Действует

Зарегистрировано

Министерством юстиции

Республики Таджикистан

10 июня 2014 года №463

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

от 3 июня 2014 года №355

О Порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, нормативных правовых актов общеобязательного характера министерств, государственных комитетов, других государственных органов, местных органов государственной власти, органов самоуправления посёлков и сел и их проектов, внутриведомственная антикоррупционная оценка проектов нормативных правовых актов

(В редакции Постановлений Правительства Республики Таджикистан от 29.12.2018 г. №619, 26.10.2023 г. №492)

В соответствии со статьями 3 и 8 Закона Республики Таджикистан "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" Правительство Республики Таджикистан постановляет:

1. Утвердить Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, нормативных правовых актов общеобязательного характера министерств, государственных комитетов, других государственных органов, местных органов государственной власти, органов самоуправления посёлков и сел и их проектов, внутриведомственная - антикоррупционная оценка проектов нормативных правовых актов, согласно приложению.

2. Министерствам, ведомствам и местным исполнительным органам государственной власти во время разработки проектов нормативных правовых актов принять к руководству положения настоящего Порядка.

Председатель Правительства Республики Таджикистан

Эмомали Рахмон

 

Утвержден Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 3 июня 2014 года №355

Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативныхправовых актов, нормативных правовых актов общеобязательного характера министерств, государственных комитетов, других государственных органов, местных органов государственной власти, органов самоуправления посёлков и сел и их проектов, внутриведомственная антикоррупционная оценка проектов нормативных правовых актов

1. Общие положения

1. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, нормативных правовых актов общеобязательного характера министерств, государственных комитетов, других государственных органов, местных органов государственной власти, органов самоуправления посёлков и сёл и их проектов, внутриведомственная антикоррупционная оценка проектов нормативных правовых актов (далее Порядок), разработан на основании статьей 3 и 8 Закона Республики Таджикистан "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (далее - Закон). Настоящий Порядок определяет правила проведения антикоррупционной экспертизы-нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, а также внутриведомственной антикоррупционной оценки проектов нормативных правовых актов.

2. Субъекты, объекты, основания и приоритетные направления проведения антикоррупционной экспертизы, предусмотрены в Законе.

3. Одновременно в ходе прокурорских проверок, в случае выявления коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах, Генеральный прокурор и подчинённые ему прокуроры для их устранения направляют правотворческому субъекту или в орган по государственному финансовому контролю и борьбе с коррупцией обязательное к рассмотрению представление.

4. Государственные органы - разработчики проекта нормативного правового акта, в целях обеспечения возможности проведения общественной антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов, концепций, национальных стратегий и государственных программ, наряду с направлением этих проектов для согласования размещают их на своём сайте в сети интернет.

5. Граждане и общественные организации согласно требований Закона и настоящего Порядка могут самостоятельно проводить общественную антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов или проектов нормативных правовых актов.

2. Основные требования для проведения антикоррупционной экспертизы и внутриведомственной оценки

6. Эффективность проведения антикоррупционной экспертизы наряду с соблюдением принципов, предусмотренных Законом, определяется системностью, надёжностью и реальностью её результатов.

7. Для обеспечения эффективного проведения антикоррупционной экспертизы необходимо проведение экспертизы каждой нормы нормативного правового акта или проекта нормативного правового акта относительно наличия коррупциогенных факторов, и их результаты должны быть изложены с учётом последовательности коррупциогенных факторов.

8. По результатам проведения антикоррупционной экспертизы подготавливается заключение. В заключении отражаются положения нормативного правового акта или проекта нормативного правового акта с указанием его составной части (введения, части, раздела, главы, параграфа, статьи, части в статье, пункта, подпункта, абзаца), где выявляются коррупциогенные факторы. Также в заключении могут быть отражены предположительные последствия неустранения коррупциогенных факторов в нормативном правовом акте или проекте нормативного правового акта.

9. Положения, выявленные в ходе проведения антикоррупционной экспертизы, которые не относятся к коррупциогенным факторам, однако способствующие формированию условий проявления коррупции, указываются отдельно в экспертном заключении.

10. Уполномоченный субъект (субъекты согласно Закону уполномоченные для проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, а также правотворческие субъекты, то есть государственный орган, разрабатывающий проект нормативного правового акта, который проводит внутриведомственную антикоррупционную оценку проектов) на основании имеющихся анализов органов по правоприменительной практике (тексты отчётов и докладов, статистика и другие материалы аналитико-информационных подразделений по практическому опыту финансовых проверок и аудита, оперативных, следственно-судебных и по профилактике системной коррупции), исследований (отраслей правовых, экономических наук и других отраслей, социологических о степени доверия населения государству, международных рейтингов состояния коррупции в стране), анализа сообщений средств массовой информации по коррупции (о коррупционных правонарушениях и результатах журналистских расследований случаев коррупции) и своего практического опыта, прогнозирует каким образом действующий нормативный правовой акт или принятие нормативного правового акта может создать условия для коррупции возможность тому, чтобы совершались коррупционные правонарушения.

