Действует

Неофициальный перевод. По лицензии (с) ЗАО Информтехнология.

Зарегистрировано

в Министерстве юстиции Украины

1 августа 2012 г.

№1299/21611

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ УКРАИНЫ

от 9 июля 2012 года №964

Об утверждении Правил охраны труда на автомобильном транспорте

В соответствии со статьей 28 Закона Украины "Об охране труда", подпунктом 41 пункта 4 Положение Министерстве чрезвычайных ситуаций Украины, утвержденного Указом Президента Украины от 6 апреля 2011 года №402, ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Правила охраны труда на автомобильном транспорте, которые прилагаются.

2. Государственной службе горного надзора и промышленной безопасности Украины (Хохотва О.И.) в установленном порядке:

2.1. Обеспечить предоставление настоящего приказа на государственную регистрацию в Министерство юстиции Украины.

2.2. Внести приказ в Государственный реестр нормативно-правовых актов по вопросам охраны труда.

3. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.

4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на Председателя Государственной службы горного надзора и промышленной безопасности Украины Хохотву О.И.

 

Министр

В. Балога

СОГЛАСОВАНО:

Председатель государственной

службы горного надзора и промышленной

безопасности Украины О.И.Хохотва

 

Утверждены Приказом Министерства чрезвычайных ситуаций Украины от 9 июля 2012 года №964

Правила охраны труда на автомобильном транспорте

I. Общие положения

1.1. Требования Правил распространяются на субъектов хозяйствования, которые организуют или осуществляют работы на автомобильном транспорте (далеепредприятие).

1.2. На каждом предприятии разрабатываются инструкции по охране труда в соответствии с требованиями Положения о разработке инструкций по охране труда, утвержденного приказом Комитета по надзору за охраной труда Министерства труда и социальной политики Украины от 29 января 1998 года №9, зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 7 апреля 1998 года за №226/2666 (НПАОП 0.00-4.15-98).

1.3. Обучение и проверка знаний по вопросам охраны труда работников предприятий проводятся в соответствии с требованиями Типового положения о порядке проведения обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда, утвержденного приказом Государственного комитета Украины по надзору за охраной труда от 26 января 2005 года №15, зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 15 февраля 2005 года за №231/10511 (НПАОП 0.00-4.12-05), а по вопросам пожарной безопасности - в соответствии с Перечнем должностей, при назначении на которые лица обязаны проходить обучение и проверку знаний по вопросам пожарной безопасности, и порядком их организации, утвержденным приказом Министерства Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы от 29 сентября 2003 года №368, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 11 декабря 2003 года за №1147/8468 (НАПБ Б.06.001-2003), и Типовым положением об инструктажах, специальном обучении и проверке знаний по вопросам пожарной безопасности на предприятиях, в учреждениях и организациях Украины, утвержденным приказом Министерства Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы от 29 сентября 2003 года №368, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 11 декабря 2003 года за №1148/8469 (НАПБ Б.02.005-2003).

Запрещается допускать к работе работников, которые не прошли обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда и пожарной безопасности.

1.4. Предварительный (во время приема на работу) и периодический (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры работников должны проводиться в установленные сроки в соответствии с Порядком проведения медицинских осмотров работников определенных категорий, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Украины от 21 мая 2007 года №246, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 23 июля 2007 года за №846/14113.

1.5. Несовершеннолетние работники (моложе 18 лет) допускаются к работам, не запрещенным для них Перечнем тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, на которых запрещается применение труда несовершеннолетних, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Украины от 31 марта 1994 года №46, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 28 июля 1994 года за №176/385.

1.6. Не разрешается женщинам выполнять работы, указанные в Перечне тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин, утвержденном приказом Министерства здравоохранения Украины от 29 декабря 1993 года №256, зарегистрированном в Министерстве юстиции Украины 30 марта 1994 года за №51/260, а также поднимать и перемещать грузы в соответствии с Предельными нормами поднятия и перемещения тяжелых вещей женщинами, утвержденными приказом Министерства здравоохранения Украины от 10 декабря 1993 года №241, зарегистрированными в Министерстве юстиции Украины 22 декабря 1993 года за №194.

1.7. Расследование и ведение учета несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий на производстве осуществляются в соответствии с Порядком расследования и ведения учета несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий на производстве, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 30 ноября 2011 года за №1232.

