Действует
Герб Молдовы

ИМЕНЕМ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

от 4 июня 2013 года №12

О контроле конституционности некоторых положений, касающихся запрещения коммунистической символики и пропаганды тоталитарных идеологий
(Обращение №33а/2012)

Именем Республики Молдова,

Конституционный суд в составе:

Александру Тэнасе, председатель

Аурел Бэешу,

Игорь Доля,

Петру Райлян, судьи,

при участии секретаря заседания, Людмилы Кихай,

принимая во внимание обращение, представленное и зарегистрированное 18 сентября 2012 года,

рассмотрев указанное обращение в открытом пленарном заседании, учитывая документы и материалы дела,

выносит следующее постановление:

Процедурные вопросы

1. Основанием для рассмотрения дела послужило обращение 29 депутатов парламентской фракции Партии коммунистов, представленное 18 сентября 2012 года, в соответствии с положениями ст.25 п.g) Закона о Конституционном суде и ст.38 ч.(1) п.g) Кодекса конституционной юрисдикции, о контроле конституционности Закона №192 от 12 июля 2012 года о внесении дополнений в некоторые законодательные акты, который запрещает использование в политических целях коммунистических символов (серпа и молота) и пропаганду тоталитарных идеологий.

2. Авторы обращения считают, в частности, что положения оспариваемого закона затрагивают свободу выражения мнения и свободу объединения, нарушая положения статей 1, 2, 4, 5, 6, 16, 32, 41, 54, 66, 114 и 115 Конституции Республики Молдова.

3. Определением Конституционного суда от 4 октября 2012 года без вынесения решения по существу обращение было признано приемлемым.

4. В ходе рассмотрения обращения Конституционный суд истребовал точки зрения Парламента, Президента Республики Молдова, Правительства, Академии наук Молдовы, факультета истории и философии Молдавского государственного университета, факультета истории и этнопедагогики Государственного педагогического университета им. Иона Крянгэ и Национальной комиссии по геральдике. Президент Республики Молдова и Правительство не представили своего мнения.

5. Также Конституционный суд истребовал мнение Европейской комиссии Совета Европы за демократию через право (далее - Венецианская комиссия) и Бюро ОБСЕ за демократические институты и права человека (далее - ОБСЕ/ODIHR). 11 марта 2013 года Венецианская комиссия и ОБСЕ/ODIHR представили Конституционному суду заключение Amicus curiae о совместимости с европейскими стандартами Закона №192 от 12 июля 2012 года, запрещающего использование символов тоталитарного коммунистического режима и пропаганду тоталитарных идеологий, принятого 8-9 марта 2013 года на 94 пленарной сессии.

6. 31 мая 2013 года в Конституционный суд поступило ходатайство Ассоциации бывших депортированных и политических заключенных Республики Молдова о разрешении ее представителю участвовать в заседании Конституционного суда для защиты интересов ее членов.

7. В открытом пленарном заседании Конституционного суда обращение аргументировали депутаты Парламента Артур Решетников и Игорь Время, представившие авторов обращения, и депутат Сергей Сырбу. Парламент был представлен депутатом Парламента Валериу Мунтяну. Правительство было представлено заместителем министра юстиции Владимиром Гросу. Президент Республики Молдова не направил своего представителя.

8. На открытое пленарное заседание Конституционного суда были приглашены в качестве экспертов члены Комиссии по изучению и оценке тоталитарного коммунистического режима: Георге Кожокару, доктор исторических наук, директор Института истории Академии наук Молдовы, председатель Комиссии, Михай Ташкэ, доктор права, старший научный исследователь Института правовых и политических исследований Академии наук Молдовы, и Георге Негру, доктор исторических наук, научный исследователь-координатор Института истории Академии наук Молдовы, председатель Ассоциации историков Республики Молдова (см. § 18 infra). Был приглашен также Сильвиу Табак, доктор исторических наук, государственный эксперт Республики Молдова по геральдике, заместитель директора Института культурного наследия Академии наук Молдовы.

