Действует

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

от 4 марта 2002 года №94

Об утверждении Концепции реформы здравоохранения Республики Таджикистан

В целях осуществления реформы здравоохранения страны, ориентированной на международную практику, внедрение новых более эффективных и экономичных подходов организации, развития, повышения качества и доступности медико-санитарной помощи населению и дальнейшего развития международного сотрудничества в этой области Правительство Республики Таджикистан постановляет:

Утвердить прилагаемую Концепцию реформы здравоохранения Республики Таджикистан.

Председатель Правительства Республики Таджикистан

Э.Рахмонов

Утверждена Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 4 марта 2002 года №94

Концепция реформы здравоохранения Республики Таджикистан

Здоровье народа является ценнейшим богатством, важнейшим фактором развития и благосостояния страны. С этой точки зрения здравоохранение должно рассматриваться не как сфера потребления, а как сфера доходных капиталовложений, направленных на сокращение бедности, мобилизацию ресурсов, привлекающих внимание международного сообщества.

Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмонов

СПИСОК УСЛОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ

АООТ - Акционерное общество открытого типа

ВВП - Валовый внутренний продукт

ВОЗ - Всемирная Организация Здравоохранения

ГБАО - Горно-Бадахшанская Автономная область

ГНЦЭЛ - Государственный научный центр экспертизы лекарств

ГЦЗ - Городской центр здоровья

ЕРБ ВОЗ = Европейское Региональное Бюро Всемирной Организации Здравоохранения

ЛПУ - Лечебно-профилактическое учреждение

ЛРЗ - Людские ресурсы здравоохранения

МКБ 10 - Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем, десятого пересмотра

НЛП - Национальная лекарственная политика

ПМСП - Первичная медико-санитарная помощь

РПО - Республиканское производственное объединение

РРП - Районы республиканского подчинения

РЦЗ - Районный центр здоровья

СВА - Сельская врачебная амбулатория

СЦЗ - Сельский центр здоровья

СОЛС - Список основных лекарственных средств

СПИД - Синдром приобретенного иммунодефицита

СПТАФЛ - Совместное предприятие "Таджик Аджанта Фарма Лимитед"

СУБ - Сельская Участковая Больница

СЭС - Санитарно-эпидемиологическая станция

США - Соединенные Штаты Америки

ТГМУ - Таджикский Государственный медицинский университет

ТИППМК - Таджикский институт последипломной подготовки медицинских кадров

ЦГБ - Центральная городская больница

ЦРБ - Центральная районная больница

Краткое содержание

Таджикистан - древнее государство, расположенное в юго-восточной части Центральной Азии, граничит Республика Узбекистан, Кыргызская Республика, Китайская Народная Республика и Исламское Государство Афганистан. Тонкая полоса территории Афганистана отделяет Таджикистан от Индии и Пакистана. Площадь республики составляет 143,100 км2 с плотностью населения 43,8 (Прим.1) человек на кв.км. Численность постоянного населения Таджикистана на конец 2000 года составила 6.250.000 (Прим.1) человек. Государственным языком является таджикский.

После получения независимости страна столкнулась не только с экономическими трудностями, но и перенесла политические и этнические разногласия, приведшие в середине 1992 года к гражданской войне. Страна не имела возможностей сконцентрировать внимание на экономических реформах до момента подписания Общего Соглашения об установлении мира и национального согласия в Таджикистане 27 июня 1997 г.

ВВП в 2000 году составил 159,6 долларов США на душу населения (Прим.1), (ВВП в 1999 году - 149,4). Ссылаясь на заявление Всемирного Банка (1998г.), около 80% населения можно отнести к бедным слоям, в связи с чем огромное значение имеет реструктуризация экономики и адаптация к рыночным условиям.

Экономический, политический и социальный упадок повлияли на ухудшение показателей здоровья населения. На сегодняшний день, большинство показателей здоровья нации характеризуют Таджикистан как государство, имеющее более низкий статус здоровья, по сравнению с другими государствами со средним уровнем дохода. Рост инфекционных болезней вызывает тревогу.

Социальная и экономическая нестабильность достаточно негативно отразились на состоянии системы здравоохранения. При этом малоэффективную систему оказания медицинской помощи усугубил разрыв экономических связей, спад производства, финансовые и другие трудности. Соответствующее снижение статуса здоровья населения способствовало осознанию острой необходимости в проведении реформ в секторе здравоохранения с целью стабилизации и улучшения создавшегося положения.

Для осуществления этой деятельности, при поддержке Всемирной организации здравоохранения, начал функционировать "Проект реформирования здравоохранения", в рамках которого подготовлен проект документа "Концепция реформы здравоохранения Республики Таджикистан" (Мастер-план), определяющий стратегии развития отрасли, направленные на обеспечение равного доступа к услугам здравоохранения, отвечающим запросам и нуждам бедных слоев населения, путем приоритизации и укрепления служб первичной медико-санитарной помощи.

Служба первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) будет укреплена путем её реорганизации и пересмотром функций, перераспределения ресурсов здравоохранения, внедрением семейной медицины, обучением персонала, улучшением физической инфраструктуры и качества медицинских услуг, обеспечением лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения. Первичная медико-санитарная помощь будет доступна для населения, преследовать цель укрепления здоровья и профилактики болезней. Организационная структура будет включать Дома здоровья (Бунгохи Саломати), Сельский Центр Здоровья (СЦЗ) {Маркази Саломатии Дехот), Районные Центры Здоровья (РЦЗ) {Маркази Саломатии Нохия) и Городские Центры Здоровья (ГЦЗ) (Маркази Саломатии Шахри), в которых могут быть развернуты койки дневного и короткого пребывания. Семейные врачи и семейные медсестры будут основными поставщиками медицинских услуг. Новый подход к оказанию медицинских услуг, основанный на бригадном методе, будет способствовать совершенствованию навыков персонала, улучшению качества медицинской помощи, интегрированию служб здравоохранения и сокращению распространения заболеваний.

