Действует

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 23 декабря 2015 года №12

О практике рассмотрения судами гражданских дел о признании имущества бесхозяйным

(В редакции Постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 31.03.2021 г. №2, 30.06.2022 г. №4)

Обсудив результаты изучения и обобщения судебной практики, в целях единообразного применения судами законодательства при рассмотрении дел о признании имущества бесхозяйным Пленум Верховного Суда Республики Беларусь постановляет:

1. Обратить внимание судов, что правильное и своевременное рассмотрение дел о признании имущества бесхозяйным является одной из гарантий обеспечения защиты прав и законных интересов собственников имущества и призвано способствовать вовлечению бесхозяйного имущества в гражданский оборот, что имеет важное значение для повышения рациональности и эффективности использования материальных ресурсов, наведения порядка на земле.

Бесхозяйными могут быть признаны только те вещи, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен, либо вещи, от права собственности на которые собственник отказался (пункт 1 статьи 226 Гражданского кодекса Республики Беларусь). Особенности признания бесхозяйным отдельных видов имущества устанавливаются законодательными актами.

2. К нормативным правовым актам, регулирующим рассмотрение дел о признании имущества бесхозяйным, относятся, в частности, Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее - ГК), Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь (далее - ГПК), Указ Президента Республики Беларусь от 9 августа 2011 г. №348 "О мерах по организации сбора, хранения неэксплуатируемых транспортных средств и их последующей утилизации", Указ Президента Республики Беларусь от 24 марта 2021 г. №116 "Об отчуждении жилых домов в сельской местности и совершенствовании работы с пустующими домами" (далее - Указ №116).

(В пункт внесены изменения в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 30.06.2022 №4)
(см. предыдущую редакцию)

3. Судам следует иметь в виду, что дела о признании имущества бесхозяйным подлежат рассмотрению в порядке особого производства (§6 и §6-1 главы 30 ГПК). К ним относятся дела по заявлению: о признании движимой вещи бесхозяйной; о признании права коммунальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь; о признании материалов, из которых возведена самовольная постройка, бесхозяйными и признании права коммунальной собственности на них; о признании неэксплуатируемого транспортного средства бесхозяйным и передаче его в собственность соответствующей административно-территориальной единицы.

Также в порядке особого производства (применительно к статьям 379 и 380 ГПК) с учетом предмета правового регулирования Указа №116 подлежит рассмотрению заявление о признании пустующего дома, а в установленных случаях - и находящегося в нем движимого имущества бесхозяйным и передаче его в собственность соответствующей административно-территориальной единицы (далее - заявление о признании пустующего дома бесхозяйным).

В отличие от заявления о признании неэксплуатируемого транспортного средства бесхозяйным требование о возмещении органу внутренних дел или организации, которым принадлежат средства эвакуации или охраняемая стоянка, затрат на перемещение и последующее хранение этого транспортного средства подлежит рассмотрению в порядке искового производства, поскольку связано с разрешением спора о праве.

(В пункт внесены изменения в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 30.06.2022 №4)
(см. предыдущую редакцию)

4. Пункт исключен в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 31.03.2021 №2

(см. предыдущую редакцию)

5. Необходимо учитывать, что правом обращения с заявлением о признании имущества бесхозяйным обладают лица, непосредственно указанные в нормативных правовых актах, регулирующих рассмотрение дел данной категории (например, статьи 379 и 380-1 ГПК), либо их представители, специально уполномоченные на то доверенностью. В силу статьи 81 ГПК с заявлением о признании имущества бесхозяйным вправе обратиться прокурор.

При подаче заявления лицами, не обладающими соответствующими правами, суд отказывает в возбуждении дела. Если это обстоятельство установлено во время предварительного судебного заседания либо судебного разбирательства, производство по делу подлежит прекращению (часть третья статьи 362 ГПК).