1.8. Термины, которые употребляются в настоящих Правилах, имеют такое значение:

автомобильный транспорт - область транспорта, обеспечивающая удовлетворение потребностей населения и общественного производства в перевозках пассажиров и грузов автомобильными транспортными средствами;

автомобильное транспортное средство - колесное транспортное средство (автобус, грузовой и легковой автомобили, прицеп, полуприцеп), которое используется для перевозки пассажиров, грузов или выполнения специальных рабочих функций (далеетранспортное средство).

ІІ. Общие требования безопасности

2.1. Согласно статьи 13 Закона Украины "Об охране труда" работодатель обязан создать на каждом рабочем месте в каждом структурном подразделении условия труда в соответствии с требованиями действующего законодательства, а также обеспечить соблюдение требований относительно прав работников в сфере охраны труда.

С этой целью работодатель обеспечивает разработку и функционирование системы управления охраной труда.

2.2. Согласно статьи 5 Закона Украины "Об охране труда" все работники должны быть проинформированы работодателем под подпись об условиях труда на предприятии, наличии на рабочем месте, где они будут работать, опасных и вредных производственных факторов, которые еще не устранены, возможных последствиях их влияния на здоровье и о правах работников на льготы и компенсации за работу в таких условиях в соответствии с действующим законодательством и коллективным договором.

2.3. Для организации выполнения правовых, организационно-технических, санитарно-гигиенических, социально-экономических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на предотвращение несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий в процессе труда, работодатель создает службу охраны труда в соответствии с требованиями Типового положения о службе охраны труда, утвержденного приказом Государственного комитета Украины по надзору за охраной труда от 15 ноября 2004 года №255, зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 1 декабря 2004 года за №1526/10125 (НПАОП 0.00-4.21-04).

2.4. Прохождение на предприятии предрейсового медицинского осмотра для водителей транспортных средств осуществляется в соответствии с Положением о медицинском осмотре кандидатов в водители и водителей транспортных средств, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Украины, Министерства внутренних дел Украины от 5 июня 2000 года №124/345, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 18 июля 2000 года за №435/4656.

2.5. Обеспечение работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ) осуществляется в соответствии с требованиями Положения о порядке обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденного приказом Государственного комитета Украины по промышленной безопасности, охране труда и горного надзора от 24 марта 2008 года №53, зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 21 мая 2008 года за №446/15137 (НПАОП 0.00-4.01-08).

2.6. Выдача специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ работникам осуществляется в соответствии с требованиями Типовых Норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, работникам автомобильного транспорта, утвержденных приказом Комитета по надзору за охраной труда Украины от 20 октября 1998 года №207, зарегистрированных в Министерстве юстиции Украины 4 января 1999 года за №1/3294, и Норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам общих профессий разных областей промышленности, утвержденных приказом Государственного комитета Украины по промышленной безопасности, охране труда и горного надзора от 16 апреля 2009 года №62, зарегистрированных в Министерстве юстиции Украины 12 мая 2009 года за №424/16440.

2.7. Работодатель обязан обеспечить работников, занятых на работах с тяжелыми и вредными условиями труда, бесплатным лечебно-профилактическим питанием, молоком или равноценными пищевыми продуктами, в соответствии с Порядком бесплатной выдачи молока или других равноценных ему пищевых продуктов работникам и служащим, занятым на работах с вредными условиями труда, утвержденным постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 16 декабря 1987 года №731/П-13.

2.8. В соответствии с Перечнем работ с повышенной опасностью, утвержденным приказом Государственного комитета Украины по надзору за охраной труда от 26 января 2005 года №15, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 15 февраля 2005 года за №232/10512 (НПАОП 0.00-8.24-05), с учетом специфики производства работодателем разрабатываются и утверждаются соответствующие перечни работ с повышенной опасностью, для проведения которых нужны специальное обучение и ежегодная проверка знаний по вопросам охраны труда.

2.9. Для выполнения работ с повышенной опасностью работодатель приказом по предприятию определяет круг лиц, ответственных за безопасное их проведение.

2.10. На работы с повышенной опасностью разрабатываются и вывешиваются на рабочих местах технологические карты и обеспечивается их выполнение.

2.11. Каждый работник до начала работы должен убедиться в безопасном состоянии своего рабочего места, проверить исправность предохранительных устройств, инструментов, механизмов, необходимых для выполнения работы.

