Действует

ПРИКАЗ МИНИСТРА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 30 января 2015 года №18-02/64

Об утверждении Правил осуществления авиационных работ по охране и защите лесного фонда

(В редакции Приказа Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан - Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 30.01.2017 г. №43)

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Лесного кодекса Республики Казахстан от 8 июля 2003 года, ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемые Правила осуществления авиационных работ по охране и защите лесного фонда.

2. Комитету лесного хозяйства и животного мира Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:

1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа его направление на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и в информационно-правовой системе "Аділет";

3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра сельского хозяйства Республики Казахстан.

4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Министр

А.Мамытбеков

Согласован

Министром по инвестициям и развитию Республики Казахстан

16 февраля 2015 года

 

__________ А.Исекешев

Утверждены Приказом Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 30 января 2015 года №18-02/64

Правила осуществления авиационных работ по охране и защите лесного фонда

1. Общие положения

1. Настоящие Правила осуществления авиационных работ по охране и защите лесного фонда разработаны в соответствии с пунктом 1 статьи 65 Лесного кодекса Республики Казахстан от 8 июля 2003 года и Законом Республики Казахстан от 15 июля 2010 года "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации" (далее - Закон) и определяют порядок осуществления авиационных работ по охране и защите лесного фонда.

2. Авиационные работы по охране и защите лесного фонда являются составной частью общего комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров и лесонарушений, защите их от вредителей и болезней, воздействия неблагоприятных факторов природного, антропогенного и техногенного характера и организовываются ведомством уполномоченного органа в области лесного хозяйства (далее - ведомство) и его территориальными подразделениями, лесовладельцами и лесопользователями.

3. Авиационные работы по охране и защите лесного фонда осуществляются организациями, специализирующимися в области проведения авиационных работ по охране и защите лесного фонда (далее - исполнитель).

4. Исполнитель соответствует следующим условиям:

1) выполнение лесоавиационных работ на собственных и арендованных воздушных судах (далее - ВС);

2) наличие летчиков-наблюдателей, имеющих действующие свидетельства летчика-наблюдателя;

3) наличие десантной пожарной службы, специалисты которой прошли обучение и имеют действующие свидетельства десантника-пожарного, а также допуски к работе с водосливными и спусковыми устройствами, со средствами пожаротушения и радиосвязи;

4) наличие средств пожаротушения - ручной противопожарный инвентарь, технические средства пожаротушения, водосливные устройства;

5) наличие диспетчерской службы по сбору и передаче информации о лесных пожарах на всей территории Республики Казахстан;

6) наличие средств связи - радиостанций коротковолнового диапазона, ультракоротковолнового авиационного диапазона, ультракоротковолнового диапазона с рабочими частотами, согласованными с аварийно-спасательными службами и лесовладельцами;

7) наличие звуковещательной станции ВС.

5. Исполнитель осуществляет методическое руководство и консультативные услуги при подготовке и переподготовке специалистов для тушения лесных пожаров, в том числе пожарных-десантников.

6. К авиационным работам по охране и защите лесного фонда относятся:

1) проведение предупредительных работ по охране и защите лесов и особо охраняемых природных территорий от пожаров, вредителей леса и лесонарушений;

2) авиационная охрана (патрулирование) лесов от пожаров и тушение их с применением авиации;

3) выявление и предотвращение нарушений законодательства в области растительного и животного мира и особо охраняемых природных территорий;

4) проведение наблюдения за санитарным состоянием лесов;

5) взаимодействие авиационной и наземной службы по охране лесов;

6) организация диспетчерского управления работой филиалов исполнителя;

7) организация системы связи;

8) использование краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных прогнозов погоды;

9) осуществление аэровизуального лесопатологического обследования;

10) осуществление экспедиционных и лесопатологических обследований;

11) ведение производственной документации.

7. Территория лесного фонда, обслуживаемая исполнителем, подразделяется при лесоустройстве государственной лесоустроительной организацией на районы авиационной и наземной охраны лесов.

8. К районам авиационной охраны, осуществляемой исполнителем, относятся территории, на которых своевременное обнаружение и ликвидация лесных пожаров не обеспечиваются существующими наземными силами и средствами пожаротушения.

9. В районах наземной охраны филиалы исполнителя при авиапатрулировании обеспечивают своевременное обнаружение лесных пожаров, оповещение лесовладельцев о возникновении лесных пожаров, их распространении и мерах по борьбе с огнем.

