Действует

РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА УКРАИНЫ

от 28 апреля 2009 года №9-рп/2009

По делу по конституционному представлению Президента Украины относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) подпункта 13 пункта 4 раздела I Закона Украины "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно уменьшения влияния мирового финансового кризиса на сферу занятости населения" (дело о помощи по безработице увольненным по соглашению сторон)

Дело №1-19/2009

ИМЕНЕМ УКРАИНЫ

Конституционный Суд Украины в составе судей:

Стрижака Андрея Андреевича - председательствующего,

Баулина Юрия Васильевича,

Вдовиченко Сергея Леонидовича,

Головина Анатолия Сергеевича,

Джуня Вячеслава Васильевича,

Дидковского Анатолия Александровича,

Домбровского Ивана Петровича,

Кампа Владимира Михайловича,

Колоса Михаила Ивановича,

Лилака Дмитрия Дмитриевича,

Маркуш Марии Андреевны - докладчика,

Мачужак Ярославы Васильевны,

Никитина Юрия Ивановича,

Овчаренко Вячеслава Андреевича,

Стецюка Петра Богдановича,

Шишкина Виктора Ивановича,

при участии представителей субъекта права на конституционное представление Солодкого Ростислав Дмитриевича - заместителя Руководителя Службы обеспечения связей с Конституционным Судом Украины и Центральной избирательной комиссией Секретариата Президента Украины, Дорошкевича Руслана Николаевича - заместителя Руководителя Главной службы социально-экономического развития - руководителя департамента социальной политики Секретариата Президента Украины; Селиванова Анатолия Александровича - Постоянного представителя Верховной Рады Украины в Конституционном Суде Украины; привлеченных к участию в рассмотрении дела: Немченко Василия Ивановича - Постоянного представителя Кабинета Министров Украины в Конституционном Суде Украины, Иванкевича Виктора Викторовича - заместителя Министра труда и социальной политики Украины, Жугаевича Яремы ВасильевичаПредседателя правления Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы, Зинкевич Натальи Ивановны - первого заместителя директора Государственного центра занятости, рассмотрел на пленарном заседании дело по конституционному представлению Президента Украины относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) подпункта 13 пункта 4 раздела I Закона Украины "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно уменьшения влияния мирового финансового кризиса на сферу занятости населения" от 25 декабря 2008 года N 799-VI (Урядовий кур'єр, 2009 г., 13 января).

Поводом для рассмотрения дела в соответствии со статьями 39, 40 Закона Украины "О Конституционном Суде Украины" стало конституционное представление Президента Украины.

Основанием для рассмотрения дела в соответствии со статьями 71, 82 Закона Украины "О Конституционном Суде Украины" является наличие спора относительно конституционности положений подпункта 13 пункта 4 раздела I Закона Украины "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно уменьшения влияния мирового финансового кризиса на сферу занятости населения".

Заслушав судью-докладчика Маркуш М. А., объяснения Солодкого М. Д., Дорошкевича М. М., Селиванова А.О., Немченко В.И., Иванкевича В.В., Жугаевича Я.В., Зинкевич Н.И. и исследовав материалы дела, Конституционный Суд Украины установил:

1. Субъект права на конституционное представление - Президент Украины - обратился в Конституционный Суд Украины с ходатайством признать таким, которое не отвечает Конституции Украины, в частности статьям 22, 46, положения части третьей статьи 23 Закона Украины "Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы" от 2 марта 2000 года N 1533-III (В?домост? Верховної Ради України, 2000 г., N 22, ст. 171) (далее - Закон) в редакции Закона Украины "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно уменьшения влияния мирового финансового кризиса на сферу занятости населения" от 25 декабря 2008 года N 799-VI (далее - Закон N 799-VI).

В конституционном представлении указано, что дополнение части третьей статьи 23 Закона после слов "уважительных причин" словами "или по соглашению сторон" нарушает конституционные права граждан Украины, поскольку до внесения изменений в часть третью статьи 23 Закона помощь по безработице лицам, которые уволились по соглашению сторон, платилась с восьмого дня после регистрации застрахованного лица в установленном порядке в государственной службе занятости (часть третья статьи 22 Закона). Как утверждается в конституционном представлении, с изменением редакции части третьей статьи 23 Закона "помощь по безработице лицам, которые уволились с последнего места работы по собственному желанию без уважительных причин или по соглашению сторон, будет платиться с 91-го календарного дня".

