Действует

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 6 апреля 2012 года №422

Об утверждении Национального плана по предупреждению нефтяных разливов и реагированию на них в море и внутренних водоемах Республики Казахстан и внесении изменения в постановление Правительства Республики Казахстан от 18 октября 2010 года № 1072 "Об утверждении Программы по развитию нефтегазового сектора в Республике Казахстан на 2010 - 2014 годы"

В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 октября 2010 года № 1072 "Об утверждении Программы по развитию нефтегазового сектора в Республике Казахстан на 2010-2014 годы" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемый Национальный план по предупреждению нефтяных разливов и реагированию на них в море и внутренних водоемах Республики Казахстан (далее - Национальный план).

2. Внести в постановление Правительства Республики Казахстан от 18 октября 2010 года № 1072 "Об утверждении Программы по развитию нефтегазового сектора в Республике Казахстан на 2010-2014 годы" следующее изменение:

в Программе по развитию нефтегазового сектора в Республике Казахстан на 2010-2014 годы, утвержденной указанным постановлением:

в разделе 5 "Этапы реализации программы":

подпункт 2) части тридцать восьмой пункта 6 исключить.

3. Признать утратившими силу некоторые решения Правительства Республики Казахстан согласно приложению к настоящему постановлению.

4. Контроль за исполнением Национального плана возложить на Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан.

5. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания.

 

Премьер-Министр Республики Казахстан

К. Масимов

Утвержден постановлением Правительства Республики Казахстан от 6 апреля 2012 года №422

Национальный план по предупреждению нефтяных разливов и реагированию на них в море и внутренних водоемах Республики Казахстан

1. Общие положения

1. Национальный план по предупреждению нефтяных разливов и реагированию на них в море и внутренних водоемах Республики Казахстан (далее - Национальный план) разработан в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 октября 2010 года № 1072 "Об утверждении Программы по развитию нефтегазового сектора в Республике Казахстан на 2010 - 2014 годы".

Целью Национального плана является создание национальной системы обеспечения оперативного, эффективного и квалифицированного реагирования на разливы нефти, вызывающие загрязнения экологического характера, и выполнения соответствующих операций по ликвидации их последствий.

Основной задачей Национального плана являются обеспечение своевременных, комплексных и эффективных мер предупреждения, готовности реагирования на аварийные разливы нефти, влекущие или повлекшие причинение ущерба окружающей среде, на основании оценки рисков и оценки воздействия на окружающую среду.

2. Обеспечение безопасной эксплуатации производственных объектов в целях недопущения нефтяных разливов при авариях, инцидентах, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защита населения, объектов хозяйствования и территории страны от воздействия поражающих (разрушающих) факторов чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера осуществляется в соответствии с Экологическим кодексом Республики Казахстан, законами Республики Казахстан от 5 июля 1996 года "О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера", от 3 апреля 2002 года "О промышленной безопасности на опасных производственных объектах", от 7 мая 1997 года "О Гражданской обороне", от 24 июня 2010 года "О недрах и недропользовании", иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан и международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.

3. Требования Национального плана распространяются на центральные государственные и местные исполнительные органы Республики Казахстан.

4. Национальный план действует в водах Каспийского и Аральского морей в пределах границ, определенных международными договорами, внутренних водоемах и прибрежных зонах Республики Казахстан.

5. Расследование причин нефтяного разлива, возмещение потерь и восстановление окружающей среды от нефтяного разлива производится в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

6. Понятия, применяемые в Национальном плане, соответствуют понятиям, используемым в законодательстве Республики Казахстан.

