Утратил силу

Документ утратил силу с 10 апреля 2015 года в соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан от 10 апреля 2015 года №222

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 31 декабря 2013 года №1561

О Стратегическом плане Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан на 2014 - 2018 годы

(В редакции Постановления Правительства Республики Казахстан от 14.06.2014 г. №659)

В соответствии со статей 62 Бюджетного кодекса Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемый Стратегический план Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан на 2014 - 2018 годы.

2. Признать утратившими силу некоторые решения Правительства Республики Казахстан согласно приложению к настоящему постановлению.

3. Настоящее постановление вводится в действие с 1 января 2014 года и подлежит официальному опубликованию.

Премьер-Министр Республики Казахстан

С.Ахметов

Утвержден Постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2013 года №1561

Стратегический план Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан на 2014 - 2018 годы

1. Миссия и видение

Миссия - Министерство транспорта и коммуникаций Республики Казахстан (далее - Министерство) формирует и проводит эффективную государственную политику Республики Казахстан в сфере транспорта и коммуникаций в целях обеспечения опережающего темпа развития транспортно-коммуникационного комплекса.

Видение - высокотехнологичный конкурентоспособный транспортно-коммуникационный комплекс, способный в полном объеме удовлетворять потребности экономики и населения в транспортных услугах.

2. Анализ текущей ситуации и тенденции развития

1. Стратегическое направление 1. Развитие транспортной инфраструктуры Республики Казахстан

1. Основные параметры развития

Транспортному комплексу республики, представленному железнодорожным, автомобильным, речным, воздушным видами транспорта, автомобильными и железными дорогами, судоходными путями, отводится важнейшая роль в осуществлении межхозяйственных и межгосударственных связей. Доля транспорта во внутреннем валовом продукте республики составила в 2013 году 7,4 %.

По состоянию на 1 января 2014 года транспортная сеть общего пользования Казахстана состояла из 14,8 тыс. км железных дорог; 97,4 тыс. км автомобильных дорог; 4,04 тыс. км внутренних водных судоходных путей.

Густота путей сообщения в 2013 году на территории республики на 1000 кв. км территории составляет по железнодорожным путям общего пользования 5,5 км, по автомобильным дорогам с твердым покрытием общего пользования 31,5 км.

Объем перевозок грузов всеми видами транспорта с учетом оценки объема перевозок индивидуальными предпринимателями, занимающимися коммерческими перевозками, составил за 2013 год 3 277,1 млн. тонн, что на 8,7 % больше объема 2012 года.

Перевозки пассажиров с учетом оценки объема перевозок индивидуальными предпринимателями, занимающимися коммерческими перевозками, за 2013 год увеличились на 8,2 % и составили 20 001,5 млн. человек.

Железнодорожная отрасль

В транспортной системе Казахстана железнодорожному транспорту принадлежит ведущая роль. Большие расстояния транспортировки, сравнительно дешевые тарифы на перевозки пассажиров и грузов делают железнодорожный транспорт наиболее востребованным со стороны пользователей.

Эксплуатационная длина железных дорог Казахстана составляет 14,8 тысяч км (в том числе двухпутных линий - 4,8 тысяч км (34 %), электрифицированных линий - 4,2 тысяч км (28 %), плотность - 5,5 км на 1000 квадратных км, грузонапряженность - 21,8 миллионов ткм.

Основные производственно-экономические показатели акционерного общества "Национальная компания "Казакстан темiр жолы" (далее - AО "НК "КТЖ").

Показатели

Ед. изм.

Период

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

Перевезено грузов

млн. тонн

267,7

(+8%)

279,6

(+4,4%)

294,7 (+5,4%)

287,7

(-2,4%)

Грузооборот

млрд.ткм

213,2

(+8%)

223,6

(+4,9%)

235,8

(+5,4)

231,2

(-2%)

Отправлено пассажиров

млн. пасс.

15

(+7,1%)

16,5

(+10%)

19,5

(+18,1%)

19

(-2,6%)

Пассажирооборот

млрд.пкм

13,9

(+8,3%)

14,6

(+4,7%)

16,7

(+14%)

16,9

(+1,2%)

Доходы

млрд.тенге

518,6

(+19%)

712,1

(+37,3%)

819,3

(+15%)

894,2

(+9,1%)

 

Доля железнодорожного транспорта в общем грузообороте и пассажирообороте страны составляет около 60 %, при этом его доля в доходах от перевозок всеми видами транспорта 20 %.

