Дата обновления БД:
28.03.2024
Добавлено/обновлено документов:
132 / 332
Всего документов в БД:
132538
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
от 1 апреля 2011 года №165
Об утверждении Государственной целевой программы развития транспортного комплекса Республики Таджикистан до 2025 года
В соответствии со статьей 7 Закона Республики Таджикистан "О транспорте", в целях обеспечения развития транспортного комплекса и определения приоритетных направлений отрасли Правительство Республики Таджикистан постановляет:
1) Утвердить Государственную целевую программу развития транспортного комплекса Республики Таджикистан до 2025 года (прилагается).
2) Соответствующим министерствам и ведомствам, местным исполнительным органам государственной власти областей, городов и районов республики при разработке государственных прогнозов, концепций и программ социально-экономического развития учесть данную Программу и представить информацию о ходе его выполнения в Правительство Республики Таджикистан не позднее 5 марта каждого года.
3) Министерству транспорта Республики Таджикистан разработать план мероприятий по осуществлению данной Программы и ежегодно представлять информацию о ходе его выполнения в Правительство Республики Таджикистан.
Председатель Правительства Республики Таджикистан
Эмомали Рахмон
Утверждена Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 1 апреля 2011 года №165
Государственная целевая программа развития транспортного комплекса Республики Таджикистан до 2025 года
1. Предисловие
Республика Таджикистан с площадью в 143,1 тыс.. кв. км расположена в горной части Центральной Азии, в центре перекрестка, связующего развитые транспортные сети Севера (транспортные сети России и Казахстана) с крупными международными торговыми портами Юга (города-порты побережья Индийского океана), и на пути самой короткой торговой магистрали, связывающей Восток (в том числе Народную Республику Китай с её высоким темпом развития экономики) с Западом (страны Европы и другие государства бассейна Средиземноморья).
Транспортная инфраструктура страны, созданная в основном в 60-80 годах прошлого столетия как составная часть транспортной сети СССР, имела свойство односторонней территориальной тупиковости, и в 90-е годы быстро деградировала по объективным причинам.
В связи с тем что, в новой исторической стадии развития экономики существующая транспортная инфраструктура не соответствовала стратегическим задачам экономического развития в плане внутренних и внешних перевозок, возникла необходимость определения новой тенденции развития инфраструктуры наряду с другими стратегическими задачами развития экономики страны.
Транспортный комплекс Республики Таджикистан объединяет автомобильный, железнодорожный и авиационный виды транспорта, а также включает автомобильные дороги. В специфических природно-климатических условиях республики, около 93% территории которой занимают горы, автомобильный транспорт имеет важное стратегическое положение среди других видов транспортных средств, особенно в части обеспечения постоянных внутренних перевозок и охвата всех регионов страны. Поэтому придается особое значение развитию сети автомобильных дорог и ее объектов, обеспечивающих круглогодичную связь центра с другими регионами республики.
С развитием автомобильного транспорта расширение сети железных дорог, как крупнейшего перевозчика в плане международных перевозок, также Определено как важный фактор транспортной структуры страны. В этом направлении придается особое значение строительству новых линий железных дорог, соединяющих центр со стратегически важными регионами республики, железнодорожными сетями соседних государств и превращение их в дальнейшем в основную магистраль транзитных международных перевозок оценивается как главная основа международных транспортных связей.
В повышении уровня обслуживания и конкурентоспособности предприятий воздушного транспорта республики на международном уровне большое значение имеют реализация структурных реформ, обновление и укрепление технической базы, создание аэропортовских сооружений и современных терминалов данной отрасли, а также обеспечение самостоятельного аэронавигационного обслуживания страны.
Государственная целевая программа "Развитие транспортного комплекса Республики Таджикистан до 2025 года" (далее - Программа) разработана на основе многофакторного анализа, прогнозной оценки и программы развития всех составляющих транспортного комплекса Республики Таджикистан, с учетом того, что транспортный комплекс является двигательной силой в отношении с другими реальными секторами экономики страны.
2. Цели, задачи и принципы Программы
1) Цели и задачи Программы:
- разработка комплекса мер по последовательному развитию транспортного комплекса Республики Таджикистан, способного удовлетворять требования населения Республики Таджикистан в экономически выгодном и безопасном транспортном обслуживании, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе;
- создание инфраструктурной транспортной сети Республики Таджикистан, способствующей удовлетворению экономических и бытовых потребностей с соблюдением установленных норм безопасности.
2) Последовательное развитие транспортной отрасли Республики Таджикистан способствует развитию всех связанных с ней секторов экономики, созданию большого количества новых рабочих мест и улучшению социальной сферы общества. В этой связи необходимо уделить особое внимание развитию всех секторов транспортного комплекса республики, чего можно достичь в результате государственного регулирования отрасли. Очевидно, что такой процесс должен быть осуществлен в рамках единой программы макроэкономического и внутриотраслевого развития.
