Действует

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

от 19 января 2010 года №1

Об утверждении Доклада об осуществлении конституционной юрисдикции в 2009 году

Именем Республики Молдова

Конституционный суд в составе:

Думитру ПУЛБЕРЕ - председатель, судья-докладчик

Алина ЯНУЧЕНКО - судья

Виктор ПУШКАШ - судья

Петру РАЙЛЯН - судья

Елена САФАЛЕРУ - судья

секретаря заседания - Виктории Ботнарюк-Треля, при участии руководителя cекретариата Майи Бэнэреску, на основании ст.10 Закона о Конституционном суде, ст.5 п.i) и ст.80 Кодекса конституционной юрисдикции рассмотрел в пленарном заседании Доклад об осуществлении конституционной юрисдикции в 2009 году.

Руководствуясь положениями ст.26 Закона о Конституционном суде, ст.61 ч.(1) и ст.62 п.f) Кодекса конституционной юрисдикции, Конституционный суд ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Доклад об осуществлении конституционной юрисдикции в 2009 году.

2. Постановление и доклад публикуются в "Monitorul Oficial al Republicii Moldova" и направляются Парламенту Республики Молдова, исполняющему обязанности Президента Республики Молдова, Правительству Республики Молдова и Высшему совету магистратуры.

 

Председатель Конституционного суда

Думитру Пулбере

Утвержден Постановлением Конституционного суда от 19 января 2010 года №1

Доклад об осуществлении конституционной юрисдикции в 2009 году, представленный на основании ст.80 Кодекса конституционной юрисдикции

I. СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОЙ ЮРИСДИКЦИИ В 2009 ГОДУ

В 2009 году в Конституционный суд поступило 30 обращений, из которых 17 - о контроле конституционности положений некоторых законодательных актов (6 законов, 8 постановлений Парламента, 25 постановлений Правительства, 2 указа Президента Республики Молдова); 6 - о толковании Конституции; 6 были представлены в соответствии со ст.38 ч.(2) и (3) Кодекса конституционной юрисдикции и одно - о признании действительным мандата депутата Парламента.

Из поступивших в 2008 году рассмотрены 6 обращений: о контроле конституционности пяти законов и одного постановления Правительства.

Из обращений, рассмотренных Конституционным судом, 19 представили депутаты Парламента и парламентские фракции, по одному - Председатель Парламента о констатации обстоятельств, оправдывающих временное исполнение обязанностей Президента Республики Молдова; Президент Республики Молдова о констатации обстоятельств, оправдывающих роспуск Парламента XVII созыва, и исполняющий обязанности Президента Республики Молдова; 2 - парламентские адвокаты, Высшая судебная палата представила 2 обращения об исключительных случаях неконституционности нормативных актов и одно обращение - по собственной инициативе.

Центральная избирательная комиссия направила 2 представления: о подтверждении соответствия выборов Парламента Республики Молдова от 5 апреля 2009 года закону и о подтверждении соответствия досрочных выборов Парламента Республики Молдова от 29 июля 2009 года закону. Христианско-демократическая народная партия представила обращение о проведении повторного подсчета голосов, поданных на парламентских выборах от 29 июля 2009 года. От Центральной избирательной комиссии поступило одно представление - о признании резервного кандидата депутатом Парламента.

За минувший год были приняты 6 постановлений о контроле конституционности нормативных актов. Были подвергнуты контролю конституционности 6 нормативных актов, из которых признаны конституционными (полностью или частично) 4 закона и 2 постановления Правительства.

Конституционный суд принял постановление о пересмотре Заключения №4 от 26 декабря 2000 года "О констатации обстоятельств, оправдывающих роспуск Парламента"; одно постановление о толковании Конституции; 2 постановления о признании действительными мандатов избранных депутатов Парламента Республики Молдова и одно постановление - о признании резервного кандидата избранным депутатом Парламента. Конституционный суд вынес 8 решений по вопросам, относящимся к своей компетенции.

Конституционный суд принял 4 заключения: 2 о подтверждении соответствия выборов Парламента Республики Молдова закону; одно - о констатации обстоятельств, оправдывающих роспуск Парламента, и одноо констатации обстоятельств, оправдывающих временное исполнение обязанностей Президента Республики Молдова.

Было прекращено производство по 3 делам: в двух случаях в связи с констатацией равенства голосов при принятии акта Конституционным судом и в одном случае в связи с разрешением исключительного случая неконституционности оспариваемого нормативного акта.

Не были приняты к рассмотрению по существу 13 обращений как не соответствующие требованиям ст.39 Кодекса конституционной юрисдикции.

По вынесенным решениям изложены 6 особых мнений.

По состоянию на 1 января 2010 года, остались нерассмотренными 4 обращения.

 
                  1.1. Ст.135 ч.(1) п.а) Конституции
(Контроль конституционности законов и постановлений Парламента)
     17 марта 2009 года Конституционный суд  признал  конституционными
положения ч.(1) ст.326 Уголовно-процессуального кодекса Республики
Молдова (Постановление №5(1).
________________________________
1 М.О. №62-64/4 от 27.03.2009 г.

Автор обращения утверждал, что положения ч.(1) ст.326 УПК нарушают право подсудимого на защиту, и указал на их противоречие ч.(2) ст.325 УПК, согласно которой изменение обвинения в судебной инстанции допускается, если этим не ухудшается положение подсудимого и не нарушается его право на защиту. По мнению автора обращения, указанные положения являются неконституционными и в связи с отсутствием доступа подсудимого к двойному уровню юрисдикции в случае, когда прокурор изменяет обвинение в апелляционной инстанции, поскольку в кассационной инстанции пересмотр фактических обстоятельств невозможен.

В своем постановлении Конституционный суд привел положение Концепции судебно-правовой реформы в Республике Молдова о том, что "из уголовно-процессуального законодательства исключаются такие моменты, как ... направление судом дел на дополнительное расследование", что, в конечном итоге, привело к изменению уголовного законодательства и предоставлению прокурору права изменять предъявленное подсудимому обвинение на более тяжкое при рассмотрении уголовного дела в первой инстанции и в апелляционной инстанции.

Конституционный суд посчитал недопустимой практику предъявления новых необоснованных пунктов обвинения в ходе рассмотрения уголовного дела, но признал также недопустимой ситуацию, когда представитель государственного обвинения, обнаруживший в ходе уголовного процесса новые обстоятельства виновности, не может применить правовые рычаги для правильной и справедливой оценки деяний, совершенных обвиняемым.

Конституционный суд отметил, что положения ч.(1) ст.326 Уголовно-процессуального кодекса не нарушают прав подсудимого на защиту и справедливый процесс, закрепленные в ст.20 и ст.26 Конституции.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Постановление Конституционного суда Республики Молдова от 19 января 2010 года №1
"Об утверждении Доклада об осуществлении конституционной юрисдикции в 2009 году"

О документе

Номер документа:1
Дата принятия: 19/01/2010
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:19/01/2010
Органы эмитенты: Судебные органы

Опубликование документа

Monitorul Oficial №15-17 статья №2 от 2 февраля 2010 года