При реализации реформ на железнодорожном транспорте в течение последних 10 лет были определены следующие цели:

1) адаптация железнодорожного транспорта к рынку при условии сохранения государственного контроля над магистральной железнодорожной сетью (далее - МЖС);

2) обеспечение доступности, эффективности, безопасности и качества услуг железнодорожного транспорта за счет развития конкуренции в перевозочной и обеспечивающей деятельности;

3) создание институциональных условий для вовлечения частной инициативы и инвестиций в отрасль;

4) развитие импортозамещающей производственной базы железнодорожного транспорта.

В ходе реформы железнодорожной отрасли Республики Казахстан были достигнуты следующие промежуточные результаты:

1) выделены непрофильные виды хозяйственной деятельности и социально-бытовые активы, такие как школы и больницы, и переданы местным органам власти;

2) выделены ремонтные предприятия в конкурентный сектор;

3) осуществлено организационное и финансовое разделение пассажирских и грузовых перевозок. Начато частичное государственное субсидирование пассажирских перевозок.

По итогам 2013 года парк локомотивов насчитывает 1 892 локомотивов, в том числе 556 ед. электровозов, 1 336 ед. тепловозов. Состояние локомотивного парка характеризуется высоким износом, достигающим 66,7 %.

По итогам 2013 года общий парк грузовых вагонов Республики Казахстан составляет 128 250 единиц, из них 64 786 единиц или 50,5 % являются инвентарными, а 63 464 единиц или 49,5 % собственными. Основной проблемой инвентарного парка грузовых вагонов является его высокий износ, достигающий 47,7 %.

Отсутствие ценового регулирования на услуги по предоставлению грузовых вагонов собственников грузовых вагонов создает благоприятные условия для обновления подвижного состава.

По состоянию на 2013 год парк вагонов, предназначенных для перевозки пассажиров, составил 2 043 единиц. Количество вагонов, в течение 2013 года подлежащее исключению из инвентарного парка по сроку эксплуатации, составляет 102 единицы или 5,3 % от инвентарного парка. Для компенсации выбытия пассажирских вагонов с учетом роста пассажирооборота в период до 2014 года необходимо приобрести 757 пассажирских вагонов.

При этом в период 2012 - 2014 годы за счет бюджетных средств на кредитной основе запланировано приобретение 420 пассажирских вагонов "Тальго".

Также приобретено за счет собственных средств:

в 2011 году - 34 пассажирских вагона;

в 2012 году - 49 пассажирских вагонов;

в 2013 году - 49 пассажирских вагонов.

Уровень износа парка в настоящее время составляет 60,2 %.

В настоящее время в республике железнодорожные пассажирские перевозки в межобластных сообщениях осуществляют государственные и частные компании по государственному социальному заказу на конкурсной основе с выделением субсидий.

В конкурентной модели отрасли компаниям, осуществляющим пассажирские перевозки, необходимы полный контроль и ответственность за обновление активов, задействованных в перевозочном процессе, а именно вагонов и локомотивов.

Согласно действующей практике регулирования дифференцированы тарифы в зависимости от вида сообщения и рода груза. В результате, доходы от перевозок различаются в зависимости от сегмента рынка, определяемого видом сообщения и родом груза.

Из указанных сегментов перевозок можно выделить три группы:

1) низкодоходные перевозки: каменный уголь (экспорт, межобластное сообщение), руда (экспорт, межобластное сообщение), строительные грузы (импорт), хлебные грузы (экспорт, межобластное сообщение), остальные грузы (межобластное сообщение);

2) высокодоходные перевозки: нефтяные грузы (экспорт), черные металлы (экспорт, импорт, межобластное сообщение), химические и минеральные удобрения (экспорт, импорт, межобластное сообщение), остальные грузы (импорт);

3) самоокупаемые перевозки: каменный уголь (импорт), нефтяные грузы (импорт, межобластное сообщение), руда (импорт), строительные грузы (экспорт, межобластное сообщение), хлебные грузы (импорт), остальные грузы (экспорт).

