Действует

СОВМЕСТНЫЙ ПРИКАЗ МИНИСТРА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН, ГЕНЕРАЛЬНОГО ПРОКУРОРА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН, ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИТЕТА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН, МИНИСТРА ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН И ПРЕДСЕДАТЕЛЯ АГЕНТСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ПО ДЕЛАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ

от 29 августа 2014 года №564, 2 сентября 2014 года №86, 4 сентября 2014 года №290, 11 сентября 2014 года №394, 12 сентября 2014 года №4

Об утверждении Правил исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста

В соответствии с частью 5 статьи 146 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан от 4 июля 2014 года, в целях детальной регламентации механизма исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста, ПРИКАЗЫВАЕМ:

1. Утвердить прилагаемые Правила исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста.

2. Признать утратившим силу совместный приказ Генерального Прокурора Республики Казахстан от 18 октября 2005 года №56, Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан от 22 октября 2005 года №187, и.о. Министра внутренних дел Республики Казахстан от 6 октября 2005 года №590 и Председателя Агентства Республики Казахстан по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовой полиции) от 7 октября 2005 года №214 "Об утверждении Инструкций о применении залога и домашнего ареста в качестве меры пресечения" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за №3947, опубликованный в газете "Юридическая газета" от 22 декабря 2005 года №239 (973)).

3. Настоящий Приказ подлежит официальному опубликованию и вводится в действие с 1 января 2015 года.

Генеральный Прокурор Республики Казахстан

А.Даулбаев

Председатель Комитета национальной безопасности Республики Казахстан

Н.Абыкаев

Министр внутренних дел Республики Казахстан

К.Касымов

Министр финансов Республики Казахстан

Б.Султанов

Председатель Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции

К.Кожамжаров

Утверждены Совместным Приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан, Генерального Прокурора Республики Казахстан, Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан,  Министра финансов Республики Казахстан и Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции от 29 августа 2014 года №564, 2 сентября 2014 года №86, 4 сентября 2014 года №290, 11 сентября 2014 года №394, 12 сентября 2014 года №4

Правила исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста

1. Общие положения

1. Настоящие Правила исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста разработаны в соответствии со статьей 146 Уголовного-процессуального кодекса Республики Казахстан (далее - УПК), определяют порядок исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста, избираемой следственным судьей (судом) по ходатайству органов досудебного расследования, либо судом, если мера пресечения применена во время судебного производства.

2. Основные понятия, используемые в настоящих Правилах

2. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:

1) домашний арест - изоляция подозреваемого, обвиняемого, подсудимого от общества без содержания их под стражей, но с применением ограничений, установленных судьей (судом) по основаниям и в порядке, предусмотренном статьей 147 УПК;

2) жилище - помещение или строение для временного или постоянного проживания одного или нескольких лиц, в том числе: собственные или арендуемые квартира, дом, садовый дом, гостиничный номер, каюта, купе; непосредственно примыкающие к ним веранды, террасы, галереи, балконы, мансардные строения, подвал и чердак жилого строения, кроме многоквартирного жилого дома, а также речное или морское судно и другие.

3. Применение домашнего ареста

3. Домашний арест применяется только при наличии процессуальных оснований, предусмотренных статьями 136, 139, 146, 342 УПК, в целях обеспечения надлежащего поведения подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, предупреждения воспрепятствования объективному расследованию и разбирательству дела в суде, уклонения от органов досудебного расследования и суда, предупреждения преступной деятельности.

4. Место содержания под домашним арестом определяется органом, ведущим уголовный процесс. Это может быть жилище, больница, клиника, пансионат, иные места и арендованные помещения.

5. Допускается предоставление подозреваемому, обвиняемому, подсудимому жилища родственниками и иными лицами на время производства по уголовному делу. При предоставлении подозреваемому, обвиняемому, подсудимому жилища родственниками и знакомыми для органа, ведущего уголовный процесс, необходимо письменное согласие их, а также совместно проживающих с ними совершеннолетних лиц.