6. Разрешая вопрос возбуждения дела о признании пустующего дома бесхозяйным, судам следует учитывать, что правом на обращение в суд наделены местные администрации районов в городах (при отсутствии в городе областного подчинения местных администраций районов - городской исполнительный комитет), районные исполнительные комитеты либо по их поручению городские (городов районного подчинения), сельские, поселковые исполнительные комитеты по месту нахождения жилого дома (пункт 13 Указа №116).

Полномочия исполнительного комитета первичного территориального уровня на обращение в суд с заявлением о признании пустующего дома бесхозяйным подтверждаются решением (выпиской из решения) исполнительного комитета базового территориального уровня.

(В пункт внесены изменения в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 30.06.2022 №4)
(см. предыдущую редакцию)

7. С требованием о признании неэксплуатируемого транспортного средства бесхозяйным и передаче его в собственность административно-территориальной единицы могут обратиться только местные исполнительные и распорядительные органы. Такое заявление подлежит рассмотрению в суде по месту выявления неэксплуатируемого транспортного средства независимо от места фактического расположения охраняемой стоянки, где такое транспортное средство хранится, или места расположения организации, которой охраняемая стоянка принадлежит.

Обращение с заявлением о признании неэксплуатируемого транспортного средства бесхозяйным юридических лиц, которым принадлежит охраняемая стоянка, законом не предусмотрено.

8. Обратить внимание судов, что заявление о признании имущества бесхозяйным должно не только соответствовать общим требованиям, предъявляемым к процессуальному документу о возбуждении дела (статья 243 ГПК), но и учитывать особенности, предусмотренные для дел данной категории (части четвертая-шестая статьи 379, часть третья статьи 380-1 ГПК).

Принимая во внимание требования пункта 9 Указа №116, судам следует проверять наличие в заявлении о признании пустующего дома бесхозяйным (прилагаемых документах) сведений о состоянии дома, представляемых комиссией по обследованию состояния жилых домов, о включении его в реестр пустующих домов, о направлении лицам, указанным в акте осмотра жилого дома, извещения о наличии оснований для признания жилого дома пустующим либо опубликовании извещения и (или) сведений о поиске правообладателей в периодических печатных изданиях (республиканском и (или) местном печатном издании) и (или) иных средствах массовой информации, на официальном сайте местного исполнительного и распорядительного органа в глобальной компьютерной сети Интернет.

Несоблюдение этих требований может повлечь оставление заявления без движения (статья 248 ГПК).

(В пункт внесены изменения в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 30.06.2022 №4)
(см. предыдущую редакцию)

9. Разъяснить судам, что при обращении заявителя в суд до истечения одного года со дня принятия недвижимого имущества на учет как бесхозяйного, либо до истечения трех месяцев со дня вручения акта осмотра неэксплуатируемого транспортного средства его собственнику (владельцу), а при отсутствии сведений о нем - со дня принудительного перемещения транспортного средства на охраняемую стоянку, либо в случаях, когда исполнительным комитетом не принималось решение о судьбе самовольной постройки, следует отказывать в возбуждении дела.

В силу части второй пункта 8 Указа №116 пустующие дома не подлежат постановке на учет как бесхозяйное недвижимое имущество в территориальных организациях по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним. В связи с этим установленный в части третьей статьи 379 ГПК годичный срок при рассмотрении заявлений о признании пустующего дома бесхозяйным не применяется.

(В пункт внесены изменения в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 30.06.2022 №4)
(см. предыдущую редакцию)

10. Необходимо учитывать, что в силу статей 380 и 380-2 ГПК заявление о признании имущества бесхозяйным рассматривается судом с участием всех юридически заинтересованных по делу лиц - заявителя, заинтересованных граждан и юридических лиц.

В качестве заинтересованных граждан и юридических лиц следует привлекать собственников, иных лиц, имеющих право владения и пользования имуществом (например, зарегистрированных в пустующем доме граждан), лиц, которым жилой дом принадлежит на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также иных лиц, на чьи охраняемые законом интересы может повлиять решение по делу. Указанные лица вправе вступить в дело и по собственной инициативе (часть вторая статьи 362 ГПК, часть вторая пункта 11 Положения о порядке работы местных исполнительных и распорядительных органов с пустующими жилыми домами, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 сентября 2021 г. №547 (далее – Положение)).