Фактические обстоятельства

9. 12 июля 2012 года Парламент Республики Молдова принял Постановление №191 об исторической и политико-правовой оценке тоталитарного коммунистического режима в Молдавской Советской Социалистической Республике. Постановление осуждает тоталитарный коммунистический режим в МССР, совершивший преступления против человечества, и запрещает использование на территории Республики Молдова коммунистических символов (серпа и молота, любого носителя с такой символикой) и пропаганду тоталитарных идеологий.

10. Тем же числом Парламент принял Закон №192 о внесении дополнений в некоторые законодательные акты, который запрещает использование коммунистических символов и пропаганду тоталитарных идеологий.

11. Законом №192 были внесены дополнения в три закона: Закон о политических партиях №294-XVI от 21 декабря 2007 года, Кодекс о правонарушениях №218-XVI от 24 октября 2008 года и Закон о свободе выражения мнения №64 от 23 апреля 2010 года.

12. Статья 4 Закона о политических партиях была дополнена ч.(5), которая запрещает "использование политическими партиями символики тоталитарного коммунистического режима (серп и молот, любой носитель с такой символикой), а также пропаганду тоталитарных идеологий." Также, закон был дополнен новыми положениями, предусматривающими, что "назначение наказания за повторное правонарушение, связанное с нарушением положений [настоящего закона]" [включая новую ст.4 ч.(5) закона] влечет "прекращение деятельности политической партии" (ст.22 ч.(1) п.е) закона).

13. Кодекс о правонарушениях был дополнен статьей 67-1, предусматривающей, что "пропаганда и/или использование на территории Республики Молдова в политических и пропагандистских целях символики тоталитарного коммунистического режима (серп и молот, любой носитель с такой символикой), а также пропаганда тоталитарных идеологий" влекут наложение штрафа на физических лиц в размере от 100 до 150 условных единиц, а на должностных лиц и юридических лиц в размере от 300 до 500 условных единиц.

14. В Закон о свободе выражения мнения были внесены положения, запрещающие "пропаганду и/или использование в политических целях символики тоталитарного коммунистического режима (серп и молот, любой носитель с такой символикой), а также пропаганду тоталитарных идеологий." [ст.3 ч.(4-1) закона].

15. Как постановление, так и закон были приняты на основании представленного в 2010 г. доклада Комиссии по изучению и оценке тоталитарного коммунистического режима (так называемая Комиссия Кожокару), которая была создана Указом №165-V от 14 января 2010 года, изданным временно исполняющим обязанности Президента Республики Молдова Михаем Гимпу. Рекомендации Комиссии предусматривают осуждение тоталитарного коммунистического режима за совершение преступлений против человечества, принятие закона о люстрации и признание незаконным использования коммунистических символов и термина "коммунизм".

16. 3 сентября 2012 года 29 депутатов парламентской фракции Партии коммунистов представили в Конституционный суд обращение о контроле конституционности Постановления Парламента №191 (опубликованного в Monitorul oficial al Republicii Moldova от 31 августа 2012 года). 18 сентября 2012 года та же самая группа депутатов оспорила в Конституционном суде Закон №192 (Monitorul oficial al Republicii Moldova от 14 сентября 2012 года). Определением от 4 октября 2012 года Конституционный суд решил, что проверка Постановления Парламента №191 не входит в его компетенцию, поскольку постановление не имеет нормативного характера, но принял к рассмотрению по существу обращение о контроле конституционности оспариваемого закона.

Применимое законодательство

А. Национальное законодательство

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Постановление Конституционного суда Республики Молдова от 4 июня 2013 года №12
"О контроле конституционности некоторых положений, касающихся запрещения коммунистической символики и пропаганды тоталитарных идеологий (Обращение №33а/2012)"

О документе

Номер документа:12
Дата принятия: 04/06/2013
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:04/06/2013
Органы эмитенты: Судебные органы

Опубликование документа

Официальный монитор Республики Молдова, №167-172, 2 августа 2013 года, Ст.22.