Действует

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

от 15 марта 1996 года №9

О судебной практике по делам о преступлениях и иных правонарушениях в сфере торговли

(В редакции Постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 14.06.2002 г. №10, 13.11.2015 г. №18, 27.12.2016 г. №29, 29.11.2017 г. №46, 14.05.2022 г. №9)

Развитию в стране цивилизованных рыночных отношений серьезно препятствуют злоупотребления, нарушения антимонопольного законодательства, факты поборов и вымогательства, а также другие противоправные действия, допускаемые в сфере торговли, что наносит серьезный ущерб экономике страны, интересам и правам граждан.

Нет единства в понимании отдельных норм уголовного и административного права об ответственности за нарушения правил торговли, антимонопольного законодательства. В следственной практике, в деятельности налоговых органов распространены факты неправильного применения указанных законов.

В судебной практике допускаются случаи назначения необоснованно мягких наказаний рэкетирам и другим лицам, препятствующим свободному доступу товаров на рынок, представителям администрации рынков, занимающихся поборами, хищениями и другими злоупотреблениями, неправильной квалификации преступлений. Зачастую не выявляются причины и условия, способствующие нарушениям правил торговли, судебные процессы по этой категории дел не придаются широкой огласке.

В целях укрепления законности, правильного и единообразного применения законодательства, обеспечения защиты прав и интересов граждан Пленум Верховного суда Республики Узбекистан постановляет:

1. Обратить внимание судов, следственных и налоговых органов на необходимость строжайшего соблюдения принципа неотвратимости ответственности за правонарушения в сфере торговли, имея в виду их повышенную общественную опасность для общества.

Обеспечить применение строгих наказаний к вымогателям, работникам администрации рынков, торговых комплексов, занимающихся хищениями, поборами с граждан, злоупотребляющих своим служебным положением, перекупщикам, нарушающим правила торговли, искусственно поддерживающим чрезмерно высокие цены, вытесняющих с рынков производителей продукции.

(В пункт внесены изменения в соответствии с Постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 14.05.2022 №9)
(см. предыдущую редакцию)

2. Разъяснить судам, что действия лица, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции на товарных рынках следует расценивать как нарушение Закона Республики Узбекистан от 6 января 2012 года "О конкуренции" и квалифицировать по статье 178 Кодекса об административной ответственности. К таким действиям относятся:

непредставление или несвоевременное представление антимонопольному органу и органам по защите прав потребителей информации либо представление им заведомо недостоверных сведений;

уклонение от исполнения, несвоевременное или ненадлежащее исполнение предписаний антимонопольного органа о прекращении нарушений, о восстановлении первоначального положения, об устранении нарушений прав потребителей;

уклонение изготовителем от исполнения, несвоевременное или ненадлежащее исполнение предписаний органов государственного управления, осуществляющих контроль за безопасностью и качеством товаров (работ, услуг);

нарушение антимонопольных требований при слиянии, присоединении хозяйствующих субъектов и совершении сделок по приобретению акций (долей) и иных имущественных прав;

совершение согласованных действий и заключение сделок, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на товарном или финансовом рынке, а равно нарушение антимонопольных требований к конкурсным (тендерным) или биржевым торгам;

причинение ущерба потребителям товаром (работой, услугой), не отвечающим требованиям нормативной документации, а также непредоставление потребителям информации или предоставление заведомо недостоверных сведений о товарах (работах, услугах);

прием для реализации и продажи товаров с истекшим сроком годности, а также товаров без указания даты выпуска и срока годности, для которых законодательством предусмотрено обязательное указание даты выпуска и срока годности.

(Пункт 2 изложен в новой редакции в соответствии с Постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 27.12.2016 №29)
(см. предыдущую редакцию)

3. Любое воспрепятствование свободному доступу товаров на рынок, вытеснение с него производителей, требования об искусственном поддержании чрезмерно высоких цен и другие действия, сопряженные с насилием или с угрозой насилия, повреждения или уничтожения имущества в отношении собственника товара, администрации рынков или других лиц, преследующих цель получения какой-либо имущественной выгоды, следует квалифицировать как вымогательство (рэкет) по статье 165 Уголовного кодекса. Вымогательство может выражаться в требовании о предоставлении имущественной выгоды либо совершения действий имущественного характера в интересах вымогателя (переуступка товара по заниженной цене либо безвозмездное, насильственное изъятие товара и т.п.). Для привлечения к уголовной ответственности за вымогательство не требуется, чтобы виновное лицо реализовало угрозу насилия, а достаточно самого требования.

4. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации с получением неконтролируемого дохода в значительном размере влечет административную ответственность по части второй статьи 176 Кодекса об административной ответственности, то же правонарушение, совершенное с получением неконтролируемого дохода в крупном размере, влечет административную ответственность по части третьей статьи 176 Кодекса об административной ответственности. Те же действия, совершенные в особо крупном размере, влекут уголовную ответственность по статье 188 Уголовного кодекса.

По указанной статье Уголовного кодекса должны квалифицироваться и действия лиц, оказывающих содействие в приобретении или реализации товаров или иных предметов для юридических лиц и граждан, заключении сделок между сторонами и иные посреднические действия, осуществляемые с уклонением от регистрации.

При определении размера неконтролируемого дохода, полученного в результате незаконной предпринимательской деятельности (реализации продукции, работ, услуг) необходимо исходить от суммы выручки с учетом вычета затрат, связанных с осуществлением данной деятельности.

(В пункт 4 внесены изменения в соответствии с Постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 13.11.2015 №18)
(см. предыдущую редакцию)

5. Разъяснить, что в соответствии с действующим законодательством на занятие отдельными видами деятельности требуется специальное разрешение (лицензия). Отсутствие такого разрешения влечет ответственность по статьям 165, 176-3 Кодекса об административной ответственности. Если занятие такой деятельностью сопряжено с получением дохода в особо крупном размере, действия виновного подлежат квалификации по части пятой статьи 190 Уголовного кодекса или по пунктам "а", "б" части шестой статьи 190 Уголовного кодекса.

В случаях осуществления лицом предпринимательской деятельности, для занятия которой в соответствии с действующим законодательством требуется специальное разрешение (лицензия), без государственной регистрации с получением неконтролируемого дохода в особо крупном размере, его действия следует квалифицировать по статье 188 Уголовного кодекса и дополнительной квалификации по статье 190 Уголовного кодекса не требуется.

(Пункт изложен в новой редакции в соответствии с Постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 14.05.2022 №9)
(см. предыдущую редакцию)

6. Под нарушением правил торговли или оказания услуг, ответственность за которые предусмотрена статей 189 Уголовного кодекса и статьями 164 и 168 Кодекса об административной ответственности, следует понимать нарушения законодательства Республики Узбекистан, регулирующего правоотношения в сфере торговли и услуг.

При этом суд обязан указать, какие именно правила торговли нарушены виновным.

7. Под уклонением от уплаты налогов или других платежей, ответственность за которые предусмотрена статьей 174 Кодекса об административной ответственности, следует понимать сокрытие, занижение прибыли (дохода) или других объектов налогообложения, а равно иное уклонение от уплаты установленных государством налогов, сборов, пошлин или других платежей. Те же действия, совершенные в значительном размере, влекут административную ответственность по части 2 статьи 174 Кодекса об административной ответственности.

Те же действия, совершенные в значительном размере после применения административного взыскания, влекут уголовную ответственность по части 1 статьи 184 Уголовного кодекса.

Перечень налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей предусмотрен законодательством Республики Узбекистан.

При этом следует иметь в виду, что в соответствии с действующим законодательством не облагаются налогами доходы от продажи продукции личного подсобного хозяйства граждан. Наличие у гражданина личного подсобного хозяйства подтверждается справкой местного органа власти.

8. Должностные лица администрации рынков, торговых комплексов, а также иные должностные лица, осуществляющие свою деятельность в сфере торговли, за вознаграждение препятствующие свободному доступу товаров или производителей на рынок, искусственно поддерживающие чрезмерно высокие цены, подлежат ответственности, в зависимости от наличия государственной доли в уставном фонде организации, за взяточничество по статье 210 либо за коммерческий подкуп по статье 192-9 Уголовного кодекса.

Если указанные действия не были связаны с получением вознаграждения, однако причинили крупный ущерб либо существенный вред правам и интересам граждан, либо государственным или общественным интересам, их следует квалифицировать, в зависимости от обстоятельств дела, как злоупотребление служебным положением по статье 205 Уголовного кодекса либо превышение власти или служебных полномочий по статье 206 Уголовного кодекса либо, в случае отсутствия государственной доли в уставном фонде организации, по статье 192-11 Уголовного кодекса.

Служащие администрации рынков, торговых комплексов, получившие от хозяйствующего субъекта денежных средств свыше установленного размера разовых или иных сборов, должны привлекаться к административной ответственности за заведомо незаконное получение имущественной выгоды по части второй статьи 61-1 либо по статье 193-2 Кодекса об административной ответственности. В случае совершения тех же действий в течение года после применения административного взыскания лицо подлежит привлечению к уголовной ответственности по части второй статьи 192-10 или по статье 214 Уголовного кодекса.