В настоящее время AО "НК "КТЖ" является единственным перевозчиком грузов на рынке Республики Казахстан. При этом для осуществления перевозок AО "НК "КТЖ" использует подвижной состав AО "Локомотив", AО "Казтеміртранс", инвентарные вагоны других железнодорожных администраций и частный парк вагонов операторских компаний.

Перевезено грузов по сообщениям:

 

Показатели

Ед. изм.

Период

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

Внутри-республиканское

млн. тонн

140,9

(+7,1 %)

148,7

(+5,5%)

158,8 (+6,8%)

156,3

(-1,6%)

экспорт

96,1

(+12%)

97,9

(+2%)

100,9 (+3,1%)

101,6

(+0,7%)

импорт

16,9

(+6,9%)

17,9

(+5,9%)

18,8 (+4,7%)

19,7

(+4,8%)

транзит

14,0

(-5,4%)

15,1

(+7,9%)

16,3 (+7,8%)

16

(-1,8%)

 

К 2018 году планируется оздоровить около 4 тыс. км магистральной сети, приобрести 564 ед. локомотивов и 19 369 ед. грузовых вагонов.

Основные инфраструктурные проекты:

 

№п/п

Проекты

Ед. изм.

Стоимость млрд. тг.

Источник финансирования

Сроки реализации

Строительство железнодорожных линий

1

Бейнеу - Жезказган

1036 км

561

РБ, собственные средства AО "НК "КТЖ", заемные средства

2012 - 2016

2

Аркалык - Шубарколь

214 км

133

РБ, собственные средства AО "НК "КТЖ", заемные средства

2012 - 2015

3

Жетыген - Куркудук

74 км

27,9

Концессия

2015-2017

Другие проекты

4

Строительство вокзального комплекса в г. Астане

1

158

РБ, собственные средства AО "НК "КТЖ", заемные средства

2013-2016

Автодорожная отрасль

По состоянию на 2013 год общая протяженность автомобильных дорог в Казахстане составляет около 152 тыс. км. Из них, более 97,4 тыс. км дороги общего пользования (дороги республиканского значения - 23,5 тыс. км, местного - 73,9 тыс. км), 44 тыс. км улицы населенных пунктов и около 11 тыс. км хозяйственные дороги в виде подъездов к промышленным предприятиям, рудникам, фермерским и лесным хозяйствам, другим производствам, выполняющие роль технологических дорог.

Начиная с 2005 года, строительство и реконструкция всех типов дорог ведется с расчетной нагрузкой на ось до 13 тонн, все международные коридоры реконструируются по параметрам не ниже II технической категории. Внедрен пятиступенчатый контроль качества.

За последние 13 лет на развитие отрасли, включая местную сеть, выделено 1 859,1 млрд. тенге, при этом если в 2001 году профинансировано 27,7 млрд. тенге, то уже в 2013 году 323,2 млрд. тенге. За эти годы из 97,4 тыс. км дорог общего пользования подвергнуто реконструкции и различным видам ремонта более 51,9 тыс. км дорог, в том числе на республиканской сети - 28,0 тыс. км.

Продолжена реализация самого крупного проекта в автодорожной отрасли - реконструкции международного транзитного коридора "Западная Европа - Западный Китай".

Финансирование данного проекта предусмотрено из 3-х источников: заемные средства, республиканский бюджет и частные инвестиции на концессионной основе.

Основную долю финансирования проекта составляют внешние займы 5 международных финансовых институтов, подписаны соглашения о займах на общую сумму 5,5 млрд. долларов СШA.

Работы ведутся на территории пяти областей (Алматинской, Актюбинской, Кызылординской, Жамбылской и Южно-Казахстанской). Мобилизовано 4,5 тыс. единиц техники, 30 асфальтобетонных, 28 цементно-бетонных завода и 34 дробильных установки.

Привлечено свыше 35 тыс. дорожных строителей (в т.ч. 34,4 тыс. человек казахстанский персонал и 579 человек - иностранный персонал).

На 1 января 2014 года состояние сети автодорог республиканского значения составляет: хорошее - 31 %; удовлетворительное - 50 %; неудовлетворительное - 19 %;

состояние автодорог местного значения составило: хорошее - 17 %; удовлетворительное - 49 %; неудовлетворительное - 34 %.