Реформы госпитальной службы достигнут своей цели при исключении дублирования и рациональном использовании имеющихся ресурсов. Госпитальная служба будет состоять из 2 уровней - больниц широкого профиля и специализированных с оптимальным количеством коек. Учитывая, что больницам будет предоставлена автономия и больше ответственности, их руководители пройдут обучение навыкам управления (менеджмента). Намечено совершенствование информационной системы, управленческих функций внутри больниц, таких как финансовое управление, управление клиническими отделениями, основными фондами и кадровыми ресурсами. Развитие сестринского дела, обеспечение качества клинической практики приведет к эффективному использованию больничных коек. Внедрение современных организационно-экономических механизмов управления, в том числе финансирования будет способствовать развитию самостоятельности и коммерциализации госпитальной службы.

Существующие функции и организационная структура органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы Министерства здравоохранения Республики Таджикистан будут изменены на всех уровнях (центральный, областной, городской и районный). На базе санитарно-эпидемиологических станций будут созданы центры санитарно-эпидёмиологического надзора. Некоторые функции службы в области гигиены окружающей среды будут интегрированы с ПМСП, получит дальнейшее развитие межсекторальное сотрудничество.

Финансирование будет осуществляться из государственного бюджета, а также из других дополнительных источников. Будет улучшена физическая инфраструктура службы. Для совершенствования навыков и знаний персонала службы будут разработаны и внедрены обучающие программы.

Обеспечение доступности качественных лекарственных средств населению, определение потребности, надлежащее их назначение и использование, будет лежать в основе Национальной лекарственной политики. Будут усовершенствованы процедуры контроля за качеством импортируемых лекарственных средств. Ожидается дальнейшая приватизация аптек и развитие местного фармацевтического производства. Рационализация аптечной сети, льготное лицензирование будут способствовать открытию аптек в отдаленных районах, расширит доступность населения к медикаментам. При регистрации лекарств будет отдано предпочтение лекарственным средствам, соответствующим Списку Основных Лекарственных Средств (СОЛС), а также генерическим лекарственным средствам. Дальнейшее развитие получат льготный отпуск лекарственных средств и адресная помощь определенному контингенту населения. Планируется создать Информационный Центр по лекарственным средствам для обеспечения обмена информацией и связи с лечебно-профилактическими учреждениями. Будут разработаны Руководства по клинической практике на уровне ПМСП, что улучшит практику прописывания лекарственных средств.

Подготовка семейных врачей и семейных медсестер с целью перехода от специализированных служб к общеврачебной (семейной) практике станет основой политики людских ресурсов здравоохранения. Планирование людских ресурсов будет происходить не только с учетом соотношения медицинского персонала к населению, но и развития системы, основанной на рабочей нагрузке. Улучшение управления людскими ресурсами будет обеспечено разработкой эффективной системы стимулирования и рационализацией функций персонала. Будет разработан механизм для привлечения медицинских кадров к работе в районах с их низкой обеспеченностью и в непристижные специальности, при этом особую значимость будет иметь государственное регулирование. Повышение ответственности на каждом уровне здравоохранения поднимет статус врачей и специалистов сестринского дела. Структура продвижения по служебной лестнице врачей, специалистов сестринского дела будет пересмотрена. Сертификацию отдельных видов деятельности специалистов планируется проводить сразу же после окончания медицинского учебного заведения и, в дальнейшем, через каждые 5 лет. Лицензирование будет проводиться в установленном законодательством порядке.

Основным источником финансирования служб здравоохранения останется государственный бюджет, получат развитие дополнительные источники финансирования. Условия пребывания в больницах должны быть улучшены, и система оплаты медицинских услуг будет соответствовать критериям их сложности срочности и неотложности. Система оплаты поставщиков медицинских услуг будет изменена для достижения низкозатратности. В больницах будет введен механизм оплаты за пролеченный случай, а учреждения ПМСП получат средства по потребности обслуживаемого населения (подушевое финансирование). Определятся приоритетные услуги здравоохранения, на которые направится общее финансирование. Медицинское страхование граждан будет введено при создании соответствующих условий.

Основными принципами организации и управления службами здравоохранения станут децентрализация, развитие межсекторального сотрудничества и участие населения. Обучение менеджменту будет служить предпосылкой для распределения полномочий. Межсекторальным сотрудничеством будет руководить Национальный Совет здравоохранения. Будет совершенствована руководящая роль Министерства здравоохранения посредством создания новых организационных структур, обучения людских ресурсов управленческим и аналитическим навыкам, улучшения информационной системы. Основной функцией Министерства здравоохранения будет разработка и реализация единой государственной политики в области охраны здоровья населения и здравоохранения. В связи с этим его главными задачами станут планирование, разработка и внедрение политики и стратегии, государственное регулирование. Областные и городские управления здравоохранения будут реорганизованы согласно изменениям их функциональной деятельности.

В городах и районах республики будут определены структурные подразделения органов исполнительной власти на местах (Хукуматы), ответственные за управление городской, районной системой здравоохранения.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Постановление Правительства Республики Таджикистан от 4 марта 2002 года №94
"Об утверждении Концепции реформы здравоохранения Республики Таджикистан"

О документе

Номер документа:94
Дата принятия: 04/03/2002
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:04/03/2002
Органы эмитенты: Правительство

Опубликование документа

Нет сведений