Утратил силу

Документ утратил силу с 31 марта 2005 года в соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 31 марта 2005 года №129

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЫСШЕГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

от 18 октября 1994 года №28

О некоторых вопросах подсудности (подведомственности) споров хозяйственным судам

В целях обеспечения правильного и единообразного решения вопросов о подсудности (подведомственности) споров, возникающих в процессе предпринимательской деятельности и вытекающих из гражданских правоотношений либо из правоотношений в сфере управления Пленум Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан, руководствуясь ст. 46 Закона Республики Узбекистан "О судах",

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Подсудность (подведомственность) заявленного требования определяется в соответствии с компетенцией хозяйственного суда, установленной законодательными актами Республики Узбекистан.

В случаях, когда в законодательном акте подсудность (подведомственность) определена альтернативно (суду или хозяйственному суду) либо когда имеется указание о рассмотрении требования в судебном порядке, следует исходить из субъективного состава участников и характера спорных правоотношений, если иное не предусмотрено законом.

В соответствии со ст. 2 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Узбекистан в хозяйственные суды, вправе обращаться за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав либо законных интересов предприятия, учреждения и организации, в том числе колхозы, индивидуальные, совместные предприятия и международные объединения организаций Республики Узбекистан и других государств, основанные на различных формах собственности, а также государственные и иные органы, другие лица в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Узбекистан. В хозяйственный суд вправе также обращаться граждане-предприниматели. При этом следует иметь в виду, что предпринимательской признается инициативная, в рамках действующего законодательства деятельность субъектов собственности, направленная на производство товаров и оказание услуг и получение прибыли или дохода. Гражданин приобретает статус предпринимателя путем государственной регистрации. Документом, подтверждающим наличие подобного статуса, является свидетельство о государственной регистрации.

Хозяйственный суд разрешает споры, возникающие при заключении, изменении, исполнении и прекращении хозяйственных договоров, а также указанные в п.п.2 и 3 ст. 12 Хозяйственного процессуального кодекса споры, вытекающие из правоотношений в сфере управления. Хозяйственный суд вправе рассмотреть и другие споры, если это установлено законодательными актами.

2. Хозяйственному суду, в частности, подсудны (подведомственны) споры:

а) в связи с защитой интересов собственника при прекращении его прав по основаниям, предусмотренным законом, если собственником является организация либо гражданин-предприниматель;

б) об истребовании имущества из чужого незаконного владения и об устранении помех владению в случаях, когда собственником и лицом, которое, по мнению собственника, нарушило его право, является организация или гражданин-предприниматель, если спор возник по поводу имущества, необходимого ему для осуществления предпринимательской деятельности;

в) в связи с разделением, выделением, слиянием, присоединением, преобразованием предприятий, кроме споров, отнесенных к компетенции общего суда;

г) между банками, а также между банками и их клиентурой, если клиентом является организация либо гражданин-предприниматель;

д) в связи с несогласием одной из сторон с решением местных органов власти по земельному спору, когда споры имели место между предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами-предпринимателями (дехканскими хозяйствами);

е) имущественные споры, связанные с земельными отношениями, кроме споров отнесенных к компетенции общего суда;

ж) между арендаторами и арендодателями по вопросам заключения, исполнения и прекращения договоров аренды, кроме споров, отнесенных к компетенции общего суда.

3. В соответствии со ст. 21 Закона Республики Узбекистан "О разгосударствлении и приватизации" разрешение споров по вопросам, связанным с разгосударствлением и приватизацией, осуществляется в судебном порядке.

Правом принимать решение о разгосударствлении и приватизации наделены распорядители объектов государственной собственности. Инициатива в проведении разгосударствления, приватизация предприятия может исходить также от граждан, негосударственных юридических лиц, трудового коллектива, которые вправе в этом случае подать соответствующую заявку. Решение распорядителя объектов государственной собственности (Госкомимущество) об удовлетворении или об отказе в удовлетворении заявки на разгосударствление, приватизацию является не имеющим нормативного характера актом государственного управления, а следовательно спор о признании его недействительным по иску заинтересованной организации подлежит рассмотрению в хозяйственных судах.

В случае, если органом Госкомимущества не соблюдается установленный законом 2 месячный срок для принятия решения по заявке либо решение принято о передаче имущества в собственность другому, а по существу по данной заявке ответа нет, то заявитель вправе обратиться за защитой в хозяйственный суд. Рассматривая такое обращение хозяйственный суд может обязать соответствующий орган Госкомимущества принять решение по существу поданной заявки, а принятое решение признать недействительным.