Суд может рассмотреть дело в отсутствие заинтересованных граждан и юридических лиц, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в случае признания причин их неявки неуважительными (часть четвертая статьи 282 ГПК).

(В пункт внесены изменения в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 30.06.2022 №4)
(см. предыдущую редакцию)

11. Обратить внимание судов, что по делам о признании имущества бесхозяйным доказыванию подлежат факты отсутствия у вещи собственника, отказа собственника от права собственности на вещь, вступления заявителя во владение движимой вещью либо соблюдения порядка постановки недвижимого имущества на учет (внесения дома в реестр пустующих домов).

Факт отсутствия у вещи собственника может быть подтвержден, например, сведениями, полученными от нотариусов, жилищно-эксплуатационных, регистрирующих, налоговых и иных уполномоченных органов.

Отказ собственника от права собственности на вещь может быть установлен на основании его письменного заявления, объяснений в суде, свидетельских показаний и других доказательств о поведении собственника, определенно свидетельствующем об устранении его от владения, пользования и распоряжения вещью без намерения сохранить право собственности на нее.

В соответствии с частью четвертой пункта 9 и частью четвертой пункта 10 Указа №116 отказом собственника от права собственности на жилой дом признается непредставление им в местный исполнительный и распорядительный орган, направивший (опубликовавший) извещение о наличии оснований для признания жилого дома пустующим, уведомления о намерении использовать жилой дом для проживания и непринятие в течение одного года мер по приведению жилого дома и земельного участка, на котором он расположен, в состояние, пригодное для использования их по целевому назначению.

Отказ лица, осуществившего самовольное строительство, выполнить вступившее в силу решение областного (Минского городского) исполнительного комитета о сносе либо приведении в прежнее состояние самовольной постройки, а также невыполнение этого решения в установленный срок признается отказом от права собственности на материалы, из которых самовольная постройка возведена (часть вторая пункта 1 статьи 237 ГК).

Факт вступления заявителя во владение может подтверждаться любыми доказательствами, достоверно свидетельствующими об использовании движимой вещи или совершении иных действий, свидетельствующих об обращении вещи в собственность.

(В пункт внесены изменения в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 30.06.2022 №4)
(см. предыдущую редакцию)

12. При рассмотрении дел о признании пустующих домов бесхозяйными судам следует выяснять, по каким причинам дом не используется для проживания и собственник, иные лица, имеющие право владения и пользования, лица, которым жилой дом принадлежит на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, до включения дома в реестр пустующих домов не уведомили местный исполнительный и распорядительный орган о намерении использовать дом для проживания. Если эти действия собственника, иных лиц, имеющих право владения и пользования, вызваны, например, переводом на работу в другую местность; призывом на военную службу, направлением на альтернативную службу, нахождением в служебной командировке, в медицинских учреждениях, учреждениях социального обслуживания, лечебно-трудовых профилакториях, на обучении в учреждениях образования, расположенных в ином населенном пункте; отбыванием наказания в виде лишения или ограничения свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа, в признании пустующего дома бесхозяйным может быть отказано (часть первая пункта 6 Положения, часть первая пункта 11 Указа №116).

(В пункт внесены изменения в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 30.06.2022 №4)
(см. предыдущую редакцию)

13. Разъяснить судам, что заявление о признании бесхозяйным транспортного средства, которое является неэксплуатируемым и не может быть допущено к участию в дорожном движении, рассматривается с учетом особенностей, предусмотренных §6-1 главы 30 ГПК и Указом Президента Республики Беларусь от 9 августа 2011 г. №348.