11. В ходе осуществления антикоррупционной экспертизы, уполномоченный субъект при опенке нормативного правового акта или проекта нормативного правового акта:

- учитывает основы конституционного, международного права (международные стандарты) и существующее правовое регулирование в связи с формирующимися социальными отношениями регулируемой сферы;

- прогнозирует воздействие нормативного правового акта или проекта нормативного правового акта на социальные отношения сточки зрения коррупции;

- принимает во внимание практику применения нормативного правового акта, сложности, возникшие за этот период, неустановленные случаи коррупции, а также конкретные положения нормативного правового акта, создающие условия для коррупции;

- учитывает особенности правовой системы и положения других нормативных правовых актов для недопущения повторения правового регулирования несколькими нормативными правовыми актами в одной сфере и объектах;

- проверяет установление прав и обязанностей субъектов, точное определение их компетенции;

- осуществляет расширительный анализ причин разработки проекта нормативного правового акта, какие факторы воздействовали на его разработку;

- в установленном порядке запрашивая и используя информацию других подразделений государственных органов, привлекает другие организации, учёных и специалистов;

- определяет риск того, что не расширяет ли новая норма контрольные полномочия (усмотрение субъектов), и чтобы правожающий и контролирующий субъект не был одним лицом;

- проверяет придание полномочий одному субъекту (должностному лицу, комиссии) - системный анализ и оценку эффективности и разумного соотношения предусматриваемых контрольных процедур, а также необходимых затрат потенциала контроля их осуществления;

- определяет не устанавливаются ли этой нормой административные барьеры на свободном рынке и других сферах, что например, становится препятствием для свободного предпринимательства;

- обоснованно показывает почему та или иная норма может создать условия для проявления коррупции;

- проверяет соответствие содержания нормативного правового акта или его проекта объёму регулируемых правовых отношений и достаточность объёма правового регулирования;

- выявляет наличие пробелов или противоречии норм нормативных правовых актов, которые допускают двойственное толкование содержания нормативных правовых актов;

- анализирует наличие контроля за исполнением данного нормативного правового акта, деятельности субъектов и процедур;

- определяет, не ограничивает ли нормативный правовой акт, регулирующий рыночные отношения, без достаточных оснований (несправедливо) права их участников (группы участников), приносит экономическую прибыль в интересах ограниченной группы (в монопольном порядке даёт льготы), дополнительные расходы для субъектов хозяйствования;

- изучает, не снижает ли нормативный правовой акт прозрачность деятельности государственного или публичного субъекта;

- учитывает вопрос меньшего предусмотрения процедур для принятия решений, если это расширяет усмотрение должностного лица или органа;

- выявляет случаи, когда нормативный правовой акт предусматривает представление дополнительных сведений, не обязательных по существу дела, не предусматривает ответственность контролирующих лиц или для обеспечения надлежащего управления не предусматривает в необходимой мере, порядок ротации с точки зрения основных задач, специальности и интересов потребителей государственных (публичных) услуг не является целесообразным, квалификационные требования в отношении опыта субъектов (должностных лиц и служащих и других их ответственных работников) не являются достаточными и стали явными другие конфликты интересов.

12. Срок проведения государственной антикоррупционной экспертизы нормативного правового акта или проекта нормативного правового акта и срок осуществления процедуры внутриведомственной государственной антикоррупционной опенки проектов нормативных правовых актов составляет до 1 месяца, в исключительных случаях руководство соответствующего органа может продлить этот срок до 30 дней.

(В пункт 12 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 29.12.2018 г. №619)
(см. предыдущую редакцию)

3. Внутриведомственная антикоррупционная оценка проектов нормативных правовых актов

13. Проекты нормативных правовых актов и нормативных правовых актов общеобязательного характера подлежат обязательной внутриведомственной антикоррупционной оценке. Проекты нормативных правовых актов и нормативных правовых актов общеобязательного характера, представленные в уполномоченный орган для проведения государственной антикоррупционной экспертизы без внутриведомственной антикоррупционной оценки, государственной антикоррупционной экспертизе не подлежат.

(Пункт 13 изложен в новой редакции в соответствии с Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 26.10.2023 г. №492)
(см. предыдущую редакцию)

14. В ходе ведомственной антикоррупционной оценки проектов нормативного правового акта особенности отраслевого регулирования, квалификационные, вытекающие из технических норм, практического опыта и профессиональных традиций, полностью приводятся в обоснованной справке.

