления, допускается при наличии соответствующих положений в Федеральном законе "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения федерального бюджета в 2020 году".

(Пункт 9 введен в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2020 №592)

10. Установить, что предоставление в 2020 году в соответствии с настоящим постановлением гарантий по кредитам, привлекаемым принципалами, указанными в подпункте "а" настоящего пункта, осуществляется с учетом следующих особенностей:

а) для целей настоящего пункта принципалами являются российские юридические лица, созданные в 2020 году (государственная регистрация юридических лиц и внесение записи о них в Единый государственный реестр юридических лиц осуществлены в 2020 году), являющиеся специализированными организациями и выполняющие в соответствии с законодательством Российской Федерации и со своими учредительными документами функции лизингодателей, основным видом деятельности которых в соответствии с уставами является приобретение (в том числе путем заключения договоров поставки, контрактов на строительство) и передача в лизинг предметов лизинга;

б) на основании Федерального закона "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2020 году" в соответствии с Правилами предоставляются гарантии по кредитам на срок от 3 до 20 лет в обеспечение исполнения в установленный кредитными договорами срок обязательств принципалов по возврату суммы кредита (погашению основного долга) в объеме до 100 процентов фактически предоставленной принципалам суммы кредита;

в) отбор принципалов для оказания государственной гарантийной поддержки в соответствии с настоящим пунктом осуществляет Правительственная комиссия по мотивированному представлению межведомственной комиссии, создаваемой при Министерстве экономического развития Российской Федерации, с особенностями, указанными в подпунктах "г" и "д" настоящего пункта;

г) в соответствии с абзацем четвертым пункта 2 Правил определения минимального объема (суммы) обеспечения регрессных требований Российской Федерации анализ финансового состояния принципала проводится в соответствии с методикой, предусмотренной приложением №2 к Правилам определения минимального объема (суммы) обеспечения регрессных требований Российской Федерации, без применения показателей покрытия основных средств собственными средствами, покрытия основных средств собственными и долгосрочными заемными средствами, текущей ликвидности, рентабельности продаж, нормы чистой прибыли, отношения суммы заемных средств (с учетом суммы кредитов (облигационных займов), привлекаемых принципалом под государственные гарантии Российской Федерации) и выданного принципалом обеспечения обязательств и платежей к собственным средствам. В случае если по результатам анализа финансовое состояние принципала признано удовлетворительным, принципал относится к группе принципалов с низкой степенью удовлетворительности финансового состояния;

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Постановление Правительства Российской Федерации от 10 мая 2017 года №549
"О государственных гарантиях Российской Федерации по кредитам или облигационным займам, привлекаемым юридическими лицами на цели, установленные Правительством Российской Федерации в рамках мер, направленных на решение неотложных задач по обеспечению устойчивости экономического развития"

О документе

Номер документа:549
Дата принятия: 10.05.2017
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:23.05.2017
Органы эмитенты: Правительство

Опубликование документа

Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 15 мая 2017 года.

Редакции документа

Текущая редакция принята: 22.04.2023  документом  Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 10 мая 2017 г. №549"
Вступила в силу с: 10.05.2023


Редакция от 07.04.2022, принята документом Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 10 мая 2017 г. №549 и признании утратившим силу отдельного положения акта П
Вступила в силу с: 16.04.2022


Редакция от 02.11.2021, принята документом Постановление Правительства Российской Федерации О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 10 мая 2017 г. №549 № 1907 от 02/11/2021
Вступила в силу с: 03.11.2021


Редакция от 31.05.2021, принята документом Постановление Правительства Российской Федерации О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 10 мая 2017 г. №549... № 838 от 31/05/2021
Вступила в силу с: 02.06.2021


Редакция от 18.11.2020, принята документом Постановление Правительства Российской Федерации О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 10 мая 2017 г. №549 № 1863 от 18/11/2020
Вступила в силу с: 19.11.2020


Редакция от 12.10.2020, принята документом Постановление Правительства Российской Федерации О внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 10 мая 2017 г. №549 № 1673 от 12/10/2020
Вступила в силу с: 23.10.2020


Редакция от 20.05.2020, принята документом Постановление Правительства Российской Федерации О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации № 712 от 20/05/2020
Вступила в силу с: 22.05.2020


Редакция от 26.04.2020, принята документом Постановление Правительства Российской Федерации О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими... № 592 от 26/04/2020
Вступила в силу с: 27.04.2020


Редакция от 07.02.2020, принята документом Постановление Правительства Российской Федерации О внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 10 мая 2017 г. №549 № 108 от 07/02/2020
Вступила в силу с: 18.02.2020


Редакция от 03.04.2019, принята документом Постановление Правительства Российской Федерации О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 10 мая 2017 г. №549 № 391 от 03/04/2019
Вступила в силу с: 17.04.2019


Редакция от 11.10.2018, принята документом Постановление Правительства Российской Федерации О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 10 мая 2017 г. №549 № 1217 от 11/10/2018
Вступила в силу с: 12.10.2018


Редакция от 30.12.2017, принята документом Постановление Правительства Российской Федерации О внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 10 мая 2017 г. №549 № 1720 от 30/12/2017
Вступила в силу с: 17.01.2018


Первоначальная редакция от 10.05.2017