Глава государства считает, что таким образом законодатель сузил содержание права граждан, которые уволились с последнего места работы по соглашению сторон, на получение помощи в первые три месяца периода, который продолжается после расторжения трудового договора (контракта) по соглашению сторон, чем нарушил требования статьи 22 Конституции Украины, согласно которой при принятии новых законов не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод. Указанное дополнение также ограничивает право граждан на социальную защиту, которое включает право на обеспечение их, в частности, в случае безработицы по независящим от них обстоятельствам; это право гарантируется общеобязательным государственным социальным страхованием за счет страховых взносов граждан, предприятий, учреждений и организаций, а также бюджетных и других источников социального обеспечения (статья 46 Конституции Украины).

2. Свои позиции которые касается предмета конституционного представления высказали Президент Украины, Кабинет Министров Украины, Председатель Верховной Рады Украины, Министерство труда и социальной политики Украины, Федерация профессиональных союзов Украины, Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы, ученые Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, Национальной юридической академии Украины имени Ярослава Мудрого, Одесской национальной юридической академии.

3. Конституционный Суд Украины, рассматривая поднятые в конституционном представлении вопросы, исходит из следующего.

Украина является суверенным и независимым, демократическим, социальным, правовым государством (статья 1 Конституции Украины). Права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства. Государство отвечает перед человеком за свою деятельность. Утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главным долгом государства (часть вторая статьи 3 Конституции Украины). Конституция Украины гарантирует право на социальную защиту граждан, что включает право на обеспечение их в случае полной, частичной или временной утраты трудоспособности, потери кормильца, безработицы по независящим от них обстоятельствам, а также в старости и в других случаях, предусмотренных законом (часть первая статьи 46). Таким образом перечень случаев, с которыми эта конституционная норма связывает право гражданина на социальную защиту, не является исчерпывающим.

Социальная защита связывается с невозможностью иметь заработок (трудовой доход), его потерей или недостаточным уровнем жизненного обеспечения гражданина и нетрудоспособных членов его семьи, в частности в случае безработицы как социально-экономического явления. Общеобязательное государственное социальное страхование составляет систему прав, обязанностей и гарантий, которая предусматривает предоставление социальной защиты, которая включает материальное обеспечение граждан в случае болезни, полной, частичной или временной утраты трудоспособности, потери кормильца, безработицы по независящим от них обстоятельствам, а также в старости и в других случаях, предусмотренных законом, за счет денежных фондов, которые формируются путем уплаты страховых взносов владельцем или уполномоченным им органом, гражданами, а также бюджетных и других источников, предусмотренных законом (статья 1 Основ законодательства Украины об общеобязательном государственном социальном страховании) (далееОсновы). Государство является гарантом обеспечения застрахованных лиц и предоставления им соответствующих социальных услуг (часть вторая статьи 8 Закона). Государственные гарантии реализации застрахованными гражданами своих прав и законодательное определение условий и порядка осуществления общеобязательного государственного социального страхования являются принципами общеобязательного государственного социального страхования (статья 5 Основ).

В соответствии с Конституцией Украины и Основ Закон определил правововую базу, экономический механизм и организационную структуру общеобязательного государственного социального страхования граждан, в частности на случай безработицы. Общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы (далее - страхование на случай безработицы) - это система прав, обязанностей и гарантий, которая предусматривает материальное обеспечение на случай безработицы по независящим от застрахованных лиц обстоятельствам и предоставление социальных услуг за счет средств Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы (пункт 1 статьи 1 Закона). Одним из принципов, по которому осуществляется страхование на случай безработицы, является предоставление государственных гарантий реализации застрахованными лицами своих прав (статья 2 Закона).