За неисполнение решения хозяйственного суда должностное лицо, которое обязано исполнить это решение, несет ответственность, установленную законом за неисполнение решения общего суда.

4. В соответствии с п. 2 ст. 31 Закона республики Узбекистан "О биржах и биржевой деятельности" споры, возникающие между участниками биржевых сделок по вопросам, предусмотренным правилами биржевой торговли, разрешаются биржевой конфликтной комиссией, а при несогласии с ее решением одной из сторон - соответствующим хозяйственным судом.

Органы, осуществляющие государственную регистрацию бирж и выдачу лицензий участникам биржевой деятельности, вправе приостановить деятельность биржи и действие лицензии на срок до трех месяцев в случаях, предусмотренных в указанном Законе. Если биржей продолжается нарушение положений этого Закона контролирующие органы вправе предъявить в Высший хозяйственный суд Республики Узбекистан иск о ликвидации биржи.

Хозяйственному суду, в пределах его компетенции, подсудны (подведомственны) споры о взыскании штрафов за нарушение биржевого законодательства и правил биржевой торговли. При этом следует иметь ввиду, что органы государственного управления, предъявившие такие иски, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

5. Хозяйственным судам подсудны (подведомственны) дела о признании субъекта хозяйствования банкротом (ч. 3 ст. 1 Закона Республики Узбекистан "О банкротстве").

Следует иметь ввиду, что Закон "О банкротстве" распространяется на имущественные отношения юридических и физических лиц, занимающихся на территории Республики Узбекистан хозяйственной деятельностью независимо от форм собственности, включая субъекты хозяйствования других государств.

Под банкротством Закон понимает неспособность субъекта хозяйствования удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с превышением обязательств должника над его имуществом.

Закон "О банкротстве" не применяется в отношении предприятий (организаций), осуществляющих свою деятельность за счет средств государственного бюджета Республики Узбекистан.

Возбуждения производства в хозяйственном суде по делу о банкротстве осуществляется посредством заявления должника или кредитора (кредиторов), которыми могут быть как юридические, так и физические лица, а также прокурора.

Производство по делам о банкротстве регулируется Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Узбекистан, за исключением особенностей, предусмотренных Законом "О банкротстве".

6. Подлежат рассмотрению в хозяйственных судах Республики Узбекистан споры иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями с предприятиями, общественными организациями и другими юридическими и физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью, а также споры между инвесторами и предприятиями с иностранными инвесторами по вопросам, связанным с их деятельностью.

7. Подсудность (подведомственность) спора хозяйственному суду проверяется судьей при приеме искового заявления, а после возбуждения дела в заседании хозяйственного суда.

Отказывая в принятии искового заявления ввиду того, что оно не подлежит разрешению в хозяйственном суде судья в соответствии со ст. 61 Хозяйственного процессуального кодекса обязан вынести мотивированное определение, которое направляется сторонам, прокурору не позднее пяти дней со дня поступления заявления. К определению, направляемому заявителю, прилагаются исковые материалы.

По тому же основанию хозяйственный суд прекращает производство по делу, о чем выносит определение в соответствии со ст. 76 Хозяйственного процессуального кодекса.

Сторона вправе обратиться с заявлением о проверке законности и обоснованности указанных определений.

8. Хозяйственным судам Республики Каракалпакстан и областей больше уделять внимания вопросам подсудности (подведомственности) споров хозяйственному суду, систематически проводить обобщения, результаты которых обсуждать на оперативных совещаниях.

 

Председатель

Высшего хозяйственного суда

Республики Узбекистан

 

 

Р.ХАЧАТУРОВ

И.О.Секретаря Пленума

Высшего хозяйственного суда

Республики Узбекистан

 

 

И.ФЕДОРОВА

Постановление Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 18 октября 1994 года №28
"О некоторых вопросах подсудности (подведомственности) споров хозяйственным судам"

О документе

Номер документа:28
Дата принятия: 18/10/1994
Состояние документа:Утратил силу
Органы эмитенты: Судебные органы
Утратил силу с:31/03/2005

Документ утратил силу с 31 марта 2005 года в соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 31 марта 2005 года №129

Опубликование документа

"Частная собственность" 1994 г.