6. В случае заключения договора аренды жилища не по месту постоянного жительства подозреваемого, обвиняемого, подсудимого в период нахождения его под домашним арестом, в договоре предусматриваются права и обязанности арендодателя и арендатора, сроки и правила пользования жильем, оплаты коммунальных услуг, ответственность арендатора по содержанию в исправности жилья, вопросы досрочного расторжения договора. Арендодатель должен быть обязательно предупрежден арендатором об основной цели аренды им жилья, при этом субаренда исключается.

7. Постановление следственного судьи (суда) с момента его объявления подозреваемому, обвиняемому, подсудимому незамедлительно передается в орган досудебного расследования и подлежит немедленному исполнению.

8. При применении домашнего ареста в отношении подозреваемого, обвиняемого, подсудимого следственным судьей (судом) указывается орган, осуществляющий надзор согласно подследственности расследования уголовных дел.

Осуществление надзора за исполнением домашнего ареста не должно быть поручено лицу, производящему досудебное расследование.

Орган или должностное лицо, осуществляющее надзор за соблюдением установленных ограничений, не вправе по своей инициативе устанавливать дополнительные ограничения, ущемляющие права подозреваемого, обвиняемого, подсудимого.

9. Начальник органа дознания, командир воинской части при поступлении постановления следственного судьи (суда) в отношении подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, проживающего на территории обслуживания данным органом, определяет структурное подразделение, которым будет осуществляться надзор за выполнением подозреваемым, обвиняемым, подсудимым ограничений, возложенных на него постановлением следственного судьи (суда) и незамедлительно поручает руководителю структурного подразделения поставить на учет подозреваемого, обвиняемого, подсудимого и обеспечить надзор за его поведением.

10. Надзор за исполнением подозреваемым, обвиняемым, подсудимым домашнего ареста и определенных следственным судьей (судом) ограничений начинается с момента внесения информации об избрании меры пресечения в Журнал учета меры пресечения в виде домашнего ареста.

11. Информация об избрании меры пресечения вносится лицом, на которое возложено осуществление надзора, в Журнал учета меры пресечения в виде домашнего ареста (приложение 1).

Аналогичные сведения вносятся в интегрированные информационно-поисковые системы при их наличии.

12. Журнал учета меры пресечения в виде домашнего ареста хранится в дежурной части и должен быть пронумерован, прошнурован, зарегистрирован в подразделении документального обеспечения и скреплен печатью органа.

13. Осуществление контроля за незамедлительной постановкой на учет подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, в отношении которых применена мера пресечения в виде домашнего ареста, возлагается на руководителей структурных подразделений, которым поручено осуществление надзора за названными лицами.

14. Орган или должностное лицо прекращает осуществление надзора за исполнением подозреваемым, обвиняемым, подсудимым домашнего ареста и определенных следственным судьей (судом) ограничений, после окончания срока действия постановления следственного судьи (суда), изменения либо отмены этой меры пресечения, вынесения приговора или прекращения уголовного дела.

4. Организация осуществления надзора за поведением подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, находящегося под домашним арестом

15. Информация о подозреваемом, обвиняемом, подсудимом, находящемся под домашним арестом, накапливается в контрольно-надзорном деле по надзору за лицом, находящимся под домашним арестом.

16. К контрольно-надзорному делу приобщаются: экземпляр постановления следственного судьи (суда); копия письма об уведомлении дознавателя, следователя либо суда, если мера пресечения применена во время судебного производства, о постановке лица на учет; копия протокола объявления подозреваемому (обвиняемому, подсудимому) постановления следственного судьи, суда по применению меры пресечения и вручения его копии; анкетный лист на подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, находящегося под домашним арестом (приложение 2); сведения об осуществлении надзора за поведением подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, находящегося под домашним арестом, рапорты о результатах проведения проверок поведения подозреваемого, обвиняемого, подсудимого; копии писем о сообщении прокурора, дознавателя, следователя либо суда, если мера пресечения применена во время судебного производства, о нарушении подозреваемым, обвиняемым, подсудимым возложенных обязанностей; другие документы, касающиеся надзорных мероприятий и переписка по этому вопросу.