10. Отнесение территорий к районам авиационной и наземной охраны устанавливается при лесоустройстве государственной лесоустроительной организацией на основании предложений организаций, выполняющих авиационные работы по охране лесов, территориальных подразделений и государственных лесовладельцев.

11. Полеты при выполнении авиационных работ по охране и защите лесного фонда осуществляются в соответствии с требованиями Закона.

12. Работы по тушению лесных пожаров наземными и авиационными средствами производятся исполнителем с соблюдением требований Трудового кодекса Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года.

(Пункт 12 изложен в новой редакции в соответствии с Приказом Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан - Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 30.01.2017 г. №43)
(см. предыдущую редакцию)

2. Порядок осуществления авиационных работ по охране и защите лесного фонда

13. Проведение авиационных работ по охране и защите лесного фонда на территориях, обслуживаемых исполнителем, производится его филиалами. В составе филиала организовываются авиационные звенья, авиационные отделения, авиационные группы, авиационные точки, а также механизированные отряды, оснащаемые бульдозерами, автоцистернами и противопожарными агрегатами.

14. На территориях, обслуживаемых исполнителем, организовываются опытно-производственные филиалы.

15. Для проведения борьбы с лесными пожарами исполнитель организует в филиалах парашютно-пожарные и десантно-пожарную службы, в состав которых входят парашютно-пожарные и десантно-пожарные команды и группы, укомплектованные соответственно парашютистами-пожарными и десантниками-пожарными.

16. Парашютно-пожарные и десантно-пожарные команды возглавляет старший инструктор парашютно-пожарной и десантно-пожарной службы. В зависимости от численности парашютистов-пожарных и десантников-пожарных в помощь старшему инструктору парашютно-пожарной и десантно-пожарной службы филиала назначаются инструкторы парашютно-пожарной и десантно-пожарной команд.

17. Техническое руководство работами по лесозащите осуществляет летчик-наблюдатель.

18. Площадь лесного фонда, патрулируемая филиалом, равняется нормативной нагрузке на основное ВС в расчете на однократное патрулирование при плотности пожаров, соответствующей малой пожарной опасности по условиям погоды. Границы обслуживаемой территории совпадают с границами лесовладений или проходят по известным и хорошо распознаваемым с воздуха ориентирам (большие реки, железные дороги и другие опознавательные ориентиры).

19. Места базирования филиалов устанавливаются в пунктах, расположенных вблизи к наиболее пожароопасным участкам охраняемой территории.

Вертолеты базируются вне аэродромов, на посадочных площадках, оборудованных в соответствии с требованиями Закона.

20. Исполнителем для филиалов устанавливаются патрульные маршруты, согласованные с лесовладельцем, где предусматривается одно-, двух- и трехкратное патрулирование в зависимости от класса пожарной опасности.

21. В зависимости от заданного уровня охраны и числа пожаров, возникающих на территории обслуживаемой филиалом, в том числе в удаленных районах, определяются численность авиационных пожарных команд для своевременного обслуживания пожаров, а также типы ВС, обеспечивающих доставку команд к местам пожаров.

В состав авиационных пожарных команд филиалов входят механизированные отряды, парашютно-пожарные и десантно-пожарные команды, ВС, пункты диспетчерского управления филиалов.

22. Патрульные маршруты прокладываются через наиболее опасные в пожарном отношении участки с таким расчетом, чтобы обеспечивался максимальный обзор обслуживаемой территории при средних условиях видимости. По возможности следует избегать изломов маршрутов под острыми углами, больших перекрытий просматриваемых одной и той же площади с соседних маршрутов. При прокладке маршрутов учитывается необходимость обеспечения максимальной безопасности полетов.

23. Расстояния между линиями маршрута составляют не более шестидесяти километров, а от маршрута до границы обслуживаемой территории не более тридцати километров.

24. Исполнителем составляется производственный план, на основании которого каждому филиалу выдается производственное задание текущего года.

25. К авиационным лесоохранным полетам относятся полеты, проводимые в целях обнаружения лесных пожаров и борьбы с ними, выявления и пресечения лесонарушений. Летное время для этих целей планируется с учетом налета часов, сложившегося в предшествующие годы при средних показателях горимости лесов.

26. К производственным полетам относятся полеты по перегонке ВС в филиалы и обратно, а также специальные полеты для защиты государственного лесного фонда от вредителей и болезней леса.