За период 2014 - 2018 годы планируются реконструкция и ремонт около 21,6 тыс. км автодорог, в том числе реконструкция 4,0 тыс. км и ремонт 7,6 тыс. км автодорог республиканского значения и 10 тыс. км дорог местного значения.

Новизной является внедрение рыночных подходов и для этих целей немаловажно применение механизмов государственно-частного партнерства с введением платности. По данному направлению планируется реализовать проект "БAКAД".

До 2019 года планируется полностью завершить работы на всех 6-ти международных коридорах, включая международный транзитный коридор "Западная Европа - Западный Китай" и участках соединяющие столицу страны с областными центрами, а также основных выходах на соседние страны. Продолжена работа по реализации проектов, входящих в состав инвестиционных проектов автодорожной отрасли, обозначенных в Государственной программе развития и интеграции инфраструктуры транспортной системы Республики Казахстан до 2020 года, а именно работы по реконструкции участков автомобильных дорог Алматы - Астана -Петропавловск, Самара - Шымкент, Омск - Павлодар - Майкапшагай, Астрахань - Атырау - Актау - Туркменбашы, Ташкент - Шымкент - Алматы - Хоргос, Актобе - Мартук, Астана - Костанай - Челябинск, Таскескен -Бахты, Алматы - Усть-Каменогорск, Астана - Шидерты - Павлодар и Курты - Бурылбайтал.

В рамках поручения, данного Президентом Республики Казахстан на расширенном заседании Правительства Республики Казахстан 23 января 2013 г. будут начаты работы по строительству и реконструкции автомобильных дорог в трех направлениях:

1) Астана - Караганды - Балхаш - Курты - Капшагай - Алматы - 1257 км;

2) Астана - Павлодар - Семей - Калбатау - Усть-Каменогорск - 951 км;

3) Астана - Аркалык - Шалкар - Бейнеу - Актау - 1 527 км.

В рамках подготовки к "ЭКСПО-2017" планируется реализация следующих проектов:

1) Астана - Темиртау - 178 км;

2) Астана - Павлодар - 413 км;

3) Юго-Западный обход города Астана - 31 км;

4) Щучинск - Зеренда - 80 км.

Гражданская авиация

В республике осуществляют деятельность 50 авиакомпаний и эксплуатантов воздушных судов, из них 24 осуществляют коммерческие воздушные перевозки и 1 авиакомпания - некоммерческие воздушные перевозки, 25 эксплуатантов воздушных судов выполняют авиационные работы (авиационно-химические, лесопатрулирование, облет нефте-газопроводов и другие виды работ).

В Государственном реестре гражданских воздушных судов Республики Казахстан состоят на учете 516 воздушных судов.

Казахстанские авиаперевозчики, такие как AО "Эйр Астана", AО "Скат", выполняют полеты на территории 18 иностранных государств. В Казахстан регулярные пассажирские полеты осуществляют 30 иностранных авиакомпаний из 18-ти стран мира. В области внутреннего авиасообщения осуществляются регулярные полеты по 46 маршрутам.

Реализуется программа по модернизации и развитию объектов наземной инфраструктуры. На сегодня из 15 аэропортов, допущенных к обслуживанию международных рейсов, 13 категорированы по стандартам Международной организации гражданской авиации (ИКАО): аэропорты гг. Астана и Алматы по категории IIIA, аэропорт г. Атырау по II-й категории, аэропорты гг. Павлодар, Шымкент, Караганда, Жезказган, Актау, Актобе, Усть-Каменогорск, Кызылорда, Кокшетау, Тараз по I-й категории ИКАО.

В целях обеспечения и повышения уровня безопасности на 2014 - 2015 годы запланирована реконструкция искусственных взлетно-посадочных полос в аэропортах гг. Уральск и Петропавловск, что позволит увеличить количество аэропортов, соответствующим международным стандартам ИКАО.

Большая работа была проведена по дальнейшему развитию транзитного потенциала республики, эффективное использование которого является мерой, направленной на извлечение дополнительных доходов для гражданской авиации и сохранения высокой динамики ее развития.

Рост транзитного движения воздушных судов через воздушное пространство Казахстана за период 2005 - 2008 гг. составлял свыше 10 % в год.