2. Предупреждение нефтяных разливов

1. Мероприятия по предупреждению нефтяных разливов

7. В соответствии с законодательством Республики Казахстан основными задачами предупреждения нефтяных разливов являются:

1) оперативный сбор, обработка и анализ информации о потенциальных источниках нефтяных разливов;

2) прогнозирование возможного возникновения нефтяных разливов и их последствий на основе оперативной фактической и практической информации, поступающей от ведомств и служб наблюдения;

3) разработка и оценка эффективности реализации мер по предупреждению, реагированию и ликвидации нефтяных разливов;

4) утверждение плана по предупреждению и ликвидации нефтяных разливов, разработанного и согласованного в установленном порядке в соответствии с требованиями по их разработке и согласованию;

5) создание собственных формирований (подразделений) для ликвидации нефтяных разливов, проведение аттестации указанных формирований в соответствии с законодательством, оснащение их специальными техническими средствами или заключение договоров с профессиональными аварийно-спасательными формированиями (службами), выполняющими работы по ликвидации нефтяных разливов, имеющими соответствующие лицензии и (или) аттестованными в установленном порядке;

6) содержание в исправном состоянии технологического оборудования, заблаговременное проведение инженерно-технических мероприятий, направленные на предотвращение возможных нефтяных разливов и снижение масштабов опасности их последствий;

7) разработка деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов;

8) организация и осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте;

9) допущение к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующие квалификационные требования и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;

10) создание и поддержание в готовности системы обнаружения нефтяных разливов, а также системы связи и оповещения.

8. Физические и/или юридические лица, осуществляющие какие-либо операции на море, либо внутренних водоемах Республики Казахстан, а также осуществляющие временное хранение и транспортировку нефти (далее - лица), принимают все необходимые меры, установленные законодательством Республики Казахстан, по недопущению нефтяных разливов и загрязнению прибрежной зоны.

9. В соответствии с законодательством Республики Казахстан в области чрезвычайных ситуаций и недропользования, лица совместно с территориальными органами в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера проводят ежегодное производственное обучение собственного производственного персонала и персонала береговых служб, а также проводят учения и тревоги, максимально приближенные к реальным условиям.

10. Проведение буровых работ с буровой баржи или платформы при наличии ледового покрова на акватории, доступной для судоходства, обеспечивается постоянным присутствием корабля ледокольного типа с оборудованием, необходимым для локализации возможного разлива нефти до момента доставки специальных средств с береговых баз и обеспечения открытого водного пространства у буровой в размерах, достаточных для осуществления мероприятий по ликвидации нефтяных разливов.

11. Вскрытие продуктивного горизонта подсолевой толщи и испытание скважин с предполагаемым экстремальным давлением и высоким содержанием сероводорода не рекомендуется проводить в тяжелых ледовых условиях на море.

2. Планирование мероприятий по предупреждению и ликвидации нефтяных разливов

12. Планирование мероприятий по предупреждению и ликвидации нефтяных разливов является важнейшим фактором повышения эффективности работ по предотвращению аварийных ситуаций при проведении операций на море, либо внутренних водоемах Республики Казахстан, а также при осуществлении временного хранения и транспортировки нефти.

13. Руководители организаций утверждают планы организации по предупреждению и ликвидации нефтяных разливов, разработанные в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области промышленной безопасности и чрезвычайных ситуаций.

14. План организации по предупреждению и ликвидации нефтяных разливов требует законодательного регламентирования в части его содержания по включению в него:

1) инструкций оповещения и информирования, с закреплением ответственных лиц;

2) места размещения объектов, где возможны разливы нефти;

3) инструкции по приоритетному предоставлению каналов и сетей связи органу осуществляющему ликвидацию нефтяных разливов;

4) анализа ситуаций возможного нефтяного разлива с указанием площади и вероятного распространения разлива на основе компьютерного моделирования;

5) карты размещения населенных пунктов, чувствительных природных объектов, доков и заправочных станций на берегу, мест хранения и удаления добытой нефти и нефтяных отходов;

6) определения всех существующих рисков нефтяных разливов;

7) перечня оборудования морских транспортных средств и наличия обученного персонала для ликвидации нефтяных разливов, как в случае фонтанирования, так и в случае утечки;

8) места размещения и типа оборудования, транспортных средств, материалов, персонала, и методики работ по ликвидации нефтяных разливов;

9) расчета времени, необходимого для начала работ и ликвидации нефтяных разливов;

10) обучения персонала и учения;

11) списка должностных лиц и учреждений, оповещаемых в случае аварии и участвующих в ее ликвидации;

12) мер реагирования на нефтяные разливы;

13) распределения обязанностей между персоналом, участвующим в ликвидации аварий, последовательность их действий;