27. К служебно-вспомогательным относятся полеты по инспектированию филиалов.

28. Перевозка к месту базирования филиала воздушным транспортом личного состава, противопожарного снаряжения, средств связи и другого имущества производится при отсутствии наземного транспорта либо приурочивается к перегонке ВС.

29. В районах, где по многолетним наблюдениям горимость лесов в летний период отсутствует более одного месяца, планируются перерывы в авиационной охране лесов.

30. За каждым филиалом закрепляются летчики-наблюдатели.

31. Оснащение филиалов средствами пожаротушения производится с таким расчетом, чтобы каждый филиал, ведущий активную борьбу с лесными пожарами, был полностью подготовлен к применению тех средств и методов борьбы с лесными пожарами, использование которых целесообразно в природных и экономических условиях обслуживаемой территории, а также в зависимости от эксплуатационных возможностей применяемого типа ВС.

32. Исполнитель на периоды повышенной пожарной опасности в лесу разрабатывает мероприятия по взаимодействию с местными исполнительными органами, государственной противопожарной службой, лесовладельцами в борьбе с лесными пожарами, которыми предусматриваются:

1) участие в подготовке решений местных исполнительных органов;

2) порядок привлечения ВС;

3) места базирования ВС и патрульные маршруты;

4) маневрирование силами и средствами пожаротушения;

5) обеспечение авиационным горюче-смазочным материалом, средствами транспорта и связи, картографическими материалами, средствами пожаротушения, продуктами питания;

6) порядок привлечения и размещения резервных парашютно-пожарных и десантно-пожарных команд, направляемых из других филиалов.

33. Планы размещения ВС, средств пожаротушения и мероприятия, проводимые в период повышенной пожарной опасности, согласовываются с территориальными подразделениями, государственными и частными лесовладельцами.

3. Порядок взаимодействия авиационной и наземной службы по охране лесов

34. Лесовладельцы, на территории которых проводится авиационная охрана лесов от пожаров:

1) предусматривают в планах противопожарного устройства лесов разделение охраняемой территории на районы пожаротушения;

2) организовывают инструктаж государственной лесной охраны и государственных инспекторов по охране особо охраняемых природных территорий по вопросам взаимодействия с авиационной охраной лесов;

3) подготавливают пункты приема донесений с самолета, а в районах работы вертолетов подготавливают посадочные площадки (оборудованные в соответствии с требованиями Закона у контор лесовладельцев, лесничеств, в местах нахождения лесных пожарных станций и кордонов, лесных массивах, наиболее опасных в пожарном отношении;

4) при отсутствии на охраняемой территории радиостанций исполнителя имеют собственные соответствующие радиосредства для связи с патрульным ВС.

35. На охраняемой территории полеты при авиапатрулировании и тушении лесных пожаров осуществляются едиными пунктами диспетчерского управления исполнителя.

36. В районах авиационной охраны филиала пожарные-десантники осуществляют ликвидацию каждого обнаруженного лесного пожара своими силами.

37. В случае невозможности ликвидации лесного пожара своими силами, летчик-наблюдатель филиала извещает об этом лесовладельца.

38. Филиал перебрасывает к пожару воздушным транспортом наземные силы и средства, обеспечивает радиосвязь руководителя тушения пожара с патрульным ВС, по требованию руководителя предоставляет ему возможность облета пожара для оценки ситуации и принятия наиболее целесообразных решений по борьбе с огнем.

39. Дотушивание и окарауливание пожаров в районах авиационной охраны входят в функции работников парашютно-пожарной и десантно-пожарной службы.

Дотушивание и окарауливание пожаров в районах наземной охраны во всех случаях производятся государственной лесной охраной или государственной инспекцией по охране особо охраняемых природных территорий и их противопожарной службой.

40. В районах наземной охраны филиалы сообщают обо всех обнаруженных пожарах лесовладельцам.

41. Лесовладельцы с одной стороны и исполнитель с другой осуществляют контроль за выполнением работ по охране и защите леса.

42. Лесовладельцы и обслуживающие их филиалы ежемесячно сверяют данные о количестве и площади лесных пожаров, возникших на обслуживаемой территории, обнаруженных авиацией и потушенных с участием авиационных сил и средств и самостоятельно силами исполнителя.