В случае выявления работником нарушений безопасного состояния рабочего места, которые он сам не может ликвидировать, он, не начиная работы, должен сообщить о них должностному лицу, в обязанности которого вожложено осуществление контроля за безопасным выполнением работ.

2.12. Работодатель обязан обеспечить работников нормативно-правовыми актами и актами предприятия по охране труда, соблюдение требований которых во время работы обеспечивает безаварийные и безопасные условия труда.

2.13. Работники предприятий обязаны знать и выполнять требования этих Правил, инструкций по охране труда, соответствующие правила обращения с транспортными средствами, машинами, механизмами, оборудованием и другими средствами производства, пользоваться средствами коллективной и индивидуальной защиты, выполнять обязательства относительно охраны труда, предусмотренные коллективным договором (соглашением) и правилами внутреннего трудового распорядка предприятия.

2.14. Эксплуатация ацитиленовых генераторов осуществляется в соответствии с требованиями ГОСТ 12.2.054 "ССБТ. Установки ацетиленовые. Требования безопасности".

ІІІ. Требования к территории, производственным и вспомогательным помещениям, сооружениям

1. Общие требования

1.1. Территория, производственные и вспомогательные помещения, площадки и помещения для хранения транспортных средств, сооружения должны соответсвовать ВСН 01-89 "Ведомственные строительные нормы. Предприятия по обслуживанию автомобилей" (далее - ВСН 01-89), ОНТП 01-91 "Общесоюзные нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта" (далее - ОНТП 01-91), действующим строительным, санитарным и противопожарным нормам и правилам, а также этим Правилам.

1.2. Расположение производственных и вспомогательных зданий, сооружений должно соответствовать технологическому процессу обслуживания и ремонта транспортных средств.

1.3. Производственные и вспомогательные помещения и сооружения используются только по своему назначению, предусмотренному проектом.

Эксплуатация зданий, сооружений, объектов предприятия, должна осуществляться в соответствии с требованиями Положения о безопасной и надежной эксплуатации, строительства зданий и сооружений, утвержденного приказом Государственного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики Украины, Государственного комитета Украины по надзору за охраной труда от 27 ноября 1997 года №32/288, зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 6 июля 1998 года за №424/2864 (НПАОП 45.2-4.01-98).

1.4. На все здания и сооружения должна быть документация (паспорта, акты, технические журналы, проекты и тому подобное), ведение которой предусмотрено Правилами обследований, оценки технического состояния и паспортизации производственных зданий и сооружений, утвержденными приказом Государственного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики Украины, Государственного комитета Украины по надзору за охраной труда от 27 ноября 1997 года №32/288, зарегистрированными в Министерстве юстиции Украины 6 июля 1998 года за №423/2863 (НПАОП 45.2-1.01-98).

1.5. В соответствии с ОНТП 01-91 транспортные средства в зависимости от габаритных размеров разделяют на четыре категории. Категории транспортных средств в зависимости от их габаритных размеров приведены в приложении 1 к этим Правилам.

1.6. На площадках и в помещениях хранения, технического обслуживания и ремонта, диагностики и регулировочных работ транспортных средств, двигатели которых работают на сжиженном нефтяном газе, запрещается обустройство подземных сооружений, подвалов, калориферных камер для открытых стоянок автомобилей, приямков, обзорных канав, тоннелей, колодцев (за исключением приямков на участках мойки автомобилей).

1.7. Транспортные средства и агрегаты, которые подлежат списанию или ремонту, при хранении их вне помещений должны размещаться на отдельных ровных площадках с твердым покрытием. Для предупреждения падения агрегатов, самовольного движения транспортных средств и падения их вывешенных частей необходимо устанавливать специальные подставки, упоры.

1.8. В производственных помещениях и на территории хранения деталей, узлов, агрегатов и различного металла должно быть организовано в отдельных местах на стеллажах.

1.9. Производственные отходы, мусор, непригодные детали, узлы и агрегаты должны своевременно убираться и накапливаться на специально отведенных площадках.

1.10. Расстояние от площадок, предназначенных для хранения и ожидания ремонта транспортных средств, к зданиям и сооружениям принимается в соответствии с требованиями ВСН 01-89.

1.11. Опасные зоны и участки на территории и в производственных помещениях, пребывание и выполнение работ на которых связано с опасностью для работников, должны отражаться сигнальными цветами и знаками безопасности, дорожными знаками в соответствии с Техническим регламентом знаков безопасности и защиты здоровья работников, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 25 ноября 2009 года №1262, ГОСТ 12.4.026-76* "Цвета сигнальные и знаки безопасности" (далееГОСТ 12.4.026-76) Правилами дорожного движения, утвержденными постановлением Кабинета Министров Украины от 10 октября 2001 года №1306 (далее - Правила дорожного движения), и действующими отраслевыми нормативными документами.