17. Контрольно-надзорное дело хранится в служебном помещении в закрепленном за работником хранилище (сейфе, металлическом шкафу), которое надежно закрывается и опечатывается. После прекращения действия постановления следственного судьи, суда работник, осуществлявший непосредственный надзор за поведением подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, сдает контрольно-надзорное дело в подразделение документального обеспечения для хранения в установленном порядке.

18. Сотрудник структурного подразделения, которому поручено осуществлять непосредственный надзор за поведением подозреваемого, обвиняемого, подсудимого:

1) немедленно ставит на учет подозреваемого, обвиняемого, подсудимого в Журнале учета меры пресечения в виде домашнего ареста.

Аналогичные сведения вносятся в интегрированные информационно-поисковые системы при их наличии;

2) разъясняет подозреваемому, обвиняемому, подсудимому сущность избранной меры пресечения, ограничений и обязанностей, указанных в постановлении следственного судьи (суда). Составляет протокол о разъяснении подозреваемому (обвиняемому, подсудимому) постановления следственного судьи (суда) об избрании меры пресечения и вручения его копии. Протокол направляется следователю, дознавателю, прокурору или суду, если мера пресечения применена во время судебного производства, копия протокола приобщается к контрольно-надзорному делу.

Письменно предупреждает подозреваемого, обвиняемого, подсудимого о необходимости сообщать в дежурную часть и сотруднику структурного подразделения, которым осуществляется непосредственный надзор за его поведением, о намерениях оставить жилье в запрещенное время, в частности при получении вызова от следователя, дознавателя, прокурора, судебного вызова; отлучение с разрешения следователя, дознавателя, прокурора или суда; болезни, возникновения стихийных бедствий.

Разъясняет, что в случае невыполнения возложенных ограничений прокурор, следователь (дознаватель) по согласованию с прокурором в соответствии со статьей 153 УПК имеет право обратиться к следственному судье (суд) с ходатайством об изменении меры пресечения на содержание под стражей или возложение дополнительных обязанностей;

3) осуществляет фотографирование подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, составляет анкетный лист. В течение суток оформляет контрольно-надзорное дело;

4) о постановке на учет подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, в отношении которого применена мера пресечения в виде домашнего ареста, в течение суток письменно уведомляет следователя, дознавателя, прокурора или суд, если мера пресечения применена во время судебного производства. Копию сообщения приобщает к контрольно-надзорному делу.

В сообщении следователю, дознавателю, прокурору или суду отмечает о необходимости письменного (по факсу, по каналам электронной почты) извещения в случае:

вызова лица или выдачи ему разрешения на выезд из населенного пункта - заблаговременно, но не позднее, чем за сутки до даты оставления места исполнения домашнего ареста;

изменения меры пресечения, вынесения оправдательного приговора или прекращения уголовного дела - безотлагательно, но не позднее 24 часов после получения информации о принятом решении;

5) в случае невозможности немедленной постановки на учет подозреваемого, обвиняемого, подсудимого в связи с отсутствием последнего по месту жительства, указанного в постановлении следственного судьи (суда), и неустановлением в течение суток его местонахождения сообщает об этом следователю, дознавателю, прокурору, либо судье, если мера пресечения применена во время судебного производства;

6) при возложении постановлением следственного судьи, суда на подозреваемого, обвиняемого, подсудимого обязанности носить электронное средство контроля использует электронные средства слежения;

7) проверяет в любое время суток нахождение по месту жительства подозреваемого, обвиняемого, подсудимого. Проверка производится не более двух раз в дневное время и не более одного раза в ночное время. Нахождение должностного лица в жилище арестованного допускается с согласия этого лица и лиц, проживающих с ним совместно, и не должно превышать тридцати минут.

При наличии информации о нарушении подозреваемым, обвиняемым, подсудимым условий и ограничений уполномоченный орган осуществляет дополнительную проверку в ночное время;

8) составляет рапорт о результатах каждого посещения жилища подозреваемого, обвиняемого, подсудимого после доклада начальнику органа дознания приобщает к контрольно-надзорному делу.

