Дата обновления БД:
27.03.2024
Добавлено/обновлено документов:
113 / 335
Всего документов в БД:
132494
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ЭКОНОМИКИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
от 27 февраля 2015 года №45
Об утверждении Методологии по стратегическому планированию устойчивого развития и Методологии по оценке и инвентаризации государственных стратегических документов на соответствие основам стратегического планирования
В качестве оказания методологической поддержки участникам процесса разработки государственных стратегических документов, внедрения современных принципов стратегического управления в органах исполнительной власти, улучшения качества разработки стратегических документов, а также в соответствии с постановлением Правительства Кыргызской Республики "О делегировании отдельных нормотворческих полномочий Правительства Кыргызской Республики ряду государственных органов исполнительной власти" от 15 сентября 2014 года №530, приказываю:
1. Утвердить прилагаемые "Методологию по стратегическому планированию устойчивого развития" (приложение 1) и "Методологию по оценке и инвентаризации государственных стратегических документов на соответствие основам стратегического планирования" (приложение 2) (далее - Методологии).
2. Министерствам, государственному комитету, административным ведомствам и иным государственным органам руководствоваться Методологиями при разработке и проведении оценки и инвентаризации государственных стратегических документов.
3. Отделу документационного обеспечения, контроля и организационной работы управления организационно-технического и финансового обеспечения довести настоящий приказ до сведения министерств и административных ведомств, статс-секретаря, заместителей министра, руководителей структурных подразделений и подведомственных органов министерства.
4. Настоящий приказ вступает в силу со дня официального опубликования.
5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра К.Дж.Джакыпова.
Министр
Т.Сариев
Приложение 1
Утверждено Приказом Министерства экономики Кыргызской Республики от 27 февраля 2015 года №45
Методология по стратегическому планированию устойчивого развития
1. Общие положения
1. Настоящая Методология по стратегическому планированию устойчивого развития (далее - Методология) устанавливает порядок разработки государственных стратегических документов.
2. Методология используется при разработке государственных стратегических документов (далее - стратегический документ) и направлена на унификацию и систематизацию стратегических документов.
3. Цели и задачи стратегических документов выстраиваются через следующие элементы системы государственного управления:
- государственные институты управления;
- законодательство;
- кадровый потенциал;
- доступность и достоверность информации для принятия выверенных политических решений.
4. Государственный стратегический документ - это инструмент государственного стратегического планирования государственной политики, разработанный в виде письменного официального документа установленной формы, имеющий уровень и порядок, ограниченный по срокам реализации и утвержденный соответствующим нормативным правовым актом.
2. Рабочая группа. Подготовка к разработке стратегических документов
1. Для разработки проекта стратегического документа государственного органа, инициирующего разработку проекта стратегического документа, утверждается рабочая группа.
2. В состав рабочей группы помимо профильных специалистов, в случае необходимости должны быть включены специалисты в области юриспруденции, финансов и экономики, представителей государственных органов и органов местного самоуправления, экологи и специалисты по вопросам охраны окружающей среды, эксперты по вопросам государственного управления и предупреждения коррупции, эксперты в области межэтнического развития. Кроме этого в состав рабочей группы могут включаться и другие специалисты, а также представители других заинтересованных сторон. Состав рабочей группы должен быть сформирован с учетом проработки всех составляющих модели устойчивого развития и позволить разработать качественный стратегический документ.
3. Процесс разработки стратегического документа должен осуществляться в тесном партнёрстве органов государственного управления, региональных представительств, международных организаций и всех заинтересованных сторон гражданского сектора.
3. Стадии организации работ при формировании стратегических документов
Организационные работы при разработке стратегических документов состоит из следующих этапов:
1-й этап Официальное инициирование процесса разработки стратегического документа;
2-й этап: Разработка и утверждение организационного плана, включающего:
- Координационный механизм и схему управления процессом разработки стратегического документа;
- Состав рабочей группы
- Мероприятия по сотрудничеству с международными донорскими организациями;
- Форматы и процедуры взаимодействия с гражданским обществом и другими участниками процесса, включая информационно - образовательные мероприятия;
- Другие организационные мероприятия, связанные с обсуждением промежуточных и финальных результатов стратегии;
3-й этап: Сопровождение процесса утверждения проектов стратегий.
4. Стандартные требования при разработке Стратегического документа
Общие требования по подготовке разделов
Общие требования к разработке разделов сводятся к следующему:
1. Глубокий анализ и оценка текущих тенденций развития страны
2. Обоснование и постановка целей, исходя из отраслевых и секторальных планов, намерений достижения желаемого состояния на момент завершения стратегии с учётом выявленных проблем
3. Ориентированность поставленных целей на конкретные результаты
4. Привлекательность поставленных целей для населения
5. Правдивость и реалистичность поставленных целей
6. Определение и формулирование приоритетных направлений для продвижения к поставленным целям должно осуществляться также на основе выявленных проблем, решение которых позволит кратчайшим способом или наиболее вероятно продвинуться к цели
7. По каждому из приоритетных направлений необходимо поставить конкретные задачи и меры/действия по их решению
8. План мер должен стать "Планом мероприятий" для конкретного министерства, ведомства и, в целом, для Правительства по реализации Стратегического документа
9. План мер/действий стратегии должен быть обеспечен реальным финансированием из всех возможных источников, которые предстоит выявить на стадии бюджетирования Плана Стратегического документа
5. Использование информационных материалов
В ходе работы рекомендуется руководствоваться следующими документами и информационными материалами:
- Национальными стратегическими документами и программами Правительства Кыргызской Республики по переходу к устойчивому развитию;
- Стратегическими и программными документами развития соответствующих министерств, ведомств;
- Среднесрочным прогнозом бюджета на предстоящие три-пять лет;
- Донорской Стратегией помощи Стране на предстоящие три-пять лет.