1.12. Пол в помещениях любого назначения должен быть ровным, с твердым покрытием, непроницаемым для грунтовых вод, без выступов и выбоин.

Материалы, которые применяются для покрытия пола, должны иметь гладкую и нескользкую поверхность, удобную для очистки, удовлетворять эксплуатационным требованиям данного помещения.

Там, где используются кислоты, щелочи и нефтепродукты, полы должны быть стойкими к действию этих веществ и не поглощать их.

Полы в помещениях покрасочных участков, отделений подготовки краски в помещениях, где осуществляются антикоррозийные работы, в газогенераторных, а также складов для хранения пожаровзрывоопасных материалов (жидкостей), баллонов с горючим газом должны быть сделаны из материалов, которые не дают искру при ударе металлическим предметом.

Рабочие места в помещениях с холодным полом должны быть оснащены крепкими деревянными переносными решетками.

1.13. Снаружи при входе в производственные и вспомогательные помещения должны устанавливаться металлические решетки или иные устройства для очистки обуви от грязи.

1.14. На территории и в производственных помещениях предприятий не допускается:

загромождать дороги, проходы, подъезды, к пожарным гидрантам, местам расположения пожарного инвентарю и оборудования;

размещать на открытых площадках транспортные средства в количестве, которое превышает норму, а также нарушать установленный порядок их расположения;

курить за пределами специально отведенных для этого мест;

пользоваться открытым огнем в не предусмотренных для этого местах без принятия соответствующих противопожарных мероприятий;

заваливать запасные ворота как изнутри, так и снаружи, подход и подъезд к ним всегда должен быть свободным;

беспорядочно размещать и хранить (приваливать, опирать) материалы, агрегаты, запчасти и тому подобное к элементам домов, сооружений, оборудования и ограждения.

2. Требования к территории

2.1. Территория предприятия должна быть огражденной, освещенной в ночное время, постоянно содержаться в чистоте и порядке.

2.2. В ограждении территории предприятия, где предусмотрено 10 и больше постов технического обслуживания и ремонта или хранения 50 и больше автомобилей, необходимо предусматривать не менее двух ворот для въезда (выезда).

2.3. Территория предприятия должна быть оборудована водоотводами и водостоками. Люки водостоков и других подземных сооружений должны находиться в закрытом положении.

2.4. Во время выполнения ремонтных, земляных и других работ на территории предприятия открыты люки, траншеи и ямы должны быть ограждены. В местах перехода через траншеи устанавливаются переходные мостики шириной не менее 1,0 м с перилами высотой 0,9 м.

2.5. На территории предприятия должны быть проезды для движения автомобилей и пешеходные дорожки, которые имеют твердое покрытие. Летом их необходимо очищать от грязи, а зимой - от снега и льда, при гололедице посыпать противоскользящими смесями.

2.6. Ширина проездов на территории предприятия должна быть не менее 6 м при двустороннем движении и не менее 3 м - при одностороннем.

Ширина пешеходной дорожки должна быть не менее 1 м.

Для прохода работников на территорию предприятия должна быть устроена проходная.

Проход работников через ворота запрещается.

2.7. В местах пересечения подъездных путей канавами, траншеями, железнодорожными путями и тому подобное должны устанавливаться настилы или мосты для переездов.

2.8. Для стоянки собственного транспорта следует предусматривать место на отдельных площадках вне пределов территории предприятия. Рух личного транспорта по территории предприятия запрещается.

3. Требования к помещению и площадке для хранения автомобилей

3.1. Помещения для хранения автомобилей не должны непосредственно соединяться с другими производственными и вспомогательными помещениями, где постоянно находятся люди. При необходимости такое соединение должно осуществляться через тамбур-шлюз.

3.2. Помещения для хранения транспортных средств должны иметь непосредственный выезд через ворота, которые открываются наружу.

Пол в помещениях для хранения автомобилей должен иметь уклон не менее 1% в бок трапов и лотков.

3.3. Помещения и открытые площадки для хранения транспортных средств вдоль стен и ограждения территории, где устанавливаются автомобили, должны иметь колесоотбойные устройства.