Отнесение транспортных средств к неэксплуатируемым следует осуществлять в строгом соответствии с положениями пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 9 августа 2011 г. №348. Для рассмотрения данной категории дел под неэксплуатируемым понимается транспортное средство, на котором отсутствуют элементы, предусмотренные его конструкцией (стекла салона, колеса, элементы кузова), имеется их деформация либо внешне видимые повреждения, при наличии которых запрещается его участие в дорожном движении и (или) исключается возможность эксплуатации, а также транспортное средство, которое не эксплуатируется более шести месяцев со дня истечения срока действия разрешения на допуск его к участию в дорожном движении и которое не поддерживается в надлежащем состоянии, допускающем возможность его участия в дорожном движении и (или) эксплуатации. Перечень неисправностей транспортных средств и условий, при которых запрещается их участие в дорожном движении, определен в приложении 4 к Правилам дорожного движения, утвержденным

Указом Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 г. №551 "О мерах по повышению безопасности дорожного движения".

Данные обстоятельства могут быть подтверждены сведениями из подразделений Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь, актом осмотра транспортного средства, выпиской из журнала учета неэксплуатируемых транспортных средств, другими доказательствами, подтверждающими техническое состояние транспортного средства.

Если транспортное средство не относится к неэксплуатируемым транспортным средствам, однако брошено собственником (владельцем) или иным образом оставлено с целью отказа от права собственности, не исключается признание его бесхозяйным как движимой вещи в порядке статей 379 и 380 ГПК.

(В пункт внесены изменения в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 31.03.2021 №2)
(см. предыдущую редакцию)

14. Необходимо иметь в виду, что с учетом особенностей наследственного правопреемства и положений статьи 1039 ГК в случае отсутствия наследников по закону и по завещанию, либо отсутствия у них права наследовать, либо отказа всех наследников от наследства наследственное имущество не может быть признано бесхозяйным. Такое имущество передается в собственность административно-территориальной единицы как выморочное наследство в порядке, предусмотренном §7 главы 30 ГПК.

15. Решение суда о признании имущества бесхозяйным должно соответствовать общим требованиям к решению, изложенным в статьях 302-306 ГПК. В резолютивной части решения следует излагать вывод об удовлетворении или об отказе в удовлетворении заявления.

В случае удовлетворения заявления о признании имущества бесхозяйным в резолютивной части решения отражаются отличительные признаки (идентификационные данные) такого имущества, а также указывается, в чью собственность это имущество передается. Если имущество передается в собственность административно-территориальной единицы, для ее определения судам следует руководствоваться положениями законов Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. №154-З "Об административно-территориальном устройстве Республики Беларусь" и от 12 июля 2000 г. №410-З "О статусе столицы Республики Беларусь - города Минска". По делам данной категории возмещение заинтересованными лицами судебных расходов заявителю либо государству законом не предусмотрено.

(В пункт внесены изменения в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 31.03.2021 №2)
(см. предыдущую редакцию)

16. На установленные в судебном заседании факты нарушения местными исполнительными и распорядительными органами прав и законных интересов собственников имущества, ненадлежащего исполнения возложенных законодательными актами обязанностей по наведению порядка на земле, а также своевременному и полному выявлению, учету и определению судьбы бесхозяйного имущества на территории населенных пунктов судам следует реагировать вынесением частных определений.

17. Областным, Минскому городскому судам периодически изучать и обобщать практику рассмотрения судами дел о признании имущества бесхозяйным, принимать необходимые меры по ее правильному и единообразному формированию и направлению.

Председатель Верховного Суда Республики Беларусь

В.О.Сукало

Секретарь Пленума, судья Верховного Суда Республики Беларусь

А.М.Паутов

Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 23 декабря 2015 года №12
"О практике рассмотрения судами гражданских дел о признании имущества бесхозяйным"

О документе

Номер документа:12
Дата принятия: 23.12.2015
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:08.02.2016
Органы эмитенты: Судебные органы

Опубликование документа

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь от 10 февраля 2016 года, 6/1532.

Редакции документа

Текущая редакция принята: 30.06.2022  документом  Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь Об изменении постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь № 4 от 30.06.2022
Вступила в силу с: 30.06.2022


Редакция от 31.03.2021, принята документом Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь Об изменении постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь № 2 от 31/03/2021
Вступила в силу с: 31.03.2021


Первоначальная редакция от 23.12.2015