Основная задача программы заключается в обеспечении заслуживающей доверия, эффективной, действенной и интегрированной работы транспорта и инфраструктуры, содействующей социально-экономическому развитию региона. Она достигается путем повышения уровня сервисного обслуживания и минимизации транспортных затрат, улучшения качества автомобильных и железных дорог, авиалиний.
Следует отметить, что реализация данной Программы также создаст реальные предпосылки для достижения основных показателей национальных стратегий развития и снижения уровня бедности в стране.
Важнейшим показателем, характеризующим значимость той или иной отрасли для экономики и социальной сферы, является вклад отрасли в формирование Внутреннего валового продукта (далее - ВВП).
Рост реальных инвестиций в развитие транспортного комплекса является необходимым условием обеспечения стратегической задачи ускорения роста ВВП Республики Таджикистан. Удельный вес транспортных расходов в стоимости продукции колеблется от 5 до 35 процентов в зависимости от отрасли народного хозяйства.
Технически и морально устаревший транспортный парк препятствует снижению издержек обращения и приводит к заметному снижению уровня конкурентоспособности транспортных услуг в экономике Таджикистана.
Важнейшим социально-экономическим параметром, оказывающим влияние на объем пассажирских перевозок железнодорожным и воздушным транспортом. является темп роста реальных доходов на душу населения. Анализ показывает, что при росте реальных денежных доходов населения на 1 процент объем воздушных пассажирских перевозок возрастает в среднем на 1,6 процента.
3) Настоящая Программа основывается на данных исследований международных финансовых институтов и специалистов отрасли и имеет целью:
- предоставление инфраструктуры, которая сводит до минимума общие транспортные расходы;
- обеспечение развития отдельных видов транспорта в рамках их эффективной деятельности;
- способствование увеличению транзитных возможностей страны и превращение ее в туристический регион;
- способствование обеспечению свободной конкуренции во внутреннем и международном рынках транспортного обслуживания.
4) Программа подготовлена на основе следующих обоснованных предположений:
- ВВП будет иметь устойчивый рост в краткосрочном периоде развитии экономики около 5 процентов в год, в долгосрочном периоде до 4 процентов;
- темпы роста объема транспортной деятельности будет опережать рост ВВП и составит для автомобильного транспорта 1,4 процента к 1 проценту роста ВВП, воздушного и железнодорожного транспорта - 1,6 процента.
5) При определении объема необходимых инвестиций для реализации мер, указанных в Программе, использованы следующие критерии:
- экономическая эффективность инвестиций - 15 процентов;
- уровень риска при реализации Программы - наименьший;
- больше внимания уделять регионам, где уровень бедности населения и социальные потребности наивысшие;
- акцентировать внимание на международные магистрали.
6) Программа будет реализована в рамках следующих трех важных ограничений, а именно:
- увеличения вклада Правительства только при увеличении бюджетных доходов;
- нельготные займы (и некоторые льготные займы) в рамках пределов, устанавливаемых с точки зрения международных финансовых институтов;
- внешние займы осуществляются только на основе роста ВВП.
7) Поэтому:
а) в автотранспортном секторе:
- для модернизации парка подвижного состава будут использованы возможности частного сектора и местных органов власти;
- сеть логистических центров (транспортных терминалов) будет создаваться в основном за счет льготного кредитования и собственных средств перевозчиков;
б) в железнодорожном секторе:
- реализация проектов будет осуществляться за счет собственных доходов и привлечения частного капитала;
в) в воздушном секторе:
- авиакомпании должны быть способными по коммерческим процентным ставкам закупать необходимое оборудование, самолёты и вертолёты;
- деятельность аэропортов, терминалов и управления полетами будет обеспечена на основе повышения качества обслуживания;
г) в дорожном секторе (автомобильном и железнодорожном): в краткосрочном и среднесрочном периоде программа реабилитации должна полностью финансироваться за счет грантов и льготных кредитов международных финансовых институтов. В долгосрочный период необходимые средства на реконструкцию, строительство и содержание дорог будут направляться полностью за счет отечественных пользователей дорог.
3. Анализ нынешнего состояния отраслей
8) Переход к свободным рыночным отношениям, развал Советского Союза, ликвидация централизованной системы деятельности транспортного комплекса отразились на основных показателях деятельности транспортного комплекса. Так, в период с 1991 по 1996 годы перевозки грузов всеми видами транспорта сократились в 2,7 раза, грузооборот более чем в 3,7 раза, перевозки пассажиров - в 4,3 раза.
Либерализация экономики и структурные преобразования в транспортном комплексе привели к развитию свободного рынка транспортных услуг и их интеграцию в развивающуюся рыночную экономику Таджикистана. Изменилась нормативно-правовая база и система управления транспортом.
Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.
Постановление Правительства Республики Таджикистан от 1 апреля 2011 года №165
"Об утверждении Государственной целевой программы развития транспортного комплекса Республики Таджикистан до 2025 года"
О документе
Номер документа: | 165 |
Дата принятия: | 01/04/2011 |
Состояние документа: | Действует |
Начало действия документа: | 01/04/2011 |
Органы эмитенты: |
Правительство |
Опубликование документа
Нет сведений