Высота колесоотбойных устройств должна составлять для транспортных средств:

I категории - 0,12 м; II и III категорий - 0,3 м;

IV категории - 0,4 м.

При установке транспортных средств параллельно стене расстояние от стены до края колесоотбойного устройства должно быть не меньше для:

I категории - 0,4 м;

II категории - 0,5 м;

III и IV категорий - 0,7 м.

При установке транспортных средств перпендикулярно стене, расстояние от стены до края колесоотбойного устройства должно быть для всех категорий на 0,5 м больше заднего или переднего свисания автомобилей в зависимости от схемы их расстановки.

3.4. Площадки для хранения транспортных средств должны иметь твердое, ровное покрытие и уклоны в продольном направлении оси автомобиля не больше 1% и поперечному не больше 4%.

3.5. Площадки и пол в помещениях для хранения транспортных средств должны иметь разметку, которая выполнена несмываемой краской или иным способом и определяет места установки автомобилей и проездов. При нанесении разметки следует учитывать, что расстояние между двумя транспортными средствами, которые стоят параллельно, должно быть достаточным для свободного отворения дверей кабины.

3.6. Площадки для хранения транспортных средств, которые перевозят ядовитые и инфицированные вещества, фекальные жидкости и мусор, должны располагаться на расстоянии не менее 10 м одна от другой и от площадок для хранения других транспортных средств.

3.7. Площадки для хранения транспортных средств, которые перевозят горючесмазочные материалы, должны располагаться на расстоянии не менее 12 м одна от другой и от площадок для хранения других транспортных средств.

3.8. Для облегчения запуска двигателя в холодный период года (при температуре воздуха ниже - 15 °С) площадки для открытого хранения автомобилей должны быть оборудованы средствами (газо-, электро- или водо- и тому подобное) для их подогревания.

Оборудование, которое облегчает запуск двигателя в холодный период года, должно обеспечивать безопасность обслуживающего персонала и водителей.

3.9. При оборудовании средствами подогревания площадок для хранения транспортных средств, двигатели которых работают на сжатом природном и ожиженном нефтяном газе, конструкция подогревающих устройств должна исключать возможность нагревания газовых баллонов.

3.10. Для хранения электропогрузчиков, автокаров и электрокаров, должно быть предусмотрено специальное помещение. Хранение их в производственных и вспомогательных помещениях допускается, в виде исключения, на специально отведенных местах и при условии, что электропогрузчики, автокары и электрокары не будут загромождать проезды.

4. Требования к помещению для технического обслуживания и ремонта транспортных средств.

4.1. Помещения для технического обслуживания и ремонта транспортных средств должны обеспечивать безопасное выполнение всех технологических операций.

4.2. Воздух рабочей зоны, шум, вибрация, освещение, и тому подобное на рабочих местах производственных помещений должны отвечать требованиям действующих нормативных актов.

4.3. При размещении в общем производственном помещении участков (рабочих мест), на которых согласно технологическому процессу выделяются вредные вещества (газы, пыль, аэрозоли, и тому подобное), тепло, создается шум, они должны располагаться в отдельных помещениях, изолированных от других стенами к потолку.

4.4. Высота производственных помещений постов технического обслуживания и ремонта транспортных средств должна быть такой, чтобы расстояние от верха автомобиля, который находится на подъемнике, или от верха поднятого кузова автомобиля-самосвала, который стоит на полу, до низа конструкций покрытия или перекрытия, или до низа частей грузоподъемного оборудования, которое выступает, была не менее 0,2 м.

Наименьшая высота этих помещений должна быть не менее 3,0 м.

4.5. Пол в производственных помещениях должен удовлетворять требования пункта 1.12 главы 1 этого раздела.

4.6. В помещениях покрасочных, краскоприготовительных и аккумуляторных участков, выполнения антикоррозийных работ и ремонта топливной аппаратуры, а также ацетиленовых генераторов, пол должен быть выполнен из материалов, которые не дают искру при ударе по них.

4.7. Для регулирования приборов газовой системы питания непосредственно на автомобиле выделяется отдельное от других помещение.

4.8. Участки, посты, площадки мойки транспортных средств, должны иметь уклон не менее 2% в бок приемных колодцев и лотков, расположение которых исключает попадание стоковой воды (от мойки автомобилей) на территорию (в помещение) предприятия.

4.9. Посты мойки транспортных средств отделяются от других помещений (постов) глухими стенками с пароизоляцией и водоупорным покрытием.