Если в 2005 году транзит составлял 84,8 млн. самолето-километров, то в в 2010 году - 128,4 млн. самолето-километров, в 2011 году - 155,7 млн. самолето-километров, в 2012 году - 164,4 млн. самолето-километров, в 2013 году - 171,3 млн. самолето-километров.

Сеть международных маршрутов AО "Эйр Астана" охватывает более 20 направлений. Доля транзита в общем объеме международных авиаперевозок не превышает 10 %. Между тем, в регионе Центральной Азии уже существует острая конкурентная борьба на примере развития национальных авиакомпаний Узбекистана, Туркменистана и Aзербайдажана, включая Россию, где доля трансфертных перевозок составляет от 30 % и более.

На базе трех аэропортовых комплексов г. Астаны как столичного, г. Алматы - как финансового центра и г. Атырау - как центра нефтедобычи развиваются крупнейшие в регионе специализированные "хабы", способные удовлетворить растущие потребности на уровне признанных мировых стандартов.

С 2017 года будет функционировать как "хаб" аэропорт г. Караганды, как индустриальный центр с географически выгодным положением на территории Казахстана.

Водный транспорт

В настоящее время береговая транспортная инфраструктура Казахстана на Каспийском море включает два действующих морских порта - Актау и Баутино.

При этом порт Актау задействован в перевалке грузов в экспортно- импортном и транзитном м сообщении. Порт Баутино специализируется как база поддержки морских нефтяных операций.

В 2013 году через порт Актау перевалено 10,1 млн. тонн, что на 8% ниже в сравнении с 2012 годом.

Основную номенклатуру грузов, ежегодно переваливаемых через морские порты составляют нефть, металл, зерно, паромные и другие грузы. При этом объемы перевалки нефти через порт Актау постепенно снижаются, в то же время есть потребность в увеличении портовых мощностей по обработке сухих грузов.

Существующие потребности роста обработки сухих грузов в порту Актау будут обеспечены за счет:

1) реализации проекта расширения порта в северном направлении, (завершение в 2015 году) пропускная способность порту Актау по перевалке сухих грузов увеличится на 2,5 млн. тонн;

2) принимаемых мер по автоматизации погрузочно-разгрузочной деятельности и улучшению качества оказания услуг.

На рынке морских перевозок в Каспийском бассейне флот Казахстана составляет 5%, который состоит из 8 танкеров грузоподъемностью 12-13 тыс. тонн и 2 сухогрузных судов.

Порядка 70% из общего объема нефти, переваливаемой через порт Актау транспортируется отечественными танкерами.

Весь объем сухих грузов перевозился иностранными судоходными компаниями, однако в целях диверсификации оказываемых услуг на рынке морской перевозки грузов предполагается поэтапное увеличение сухогрузного флота.

Вместе с тем требуют решения вопросы повышения конкурентоспособности торгового флота Казахстана, для чего необходимо создать равные условия для казахстанских судоходных компаний не ниже уровня, существующего в прикаспийских государствах. При этом для обеспечения загрузки своих судов с отечественными грузоотправителями будет проработан вопрос изменения условий реализации экспортных грузов с FOB порт Актау на CIF.

Для повышения уровня безопасности на водном транспорте будут приняты меры по обеспечению организации контроля на морском транспорте в соответствии с требованиями конвенций, принятых ИМО. В частности, предполагаются создание Морской администрации порта, усиление навигационной безопасности, в том числе за счет установки дополнительных систем управления движении судов в порту Курык и на Урало-Каспийском канале.

В настоящее время речное судоходство осуществляется в бассейнах рек Иртыш, Урал, Кигач, Ишим, Или, Капчагайском водохранилище и озере Балхаш. Общая протяженность эксплуатируемых участков водных путей составляет 4 108,5 км, из которых на 4 040,5 км реализуются мероприятия, связанные с обеспечением безопасности судоходства.

Перевозки пассажиров и грузов осуществляют частные судовладельцы, имеющие 659 судов, из которых 248 не эксплуатируются и требуют ремонта.

Речной транспорт занимает небольшой удельный вес в общих объемах работы транспорта республики. За 2013 год судоходным транспортом перевезено 1 092,6 тыс. тонн грузов, по сравнению с 2012 годом произошло уменьшение на 14,2 %. Перевезено 92,9 тыс. пассажиров, что на 4,6 % меньше объема 2012 года.