(В пункт 8 внесены изменения в соответствии с Постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 13.11.2015 №18)
(см. предыдущую редакцию)

9. Разъяснить, что нарушение хозяйствующим субъектом правил метрологии, сертификации, прав владельца товарного знака влечет административную ответственность соответственно по статьям 213, 214 и 177 Кодекса об административной ответственности.

10. При рассмотрении административных дел о правонарушениях в сфере торговли суды обязаны требовать от налоговых органов и органов внутренних дел представления данных о том, привлекался ли виновный ранее к административной ответственности за аналогичное правонарушение.

11. В соответствии со статьей 4 Кодекса Республики Узбекистан об административном судопроизводстве любой гражданин вправе обжаловать решения или действия налоговых органов или любого другого должностного лица в суд.

Если при этом гражданин требует возмещения имущественного или иного вреда, то суд обязан рассмотреть эти требования в общеисковом порядке.

(В пункт внесены изменения в соответствии с Постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 14.05.2022 №9)
(см. предыдущую редакцию)

12. Судам надлежит обеспечить правильное и оперативное рассмотрение дел о преступлениях и других правонарушениях в сфере торговли, принимать меры для освещения наиболее актуальных дел в средствах массовой информации.

13. Обратить внимание судов, что при рассмотрении данной категории уголовных и дел об административных правонарушениях необходимо повысить требовательность к следственным и налоговым органам за неукоснительное соблюдение норм процессуального законодательства о всестороннем и объективном расследовании преступления, выявлении и привлечении к ответственности всех причастных к нему лиц, полноте материалов об административной ответственности, остро реагировать на факты необоснованного привлечения граждан к административной или уголовной ответственности, незаконного ареста или изъятия принадлежащего им имущества. По каждому факту нарушения законности, непривлечения к ответственности всех лиц, участвовавших в преступлении, ставить вопрос об ответственности должностных лиц, тщательно изучать причины и условия, способствующие правонарушениям в сфере торговли, принимать меры к их устранению путем внесения частных определений.

(В пункт внесены изменения в соответствии с Постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 14.05.2022 №9)
(см. предыдущую редакцию)

13-1. Органам дознания, предварительного следствия и судам следует неукоснительно соблюдать требования статьи 13 Уголовного кодекса, предусматривающего обратную силу закона, улучшающего положение лица, совершившего общественно-опасное деяние.

Разъяснить, что действие статьи 5 Закона Республики Узбекистан от 20 августа 2015 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на дальнейшее усиление надежной защиты частной собственности, субъектов предпринимательства, снятие преград для их ускоренного развития" (далее по тексту - Закон) распространяется в отношении лиц:

уголовные дела, в отношении которых находятся в производстве органов дознания, предварительного следствия и суда (первой, апелляционной, кассационной инстанций);

имеющих неснятую и непогашенную судимость.

(В пункт внесены изменения в соответствии с Постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 14.05.2022 №9)
(см. предыдущую редакцию)

13-2. Исключен в соответствии с Постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 14.05.2022 №9

(см. предыдущую редакцию)

13-3. Исключен в соответствии с Постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 14.05.2022 №9

(см. предыдущую редакцию)

14. Суду Республики Каракалпакстан, областным и Ташкентскому городскому судам, а также Военному суду Республики Узбекистан обеспечить правильное и единообразное применение законодательства по делам данной категории, систематически анализировать судебную практику, принимать меры к устранению имеющихся в ней недостатков.

(В пункт внесены изменения в соответствии с Постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 14.05.2022 №9)
(см. предыдущую редакцию)

 

Постановление Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 15 марта 1996 года №9
"О судебной практике по делам о преступлениях и иных правонарушениях в сфере торговли"

О документе

Номер документа:9
Дата принятия: 15.03.1996
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:15.03.1996
Органы эмитенты: Судебные органы

Опубликование документа

Сборник постановлений Пленума Верховного суда Республики Узбекистан 1991-1997 гг. (Тошкент-97 г.)

Редакции документа

Текущая редакция принята: 14.05.2022  документом  Постановление Пленума Верховного суда Республики Узбекистан О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан № 9 от 14.05.2022
Вступила в силу с: 14.05.2022


Редакция от 29.11.2017, принята документом Постановление Пленума Верховного суда Республики Узбекистан О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Пленума Верховного... № 46 от 29/11/2017
Вступила в силу с: 29.11.2017


Редакция от 27.12.2016, принята документом Постановление Пленума Верховного суда Республики Узбекистан О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Пленума Верховного... № 29 от 27/12/2016
Вступила в силу с: 27.12.2016


Редакция от 13.11.2015, принята документом Постановление Пленума Верховного суда Республики Узбекистан О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Пленума Верховного суда... № 18 от 13/11/2015
Вступила в силу с: 13.11.2015


Редакция от 14.06.2002