- Отчётами по целям развития тысячелетия (ЦРТ);
- Концепциями в сфере укрепления единства народа и межэтнических отношений в Кыргызской Республике;
- Стратегическими документами в сфере достижению гендерного равенства;
- Информационными и методологическими материалами по стратегическому планированию устойчивого развития.
6. Структура разделов стратегических документов
Общий объём разделов должен быть не более 10 страниц, в том числе:
1. Общая оценка текущей ситуации - от 2 до 6 стр., в зависимости от масштаба решаемых проблем.
2. Достижения и проблемы - 2/3стр.
3. Цель - 1/3 стр.
4. Приоритеты-1/3 стр.
5. Задачи и меры/действия по каждому из приоритетов - от 2 до 4 стр.
6. Ожидаемые результаты - 1/3 стр.
7. Благоприятные предпосылки и риски - 2/3стр.
7. Общие требования к стратегии
В целом, общие требования к стратегическому документу сводятся к следующему:
- Привлекательность нового стратегического документа для подавляющего большинства граждан
- Новизна в постановке целей и задач с учётом перехода к устойчивому развитию
- Ориентированность на все категории граждан страны
- Правдивость и реалистичность политики мер в условиях перехода к устойчивому развитию
- Консолидация общества и рост доверия к государству
- Оценка социальных выгод и экологических последствий от запуска крупных инвестиционных проектов, планируемых на период реализации стратегии.
- Ориентированность на конкретные результаты
- Переход на проектно-целевую модель региональной специализации на этапе перехода к устойчивому развитию
- Преференции для субъектов бизнеса, реализующих проекты с минимальным негативным воздействием на здоровье человека и окружающую среду.
Часть I. Этапы разработки стратегического документа
Разработка стратегического документа осуществляется на основе пошаговой последовательности с принципами модели устойчивого развития:
Шаг-1: Постановка цели
Цель определяется, исходя из отраслевых и секторальных планов и намерений достижения желаемого состояния в развитии отрасли или сектора на момент завершения стратегического документа.
- Стандартные требования при формулировании цели:
- Краткость по форме;
- Ёмкость по содержанию;
- Конкретность и ясность содержания;
- Измеримость (предпочтительно);
- Обоснованность по мерам политики;
- Реалистичность по ресурсам;
- Критерии неудачного формулирования цели:
- излишняя амбициозность;
- популизм;
- безликость;
- "размытость" цели;
- слабость обоснования.
На данном этапе необходимо учесть взаимосвязь и взаимозависимость социальных, экономических и экологических аспектов.
Цель формулируется, исходя из этих базовых составляющих устойчивого развития. Критерии привлекательности формулирования цели на этапе перехода к модели устойчивому развитию:
- переход к устойчивому развитию и выгоды человека, предпочтительно измеримые;
- сокращение бедности, включая горные территории;
- ресурсосберегающее производство через управление экологическими рисками;
- минимизация отходов;
- эффективность использования земельных и водных ресурсов;
- энергосберегающие технологии;
- качество здоровья и уровень загрязнения окружающей среды;
- образование и выпуск специалистов для управления устойчивым развитием;
- уровень культуры и ответственности за сохранение окружающей среды;
В зависимости от целей и направленности государственного стратегического документа данные критерии могут отражаться в разной степени приоритетности и охвата.
Шаг-2 Анализ и оценка текущих тенденций развития.
Анализ и оценка текущих тенденций развития, выявление проблем и достижений необходим для определения "отправной точки" для продвижения к поставленной цели.
Этот шаг важен также и с точки зрения выявления проблем и достижений, на основе которых на следующем шаге будут определены приоритетные направления развития.
В данном разделе необходимо провести анализ (оценку) текущего состояния рассматриваемой отрасли, сектора, ведомства. Также в данном разделе необходимо указать:
- достигнутые результаты за 3-5-летний период в той сфере, которая рассматривается в стратегическом документе (отразить каковы были отрицательные и положительные результаты);
- основные проблемы, существующие в той сфере, которая рассматривается в стратегическом документе;
- факторы, препятствующие развитию той сферы, которая рассматривается в стратегическом документе.
На данном этапе следует расширить круг заинтересованных сторон и определить группу аналитиков, способных провести анализ и оценку взаимного влияния экономических процессов, социальных аспектов, включая вопросы сокращения бедности, состояния окружающей среды, гендерного развития.
1. Анализ и оценка влияния экономических процессов на человеческое развитие состояния окружающей среды
Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.
Общие требования по подготовке разделов 5. Использование информационных материалов 6. Структура разделов стратегических документов 7. Общие требования к стратегии Часть I. Этапы разработки стратегического документа Часть II. Бюджетирование планов реализации стратегических документов Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Методология по оценке и инвентаризации государственных стратегических документов на соответствие основам стратегического планирования Приложение 1 Приложение 2
Приказ Министерства экономики Кыргызской Республики от 27 февраля 2015 года №45
"Об утверждении Методологии по стратегическому планированию устойчивого развития и Методологии по оценке и инвентаризации государственных стратегических документов на соответствие основам стратегического планирования"
О документе
Номер документа: | 45 |
Дата принятия: | 27/02/2015 |
Состояние документа: | Действует |
Начало действия документа: | 13/03/2015 |
Органы эмитенты: |
Государственные органы и организации |
Опубликование документа
"Эркин Тоо" от 13 марта 2015 года №20-21
Примечание к документу
В соответствии с пунктом 4 настоящий Приказ вступает в силу со дня официального опубликования - с 13 марта 2015 года