Автомобильный транспорт

В развитии рыночной инфраструктуры, расширении внутренней и внешней торговли важную роль играет автомобильный транспорт.

Автомобильный парк республики по данным Министерства внутренних дел Республики Казахстан на конец 2013 года насчитывает 3 млн. 190 тыс. автотранспортных средств, из них 398 тыс. грузовых автомобилей, 94,4 тыс. автобусов, 3 190,0 тыс. легковых. Кроме того, в республике зарегистрировано 74,7 тыс. мототранспорта, а также 168,5 тыс. автомобильных прицепов.

Автотранспортом республики с учетом оценки объема перевозок индивидуальными предпринимателями, занимающимися коммерческими перевозками, за 2013 год перевезено грузов - 2 982,7 млн. тонн, грузооборот составил 145,2 млрд. ткм. По сравнению с 2012 годом объем перевозок грузов увеличился на 9,7 %, грузооборот увеличился на 9,8 %. Пассажиров перевезено - 19 967,9 млн. человек, пассажирооборот составил 203,4 млрд. пкм. По сравнению с 2012 годом произошло увеличение этих показателей на 8,2 % и 10,9 % соответственно. В международном сообщении по итогам 2013 года перевезено 4 772,5 тыс. тонн груза, в том числе в импортном сообщении 3 323,3 тыс. тонн, в экспортном сообщении 1 449,2 тыс. тонн груза.

К международным автомобильным перевозкам допущено порядка 12 тыс. автотранспортных средств, из них по системе "международные дорожные перевозки" (далее - МДП) в настоящее время задействовано 6 684 автомобилей. В целях бесперебойного обеспечения перевозки грузов ежегодно проводится обмен бланками разрешений с 40 странами Европы и Азии в количестве порядка 140 тыс. экземпляров.

В настоящее время доля участия казахстанских перевозчиков на рынке перевозок грузов в международном сообщении автомобильным транспортом составляет 38 %.

По регулярному сообщению имеется свыше 137 международных и 254 межобластных регулярных пассажирских маршрутов.

Парк автомобилей характеризуется высоким износом - удельный вес автотранспортных средств, находящихся в эксплуатации свыше 12 лет, составляет 70 %, в том числе 80 % автобусов и 60 % грузовых автомобилей.

В этой связи в республике выбросы в атмосферу вредных веществ от стационарных источников составляют около 2,5 млн. тонн/год, а транспортные выбросы превышают на 1 млн. тонн/год.

Поэтапное введение стандартов Евро позволит ограничить ввоз устаревших автомашин, повысить конкурентоспособность казахстанских автосборочных предприятий, а также качество выпускаемого и импортируемого топлива.

Также с 1 января 2012 года функции по проведению технического осмотра транспортных средств переданы от Министерства внутренних дел Республики Казахстан в конкурентную среду, а полномочия по контролю за организацией и проведением технического осмотра - в Министерство.

Согласно новому порядку технический осмотр транспортных средств проводится частными центрами, имеющими стационарные и мобильные линии технического контроля, которые автоматически определяют параметры эффективности тормозной системы, рулевого управления, элементов подвески, выбросов в атмосферу и т.д.

2. Анализ основных проблем

Железнодорожная отрасль

В железнодорожной отрасли недостаточно развита сеть железных дорог, растет износ основных средств, дефицит пассажирского подвижного состава. Присутствуют низкий уровень сервиса и отсутствие конкуренции, также сказывается недостаточное финансирование обновления и развития железнодорожного транспорта. Действующие принципы тарифообразования и механизм регулирования исключают ориентированность перевозчика на клиента. Необходимо максимально эффективно реализовать транзитный потенциал страны и привлечь новых (частных) субъектов на развитие железнодорожных линий, которые в свою очередь позволят сформировать конкурентную среду в транспортно-коммуникационном комплексе и увеличить парк транспортных средств.

Зарубежный опыт субсидирования предусматривает компенсацию выпадающих доходов перевозчика по социально значимым перевозкам с учетом покрытия операционных и инвестиционных потребностей и заключения долгосрочных контрактов между государством и перевозчиком.