15. Результат внутриведомственной антикоррупционной оценки проектов приводится в справке-обосновании проекта нормативного правового акта и может состоять из вводной ( правовые основания принятия решения), описательной ( привидение фактических обстоятельств и необходимых цифр) и заключительной (изложение цели правового регулирования данного акта, конкретное отражение ожидаемых результатов и критериев оценки состояния выполнения-индикаторов и источников финансирования расходов, необходимых для применения нормативного правового акта, в случае необходимости приведение расчётов материальной выгоды для государственного бюджета и общественных интересов, которые принесёт принятие данного проекта и коррупциогенные факторы в случае их выявления) частей.

4. Оформление результатов антикоррупционной экспертизы

16. Заключение антикоррупционной экспертизы нормативного правового акта или проекта нормативного правового акта приводится в заключении, которое состоит из вводной (правовые основы антикоррупционной экспертизы, в том числе требований национального законодательства и международных правовых актов, признанных Таджикистаном), описательной (наличие или неимение коррупциогенных факторов, выявленные в результате антикоррупционной экспертизы) и заключительной (пути и способы устранения коррупциогенных факторов посредством внесения изменений и дополнений в нормативный правовой акт или проект нормативного правового акта) частей.

17. Заключение государственной антикоррупционной экспертизы нормативного правового акта и проекта нормативного правового акта (согласно приоритетных направлений, предусмотренных Законом) подписывается руководителем органа (куратора уполномоченного подразделения). Начальник уполномоченного подразделения и заместители руководителя органа осуществляют общее руководство процессом антикоррупционной экспертизы и решают спорные вопросы. Заключение государственной антикоррупционной экспертизы регистрируется в соответствующем структурном подразделении уполномоченного субъекта и направляется правотворческому субъекту.

(В пункт 17 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 29.12.2018 г. №619)
(см. предыдущую редакцию)

18. Проведение государственной антикоррупционной экспертизы нормативного правового акта или проекта нормативного правового акта большого объёма, может быть осуществлен группой специалистов, назначаемых руководством органа, которые составляют общее заключение.

(В пункт 18 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 29.12.2018 г. №619)
(см. предыдущую редакцию)

19. В случае выявления коррупциогенных факторов, их характеристика, предложения по их устранению, рекомендации по внедрению предупредительных мер приводятся отдельно в заключительной части заключения. Также, в заключении в случае выявления корруппногенных факторов в действующем нормативном правовом акте, на основании которого или согласно его отдельных положений был разработан проект нормативного правового акта. приводятся рекомендации по их устранению.

20. Заключение государственной антикоррупционной экспертизы направляется в государственный орган, разработавший проект, орган, согласно положениям закона давший указание или поручение, запросивший провести государственную антикоррупционную экспертизу, или другой государственный орган, физическому или юридическому лицу в ответ на их обращение об этом, а по действующим нормативным правовым актам правотворческому субъекту. В случае повторного поступления проекта нормативного правового акта (проекта по внесению изменений и дополнений в нормативный правовой акт, разработанного после проведения государственной антикоррупционной экспертизы), который прошёл государственную антикоррупционную экспертизу, уполномоченный субъект с соблюдением настоящего Порядка повторно проводит антикоррупционную экспертизу, в заключение государственной антикоррупционной экспертизы об этом делается отметка.

(В пункт 20 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 29.12.2018 г. №619)
(см. предыдущую редакцию)

5. Заключительные положения

21. При разработке заключения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов эксперты являются независимыми.

22. Субъекты, уполномоченные на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, ответственны за качество антикоррупционной экспертизы.

 

Постановление Правительства Республики Таджикистан от 3 июня 2014 года №355
"О Порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, нормативных правовых актов общеобязательного характера министерств, государственных комитетов, других государственных органов, местных органов государственной власти, органов самоуправления посёлков и сел и их проектов, внутриведомственная антикоррупционная оценка проектов нормативных правовых актов"

О документе

Номер документа:355
Дата принятия: 03.06.2014
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:03.06.2014
Органы эмитенты: Правительство

Опубликование документа

Нет сведений

Редакции документа

Текущая редакция принята: 26.10.2023  документом  Постановление Правительства Республики Таджикистан "О внесении изменения в Постановление Правительства Республики Таджикистан от 3 июня 2014 года №355"


Редакция от 29.12.2018, принята документом Постановление Правительства Республики Таджикистан О внесении дополнении и Постановление Правительства Республики... № 619 от 29/12/2018


Первоначальная редакция от 03.06.2014