14) охраны труда и техники безопасности при ликвидации нефтяных разливов;

15) организации временного хранения собранной нефти и отходов, технологии и способы их утилизации;

16) оповещения государственных органов и отчетности;

17) незамедлительной локализации очистки моря вследствие загрязнения;

18) оперативного космического мониторинга нефтяных разливов с определением территории нефтяного разлива, площади загрязнения морской поверхности, движения нефтяного пятна;

19) удаления нефтяного мусора с целью предотвращения вторичного загрязнения;

20) очистки от загрязнения конструкций пристаней, пирсов, причалов;

21) очистки корпусов судов и подводных деталей грузовых, рыболовных и прогулочных судов;

22) очистки рыболовного снаряжения.

15. План организации по предупреждению и ликвидации нефтяных разливов должен соответствовать Региональным планам по предупреждению и ликвидации нефтяных разливов Атырауской, Мангистауской, Западно-Казахстанской, Кызылординской, Восточно-Казахстанской, Павлодарской, Алматинской, Жамбылской, Карагандинской областей и порта Актау, которые будут утверждены в течение шести месяцев после принятия настоящего Национального плана.

3. Реагирование на нефтяные разливы

1. Классификация нефтяных разливов по уровням и причинам их происхождения

16. Основываясь на результатах анализа международной практики предупреждения нефтяных разливов и реагирования на них, нефтяные разливы возникают при:

1) работах (операциях), связанных с поиском месторождений полезных ископаемых и их оценкой;

2) работах (операциях), относящихся к государственному геологическому изучению недр, разведке и (или) добыче полезных ископаемых;

3) работах (операциях), проводимых в целях строительства, прокладки и эксплуатации нефтегазопроводов на суше, реках, озерах, морях и иных внутренних водоемах;

4) бурении, капитальном ремонте скважин и добыче нефти;

5) ошибках производственного персонала;

6) несоблюдении требований противофонтанной безопасности;

7)несоблюдении требований промышленной безопасности;

8) механических повреждениях трубопроводов в результате деятельности человека во время эксплуатации и вследствие постороннего вмешательства;

9) проведении иных нефтяных операций;

10) авариях на нефтяных танкерах, в том числе посадка на мель, пожар, взрыв;

11) промышленных авариях, в том числе нефтегазовые фонтаны (выбросы сероводорода, содержащих нефти и газа свыше 100 м3), газонефтеводопроявления, грифонообразования, пожары, взрывы, затопления, обрушения морских сооружений и платформ, отрицательное воздействие на окружающую среду территории Республики Казахстан и сопредельных государств, внезапное обрушение зданий и сооружений;

12) при грузовых операциях на терминалах, переливах танкеров и повреждений грузовых танкеров при швартовых операциях;

13) утечке нефти из затопленных скважин;

14) разгерметизации резервуаров, трубопроводов и технологического оборудования;

15) отказе вспомогательного оборудования (системы разгрузки, торцевых уплотнений, откачки утечек, смазки, охлаждения электродвигателей, контрольно-измерительных приборов и автоматики);

16) неисправности противовыбросового и устьевого оборудования;

17) коррозии металла внешних, внутренних стенок и днища резервуара, внутренней коррозии металла;

18) внутренних дефектах металла трубопроводов, связанных с браком завода изготовителя или вследствие скрытых механических повреждений, нанесенных во время строительства, эксплуатации;

19) нарушении изоляции нефтепровода;

20) нарушении нормальной работы электрохимической защиты нефтепровода;

21) усталости, износе металла.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Постановление Правительства Республики Казахстан от 6 апреля 2012 года №422
"Об утверждении Национального плана по предупреждению нефтяных разливов и реагированию на них в море и внутренних водоемах Республики Казахстан и внесении изменения в постановление Правительства Республики Казахстан от 18 октября 2010 года № 1072 "Об утверждении Программы по развитию нефтегазового сектора в Республике Казахстан на 2010 - 2014 годы"

О документе

Номер документа:422
Дата принятия: 06/04/2012
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:06/04/2012
Органы эмитенты: Правительство

Опубликование документа

Нет данных