Что касается прибыльности пассажирских перевозок, то мнение о том, что все перевозки являются однозначно убыточными, не совсем правильно. Есть страны, в которых пассажирский транспорт приносит прибыль это, например, Швейцария и Япония. В то же время в большинстве остальных стран, включая СШA, Францию, Германию и многие другие государства, пассажирский комплекс в целом является убыточным.

С этой точки зрения, Россия, как и СШA, не может привести пассажирский комплекс дальнего следования к положительному финансовому результату: поезд как вид транспорта имеет и социальное значение. В Европе шансов намного больше, так как на фоне стремительно растущих цен на бензин доля личного автотранспорта в средних перевозках начнет постепенно снижаться.

Структура перевозок железнодорожным транспортом в России деформирована в сторону грузовых перевозок, в то время как в маленьких странах с высокой плотностью населения доля пассажирских перевозок намного выше.

Экономическая политика, допускающая на протяжении многих лет перекрестное субсидирование пассажирских перевозок за счет грузовых, а также других отраслей экономики (горнодобывающая, строительная и агропромышленный комплекс) за счет падения железнодорожных тарифов относительно роста цен, приводит к "вымыванию" активов отрасли и ухудшению качества транспортной инфраструктуры государства.

Накопленный износ основных фондов отрасли создает опасность потери технологической устойчивости железнодорожного транспорта и определяет значительную потребность в инвестициях в обновление вырабатывающих свой ресурс подвижного состава и объектов инфраструктуры.

Эффективность железнодорожного транспорта, существующий ассортимент, доступность и качество услуг, предоставляемых пользователям, уровень внедрения инноваций в деятельность не в полной мере отвечают современным требованиям рынка.

Учитывая значение работы железнодорожного транспорта для всех отраслей экономики государства, Министерством совместно с AО "НК "КТЖ" была проведена масштабная, системная работа по разработке комплексных подходов по дальнейшему развитию железнодорожного транспорта Республики Казахстан, составивших основу раздела железнодорожного транспорта Государственной программой развития и интеграции инфраструктуры транспортной системы Республики Казахстан до 2020 года.

При этом основной задачей данной программы является формирование оптимальной системы функционирования железнодорожной отрасли и создание условий для конкурентоспособности и развития национальных перевозчиков грузов и пассажиров.

Также программой предусматривается развитие грузовых перевозок, развитие пассажирских перевозок, развитие и модернизация железнодорожной инфраструктуры, модернизация и развитие вокзального хозяйства, обновление и модернизация основных средств производства железнодорожной отрасли, развитие отечественного железнодорожного машиностроения.

 

Вагоны по состоянию на 2013 год:

Наименование

Инвентарный парк

Рабочий парк

Нерабочий парк

пассажирские вагоны, ед.

1 919

1 877

42

грузовые вагоны, ед.

65 366

59635

5731

AО "НК "Казакстан темір жолы"

419

419

-

AО "Казтеміртранс"

63 861

58175

5686

AО "Казтранссервис"

477

436

41

ТОО "Ремонтная корпорация Камкор"

609

605

4

 

Локомотивы по состоянию на 2013 год:

 

Наименование

Инвентарный парк

Эксплуатируемый парк

Неэксплуатируемый парк

магистральные тепловозы, ед.

722

590

132

электровозы, ед.

528

447,5

80,5

маневровые тепловозы, ед.

538

445

93

 

Дефицит пассажирских вагонов с нарастающим итогом

 

Годы

2010

2011

2012

2013

дефицит пассажирских вагонов, ед.

448

310

183

102

Автодорожная отрасль

Значительная часть автотранспортной инфраструктуры эксплуатируется за пределами нормативного срока, другая приближается к этому сроку, в связи с чем существенно ухудшается ситуация по безопасности работы транспорта.

Отмечаются высокая изношенность имеющейся дорожно-эксплуатационной техники; высокая капиталоемкость восстановительных работ, недостаточное финансирование развития сети автодорог республиканского значения и соблюдения межремонтных сроков службы дорог, низкие технические параметры существующих автодорог (по расчетной нагрузке на ось, категории и т.д.), высокий риск аварийности и смертности на дорогах с 2-х полосным движением, низкий уровень развития автомобильных дорог областного и районного значений, вследствие недостаточного финансирования из местных бюджетов, и отсутствие подъездных автодорог с твердым покрытием к 1 861 сельским населенным пунктам.