43. Перед началом пожароопасного сезона и после его окончания лесовладельцы проводят совещания с участием соответствующего филиала исполнителя. На первом совещании рассматриваются вопросы предстоящих работ по авиационной охране лесов и обслуживанию лесного хозяйства и взаимодействия в этих работах. На втором совещании заслушивается старшего летчика-наблюдателя филиала, подводятся итоги прошедшего сезона, и дается лесовладельцами заключение о выполнении филиалом авиационных работ с передачей его исполнителю.

44. После проведения итоговых совещаний в учреждениях лесовладельцев документация филиалов о результатах работы за прошедший пожароопасный сезон рассматривается на техническом совещании в ведомстве.

4. Порядок организации диспетчерского управления работой филиалов исполнителя

45. Для обеспечения бесперебойного авиапатрулирования на обслуживаемой исполнителем территории, принятия мер по тушению пожаров в день их обнаружения у государственных и частных лесовладельцев организовывается диспетчерская служба по координации действий противопожарных служб.

46. Диспетчерская служба ежедневно информирует обо всех случаях лесных пожаров республиканскую диспетчерскую службу, созданную исполнителем.

47. Республиканская диспетчерская служба организует ежедневный сбор и обобщение информации о лесных пожарах по республике и представляет ее в ведомство.

48. Руководство работой республиканской диспетчерской службы осуществляют руководитель или заместитель руководителя по летной службе исполнителя либо лицо, их заменяющее, а пунктами диспетчерского управления филиала - командир филиала. Техническим руководителем республиканской диспетчерской службы является главный диспетчер, а пункта диспетчерского управления филиала - диспетчер.

49. Все указания пункта диспетчерского управления подлежат выполнению противопожарными службами учреждений лесного хозяйства и особо охраняемых природных территорий.

50. В пунктах диспетчерского управления ежедневно сосредотачивается следующая информация:

1) к концу дня:

исходные данные на следующий день по каждому филиалу - метеорологическая обстановка и прогноз погоды;

готовность к полету ВС, время вылета и цель полета;

наличие в филиалах готовых к вылету работников парашютно-пожарной и десантно-пожарной службы;

число и площадь действующих и локализованных пожаров на охраняемой территории;

количество занятых на тушении пожаров работников парашютно-пожарной и десантно-пожарной службы, лесной охраны, привлеченных рабочих и наличие на пожарах технических средств пожаротушения;

количество людей и пожарной техники, снаряжения, намеченных к завозу на пожары и вывозу с пожаров авиационными средствами на следующий день;

требуемая помощь филиалу;

2) в течение дня:

время вылета, цель, маршрут полета с указанием типа и бортового номера ВС и количество работников парашютно-пожарной и десантно-пожарной службы, находящихся на борту;

место и время посадки указанных ВС и дальнейший план их работы;

задержки полетов или срыва полетов с указанием причины и мер помощи;

время обнаружения каждого пожара с указанием его места, района, основных характеристик, принятых мер по его ликвидации;

данные осмотра действующих пожаров с указанием их характеристик;

доклады о направлении работников парашютно-пожарной и десантно-пожарной службы для тушения пожаров в других филиалах;

сообщения о прибытии дополнительных сил и средств из других филиалов, а также о возвращении работников парашютно-пожарной и десантно-пожарной службы и рабочих предприятий, учреждений и организаций с пожаров;

информация о чрезвычайных происшествиях и других событиях, требующих вмешательства исполнителя или лесовладельца.

51. Информация, поступающая в пункт диспетчерского управления и республиканскую диспетчерскую службу, обобщается на специальных схемах и в таблицах.

52. Получив данные о задержке или срыве полета какого-либо ВС, руководитель республиканской диспетчерской службы устраняет причины, вызвавшие их, либо решает через авиапредприятия вопрос о срочной замене ВС или дает распоряжение об осмотре соответствующей территории и выполнении намеченных транспортных работ соседними филиалами.

53. В зависимости от конкретных условий текущего дня республиканская диспетчерская служба направляет дополнительные силы и средства пожаротушения в районы, где создается угроза нехватки этих сил и средств из филиалов, где пожарная опасность отсутствует или незначительная.

54. По мере нарастания пожарной опасности, увеличения числа лесных пожаров и при недостаточности имеющихся в филиалах своих сил и средств запрашиваются резервы других филиалов.