4.10. Междуэтажные отверстия в производственных помещениях должны быть ограждены. Высота перил должна быть не менее 0,7 м при одном промежуточном горизонтальном элементе, низ перил должен иметь бортовую обшивку высотой от пола не менее 0,1 м.

4.11. Входы в помещение выполнения аккумуляторных работ и ремонта топливной аппаратуры необходимо отделять от других смежных помещений, коридоров и лестничных клеток, тамбурными шлюзами. Двери этих помещений должны открываться наружу.

4.12. Для выполнения работ с кислотными и щелочными аккумуляторами необходимо предусматривать отдельные помещения, в каждом из которых должны быть три соединенных между собой отделения, изолированного от других производств: одно - для ремонта, второе - для зарядки, третье - для хранения кислоты (щелочи) и приготовления электролита.

4.13. Для выполнения покрасочных работ следует предусматривать два помещения: одно - для приготовления краски, второе - для постов окрашивания и сушки.

Если окрашивание осуществляется вне покрасочных камер или в камерах с открытым отверстием, то проемы ворот в покрасочное помещение (из смежного) должны быть оборудованы тамбурным шлюзом длиной, равной половине ширины ворот, увеличенной на 0,2 м.

4.14. Помещение для установки ацетиленового генератора должно быть одноэтажным, изолированным от других, иметь съемную крышу и непосредственный выход через двери, которые открываются наружу.

5. Требования к смотровым канавам и эстакадам

5.1. Расположение смотровых канав и эстакад на территории предприятия или в помещениях должно обеспечивать безопасный заезд и съезд из них транспортных средств.

5.2. Размеры смотровых канав и эстакад определяются в зависимости от типа транспортных средств, технологического оборудования, которое применяется.

5.3. Длина рабочей зоны смотровой канавы и эстакады должна быть не меньше габаритной длины транспортных средств.

Длина рабочей зоны тупиковой смотровой канавы должна быть такой, чтобы транспортное средство могло полностью устанавливаться на канаву, не закрывая входную лестницу и запасной выход.

5.4. Ширина смотровой канавы и эстакады должна устанавливаться, исходя из размеров колеи транспортного средства с учетом оборудования внешних или внутренних реборд.

5.5. Глубина обзорных канав и высота эстакад должны обеспечивать свободный доступ к деталям, узлам и агрегатам, расположенным снизу транспортным средствам, и составлять:

для легковых автомобилей и автобусов особо малого класса - 1,3-1,5 м;

для грузовых автомобилей и автобусов - 1,1-1,2 м;

для крупнотоннажных (внедорожных) автомобилей-самосвалов - 0,5-0,7 м.

5.6. При параллельном расположении тупиковых смотровых канав они соединяются траншеями.

Ширина траншеи принимается равной 1,2 м без размещения в ней оборудования и 2,0-2,2 м при размещении оборудования.

5.7. При параллельном расположении проездных смотровых канав вход и выход из них осуществляются через тоннель. Допускается применение передвижной лестницы с площадкой, которая является одновременно и переходным мостиком.

Высота тоннелю от пола к низу перекрытия должна составлять не менее 2 м, а ширины, тоннелю - не менее 1 м.

5.8. Смотровые канавы для входа к ним и выхода оборудуются лестницей шириной не менее 0,7 м в количестве:

для тупиковых смотровых канав, объединенных траншеями, - не меньше одних на три канавы; для индивидуальных проездных обзорных канав, объединенных тоннелями, - не меньше одних на четыре канавы;

для проездных смотровых канав текущих линий - не менее двух на каждую текущую линию, расположенных из противоположных сторон (расстояние к ближайшему выходу должно быть не больше 25 м);

для тупиковых смотровых канав, не объединенных траншеями, - одними на каждую канаву.

5.9. Траншеи и выходы из них и тоннелей, лестница и площадки эстакад должны иметь ограждение металлическими перилами высотой не менее 0,9 м.

5.10. Входы (выходы) смотровых канав, траншей и тоннелей, не должны располагаться под автомобилями и на путях их движения.

5.11. Выход (вход) из одинпостовой тупиковой обзорной канавы в помещение по ступенчатой лестнице должен быть со стороны, противоположного заезда автомобиля.

5.12. При наличии одного выхода канаву дополнительно оборудуют скобами, закрепленными в ее стене, для запасного выхода.