Гражданская авиация

В сфере гражданской авиации основными проблемами являются:

1) устаревший парк региональных воздушных судов, не соответствующий стандартам Международной организации гражданской авиации (ИКАО);

2) несоответствие ряда региональных аэропортов международным стандартам ИКАО для приема-выпуска воздушных судов;

3) значительный износ спецтехники, светосигнального оборудования и оборудования электроснабжения, коммуникаций;

4) отсутствие необходимого уровня оснащенности авиатранспортной инфструктуры наземной техникой, грузовыми складами и терминалами;

5) дорогостоящее авиатопливо по сравнению с соседними государствами;

6) нехватка авиационного персонала.

Вышеуказанные проблемы лежат в экономической плоскости и возможности финансирования развития инфраструктуры аэропортов.

Так, обновление воздушных судов зависит от уровня доходности авиаперевозок и развития конкуренции, что стимулирует авиаперевозчиков к обновлению своего парка судов.

Развитие инфраструктуры аэропортов на первоначальном этапе становления отрасли гражданской авиации требует финансовой поддержки из государственного бюджета.

Развитие наземной инфраструктуры, в том числе реконструкция аэропортов, материально-техническая оснащенность наземной инфраструктуры (взлетно-посадочных полос, аэровокзал, спецтехника и другие). Состояние взлетно-посадочных полос некоторых аэропортов не в полной мере отвечает требованиям безопасности.

Формирование кадрового потенциала является одной из проблем отрасли гражданской авиации. Это обусловлено тем, что специальности являются узкопрофильными, а также недостаточным уровнем материально-технической базы учебных заведений, осуществляющих подготовку кадров. Кроме того, выпускники не востребованы на рынке труда, в связи с низким уровнем знания английского языка и отсутствием современных учебных тренажеров, а также недостаточным опытом практических налетов. В этой связи, подготовка кадров на сегодняшний день не в состоянии обеспечить потребности отрасли. При этом аналогичная ситуация наблюдается в соседних странах.

Водный транспорт

В области водного транспорта наблюдаются недостаточная мощность портовой и сервисной инфраструктуры, дефицит квалифицированных отечественных специалистов, несоответствие судоходных шлюзов отдельным требованиям технической безопасности, недостаточное количество торгового флота, износ государственного технического флота.

В этой связи, требуется продолжение работ по приобретению морского торгового флота и флота поддержки морских операций, замене государственного технического речного флота, строительству защитного гидротехнического сооружения Шульбинского шлюза, строительству технологических зданий, созданию специализированных систем управления движением судов и спасательными операциями на море.

Автомобильный транспорт

Экологическая ситуация становится все более значимым фактором развития, влияющим на уровень экономического благополучия государства.

бесплатный документ

Полный текст доступен после авторизации.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Стратегический план Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан на 2014 - 2018 годы 1. Миссия и видение 2. Анализ текущей ситуации и тенденции развития 1. Стратегическое направление 1. Развитие транспортной инфраструктуры Республики Казахстан 2. Стратегическое направление 2. Развитие транзитно-транспортного потенциала Республики Казахстан 3. Стратегические направления деятельности, цели, задачи, целевые индикаторы, мероприятия и показатели результатов 3.1. Стратегические направления, цели, задачи, целевые индикаторы, мероприятия и показатели результатов Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан 3.2. Соответствие стратегических направлений и целей государственного органа стратегическим целям государства 4. Развитие функциональных возможностей 5. Межведомственное взаимодействие 6. Управление рисками 7. Бюджетные программы 7.1. Бюджетные программы 7.2. Свод бюджетных расходов Перечень утративших силу некоторых решений Правительства Республики Казахстан

Постановление Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2013 года №1561
"О Стратегическом плане Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан на 2014 - 2018 годы"

О документе

Номер документа:1561
Дата принятия: 31.12.2013
Состояние документа:Утратил силу
Начало действия документа:01.01.2014
Органы эмитенты: Правительство
Утратил силу с:10.04.2015

Документ утратил силу с 10 апреля 2015 года в соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан от 10 апреля 2015 года №222

Опубликование документа

"Казахстанская правда" от 18 февраля 2014 года №33 (27654);

САПП Республики Казахстан 2013 год, №82, ст.1070.

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 3 настоящее Постановление вводится в действие с 1 января 2014 года.