Информацию о результатах принятых мер по проверке поведения подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, выявленные при этом нарушения и принятые по ним меры реагирования отражает в Журнале учета меры пресечения в виде домашнего ареста;

9) при поступлении постановления следственного судьи (суда) о продлении срока содержания под домашним арестом, об изменении или отмене меры пресечения делает соответствующую отметку в Журнале учета меры пресечения в виде домашнего ареста;

10) о прекращении надзора за поведением подозреваемого, обвиняемого, подсудимого докладывает мотивированным рапортом начальнику органа дознания. С письменного разрешения начальника органа дознания снимает лицо с учета, о чем делает соответствующую отметку в Журнале учета меры пресечения в виде домашнего ареста;

11) в исключительных случаях, когда постоянное место жительство, где должна исполняться подозреваемым, обвиняемым, подсудимым мера пресечения в виде домашнего ареста, находится на отдаленном расстоянии от органа, на который судом возложена обязанность осуществления надзора, уполномоченным органом выносится ходатайство об осуществлении надзора органом дознания территориального ОВД. Указанное ходатайство направляется прокурору, который не позднее 24 часов выносит поручение о проведении проверок. В таких случаях к поручению о проведении проверок в обязательном порядке прилагается дубликат контрольно-надзорного дела, контактные телефоны должностного лица, органа, на который судом возложена обязанность контроля.

При получении поручения об осуществлении контроля начальник территориального органа внутренних дел поручает руководителю структурного подразделения осуществление проверок по месту жительства подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, в отношении которого применена судом мера пресечения в виде домашнего ареста.

Руководитель структурного подразделения поручает надзор конкретному должностному лицу, который осуществляя проверки по месту жительства, заполняет контрольно-надзорное дело и осуществляет постоянную связь с контролирующим органом по вопросам данной деятельности и выявленных нарушениях.

19. В случае установления обстоятельств, свидетельствующих о нарушении подозреваемым, обвиняемым, подсудимым возложенных на него ограничений, сотрудник структурного подразделения, которому поручено осуществлять непосредственный надзор, обязан:

1) зафиксировать факт нарушения возложенных обязанностей путем составления мотивированного рапорта. Отобрать письменные объяснения по поводу выявленных нарушений у подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, членов его семьи, соседей или других свидетелей происшествия. Содержание составленного рапорта и отобранных объяснений доложить руководителю органа дознания;

2) о выявленных фактах нарушений безотлагательно информировать устно средствами связи и не позднее 24 часов письменно следователя, дознавателя и прокурора, а если уголовное производство находится на рассмотрении в суде - суд. Копии информационного письма и рапорта приобщаются к контрольно-надзорному делу;

3) в случае отсутствия подозреваемого, обвиняемого, подсудимого по месту жительства немедленно сообщить об этом в дежурную часть органа, осуществляющего надзор и принять меры к установлению его места нахождения.

20. При получении информации об отсутствии подозреваемого, обвиняемого, подсудимого по месту исполнения домашнего ареста и не установлении его местонахождения лицо, избравшее эту меру пресечения, принимает решение об изменении меры пресечения на содержание под стражей.

21. В случае поступления сообщения о возникновении по месту жительства угрозы жизни или здоровью подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, который находится под домашним арестом (пожар, авария, катастрофа природного или техногенного характера, стихийное бедствие и т.п.) или о его заболевании и размещении на стационарное лечение в учреждения здравоохранения начальник органа дознания немедленно организует проверку указанных в сообщении обстоятельств.

Проверка таких сообщений производится в срок, не превышающий 24 часов с момента их поступления. При подтверждении полученной информации направляется уведомление следователю, дознавателю, прокурору или суду, если мера пресечения применена во время судебного производства, о невозможности дальнейшего осуществления надзора за подозреваемым, обвиняемым, подсудимым по указанному в постановлении месте.

5. Контроль за исполнением домашнего ареста

22. Начальник органа дознания организует и контролирует работу структурных подразделений по исполнению постановлений следственного судьи (суда). С этой целью:

1) изучает состояние дел в подчиненных подразделениях по исполнению постановлений следственного судьи (суда), в части немедленной постановки на учет подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, в отношении которых применена мера пресечения в виде домашнего ареста, и осуществления надзора за их поведением;

2) не реже одного раза в неделю проверяет ведение Журнала учета меры пресечения в виде домашнего ареста, формирование контрольно-надзорных дел, о чем проставляется соответствующая отметка с указанием даты и личной подписи.