5.13. Для безопасного выхода водителя из транспортного средства и посадки у него эстакады должны оборудоваться площадками шириной, равной ширине дверей транспортных средств, плюс 0,3 м, но не менее 1,2 м.

Перильное ограждение на тупиковых эстакадах обустраивается из трех сторон, а на прямоточных - из двух, высотой не менее 0,9 м.

Для поднимания на эстакаду и спускание из нее необходимо обустраивать лестницу.

5.14. Смотровые канавы, траншеи, тоннели, лестница, должны быть защищены от влаги и грунтовых вод, содержаться в чистоте, не загромождаться деталями и разными предметами. На дне (полу) канавы необходимо заключать крепкие деревянные решетки (трапы).

5.15. Стены смотровых канав, траншей и тоннелей, должны облицовывать керамической плиткой светлых тонов. Полы в канавах, траншеях и тоннелях, должны иметь уклон 2% вниз от основного входа для стока воды.

5.16. Смотровые канавы и эстакады, за исключением канав, оборудованных ленточными конвейерами, должны иметь направляющие реборды на всю их длину для предупреждения падения автомобиля в канаву или из эстакады во время его движения.

Высота реборда должна составлять: для транспортных средств I категории не менее 0,1 м, а для транспортных средств II и III категорий не менее 0,15 м.

5.17. На въездной части смотровой канавы следует предусматривать рассекатель высотой 0,15-0,20 м.

5.18. Тупиковые смотровые канавы должны быть оборудованы стационарными колесоотбойными устройствами для колес транспортного средства согласно пункту 3.3 главы 3 этого раздела.

5.19. В местах перехода смотровые канавы и траншеи должны иметь съемные переходные мостики шириной не менее 0,8 м.

Количество переходных мостиков должно быть на один меньше от количества мест для установления на канаве транспортных средств.

6. Требования к контрольно-техническим пунктам

6.1. Контрольно-технический пункт (дальше - КТП) должен иметь:

помещение для контролера (механика) технического состояния транспортных средств;

помещение (навес) и обзорные канавы или эстакады для обзора транспортных средств.

6.2. Смотровые канавы и эстакады должны быть выполненные в соответствии с требованиями главы 5 этого раздела.

Вход в смотровую канаву и выход из нее должны быть расположены сбоку от проездов.

6.3. Уклон при заезде и съезде из КТП не должен превышать 5%.

6.4. На въезде в КТП должны быть вывешены дорожные знаки: "Проезд без остановки запрещен", "Ограничение максимальной скорости - 10 км/час".

6.5. Площадка для проверки тормозов должна быть ровной, с твердым покрытием, без выбоин и уклонов. Расположение и размеры площадки должны исключать наезд транспортных средств на людей, здания и тому подобное.

6.6. При осмотре транспортного средства на КТП необходимо пользоваться защитной каской.

7. Требования к въездам и выездам

7.1. Ворота основного въезда на территорию предприятия следует располагать на расстоянии не меньше наибольшей длины транспортных средств, которые эксплуатируются на предприятии, включая автопоезды, от основного проезда улицы, дороги.

7.2. Ширину въездных ворот на территорию предприятия необходимо принимать за наибольшей шириной транспортных средств, которые используются, плюс 1,5 м, но не менее 4,5 м.

7.3. Стулчасти ворота производственных помещений должны открываться наружу, а для въезда на территорию предприятия и выезда из нее - вовнутрь.

Ворота должны быть оборудованы устройствами, которые исключают их самовольное закрытие или открытие.

7.4. Выезд (въезд) автомобилей из цокольных или подвальных этажей здания через первый этаж не допускается (допускается только через внешние ворота).

7.5. Подъемные ворота должны быть оборудованы ловлями (фиксаторами), которые обеспечивают содержание ворот в поднятом положении при обрыве тросов или неисправности механизма подъема и спуска.

7.6. При наличии в производственных помещениях технического обслуживания и ремонта транспортных средств конвейеров, управление наружными воротами, через которые предусматривается выезд и въезд транспортных средств, должно быть сблокировано с работой конвейеров и управлением тепловыми завесами.

7.7. Въезды в производственные помещения не должны иметь порогов и выступлений, а въездной уклон должен быть не больше 5%.

8. Требования к отоплению и вентиляции

8.1. Производственные, вспомогательные и санитарно бытовые помещения оборудуются отоплением и общеобменной приточно-вытяжной вентиляцией в соответствии с требованиями СНиП 2.04.05-91 "Отопление, вентиляция и кондиционирование".