4. По редакции пункта 9 статьи 1 Закона до внесения изменений был закреплен перечень оснований потери работы по независящим от застрахованных лиц обстоятельствам - прекращения трудового договора в соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 36, статьи 38 (в случае невозможности продолжения работы, а также невыполнения владельцем или уполномоченным им органом законодательства о труде, условий коллективного договора или трудового договора), статьи 39, пунктов 1, 2, 5, 6 статьи 40 Кодекса законов о труде Украины (далее - Кодекс).

Предписаниями подпункта 1 (абзац седьмой) пункта 4 раздела I Закона N 799-VI пункт 9 статьи 1 Закона изложен в новой редакции. Эта редакция не предусматривает в перечне оснований потери работы по независящим от застрахованных лиц обстоятельствам прекращение трудового договора в соответствии с пунктом 1 статьи 36 Кодекса - по соглашению сторон.

5. Статьей 22 Закона определены условия и длительность выплаты помощи по безработице. По содержанию этой статьи, которая устанавливает общее правило относительно условий подачи помощи по безработице, лица, которые прекратили трудовой договор, в частности в соответствии с пунктом 1 статьи 36 Кодекса, до внесения изменений в часть третью статьи 23 Закона, принадлежали к категории лиц, которые уволились по уважительным причинам. Право на выплату помощи по безработице в соответствии с общим правилом, закрепленным в части третьей статьи 22 Закона, у этих лиц возникало с восьмого дня после регистрации их в установленном порядке в государственной службе занятости.

Новой редакцией пункта 9 статьи 1 Закона и изменениями к части третьей статьи 23 Закона из категории граждан, которые имели право на выплату помощи по безработице на общих основаниях в соответствии с положениями статьи 22 Закона, изъята категория лиц, которые уволились по соглашению сторон (пункт 1 статьи 36 Кодекса), и включены в круг лиц, определенных в части третьей статьи 23 Закона. Т.е. они приравнены к лицам, которые потеряли работу без уважительных причин. Соответственно граждане, которые уволились по соглашению сторон до вступления в действие новой редакции пункта 9 статьи 1 и внесения изменений в часть третью. статьи 23 Закона в соответствии со статьей 22 Закона, имели право по общему правилу, закрепленному в части третьей статьи 22 Закона, на выплату помощи по безработице с восьмого дня после их регистрации в установленном порядке в государственной службе занятости на общих основаниях, а с внесением указанных изменений в Закон такое право у них возникает с 91-го календарного дня.

Конституционный Суд Украины исходит из того, что вследствие изменений, внесенных в пункт 9 статьи 1 и части третьей статьи 23 Закона, граждане Украины, увольненные с последнего места работы по соглашению сторон, потеряли право на выплату помощи по безработице с восьмого дня после их регистрации в установленном порядке в государственной службе занятости (статья 22 Закона), а следовательнои право на помощь по безработице в течение 90 календарных дней после увольнения с работы. Конституция Украины не допускает при принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы сужения содержания и объема существующих прав и свобод (часть третья статьи 22 Конституции Украины). Право на социальную защиту является неотъемлемым конституционным правом граждан. Конституционные права и свободы человека и гражданина не могут быть ограничены, кроме случаев, предусмотренных Конституцией Украины; отдельные ограничения прав и свобод могут устанавливаться только в условиях военного или чрезвычайного положения с указанием срока действия этих ограничений (части первая, вторая статьи 64 Конституции Украины).

Предписаниями Закона Украины "О занятости населения" установлено, что выплата в установленном порядке помощи по безработице является одним из видов компенсаций, которые обеспечиваются государством (подпункт "в" части первой статьи 25); лица, признанные в установленном законом порядке безработными, имеют право на получение этой компенсации - помощь по безработице (часть вторая статьи 11). В решениях Конституционного Суда Украины неоднократно подчеркивалось, что льготы, компенсации, гарантии являются видом социальной помощи и необходимой составляющей конституционного права на достаточный жизненный уровень, по которому каждый имеет право на достаточный жизненный уровень для себя и своей семьи (статья 48 Конституции Украины), поэтому сужение содержания и объема этого права путем принятия новых законов или внесения изменений в действующие законы согласно статье 22 Конституции Украины не допускается (решение Конституционного Суда Украины от 6 июля 1999 года N 8-рп/99, от 20 марта 2002 года N 5-рп/2002, от 17 марта 2004 года N 7-рп/2004, от 1 декабря 2004 года N 20-рп/2004, от 11 октября 2005 года N 8-рп/2005, от 18 июня 2007 года N4-рп/2007).