23. За ненадлежащее осуществление надзора за исполнением меры пресечения в виде домашнего ареста сотрудник структурного подразделения, которому поручено осуществлять непосредственный надзор, несет дисциплинарную и иную ответственность, предусмотренную законодательными актами Республики Казахстан

Приложение 1

к Правилам исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста (пункт 11)

Журнал учета мера пресечения в виде домашнего ареста

Время постановки на учет (дата, час, минуты)

Ф.И.О., дата, место рождения, гражданство, документ, удостоверяющий личность (серия, номер), место жительства или нахождения

Место исполнения меры пресечения домашнего ареста, которое подозреваемому, обвиняемому, подсудимому запрещается оставлять, номер телефона

Наименование суда, Ф.И.О. судьи, следственного судьи, которым вынесено решение, дата, номер постановления

Наименование органа досудебного расследования (суда), Ф.И.О., номер телефона следователя, дознавателя или судьи, которым осуществляется судопроизводство

Номер уголовного дела по ЕРДР, статья УК РК, краткая фабула дела

1

2

3

4

5

6

7

 

Условия пребывания под домашним арестом, содержание возложенных обязанностей

Отметка о применении электронных средств контроля (дата установления)

Дата окончания срока действия постановления

Сведения о продлении, изменении, отмене меры пресечения

Должность, Ф.И.О., подпись сотрудника, которым осуществляется надзор

Выявленные нарушения, приняты меры реагирования

Отметка о снятии с учета (Ф.И.О., подпись, дата)

8

9

10

11

12

13

Приложение 2

к Правилам исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста (пункт 16)

Анкетный лист на подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, находящегося под домашним арестом

Фото подозреваемого, обвиняемого

(анфас)

Размер 4х6 см.

1. Фамилия, имя, отчество _________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

2. Дата, место рождения ___________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

3. Гражданство ___________________________________________________________________________________

 

4. Документ, удостоверяющий личность _________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________

5. Место жительства или нахождения ___________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________

6. Жилье, которое запрещается оставлять, номер телефона __________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________

7. Место работы, учебы _______________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________

8. Особые приметы ___________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________

10. Наименование суда, Ф.И.О. судьи, следственного судьи, которым вынесено решение,

дата, номер постановления ____________________________________________________________________________________

11. Наименование органа досудебного расследования (суда), Ф.И.О., номер телефона

следователя, дознавателя или судьи, которым осуществляется судопроизводство

____________________________________________________________________________________________________________

12. Номер уголовного дела по ЕРДР, статья УК РК, краткая фабула

____________________________________________________________________________________________________________

13. Условия нахождения под домашним арестом, возложенные ограничения __________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________

14. Время постановки на учет

____________________________________________________________________________________________________________

15. Дата окончания срока действия постановления об избрании меры пресечения

____________________________________________________________________________________________________________

Срок продлен до ____________________________________________, основание

____________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________

16. Изменение условий содержания под домашним арестом, возложенных ограничений

____________________________________________________________________________________________________________

17. Дата, основание снятия с учета

____________________________________________________________________________________________________________

письмо заполнил

____________________________________

____________________________________

                    (подпись)

____________________________________

                     (Ф.И.О.)

_______________ 20__ г.


Совместный Приказ Министра внутренних дел Республики Казахстан, Генерального Прокурора Республики Казахстан, Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан, Министра финансов Республики Казахстан и Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции от 29 августа 2014 года №564, 2 сентября 2014 года №86, 4 сентября 2014 года №290, 11 сентября 2014 года №394, 12 сентября 2014 года №4
"Об утверждении Правил исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста"

О документе

Номер документа:564
Дата принятия: 29/08/2014
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:01/01/2015
Органы эмитенты: Государственные органы и организации

Опубликование документа

Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан "Адилет" 2 октября 2014 года;

Зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан 22 сентября 2014 года №9741.

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 3 настоящий Приказ вводится в действие - с 1 января 2015 года.