8.2. Для обогрева и создания в производственных помещениях нормированных показателей микроклимата должно применяться воздушное или водное отопление.

8.3. Отопление производственных помещений, в которых на одного работника есть больше 50 м-2 площади пола, должно обеспечивать нормативную температуру воздуха на постоянных рабочих местах.

8.4. Дежурное отопление следует предусматривать для поддержки температуры воздуха не ниже +5 °С, используя основные отапливаемые системы.

8.5. В холодный период года в помещениях хранения, технического обслуживания и ремонта транспортных средств, когда они не используются в нерабочее время, температура воздуха должна быть не ниже +5 °С. Возобновление нормируемой температуры должно обеспечиваться к началу использования помещения или к началу работы.

8.6. Температура приточного воздуха, который подается в рабочую зону, обзорные канавы (в том числе канавы КТП), а также приямки, траншеи и тоннели смотровых канав в холодный период года, должна быть не ниже +16 °С и не выше +25 °С.

8.7. Наружные ворота помещений хранения, технического обслуживания и ремонта транспортных средств, необходимо оборудовать воздушно-тепловыми завесами в таких случаях:

при расположении постов технического обслуживания на расстоянии 4 м и меньше от наружных ворот;

при количестве 5 и больше въездов (выездов) на час, которые приходятся на одни ворота в помещениях постов технического обслуживания и ремонта транспортных средств;

при количестве 20 и больше въездов (выездов) на час, которые приходятся на одни ворота в помещениях хранения транспортных средств.

В отдельных районах Автономной Республики Крым, где средняя расчетная температура внешнего воздуха выше -15 °С, оборудование наружных ворот воздушнотепловыми завесами может не предусматриваться.

8.8. Открытие и закрытие ворот должно быть сблокировано с включением (исключением) воздушно-тепловых завес.

8.9. Входные двери производственных помещений должны иметь исправные механические устройства для принудительного закрытия.

8.10. Во всех помещениях для технического обслуживания и ремонта транспортных средств на видном месте и расстоянии 5-10 м от ворот или входных дверей должны быть установлены термометры.

8.11. Эксплуатация паровых и водогреющих котлов, теплоиспользующих установок, тепловых сетей, должна осуществляться в соответствии с требованиями Правил строения и безопасной эксплуатации трубопроводов пары и горячей воды, утвержденных приказом Комитета по надзору за охраной труда Украины от 8 сентября 1998 года №177, зарегистрированных в Министерстве юстиции Украины 7 октября 1998 года за №636/3076 (НПАОП 0.00-1.11-98).

8.12. Концентрация вредных веществ в воздухе рабочей зоны производственных помещений должна отвечать требованиям ГОСТ 12.1.005-88 "ССБТ. Общие санитарногигиенические требования к воздуху рабочей зоны" (дальше - ГОСТ 12.1.005-88) и не должна превышать предельнодопустимой концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны, которая приведена в приложении 2 к этим Правилам.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ УКРАИНЫ Правила охраны труда на автомобильном транспорте I. Общие положения ІІ. Общие требования безопасности ІІІ. Требования к территории, производственным и вспомогательным помещениям, сооружениям ІV. Требования к горючезаправочным пунктам, постам выпуска и слива газа V. Требования к освещению и электробезопасности VI. Требования к санитарно-бытовым помещениям VII. Требования безопасности к оборудованию транспортных средств VIII. Требования безопасности к оборудованию, устройствам, инструменту IX. Требования безопасности во время хранения транспортных средств X. Требования безопасности во время технического обслуживания и ремонта транспортных средств XI. Требования безопасности во время применения вредных веществ XII. Основные требования безопасности при работе на станках XIII. Требования безопасности во время эксплуатации транспортных средств XIV. Требования безопасности во время нагрузки, разгрузки и перевозки грузов Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3

Приказ Министерства чрезвычайных ситуаций Украины от 9 июля 2012 года №964
"Об утверждении Правил охраны труда на автомобильном транспорте"

О документе

Номер документа:964
Дата принятия: 09/07/2012
Состояние документа:Действует
Регистрация в МинЮсте: № 1299/21611 от 01/08/2012
Начало действия документа:14/09/2012
Органы эмитенты: Государственные органы и организации

Опубликование документа

Официальный вестник Украины от 14.09.2012 г. №67, статья 2770