Конституционный Суд Украины считает, что редакцией Закона до внесения изменений не ограничивалось право указанной категории лиц на социальную защиту, а поэтому Законом N 799-VI не могли быть введены ограничения относительно уже определенных в Законе прав на получение социальной помощи, поскольку такие ограничения лишают эту категорию лиц возможности получения помощи по безработице в течение определенного периода. При принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод (часть третья статьи 22 Конституции Украины), иначе ухудшается положение лица в обществе из-за ограничения прав и свобод, закрепленных в законах Украины. Невыполнение государством своих социальных обязательств относительно отдельной категории лиц приводит к нарушению принципов социального, правового государства, ставит граждан в неравные условия, подрывает принцип доверия лица к государству.

При таких обстоятельствах Конституционный Суд Украины пришел к выводу, что указанные изменения к Закону ограничили права граждан, которые прекратили трудовой договор по пункту 1 статьи 36 Кодекса. Следовательно, положение части третьей статьи 23 Закона в редакции Закона N 799-VI не отвечает статье 22 Конституции Украины. Поскольку положение части третьей статьи 23 Закона находится в системной связи с положением пункта 9 статьи 1 Закона, то в соответствии с частью третьей статьи 61 Закона Украины "О Конституционном Суде Украины" есть основания для признания положения пункта 9 статьи 1 Закона в редакции Закона N 799-VI неконституционным.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 22, 147, 150, 152, 153 Конституции Украины, статьями 51, 61, 63, 65, 67, 69, 73 Закона Украины "О Конституционном Суде Украины", Конституционный Суд Украины решил:

1. Признать таким, которое не отвечает Конституции Украины (является неконституционным), положение пункта 9 статьи 1 Закону Украины "Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы" от 2 марта 2000 года N 1533-III в редакции Закона Украины "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно уменьшения влияния мирового финансового кризиса на сферу занятости населения" от 25 декабря 2008 года N 799-VI (подпункт 1 (абзац седьмой) пункта 4) раздела I) в части изъятия в указанной редакции пункта 1 статьи 36 Кодекса законов о труде Украины.

2. Признать таким, которое не отвечает Конституции Украины (является неконституционным), положение части третьей статьи 23 Закона Украины "Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы" от 2 марта 2000 года N 1533-III в редакции Закона Украины "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно уменьшения влияния мирового финансового кризиса на сферу занятости населения" от 25 декабря 2008 года N 799-VI (подпункт 13 пункта 4 раздела I) относительно дополнения после слов "уважительных причин" словами "или по соглашению сторон".

3. Положения Закона Украины "Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы", признаны неконституционными, теряют силу с дня принятия Конституционным Судом Украины этого Решения.

4. Решение Конституционного Суда Украины является обязательным к выполнению на территории Украины, окончательным и не может быть обжаловано.

Решение Конституционного Суда Украины подлежит опубликованию в "В?снику Конституц?йного Суду України" и в других официальных изданиях Украины.

 

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД УКРАИНЫ

 

Решение Конституционного Суда Украины от 28 апреля 2009 года №9-рп/2009
"По делу по конституционному представлению Президента Украины относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) подпункта 13 пункта 4 раздела I закона Украины "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно уменьшения влияния мирового финансового кризиса на сферу занятости населения" (дело о помощи по безработице увольненным по соглашению сторон)"

О документе

Номер документа:9-рп/2009
Дата принятия: 28/04/2009
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:28/04/2009
Органы эмитенты: Судебные органы

Опубликование документа

Официальный Вестник Украины 2009, №35 от 22.05.2009, ст. 1210;

Вестник Конституционного Суда Украины 2009, №3 12.06.2009