5. Порядок организации системы связи

55. Для обеспечения работы филиалов исполнителя по авиационной охране лесов от пожаров и взаимодействия их с противопожарной службой учреждений лесного хозяйства и особо охраняемых природных территорий организуется следующая система радиосвязи:

1) ВС, обслуживающие филиалы постоянно поддерживают радиосвязь с органами, обслуживающими воздушное движение (далее - ОВД). При выполнении определенного вида авиационных работ связь осуществляется на частоте ультракоротковолнового авиационного диапазона (далее - УКВ) радиостанции или коротковолнового диапазона (далее - КВ) канала той службы ОВД, в чьей зоне ответственности находится ВС, за исключением полетов в неконтролируемом воздушном пространстве;

2) радиосвязь каждого ВС с филиалом, при которой вызов корреспондента в обоих направлениях осуществляется немедленно, а при отсутствии на борту автономной командной УКВ радиостанции, настроенной на частоту филиала, осуществляется не позже, чем через десять-пятнадцать минут;

3) радиосвязь филиала с руководителями тушения тех пожаров, которые не были локализованы, на следующий день после их обнаружения;

4) радиосвязь ВС с группами, занятыми на тушении пожаров в период нахождения ВС в районе пожара;

5) радиосвязь филиала со всеми обслуживаемыми лесовладельцами и своими механизированными командами;

6) радиосвязь ВС с механизированными командами филиалов и обслуживаемыми лесовладельцами при выполнении патрульного полета над территорией соответствующего лесовладельца.

56. Оборудование центральной радиостанции исполнителя, выбор количества и типов радиостанций в филиалах, рабочие частоты и расписание работы определяются с учетом обеспечения своевременной передачи информации о работе филиалов и горимости лесов.

57. В случаях, когда исполнитель, его филиалы располагаются в одном пункте с органами управления лесного хозяйства, в этом пункте организуется единый диспетчерский пункт, обеспечивающий потребности в радиосвязи как наземной, так и авиационной охраны лесов.

58. Радиосвязь между радиостанциями исполнителя, лесовладельцев и патрульными ВС осуществляется в следующем порядке:

1) в день вылета в назначенное накануне время радиостанция филиала проводит сеанс циркулярной связи, при котором уточняется время вылета, принимаются заявки лесовладельцев на осмотр отдельных участков их территории, решаются вопросы взаимодействия, по тушению лесных пожаров, а также сообщается о случаях отмены полетов или времени следующего сеанса циркулярной связи;

2) с момента вылета патрульного ВС все командные радиостанции на охраняемой территории непрерывно работают на "прием", при этом наземные радиостанции прекращают связь с радиостанцией ВС только с поступления команды летчика-наблюдателя;

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПРИКАЗ МИНИСТРА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Правила осуществления авиационных работ по охране и защите лесного фонда 1. Общие положения 2. Порядок осуществления авиационных работ по охране и защите лесного фонда 3. Порядок взаимодействия авиационной и наземной службы по охране лесов 4. Порядок организации диспетчерского управления работой филиалов исполнителя 5. Порядок организации системы связи 6. Порядок пользования краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными прогнозами погоды 7. Порядок подготовки исполнителя к авиапатрулированию лесного фонда 8. Порядок проведения авиационного патрулирования лесов 9. Порядок организации тушения лесных пожаров 10. Порядок наблюдения за состоянием действующих лесных пожаров и меры по их ликвидации 11. Порядок организации лесозащитных работ 12. Порядок наблюдения за санитарным состоянием лесов 13. Порядок осуществления аэровизуального лесопатологического обследования 14. Порядок осуществления экспедиционных и лесопатологических обследований 15. Порядок ведения производственной документации Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7 Приложение 8 Приложение 9 Приложение 10 Приложение 11 Приложение 12 Приложение 13 Приложение 14 Приложение 15 Приложение 16 Приложение 17

Приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 30 января 2015 года №18-02/64
"Об утверждении Правил осуществления авиационных работ по охране и защите лесного фонда"

О документе

Номер документа:18-02/64
Дата принятия: 30/01/2015
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:06/04/2015
Органы эмитенты: Государственные органы и организации

Опубликование документа

Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан "Адилет" 26 марта 2015 года;

Зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан 17 марта 2015 года №10464.

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 4 настоящий Приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования - с 6 апреля 2015 года.

Редакции документа

Текущая редакция принята: 30/01/2017  документом  Приказ Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан - Министра сельского хозяйства Республики Казахстан О внесении изменений в некоторые... № 43 от 30/01/2017
Вступила в силу с: 05/04/2017


Первоначальная редакция от 30/01/2015